Практик тәжрибә менән уртаҡлашыу
Практик тәжрибә менән уртаҡлашыу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию развития,
проделанную ребенком ранее"
В.А. Сухомлинский
С 01.09.2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании в Российской Федерации» детский сад становится первой обязательной ступенью образовательного процесса. С 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.Из практики общения с учителями начальных классов мы знаем, что предшкольная зрелость- это не только умение читать и писать, а любознательность, пытливость ума и стремление к новым знаниям. Одним словом, будущий ученик должен быть активным пользователем информационного пространства, равноправным участником образовательного процесса.
Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой, т.е. развить 3 сферы: личностную, интеллектуальную и физическую. Многочисленные исследования по вопросу осуществления преемственности между детским садом и школой позволяет выделить следующие группы проблем:
- преемственность в содержании обучения и воспитания;
- в формах и методах образовательной работы;
-педагогических требований и условий воспитания детей.
Преемственность предусматривает использование разных форм деятельности: изучение программ, взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической работы, формирование у детей интереса к учёбе. Наш детский сад традиционно осуществляет совместную деятельность по преемственности с лицей им. Р.Уметбаева.
С переходом ДОО на ФГОС мы поняли необходимость по-новому взглянуть на проблему реализации преемственности дошкольного образования и начальной школы. Преемственность в нашей деятельности мы сразу же стали рассматривать не только как согласованность образовательных программ. Она должна была охватывать также методы, средства, формы организации не только обучения (подготовка к школе), но и воспитания. Посредством такого сотрудничества выработан план работы по преемственности «детский сад – начальная школа», который включает работу с детьми, методическую работу и работу с родителями. Цель: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер. Для реализации ФГОС в плане преемственности в ДОО созданы необходимые условия:
- специально организованная развивающая среда: центры познавательного, интеллектуального развития, опытно-экспериментальной деятельности, игровой и исследовательской деятельности.
Организация работы по преемственности включает
. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьной библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• выставки рисунков и поделок, сделанных детьми школы и ДОО;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);
• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников, и первоклассников;
• участие в театрализованной деятельности;
Особое внимание уделяется и проблеме принятия школьной культуры ребенком задолго до того, как он вступит в школьную жизнь. Этому во многом способствуют организационные экскурсии с их последующим обсуждением, рисованием и лепкой по теме. В этом году дети посещали школьную библиотеку, столовую, спортивный зал, классы, могли посидеть за школьной партой, поиграть в коридорах, посмотреть выставки рисунков и поделок, посидеть за компьютером, порисовать на интерактивной доске. Подобные мероприятия производят на детей неизгладимое впечатление и резко повышают школьную мотивацию. После посещения школы дети делятся впечатлениями, стремятся выразить радость от общения со школой в рисунке, лепке, сюжетно-ролевой игре, инсценировке.
в составлении списков будущих первоклассников, в обмене опытом, в рекомендациях учителя воспитателю по подготовке детей к школе. Заместители директора и учителя начальной школы ежегодно выступают на родительских собраниях в детском саду по вопросам приёма детей в школу, их подготовки к обучению и другим, интересующим родителей вопросам. А также в проведении
• совместных педагогических советов (ДОО и школа);
• семинаров, мастер- классы
• круглых столов педагогов ДОО и учителей школы;
• психологических и коммуникативных тренингов для воспитателей, и учителей;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОО и школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОО и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
В течении года были проведены педагогические совещания по темам: «Адаптация детей в первом классе», «Подготовка детей к письму» ; семинары на темы: «Актуальные вопросы преемственности детского сада и школы», «Роль сюжетно-ролевой игры в формировании предпосылок учебной деятельности», а так же круглый стол «Ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев портрета выпускника»
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями
• совместные родительские собрания с педагогами ДОО и учителями школы;
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОО и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• творческие мастерские;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;
В работе с родителями проведены родительские собрания: «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе», круглый стол «поступление в школу – важнейшее событие в жизни ребёнка», «Ребёнок на пороге школы».
Наши родители активно участвуют в проведении творческих мастерских, совместно с детьми оформляют выставки рисунков и поделок «Осенняя фантазия», «Новогодняя сказка». Также проводились в течении года «дни открытых дверей». . Интересно было наблюдать за работой детей, которые с интересом и старанием считали, решали задачки, выделяли звуки в словах, делили их на слоги, составляли предложения, рассказы по картине. Каждому ребёнку хотелось показать, что он умеет, и конечно понравиться своим родителям. Кроме этого родители имеют возможность выйти на сайт нашего детского сада и получить информацию о том, что нового узнают их дети, чем занимаются в течение текущей недели. Сайт позволяет лучше узнать воспитателей и специалистов детского сада, от которых родители могут получить необходимую консультацию. В конце года проводится анкетирование родителей по вопросам подготовленности детей к школе. Подведя итоги анкетирования , мы можем сказать, что из 40 выпускников детского сада, 35 набрали 15-18 баллов, что говорит об их готовности идти в школу; 5 набрали 10-14 баллов- ребенок уже многое умеет, и нужно обратить внимание на суть тех вопросов, ответ на которые был отрицательным. Именно они являются подсказкой, над чем нужно поработать, на что обратить внимание!
В результате такой совместной деятельности педагогов детского сада и начальной школы достигается их взаимопонимание. По результатам бесед с родителями и отзывов учителей выпускники детского сада хорошо осваивают программу; уровень их соответствует требованиям, предъявляемым к дошкольникам, подготовка детей к школе оценивается как высокий и средний уровень.
По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Мы считаем, что сотрудничество детского сада и школы в обеспечении эффективной преемственности будет успешным, если учитывать запросы родителей, осуществлять сотрудничество с семьями, координировать взаимодействие воспитанников и других педагогов внутри детского сада и начальной школы, устанавливать взаимодействие с педагогами образовательного учреждения.
Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.
Закончить статью хотим словами В.А.Сухомлинского
«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.
Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…
Воспитатели МДБОУ «ЦРР-д/с «Сказка» группы «Жемчужинка»:Исянбаева Р.Х.,РысбаеваА.С.
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
Формирование основ экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта
«Дети за раздельный сбор мусора»
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование личности ребенка, его социальных, нравственных, интеллектуальных, физических качеств, самостоятельности и ответственности ребенка.
Большое значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей. В современном мире одной из серьезных проблем является утилизация мусора, с которой мы знакомим детей через реализацию долгосрочного проекта «Дети за раздельный сбор мусора».
Цель нашего проекта: Научить детей старшего дошкольного возраста раздельной утилизации мусора и через практическую работу находить ему применение в творчестве.
Как-то раз помощник воспитателя выносила большой пакет с мусором. Он у нее разорвался, и весь мусор оказался на полу. Дети стали помогать собирать мусор. Они разобрали мусор по разным пакетам. В одном оказались крышки и пластиковые бутылочки от йогурта, в другом бумага и т. д. В ходе обсуждения, почему они так сделали, выяснилось, что некоторые дети так поступили, осознано, им об этом говорили их родители, а остальные просто подражали им, так как об этой проблеме им было не известно.
Воспитатели стали знакомить детей с данной проблемой через просмотр мультфильмов, видеороликов, документальных фильмов, бесед и экологических игр, созданных из бросового материала. На основе полученных знаний у детей появилось осознанное желание помочь природе и внести свой посильный вклад в сохранение нашей планеты.
Начали мы с того, что провели акцию в детском саду «Крышечки спешат на помощь». Для этой акции дети совместно с воспитателями сделали плакаты и нарисовали эколистовки. В группах дети собрали крышечки, рассортировав его по разным пакетам.
В нашем саду дети с родителями других групп принимают активное участие в долгосрочной акции «Добрые крышечки» для помощи больным детям, а так же мы находим им разнообразное применение. Делаем поделки, создаем разнообразные игры.
Экологическим советом было принято решение собирать батарейки в отдельную емкость, чтобы научить детей правильно утилизировать опасные отходы.
После беседы с детьми на тему: «Леса – легкие нашей планеты», у них возник вопрос: «Как сохранить лес?» Воспитатели предложили поучаствовать в сборе макулатуры в обмен на саженцы, родители с детьми приняли активное участие в этой акции.
Из использованных упаковок и емкостей дети совместно с воспитателями и родителями сделали кормушки для птиц к акции «Мастерим кормушки».
Поговорив с детьми по поводу свалок в неположенных местах (в лесах, около водоемов) дети сделали вывод, что засоряется не только окружающая среда, но и водоемы.
Мы надеемся, что наши дети, получив опыт в ходе проекта, пройдут по жизни с девизом: «Знаешь сам – научи другого».
Рысбаева А.С. воспитатель МБДОУ детский сад «Миляш»
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом часе для воспитателей района
На тему: «Математическое развитие в ФОП ДО»
14.09.2023г.
В сентябре все детские сады перешли на работу по Федеральной образовательной программе дошкольного образования, реализуя то содержание, которое в ней заложено. Достичь планируемых результатов в области развития элементарных математических представлений педагогам поможет парциальная программа «Математические ступеньки», предназначенная для детей от 3 до 7 лет.
Автор программы — Елена Владимировна Колесникова, которая 30 лет работала в дошкольных учреждениях Москвы воспитателем, методистом и тифлопедагогом. Она обобщила опыт своей многолетней работы и представила его в виде программы «Математические ступеньки». В этом обзоре представляем вашему вниманию обновленные рабочие тетради, которые входят в учебно-методические комплекты и соответствуют ФОП ДО.
ФОП ДО предусматривает развитие следующих математических представлений у детей 3—4 лет. Педагогу нужно научить детей сравнивать два предмета: большой — маленький, короткий — длинный, широкий — узкий, а также познакомить их с некоторыми фигурами (шаром, кубом, квадратом).
Рабочая тетрадь «Я начинаю считать» содержит 16 занятий, соответствующих принципам развивающего обучения. С помощью увлекательных упражнений дети познакомятся с числами до 5, назовут приметы осени, посчитают, сколько лапок у кошки и ножек у стола. Выполняя задания, дети раскрасят большую машину красным карандашом, поменьше — желтым, самую маленькую — зеленым, а также нарисуют на нитках шарики разного размера, соединят цветы с вазами по размеру и многое другое.
На следующем этапе обучения педагог в рамках ФОП ДО сформирует у детей способность считать в пределах пяти, пересчитывать предметы и отсчитывать их по образцу и названному числу, различать левую и правую сторону. В рабочей тетради «Я считаю до пяти» представлены учебно-игровые задания для детей 4—5 лет. Дети раскрасят картинку с изображением осенней ветки, соединят линией матрешек одинакового размера и ленты одинаковой ширины, обведут по точкам цифру, которая обозначает количество мячей.
На занятиях с детьми 5—6 лет педагог научит воспитанников считать до 10, познакомит с числами и составом числа и закрепит в активной речи дошкольников последовательно называть дни недели. Рабочая тетрадь «Я считаю до десяти» — популярное пособие в России, по которому занимается каждый третий дошкольник страны. Тетрадь представлена в двух вариантах: цветном и черно-белом. С помощью увлекательных упражнений дети познакомятся с числами до 10, расширят знания о геометрических фигурах, временах года и частях суток, решат математические и логические задачи. Выполняя задания, дошкольники обведут цифры по точкам и напишут их в клетке, нарисуют треугольник и трапецию по образцу, соединят картинку с соответствующей цифрой, назовут третий месяц весны и раскрасят рисунок с изображением мая.
В рамках ФОП ДО педагог сформирует у детей умения решать простые задачи на сложение и вычитание, усовершенствует способность считать в прямом и обратном порядке, а также научит воспитанников измерять протяженность, массу и объем веществ с помощью условной меры. Красочная рабочая тетрадь «Я считаю до 20»включает 32 учебно-игровых занятия. Выполняя задания, дети придумают к картинке как можно больше вопросов со словом «сколько» и запишут ответы в квадратах, измерят с помощью линейки длину палочки флажка и машины, составят задачу про рыбок и запишут ее решение.
Для формирования навыка самоконтроля и самооценки рядом с каждым заданием нарисованы шарики: ребенок должен раскрасить их зеленым карандашом, если выполнил задание без ошибок, красным — если были допущены ошибки. Самооценка собственной деятельности детьми 3—4 лет не проводится.
Закончив работу с тетрадью, посчитайте количество зеленых шариков с условными обозначениями и впишите результаты в таблицу соответственно разделу в графу «Сколько зеленых шариков по факту». Таблица находится в начале или в конце тетради.
Программа «Математические ступеньки» поможет воспитателям системно и целеправленно организовать занятия с дошкольниками.
Для каждого ребенка необходимо создать ситуацию успеха, веры в силы ребенка. Ребенок должен быть абсолютно уверен, что это он сам совершил «открытие», что он сам справился с заданием. С этой задачей по нашему мнению справляется Многофункциональная технология Воскобовича, с помощью которой можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. Универсальность по отношению к образовательным программам.
Роль технологий в развитии логического мышления, интеллектуальных и творческих способностей человека велика. Именно благодаря им ребѐнок учится анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Почему?
Во-первых, здесь используется абстрактный материал: натуральные объекты заменяются символами.
Во-вторых, дети при решении логических задач и проблемных ситуаций устанавливают причинно-следственные связи, без которых не придѐшь к правильному ответу, правильным выводам.
В третьих, дошкольники самостоятельно находят закономерности, учатся выводить свойства и законы.
Вот именно поэтому мы с января этого года начали заниматься по технологии Воскобовича, и эта технология соответствует ФОП дошкольного образования.
Предварительный просмотр:
Выступление на семинаре-практикуме
«Играют дети – играем вместе»
«совместное мероприятие для детей и родителей
в Службе семьи Абзелиловского района
28 октября 2023г.
Цель: Повысить уровень компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.
Участники: родители, дети, сотрудники Службы семьи.
1.ТЕОРИТЕЧИСКАЯ ЧАСТЬ. Хочется открыть моё выступление словами известных педагогов:
1. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский В.А.
2. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет на работе, когда вырастет.
Макаренко А.С.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Возможности игры огромны, они:
- Развивают познавательные процессы личности – внимание, память, восприятие, мышление, воображение;
- Тренируют наблюдательность и ум;
- Развивают творческие способности у детей;
- Формируют эмоционально-чувственную сферу личности
дошкольника;
- Способствуют познанию ребенком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию;
- Учат самодисциплине, настойчивости, выдержке –
всем тем качествам, без которых трудно жить и достигать
поставленных целей и задач
ИГРА «ЧУДЕСНАЯ ШКАТУЛОЧКА»
Воспитатель: Так как наш семинар-практикум посвящен теме игры, я вам предлагаю поиграть в игру «Чудесная шкатулочка» (родители достают записку с вопросом и готовят ответ на него) На вопросы постарайтесь отвечать максимально честно и откровенно.
1. В какую игру вы играли недавно с ребенком?
2. Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия.
3. В какие игры чаще играет ваш ребенок?
4. При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь?
5. В какие игры вы играли в детстве, рассказываете ли ребенку?
6. Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?
7. Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?
8. Если в семье есть старшие брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что играют дети? Организуют ли старшие дети игры?
9. Какие игрушки любимые у ребенка?
10. Кто чаще играет с ребенком: мама или папа?
Воспитатель: Спасибо вам за ваши честные и откровенные ответы.
А теперь я познакомлю Вас с играми, в которые мы играем в детском саду:
2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. (совместные игры детей и родителей.)
Воспитатель. «Поиграй со мной!» - как часто нам приходится слышать эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть на несколько минут побыть «больным» или «серым волком», «пиратом» или «ребенком».
Уважаемые родители, я вас приглашаю сегодня поучаствовать в увлекательном мероприятии, окунуться в мир детства, игры и хорошего настроения. Я предлагаю всем нам отправиться в волшебную страну «Игралочка», где мы сможем поиграть вместе со своими детьми. Вы согласны?
(дети и родители сидят на скамейках напротив друг друга)
Воспитатель: Ребята, вы хотите поиграть с вашими папами и мамами?
1.Игра «Кто больше слов скажет?» (между родителями и детьми) Ребята, давайте посоревнуемся с нашими мамами и папами кто больше назовет животных.
2.Игра «Ассоциации или Ответь быстро» (между родителями и детьми) Я назову время года, а вам надо подобрать слова, которые подходят к этому времени года.
Зима- снег, лед,мороз и т.д
3.Игра «Угощаю».(дети поочереди угощают своих родителей)
Давай вспомним вкусные слова и угостим наших родителей. Ребенок называет «вкусное слово» и кладет вам в ладошку, затем Вы ему Можно поиграть в «сладкие», «соленые», «горькие», «кислые» «зимние» «осенние» слова.
(дети с родителями садятся за столы)
1. Игра «Помоги маме» (перебрать фасоль и горох»)
2. Игра «Выложи узор» (из фасоли и гороха)
Итог собрания.
- Уважаемые родители, вам приятно было играть с детками?
- Ребята, а вам понравилось играть вместе с мамами и папами? В какие игры вам понравилось играть больше всего? (можно спросить каждого ребёнка «Больше всего мне понравилось играть с мамой в игру…»)
- Уважаемые родители, спасибо за ваше желание побыть рядом с детьми, подарить им душевное тепло. Нам очень приятно было видеть ваши добрые и нежные улыбки и счастливые глаза ваших детей.
Совместные игры сближают детей и родителей. Играйте с детьми дома, как можно чаще!