Эссе «Молодой учитель — будущее современного образования»

Донкова Марина Владимировна

«Молодой учитель — будущее современного образования»

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»

(Конфуций)

      Путь познания труден, труд учителя сложен и многогранен во все времена.  Как тернист путь того, кто посвящает себя профессии учителя! Понять современное время, найти эффективную методику  – это непросто. Именно образование отвечает требованиям современной жизни, требует от учителя достижения профессиональной  цели. Только стремление достичь высоких педагогических идеалов,  обучить детей, быть им необходимым, востребованным – вот что делает молодого учителя основой будущего  образования.

Что касается меня, то для достижения педагогической цели я хочу уверенно ориентироваться в  методиках современного образования, видеть перспективы решения  педагогических проблем. Для достижения заветной цели необходимо приложить много усилий, возможно, от чего-то отказаться, что-то в себе преодолеть, научиться идти в ногу со временем!

    Перевернувшая мир пандемия коронавируса показала, что современной школе нужны специалисты, готовые выполнять нестандартные задачи. При этом сам учитель должен быть вооружён определёнными навыками педагога нового поколения — владеть цифровыми компетенциями, быть способным адаптировать урок к любым условиям и форматам, уметь держать внимание обучающихся в любой ситуации.

Современный молодой учитель должен совершенствовать свое профессиональное мастерство: уметь обладать цифровой грамотностью,  хорошо ориентироваться в цифровом мире, иметь навыки работы с современными гаджетами и приложениями, онлайн-платформами, а также следить за технологическими образовательными тенденциями. Для этого необходимо непрерывно заниматься самообразованием. Тогда современный учитель и достигнет педагогического мастерства.

      Учителю нужно прилагать усилия, чтобы чего-то добиться, но перед каждым конкретным учеником необходимо ставить только преодолимые для него задачи. Он должен постоянно, как говорит замечательный педагог В.Ф. Шаталов, находиться «в состоянии успеха».   Способности у всех детей разные, зачастую они не лежат на поверхности. Видеть их и помогать им раскрыться – высокая миссия современного учителя. Для меня гораздо важнее абстрактного знания формул, определений, формулировок, напрягающего одну только память, является связь с жизнью и практическая направленность образования. Опыт познавательной деятельности – главное содержание образования. Хотелось бы добавить, что ученик должен идти вверх и вперед, и каждый раз планка, которую он преодолевает, должна быть чуть выше. Именно тогда молодой  учитель самосовершенствуется, его педагогические достижения  становятся востребованными в современном обществе.

       Как говорил известный австрийский писатель Карл Краус, «что переварили учителя, тем питаются ученики». Учитель должен постоянно вносить разнообразие в образовательный процесс, не допуская пассивности учеников на уроке. На своих уроках часто использую такие интерактивные методы и приёмы, как «Шесть шляп мышления», «Ромашка Блума», «Корзина идей» и многие другие. Эти методы требуют больше подготовки, однако  приносят больше плодов, чем традиционные. Они помогают каждому ребёнку осознать собственную уникальность.

      Талант современного учителя как мастера раскрывается в том случае, если на каждом уроке ему удается увлечь ребенка в мир неизвестного, заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось тянуться к новому,  решить поставленную перед ним проблему, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. Именно поэтому я стараюсь на уроках использовать приемы и методы развивающего обучения, применяю на уроках информационно-коммуникационные технологии, технологию сотрудничества, которые не оставляют равнодушным ни одного ребенка на уроке, вовлекаю детей в познавательную деятельность, заставляют их мыслить, анализировать, делать самостоятельные выводы.

         Безусловно, владение цифровыми достижениями, современными образовательными технологиями и методами важно для учителя. Во все времена педагог был образцом духовности, воспитанности, порядочности и справедливости. Всегда в сердце педагога жила любовь к детям. Это главная причина выбора моей профессии. Любовь к детям, к своей работе, желание видеть счастливые глаза учеников мотивируют к профессиональному совершенствованию. «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель», — говорил Лев Николаевич Толстой. Полностью согласна с  мыслями великого писателя и руководствуюсь ими в своей педагогической деятельности. Быть учителем — это не профессия, это образ жизни, основа современного образования!

       Открытость молодого учителя привлекает детей, они смело шагают в будущее за педагогом, заряжаются от него желанием постигать что-то неизвестное, а он учится вместе с ними. Молодой учитель для учеников — не только наставник, но и друг, а ведь именно друзьям дети доверяют больше всего и готовы следовать за ним на пути к знаниям!

В сложном и изменчивом современном мире важно иметь собственное понимание педагогических технологий. Именно это даёт молодому учителю возможность правильно найти своё место в жизни, быть востребованным членом общества как для детей, так и для родителей. С уверенностью можно сказать: «Молодой учитель – будущее современного образования!».