Представление педагогического опыта
Описание педагогического опыта работы учителя начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»
Донковой Марины Владимировны
Тема: Развитие творческих способностей младших школьников
в процессе обучения и воспитания
Основная идея: развитие творческих способностей обучающихся.
Цель: главная цель развития творческих способностей – воспитание подлинно творческой свободной личности.
Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества.
(В.А. Сухомлинский)
1. Актуальность и перспективность опыта
Федеральный государственный стандарт начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.
Наше время – это время перемен. Сейчас стране нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей обучающихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Человеку с творческим складом ума легче найти творческую «изюминку» в любом деле. Только там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и творческой деятельности, может вырасти настоящая творческая личность, готовая к жизни в современном обществе. Творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию. Поэтому воспитание творческой личности, человека с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной из главных целей системы образования.
И с первых дней обучения детей в школе стараюсь сделать их творцами учебно-воспитательного процесса.
2. Концептуальность опыта
Чтобы создать условия, способствующие формированию творческих способностей, развитию духовно богатой личности, необходимо научить детей понимать и осваивать новое, быть открытыми и уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Главная цель развития творческих способностей – воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи:
- формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;
- развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;
- находить нестандартные решения любых возникающих проблем;
- воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.
Новизна моего опыта заключается в том, что раскрытие и развитие творческих способностей осуществляется не периодически, а систематически и поэтапно, что стимулирует у ребенка интерес к учебе.
3 . Наличие теоретической базы опыта.
В истории педагогики проблема творчества всегда была одной из самых актуальных. Однако, до сих пор проблема остаётся наименее изученной в теории и недостаточно представленной в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытностью механизмов творчества. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что творчество – это деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано или сделать по-новому, лучше.
Психологи определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний, преодоление, опрокидывание границ. Это высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка.
Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача школы состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. Известный педагог И.П. Волков в своё время высказал своё мнение о том, что «развить способности – это значит вооружить ребёнка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одарённости».
Творчество воспитывает и развивает. Не случайно все выдающиеся мыслители планеты способность творить считают стержневым качеством. Ромен Ролан писал: «Радость – солнце, озаряющее все, что есть, и все, что будет - божественная радость творчество! Все радости жизни в творчестве…»
Изучив литературу по проблеме «Развитие творческих способностей младших школьников», я убедились, что проблема привлекает к себе внимание учителей, ученых, таких как: Л.С. Выготский, М.Р. Львов, Л.В. Занков, Т.В. Зеленкова, З.Н. Новлянская. Они придают большое значение развитию творческой личности. При всем многообразии концепций, подходов исследований данной проблемы все авторы единодушны в том, что обучение детей в школе должно стать эффективным средством всестороннего развития личности.
Я работаю по образовательной системе «Школа России». Хочется сказать, что материал, представленный в этой системе, позволяет учителю организовать совместную с детьми творческую деятельность так, что они становятся активными участниками учебного и воспитательного процесса.
Кого можно считать творческой личностью? Какие личностные качества людей обеспечивают им успех в творчестве? За основу творческой личности я взяла обобщённую характеристику, предложенную А. И. Савенковым и созданную им на основе зарубежных и отечественных исследователей. По его мнению это:
• Способность удивляться и видеть проблемы.
• Любопытство и любознательность.
• Способность решать дивергентные задачи (задачи, имеющие не один, а множество верных ответов).
• Оригинальность мышления (способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных).
• Гибкость мышления (способность быстро и легко находить новые стратегии действия, устанавливать ассоциативные связи).
• Продуктивность мышления (способность легко и в большом количестве генерировать новые идеи). Чем больше идей, тем больше творческих возможностей их развития.
Данные теоретические положения стали основой моего опыта.
4. Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея – развитие целостной гармоничной личности школьника, формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. В связи с этим особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого потенциала каждого ученика.
Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень обучаемости, готовности к участию в творческой деятельности. В своей работе я основываюсь на гуманной педагогике. Основными постулатами является вера в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение добру и справедливости.
5. Оптимальность и эффективность средств.
В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
И с первых дней обучения мои ученики путешествуют в мир чисел, по разным странам, открывают новые звёзды (пусть это будет только в детских фантазиях), выполняют различные творческие задания. Сколько таких интересных творческих заданий предлагает автор учебника «Окружающий мир» Плешаков А. А.: подготовить фоторассказ о своём городе, придумать сказочную историю о диком или домашнем животном, которое тебе нравится, нарисовать словесный портрет своего домашнего питомца, найти в дополнительной литературе интересный факт о кошках, составить свою Красную книгу, изобразить производственные цепочки с помощью моделей, составить дерево семьи и т.д.
Необходимость решать проблему развития творческой личности в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности. На первое место выходят формы самостоятельной работы обучающихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. По УМК «Школа России» предлагается множество интересных проектов. По русскому языку: «Скороговорки», «Семья слов», «Зимняя страничка», «Имена прилагательных в загадках». Это и «Родной посёлок», «Моя малая Родина», «Моя семья», «Родословная», «Города России», «Страны мира», «Профессии» по окружающему миру. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.
Активно включаются в урок сообщения детей, приготовленные самостоятельно на основе материалов научной, художественной литературы. Дети составляют кроссворды, загадки, живые цепочки связей, существующих в природе; пишут рефераты на интересующие темы. Путей развития творческих способностей ребёнка существует много, но собственная исследовательская практика бесспорно – один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного творческого постижения истины, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э.Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Нельзя не отметить огромное значение для развития творческих способностей уровня развития психических механизмов — памяти, внимания, воображения и др. Именно эти качества являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся. На долю математики выпала активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления. Развивать мыслительную деятельность можно как на уроке так и во внеурочное время (различные мероприятия, классные часы, факультативы...) В геометрическом материале очень много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Это можно использовать, т.к. мышление младших школьников наглядно-образное и наглядно-действенное. Сколько всевозможных дидактических, ролевых игр!
Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. Геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, решение частично-поисковых задач разного уровня, задания на выявление закономерностей.…Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля. Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению.
В процессе обучения и воспитания младших школьников особое значение я придаю здоровьесберегающим технологиям. Эффективным методом работы в данном направлении можно считать проведение физкультминуток, музыкотерапии, пальчиковых игр, релаксационных пауз на уроке, обусловленных физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Физкультминутки помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью способствуют еженедельные уроки здоровья, на которых дети получают знания о здоровом образе жизни. На классных часах обсуждаем вопросы правильного питания, беседуем о вредных привычках, составляем режим дня. Много проходит праздников, на которых решаются задачи формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционными стали мероприятия: «День здоровья», «Мама, папа, я - спортивная семья». Особое место в учебном процессе отвожу детским творческим работам, особенно сочинению, так как считаю, что это бесценный материал не только для письменной речи учащихся и формирования грамотности, но и для формирования личности в целом (творческого мышления, эмоциональной и волевой сферы). Сочинения по разным предметам позволяют просматривать динамику роста в развитии творческих способностей учащихся, узнавать не только внутренний мир ребенка, но и его интересы, степень его наблюдательности, являются показателем общего развития ребёнка.
Подготовка начинается задолго до того, как дети будут писать сочинение. Они выписывают отрывки из стихов, собирают иллюстрации, наблюдают, идут в библиотеку и ищут нужные статьи. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл. Такое направление работы развивает у школьников творческий поиск, умение отбирать нужный материал к уроку, самостоятельно добывать знания.
Сочинения помогают детям глубже познать свои чувства, приучают к стройному и последовательному мышлению, повышают самоуважение, развивают интерес к литературному творчеству. Они помогают лучше понять внутренний мир детей. Творческие работы в продуманной системе приводят к постепенному овладению богатством русского языка, к умению пользоваться этим богатством.
Такая работа приносит удовольствие детям от собственных открытий, что является субъективным творческим процессом.
Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).
Дифференцированное обучение – главное направление работы, так как оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих, и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.
В своей педагогической деятельности я активно использую технологии личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, своеобразие которых заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными возможностями и способностями.
Поскольку в классе я работаю одновременно с обучающимися различными по подготовке, особенностями мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться, мною разработана система заданий разного уровня трудности. Кроме того, индивидуальная учебная деятельность ребенка сочетается с его работой в паре или в группе, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. При этом если ученик не может что-то выполнить индивидуально, он сможет это сделать с помощью соседа по парте или в группе. А то, что представляет сложность для конкретной группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.
Развитие способностей учеников в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для их восприятия является учебный материал. Известно, что у младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. Компьютерные технологии дают учителю такие возможности, стирая грань между учебой и игрой и превращая изучение самых трудных тем в увлекательное путешествие по стране знаний.
Незаменимым помощником учителя является программа Power Point, позволяющая готовить мультимедийные презентации к урокам по любому предмету. Используя слайд–фильмы, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с младшими школьниками, владеющими разной степенью освоения учебного материала. Я использую мультимедийные презентации для объяснения новой темы, контроля знаний и как средство подачи информации.
Во внеурочной деятельности провожу различные конкурсы, дающие возможность раскрыться каждому ребенку. Традиционными в нашем классе стали: конкурсы чтецов, конкурсы рисунков, различные конкурсы поделок, конкурсы инсценированной сказки.
Я сделала вывод, если использовать все разнообразие имеющихся методов и приемов, направленных на развитие творчества обучающихся и заниматься этим в системе, то можно добиться более высоких результатов.
Развитие всех способностей человека, в том числе и творческих, происходит, как правило, в деятельности. Учебная, как основной вид деятельности младших школьников, помогает развитию творческих способностей последних.
6. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых).
Мои ученики активно занимаются внеурочной деятельностью – посещают кружки и секции. Полученные знания, умения и навыки положительно отражаются и на учёбе. К примеру, на базе школы действует кружок театрального мастерства, в рамках которого дети работают над развитием речи, инсценируют сказки и т.д. Посещение данного кружка явилось повышением результативности обучения.
п/н | предмет | Процент качества знаний | |
2 класс (3 четверть) 2020 - 2021 уч. год | 2 класс (4 четверть) 2020 - 2021 уч. год | ||
1 | Литературное чтение | 95, 45 % | 95, 65 % |
2 | Русский язык | 68, 18 % | 73, 91 % |
Результатом своей работы считаю - повышение качества знаний по русскому языку и литературному чтению, развитие творческих способностей, рост учебной мотивации, усовершенствование навыков мыслить, анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного классного коллектива.
Проводимая работа позволила получать результаты подготовки учащихся, которые подтверждаются результатами участия детей в олимпиадах и различных конкурсах.
№ | Наименование мероприятия | Ф. И. участника | Номинация | Уровень | Результат |
| Конкурс «Помоги зимующим птицам», 2019 | Васинькина Варвара | поделка | городской | 3 место |
| Многопредметная олимпиада «Умка», 2020 | Матвейчук Валерия | «Русский язык» | муниципальный | Диплом 3 степени |
| Многопредметная олимпиада «Умка», 2020 | Матвейчук Валерия | «Математика» | муниципальный | Диплом 3 степени |
| Многопредметная олимпиада «Умка», 2020 | Хлынов Кирилл | «Математика» | муниципальный | Диплом 3 степени |
| Многопредметная олимпиада «Умка», 2020 | Швецова Ксения | «Математика» | муниципальный | Диплом 1 степени |
| Дистанционный конкурс «Волшебная зима», 2020 | Швецова Ксения | поделка | городской | диплом 1 степени |
| Дистанционный конкурс «Волшебная зима», 2020 | Фадеева Софья | поделка | городской | диплом 2 степени |
| Дистанционный конкурс «Волшебная зима», 2020 | Ведяшкин Ярослав | поделка | городской | диплом 3 степени |
| Дистанционный конкурс «Волшебная зима», 2020 | Бредова Дарья | поделка | городской | диплом 3 степени |
| Дистанционный конкурс «Волшебная зима», 2020 | Козлов Никита | поделка | городской | диплом 3 степени |
| Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся общеобразовательных организаций, студентов организаций среднего профессионального и высшего образования «От первых открытий к вершинам побед» | Матвейчук Валерия | «Проектная работа» | Всероссийсский | призёр |
| Межпредметная олимпиада «Эрудит» | Матвейчук Валерия |
| региональный | призёр |
В заключение
Есть великая «формула», приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и наконец открыть истины, никому еще неизвестные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.
Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть ориентирована на развитие творческих способностей личности.
Список использованной литературы.
1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов : Изд-во Ростовского ун-та, 1983. - 173 с.
2. Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности.// Начальная школа. - 1994. - №11. - с. 22-24.
3. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. - М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. - 144 с.
4. Афонина Р. М. Развитие творческого мышления учащихся в процессе выполнения экспериментов. // Начальная школа. - 2007. - № 6. - с. 56-60.
5. Дмитриева Н.Я. Казакова А.Н. Мы и окружающий мир, 1 - 4 класс.
6. А.А. Плешаков. Окружающий мир, М.: Просвещение, 2012.
7. Новое время – новая дидактика: Педагогические идеи Л. В. Занкова и школьная практика. Сб. статей, посвященных 100-летию со дня рождения Л. В. Занкова. - Самара : Корпорация «Федоров», 2001. - 261 с.
8. Степановская В. М. Воспитание творчеством. // Начальная школа. - 2007. -№ 6. - с. 60-62.
9. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993. - 563 с.