ПМ 03. ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями обучающихся при решении задач обучения и воспитания.
В данном разделе представлены:
- разработанный методический материал (памятки, беседы, консультации) для взаимодействия с родителями при решении задач обучения и воспитания обучающихся.
- разработанный конспект обучающего интерактива с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_material_dlya_raboty_s_roditelyami.docx | 473.75 КБ |
konspekt_obuchayushchego_interaktiva_s_roditelyami.docx | 31.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 13
Методический материал для работы с родителями
- Создание и пополнение портфолио
Портфолио школьника – это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, копилка его успехов, копилка его положительных эмоций, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни.
Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:
- создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;
- поддерживать высокую учебную мотивацию учащегося;
- поощрять его активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося;
- формировать навыки учебной деятельности; формировать умение учиться- ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
- содействовать индивидуализации образования ученика;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;
- укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой.
Порядок формирования портфолио
Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.
Структура портфолио ученика начальной школы:
- Титульный лист (оформляется педагогом)
- Раздел «Общие сведения о ребёнке»: сведения о родителях, интересы и увлечения, виды занятий внеурочной деятельности, любимые книги, фотографии, классные поручения и т.д. (Заполняется вместе с ребенком и родителями (законными представителями).
- Раздел «Учебно-познавательное развитие ученика»: достижения ученика в различных предметных областях, успехи в проектной и исследовательской деятельности, материалы и листы наблюдений, фиксирование достигнутых результатов, результаты стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предметам и т.д. (Заполняется педагогами, психологом, логопедом и т.д.)
- Раздел «Спортивные достижения»: фиксирование достигнутых результатов в спорте, участие в соревнованиях, освоение основных движений, новых видов спорта и т.д. (Заполняется по годам обучения классным руководителем, учителем физической культуры, медицинским работником, родителями)
- Раздел «Духовно-нравственное развитие ребенка»: участие в конкурсах, выставках, рисунки, фотографии поделок, результаты анкетирования. (Заполняется классным руководителем, психологом, родителями, учеником)
- Раздел «Разные разности» (заполняется ребенком по его усмотрению)
Памятки для родителей!
Какие школьные принадлежности стоит приобрести?
- Обложки для книг твердые (по количеству и формату книг);
- Простые карандаши (твёрдо-мягкий, мягкий, очень мягкий)
- Цветные карандаши (24 цв.) и фломастеры (24 цв.);
- Кисти беличьи для рисования (№2, 5, 8);
- Альбом для рисования (формат А4) 12 листов;
- Папка для рисования или черчения (формат А3) 12 листов;
- Дощечка для лепки;
- Кисточки для клея щетинные (2шт. - №3-4);
- Пластилин любой (1 коробка);
- Линейка 20см с чёткой шкалой измерения;
- Треугольник прямоугольный со сторонами 10 и15 см;
- Закладки для книг;
- Обложки для книг твердые (по количеству и формату книг)
- Дневник учащегося начальных классов школы
- Лыжи, спортивная обувь на белой подошве (кроссовки, кеды)
Будущий первоклассник должен знать:
- своё имя, отчество, фамилию;
- свой возраст и дату рождения;
- свой домашний адрес и номер телефона;
- название своего города, его главные достопримечательности;
- название страны, в которой он живёт;
- фамилии, имена, отчества родителей, их профессии;
- названия времён года и месяцев (их последовательность, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года);
- названия домашних животных и их детёнышей;
- названия некоторых диких животных и их детёнышей;
- названия зимующих и перелётных птиц;
- названия овощей, фруктов и ягод;
- названия средств транспорта: наземного, водного, воздушного.
Будущий первоклассник должен уметь:
- Различать предметы одежды, обувь и головные уборы;
- различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
- запомнить и назвать 6—10 предметов, слов;
- разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов, по количеству гласных звуков;
- понимать многозначность слов, использовать слова с противоположным значением, составлять простые предложения
- отгадывать загадки
- хорошо владеть ножницами (вырезать из бумаги полоски, квадраты, круги, прямоугольники, вырезать по контуру фигуры);
- различать форму, цвет, размер геометрических фигур
- решать логические задачи на установление последовательности, закономерности
- владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии; рисовать геометрические фигуры; аккуратно закрашивать, штриховать, не выходя за контуры предметов;
- складывать по образцу
- точно выполнять задания из 5-6 команд
- свободно считать от 1 до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10;
- внимательно, не отвлекаясь, слушать (30—35 минут);
- сохранять прямую, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
Несколько правил родителям по безопасности ребёнка в школе
- Покажите ребёнку маршрут от дома до школы, и запомните, сколько на это потребуется времени.
- Помните: САМЫЙ КОРОТКИЙ ПУТЬ — НЕ ЗНАЧИТ САМЫЙ БЕЗОПАСНЫЙ!
- Ваш ребёнок должен пользоваться мобильным телефоном только после занятий
- Когда приходите в школу обязательно сообщайте охраннику вашу фамилию, и в какой кабинет вы направляетесь
- Не отвлекайте учителя звонками во время уроков, дети активны и учителю сложнее будет их контролировать.
Как помочь ребёнку с домашним заданием?
- Выполняем домашнее задание вместе с малышом, но не вместо него. Помните, что ответственность за выполнение уроков несет ребенок, и он должен это понимать.
- Делаем только то, что задали в школе. Не перегружайте ребенка дополнительными знаниями. Жизнь малыша не должна состоять лишь из одной умственной практики.
- Поощряем ребенка за любые отметки, если он готов заниматься и улучшать свои показатели. Важно, чтобы ваш малыш верил, что вы будите любить его независимо от школьных оценок. Хвалите его и радуйтесь, когда видите в его глазах интерес к знаниям.
- Ограничиваем время подготовки домашнего задания. Обговорите с юным школьником время вашей совместной работы над уроками. Договоритесь, что будите отдаваться полностью рабочему процессу в течение часа-полтора.
- Следите за своей речью. Исключите из нее негативное оценивание. Такие высказывания не будут стимулировать умственную деятельность ребенка, но могут значительно ухудшить его эмоциональное состояние и снизить уверенность в себе. К тому же, это вызовет обиды и злость у ребенка.
- При ошибках ребенка родитель должен помочь школьнику ее исправить. Цель взрослого — упростить для малыша задачу, разбив ее на более легкие мелкие задачки.
- Придерживаемся удобного темпа для ребенка. Не торопите и не подгоняйте ученика, это лишь помешает рабочему процессу, создав нервозную и раздражительную обстановку.
Предварительный просмотр:
Приложение 10
Конспект мероприятия с указанием форм, методов, средств для взаимодействия с родителями
Описание педагогической ситуации: Возвращаясь вечером домой, учительница видит одного из своих учащихся, который пытается с помощью баллончика с краской написать на заборе нецензурное слово. Что делать?
Я считаю, что проблема данной педагогической ситуации заключается в проявлении раннего вандализма в младшем школьном возрасте.
Вандализм (по словарю Ожегова) - бессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей, варварство. В моем же понимании, вандализм – это жестокое обращение не только историческим памятникам, но и ко всему тому, что создал человек своим трудом.
Специалисты педагогики и психологии считают, что в 3-4 классах вандализм является нормальным явлением, говорящим об освоении детьми правил поведения, их социализации. Продолжение детского вандализма может быть тревожным сигналом в будущем, к примеру, в подростковом возрасте
Так почему же дети совершают хулиганство? По моему мнению, основными, глобальными, причинами появления детского вандализма могут быть:
- Скука, желание развлечься являются психологическим фоном, на котором происходят многие правонарушения молодежи, в том числе и вандализм. Мотивом является поиск острых ощущений и новых впечатлений.
- Вандализм как игра. Это распространенная причина детского и подросткового вандализма рассматривается как возможность поднять статус в группе сверстников за счет силы, ловкости, изобретательности. Может носить характер соревнования.
- Материальная выгода является следующей причиной вандализма. Такая мотивация разрушительного поведения, по сути, составляет разновидность кражи, и особенно большой рост она приобрела в современной российской действительности.
- Вандализм как мщение. Разрушение происходит как ответная реакция на обиду и оскорбление. Как правило, такие разрушения совершаются анонимно.
- Гнев. Разрушительное поведение происходит из-за неумения справиться со своими эмоциями, из-за невозможности достигнуть чего-либо и является попыткой справиться со стрессом, возможностью таким образом излить свое раздражение на постороннем объекте.
На основе анализа педагогической задачи и определения ее проблемы можно сформулировать следующую педагогическую задачу: методы борьбы с детским вандализмом.
На мой взгляд, решение данной педагогической проблемы может заключаться в следующем:
- Беседа с ребенком в доверительной форме;
- Круглый стол «Хулиганство. Причины и проявления»
- Деловая игра «Вандализм без границ»
- Чтение поучительной литературы по данной теме: Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?
- Просмотр мульфильмов, фильмов и сериалов, в которых поднимается данная проблема: серии мультиков Аркадий Паровозов «Хулиганство»; пластилиновый мультфильм «Хулиган»
У - Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада видеть Вас на сегодняшнем родительском собрании. А чему оно будет посвящено, Вы узнаете, просмотрев видео – фрагмент (рисунок граффити) . СЛАЙД
У – Дорогие родители, как Вы думаете, какова же тема нашего собрания? О чем мы сегодня будем говорить?
Р – Мы будем говорить о раннем вандализме
СЛАЙД
У – Вы совершенно правы, сегодня мы обсудим такую важную проблему, как детский вандализм.
У – Как Вы думаете, какова же цель нашего собрания? Зачем нам это? Может, мы что-то узнаем, чему-то научимся? Как вы считаете?
Р – мы научимся предотвращать проявление вандализма.
У – Верно! Это и есть цель нашего собрания. До 1996 года проявление вандализма рассматривалось уголовным правом как хулиганство. В настоящее время вандализм выделен в самостоятельный состав преступления и уголовная ответственность за него наступает с 14 лет. Вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, наказывается штрафом
СЛАЙД
У – А кто такие вандалы?
Р –
У- А что такое вандализм?
Р – Вандализм – одна из форм разрушительного поведения человека, приводящая к гибели культурных и иных ценностей. Этот термин произошел от названия древнегерманского племени вандалов. В 455 году они овладели Римом и уничтожили в нем множество памятников античного и христианского искусства, поэтому вандалами называют невежд, варваров, разрушителей ценностей.
У – да, абсолютно верно!
У – Принято считать, что вандализм больше присущ мальчикам, нежели девочкам. Возможно такое мнение сложилось потому, что крупные разрушения, как правило, совершаются в позднее время и с затратой больших физических усилий. Девочек больше контролируют в вечернее и ночное время, и они слабее физически. Хотя к некрупным разрушениям и порче школьного имущества девочки склонны наравне с мальчиками. Подростковый пик вандализма приходится на 11-13 лет
У - Сейчас работаем в парах. Вам предложена ситуация проявления вандализма учеников начальной школы в разных условиях. Ваша задача: ознакомиться с ней и назвать возможную причину возникновения данной ситуации. На выполнение задания отводится 1 минута.
Возвращаясь вечером домой, учительница видит одного из своих учащихся, который пытается с помощью баллончика с краской написать на заборе нецензурное слово. Что делать? (подойти, отобрать баллончик, а затем провести беседу)
У- Вы назвали возможные причины проявления вандализма.
У – Как вы считаете, а что необходимо сделать вам, как родителям в тот момент, когда ребенок начинает вести себя странно когда у него появляется склонность к детскому вандализму?
- Беседа с ребенком в доверительной форме;
- Круглый стол «Хулиганство. Причины и проявления»
- Деловая игра «Вандализм без границ»
- Чтение поучительной литературы по данной теме: Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?
У - Наша встреча подходит к своему логическому завершению. Я благодарна Вам за проделанную работу. Давайте поаплодируем друг другу. И мне хотелось бы узнать, с какими знаниями и мыслями вы вернетесь сегодня домой, к своим детям?
Р – высказывают свою точку зрения
У - До новых встреч!