Работа с родителями

Нуриахметова Татьяна Викторовна

Работа с родителями — важное звено в комплексной программе помощи ребёнку со зрительной патологией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как приучить ребёнка к окклюдеру

Как приучить ребенка к окклюдеру, без слез и истерик? Чем увлечь ребенка во время его ношения, с пользой.  Возможно, где-то есть такие дети, которые безропотно и с радостью согласятся смотреть на мир 1 глазом (который видит в 2,5 раза хуже). К сожалению  так не бывает Подобную ситуацию следует воспринимать как экзамен на родительскую состоятельность и проф. пригодность.
1) Объяснить ребенку 
доступным способом ради чего терпеть неудобства – это рассказать ребёнку сказку  «О 2х братьях глазиках», один очень слабый и второй все делает за него, как следствие слабый становится еще слабее и спасти его может только  окклюдер
2) Носить окклюдер = заниматься чем-то интересным
Грубо говоря мы вырабатываем условный рефлекс. Одели окклюдер, садимся рядом с малышом и смотрим любимый мультик, рисуем вместе, лепим (все чем любит заниматься ребенок). Главное почаще обнимаем и целуем ребенка, говорим какой он молодец. Как только ребенок снял окклюдер, отстраняемся и занимаемся своими делами (необходимо объяснить, что как только он оденет окклюдер игра возобновиться). Обязательно выполнять обещания
3) Маленькие хитрецы
Ребенок достаточно быстро понимает правила игры. Хочешь много внимания и интересных игр - не снимай окклюдер. Но желание видеть предметы более четкими остается, и малыш начинает хитрить. Потихоньку старается выглянуть лучшим глазом.
4) Объяснить малышу, что это временно: чем быстрее вылечим глазик, тем быстрее снимем «нашлепку». Ребенок должен знать и понимать, для чего ему терпеть неудобства.

5) Рассказывайте, что после такого лечения глазки будут хорошо видеть. Лучше всего, если вы покажете своему чаду других деток, которые тоже носят окклюдер. Можно, например, показать фотографии в интернете.

6) Если малыш категорически отказывается надевать очки, поиграйте в пиратов, закрывайте или завязывайте платочком/шарфом глаз себе, другим домочадцам. Пусть в доме пройдет акция «Смотрим одним глазом».

7) Яркий, интересный, любимой тематики окрас окклюдера (например, автомобильчики для мальчишек, бабочки-цветочки-сердечки для девчонок и т.п.), тоже может
 помочь в достижении нужного результата.
8) Занимайте ребенка сразу же после надевания очков с окклюдером интересным делом: собирайте пазлы, смотрите вместе мультики, раскрашивайте, лепите, – отвлекайте малыша. Такие занятия к тому же нагружают-тренируют "свободный" глазик.
9) Если уж не помогают пункты  и если позволяет финансовая возможность, расскажите ребенку про гномика-очечника (деда-подарунчика или другого персонажа в зависимости от вашей фантазии), который приносит деткам, носящим окклюдеры и не подглядывающим при этом, подарки. Пусть это будет какая-то мелочь, например, раскраска, маленькая игрушка, оставляемая в укромном местечке раз в несколько дней. По мере привыкания малыша к окклюдеру можно потихоньку исключить такую «помогалочку».
10) Конечно, не забывайте хвалить сына или дочку за любое время, проведенное в очках с окклюдером, подбадривайте, напоминайте, что таким образом глаз лечится, верьте в успех и ни в коем случае не опускайте рук, даже если что-то не совсем получается. Терпение, уговоры и творческий подход к лечению обязательно помогут Вам и Вашему ребенку улучшить зрение!

C:\Users\Вагиз\Desktop\0c5f230f505a503f4726467c706m--raboty-dlya-detej-veselye-detskie-okklyudery-okklyuziya.jpg



Предварительный просмотр:

Роль семьи в экологическом

воспитании дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников в семье складывается из знакомства с видовым составом растений и животных местного края, их взаимосвязями с окружающей средой, а также путём чтения книг о природе, организации наблюдений за сезонными изменениями в жизни растений и животных, небольших экспериментов с растениями и животными в различных условиях дома и на даче.

У детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет начинает формироваться смысловая память и произвольное внимание. В этом возрасте дети маленькие исследователи. Они стремятся всё взять в руки, рассмотреть. Предметом их интереса становятся окружающие растения и животные. И вот тут-то и встаёт сама по себе перед родителями задача сообщать детям как можно больший объём знаний о природе. Отвечая на вопросы детей, желательно поддерживать возникший у них интерес к природе, побудить в них желание самостоятельно искать пути решения возникших задач. Очень полезно детей брать на дальние прогулки в лес, на речку. И чем чаще это делается, тем лучше. Используйте каждый свободный час. Идите с ребёнком в поле, лес, на берег пруда, самый непримечательный овражек, заросший кустарником, таит в себе изумительные вещи, если только вы умеете увидеть их и раскрыть глаза на них вашему ребёнку.

Внимание ребёнка на прогулках желательно обращать на красоту и особенности сезона, увеличение или уменьшение длины дня и ночи, температуру воздуха (тепло, холодно, очень тепло, очень холодно), на характер выпавших осадков (снег зимой и дождь в другие сезоны года). Очень целесообразно показать малышу солнце, луну, звёзды и связанные с ним явления: закат, восход солнца, изменения формы луны. Детям интересно наблюдать грозу, радугу и другие природные явления.

Одновременно внимание детей необходимо направлять на  зависимость между сезоном и состоянием растений, на то, что весной у деревьев и кустарников распускаются почки, растения цветут, осенью происходит листопад и плодоношение, зимой кустарники и деревья находятся в безлистном состоянии, в состоянии покоя. Постепенно, во время прогулок, ребёнка необходимо научить распознавать наиболее распространённые деревья и кустарники (ель, сосну, лиственницу, липу, рябину, клён, дуб, вяз, тополь). Научить различать детей хвойные и лиственные деревья.

Уже в дошкольном возрасте дети должны знать, что деревья и кустарники ломать нельзя, что им больно, что порченое дерево или кустарник плохо растут.
На прогулках в парк или сквер желательно знакомить детей с различными декоративными растениями (цветами), обращать внимание на их цветение, окраску их цветков, запах, некоторые особенности строения цветка. Пусть на каждой прогулке ребёнок узнаёт какое-нибудь новое декоративное растение. Однако при этом дети должны быть строго предупреждены, что в сквере, парке ничего рвать нельзя.

Семьи часто делают выходы за ягодами и грибами. Собирают землянику, малину, клюкву, калину, ежевику, костянику. Но, наряду с этими ягодами, в лесу растут и неизвестные, именуемые «волчьими» ягоды. Детям необходимо при случае показывать несъедобные ягоды и предупреждать их, чтобы они не отравились. Кажется, нет более простого, чем сбор ягод, но, оказывается, и здесь нужно позаботиться об охране природы и прививать детям правильные навыки сбора ягод. Нередко при сборе черники, брусники срывают ягоды вместе со стеблями и таким образом, бессмысленно уничтожают кустарник, который плодоносил бы ещё не один год.

При сборе грибов детям необходимо не только показать различные съедобные грибы, но и заострить их внимание на внешних признаках: окраска шляпки, ножки, строение шляпки гриба, указать на условия, в которых встречается каждый из видов грибов, например, около каких деревьев растёт белый гриб или подосиновик. Однако серьёзное внимание надо уделять и ядовитым грибам. Но пренебрежительно относиться к ним всё равно нельзя. Нельзя их сбивать ногами, топтать, т.к. они играют свою незаменимую роль в жизни леса. При сборе грибов детям показывают, как срезают ножом грибы, чтобы не повредить грибницу, объясняют, что раскапывание грибниц запрещено.

Если детей привлекают к сбору лекарственного сырья, то при этом желательно проводить в каждом отдельном случае небольшую беседу: назвать лекарственное растение, показать его, рассмотреть его цветки, листья, стебли, познакомиться с условиями его обитания.

Родители должны прививать детям привычку бережно относится к природе в целом, к лесу, водоёму. Загрязнение почвы стеклянной и железной тарой, полиэтиленом, выжиганием растительности, рубка здоровых деревьев наносят непоправимый вред природе, оказывают отрицательное воздействие на детей. Родители должны быть примером, образцом поведения в природе. Приучайте детей, чтобы они не рвали ветвей и листьев.

Безусловно, часть работы по экологическому образованию и воспитанию в семье проходит на примерах сельскохозяйственных работ. Бывая с детьми на даче, желательно показывать им какие у сельскохозяйственных растений  листья, стебли, цветки, какие плоды даёт то или иное растение, каким образом их собирают, как ведут уход за растениями, как он влияет на рост и развитие растений, как они развиваются в зависимости от сезонных изменений в природе. Однако пассивным наблюдателем происходящих сельскохозяйственных работ, ребёнок оставаться не должен. Ему нужно давать небольшое задание: посеять семена, посадить, например, несколько кустиков клубники, прополоть грядку. Желательно, чтобы были комнатные растения дома, за которыми ребёнок мог бы ухаживать.

В конце зимы с ребёнком можно разбить на окне небольшой огород: посадить лук, чеснок, укроп. Интересно наблюдать с ре6ёнком, как распускаются листья на ветках, поставленных в воду зимой. Ветки можно найти на улице после обрезки деревьев или кустарников. Эти ветки иногда дают корни и их можно ранней весной высадить в открытый грунт. Если ребёнок сам посадил растение, он всегда будет бережно относиться к другим растениям и в других условиях.
Конечно, не все родители имеют биологическое образование и достаточно знают природу, поэтому им нужно самостоятельно пополнять и расширять свои биологические природоохранительные знания.

После каждого выхода в природу с детьми в процессе наблюдений за растениями или животными обычно возникает целый ряд вопросов, которые желательно, не откладывая в долгий ящик, выяснить в тот же день. Ответы на них можно найти в справочной литературе, которая необходима в повседневной жизни. Очень важно, чтобы родители во время прогулок с детьми сами бережно относились ко всему, что их окружает, и научили этому детей.
Хочется верить, что наши воспитанники, когда вырастут, будут бережно относиться к природе и хранить всё живое на земле. Пусть вольно летают птицы, ползают и прыгают насекомые, пусть радуют глаз не сорванные цветы и травы, и пусть этот зелёный и голубой мир останется таким же ярким праздничным, каким мы его получили в наследство.



Предварительный просмотр:

                   Встреча за круглым столом

Тема: « Развитие творческих способностей детей. Подготовка детей к школьному обучению»

Подготовка к мероприятию:

1.Изготовить пригласительные билеты ( отв. воспитатели групп)

2.Изготовить подарки для будущих первоклассников (отв.воспитатели).

3.Пригласить учителя шк.№13   ( отв. учителя-дефектологи)

4.Подготовить магнитофонную запись детей ( отв. учителя-дефектологи)

5. Подготовить памятку для родителей ( отв. учителя-дефектологи, логопед, муз.работник)

6.Музыкальные номера ( отв.  муз.рук.)

7.Написать благодарности родителям за активное взаимодействие с педагогами при подготовке детей к школе. ( отв. уч-деф.)

                                      Ход встречи

1. Звучит музыка. Дети 6 группы поют песню «Игра» на школьную тематику.

2.Дети 5 группы вручают подарки, изготовленные своими руками.

3.Ведущий :

- Скоро, очень скоро наступит для вас и ваших детей торжественный, волнующий день 1 сентября. Школа примет их в своё путешествие по стране знаний. Как сделать, чтобы учитель, принимая вашего ребёнка, был благодарен за помощь, за хорошую подготовку ребёнка к школе, за успехи с самого начала обучения, за зажжённую искру интереса у детей к учёбе.

     Как вы считаете, готов ли ваш ребёнок к школе? Чему вы отдаёте предпочтение, чтению, счёту или общему развитию памяти, внимания, развитию творческих способностей?

4.Выступления родителей

5.Ведущий:

-Правильно поступают те взрослые, которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребёнком. Они рассказывают ребёнку много интересного, читают детские книги, вместе рисуют, придумывают сказки, загадки, разъясняют разные природные явления. Они вместе обсуждают то что видели на прогулке- это легко делается под предлогом рассказа другим членам семьи.

6. Выступление учителя начальных классов шк. № 13

«Мини- вопросы – мини – ответы»

А) нужно ли сидеть с ребёнком за уроками?

Б)Как научить ребёнка отвечать устные ответы без запинки?

В) Если ребёнок отстаёт в учёбе, ему учиться трудно с самого начала, не справляется с простым заданием?

7.Вручение памяток для родителей.

8.Выступление психолога д.с

Анализ результатов обследования уровня психологической и социальной готовности детей к школе, учебной мотивации.

Мини-вопросы- мини –ответы:

- какие аспекты относятся к психологической готовности к школе?

9.Ведущий

-Будет ли школьная жизнь радостной для ребёнка или ,наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас взрослых, ибо вы, думаю, согласитесь с тем что познавательный интерес у ребёнка должен быть сформирован в дошкольные годы.

Наши группы особенные, т.к. помимо учебно-воспитательной работы у нас осуществляется ещё и лечебно-восстановительная работа , причём она осуществляется в тесной взаимосвязи.

Мы развиваем у ребёнка память, мышление, ориентировку в пространстве, творческие способности, мелкую моторику, мимику и пантомимику и одновременно  работаем над повышением остроты зрения, развитием глазодвигательных мышц, развитием бинокулярного зрения.

10.Выступление музыкального руководителя.

« Упражнения , направленные на развитие глазодвигательных мышц, развитие творческих способностей детей»

11. Вручение памяток для родителей музыкальным руководителем.

12. Вручение благодарностей родителям чьи дети хорошо подготовлены к школе.

13.Подведение итогов.

 Решение собрания:        

1.Ни на один день не откладывать подготовку ребёнка к школе на потом, а это значит развивать память, разучивать стихи, загадки , пословицы, развивать речь, составляя рассказы, сказки и загадки,  развивать внимание и усидчивость через настольные игры, занятия рисованием, лепкой, конструктором.

2.Всегда обращать внимание на осанку детей во время занятий.

3.В действие- профилактические меры по сохранению зрения, ежедневная (2 раза) – гимнастика для глаз

4.Оборудовать уголки для будущих школьников- заранее изготовить подставки, подумать о правильном освещении, о соответствии стола и стула.

 



Предварительный просмотр:

Какую оправу выбрать ребенку?

  Детские очки должны быть комфортные, функциональные и безопасные. Правильно подобранная (а не подогнанная) оправа должна в первую очередь учитывать анатомические особенности строения лица ребенка.

Переносица. 90 % веса очков опирается на нос пациента и поэтому важно правильно распределять их вес. По этой причине важно выбрать оправу с переносицей, которая не будет слишком большой для предотвращения съезжания оправы вниз по носу или слишком маленькой, иначе может повреждаться спинка носа и возможно его неправильное развитие. У младенцев выстояние переносицы (то место, где оправа сидит на носу) отрицательное. В течение длительного времени отрицательное выстояние постепенно меняется на нулевое, и затем положительное, пока не достигает больших размеров (к тринадцати годам) как у взрослых.http://www.ilariya.ru/images/stories/Glasses/IMG_2483.JPG

Более удобными являются носоупоры, изготовленные из силикона. Более физиологичными являются носоупоры в виде коромысла или конструктивно подвижные. Элементы переносицы у детских оправ могут быть выполнены из титановых или стальных сплавов с памятью. Это повышает устойчивость оправ к механическим повреждениям.

Размер. Оправа не должна ограничить поле зрения, быть пропорциональной лицу пациента, не слишком маленькой или слишком большой. Глаза должны быть расположены по центру и в горизонтальных и в вертикальных направлениях по отношению к установленной линзе. Оправа должна закрывать бровь глаза.

Наиболее оптически оптимальной является оправа, просвет которой имеет форму трапеции.

Дужка не должна давить на лицо ребенка и должна быть правильной длины. Если она будет слишком длинной, оправа будет съезжать по носу вниз, если слишком короткой, ресницы будут задевать за линзу или перекрывать ее. Идеально, дужки охватывают изгиб ушей пациента без деформации их формы и никогда под углом, близким к 90º. 

Конструктивно устойчивыми к механическим повреждениями являются узлы соединения дужки с рамкой:

- подпружиненные;

- устойчивые к выгибанию на 180-270°;

- имеющие механизм вращения в разных плоскостях.

http://www.ilariya.ru/images/stories/Glasses/IMG_2485.JPGhttp://www.ilariya.ru/images/stories/Glasses/IMG_2490.JPG

Дужки могут быть выполнены из титановых сплавов.

 

 http://www.ilariya.ru/images/stories/Glasses/IMG_2493.JPGhttp://www.ilariya.ru/images/stories/Glasses/IMG_2494.JPG

Для новорожденных оправы не должны содержать металлических узлов соединений (или они должны быть скрыты под мягким чехлом).

http://www.ilariya.ru/images/stories/Glasses/IMG_2479.JPGhttp://www.ilariya.ru/images/stories/Glasses/IMG_2477.JPG

Эластичная лента. Дети энергичны и находятся в постоянном движении. Они двигаются, когда играют, прыгают, занимаются спортом, поэтому рекомендуется использовать эластичные ленты для сохранения правильного положения оправы на лице пациентов и, следовательно, оптимально перед глазами. 

http://www.ilariya.ru/images/stories/Glasses/IMG_2476.JPG

О чем нужно помнить еще при выборе оправы?

Окончательный выпор оправы возможен только после того, как Вы получите утвердительный ответ продавца-консультанта и оптика-техника. Только они принимают решение о том, что в эту оправу технически возможно надежно установить линзы согласно выписанному рецепту.

1. Материал, из которого выполнена оправа.

Современные оправы могут быть изготовлены из пластика или металла, возможна комбинация этих материалов. Основное значение имеет, из чего изготовлена та часть оправы, где будут размещены линзы.

• В оправы с металлическим ободком можно установить линзы невысоких величин.

• Для пластиковых оправ этот диапазон расширяется. Наибольшим он является для пластиковых оправ изготовленных фрезерованным способом (есть еще литьевые пластиковые оправы).

2. Конструкция светового проема.

• Ободковая оправа: технически возможна установка всех типов очковых линз.

• Полуободковая оправа (на леске): устанавливаются только линзы из полимерного материала с не тонким краем.

• Безободковая оправа (на винтах или втулках): толстые линзы из полимерного материала или из поликарбоната.

http://www.ilariya.ru/images/stories/Glasses/IMG_2498.JPGhttp://www.ilariya.ru/images/stories/Glasses/IMG_2512.JPGhttp://www.ilariya.ru/images/stories/Glasses/IMG_2505.JPG

3. Наличие цилиндрического компонента в рецепте (для коррекции астигматизма).

• Ободковые оправы - установка линз возможна.

• Полуободковые оправы - установка линз возможна, но не желательна.

• Безободковые оправы - установка линз не допустима. 

7_2

         



Предварительный просмотр:

Рекомендации для  родителей, воспитывающих детей с нарушением         зрения.

          Дети с нарушением зрения имеют ряд особенностей своего развития и, следовательно, путь помощи им семьей отличен от нормально видящего ребёнка. Перед родителями возникает задача преодоления эмоционального барьера приятия такого ребенка. Воспитывая ребенка с нарушением зрения, необходимо четко представлять характер зрительного нарушения и возможное течение болезни. Тесная и постоянная связь с детским офтальмологом, его консультации, лечение – необходимое условие воспитания. Также следует выполнять рекомендации офтальмолога и соблюдать нормы гигиены охраны зрения.  Положение ребёнка с нарушением зрения  в семье, его взаимоотношения с близкими людьми, могут или способствовать выработке волевых качеств и эмоциональной устойчивости, или неправильно сложившиеся отношения нарушают эмоциональную стабильность, способствуют развитию негативных сторон личности. Огорчения родителей по поводу дефекта  ребенка или высказывания о том, какие трудности его ожидают в будущем, заставляет  ребенка фиксировать внимание на себе, как на человеке с особыми потребностями. К такому ребенку следует относиться как к здоровому полноценному человеку. Важно, чтобы правильное отношение было у всех членов семьи. Ребенку нужна не жертвенность со стороны родителей, а нормальное отношение, основанное на разумной любви. Для ознакомления предлагается краткое описание некоторых, наиболее часто встречающихся у детей заболеваний органов зрения и трудностей, возникающих у ребенка в связи с этим.

Миопия (близорукость)- дефект зрения, при котором человек плохо видит отдаленные предметы.

Близорукие дети испытывают затруднения в восприятии написанного на доске. Для них характерно диффузное (расплывчатое) восприятие предметов в пространстве. Они быстро утомляются, читают, пишут, рассматривают предметы с низко наклоненной головой.

Гиперметропия (дальнозоркость)- дефект зрения, при котором человек плохо видит вблизи.

У дальнозорких детей сужено поле обзора, поэтому им приходится рассматривать  картинки и предметы особенно большого размера по частям, им нужно больше времени, чтобы сформировать целостный образ объекта.

Астигматизм – заболевание, при котором нет отчетливого изображения предмета, при этом нарушена: форма, величина, размеры.  Исправляется с помощью оптической коррекции (очки).

Детям, страдающим астигматизмом, трудно соединять элементы букв, линии в чертежах и рисунках, они часто роняют ручки и другие школьные принадлежности, так как не видят четко границы парты и других плоскостей.

Косоглазие-заболевание, характеризующееся отклонением  глаз от совместной точки фиксации и  нарушением глазодвигательных функций. Так же косоглазие характеризуется нарушением бинокулярного зрения – это одинаковое видение двумя глазами, при котором изображение предметов воспринимаются левым и правым глазом, сливаются воедино. При нарушении бинокулярного зрения  возникают трудности в ровном написании букв, цифр, рисовании по контуру, чтении, попадании предметом в цель. У детей с косоглазием снижен зрительный контроль, может возникать двоение изображения отсюда ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.

Нистагм – спонтанное колебание движения глаз. При нистагме возникают трудности в длительной работе с предметом на близком расстоянии, чтении, письме.

Слабовидение – значительное снижение остроты зрения, при которой видение предметов или очертаний предметов  в пределах от двух до пяти метров в очках. У слабовидящих трудности с ориентировкой в макро- (помещение, улица) и микро- (лист бумаги) пространстве.

 Для всех детей данной категории (нарушение зрение ) характерна малая двигательная активность, ограниченные возможности практической микро- и макроориентировки, отмечаются затруднения в словесных обозначениях пространственных отношений, в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности предметов. Восприятие пространства и пространственных отношений носит диффузный, нерасчлененный характер.

Родителям, воспитывающим ребенка с нарушением зрения, следует учитывать некоторые рекомендации  по профилактике и преодолению трудностей, которые могут возникнуть в обучении.

1.                Ознакомиться с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения ребенка. Далеко не всем детям рекомендуются очки для постоянного ношения, а некоторые дети, испытывая чувство стеснения, не одевают их в окружении сверстников.

2.                Рабочее место ребенка с нарушением зрения должно быть оснащено дополнительным освещением.

3.                 В одежде родителю рекомендуется использовать яркие цвета, которые лучше воспринимаются ребенком, имеющим зрительные нарушения.

4.                В связи с тем, что темп работы детей со зрительными нарушениями замедлен, следует давать больше времени для выполнения домашних заданий (особенно письменных). Некоторые нарушения зрения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка. Рекомендуются дополнительные занятия с таким ребенком, направленные на развитие навыков письма и черчения по трафарету, навыков штриховки, ориентировки в микропространстве (на листе бумаги), развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.

5.                Рекомендуется смена видов деятельности, которые являются своеобразным отдыхом для глаз, с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика).

6.                Родитель должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1 - 2 мин на обдумывание.

7.                При проведении занятий с детьми, имеющими нарушение зрения, создаются условия для лучшего зрительного восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения на фоне других объектов, удаленности.

8.                Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, помидор - меньше кочана капусты и т. п.

9.                Размещать объекты нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.

10.           При знакомстве с объектом рекомендуется медленный темп, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное, чем нормально видящим детям, время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания.

11.           Следует использовать указки для прослеживания объекта в полном объеме (обводят его контур, часть).

12.           Поскольку у детей с нарушением зрения преобладает последовательный способ зрительного восприятия, то время на экспозицию предлагаемого материала увеличивается минимум в два раза (по сравнению с нормой).        

13.           При предъявлении материала, связанного с его осязательным обследованием, время также увеличивается в 2-3 раза по сравнению с выполнением задания на основе зрения.

14.           Трудности координации движения, несогласованность движений руки и глаза при нарушениях зрения замедляют темп выполнения заданий, связанных с предметно-практической деятельностью, поэтому при выполнении графических заданий нужно хвалить ребенка не за точность воспроизведения, а за правильность понимания и выполнения задания

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ    НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ

Организм ребенка очень восприимчив к всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте развитию зрения должно быть уделено особое внимание. Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная организация занятий в домашних условиях. Дома дети любят рисовать, лепить, а в более старшем возрасте читать, писать, играть с конструктором. Но надо помнить, что общая продолжительность занятий в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3-х до 5-ти лет, и одного часа в 6-7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня, и чтобы между этими занятиями было время для активных игр и пребывания на свежем воздухе. Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха глаз.

Профилактику неправильных зрительных привычек у ребенка начинают уже с 2-3 лет. Детей учат периодически моргать, не горбиться, не дают им возможность смотреть пристально, просят чаще менять взгляд с ближнего на дальние предметы и обратно.

Очень важно обучить ребенка правильно смотреть телевизор и играть на компьютере. Длительность для дошкольников и младших школьников не должно превышать получаса. Оптимальное расстояние до экрана телевизора от 2 до 5 м. Экран монитора компьютера должен располагаться на расстоянии вытянутой руки (40 см). Сидеть при этом необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате должно быть естественное или искусственное освещение. Важно, чтобы свет от других источников не попадал на глаза.

Несмотря на возрастающую популярность «развивающих» игр, следует помнить о чувстве меры продолжительность таких игр не более 20 минут единовременно и более 60 минут за весь день. Просмотр телевизора, видеоигры и игры за компьютером для детей до трех лет запрещены.

Взрослые должны учитывать следующее:

-с 1,5 лет ребенок должен держать книгу на расстоянии 20-25 см. от глаз;

-при рисовании нельзя заслонять источник света рукой;

-комната, где ребенок проводит большую часть времени должна быть хорошо освещена.

Рекомендуется с одного года приучать ребенка к гимнастике глаз в игровой форме. Зрительная гимнастика помогает:

-улучшить кровообращение сосудов органов зрения;

-снять утомление глаз после чтения или работы с мелкими деталями.                                

                                                                                                                                                                   

Общие рекомендации по гимнастике для глаз для дошкольников:

1.Посмотреть вдаль в течение 1-2 мин., переводя взгляд с предметов;

2.Поморгать глазами - 20 раз;

3.Дать «попрыгать глазками с лестницы»-посмотреть кверху и быстро опустить взгляд вниз-5-6 раз.

 МЕТОДИКА  В. БАЗАРНОГО

 Чтобы снять напряжение в глазах при работе за компьютером:

1.Каждые 1-2 часа переключать зрение: смотреть  вдаль 5-10 минут.

2.Закрыть глаза для отдыха на 1-2 минуты.

Гимнастика для усталых глаз:

1.Глубоко вдохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Напрягите мышцы шеи, лица, головы.  Задержите дыхание на 2-3 секунды, потом быстро выдохните, широко раскрыв глаза на выдохе. Повторить 5 раз.

2.Закройте глаза, помассируйте надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми движениями от носа к вискам.

3.Закройте глаза, расслабьте брови. Повращайте глазными яблоками слева направо и справа налево. Повторить 10 раз.

4.Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10 раз.

5.Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их.10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза.

Выполнение каждого из этих комплексов упражнений для глаз займет не более 5 минут. А пользу, которую вы получите, трудно переоценить.

Простейший отдых для глаз - это их закрытие на более или менее длительный период   времени и мысленное представление чего-нибудь приятного. Этот метод служит средством первой помощи, и к нему надо прибегать в первую очередь.          

 

«ВЕСЕЛАЯ НЕДЕЛЬКА»  гимнастика для глаз.

Всю неделю по-порядку,

Глазки делают зарядку

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх, опустить их книзу, голова неподвижна(снимает глазное напряжение).

Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда-сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна(снимает глазное напряжение).

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз ,два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глаза (упражнение для снятия напряжения глаз).

По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой ,поставив палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координацию).

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх(совершенствует сложные движения глаз).

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый, перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).

                                                                                                                                 

В воскресенье будем спать,

А потом пойдем гулять,

Чтобы глазки закалялись,

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот(расслабляет мышцы и улучшает кровообра- щение).

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!