Мөмкинлектәре сикләнгән балалар өсөн мәғлүмәт

Рысбаева Әлиә Сәлих ҡыҙы

Һаулыҡ яҡтан мөмкинлектәре сикләнгән балалар тәрбиәләүсе, үҫтереүсе ата-әсәйҙргә, тәрбиәселәргә ярҙам.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Что делать, в моей группе ребенок с ЗПР»

Подготовила: Рысбаева А.С.

Дошкольное детство – это период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то в последствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития.

Итак, тема консультации: «Что делать, в моей группе ребенок с ЗПР?»

Нужно иметь представление, что происходит с ребенком. У детей с ЗПР в большинстве случаев бывает нарушено восприятие, внимание, мышление, память и речь.

Внимание: неустойчивое, рассеянное, плохо концентрируемое и снижается при утомляемости, физических нагрузках. Даже положительные бурные эмоции (праздники, утренники, просмотр телепередач и т. д.) снижают внимание; плохая переключаемость, частое застревание на каком-либо объекте.

Восприятие: темп восприятия замедлен, требуется больше времени для выполнения задания, наблюдаются трудности при восприятии сходных предметов (овал, круг); наблюдаются проблемы с гнозисом (узнаванием, нарушено восприятие цвета (особенно оттенков, затруднено пространственное восприятие, физиологический слух сохранен, но нарушено фонематическое восприятие (звуковое, затруднен стереогноз (восприятие на ощупь).

Память: лучше развита кратковременная память (необходимо механическое многократное повторение, лучше развита зрительная память, чем вербальная (речевая, страдает способность к логическому запоминанию.

Мышление: недостаточная сформированность мыслительных операций, страдает словесно-логическое мышление (дети не понимают картинку со скрытым смыслом, загадку, пословицу, не могут установить причинно-следственные связи).

Речь: практически у всех детей с ЗПР имеются речевые нарушения. Особенно страдает связная речь, нарушается смысловая сторона речи.

Итак, приходит ребенок, у него нет сюжетной игры, есть манипулятивная деятельность. Нужно всегда помнить, что в отклоняющимся развитии нет ничего, чего бы не было в норме. Например, составляет ребенок рядочки. Это норма. Это этап развития психики, но, когда дети с задержкой остаются на этом этапе надолго, то задаем родителям вопрос: Как он играет? Он никак не играет. Приведите пример детской игры. А что он делает, если его не трогать, не развлекать, не брать на руки, что он делает? Да, он выворачивает шкафы с посудой, с одеждой или он раскачивается, смотря в одну точку. Будет ли актуально предлагать ребенку в сказке «Теремок» покормить животных или тянуть «Репку» вместе с героями, «Кто где живет?». Это сюжетная игра. Для этой игры ребенок должен понимать, что это дед, это кошка, соотносить название с фигуркой, они выстраиваются в ряд и тянут репку. Ребенок должен в 2,5 года понимать сюжет, начинает совершать мнимые действия. Если ребенок не понимает, что на него движется, потому что первые этапы психической деятельности он еще не прошел. У него задержка, а это значит что? Он не познакомился с миром, с собственным телом, не познакомился с отношениями между людьми. У него не сформировались образы, а речь – это образ. Когда мы говорим «кошечка» - ребенок представляет кошечку, то для ребенка произнесенное слово будет до фени, потому что ему это не интересно.

Педагог думает, вот репку он не хочет, теремок не хочет, не понимает кто такая хрюшка, не хочет ее покормить, погладить, найти ушки. Потому что образов у ребенка нет.

Педагогу нужно понять в какой игровой эпохе ребенок находится.

1 эпоха игры нужна для структуризации, представления о мире, о себе, для получения удовольствия.

Первая игра – это сенсорная игра, когда ребенок получает удовольствие не от умозрительных процессов: я представляю, что эта ляля моя дочка, а я мама и варю кашку. Пока не понимает. А от познания через движения: раскачивание, движение руками, поиск сенсорных ощущений. Вот он набрал эти ощущения, он научился следить глазами, за движущимися предметами, есть его тело, есть окружающие люди, игры с простым повторяющимся ритмом (бесконечные рядочки, катание машинок, просто крутит колеса.) Ребенок вообще в данный момент не представляет, что машина едет по дороге, он получает удовольствие от ритмичного перекатывания, действия. И эти действия структурируют представление об окружающем мире. Может просто с мамой скидывать машинку, мама поднимает, опять скидывать и получать аккустические сенсорные удовольствия от звука падения. Любит ссыпать игрушки, пересыпать песок, группировать предметы.

Когда ребенок переходит на второй этап, начинаются игры с прерывающимся ритмом, игры с острыми ощущениями, яркими эмоциями, когда ребенок различает, что это молоток, это машинка, это фигурка человека. Начинаются простейшие манипуляции. Игры со сменяющимся ритмом, когда чуть-чуть страшно. Ехали, ехали – в ямку «бух» (игры, с кульминацией, с причинно-следственной связью). Я охотник, а ты лисенок. Я тебя поймал и хочу утащить в лес. А ты на счет 3 убегаешь. На этом этапе ребенок уже от сюжета получает удовольствие. Ребенок на втором безречевом этапе не может представить, что он мышка, а вы кошка. Но когда идет наслоение этапов, то радуется объятиям, когда его поймали. Если ребенок сложный, нужно понаблюдать от чего он получает удовольствие, побыть с ним немного на его уровне.

-ребенок сидит в ваночке, мы поливает ручки, ножки

-я буду считать и когда скажу 3 выливаю воду, это уже 2 этап – это ожидание, чуть страшно.

-как сделать игру сюжетной: сейчас дождик будет поливать ручки, ножки, а ты как морковка будешь расти.

Дети с задержкой могут быть на разном уровне. Они быстрые, они кидают все вокруг, правила не понимают, что делать. Самое главное обратить внимание ребенка на нас и выстроить диалог. Мы же этого хотим. Хотим, чтобы он начал получать удовольствие от совместных игр. Чтобы научился соблюдать очередность.

Смотрим, что ребенка привлекает, что нравится. Детям с нарушениями нужны игры с сигналом «СТОП». Они организуют нервную систему, учат собираться, останавливаться и они являются играми с кульминацией, что детям приносит удовольствие. Например, ребенку нравится, что вы его качаете, стоп и обняли (совершили сенсорное надавливание). Учим ребенка предугадывать, то есть, есть ритм, который прерывается. На 4 раз он будет группироваться сам. Во-первых, ребенок воспринимает вас как полноценного участника игры, во-вторых, ребенок учится причинно-следственным связям, что после слова «стоп» меня сожмут. Если вдруг ему не приятны объятия, то эта игра не подходит. То есть играя со всеми детьми, вы говорите, пока звучит музыка, вы прыгаете, танцуете, только говорю «стоп», дети замирают, а этого ребенка обняли. Его контакт глазами, улыбка, отклик, а не «полевое поведение» убегает и носится по группе, говорит о правильности построения игры, ребенок понимает, что без вас он не осуществит эти эмоции. Идет коммуникация.

Вы должны понимать, что это не просто невнимательные дети, у них сужен круг внимания, что он мимолетно цепляет глазами то, что рядом, что впихнуть в него правила: давай ты мячик будешь ловить сачком – он не может сконцентрироваться дольше, чем на 3 минуты. И телесные игры, приходят нам на помощь, игрушкой организовать не можем, организуем с помощью тела. Включаем игру «Рыбалка», тянем веревку, на конце которой привязана игрушка, обязательное условие двумя руками (это может быть командная игра, но для этого ребенка отдельная веревка с игрушкой.

Игра «Уничтожение мухи». Важно научить ребенка с задержкой учиться пользоваться предметами, хлопушкой, палочкой, мочалкой на палочке. Устанавливаем правила: «Я поставлю, ты сбивай», только предметом в руке, а не самой рукой. Это усвоение ролей, очередности действий, организация внимания, он ждет, что вы поставите игрушку. Можно с детьми один сбивает, другой ловит мягкие шарики. А теперь ты ставь, а я буду сбивать, здорово если удалось это сделать, это уже смена ролей. Ребенок наблюдает за причинно-следственными связями. «Я» причина для этого результата. Это организует. Или я поставила кегли, а ты сбивай. Если ребенок понял как муху сгонять. То муха может летать по комнате и садится на другие предметы. Проговариваем «кыш муха». Очень важно удержание в игре. Если удалось перелететь 3 раза и ребенок не убежал, то это очень здорово, следит глазами, изучает пространство и учится ждать, чтобы подойти и ее прогнать. А теперь ты муха.

Как вы поняли, ЗПР – это не приговор, и устранить пробелы между уровнем ребенка с ЗПР и сверстниками можно с помощью игровой деятельности. Благодаря этому, развиваются необходимые навыки, интеллектуальные способности.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Играем дома с детьми с аутизмом»

Подготовила: Рысбаева А.С.

Как играют аутичные дети :

Дети с расстройством аутистического спектра играют по-особенномуУже с первых лет жизни можно отметить некоторые отличия:

чаще выставляют подобные игрушки в одну линию;

предпочитают играть в одиночестве;

преобладают монотонные и цикличные движения;

не допускают к процессу посторонних.

Для детей с РАС игры становятся дорогой к внешнему окружению – с его сложными правилами и огромным количеством явлений и событий. Игры помогают укрепить связи между дошкольником и родителями. А также способствуют развитию социальных навыков.

Игры:

Пальчиковые игры

БИ-БА-БО

Игры с пластилином

Игры с кругами

Игры с шалашом

Особенности самостоятельной игры ребенка с аутизмом. Дошкольник с РАС не играет так, как играют обычные дети. Его игра состоит из стереотипных действий, направленных на повторение определенных впечатлений – сенсорных или эмоциональных – которые однажды вызвали его удивление, интерес, удовольствие или страх, и потому запомнились. Ребенок может стучать по разным поверхностям, сравнивая звуки, кружиться или бегать по кругу, наслаждаясь вестибулярными ощущениями, повторять одно и то же слово или фразу, если в них содержатся необычные звукосочетания или если они были произнесены кем-то «с сильным чувством».



Предварительный просмотр:

Рекомендации «Как воспитателям научить ребёнка с РАС спать в детском саду»

Подготовила: Рысбаева А.С.

Научить ребенка с РАС, спать в детском саду может быть вызовом для воспитателя, но есть несколько подходов, которые могут быть полезны.

Создайте уютную и спокойную обстановку: Убедитесь, что помещение для сна комфортное и тихое. Убедитесь, что ребенок не беспокоится шумом или другими раздражающими факторами. Используйте занавески или шторы для создания темноты.

Установите режим: Дети часто лучше спят, когда у них есть определенный режим. Разработайте расписание дневного сна, которое будет учитывать естественные ритмы ребенка. Старайтесь придерживаться этого расписания каждый день.

Расскажите историю перед сном желательно видеозапись: Затягивающие истории перед сном могут помочь расслабить ребенка и подготовить его ко сну. Расскажите ребенку расслабляющую историю или прочитайте книжку.

Используйте успокаивающие ритуалы: Внедрите успокаивающие ритуалы перед сном, такие как тихая музыка или приятный запах. Это может помочь ребенку расслабиться и быстрее заснуть.

Будьте терпеливы и поддерживайте ребенка: Некоторым детям может потребоваться время, чтобы адаптироваться к сну в детском саду. Будьте терпеливы и поддерживайте ребенка, комфортно рассказывая ему о том, что здесь не страшно, тихо и хорошо.

Поддерживайте контакт с родителями: Общайтесь с родителями ребенка и узнавайте какие-либо привычки или особенности сна, чтобы помочь ребенку адаптироваться к сну в детском саду.

Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и не все подходы будут работать для каждого. Воспитатель должен быть готов к экспериментированию и постепенно находить наилучший подход для каждого ребенка.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Картотека игр для детей с нарушением зрения.

«Разноцветные прищепки»

Цель: развивать мелкую моторику, воображения, расширять знания об окружающем мире, упражнять детей в умении считать и отсчитывать, закреплять знания о цвете, учить правильно брать и открывать прищепки, находить местоположение по цвету. Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

Материал: плоскостное изображение предметов (солнце, самолет, гусеница, рыбка, репка, свекла, ананас, домик и др.), прищепки.

Ход игры: Педагог обращает внимание детей, что художник нарисовал предметы, но некоторые детали забыл прорисовать. Предложить детям помочь художнику и с помощью прищепок закончить изображение. При этом можно использовать художественное слово:

Солнышко утром рано встает,

Лучики тянет – тепло нам дает.

«Курочка»

Цель: развитие слухового внимания, мелкой моторики рук.

Материал: игрушка курочка с кармашками, киндер коробочки с различными наполнениями.

Ход игры: рассмотреть курочку, у которой много яичек. Предложить детям погреметь и отгадать, что находится внутри, используя стихотворение:

Курочка моя,

Умница моя,

Вот пшено, водичка!

Дай ты мне яичко,

Умница моя!

 «Геометрик»

Цель: развитие мелкой моторики рук, памяти, воображения, логического мышления.

Материал: доска с гвоздями, цветные резинки.

Ход игры: сказать детям, что на поле спрятались различные геометрические фигуры и предложить с помощью волшебной резинки их отыскать; предложить создать рисунок на ковре; выложить большой и маленький домик, цифры, буквы.

Мобильный тренажер «Сухой бассейн»

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Развитие фонематических процессов, звуко -буквенного анализа. Сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов.

Материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по темам: «Посуда», Животные», «Транспорт» и др.)

Ход игры: ребенок на ощупь ищет какой-либо предмет и описывает его, затем угадывает, какой это предмет.

«Найди на ощупь».

Педагог дает задание ребенку найти только насекомых.

«Найди и разложи».

Ребенок находит в бассейне все игрушки и раскладывает их по группам (классифицирует)

«Найди букву на ощупь».

Ребенок ищет букву и старается на ощупь определить. Далее можно предложить детям назвать слова на звук, который обозначает данная буква.

«Логокуб»

Цель: развитие познавательных, сенсорных представлений; развитие мелкой моторики рук; развитие пространственных представлений, активизация в речи предлогов для обозначения пространственного расположения предметов; развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления (развитие анализа и синтеза).

Материал: куб, у которого грани разного цвета, картинки с изображением предметов разной формы и цвета.

Ход игры:

«Подбери по цвету».

Педагог предлагает детям прикрепить к каждой грани куба картинки с изображением предметов того же цвета, что и грани.

«Подбери по форме»

На гранях куба расположены по одной картинке с геометрической фигурой. Педагог предлагает назвать форму и подобрать к каждой грани картинки, похожие на круг, овал и т.д.

«Чего не стало»

Педагог предлагает запомнить картинки на одной из граней куба. После этого просит детей закрыть глаза, а сам убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и отвечают на вопрос: «Кого (чего) не стало?

«Что где находится»

Педагог раздает детям квадратные листы и наборы геометрических фигур. Одному ребенку предлагается выполнить задание на логокубе: расположить геометрические фигуры на одной грани в произвольной последовательности. Затем описывает расположение своих фигур (дети при этом повторяют узор на листах) после окончания работы дети проверяют свою работу.

«Сухой дождь»

Цель: развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, закрепление знаний о цвете, учить находить местоположение прищепки по цвету.

Материал: дуга, на которую прикреплены разноцветные атласные ленты, прищепки.

Ход игры: рассмотреть и потрогать с детьми ленточки. Сказать, что это дождь. Вспомнить в какое время года идут дожди. Например: «Зеленый дождь идет весной, он веселый и радостный, потому что распускаются почки на деревьях, появляется травка и т.д. Варианты ассоциаций: красный-лето, желтый – золотая осень, синий – холодный дождь поздней осени. Предложить найти прищепки соответствующего цвета и прикрепить их на ленту.

«Бусы»

Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, различение предметов по форме, цвету, величине. Развитие концентрации внимания, усидчивости, аккуратности, творческого воображения. Обучение приемам работы по образцам и создание собственного произведения.

Материал: бусы разного цвета, формы, величины; лески, тесемки.

Ход игры: на первом этапе предложить детям просто собрать бусы. В том порядке, в каком они хотят. Затем предложить собрать бусы в определенной последовательности.

«Веселые гонки»

Цель: развитие зрительного восприятия и внимания, его устойчивость и способность кпереключению; развитие слухового внимания.

Материал: панель, трубки, шарики.

Ход игры: варианты: «Слушай и лови», «Где какого цвета шарик?», «Прокати и поймай шарик», «Кто быстрее?»

«Цветочная поляна»

Цель: развитие мелкой моторики рук, усидчивости, внимания.

Материал: полянка с нашитыми пуговицами, цветы из фетра разного цвета.

Ход игры: предложить детям посадить цветы на полянке. Можно придумать разные варианты цветов, украсить насекомыми.

«Пуговицы»

Цель: развитие зрительного внимания, восприятия, координации, мелкой моторики

Материал: пуговицы разные по размеру и по цвету,

Ход игры: смешайте несколько комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать. Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь сребенком, чья стопочка будет выше. Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные;все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т.д.

«Сравни картинки»

Цель: развитие зрительного внимания, наблюдательности.

Материал: крупные карточки с одинаковыми изображениями, но разными деталями.

Ход игры: На стол выкладывается несколько карточек, а ребенку предлагается найти в них отличия и назвать их.

«Фигурные таблицы»

Цель: развитие способности переключения зрительного внимания.

Материал: таблицы, в ячейках которых вразнобой нарисованы разные фигуры.

Ход игры:Задача ребенка – в каждой из фигур нарисовать определенный простойзнак (в круге – точку, в квадрате – диагональную линию и т.д.).

«Где, чей домик?»

Цель:развитие функции прослеживания глазами по линии, развивает зрительное внимание.

Материал:

Нарисуйте или наклейте несколько животных и домики для них. От каждого животного до домика прочертите витиеватые дорожки разных цветов.

Ход игры:Предложите ребенку определить, у кого какой домик, не проводя пальцем по линиям. Если это сложно, то сначала можно разрешить использовать палец или карандаш, но со временем уберите его. Это упражнение.

«Корректор»

Цель: развитие зрительного внимания.

Материал: текст из журнала или газеты, напечатанный достаточно крупным

шрифтом.

Ход игры:Попросите ребенка вычеркнуть (подчеркнуть или обвести) каждую букву «о». Затем обязательно проверьте, подсчитайте ошибки и запишите результат. Выполняя это упражнение, меняйте буквы. Когда эта задача для ребенка станет легкой, усложните ее, предложив все буквы «о» вычеркнуть, а буквы «с» - обвести. Ребенку будет интереснее, если взрослый будет на своем тексте выполнять то же самое задание.

«Считалка»

Цель: развитие зрительного внимания.

Материал: лист бумаги, цветные карандаши/фломастеры.

Ход игры:На большом листе бумаги в хаотичном порядке напишите цифры от 1 до 10. Попросите ребенка найти все цифры по порядку. Для усложнения задания цифры можно рисовать разными цветами и разного размера.

«Угадай, что исчезло»

Цель: развитие зрительного внимания, памяти.

Материал: 3-4 разные игрушки.

Ход игры:Выложите перед ребенком игрушки, попросите его посмотреть внимательно и назвать, какие игрушки он видит. Затем попросите его отвернуться: «Игрушки хотят поиграть с тобой в прятки, отвернись, пожалуйста». Когда ребёнок отвернется, надо убрать одну игрушку и попросить ребёнка угадать, какая игрушка спряталась. Постепенно игру нужно усложнять. Когда ребёнок отворачивается, можно не только убирать, но и добавлять одну игрушку: «Ой, к нашим игрушкам приехал гость (гостья). Кто это?». Малыш должен угадать, какая новая игрушка появилась.

«Очередь»

Цель: развитие зрительного внимания, памяти.

Материал: 3-4 разные игрушки, или карточки-картинки, или можно использовать любые другие предметы.

Ход игры:Предложите ребенку поиграть в очередь к врачу, парикмахеру, в банк или еще куда-нибудь. Расставьте вместе с ребенком игрушки по порядку, как будто они сидят в очереди. Попросите ребёнка отвернуться и уберите какую-нибудь игрушку. Спросите ребёнка: «Кто убежал из очереди?». Ребёнок должен назвать исчезнувшую игрушку. Верните ее на место, затем снова попросите ребёнка отвернуться и поменяйте две игрушки местами. Спросите: «Кто перепутал очередь?».

«Подбери пару по цвету».

Цель: развитие взаимоотношений друг с другом, обучение работы в команде, развития внимания, зрительной памяти, обучение или закрепления навыка различения цветов.

Материал: 5-6 предметов (например, кубики, шарики или детали мозаики) разного цвета и 5-6 ленточек или кусочков ткани таких же цветов в пару к каждому предмету. Можно использовать самые разные пары одинакового цвета. Например, вырезанные из картона круги и ниточки, подобранные к кругам по цвету.

Ход игры:Разложите выбранные предметы и попросите ребенка подобрать к каждому из них подходящую по цвету ленту (к красному - красную, к жёлтому - жёлтую и так далее).Потом попросите ребенка отвернуться и переложите все пары неправильно. Ребенку надо найти все ошибки и исправить их. В эту игру можно играть с одним ребенком, а можно с группой детей. Дети делятся на команды, и устраивается соревнование, какая команда быстрее подберет пары.

«Найди цвет»

Цель: развитие зрительного внимания, обучение или закрепления навыка различения цветов.

Материал: коробка цветных карандашей и лист белой бумаги. Чем старше ребёнок, тем большее количество карандашей должно быть в коробке. 3-х летнему ребёнку достаточно 4 цвета (красный желтый, зеленый, синий).

Ход игры:Нарисуйте на листе бумаги небольшие фигурки (кружочки, квадратики, овалы, треугольники, колечки) в ряд каждым карандашом. Сколько карандашей в коробке, столько цветных фигурок должно получиться. Фигурки могут повторяться, главное, чтобы они были простыми и разных цветов. Покажите свой рисунок ребёнку, дайте ему коробку карандашей и попросите его нарисовать под каждой фигуркой точно такую же – такой же формы и цвета. Примечание: игры с цветом не только тренируют у ребенка зрительное внимание, но ещё и учат его различать цвета.

«Игра с карточками»

Цель: развитие зрительного внимания, памяти, расширение кругозара.

Материал: 3-7 карточек с изображением разных животных или предметов.

Ход игры:Разложите перед ребёнком карточки и обсудите с ним все изображения. Пусть ребёнок назоветрисунок на каждой карточке, например: «Это ведерко», «Это слоник», «Это мячик», «Это собачка». Затем переверните карточки и спросите: «Где ведерко? Где Слоник? Где мячик? Где собачка?».

«Прятки в шкафчике»

Материал: пустые спичечные коробки, из которых склеивается шкафчик. Коробочки можно склеивать в разном порядке, с разным уровнем сложности. Самый простой шкафчик для трёхлетнего ребёнка: 3 склеенные коробки друг на друге. Самый сложный шкафчик для 5-ти летних детей: 3 коробки в высоту и 3 коробки в ширину.

Ход игры:Возьмите какой-нибудь маленький предмет, например, пуговку, и на глазах у ребёнка положите егона любую полочку. Задвиньте её и повертите шкафчик, потом спросите: «На какой полке лежитпуговка?»

«Угадай животных»

Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия формы.

Материал: 2 набора картинок: 1). Предметные картинки, на которых изображены животные (дикие идомашние); 2). Картинки с изображением теней животных (диких и домашних).

Ход игры: 1. Взрослый предлагает рассмотреть картинки с изображением животных и назвать их. 2. Взрослый просит ребенка подобрать картинку, на которой изображена тень животного, к предметной картинке, на которой изображено само животное. 3. Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку и отгадать, какого животного тень изображена на ней, без опоры на предметные картинки.

«Деревянные катушки»

Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия цвета; закрепление представлений о цвете.

Материал: деревянные катушки с разноцветными нитками.

Ход игры: 1. Назови и покажи - детям даются деревянные катушки с разноцветными нитками контрастного цвета. Дети должны назвать их цвет.

2. Возьми и назови - взрослый дает ребенку катушку и просит назвать ее цвет. После чего дает вторую катушку такого же цвета и говорит – они одинаковые. Такое действие выполняют со всеми парами катушек.

3. «Найди такую же катушку». Взрослый перемешивает все катушки, и ребенок должен найти такую же катушку как показал ему взрослый.

«Цилиндры»

Цель: развитие зрительного восприятия, восприятия формы.

Материал: цилиндры.

Ход игры: Используются цилиндры, которые находятся в углублениях разной величины, но одного и того же диаметра. Дети изучают цилиндры с помощью пальчиков, затем пытаются вложить цилиндры в нужную нишу.

«Найди цветок для бабочки»

Цель: развитие зрительного восприятия; закрепление представлений о цвете.

Материал: четыре цветка большого размера, выполненных из картона, красного, синего, желтого, белого цвета, для наборного полотна; 4 плоскостные фигуры бабочек таких же цветов, как и цветы, трафареты с изображением цветов и бабочек по числу детей.

Ход игры: Взрослый выставляет на наборное полотно цветки четырех цветов и говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем. Посмотрите на эти цветы, какого цвета этот цветок?» Дети называют 4 цвета. «А вот видите бабочек, они хотят найти свои цветы, чтобы спрятаться. Нужно помочь бабочкам спрятаться. На какой цветок нужно сесть бабочкам, чтобы им можно было спрятаться? Надо желтуюбабочку спрятать на желтый цветок». После игры подводим итоги, какого цвета были бабочки? Какого цвета были цветочки?

«Найди такой же»

Цель: коррекция развития восприятия формы.

Материал: Пять больших кругов, пять маленьких кругов.

Ход работы: Взрослый показывает все круги ребенку и делает акцент на том, что они разные. Сперва показываете большие круги по одному, затем маленькие и говорит при этом - «Это круги большие, а это маленькие». После демонстрации большие круги складывайте в одну сторону, а маленькие – в другую. Затем взрослый прикладывает два маленьких круга друг к другу, подчеркивая, что они одинаковые. Далее взрослый показывает круг, например, большой, и спрашивает у ребенка, куда положим этот круг? И предлагает ребенку разложить оставшиеся круги. Ребенок раскладывает круги. Как варианты усложнения можно использовать квадрат и треугольник, круг и квадрат и пр.

«Бусы»

Цель: развитие зрительного восприятия; развитие тонкой моторики рук; закреплять представления о форме.

Материал: Большие квадратные и большие круглые бусины, шнур.

Ход игры: Взрослый объясняет ребенку, что бусины разной формы и нанизывать их нужно по очереди – шарик, потом кубик.

Варианты усложнения: нанизывание по очереди бусин одинаковой формы и цвета, но разного размера или одинаковых по форме и размеру, но двух цветов.

«Пуговки»

Цель: развитие зрительного восприятия; развитие тонкой моторики рук.

Материал: Волшебный мешочек, пуговицы разного цвета и размера.

Ход игры: Взрослый показывает детям, что у него есть в волшебном мешочке. Просит детей вынуть по очереди пуговки из мешочка. Затем взрослый выкладывает рисунок, после чего просит ребенка сделать такой же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложить ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Вариант усложнения: выложить фигуру из пуговок по заданию взрослого без опоры на образец.

«Волшебные картинки»

Материал: предметные и сюжетные картинки, цветные карандаши.

Ход игры: ребёнку по очереди предъявляют картинки, и педагог просит раскрасить их, ориентируясь

на условные обозначения, которые написаны в нижней части листа.

«Сложи пуговицы в коробки»

Материал: картинка, на которой изображены пуговицы разной формы, цветные карандаши.

Ход игры: педагог предъявляет ребёнку картинку и просит раскрасить пуговицы разными цветами в соответствии с их формой. Затем разложить пуговицы в коробки нужной формы, соединяя пуговицу с коробкой волшебной ниточкой.

«Из каких фигур предметы?»

Материал: карточка с изображением предметов, составленных из геометрических фигур различной формы, цветные карандаши.

Ход игры: педагог предъявляет ребёнку картинку и просит рассмотреть нарисованные на ней предметы: «Из каких геометрических фигур состоят эти рисунки?» После рассматривания педагог предлагает раскрасить их в соответствии с заданием на карточке.

«Составь фигуры»

Материал: карточки с заданием, цветные карандаши.

Ход игры: ребёнку предлагается карточка и педагог просит раскрасить только те детали, из которых можно составить геометрическую форму (круг, прямоугольник).

«Составь кубик»

Материал: карточка с заданием, цветные карандаши.

Ход игры: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит найти на карточке к каждому кубику недостающий кусочек. Затем взять цветные карандаши и раскрасить кубики и соответствующие им кусочки в один цвет.

«Какой формы предметы?»

Материал: картинка, на левой стороне которой нарисованы геометрически фигуры, на правой - различные изображения предметов, простой карандаш.

Ход игры: педагог предъявляет ребёнку картинку и просит рассмотреть изображённые на ней предметы и ответить на вопрос: «Какой формы эти предметы?» Затем предлагает взять карандаш и соединить линией предмет и ту форму, на которую он похож.

«Прятки»

Материал: карточка с заданием, цветные карандаши.

Ход игры: ребёнку предъявляют карточку, и педагог просит рассмотреть фигурки, изображённые в верхней части карточки, затем даёт инструкцию: «Эти фигурки спрятались среди других фигурок, они надели на себя разные украшения. Найди их на нижней части картинки и соедини их линиями».

«Исправь ошибки»

Материал: карточка, на которой правильно и зеркально изображены буквенные и цифровые знаки, простой карандаш.

Ход игры: педагог предъявляет ребёнку карточку и задаёт вопрос: «Какие буквы и цифры написаны неправильно? Найди и зачеркни их».

«Найди пару»

Материал: карточки с нарисованными в ряд предметами, на которых изображены парные и лишние изображения, простой карандаш.

Ход игры: ребёнку по очереди предъявляют карточки, и педагог просит рассмотреть картинку и найти 2 одинаковых рисунка в каждом ряду.

Усложнение: сначала показывают цветные изображения, затем контурные и теневые.

«Почини коврик»

Материал: 2 варианта картинок, на которых изображён коврик, с «вырезанными» в нём отверстиями (1, 2 отверстия) и нарисованными к нему «заплатками», простой и цветные карандаши.

Ход игры: 1 вариант - педагог предъявляет ребёнку картинку и просит подобрать из нескольких кусочков материала, такой который бы подошёл к рисунку коврика, затем взять карандаш и показать его стрелочкой.

2 вариант - педагог предъявляет ребёнку картинку и задаёт вопрос: «Какая заплатка подходит к этому коврику?» Затем просит раскрасить коврик и подходящие к нему заплатки.

«Что здесь спряталось?»

Материал: карточки с контурными изображениями предметов, геометрических фигур, цифр, букв, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации, цветные карандаши.

Ход игры: педагог предъявляет по очереди карточки и просит найти спрятанные в них фигурки, назвать их и обвести цветными карандашами.

«Что забыл дорисовать художник?»

Материал: карточки с изображениями предметов с недорисованными элементами, цветные карандаши.

Ход игры: ребёнку предъявляют по очереди карточки, на которых знакомые изображения даны не полностью, например, птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т. д. Ему предлагается подумать и сказать, узнал ли он, кому принадлежат те или иные элементы изображения. Затем нужно назвать недостающие детали (или дорисовать их).

Варианты: предъявляют изображения, на которых нарисована лишь часть предмета (или его характерная деталь, требуется восстановить всё изображение.

«Узнай картинку»

Материал: карточки с изображёнными на них предметами, геометрическими фигурами буквами, цифрами, выполненные в виде точек или пунктиров, простой карандаш.

Ход игры: педагог предъявляет ребёнку по очереди карточки и предлагает прослушать инструкцию: «Посмотри, пожалуйста, на картинку. Попробуй соединить точки линиями и тогда узнаешь, что на ней изображено. Назови, что получилось».

Усложнение:

- начинать от крупных изображений к более мелким изображениям;

-от предметных изображений к сюжетным картинкам;

- изображения выполнены сначала пунктирной (точечной) линиями, затем в виде последовательного ряда цифр.

«Найди такую же фигуру»

Материал: карточка, на левой стороне которой изображён предмет, а на правой – свободное пространство, простой карандаш.

Ход игры: педагог предъявляет ребёнку карточку и даёт инструкцию: «Посмотри, слева нарисованафигура, возьми карандаш и постарайся справа нарисовать точно такую же фигуру ».

«Большой – маленький»

Материал: карточка с нарисованными в разнобой различными по форме и по размеру геометрическими фигурами, цветные карандаши.

Ход игры: педагог предъявляет ребёнку карточку и даёт инструкцию: «Раскрась большие фигуры – красным цветом, маленькие – синим». Затем просит сосчитать их и записать их количество на карточке.

«Что изменилось?»

Материал: картинка, на которой изображены нарисованные 2 -е половинки рисунков.

Ход игры: педагог предъявляет ребёнку карточку и даёт инструкцию: «Рассмотри внимательно 2-е половинки рисунков справа и слева. Сравни их и скажи, что изменилось на правом рисунке?»

«Сложи картинку»

Материал: 2-3 изображения предметов, разрезанные на части (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.).

Ход игры: 1 вариант - ребёнку предъявляют картинки, на которых изображены части 2—3 изображений и просят собрать из этих частей целые изображения.

2 вариант - ребёнку предъявляют картинки, и педагог просит найти выделенные фрагменты на целой картинке и раскрасить их.

Усложнения: начинать нужно с предметных картинок, затем усложнять сюжетными картинками.

Варианты: предлагают картинки с изображениями различных предметов, разрезанные по-разному (по вертикали, горизонтали, диагонали на 4, 6, 7 частей, изогнутыми линиями).

«Половинки»

Материал: карточка с нарисованными по разные стороны половинками фигур, цветные карандаши.

Ход игры: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит найти и соединить две половинки так, чтобы получилась фигура и их раскрасить.

«Сложи фигуру»

Материал: карточка, на которой изображены в верхней части листа геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д., в нижней – части этих фигур).

Ход игры: ребёнку по очереди предлагаются карточки, и одновременно взрослым даётся инструкция: «На карточке изображены геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д., за чертой изображены их части, но не все они составляют целое. Необходимо найти только те, которые при зрительном их соединении дадут целую фигуру, и соединить их линией (верёвочкой)».

«Дорисуй картинку и раскрась»

Материал: набор картинок, на которых изображена только левая сторона предмета, простой и цветные карандаши.

Ход игры: педагог даёт ребёнку инструкцию: «Посмотри на левую половину картинки, а теперь правую. Нарисуй простым карандашом такую же половинку, чтобы вместе они представляли собой одно целое изображение. Раскрась его».

«Кто есть кто?»

Материал: карточка с нарисованными на ней в 2-а ряда группами предметов, цветные карандаши.

Ход игры: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить её героев в соответствии с заданием, написанным карточке.

«Раскрась рисунок»

Материал: карточка, на которой изображены в разных пространственных положениях геометрические формы, цветные карандаши.

Ход игры: педагог предъявляет ребёнку карточку и просит раскрасить рисунок цветными карандашами по условию, написанному на карточке.

«Какого цвета предметы в нашей группе»

Цель: учить детей называть цвет с указанием признака.

Материал: интерьер группы, посуда, игрушки и другие вещи.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть цвет стен, мебели. Затем вызывает ребёнка и предлагает сказать, какого цвета стол, если ответ верный все хлопают в ладоши. Задание даётся поочерёдно, дети определяют цвет предмета, сравнивают предмет по цвету.

«Опиши по памяти»

Цель: развивать зрительную память у ребёнка.

Ход игры: На короткое время покажите детям одного из сверстников или картинку, затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие волосы, какое платье, какие глаза и т.д.

«Где ты находишься»

Цель: ориентирование в пространстве.

Ход игры: Дети находятся в детском саду в разных помещениях, с использованием сохранных анализаторов (обоняние, слуха, осязания) должны сказать где они находятся и найти дорогу в группу.

«Найди на ощупь названную часть тела»

Цель: Формировать у детей представление о собственном теле, с помощью тактильных ощущений.

Ход игры: Дети должны стать парами и с закрытыми глазами найти друг у друга названные педагогом части тела, объяснить, где они находятся, используя в речи «выше», «ниже», «впереди», «сзади».

«Узнай друга»

Цель: Развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти.

Ход игры: Одной половине детей завязывают глаза и дают возможность походить. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук. Затем дети меняются местами.

«Назови форму предмета»

Цели: закреплять умение зрительно соотносить форму предмета с эталоном.

Ход игры: дети делятся на две команды. Одна команда называет предметы прямоугольной формы, а другая - квадратной. За каждый названный предмет дети получают фишку. В конце игры выясняется, сколько фишек заработала каждая команда.

Усложнение: считать можно предметы объемной формы, определенного цвета.

«Назови величину»

Цели: формировать у детей дифференцированное восприятие качеств величины.

Ход игры: дети стоят вокруг стола. На столе разложены картинки с изображением предметов разной величины по кругу. Например, карандаш длинный и короткий. В середине круга лежит стрелка.Дети ее раскручивают и говорят слова: «Стрелка, стрелка покружись, всем картинкам покажись. Покажи нам поскорее, какая из них тебе милее. Дети берут картинку, на которую указывает стрелка, и называют величину предметов.

«Кто больше запомнит»

Цели: закреплять у детей умение зрительно узнавать в окружающем пространстве цвет, форму, величину предметов, развивать зрительное внимание, память.

Ход игры: В игре принимают участие несколько детей. Им предлагается в течение нескольких минут увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета, величины, формы. По сигналу один ребенок начинает называть, а другой дополняет.

«Раз, два, три - назови»

Цели: Закреплять умение узнавать сенсорные признаки предметов, развивать зрительное внимание, ориентировку в микропространстве.

Ход игры: Дети шагают по кругу под счет раз, два, три. Потом педагог говорит: «Раз, два, три – цвет предмета назови» и показывает какой-нибудь предмет. Дети называют цвет предмета. Снова шагают по кругу и на слова «раз, два, три - форму предмета назови», называют форму показываемого предмета. Можно называть объемную форму предметов, величину двух предметов, цвет, оттенки цвета.

«Подбери предмет по цвету»

Цели: закреплять умение соотносить цвет как основной признак с цветностью предметов, развивать зрительное внимание, память, ориентировку в пространстве.

Ход игры: Дети стоят в кругу. В середине стоит стол. На нем лежит карта с кружками разного цвета (в зависимости от возраста). В середине карты – стрелка. Карта круглая. Дети по очереди поворачивают стрелку, приговаривая слова «стрелка, стрелка покружись, всем кружочкам покажись. И какой тебе милее, укажи нам поскорее! Стоп!» На какой цветной кружок укажет стрелка, такого цвета предмет на картинке надо поло жить рядом с кружком. Карточки с контурами и силуэтами предметов лежат на другом столе. Например: стрелка остановилась на бордовом кружке. Рядом с этим кружком нужно положить силуэт или контур свеклы. Стрелку крутят все по очереди.

Усложнение: можно подбирать к цветному кружку несколько силуэтов или контуров предметов данного цвета.

«Подбери предмет по форме»

Цель: развивать умение соотносить форму предмета с эталоном, развивать зрительное внимание.

Те же самые правила, что и в игре «Подбери предмет по цвету». Та же самая стрелочка, те же самые слова, только вместо слова «цвет» говорим слово «форма». На другом столе лежат картинки с изображением предметов разной формы (объемной и плоской) а на карте нарисованы плоские и объемные формы.

«Разложи, как я скажу»

Цель: развивать зрительную память, дифференцировку плоских геометрических фигур, зрительное внимание, ориентировку в микропространстве.

Ход игры: Перед детьми лежат разные геометрические фигуры. Педагог убеждается, что дети знают их названия. Затем педагог предлагает детям выложить эти фигуры в определенном порядке. Порядок может быть самый разный: слева направо, сверху вниз, по образцу, по памяти, в определенной последовательности, по счету (выложить так, чтобы второй была трапеция, четвертым - ромб и т. д.).

«Угадай-ка»

Цель: развивать представление о том, что один и тот же предмет выглядит по-разному в зависимости от наблюдателя.

Ход игры: дети сидят парами за столами напротив друг друга. На середине каждого стола стоит предмет, имеющий ярко выраженные различия передней и задней сторон (часы, неваляшка, чайник и т. д.) Выбирается один водящий. Он отворачивается и произносит считалку. Остальные дети в это время схематично зарисовывают стоящий перед ними предмет так, как они его видят. Затем все рисунки перемешиваются и произносятся слова: «угадай-ка, угадай, чей рисунок - отгадай» Водящий поворачивается, берет рисунок и старается найти автора.



Предварительный просмотр:

Консультация для специалистов д/с для детей с нарушением зрения:

«Организация зрительной работы детей с нарушенным зрением»

Создать специальные, наиболее благоприятные условия для детей со зрительными нарушениями, значит так организовать процесс пребывания ребенка в детском саду, процесс его обучения и развития, чтобы нейтрализовать негативное воздействие нарушенного зрения, предотвратить или ослабить появление вторичных отклонений в развитии.

№1 Одним из важнейших условий охраны, восстановления и развития зрения является соблюдение светового режима в детском саду: высокий уровень общего освещения, дополнительное освещение мест для зрительной работы, игровых уголков, обязательное рациональное сочетание естественного и искусственного освещения.

Света должно быть много, причем максимально естественного. Оценка световой обстановки помещения должна включать количественные и качественные характеристики освещенности. Количественные – интенсивность и равномерность освещения, качественные – спектральный состав света.

Лучше при искусственном освещении использовать люминесцентные лампы, так как их свет ближе к естественному свету, они не оказывают влияния на температурный режим помещения. Уровень освещенности помещения должен составлять 500-750 лк – это уровень оптимальный для зрительной работы слабовидящих. Для местного освещения используются лапы накаливания (не менее 60 Вт), галогеновые лампы.

Для выполнения детьми заданий под зрительным контролем (рисование, обводки, штриховки, игры с мозаикой) детей следует посадить так, чтобы свет падал слева. Если ребенок – левша – необходимо правостороннее освещение рабочего места.

Необходима подсветка демонстрационной зоны.

Улучшает световую обстановку помещения цветовая характеристика стен и мебели: - оконные проемы и потолки – белые; - стены окрашены в светлые тона; поверхность мебели – цвета натурального дерева, матовая (с целью исключить световые блики).

Необходимо учитывать следующие офтальмо-гигиенические требования: источник света не должен быть заставлен каким-либо оборудованием, окна и светильники должны протираться от пыли, тюль на окнах прозрачная до половины окна, при ярком солнечном свете используются жалюзи.

В связи с новыми требованиями ФГОС ДО, необходимо создавать условия для рассматривания объектов по всей площади группы. Отсюда в группах появляются демонстрационное оборудование (переносные и настенные  фланелигрфы, мольберты).  Их размещение оптимально, чтобы естественный свет падал слева, если это условие выполнить затруднительно, то дополнительная подсветка. Здесь также важно помнить, что перестановка демонстрации, это полезно в смысле формирования у детей представлений об относительности пространства (в обязательном порядке использовать в старшем дошкольном возрасте), но это также и дополнительная сложность для детей с нарушениями зрения в ориентировке, поэтому им необходимо давать время на осознание себя в новых пространственных условиях.

Важно при нестандартном представлении наглядного материала помнить об исключении двойного контура, о расстановке детей вокруг рассматриваемого объекта (учитывать окклюзию, остроту зрения).

Если используется солнечная сторона помещения, то, чтобы исключить засветок, ребенок располагается спиной к окну (например: левая сторона спортивного зала)

№2 Оснащенность групп, кабинетов, спортивного и музыкального залов специальным оборудованием:

наличие демонстрационных фланелиграфов прямого и обратного контрастов;

В основном педагоги групп используют прямой контраст. Это связано с тем, что большинство демонстрационного материала имеет белый фон. Показ таких картинок на черном фоне создает двойной фон, что ведет к затруднению восприятия.

Категорически недопустимо формировать представление у детей о рассматриваемом объекте в контурном изображении без контраста с фоном.

Наличие индивидуальных фланелиграфов прямого и обратного контрастов

Выполнение детьми заданий с раздаточным материалом.

наличие демонстрационных столиков (объект для рассматривания должен быть выше уровня глаз)

Взгляд в близь и вниз полезен только детям с расходящимся косоглазием

наличие фонов (ширм) для демонстрации объекта

Необходимы для исключения зашумленности фона

индивидуальные подставки

Для детей со сходящимся косоглазием, с низкой остротой зрения

Индивидуальные и демонстрационные указки, используемые при обследовании предметов, при рассматривании сюжетных изображений, для выделения деталей

кончик указки должен быть контрастно выделен

подвесные игрушки, настенные мишени

игровые пособия для фиксации взора, прослеживающей функции, глазомера

специальные пособия для проведения зрительной гимнастики, для развития зрительных функций с учетом этапа восстановления зрения, для развития зрительного восприятия по всем разделам коррекционной программы

 

№3 Наличие дидактического материала, используемого разными категориями специалистов должно быть выполненно с учетом офтальмологических и тифлопедагогических требований:

-соответствовать зрительным возможностям детей;

- нести на себе информационную нагрузку;

- выполнять лечебные задачи

При подборе иллюстраций, при изготовлении графической и изобразительной наглядности следует учитывать особенности восприятия нашими детьми таких признаков изображений, как цвет, контраст, контур, форма, размер.

- иллюстрации для первичного рассматривания должны быть представлены на не зашумленном фоне, с четкой прорисовкой деталей;

- при изображении различных предметов следует учитывать яркость и насыщенность цветовых тонов, что обеспечивает более четкое восприятие объектов;

- цветовое оформление изображений должно соотносится с естественным цветом, присущим предмету или явлению;

- фон, на котором демонстрируется объект, должен быть контрастным: прямой (темное на светлом) предпочтителен для детей с нарушением прозрачных сред; обратный (светлое на темном) – для детей с частичной атрофией зрительного нерва, заболеваниями сетчатой оболочки глаз;

- контур объектов, детали следует усиливать маркером;

- детям с низкой остротой зрения следует предъявлять силуэтные изображения предметов;

- нецелесообразно изображать на одном листе предметы одинаковой величины, если в натуральном виде, они отличаются размером;

- мелкие детали объекта предъявляются дополнительно в крупном размере;

- на фланелиграфе целесообразно размещать не более 5-6 объектов (младший возраст) и 10 (старший возраст) Серию картинок желательно подбирать одного размера и располагать на одном уровне;

- стимульный материал, используемый для развития остроты зрения амблиопичного глаза, выполняется в мелком размере от 2 до 5 см;

- наглядный материал демонстрируется в статичном положении, объект демонстрируется на уровне глаз или чуть выше, расстояние зависит от зрительных возможностей ребенка.

Дидактический материал должен быть разной модальности (объемные игрушки, муляжи, предметные и сюжетные картинки, силуэтные изображения и т.д.) и соответствовать этапу лечения и программному содержанию:

Младший возраст – рассматривание единичных, хорошо различимых, находящихся на близком расстоянии предметов и четких картинок; использование объектов оранжевого, желтого, зеленого цветов; игры на прослеживание, манипулирование цветными составными игрушками, вкладышами.

Старший возраст – рассматривание картинок, объектов, расположенных группами; развитие навыков обобщения и классификации; выявление закономерностей; появление пособий знакового характера: карточки-символы, карточки-алгоритмы, цифры, математические знаки, буквы, символы для звукового анализа слов, анализа предложения и т.д.

-наличие дополнительного тактильного материала, звуковые ориентиры, световые игрушки, электрифицированные  игрушки, барельефы, лупы, модели лица, модели поз и т.д.

- создание ситуаций, имитирующих реальность, дающих возможность ребенку действовать в них (улица города, улица деревни, зоопарк, сад, лес, магазин, больница и т.п.).

- цвета фонов для деятельности лепкой и аппликацией: пастельные, в контрасте с наклеиваемыми деталями. По возможности исключаем темно-синие и фиолетовые оттенки – они утомляют зрительную систему

Если необходимо прорисовка контура наклеиваемой детали или объекта, выполняем ее в контрасте, жирным карандашом или фламастером

- для выполнения графических работ в младшем дошкольном возрасте не берем клеточную и разлинованную бумагу, работаем фломастером или цветным карандашом зеленого цвета; в старшем дошкольном возрасте (не для слабовидящих детей) можно использовать разлинованную бумагу с четкими прорисовками линий, контрастный карандаш или гелиевая ручка

№4 Педагог должен учитывать «допустимую зрительную нагрузку», так как нарушение временных параметров зрительной работы (например, длительное сосредоточение или длительное рассматривание ребенком мелких деталей) при патологии зрительной системы является одним предрасполагающих факторов к возникновению глазных заболеваний вследствие длительной напряженной зрительной работы