Внеурочная деятельность как средство поликультурного воспитания младших школьников

Донкова Марина Владимировна

Поликультурное воспитание – это формирование личности, способной осуществлять бесконфликтную и эффективную жизнедеятельность в современной интернациональной и многокультурной среде, у которой будут развиты качества, предполагающие уважение других культур и пребывание в согласии с их представителями [5].

В ходе процесса поликультурного воспитания происходит постепенное формирование представления о большом количестве культур, существующих в мире, их многообразии и взаимосвязи между собой, происходит зарождение и развитие терпимого отношения к представителям других культур, национальностей, религий. Формируется понятие об общих для абсолютного большинства людей представлений о национальных и общемировых, общечеловеческих ценностях. Появляются и развиваются умения и навыки, необходимые для жизни в современном поликультурном мире и обществе, основанном на принципах взаимопонимания, терпимости. Таким образом, происходит сложный и длительный процесс культурно-нравственной и социальной идентификации личности. В основе поликультурного воспитания лежат принципы многокультурности и терпимости, и их использование является необходимым для того, чтобы процесс поликультурного воспитания был успешным.

Процесс поликультурного воспитания необходимо осуществлять с самого раннего возраста. В младшем школьном возрасте поликультурное воспитание наиболее эффективно осуществляется в процессе внеурочной деятельности. Этот факт объясняется тем, что именно во внеурочной деятельности можно применять наиболее интересные и увлекательные для детей методы обучения, такие как экскурсии, игры, просмотр видеоматериалов. Процесс поликультурного воспитания во внеурочной деятельности происходит с большей эффективностью, так как выполняется важнейшее условие – ученики сами проявляют интерес к новым знаниям, получаемым во внеурочной деятельности.  

 Внеурочная деятельность – это совокупность всех видов деятельности учеников, в ходе которой наряду с основной образовательной программой образовательного процесса решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий [4].

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление школьникам возможности использования широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием [4].

В современных образовательных стандартах внеурочная деятельность – один из важнейших элементов образовательной программы. Она состоит из занятий с детьми, которые проходят после основных школьных. Такие занятия представляют собой разнообразные кружки, посещение театров, музеев, кинотеатров, выставок и подобных мероприятий. Главная задача, которую предусматривает внеурочная деятельность в школе – поиск и открытие творческого потенциала детей. Во внеурочной деятельности на творчество учеников накладывается гораздо меньше ограничений, чем на стандартных школьных уроках, так как во внеурочной деятельности обучающиеся сами могут выбирать направления, которые им интересны. Также нужно обратить внимание на то, что внеурочная деятельность не продолжение уроков, которые ей предшествовали, и не стоит превращать внеурочную деятельность в дополнительные занятия для отстающих детей. Внеурочная деятельность должна быть местом детского творчества, где происходит раскрытие талантов детей, местом, где каждому ребенку интересно и приятно находиться.

Процесс поликультурного воспитания можно рассматривать на примере курса внеурочной деятельности «Я – гражданин России». Одной из задач данного курса является формирование у школьников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений. На мероприятиях, проходящих внутри этого кружка, происходит воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края. Для достижения этой цели проводятся внеурочные мероприятия, такие как, посещение  библиотеки, где для детей проводятся различные тематические занятия. Примером таких занятий являются викторины, посвященные одному автору (например, сказки А.С. Пушкина), мероприятия, посвященные одному произведению (например, сказка Н. Носова «Незнайка и его друзья»), выставки любимых книг. Каждое такое занятие происходит в форме, предполагающей активное участие школьников, в такие мероприятия включаются игры, показы короткометражных фильмов и мультфильмов. По окончанию мероприятия, дети могут взять в библиотеке книгу для домашнего чтения. Последний пункт является очень важным, так как, помимо поликультурного воспитания, происходит формирование интереса к чтению, и как следствие, познание окружающего мира. Дети, особенно обучающиеся 3 - 4 классов, часто проявляют интерес к зарубежной литературе, это позволяет приобщить их к культуре других стран и народов через чтение. Наибольшей популярностью у детей пользуются широко известные и экранизированные произведения фантазийного жанра, такие как «Малыш и Карлсон», «Гарри Поттер», «Хоббит» и похожие на них произведения. Для любого ребенка, который легко и непринуждённо умеет читать, книга становится неисчерпаемым источником информации об окружающем мире, его культуре, традициях, народах, их истории и многом другом. Чтение познавательной детской литературы оказывает сильное положительное влияние на ребенка, помогает в формировании открытой, широко мыслящей личности. Даже сам процесс чтения книг уже является частью поликультурного воспитания, поскольку во время чтения происходит приобщение к культуре.

Еще одним эффективным средством привлечения и удержания внимания детей являются мультипликационные фильмы. При правильном выборе мультфильмов, у детей формируется представление о верном и неверном, хорошем и плохом, о том, как нужно поступать, а как не стоит. Кроме того, практически в каждом мультфильме можно найти полезную информацию о том, как вести себя в какой-либо ситуации. В качестве одного из видов внеурочной деятельности можно рассматривать поход в кино или просмотр мультипликационных фильмов через мультимедийные средства. Для приобщения детей к театральному и музыкальному искусству все участники внеурочной деятельности посещают театр или филармонию. Такие походы являются необходимыми, потому что помогают приобщить детей к мировой музыкальной или театральной культуре, а также для многих учеников открывают эти виды искусства, ведь в современном обществе далеко не все родители имеют возможность и желание посещать театр и филармонию. Используя данную форму внеурочной деятельности, педагогу необходимо внимательно следить за тем, чтобы темы театральных произведений соответствовали  возрасту младшего школьника.

Данный курс внеурочной деятельности предполагает проведение классных  часов.  Например, в 3 классе предусмотрена беседа «Мой класс – моя семья». В рамках беседы ученики делятся своим мнением, рассуждают о своих одноклассниках. Такие мероприятия являются очень полезными для формирования коллектива и личностных связей, в том числе, и между учениками, которые принадлежат к разным национальностям, социальным группам.

В расписание занятий внеурочной деятельности входит посещение музеев, так как они являются местом, в котором можно напрямую прикоснуться к истории своего народа, своей малой родины, своего края. Кроме того, посещение музеев имеет большую культурную нагрузку, так как они представляют собой место концентрации культурной жизни народа.

В рамках курса «Я – гражданин России» предусмотрены конкурсы рисунков: «О чем шепчут названия улиц родного города», 2 класс, «Мы все такие разные», 3 класс, «Я и мой класс», 4 класс; мини – проекты: «Древо семьи», 4 класс; акции: «Вам, защитники Отечества!», 3 класс, «Доброта души» ко Дню пожилого человека, 4 класс.

Подводя итог, можно сказать, что результатом внеурочной деятельности является формирование процесса поликультурного воспитания у его участников. На занятиях детям прививается интерес к познанию нового, неизвестного, непознанного. Освоение произведений зарубежных авторов формирует чувство толерантности и интереса к другим культурам и их представителям. Посещение музеев формирует интерес к культуре своего народа.

Процесс поликультурного воспитания – это, прежде всего, процесс формирования открытой личности и ее готовности к культурному обмену с представителями других культур, к взаимному обогащению самих этих культур. Это содействие способности проявлять симпатию и интерес ко всем представителям других культур и, соответственно, жестко контролировать все существующие комплексы и стереотипы относительно тех или иных культур и их представителей.

Вся методика организации процесса поликультурного воспитания в младшей школе должна основываться на имеющихся возрастных особенностях детей с тем, чтобы сделать воспитательный процесс максимально эффективным. Внеурочная деятельность является одним из самых эффективных инструментов поликультурного воспитания.

 

Литература

1. Белогуров А.Ю. Идеи поликультурности в образовательном процессе / А.Ю. Белогуров // Высшее образование в России, 2005. - №3. - 112 с.

2. Боенков В. П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования / В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк. - М. : Ростов, 2004. - 576 с.

3. Воробьева О. Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся / О. Я. Воробьева. - Волгоград : Изд-во «Панорама», 2006. - 80 с.

4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.

5. Макаев В.В. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы. Научные сообщения / В.В. Макаев, З.А. Малькова; Л.Л. Супрунова // Педагогика, 1999. - №4. с. 3 - 10.

6. Малькова З.А. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы. / 3.А. Малькова //Педагогика, 1999. - №4. - с. 3-10.

7. Спицына О.А. Формирование толерантности у младших школьников в образовательной среде / О.А. Спицына// Вестник Университета Российской Академии Образования, 2009. - №1. – с. 83-86.

8. Сыродеева А. А. Поликультурное образование / А. А. Сыродеева. - М.: МИРОС, 2001. - 192 с.