Проектная деятельность
Проектная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Солнечные лучики" | 794.53 КБ |
Проект родительского клуба "Первоклашка" | 169.48 КБ |
Проект «Хотим всё знать» | 159.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта проекта «Солнечные лучики»
Тип проекта
• по продолжительности: краткосрочный
• по составу участников: групповой
• по направлению деятельности участников проекта:
образовательный
Участники проекта:
• воспитанники группы
• родители (законные представители)
• педагоги ДОУ
Сроки реализации проекта
2018-2019 учебный год
Цель:
• создать условия для доверительно-партнерских отношений в треугольнике взаимодействия: воспитанник - родитель (законный представитель) - педагог;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья.
Задачи:
• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей (законных представителей);
• объединить усилия для развития и воспитания детей;
• поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.
Актуальность темы:
Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Здесь родителей (законных представителей) обучают и консультируют, поддерживают в решении вопросов по воспитанию детей и обогащают воспитательные умения. Здесь создаются все условия для развития доверительно-партнерских отношений между родителями (законным представителем) и ребенком, педагогами и родителями (законным представителем) с учетом современного подхода к данной работе. Здесь воспитывают человека будущего. Поэтому дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.
План работы родительского клуба
«Солнечные лучики»
Мероприятия | Продукт деятельности | Категория участников | Предполагаемый результат | Сроки | Ответственные |
Оформление информационных стендов в группах детского сада | Наглядная информация | Родители | Распространение педагогических знаний среди родителей. Активизация родительского внимания к вопросам воспитания и адаптации ребенка к условиям детского сада | 28.09 | Воспитатели, |
Анкетирование «Давайте познакомимся» | Анкеты | Родители | Получение и анализ первичной информации о ребенке и его семье. Выявление запросов родителей (законных представителей» для организации и работы клуба. Ознакомление участников с целями и задачами занятий клуба. | 26.10 | Воспитатели, |
Познавательная игра «Знатоки природы» | Конспект | Родители | Формирование осознанного отношения к окружающей природе. Оформление выставки рисунков. | 21.12 | Воспитатели, |
Практикум «Играем - внимание, память, мышление и речь развиваем» | Конспект | Родители | Оформление фото выставки. | 15.03 | Воспитатели, |
Круглый стол «Скоро в школу» | Конспект | Родители | Обогащение педагогических умений родителей новыми приемами в общении с ребенком | 26.04 | Воспитатели, |
Предполагаемый результат:
- Создается сообщество детей, воспитателей и родителей.
Использованная литература:
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.: Мозаика – Синтез, 2014.
2. Евдокимова Н. Ф. Детский сад и семья. Методика работы с родителями: пособие для педагогов и родителей/ Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева. – М.: Мозаика – Синтез, 2007
Предварительный просмотр:
Тематический план
Октябрь
Всеобуч для родителей, будущих первоклассников
«Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школьному обучению»
Цель всеобуча:
Педагогическое и психологическое просвещение родителей по вопросам воспитания и обучения детей, поступающих в первый класс школы.
Задачи всеобуча:
- формирование представления о психологической и педагогической готовности к школьному обучению;
- знакомство с особенностями адаптации к новым образовательным условиям;
- наладить просветительскую и консультативную помощь семьям при подготовке ребёнка к школе;
- вовлечь родителей в понимание социальной готовности ребёнка к школе через опыт активного обучения;
- применить различные виды работы группы для достижения задач всеобуча.
Участники: социальный педагог, педагог-психолог, старший воспитатель, родители детей подготовительной к школе группы.
Материалы и оборудование:
Бейджики с вкладышами (для написания имён участников), игрушка-телефон, маркеры, презентация “Школьная готовность”, маленький мяч, “Памятки родителям будущего первоклассника” на каждого участника, анкета - на каждого участника.
Содержание мероприятия:
Знакомство-приветствие – социальный педагог.
Презентация «Понятие психологической готовности ребёнка к школьному обучению» – педагог-психолог.
Презентация «Физическая готовность» – старший воспитатель.
Презентация «Социальная позиция школьника»
Устный опрос – готовы ли родители к школе? – социальный педагог.
Результаты анкетирования родителей «Что умеет и может мой ребёнок, готов ли он к обучению в школе?» – социальный педагог.
Заключительное слово – социальный педагог.
Рефлексия, ответы вопросы – педагог-психолог.
Ноябрь
Семейный интеллектуальный досуг «Ринг любознательных и находчивых».
Участники: социальный педагог, родители и дети подготовительной к школе группы, воспитатели.
Ход семейного интеллектуального досуга «Ринг любознательных и находчивых»
Зал украшен шарами, цветами, разноцветными лентами. На стенах большие вопросительные и восклицательные знаки из цветной бумаги.
Звучит весёлая джазовая музыка, на сцену выходит ведущий.
Ведущий.
Здравствуйте, дорогие друзья! Я приветствую всех участников игры. Наша игра сегодня несколько необычна, потому что в ней участвуют не только дети, но и родители. И ещё необычность нашей игры в том, что родители будут выполнять разные роли, кто-то будет ведущим раундов, а кто-то игроками, как и дети. Так как в нашей игре три раунда, то и ведущих тоже три. Приглашаю ведущих на сцену. Давайте поприветствуем их аплодисментами.
Итак, сегодня у нас – «Ринг любознательных и находчивых». Почему ринг? Потому что ринг – это борьба. Но на нашем ринге мы сегодня выясним, не кто сильнее, а кто из игроков самый умный, самый знающий.
Разрешите представить команды игроков:
Команда «Весёлые ребята»
Команда «Находчивые ребята».
Правила нашего интеллектуального ринга очень простые.
Наша игра состоит из трёх раундов:
1 раунд – экологический.
2 раунд – логический.
3 раунд – юмористический.
Каждая команда должна выбрать себе капитана. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Будут также учитываться ответы болельщиков, поэтому болельщики справа болеют за команду «Весёлые ребята», а болельщики слева за команду «Находчивые ребята». Выигрывает та команда, которая наберёт больше всего очков.
На нашей игре, как на настоящем ринге, присутствуют члены очень компетентного жюри: ________________________________________________
Приветствие команды «Весёлые ребята».
Мы команда – просто класс!
Посмотрите-ка на нас!
Веселимся и играем,
Никогда не унываем!
Приветствие команды «Находчивые ребята».
Мы команда хоть куда!
Мы находчивы всегда.
Убедитесь в этом сами,
И победа будет за нами!
Ход игры
1 раунд – экологический. Проводит 1 ведущий – родитель.
Перед началом раунда – разминка.
Болельщики готовы? Учитывается общее количество правильных ответов игроков и болельщиков команды.
Какой малыш рождается с усами? (котёнок).
Где находятся города без домов, реки, без воды, леса, без деревьев? (на карте).
Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? (Созвездие Большой Медведицы).
У кого глаза на одном боку? (камбала).
У кого уши на ногах? ( кузнечик).
Жюри выставляют баллы.
Так как 1 раунд – экологический, мы начнём его с экологической сказки «Красная Шапочка на новый лад».
Вопрос к болельщикам прозвучит по окончании спектакля, который поставили ваши дети под руководством руководителя театрализованного кружка «Лукоморье».
Вопрос: «Назовите главных героев сказки».
Жюри выставляют баллы.
Игра «Правила поведения в природе».
1 балл получит та команда, которая назовёт больше правил поведения в природе.
Игра «Букет».
«Букет».
Захотел я маме подарить букет.
Вышел на полянку, сорвал ей первоцвет,
Клевера пахучего и крапиву жгучую,
Ландыш, медуницу, вот мама удивиться!
И красивый получился у меня букет.
Как вам кажется, ребята,
Рада мама или нет?
Вопросы: одной и другой команде.
Обрадуется мама такому подарку? Почему?
Букет уже собран. Как вы думаете, сможет ли мама использовать клевер, крапиву, ландыш и медуницу? В каких целях?
Музыкальная пауза.
2 раунд – логический. Проводит 2 ведущий – родитель.
Игра «Отвечайте, правда ли?».
Любит кошка на обед
Виноград и винегрет.
Отвечайте, правда ли?
Закудахтал пёс Барбос
И в гнезде яичко снёс.
Отвечайте, правда ли?
Лапой хвать, зубами щёлк.
Хищник – тигр и хищник – волк.
Отвечайте, правда ли?
Ночью, в дождик, как пастух,
Вывел кур гулять петух.
Отвечайте, правда ли?
Хоть улитка и мала,
Целый домик унесла.
Отвечайте, правда ли?
Жюри выставляют баллы.
Игра «Хитрые вопросы».
Животные.
Когда козе исполнится семь лет, что будет дальше?
(Пойдёт восьмой).
У собачки Микки родились котята: три беленьких и один чёрненький. Сколько всего котят родилось у Микки?
(У собачки не могу родиться котята).
Что едят крокодилы на Северном полюсе?
(Крокодилы не живут на Северном полюсе).
Кто громче мычит: петух или корова?
(Петух не мычит).
Какого цвета волосы у колобка?
(У колобка нет волос).
Жюри выставляют баллы.
Транспорт.
Когда человек может ехать со скоростью машины?
(Когда он едет в этой машине?).
Автобус ехал в Пыть-Ях, навстречу ещё два автобуса. Сколько автобусов приехали в Пыть-Ях?
(Один).
Жюри выставляют баллы.
Игра «Доскажи словечко».
В нём задания пишут на дом,
И стоят отметки рядом,
Мама смотрит каждый день,
Проверяет мой . . . портфель? (дневник)
Был он длинным по началу,
А теперь коротким стал.
Рисовал, чертил немало
Деревянный мой . . . пенал? (карандаш)
В школу он идёт с утра,
В портфеле всё в порядке:
Ручки, книги и пенал,
Кто это? . . . тетрадки? (ученик)
Дети буквы написали,
Зазвенел звонок.
Веселятся Коля с Леной -
Начинается . . . урок (перемена)
Жюри выставляют баллы.
3 раунд – музыкально-игровой. Проводит 3 ведущий – родитель.
Весёлые игры, аттракционы.
Игра «Найди свой дом».
Игра-аттракцион «Обставь свою квартиру».
Жюри выставляют баллы.
Подведение итогов игры. Награждение победителей.
Декабрь
Семинар-практикум «В семье будущий первоклассник»
Цель:
Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей будущих первоклассников.
Задачи:
- предоставить родителям практический опыт в овладении способами общения с ребенком в семье для укрепления его желания учиться.
- оказать помощь в разрешении проблем при подготовке детей к школе.
- активизировать чувства, переживания и действия родителей в связи с предстоящей школьной жизнью детей.
Участники: социальный педагог, родители детей подготовительной к школе группы, воспитатели, педагоги начальных классов МБОУ СОШ № 5, педагог-психолог ДОУ, учитель-логопед.
Содержание мероприятия:
1. Организационный момент «Будем знакомы» – социальный педагог.
2. Упражнение «Мой образ ребёнка – первоклассника» – педагог-психолог.
3. Анализ анкетирования родителей «На пороге школьной жизни» (позиция родителей по вопросам подготовки детей к школе) – социальный педагог.
4. Выступление учителя начальных классов МБОУ СОШ № 5 «Готовимся к школе с радостью».
5. Видеоролик-интервью с детьми «Хочу ли я в школу?» – социальный педагог.
6. Игровое упражнения с мячом «Слагаемые успешности первоклассника – это . . .» (закончите предложение) – социальный педагог.
7. Игротренинг «Играем дома - развиваем речь» – учитель-логопед
8. Выставка дидактических игр и пособий по подготовке детей к школе «Копилка полезных вещей» – воспитатель подготовительной к школе группы.
9. Рефлексия «Больше всего мне сегодня . . .» социальный педагог.
Февраль
Практикум для родителей «Познаём играя».
Цель. Познакомить родителей с игровыми способами развития навыков счёта, логического мышления, воображения с помощью универсального дидактического средства «Палочки Кюизинера»
Участники: социальный педагог, родители и дети подготовительной к школе группы, воспитатели.
Содержание мероприятия:
Мини-сообщение для родителей «Что такое палочки Кюизенера?»
Практические задания для детей и родителей с палочками Кюизенера:
Мотивация детей. Педагог-ведущий приглашает детей в комнату для проведения клуба «Первоклашка», приветствует детей и предлагает им поиграть вместе со своими родителями. Появляется Совёнок, который предлагает детям и родителям задания в форме игры.
Игра-задание «Построй поезд». Цель: показать игровые способы освоения детьми понятий величины, длины ширины предметов.
Игра-задание «Выложи башню». Цель: показать игровые способы освоения детьми пространственных отношений.
Игра-задание «Выложи геометрическую фигуру». Цель: показать игровые способы ознакомления детей со свойствами геометрических фигур.
Игра-задание «Выложи лесенку». Цель: показать игровые способы развития у детей количественных представлений и освоение счета.
Рефлексия для детей «Больше всего мне сегодня . . .». прощание с Совёнком.
Март
Семинар-практикум
«Правильная речь – залог успешного обучения в школе»
Цель:
Повышать педагогическую компетентность родителей в области речевого развития детей.
Задачи:
- способствовать осознанию родителями взаимосвязи правильной речи и успешного обучения в школе;
- сформировать у родителей представления о взаимосвязи развития мелкой моторики рук и речи детей;
- формировать у взрослых и детей навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативности, ответственности.
Участники: социальный педагог, учитель-логопед, родители подготовительной к школе группы.
Содержание работы.
Организационный момент.
Игровое упражнение с мячом «Слагаемые успешности первоклассника» (закончить предложение) – учитель-логопед.
Сообщение социального педагога «Правильная речь – залог успешного обучения в школе»
Игротренинг «Играем дома – развиваем речь» – учитель-логопед.
Презентация «Сказка о весёлом язычке» – упражнения для развития артикуляционного аппарата – учитель-логопед.
Игровой калейдоскоп (биоэнергопластика). Цель. Развивать умения детей соединенять движения артикуляционного аппарата и движения кистей рук. (учитель-логопед).
Памятки родителям «Советы логопеда» – учитель-логопед.
Рефлексия «Меня сегодня удивило . . .» – социальный педагог.
Апрель
Родительская гостиная "Приобщение взрослых и детей к миру искусства и культуры русского народа".
Цель:
Повышение компетенции родителей в вопросах приобщения дошкольников к истокам народной культуры.
Задачи:
1. Формировать у взрослых и детей базис личностной культуры посредством народного творчества.
2. Оказывать помощь родителям в познании народных традиций и промыслов через формы педагогического всеобуча.
3. Способствовать объединению семьи посредством совместного участия в творческих мероприятиях, наполнить ее досуг новым содержанием.
4. Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе участия в празднике «Весёлая ярмарка».
5. Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения в ожидании народного праздника.
Участники: родители, дети подготовительной к школе группы, воспитатели, музыкальный руководитель.
Содержание работы.
1. Посиделки в мини - музее "Русская изба".
Мультимедийная презентация "К истокам народной культуры! »
2. Анализ результатов анкетирования родителей.
3. Выступление воспитателя "Через красивое к человечному -такова закономерность воспитания " (о роли народной культуры в воспитании дошкольников) .
4. Просмотр НОД "Чудо чудное, диво дивное" (об истории возникновения дымковского промысла) .
5. Презентация дымковских игрушек, сделанных родителями вместе с детьми для ярмарки.
6. Народные игры, хороводы с детьми и родителями.
7. Чаепитие.
Май
Семинар - практикум" Вместе с родителями – за безопасность детей на дорогах"
Цель:
Привлечь родителей к сотрудничеству, сотворчеству и совместной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения.
Задачи:
1. Взаимодействовать с ГИБДД и другими организациями в работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
2. Оптимизировать работу с родителями по основам безопасности детей и закреплению знаний о правилах дорожного движения.
3. Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи.
4. Активизировать пропагандистскую деятельность среди родителей ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
5. Выработать систему воспитательно-образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге
Участники: родители, дети подготовительной к школе группы, воспитатели, сотрудники ГИБДД, музыкальный руководитель.
Содержание работы.
1. Организационный момент "Будем знакомы".
2. Анализ анкетирования родителей "Я и мой ребенок на улицах города".
3. Просмотр НОД "Путешествие в страну Светофория"
4. Выступление сотрудника ГИБДД "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма".
5. Сотворчество родителей и детей "Безопасный маршрут из дома в детский сад" (рисование) .
6. Конкурс пап "Лучший водитель".
7. Презентация родителями макетов по правилам дорожного движения.
8. Памятки для родителей "Всё начинается с малого".
9. Рефлексия "Что я ждал от встречи в клубе".
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»
Проект
«Хотим всё знать»
социальный педагог:
Н.Т. Бурдаева
2018г.
Пояснительная записка
«Человек стремится к знанию, и, как только
в нём угасает жажда знания, он перестаёт быть человеком»
Нансен Фритьоф норвежский исследователь, океанолог, зоолог, 19 – 20 век
Согласно Концепции модернизации российского образования семья должна быть активным субъектом образовательной политики. Достижение стратегических целей модернизации образования возможно только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с различными представителями, в т. ч. с семьёй как социальным институтом. Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотнее будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям. Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от скучных шаблонов.
Существенным признаком качества современного дошкольного образования является взаимодействие с семьями воспитанников, включение родителей в процесс воспитания и развития своего ребёнка как равноправных и равноответственных партнеров, формирование у них чувства понимания важности и необходимости их роли в жизни ребенка. Повышению активности участия родителей в жизни детского сада, осознанию ими доминирующей роли семейного воспитания и роли ДОО как «помощника» семьи способствует открытость учреждения для родителей. Проблема состоит в том, что ДОО заявляя о родителях, как полноправных субъектах образовательного процесса, зачастую не имеют достаточно эффективных механизмов для реализации этого тезиса в практической деятельности.
Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации признана необходимость обеспечения равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу. Поэтому, задачей нашего дошкольного учреждения является создание необходимой среды для обеспечения развития личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к обучению в школе. Это и послужило разработать систему взаимодействия ДОО и семьи.
Актуальность данного проекта заключается в том, что возможный резерв повышения качества работы в данном направлении – совместная деятельность ДОО и семьи.
Важным условием эффективности образовательно-воспитательного процесса является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога.
Краткая аннотация проекта
Проблема качества образования, воспитания и развития дошкольников неразрывно связана с развитием ребенка в семье. Исследования целого ряда авторов (Е.П. Арнаутова, Е.М. Вроно, А.И. Захаров, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, Т.А. Маркова и др.) убедительно доказывают необходимость оказания родителям грамотной педагогической помощи. В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, ещё более актуальным становится вопрос об ориентации ДОО на содействие развитию ребёнка при взаимодействии с родителями.
Проект «Хотим всё знать» обеспечивает:
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей и педагогов) и детей;
- сотрудничество ДОО с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- учёт этнокультурной ситуации развития детей;
- формирование предпосылок учебной деятельности;
- повышение компетентности родителей в вопросах познавательного развития и формирования знаний детей старшего дошкольного возраста о целостной картине мира;
- создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Социальный педагог ДОО выступает посредником между воспитанниками, учреждением, семьей и социальной средой.
Разработанный и апробированный проект «Хотим всё знать» раскрывает возможность использования инновационных форм взаимодействия с семьёй в ДОО, способствующих развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при изучении окружающего мира.
Обоснования необходимости проекта
Проблема познавательного развития ребёнка дошкольного возраста, (а это не только развитие познавательных процессов – восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, но и овладение ребёнком знаниями о разных сферах действительности) занимают одно из центральных мест в развитии детей и подготовке их к школе. По подсчётам некоторых зарубежных учёных, как утверждает Елена Васильевна Проскура в своей книге «Развитие познавательных способностей дошкольника», 80% интеллектуальных возможностей человека формируется до 8 лет, а на всю остальную жизнь приходиться только 20%. Отсюда вывод: развитие познавательной активности у детей необходимо начинать именно в дошкольном возрасте.
Как социальный педагог, взаимодействуя с учителями начальных классов в рамках преемственности двух ступеней образования, беседуя с родителями наших выпускников, могу обозначить проблему: начиная учиться, дети часто теряют интерес к обучению. Почему же процесс обучения иногда превращается для ребёнка в тяжёлую повинность, трудную, малопривлекательную работу, которую надо делать, но не очень хочется. Может быть потому, что мы, взрослые не всегда умеем создать условия, способствующие развитию у детей потребности познавать. А ведь потребность в познании, как утверждает Александр Ильич Савенков в своей книге «Ваш ребёнок талантлив», свойство, генетически присущее ребёнку. Он от «природы» любопытен. Любопытство – любознательность – познавательная потребность. Этими понятиями обозначается «лесенка», ведущая к вершинам познания. Любопытство – жажда новизны, определяемая в отечественной психологии ещё и как потребность в умственных впечатлениях, характерна для каждого здорового ребёнка. Проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций. Ещё Платон отмечал, что познание начинается с удивления тому, что обыденно. Изучавшие этот процесс исследователи говорят о том, что умственно одарённые дети получают удовольствие от умственного напряжения подобно одарённым спортсменам, получающим удовольствие от повышенных физических нагрузок. При воспитании ребёнка очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям – любознательность, а последняя в устойчивое психическое образование – познавательную потребность.
Таким образом, обозначилось противоречие: с одной стороны природная любознательность детей, их потребность к познанию, а с другой стороны, нежелание учиться в школе, то есть потеря естественной потребности к знаниям.
Опрос родителей будущих первоклассников на тематической встрече «О реалистичности родительских ожиданий от будущего первоклассника» показал, что 67% опрошенных родителей в большей степени интересовались бы школьными отметками своего ребёнка, и гораздо в меньшей степени развитием у него познавательной активности, его чувствами и переживаниями.
Семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи у ребёнка складывается первое эмоционально-чувственное постижение мира. Именно в семье, при правильном воспитании, ребёнок постигает общечеловеческий опыт, выработанные ценности; у него появляются разнообразные способы познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир. Но не всегда родители знают, как правильно развивать и обучать своего ребёнка.
Таким образом, обозначилось ещё одно противоречие: родители заинтересованы в интеллектуально-познавательном развитии ребёнка, но обладают недостаточной педагогической компетентностью в этом вопросе.
Ведущую роль в подготовке детей к обучению в школе играет дошкольное учреждение. Педагоги ДОУ создают благоприятные условия для развития каждого ребёнка, в рамках основной образовательной программы. Но без активного участия родителей в образовательном процессе ДОУ, готовность детей к школе будет недостаточной.
Таким образом, обозначилось ещё одно противоречие: педагоги ДОУ обладают необходимой педагогической компетентностью в вопросах эмоционального и интеллектуального развития ребёнка, но для более успешного освоения детьми программного материала необходимо участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Данные противоречия определили проблему: возникла необходимость создания системы работы «ребёнок + педагог + родители», которая бы позволила удовлетворить естественную потребность детей в познавательной активности через вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Свою работу по решению данной проблемы, я как социальный педагог, построила на основе проектной деятельности. Таким образом, был создан проект «Хотим всё знать».
Цель проекта. Создание системы работы, направленной на формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности через вовлечение родителей в образовательное пространство ДОУ.
Задачи проекта:
в работе с семьёй:
- формировать активную позицию родителей в вопросах познавательного развития детей;
- формировать общие детско-родительские интересы, опыт совместной деятельности;
- повышать компетентность родителей в вопросе формирования знаний детей о целостной картине мира;
в работе с детьми:
образовательные:
- формировать знания о целостной картине мира;
- формировать познавательную активность в изучении окружающего мира;
развивающие:
- развивать любознательность, эмоциональную отзывчивость, коммуникабельность, стремление к взаимодействию с взрослыми и сверстниками;
- развивать внимание, память, логическое мышление, восприятие, творческое воображение;
воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей и задач;
в работе с воспитателями:
- подготовить теоретический материал по работе с родителями по проблеме формирования у детей познавательной активности;
- подобрать и апробировать формы и методы привлечения родителей к взаимодействию с ДОУ при формировании у детей знаний о целостной картине мира.
Принципы реализации проекта
- принцип открытости ДОУ обществу;
- принцип педагогической поддержки, как детей, так и родителей, когда педагогический «вектор» направлен не только от педагога, но и к педагогу;
- принцип учёта особенностей развития детей старшего дошкольного возраста;
- принцип учёта потребностей детей и их родителей;
- принцип сохранения и развития индивидуальности каждого ребёнка;
- принцип взаимодействия различных социальных сторон (социум – детский сад – семья).
Участники проекта: социальный педагог ДОУ, воспитанники подготовительных групп ДОУ, воспитатели подготовительных групп ДОУ, родители подготовительных групп ДОУ.
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.
Основное содержание проекта
Направления работы по проекту:
Схема взаимодействия социального педагога
с педагогами ДОУ и субъектами среды социального развития ребёнка
Применяемые инновационные технологии:
- модель педагогического взаимодействия с семьёй (определение ожиданий родителей в вопросах познавательного развития ребёнка, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, определение родительской компетенции в вопросах расширения кругозора, формировании целостной картины мира, развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста)
- использование ИКТ, позволяющих более красочно преподнести материал, как детям, так и родителям;
- использование интеграции образовательных областей, позволяющей объединить несколько видов деятельности, для более успешного усвоения материала.
Успех развития у детей старшего дошкольного возраста потребности в изучении окружающего мира во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания. В своей работе я использую и рекомендую воспитателям традиционные и отвечающие современной дидактике методы работы с детьми.
Используя в работе информативно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный) метод, включаю следующие приемы: рассказ, показ способа решения поставленной задачи, наблюдение как активную форма чувственного познания ребёнком окружающей действительности, экскурсию как форму подачи новых знаний.
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Здесь использую такие приёмы, как приём повтора материала, закрепление впечатлений с помощью рисования, рассматривания фотографий.
Эвристический (частично-поисковый) метод направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте деятельности, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей самостоятельности, потребности исследовать предмет или явление, делать выводы. Сущность исследовательского метода определяется как способ организации поисковой (исследовательской) деятельности по решению новой для ребёнка проблемы.
Метод фокальных объектов – прием фантазирования, при котором на исходный (фокальный) объект переносятся свойства других объектов. Этот метод часто применяется в программе ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач).
Ресурсное обеспечение проектной деятельности требует минимального кадрового, учебно-методического, материально-технического обеспечения.
Необходимые условия реализации инновационного опыта:
Кадровые ресурсы: социальный педагог, воспитатели подготовительных к школе групп, педагог-психолог, музыкальный руководитель, руководитель физической культуры.
Материально – технические ресурсы:
Программное обеспечение:
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой М.
- материально-техническая база и развивающая среда ДОО: мультимедийная установка, магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе; CD-DVD-диски, аудиокассеты с записями музыкального материала; музыкальный центр; дополнительная и методическая литература, программно-методические материалы, инструментарий (демонстрационный и раздаточный материал).
Информационные ресурсы:
Использование ИКТ, создание своих и использование готовых презентаций для проведения мероприятий и непосредственной образовательной деятельности, пополнение фонотеки за счет ресурсов интернет-сайтов.
Целевая группа, на которую рассчитан проект – воспитанники подготовительных к школе групп (возраст от 6 до 7 лет) и их родители.
Продолжительность реализации проекта один учебный год: сентябрь – май.
Основные этапы реализации проекта
Организационно-подготовительный этап
Цель данного этапа: выявить уровень знаний детей о целостной картине мира; выяснить, какое внимание уделяют родители познавательному развитию своего ребёнка; занимаются ли с ним дома; какие ожидания относительно успехов дошкольника у них формируются; изучить методическую литературу по данному вопросу, создать план работы для практического этапа; выяснить, насколько успешно воспитатели владеют формами и методами работы с родителями в такой области, как развитие познавательной активности у детей.
Решая поставленные задачи в ходе реализации проекта, была проведена следующая работа:
- диагностика уровня овладения знаниями о целостной картине мира детьми подготовительных к школе групп;
- анкетирование родителей «Отношение родителей к познавательному развитию детей»;
- анкетирование воспитателей с целью выяснить, насколько успешно воспитатели владеют формами и методами работы с родителями в такой области, как развитие познавательной активности у детей.
Практический этап
Цель. Создание системы работы «ребёнок + педагог + родители», направленной на формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности через вовлечение родителей в образовательное пространство ДОУ.
В ходе основного этапа реализации проекта (с октября по апрель) в ДОУ проводятся различные мероприятия с использованием новых форм и методов работы с родителями, которые обеспечивают единство и согласованность воспитательных воздействий на ребёнка, дают возможность достичь положительных результатов в решении конкретных задач. Работа с родителями построена на их непосредственном
участии в образовательном процессе, подготовке и проведении совместных мероприятий познавательного характера. Цикл мероприятий разработан с учётом регионального компонента и на основе вовлечения в образовательное пространство субъектов среды социального развития ребёнка.
Работа проводилась по плану:
Заключительный этап
Цель. Проведение сравнительного анализа
- уровня овладения детьми знаниями о целостной картине мира;
- уровня компетенции родителей в вопросах расширения кругозора, формировании целостной картины мира, развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста;
- уровня владения воспитателями теоретическими знаниями, методами и приёмами работы с родителями, в такой области, как взаимодействие с семьями воспитанников по проблеме формирования у детей познавательной активности
Описание полученных результатов.
Результаты работы по проекту
В практике работы я использовала инструментарий для диагностики уровня овладения детьми знаниями о целостной картине мира:
- Выбирают и группируют предметы в соответствии с познавательной задачей.
- Имеют представления о родном крае, его достопримечательностях (знают герб, флаг ХМАО, знают некоторые особенности жизни коренных народов Севера).
- Знают правила поведения в природе и соблюдают их.
- Устанавливают причинно-следственные связи между природными явлениями.
- Знают и применяют в повседневной жизни общепринятые нормы и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (имеют представления о том, как можно заботиться о бабушке или дедушке).
- Имеют представления об истории своей страны в контексте истории родной семьи (праздник День Победы, воинские награды бабушек и дедушек).
При анализе сформированности знаний использовались критерии:
- высокий - 3
- средний - 2
- ниже среднего – 1
Сравнительный анализ результатов анкетирования родителей
с целью определения компетентности родителей в вопросах расширения кругозора, формирования целостной картины мира и развития познавательного
интереса у детей старшего дошкольного возраста
Процентный показатель повышения уровня компетентности родителей в вопросах расширения кругозора и формирования целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста
- Представления родителей о том, какие знания необходимы детям в образовательной области «Познание» возросли на 52%.
- Применение родителями на практике полученных знаний, для развития у ребёнка потребности к познанию увеличилось на 28%.
- Опыт родителей в развитии познавательного интереса своего ребёнка повысился на 41%.
Сравнительный анализ результатов анкетирования воспитателей
с целью выяснения владения знаниями, методами и приёмами работы с родителями, в области взаимодействия с семьями воспитанников по проблеме формирования у детей познавательной активности
- Уровень умения воспитателей устанавливать доверительные отношения с семьёй вырос на 25%
- Уровень владения теоретическими знаниями в работе с родителями, по проблеме формирования у детей потребности в изучении окружающего мира вырос на 25%
- Внедрение в практику работы нетрадиционных формам взаимодействия с родителями, в области формирования у детей потребности в изучении окружающего мира, увеличилось на 50%
- Умение привлекать родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе возросло на 50%
- Владение навыками эффективного оформления наглядной педагогической пропаганды возросло на 50%.
Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно говорить о том, что созданная система работы «ребёнок + педагог + родители», направленная на формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности через вовлечение родителей в образовательное пространство ДОО достаточно действенна и эффективна так как:
- родители, вовлечённые в совместные, творческие мероприятия с детьми и педагогами стали лучше понимать своих детей, авторитет педагогов повысился в глазах родителей, что в свою очередь положительно сказалось на развитии ответственных и взаимозависимых отношений детского сада с семьями воспитанников;
- у детей обогатились знания о целостной картине мира; сформированы интегративные качества коммуникативного и познавательного направления, они стали более любознательны, эмоционально отзывчивы, коммуникабельны;
- воспитатели ДОУ стали более творчески и более заинтересованно подходить к вопросам познавательного развития детей, более значительной стала обратная связь родители – педагоги.
Выпускники нашего детского сада, используют полученные знания при обучении в школе, применяют их в свободной самостоятельной деятельности, с интересом принимают участие в организованных мероприятиях для родителей и детей в общеобразовательной школе, в Школе искусств, чувствуют себя более свободно и раскрепощено в присутствии гостей на открытых мероприятиях.
Повышению уровня развития детей в данном направлении способствовали:
- создание условий (использование инновационных форм и методов в работе с родителями) для развития общих детско-родительских интересов, опыта совместной деятельности;
- активная позиция родителей в вопросах познавательного развития детей (активное участие во всех мероприятиях, выполнение родителями рекомендаций, совместная деятельность родителей с детьми и педагогами);
- согласованность воспитательных воздействий на детей со стороны педагогов и родителей.
Непосредственное участие родителей в образовательном процессе, подготовке и проведении совместных мероприятий познавательного характера обусловило повышение уровня знаний детей об окружающем мире.
Тематические фотостенды, плакаты, газеты, выставки детских работ были представлены на групповых и общесадовских мероприятиях: родительских собраниях, «Дне открытых дверей», праздничных мероприятиях ДОО и города, при оформлении музыкального зала в ДОУ к праздникам и памятным датам.
Перспективу системы работы, направленной на формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности через вовлечение родителей в образовательное пространство ДОО, я вижу в том, что она может применяться в педагогической практике и в дальнейшем. Думаю, что реализация проекта продолжится с детьми подготовительных к школе групп – будущими выпускниками нашего ДОО и их родителями.
В перспективе продолжения работы по данному направлению – организация работы клуба для детей подготовительных групп и их родителей «Хотим всё знать».
Литература
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 304с.
- Крутецкий В.А. Любознательность. Педагогическая энциклопедия/ В.А. Крутецкий. – М., 1965. – Т. 2. – 696 с.
- Поддъяков Н.Н. Общие вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста // Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддьяков. − М.: Просвещение, 1988. − С.3.
- Проколиенко Л.Н. Формирование любознательности у детей дошкольного возраста / Л.Н. Проколиенко. − Киев: Рад. школа, 1979. − 88 с.
- Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника / Е.В. Проскура – Радянська школа, 1985. – 136 с.
- Рамонова К.М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста: канд. психол. наук / К.М. Рамонова. − Северо-Осетинский государственный университет, 1970. − 187 с.
- Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение – А.И. Савенков – ООО «Академия Холдинг», 2002. – 352 с.
- Сорокина, А.И. Умственное воспитание в детском саду / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1975. – 175 с.
- Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Методическое пособие «Проектная деятельность дошкольников» / Веракса Н.Е., Веракса А.Н. – М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Методическое пособие «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» / Веракса Н.Е., Галимов О.Р. – М.: Мозаика-Синтез, 2012
- Данилина Т.А., Степина Н.М. Пособие для практических работников ДОУ «Социальное партнёрство педагогов, детей и родителей» / Данилина Т.А., Степина Н.М.: Айрис-пресс, 2004
- Доронова Т.Н., Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик Пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей «Вместе с семьёй» / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. – М.: Просвещение, 2005
- Дыбина О.В., Методическое пособие «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада»/ Дыбина О.В. – М.: Мозаика-Синтез, 2012
- Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л Методическое пособие «Развитие познавательных способностей дошкольников» / Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. – М.: Мозаика-Синтез, 2012
- Артамонова, О.В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О.В. Артамонова // Дошкольное воспитание. − 1995. − №4.
- Гусева, Н.В. Построение образовательного пространства ДОУ / Н.В. Гусева // Дошкольное воспитание. − 2009. − №6. − С. 11-13.
- Мишарина Л.А., Комплексно-тематическое планирование регионального компонента по образовательной области «Познание» для детей 3-7 лет/ Под ред. Л.А. Мишариной. − Иркутск, ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011. − 101 с.
- Матюшкин, А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / Матюшкин А.М. // Вопросы психологии. – 1982. – №4. – С. 5-17.
- Новоселова, С.Н. Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Квадро» / С.Н. Новоселова // Дошкольное воспитание. − 1998. − №4. − С. 79.
- Петровский, В.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова // Обруч. − 2003. − №2.