Статья "Специфика проектной деятельности в начальной школе"
Специфика проектной деятельности в начальной школе
Донкова Марина Владимировна,
учитель начальных классов,
МОУ «СОШ №6», г.о. Саранск
Проблема выбора необходимого и эффективного метода работы возникала перед педагогом всегда. Сегодня, в современных условиях, необходим поиск и применение новых методов организации учебного процесса для подготовки ученика мыслящего, знающего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания.
Основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход, суть которого – «открытие нового знания» обучающимися в процессе собственной деятельности. В полной мере этому соответствует проектная технология обучения. Суть проектного обучения состоит в том, что знания и умения школьники приобретают в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.
Несмотря на то, что метод проектов имеет сегодня большую популярность, он не является принципиально новым в педагогике. Интерес к нему возник ещё в 20-х гг. ХХ в. Описанием этого метода занимались американские педагоги и философы такие, как Дж. Дьюи, Э. Коллингс, У. Килпатрик и др. [1;3;4]. Основная концепция данной научной школы состояла в необходимости организации обучения таким образом, чтобы выполняемая ребенком учебная деятельность опиралась на его личный опыт. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учетом их личной заинтересованности в знаниях и получая в итоге реальный результат.
Параллельно метод проектов находит отражение и в трудах советских педагогов (Б.В. Игнатьев, М.В. Крупенина, Е.Г. Кагаров, В.Н. Шульгин, С.Т. Шацкий). Его широко применяли в «трудовой школе», так как приобретение знаний осуществлялось на основе и в с.вязи с тру.дом учащихс.я в рамках об.щественно-.полезных де.л [2; 7; 8; 9].
По мнению Е.С. Полат, сущность метода проектов – стимулировать интерес школьников к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний [6].
Согласно Н..Ю. Пахомово.й, учебный прое.кт с точки зре.ния обучаю.щегося – это воз.можность де.лать что-то и.нтересное с.амостоятел.ьно, в гру.ппе или са.мому, макс.имально ис.пользуя сво.и возможност.и; это деяте.льность, поз.воляющая про.явить себя, пр.иложить сво.и силы, сво.и знания, в.нести пользу и по.казать пуб.лично дост.игнутый резу.льтат; это де.ятельность, н.аправленна.я на решен.ие интерес.ной пробле.мы, сформу.лированной с.амими учащ.имися в ви.де цели и з.адачи, ког.да результ.ат этой де.ятельности – н.айденный с.пособ реше.ния пробле.мы – носит пр.актический х.арактер, и.меет важное пр.икладное з.начение и, что не.маловажно, и.нтересен и з.начим для с.амих откры.вателей [5].
В современ.ном понима.нии проект.ная деятел.ьность пре.дставляет собо.й активну.ю творческу.ю деятельност.ь обучающи.хся, котор.ая имеет ко.нкретную це.ль, опреде.ленную стру.ктуру и н.аправлена н.а получение з.аранее про.гнозируемо.го продукт.а.
Организуя прое.ктную деяте.льность, необ.ходимо учит.ывать психо.лого-физио.логические и пс.ихологичес.кие особен.ности дете.й младшего ш.кольного возр.аста. Темы прое.ктов для дете.й этого возр.аста должн.ы быть тес.но связаны с пре.дметным со.держанием, а требо.вания соот.ветствоват.ь возрасту уче.ников. Чем м.ладше ребе.нок – тем про.ще проект.
Проекты шко.льников мо.гут быть р.азнообразн.ыми по виду, т.ипу, продо.лжительност.и, условия.м, результ.атам и т. д. О.днако, выпо.лняя любой прое.кт, следует пр.идерживатьс.я намеченно.го плана.
Работа над прое.ктом прохо.дит в неско.лько этапо.в.
I. Подгото.вительный эт.ап работы
- определение те.мы исследо.вания;
- выделение пре.дполагаемы.х направле.ний работ;
- определение проб.лемы и зад.ач исследо.вания;
- выдвижение г.ипотез и с.пособов ре.шения;
- обсуждение мето.дов исследо.вания;
- распределение р.аботы между уч.астниками гру.ппового прое.кта;
- начало работ.ы по сбору и.нформации.
II. Основно.й этап.
- продолжение р.аботы по сбору и.нформации;
- самостоятельная (.индивидуал.ьная, парн.ая, группо.вая) деяте.льность обуч.ащихся по ре.ализации прое.кта;
- систематизация и а.нализ получе.нных данны.х;
- обсуждение с.пособов офор.мления конеч.ных результ.атов;
- подведение ито.гов, оформ.ление резу.льтатов.
III. Заключ.ительный эт.ап.
- презентация прое.кта;
- представление резу.льтатов вы.полненных прое.ктов в виде м.атериально.го продукт.а;
- рефлексия.
Благодаря прое.ктной деяте.льности у дете.й формируютс.я следующие у.мения:
- социальные умения: работать в гру.ппе; выпол.нять различ.ные роли (.лидера, ис.полнителя, о.ппонента); у.мение нахо.дить компро.мисс; умен.ие социаль.ного взаимо.действия (сотру.дничество, о.казание по.мощи); гото.вность при.нять помощ.ь; слежение з.а ходом со.вместной р.аботы и т..д.;
- мыслительные умения: анализ, с.интез, сра.внение, обоб.щение, класс.ификация, в.ыявление з.акономерносте.й;
- умения в решении проблем: ставить це.ль; планиро.вать деяте.льность; в.ыбирать аде.кватные сре.дства дост.ижения цел.и; оцениват.ь ход и резу.льтат свое.й деятельност.и;
- исследовательские умения: выдвигать и.деи; выбир.ать лучшее ре.шение;
- информационные: самостояте.льно осущест.влять поис.к информац.ии из разл.ичных источ.ников, сбор, стру.ктурирован.ие, сохране.ние информ.ации; испо.льзовать по.лученную и.нформацию; пре.дставлять и.меющуюся и.нформацию ее в р.азличных фор.мах и на р.азличных нос.ителях;
- технологические умения: понять инстру.кцию, опис.ание техно.логии, алгор.итма деяте.льности, де.йствовать со.гласно инстру.кции, опис.ания техно.логии, алгор.итма, имет.ь установк.и, не позво.ляющие нару.шать техно.логию деяте.льности;
- коммуникативные: умения слу.шать и слы.шать, прин.имать другое м.нение, выс.казывать с.вое мнение, презе.нтовать резу.льтат свое.й работы;
- презентационные умения: выступать пере.д классом; ис.пользовать сре.дства пере.дачи инфор.мации;
- рефлексивные умения: отвечать н.а вопросы: «Че.му я научи.лся?», «Че.му мне необ.ходимо науч.иться?»; а.декватно в.ыбирать сво.ю роль в ко.ллективном де.ле.
В ходе прое.ктной деяте.льности уч.итель, ребе.нок и его ро.дители явл.яются равно.правными п.артнерами по дост.ижению цел.и проекта.
Специфика прое.ктной работ.ы в началь.ной школе з.аключается в с.истематичес.кой стимул.ирующей, н.аправляюще.й и коррект.ирующей ро.ли учителя. Ро.ль педагог.а при выпо.лнении прое.ктов измен.яется в за.висимости от эт.апов работ.ы над прое.ктом. Глав.ное для пе.дагога – з.аинтересов.ать и увлеч.ь детей, по.казать им з.начимость и.х деятельност.и и вселит.ь уверенност.ь в своих с.илах.
Наряду с де.ятельность.ю педагога, ро.ль ученика пр.и выполнен.ии проекта из.меняется в з.ависимости от эт.апов работ.ы. Но на все.х этапах о.н являетс.я субъекто.м познавате.льной деяте.льности; в.ыбирает (пр.инимает ре.шения), несет от.ветственност.ь за свой в.ыбор; выстр.аивает систе.му взаимоот.ношений с л.юдьми; оце.нивает «чу.жой» проду.кт (информ.ацию с поз.иций ее по.лезности д.ля проекта) и про.дукт своей де.ятельности; о.ценивает себ.я в процессе р.аботы на все.х этапах.
Работа над прое.ктом требует у дете.й немало ус.илий, терпе.ния и проя.вления творчес.ких способ.ностей, поэто.му будет в.ажна поддер.жка и помо.щь родителе.й. Ученику необ.ходимо почу.вствовать в.ажность работ.ы, внимание ро.дителей и уч.ителя, а т.акже помощ.ь на опреде.ленных эта.пах, котор.ые сложны по.ка для него. Ро.ль родителе.й заключаетс.я не в том, чтоб.ы брать на себ.я выполнен.ие работы дете.й над прое.ктом, а про.явить заинтересо.ванность, по.мочь совето.м, сбором и.нформации.
Конечным про.дуктом прое.ктной деяте.льности мо.гут быть: видеофильм, мультимедийный про.дукт, пакет реко.мендаций, учебное пособ.ие, прогноз, справочни.к, газета, жур.нал, альбо.м, гербарий, карта, экскурсия, игра, сценарий пр.аздника, костюм, ма.кет, модел.ь, сувенир и т.д.
Реализуя обр.азовательну.ю программу «.Школа Росс.ии», можно с.делать выво.д, что прое.кты, включе.нные в рам.ки програм.мы, разнообр.азны по ти.пу деятель.ности обуч.ающихся, по ко.личеству уч.астников и по про.должительност.и реализац.ии. При вы.полнении пре.дложенных прое.ктов может испо.льзоваться и.ндивидуаль.ная, парна.я работа, а т.акже работ.а в группа.х.
Среди творческих проектов большой поз.навательны.й интерес у мо.их ученико.в вызвал проект «Праздничный сто.л». Данный прое.кт осуществлялся в р.амках учеб.ного предмет.а «Техноло.гия» во 2 классе.
Цели данного проекта: освоить те.хнику изгото.вления изде.лий из пласт.илина, науч.иться анал.изировать фор.му и вид из.делия, опре.делять пос.ледователь.ность выпо.лнения работ.ы; создать ус.ловия для ко.ммуникатив.ных умений уч.ащихся.
Задачи проекта: распределение об.язанностей в гру.ппах, намет.ить план р.аботы по те.хнологичес.ким листам, в.ыполнение с.воей работ.ы и презент.ация работ.
Работа над прое.ктом была р.азбита на этапы:
Первый этап – подготовка. Пере.д реализац.ией проект.а с обучащимися была прове.дена бесед.а «Я выпол.няю проект», в хо.де которой ш.ло обсужде.ние вопросо.в: что такое прое.кт и как о.н выполняетс.я, этапы прое.кта и его про.дукт, что з.начит презе.нтация прое.кта. Определена це.ль и задач.и проекта.
Второй этап – планирование. О.пределив з.адачи, ученики были поде.лены на 3 группы, придумал.и названия с.воим групп.ам и выбра.ли ответственных, которые оз.вучили свое.й группе з.адание.
Третий эта.п – обсуждении композици.и внутри каждо.й группы. Ответстве.нный распре.делил обяз.анности в гру.ппе.
На четверто.м этапе шло заполнение те.хнологичес.кой карты и н.амечение и.ндивидуаль.ного плана р.аботы кажд.ым участни.ком группы.
На пятом эт.апе – инди.видуальной р.аботы – реб.ята примен.или своё т.ворчество и н.авыки работ.ы с пласти.лином и ст.али изгото.влять зара.нее выбран.ные издели.я.
На шестом эт.апе ответст.венный сое.динил все из.делия груп.пы в общу.ю композиц.ию празднич.ного стола. Результатом проекта «Праздничный стол» становятся композиции, изготовленные каждой группой: посуда (тарелки, чайник, чашки), угощения (торт, пирожки, пирожные, крендельки).
Седьмой эт.ап – рефле.ксия. Ребят.а оценили р.аботу друг.их групп, с.делали выво.ды в устно.й форме.
Восьмой эт.ап. Презент.ация издел.ий (оценив.ание други.ми участни.ками).
И на после.днем этапе – оценка резу.льтатов. Заполнение л.истов самоо.ценки.
На мой взг.ляд, данный прое.кт нашёл э.моционально-.познавател.ьный откли.к у школьников, а работа с.пособствов.ала решени.ю целого р.яда дидакт.ически - р.азвивающих з.адач.
Подводя ито.г, хочется от.метить, что в ус.ловиях реализации ФГОС второго по.коления ор.ганизация прое.ктной деятельност.и повышает уровен.ь творчес.кого развит.ия младших школьников, развивает и.х активност.ь, которая пр.иводит к большей самостоятельности; укрепляет чувство социальной ответственности, а, главное, дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного.
Список использованных источников
1. Дьюи Дж. Школа и ребёнок / 2-е изд. - М. : Петроград, 1923. - 60 с.
2. Кагаров Е.Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. : Брокгауз-Ефрон, 1926. - 88 с.
3. Килпатрик У.Х. Метод проектов: Применение целевой установки в педагогическом процессе. - Ленинград : Брокгауз-Ефрон, 1925. - 43 с.
4. Коллингс Э. Опыт работы американской школы по методу проектов : Пер. с англ. С. Тюрберт ; Под ред. и с введ. А. У. Зеленко. - М.: Новая Москва, 1926. - 286 с.
5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2005. - 112 с.
6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 224 с.
7. На путях к методу проектов / под ред. Б.В. Игнатьева и М.В. Крупениной. - М. : Гос. изд-во, 1930. - 224 с.
8. На путях к методу проектов. Сб. второй: работа городской школы I ступени / под ред. Б.П. Есипова, Б.В. Игнатьева и В.Н. Шульгина. - М. : Работник просвещения, 1930. - 276 с.
9. На путях к методу проектов. Сб. третий: работа сельской школы I ступени / под ред. Я.Н. Степанова, Б.В. Игнатьева и В.Н. Шульгина. - М. : Работник просвещения, 1931. - 118 с.