Проектная деятельность

Проектная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Карта проекта «Солнечные лучики»

Тип проекта

• по продолжительности: краткосрочный

• по составу участников: групповой

• по направлению деятельности участников проекта:

образовательный 

Участники проекта:

• воспитанники группы

• родители  (законные  представители)

• педагоги  ДОУ

Сроки реализации проекта

2018-2019  учебный  год

Цель:

• создать условия для  доверительно-партнерских  отношений  в  треугольнике  взаимодействия:  воспитанник - родитель  (законный  представитель) - педагог;

•  поддерживать родителей  (законных  представителей)   в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья.

Задачи:

• создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

• активизировать и обогащать воспитательные умения родителей  (законных  представителей);

• объединить усилия для развития и воспитания детей;

• поддерживать  уверенность родителей  (законных  представителей)   в собственных педагогических возможностях.

Актуальность темы: 

Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Здесь  родителей  (законных  представителей) обучают и консультируют,  поддерживают  в решении  вопросов  по воспитанию детей  и  обогащают воспитательные умения.  Здесь  создаются  все  условия  для развития  доверительно-партнерских  отношений между родителями  (законным  представителем)  и  ребенком,  педагогами и родителями (законным  представителем)  с   учетом современного подхода к  данной  работе.     Здесь воспитывают человека будущего. Поэтому дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.

План  работы  родительского  клуба

«Солнечные лучики»

Мероприятия

Продукт  деятельности

Категория  участников

Предполагаемый  результат

Сроки

Ответственные

Оформление информационных стендов в  группах  детского сада

Наглядная  информация

Родители

Распространение педагогических знаний среди  родителей.

Активизация родительского внимания  к  вопросам воспитания  и  адаптации ребенка  к   условиям       детского сада

28.09

Воспитатели,
социальный  педагог

Анкетирование «Давайте познакомимся»

Анкеты

Родители

Получение  и  анализ     первичной информации  о  ребенке и  его  семье.

Выявление  запросов  родителей  (законных  представителей»   для  организации  и  работы  клуба.   Ознакомление

участников  с  целями  и задачами  занятий клуба.

26.10

Воспитатели,
социальный  педагог

Познавательная  игра  «Знатоки  природы»

Конспект

Родители

Формирование осознанного 

отношения  к окружающей  природе.  Оформление  выставки  рисунков.

21.12

Воспитатели,
социальный  педагог

Практикум  «Играем  -  внимание,  память,  мышление  и  речь  развиваем»

Конспект

Родители

Оформление  фото  выставки.

15.03

Воспитатели,
социальный  педагог

Круглый  стол   «Скоро  в  школу»

Конспект

Родители

Обогащение педагогических умений родителей  новыми приемами  в  общении  с  ребенком

26.04

Воспитатели,
социальный  педагог

Предполагаемый результат:

-  Создается сообщество детей, воспитателей и родителей.  

Использованная  литература:

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. /под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.: Мозаика – Синтез, 2014.

2. Евдокимова Н. Ф. Детский сад и семья. Методика работы с родителями: пособие для педагогов и родителей/ Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева. – М.: Мозаика – Синтез, 2007



Предварительный просмотр:

C:\Users\home\Desktop\аттестация Бурдаева Н.Т\Программы\Проект  Первоклашка\Проект  Первоклашка  1.jpg

                                  Тематический план

Октябрь

Всеобуч для родителей, будущих первоклассников

«Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школьному обучению»

Цель всеобуча:

 Педагогическое и психологическое просвещение родителей по вопросам воспитания и обучения детей, поступающих в первый класс школы.

Задачи всеобуча:

- формирование представления о психологической и педагогической готовности к школьному обучению;

- знакомство с особенностями адаптации к новым образовательным условиям;

- наладить просветительскую и консультативную помощь семьям при подготовке ребёнка к школе;

- вовлечь родителей в понимание социальной готовности ребёнка к школе через опыт активного обучения;

- применить различные виды работы группы для достижения задач всеобуча.

Участники: социальный педагог, педагог-психолог, старший воспитатель, родители детей подготовительной к школе группы.

Материалы и оборудование:

    Бейджики с вкладышами (для написания имён участников), игрушка-телефон, маркеры, презентация “Школьная готовность”,  маленький мяч, “Памятки родителям будущего первоклассника” на каждого участника, анкета - на каждого участника.

Содержание мероприятия:

Знакомство-приветствие – социальный педагог.

Презентация «Понятие психологической готовности ребёнка к школьному обучению» – педагог-психолог.

Презентация «Физическая готовность» – старший  воспитатель.

Презентация «Социальная позиция школьника»

Устный опрос – готовы ли родители к школе? – социальный педагог.

Результаты анкетирования родителей «Что умеет и может мой ребёнок, готов ли он к обучению в школе?» – социальный педагог.

Заключительное слово – социальный педагог.

Рефлексия, ответы вопросы – педагог-психолог.

Ноябрь

Семейный интеллектуальный досуг «Ринг любознательных и находчивых».

Участники: социальный педагог, родители и дети подготовительной к школе группы, воспитатели.

Ход семейного интеллектуального досуга «Ринг любознательных и находчивых»

Зал украшен шарами, цветами, разноцветными лентами. На стенах большие вопросительные и восклицательные знаки из цветной бумаги.

Звучит весёлая джазовая музыка, на сцену выходит ведущий.

Ведущий.

Здравствуйте, дорогие друзья! Я приветствую всех участников игры. Наша игра сегодня несколько необычна, потому что в ней участвуют не только дети, но и родители. И ещё необычность нашей игры в том, что родители будут выполнять разные роли, кто-то будет ведущим раундов, а кто-то игроками, как и дети. Так как в нашей игре три раунда, то и ведущих тоже три. Приглашаю ведущих на сцену. Давайте поприветствуем их аплодисментами.

Итак, сегодня у нас – «Ринг любознательных и находчивых». Почему ринг? Потому что ринг – это борьба. Но на нашем ринге мы сегодня выясним, не кто сильнее, а кто из игроков самый умный, самый знающий.

Разрешите представить команды игроков:

Команда «Весёлые ребята»

Команда «Находчивые ребята».

Правила нашего интеллектуального ринга очень простые.

Наша игра состоит из трёх раундов:

1 раунд – экологический.

2 раунд – логический.

3 раунд – юмористический.

Каждая команда должна выбрать себе капитана. За каждый правильный ответ команда получает один балл. Будут также учитываться ответы болельщиков, поэтому болельщики справа болеют за команду «Весёлые ребята», а болельщики слева за команду «Находчивые ребята». Выигрывает та команда, которая наберёт больше всего очков.

На нашей игре, как на настоящем ринге, присутствуют члены очень компетентного жюри: ________________________________________________

Приветствие команды «Весёлые ребята».

Мы команда – просто класс!

Посмотрите-ка на нас!

Веселимся и играем,

Никогда не унываем!

Приветствие команды «Находчивые ребята».

Мы команда хоть куда!

Мы находчивы всегда.

Убедитесь в этом сами,

И победа будет за нами!

Ход игры

1 раунд – экологический. Проводит 1 ведущий – родитель.

Перед началом раунда – разминка.

Болельщики готовы? Учитывается общее количество правильных ответов игроков и болельщиков команды.

Какой малыш рождается с усами? (котёнок).

Где находятся города без домов, реки, без воды, леса, без деревьев? (на карте).

Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? (Созвездие Большой Медведицы). 

У кого глаза на одном боку? (камбала).

У кого уши на ногах? ( кузнечик).

Жюри выставляют баллы.

Так как 1 раунд – экологический, мы начнём его с экологической сказки «Красная Шапочка на новый лад».

Вопрос к болельщикам прозвучит по окончании спектакля, который поставили ваши дети под руководством руководителя театрализованного кружка «Лукоморье».

Вопрос: «Назовите главных героев сказки».

Жюри выставляют баллы.

Игра «Правила поведения в природе».

1 балл получит та команда, которая назовёт больше правил поведения в природе.

Игра «Букет».

«Букет».

Захотел я маме подарить букет.

Вышел на полянку, сорвал ей первоцвет,

Клевера пахучего и крапиву жгучую,

Ландыш, медуницу, вот мама удивиться!

И красивый получился у меня букет.

Как вам кажется, ребята,

Рада мама или нет?

Вопросы: одной и другой команде.

Обрадуется мама такому подарку? Почему?

Букет уже собран. Как вы думаете, сможет ли мама использовать клевер, крапиву, ландыш и медуницу? В каких целях?

Музыкальная пауза.

2 раунд – логический. Проводит 2 ведущий – родитель.

Игра «Отвечайте, правда ли?».                                                 

Любит кошка на обед

Виноград и винегрет.

Отвечайте, правда ли?

Закудахтал пёс Барбос

И в гнезде яичко снёс.

Отвечайте, правда ли?

Лапой хвать, зубами щёлк.

Хищник – тигр и хищник – волк.

Отвечайте, правда ли?

Ночью, в дождик, как пастух,

Вывел кур гулять петух.

Отвечайте, правда ли?

Хоть улитка и мала,

Целый домик унесла.

Отвечайте, правда ли?

Жюри выставляют баллы.

Игра «Хитрые вопросы».

Животные.

Когда козе исполнится семь лет, что будет дальше?

(Пойдёт восьмой).

У собачки Микки родились котята: три беленьких и один чёрненький. Сколько всего котят родилось у Микки?

(У собачки не могу родиться котята).

Что едят крокодилы на Северном полюсе?

(Крокодилы не живут на Северном полюсе).

Кто громче мычит: петух или корова?

(Петух не мычит).

Какого цвета волосы у колобка?

(У колобка нет волос).

Жюри выставляют баллы.

Транспорт.

Когда человек может ехать со скоростью машины?

(Когда он едет в этой машине?).

Автобус ехал в Пыть-Ях, навстречу ещё два автобуса. Сколько автобусов приехали в Пыть-Ях?

(Один).

Жюри выставляют баллы.

Игра «Доскажи словечко».

В нём задания пишут на дом,

И стоят отметки рядом,

Мама смотрит каждый день,

Проверяет мой . . .  портфель? (дневник)

Был он длинным по началу,

А теперь коротким стал.

Рисовал, чертил немало

Деревянный мой . . .  пенал? (карандаш)

В школу он идёт с утра,

В портфеле всё в порядке:

Ручки, книги и пенал,

Кто это?  . . . тетрадки? (ученик)

Дети буквы написали,

Зазвенел звонок.

Веселятся Коля с Леной -

Начинается . . .  урок (перемена)

Жюри выставляют баллы.

3 раунд – музыкально-игровой. Проводит 3 ведущий – родитель.

Весёлые игры, аттракционы.

Игра «Найди свой дом».

Игра-аттракцион «Обставь свою квартиру».

Жюри выставляют баллы.

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Декабрь  

Семинар-практикум  «В семье будущий первоклассник»

Цель:

Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей будущих первоклассников.

Задачи:

- предоставить родителям практический опыт в овладении способами общения с ребенком в семье для укрепления его желания учиться.

-  оказать помощь в разрешении проблем при подготовке детей к школе.

-  активизировать чувства, переживания и действия родителей в связи с предстоящей школьной жизнью детей.

Участники: социальный педагог, родители детей подготовительной к школе группы, воспитатели, педагоги начальных классов МБОУ СОШ № 5, педагог-психолог ДОУ, учитель-логопед.

Содержание мероприятия:

1. Организационный момент «Будем знакомы» – социальный  педагог.

2. Упражнение «Мой образ ребёнка – первоклассника» – педагог-психолог.

3. Анализ анкетирования родителей «На пороге школьной жизни» (позиция родителей по вопросам подготовки детей к школе) – социальный  педагог.

4. Выступление учителя начальных классов МБОУ СОШ № 5 «Готовимся к школе с радостью».

5. Видеоролик-интервью с детьми «Хочу ли я в школу?» – социальный  педагог.

6. Игровое упражнения с мячом «Слагаемые успешности первоклассника – это . . .» (закончите предложение) – социальный  педагог.

7. Игротренинг «Играем дома - развиваем речь» – учитель-логопед

8. Выставка дидактических игр и пособий по подготовке детей к школе «Копилка полезных вещей» – воспитатель подготовительной к школе группы.

9.  Рефлексия «Больше всего мне сегодня . . .» социальный  педагог.

Февраль

Практикум для родителей «Познаём играя».

Цель. Познакомить  родителей с игровыми способами развития навыков счёта, логического мышления, воображения с помощью универсального дидактического средства «Палочки Кюизинера»

Участники: социальный педагог, родители и дети подготовительной к школе группы, воспитатели.

Содержание мероприятия:

Мини-сообщение для родителей «Что такое палочки Кюизенера?»

Практические задания для детей и родителей с палочками Кюизенера:

Мотивация детей. Педагог-ведущий приглашает детей в комнату для проведения  клуба «Первоклашка», приветствует детей и предлагает им поиграть вместе со своими родителями. Появляется Совёнок, который предлагает детям и родителям задания в форме игры.

Игра-задание «Построй поезд». Цель: показать  игровые способы освоения детьми понятий величины, длины ширины предметов.

Игра-задание «Выложи башню». Цель: показать  игровые способы освоения детьми пространственных отношений.

Игра-задание «Выложи геометрическую фигуру». Цель: показать  игровые способы ознакомления детей со свойствами геометрических фигур.

Игра-задание «Выложи лесенку». Цель: показать  игровые способы развития у  детей количественных представлений и освоение  счета.

Рефлексия для детей «Больше всего мне сегодня . . .». прощание с Совёнком.

Март

Семинар-практикум

«Правильная речь – залог успешного обучения в школе»

Цель:

Повышать педагогическую компетентность родителей в области речевого развития детей.

Задачи:

- способствовать осознанию родителями взаимосвязи правильной речи и успешного обучения в школе;

- сформировать у родителей представления о взаимосвязи развития мелкой моторики рук и речи детей;

- формировать у взрослых и детей навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативности, ответственности.

Участники: социальный педагог, учитель-логопед, родители  подготовительной к школе группы.

Содержание работы.

Организационный момент.

Игровое упражнение с мячом «Слагаемые успешности первоклассника» (закончить предложение) – учитель-логопед.

Сообщение социального педагога  «Правильная речь – залог успешного обучения в школе»

Игротренинг «Играем дома – развиваем речь» – учитель-логопед.

Презентация «Сказка о весёлом язычке» – упражнения  для развития артикуляционного аппарата – учитель-логопед.

Игровой калейдоскоп (биоэнергопластика). Цель.  Развивать  умения детей соединенять движения  артикуляционного аппарата и движения кистей рук. (учитель-логопед).

Памятки родителям «Советы логопеда» – учитель-логопед.

Рефлексия «Меня сегодня удивило . . .» – социальный  педагог.

Апрель

Родительская гостиная "Приобщение взрослых и детей к миру искусства и культуры русского народа".

Цель:

Повышение компетенции родителей в вопросах приобщения дошкольников к истокам народной культуры.

Задачи:

1. Формировать у взрослых и детей базис личностной культуры посредством народного творчества.

2. Оказывать помощь родителям в познании народных традиций и промыслов через формы педагогического всеобуча.

3. Способствовать объединению семьи посредством совместного участия в творческих мероприятиях, наполнить ее досуг новым содержанием.

4. Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе участия в празднике «Весёлая ярмарка».

5. Содействовать созданию обстановки общей радости, хорошего настроения в ожидании народного праздника.

Участники: родители, дети подготовительной к школе группы, воспитатели, музыкальный руководитель.

Содержание работы.

1. Посиделки в мини - музее "Русская изба".

Мультимедийная презентация "К истокам народной культуры! »

2. Анализ результатов анкетирования родителей.

3. Выступление воспитателя "Через красивое к человечному -такова закономерность воспитания " (о роли народной культуры в воспитании дошкольников) .

4. Просмотр НОД "Чудо чудное, диво дивное" (об истории возникновения дымковского промысла) .

5. Презентация дымковских игрушек, сделанных родителями вместе с детьми для ярмарки.

6. Народные игры, хороводы с детьми и родителями.

7. Чаепитие.

Май

Семинар - практикум" Вместе с родителями – за безопасность детей на дорогах"

Цель:

Привлечь родителей к сотрудничеству, сотворчеству и совместной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения.

Задачи:

1. Взаимодействовать с ГИБДД и другими организациями в работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

2. Оптимизировать работу с родителями по основам безопасности детей и закреплению знаний о правилах дорожного движения.

3. Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи.

4. Активизировать пропагандистскую деятельность среди родителей ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

5. Выработать систему воспитательно-образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге

Участники: родители, дети подготовительной к школе группы, воспитатели, сотрудники ГИБДД, музыкальный руководитель.

Содержание работы.

1. Организационный момент "Будем знакомы".

2. Анализ анкетирования родителей "Я и мой ребенок на улицах города".

3. Просмотр НОД "Путешествие в страну Светофория"

4. Выступление сотрудника ГИБДД "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма".

5. Сотворчество родителей и детей "Безопасный маршрут из дома в детский сад" (рисование) .

6. Конкурс пап "Лучший водитель".

7. Презентация родителями макетов по правилам дорожного движения.

8. Памятки для родителей "Всё начинается с малого".

9. Рефлексия "Что я ждал от встречи в клубе".



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

Проект

«Хотим всё знать»

социальный педагог:

Н.Т. Бурдаева

2018г.

Пояснительная записка

«Человек стремится к знанию, и, как только

в нём угасает жажда знания, он перестаёт быть человеком»

Нансен Фритьоф норвежский исследователь, океанолог, зоолог, 19 – 20 век

Согласно Концепции модернизации российского образования семья должна быть активным субъектом образовательной политики. Достижение стратегических целей модернизации образования возможно только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с различными представителями, в т. ч. с семьёй как социальным институтом. Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания,  детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотнее будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям. Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь  родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от скучных шаблонов.

Существенным признаком качества современного дошкольного образования является взаимодействие с семьями воспитанников, включение  родителей в процесс воспитания и развития своего ребёнка как равноправных и равноответственных партнеров, формирование у них чувства понимания важности и необходимости их роли в жизни ребенка. Повышению активности участия родителей в жизни детского сада, осознанию ими доминирующей роли семейного воспитания и роли ДОО как «помощника» семьи способствует открытость учреждения для родителей. Проблема состоит в том, что ДОО заявляя о родителях, как полноправных субъектах образовательного процесса, зачастую не имеют достаточно эффективных механизмов для реализации этого тезиса в практической деятельности. 

Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации признана необходимость обеспечения  равных стартовых возможностей для детей при поступлении в школу.  Поэтому, задачей  нашего дошкольного учреждения является создание необходимой среды для обеспечения развития личности ребёнка старшего дошкольного возраста,  формирование его готовности к обучению в школе. Это и послужило разработать систему взаимодействия ДОО и семьи.

Актуальность данного проекта  заключается в том, что возможный резерв повышения качества работы в данном направлении – совместная деятельность ДОО и семьи.

Важным условием эффективности образовательно-воспитательного процесса является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога.

        

Краткая аннотация проекта

Проблема качества образования, воспитания и развития дошкольников неразрывно связана  с  развитием ребенка в семье. Исследования целого ряда авторов (Е.П. Арнаутова, Е.М. Вроно, А.И. Захаров, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, Т.А. Маркова и др.) убедительно доказывают необходимость оказания родителям грамотной педагогической помощи. В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования,  ещё более актуальным становится вопрос об ориентации ДОО на содействие развитию ребёнка при взаимодействии с родителями.

Проект «Хотим всё знать» обеспечивает:

  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей и педагогов) и детей;
  • сотрудничество ДОО с семьёй;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей;
  • формирование предпосылок учебной деятельности;
  • повышение компетентности родителей в вопросах познавательного развития и формирования знаний детей старшего дошкольного возраста о целостной картине мира;
  • создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Социальный педагог ДОО  выступает посредником между воспитанниками, учреждением, семьей и социальной средой.

Разработанный и апробированный  проект  «Хотим всё знать» раскрывает возможность использования инновационных форм взаимодействия с семьёй в ДОО, способствующих развитию  познавательной активности  детей старшего дошкольного возраста при изучении окружающего мира.

Обоснования необходимости проекта

Проблема познавательного развития ребёнка дошкольного возраста, (а это не только развитие познавательных процессов – восприятия, памяти, внимания,  мышления, воображения, но и овладение ребёнком знаниями о разных сферах действительности) занимают одно из центральных мест в развитии детей и подготовке их к школе. По подсчётам некоторых зарубежных учёных, как утверждает Елена Васильевна Проскура в своей книге «Развитие познавательных способностей дошкольника», 80% интеллектуальных возможностей человека формируется до 8 лет, а на всю остальную жизнь приходиться только 20%. Отсюда вывод: развитие познавательной активности у детей необходимо начинать именно в дошкольном возрасте. 

Как социальный педагог, взаимодействуя с учителями начальных классов в рамках преемственности двух ступеней образования, беседуя с родителями наших выпускников, могу обозначить проблему: начиная учиться, дети часто теряют интерес к обучению. Почему же процесс обучения иногда превращается для ребёнка в тяжёлую повинность, трудную, малопривлекательную работу, которую надо делать, но не очень хочется. Может быть потому, что мы, взрослые не всегда умеем создать условия, способствующие развитию у детей потребности познавать. А ведь потребность в познании, как утверждает Александр Ильич Савенков в своей книге «Ваш ребёнок талантлив», свойство, генетически присущее ребёнку. Он от «природы» любопытен. Любопытство – любознательность – познавательная потребность. Этими понятиями обозначается «лесенка», ведущая к вершинам познания. Любопытство – жажда новизны, определяемая в отечественной психологии ещё и как потребность в умственных впечатлениях, характерна для каждого здорового ребёнка. Проявления любознательности тесно связаны с действием центра положительных эмоций. Ещё Платон отмечал, что познание начинается с удивления тому, что обыденно. Изучавшие этот процесс исследователи говорят о том, что умственно одарённые дети получают удовольствие от умственного напряжения подобно одарённым спортсменам, получающим удовольствие от повышенных физических нагрузок. При воспитании ребёнка очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям – любознательность, а последняя в устойчивое психическое образование – познавательную потребность.

Таким образом, обозначилось противоречие: с одной стороны природная любознательность детей, их потребность к познанию, а с другой стороны, нежелание учиться в школе, то есть потеря естественной потребности к знаниям. 

Опрос родителей будущих первоклассников на тематической встрече «О реалистичности родительских ожиданий от будущего первоклассника» показал, что 67% опрошенных родителей в большей степени интересовались бы школьными отметками своего ребёнка, и гораздо в меньшей степени развитием  у него познавательной активности, его чувствами и переживаниями.

Семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. Здесь он учится  любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи у ребёнка складывается первое эмоционально-чувственное постижение мира. Именно в семье, при правильном воспитании, ребёнок постигает общечеловеческий опыт, выработанные ценности; у него появляются разнообразные способы познавать, преобразовывать и эмоционально осваивать мир. Но не всегда родители знают, как правильно развивать и обучать своего ребёнка.

Таким образом, обозначилось ещё одно противоречие: родители заинтересованы в интеллектуально-познавательном развитии ребёнка, но обладают недостаточной педагогической компетентностью в этом вопросе.

Ведущую роль в подготовке детей к обучению в школе играет дошкольное учреждение.  Педагоги ДОУ создают благоприятные условия для развития каждого ребёнка, в рамках основной образовательной программы. Но без активного участия родителей в образовательном процессе ДОУ, готовность детей к школе будет недостаточной.

Таким образом, обозначилось ещё одно противоречие: педагоги ДОУ обладают необходимой педагогической компетентностью в вопросах эмоционального и интеллектуального развития ребёнка, но для более успешного освоения детьми программного материала  необходимо участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Данные противоречия определили проблему: возникла необходимость создания системы работы «ребёнок + педагог + родители», которая бы позволила удовлетворить естественную потребность детей в познавательной активности через вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Свою работу по решению данной проблемы, я как социальный педагог, построила на основе проектной деятельности. Таким образом, был создан проект «Хотим всё знать».

Цель проекта. Создание  системы работы, направленной на формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности через вовлечение родителей в образовательное пространство ДОУ.

Задачи проекта:

в работе с семьёй:

  • формировать активную позицию родителей в вопросах познавательного развития детей;
  • формировать общие детско-родительские интересы, опыт совместной деятельности;
  • повышать компетентность родителей в вопросе формирования знаний детей о целостной картине мира;

     в  работе с детьми:

образовательные:

  • формировать знания о целостной картине мира;
  • формировать познавательную активность в изучении окружающего мира;

развивающие:

  • развивать любознательность,  эмоциональную отзывчивость, коммуникабельность, стремление к взаимодействию с взрослыми и сверстниками;
  • развивать внимание, память, логическое мышление, восприятие, творческое воображение;

воспитательные:

  • воспитывать  самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей и задач;

       в работе с воспитателями:

  • подготовить теоретический  материал по работе с родителями по проблеме формирования у детей познавательной активности;
  • подобрать и апробировать формы и методы привлечения родителей к взаимодействию с ДОУ при формировании у детей знаний о целостной картине мира.

Принципы реализации проекта

  • принцип открытости ДОУ обществу;
  • принцип  педагогической поддержки, как  детей, так и родителей, когда педагогический «вектор» направлен не только от педагога, но и к педагогу;
  • принцип учёта особенностей развития детей старшего дошкольного возраста;
  • принцип учёта потребностей детей и их родителей;
  • принцип сохранения  и развития индивидуальности каждого ребёнка;
  • принцип взаимодействия различных социальных сторон (социум – детский сад – семья).

Участники проекта: социальный педагог ДОУ, воспитанники подготовительных групп ДОУ, воспитатели подготовительных групп ДОУ, родители подготовительных групп ДОУ.

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный.

Основное содержание проекта

Направления работы по проекту:

Схема взаимодействия социального педагога

с педагогами  ДОУ и субъектами среды социального развития ребёнка

Применяемые инновационные технологии:

  • модель педагогического взаимодействия с семьёй (определение ожиданий родителей в вопросах познавательного развития ребёнка, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, определение родительской компетенции в вопросах расширения кругозора, формировании целостной картины мира, развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста)
  • использование ИКТ, позволяющих более красочно преподнести материал, как детям, так и родителям;
  • использование интеграции образовательных областей, позволяющей объединить несколько видов деятельности, для более успешного усвоения материала.

Успех развития у детей старшего дошкольного возраста потребности в изучении окружающего мира во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания. В своей работе я использую и рекомендую воспитателям традиционные и  отвечающие современной дидактике методы работы с детьми.

Используя в работе информативно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный) метод, включаю следующие приемы: рассказ, показ способа решения поставленной задачи, наблюдение как активную форма чувственного познания ребёнком окружающей действительности, экскурсию как форму подачи новых знаний.

Репродуктивный метод – это  метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Здесь использую такие приёмы, как приём повтора материала, закрепление впечатлений с помощью рисования, рассматривания фотографий.

Эвристический (частично-поисковый) метод направлен на проявление самостоятельности в каком-либо моменте деятельности, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей самостоятельности, потребности  исследовать предмет или явление, делать выводы. Сущность исследовательского метода определяется как способ организации поисковой (исследовательской) деятельности по решению новой для ребёнка проблемы.

Метод фокальных объектов – прием фантазирования, при котором на исходный (фокальный) объект переносятся свойства других объектов. Этот метод часто применяется в программе ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач).

Ресурсное обеспечение проектной деятельности требует минимального кадрового, учебно-методического, материально-технического  обеспечения.

Необходимые условия реализации инновационного опыта:

Кадровые ресурсы: социальный педагог, воспитатели подготовительных к школе групп, педагог-психолог, музыкальный руководитель, руководитель физической культуры.

Материально – технические ресурсы:

Программное обеспечение:

  • Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой М.
  • материально-техническая база и развивающая среда ДОО: мультимедийная установка,   магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе; CD-DVD-диски, аудиокассеты с записями музыкального материала; музыкальный центр; дополнительная и методическая литература, программно-методические материалы, инструментарий (демонстрационный и раздаточный материал).

Информационные ресурсы:

Использование ИКТ, создание своих и использование готовых презентаций для проведения мероприятий и непосредственной образовательной деятельности, пополнение фонотеки за счет ресурсов интернет-сайтов.

Целевая группа, на которую рассчитан проект – воспитанники    подготовительных к школе групп (возраст от 6 до 7 лет) и их родители.

Продолжительность реализации проекта один учебный год: сентябрь – май.

Основные этапы реализации проекта

Организационно-подготовительный этап 

Цель данного этапа: выявить уровень  знаний детей о целостной картине мира; выяснить, какое внимание уделяют родители познавательному развитию своего ребёнка; занимаются ли с ним дома; какие ожидания относительно успехов дошкольника у них формируются; изучить методическую литературу по данному вопросу, создать план работы для практического этапа;  выяснить, насколько успешно воспитатели владеют  формами и методами работы с родителями в такой области, как развитие познавательной активности у детей.

Решая поставленные задачи в ходе реализации проекта, была проведена следующая работа:

  • диагностика уровня овладения знаниями о целостной картине мира детьми подготовительных к школе групп;
  • анкетирование родителей «Отношение родителей к познавательному развитию детей»;
  • анкетирование воспитателей  с целью выяснить, насколько успешно воспитатели владеют  формами и методами работы с родителями в такой области, как развитие познавательной активности у детей.

Практический этап

Цель.  Создание  системы работы «ребёнок + педагог + родители»,  направленной на формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности через вовлечение родителей в образовательное пространство ДОУ.

В ходе основного этапа реализации проекта (с октября по апрель) в ДОУ проводятся различные мероприятия с использованием новых форм и методов работы с родителями, которые обеспечивают единство и согласованность воспитательных воздействий на ребёнка, дают возможность достичь положительных результатов в решении конкретных задач.  Работа с родителями  построена на их непосредственном

 участии в образовательном процессе,  подготовке и проведении совместных мероприятий познавательного характера. Цикл мероприятий разработан с учётом регионального компонента и на основе вовлечения в образовательное пространство субъектов среды социального развития ребёнка.

Работа проводилась по плану:

Наименование мероприятий

Участники мероприятия

Сроки проведения

Ответственный  

Родительское собрание

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста»

План собрания:

-  мини-сообщение и презентация по теме

- информация о результатах анкетирования «Отношение родителей к познавательному развитию своих детей»

- консультация «Умные игры» - развитие   интеллектуальных способностей

-  мастер-класс для родителей

Социальный педагог

Заместитель директора по методической работе

Старший воспитатель  

Воспитатели

Родители

Сентябрь

Социальный педагог

Практикум для родителей

«Познаём, играя»

Подготовка к мероприятию:

- консультация для родителей «Развитие любознательности»

- консультация для родителей на сайте ДОУ «Познавательное развитие детей дошкольного возраста»

Социальный педагог

Воспитатели

Дети подготовительных к школе групп

Родители

Октябрь

Социальный педагог

Семейный досуг

 «Бабушку свою очень сильно я люблю»

Подготовка к мероприятию:

- творческий семейный проект «Семейный альбом»

- беседа с детьми

- консультация для родителей «Воспитание уважения к старшему поколению»

- выставка детских рисунков

- выставка поделок «Вместе с бабушкой моей» (совместное творчество детей, бабушек и дедушек)

Социальный педагог

Воспитатели

Дети подготовительных к школе групп

Родители

Октябрь

Социальный педагог

Практикум для родителей

«Играем в выдающихся математиков»

Подготовка к мероприятию:

- анкетирование родителей «Математика глазами родителей»

- консультация для родителей «О математике и не только о ней»

  Социальный педагог

Воспитатели

Дети подготовительных к школе групп

Родители

Ноябрь

Социальный педагог

Тематическое развлечение

«День счастливой семьи»

Подготовка к мероприятию:

- познавательные  занятия с детьми, встречи с мамами необычных профессий,

 - оформление родителями фотостенда «Нет женщины прекраснее на свете, чем женщина с ребенком на руках»,

- изобразительная деятельность детей и взрослых в детском саду и дома: «Портрет моей мамы», «Моя мама самая-самая»,

- презентация для детей «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»,

- акция «Чествуем наших матерей»: поздравительные открытки, сделанные руками детей, чествование матерей: вручение благодарственных писем матерям, проявляющим родительскую ответственность и общественную активность.

Социальный педагог

Родители – соведущие мероприятия

Воспитатели

Дети подготовительных к школе групп

Ноябрь

Социальный педагог

Тематическое развлечение

для детей и родителей

«Путешествие на стойбище ханты»

Подготовка к мероприятию:

- экскурсия детей и родителей в этнографический музей «Эхо Югры»

- экскурсия  детей и родителей в Центр возрождения культуры народов Севера

- мастер-класс для родителей с участием детей «Изготовление куклы народа ханты»

- выставка детских рисунков

- оформление мини-музея с участием родителей «Мой край - Югра»

Социальный педагог

Ведущий специалист Центра Возрождения и Социальной Защиты Народов Севера

Воспитатели

Дети подготовительных к школе групп

Родители

Декабрь

Социальный педагог

Совместное мероприятие с родителями

«Новогодняя мастерская»,

театрализованное представление

 «Зимняя сказка волшебного леса»

Подготовка к мероприятию:

- рассматривание с детьми иллюстраций, открыток, книг, посвященных Новому году;

- обсуждение  с детьми и родителями идеи проведения мероприятия;

- работа педагогов над сценарием;

- подбор педагогами материалов для совместного творчества.

Социальный педагог

Воспитатели

Дети подготовительных к школе групп

Родители

Декабрь

Социальный педагог

Экологическая акция

«Украшения для ёлки, полезные для птиц»

Подготовка к мероприятию:

- чтение художественных произведений для детей,

- рекомендации родителям «Изготовление кормушек», «Чем можно подкармливать птиц»,

- совместная экскурсия в парк,

- конкурс детских рисунков,

- совместная работа взрослых (педагогов, родителей) и детей – панно «Птицы»,

- ежедневная подкормка птиц на участке детьми и родителями,

- подготовка родителями «угощений для птиц»,

- фоторепортаж социального педагога «По горячим следам»

Социальный педагог

Воспитатели

Дети подготовительных к школе групп

Родители

Январь

Социальный педагог

Школа  отцов

 «Мы с папой лучшие друзья»

Подготовка к мероприятию:

- анкетирование родителей «Значимость роли отца для ребёнка»,

- беседа с детьми (видеозапись для родителей),

- педагогическая пропаганда «О роли общения отца с ребёнком в развитии личности»,

- выставка детского рисунка «Мой папа самый лучший»

Социальный педагог

Воспитатели

Дети подготовительных к школе групп

Родители

Январь

Социальный педагог

Тематическое развлечение

«Мой папа самый лучший»

Подготовка к мероприятию:

- фотовыставка подготовленная родителями и конкурс детского рисунка «Мой папа - солдат»,

- совместная экскурсия к «Обелиску славы» и возложение цветов

Социальный педагог

Родители – соведущие мероприятия

Воспитатели

Дети подготовительных к школе групп

Февраль

Социальный педагог

Семейный досуг

«Ринг весёлых и находчивых»

Подготовка к мероприятию:

- работа с родителями (составление сценария игры, выбор ведущих раундов игры, игроков и жюри), формирование команд;

- подготовка театрализованного представления «Серая шапочка и красный волк» (подготовка костюмов, разучивание с детьми сценария, оформление декораций родителями)

Родители – ведущие и участники игры.  

Социальный педагог

Воспитатели

Дети подготовительных к школе групп

Март

Социальный педагог

Тематическое развлечение

для детей и родителей

«Праздник трясогузки»

Подготовка к мероприятию:

- экскурсия с родителями в музей Центра Возрождения Культуры и Социальной Защиты Народов Севера,

-  совместная экскурсия в этнографический музей «Эхо Югры»,

- выставка детских рисунков,

- помощь родителей в оформлении мини-музея «Мой край - Югра»,

- развлечение для взрослых и детей «Ярмарка скворечников»

Ведущий специалист Центра Возрождения Культуры и Социальной Защиты Народов Севера

Социальный педагог

Воспитатели

Дети подготовительных к школе групп

Родители

Апрель

Социальный педагог

«Мы пожарных поздравляли,

в гости нас они позвали»*

театрализованное представление «Теремок» для    родителей и сотрудников ПЧ-84

Подготовка к мероприятию:

- работа с детьми и родителями по компилятивной программе «Безопасное детство»

- экскурсия в ПЧ-84

- консультации (педагогическая пропаганда) для родителей

- фоторепортаж «Пожарные в д/саду»

Социальный педагог

Родители – организаторы выезда детей в пожарную часть.

Воспитатели

Дети подготовительных к школе групп

Апрель

Социальный педагог

Тематическое развлечение

для детей и родителей

«День рождения Земли»

Подготовка к мероприятию:

- творческие детско-родительские мини-проекты «Дерево моего ребёнка»,

- экскурсия в парк в сопровождении родителей,

- встреча детей с работником лесхоза,

- экскурсия на приусадебный участок при Храме в честь иконы «Нечаянная радость»

Социальный педагог

Воспитатели

Дети подготовительных к школе групп

Сотрудник «Лесхоза»

Родители

Апрель

Социальный педагог

Праздник «День Победы»

(встреча с вдовой ветерана ВОВ, концерт для ветеранов)

Подготовка к мероприятию:

- просмотр видеоматериала,  беседы с детьми по теме,

- чтение детям художественной литературы,

- фотовыставка и конкурс детского рисунка «Наши ветераны»,

- экскурсия к «Обелиску славы» и возложение цветов с участием родителей,

- совместная экскурсия в «Музей славы» МБОУ СОШ №5

Социальный педагог

Воспитатели

Дети подготовительных к школе групп

Родители

Май

Социальный педагог

Круглый стол

с родителями и педагогами

Тема: «Условия познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»

Социальный педагог

Педагог-психолог

Заместитель по методической работе

Май

Социальный педагог

* При подготовке к мероприятию «Мы пожарных поздравляли, в гости нас они позвали», использовалась компилятивная программа «Безопасное детство» (разработала Н.Т. Бурдаева),  экспертное заключение главного специалиста отдела ГПН по городам Пыть-Ях, Нефтеюганск и Нефтеюганскому району ГУ МЧС России по ХМАО-Югре, рецензия председателя Экспертного совета комитета по образованию города Пыть-Ях Ф.Г. Петровой.

Работа с педагогами

План работы с педагогами

Содержание работы

Сроки проведения

Консультация – слайдовая   презентация «Развитие познавательной активности у  детей дошкольного возраста»

Сентябрь

Слайдовая    презентация «Умные игры» - развитие  интеллектуальных способностей

Октябрь

Круглый стол  «Основные формы взаимодействия с семьёй»

Октябрь

Консультация «Познавательное развитие детей с помощью игры»

Слайдовая   презентация «Познаём, играя»

Ноябрь

Консультация «Ребёнок в социуме»

Консультация «Кукла «Акань» народа ханты»

Декабрь

Консультация «Познавательная деятельность детей дошкольного возраста»

Январь

Семинар для воспитателей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Февраль

Консультация «Особенности ознакомления детей с родным краем»

Апрель

Презентация проекта «Хотим всё знать»

Май

Подведение итогов работы. Заполнение анкет обратной связи родителями и педагогами. Анализ степени достижения поставленной цели

Май

Заключительный этап

Цель. Проведение сравнительного анализа

  • уровня овладения  детьми знаниями о целостной картине мира;
  • уровня  компетенции родителей в вопросах расширения кругозора, формировании целостной картины мира, развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста;
  • уровня владения воспитателями теоретическими знаниями, методами и приёмами работы с родителями, в такой области, как взаимодействие с семьями воспитанников по проблеме формирования у детей познавательной активности

Описание полученных результатов.

Результаты  работы по проекту

В практике работы я использовала инструментарий для диагностики уровня овладения детьми знаниями о целостной картине мира:

  1. Выбирают и группируют предметы в соответствии с познавательной задачей.
  2. Имеют представления о родном крае, его достопримечательностях (знают герб, флаг ХМАО, знают некоторые особенности жизни коренных народов Севера).
  3. Знают правила поведения в природе и соблюдают их.
  4. Устанавливают причинно-следственные связи между природными явлениями.
  5. Знают и применяют в повседневной жизни общепринятые нормы и правила взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (имеют представления о том, как можно заботиться о бабушке или дедушке).
  6. Имеют представления об истории своей страны в контексте истории родной семьи (праздник День Победы, воинские награды бабушек и дедушек).

   При анализе сформированности знаний использовались критерии:

  1. высокий - 3
  2. средний - 2
  3. ниже среднего – 1

Сравнительный анализ результатов анкетирования родителей

 с целью определения компетентности родителей в вопросах расширения кругозора, формирования целостной картины мира и развития познавательного

интереса у детей старшего дошкольного возраста

Процентный показатель повышения уровня компетентности родителей в вопросах расширения кругозора и формирования целостной картины мира у детей старшего дошкольного возраста

  1. Представления  родителей о том, какие знания необходимы детям в образовательной области «Познание» возросли на 52%.  
  2. Применение родителями на практике полученных знаний, для развития у ребёнка потребности к познанию увеличилось на 28%.
  3. Опыт родителей в развитии познавательного интереса своего ребёнка повысился на 41%.

Сравнительный анализ результатов анкетирования воспитателей

с целью выяснения владения   знаниями, методами и приёмами работы с родителями, в   области  взаимодействия с семьями воспитанников по проблеме формирования у детей познавательной активности

                                                                                             

               

                                                                                                                                                                 

  1. Уровень умения воспитателей устанавливать доверительные отношения с семьёй вырос на 25%
  2. Уровень владения теоретическими знаниями в  работе с родителями, по проблеме формирования у детей потребности в изучении окружающего мира вырос на 25%
  3. Внедрение в практику работы нетрадиционных формам взаимодействия с родителями, в области формирования у детей потребности в изучении окружающего мира, увеличилось на 50%
  4. Умение привлекать родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе возросло на 50%
  5. Владение навыками эффективного оформления наглядной педагогической пропаганды возросло на 50%.

Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно говорить о том, что созданная система работы «ребёнок + педагог + родители»,  направленная на формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности через вовлечение родителей в образовательное пространство ДОО достаточно действенна и эффективна так как:

  • родители, вовлечённые в совместные, творческие мероприятия с детьми и педагогами стали лучше понимать своих детей, авторитет педагогов повысился в глазах родителей, что в свою очередь положительно сказалось на развитии ответственных и взаимозависимых отношений детского сада с семьями воспитанников;
  • у детей обогатились знания о целостной картине мира; сформированы интегративные качества коммуникативного и познавательного направления, они стали более любознательны,  эмоционально отзывчивы, коммуникабельны;
  • воспитатели ДОУ стали более творчески и более заинтересованно подходить к вопросам познавательного развития детей, более значительной стала обратная связь родители – педагоги.

Выпускники нашего детского сада,  используют полученные знания при обучении в школе, применяют их в свободной самостоятельной деятельности, с интересом принимают участие в организованных мероприятиях для родителей и  детей в общеобразовательной школе, в Школе искусств, чувствуют себя более свободно и раскрепощено в присутствии гостей на открытых мероприятиях.

Повышению уровня развития детей в данном направлении способствовали:

  • создание условий (использование инновационных форм и методов в работе с родителями) для развития общих детско-родительских интересов, опыта   совместной деятельности;
  • активная позиция родителей в вопросах познавательного развития детей (активное участие во всех мероприятиях, выполнение родителями рекомендаций, совместная деятельность родителей с детьми и педагогами);
  • согласованность воспитательных воздействий на детей со стороны педагогов и  родителей.

    Непосредственное участие родителей в образовательном процессе,  подготовке и проведении совместных мероприятий познавательного характера обусловило повышение уровня знаний детей об окружающем мире.

Тематические фотостенды,  плакаты, газеты, выставки детских работ были представлены на групповых и общесадовских мероприятиях: родительских собраниях, «Дне открытых дверей», праздничных мероприятиях ДОО и города, при оформлении музыкального зала в ДОУ к праздникам и памятным датам.

Перспективу  системы работы, направленной на формирование у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности через вовлечение родителей в образовательное пространство ДОО, я вижу в том, что она может применяться в педагогической практике и в дальнейшем. Думаю, что реализация проекта продолжится с детьми подготовительных к школе групп – будущими выпускниками нашего ДОО и их родителями.

В перспективе продолжения работы по данному направлению  –  организация работы клуба для детей подготовительных групп и их родителей  «Хотим всё знать».

Литература

  1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.  Комаровой, М.А. Васильевой. -  М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 304с.
  2. Крутецкий В.А. Любознательность. Педагогическая энциклопедия/ В.А. Крутецкий. – М., 1965. – Т. 2. – 696 с.
  3. Поддъяков Н.Н. Общие вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста //  Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Н.Н. Поддьяков. −  М.: Просвещение, 1988. − С.3.
  4. Проколиенко Л.Н. Формирование любознательности у детей дошкольного возраста / Л.Н. Проколиенко. −  Киев: Рад. школа, 1979. −  88 с.
  5. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника /  Е.В. Проскура – Радянська  школа, 1985. – 136 с.
  6. Рамонова К.М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста: канд. психол. наук / К.М. Рамонова. −  Северо-Осетинский государственный университет, 1970. −  187 с.
  7. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение – А.И. Савенков – ООО «Академия Холдинг», 2002. – 352 с.  
  8. Сорокина, А.И. Умственное воспитание в детском саду / А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1975. – 175 с.
  9. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию  / В. А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001.
  10. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Методическое пособие «Проектная деятельность дошкольников» / Веракса Н.Е., Веракса А.Н. – М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010
  11. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Методическое пособие «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников»  / Веракса Н.Е., Галимов О.Р. – М.: Мозаика-Синтез, 2012
  12. Данилина Т.А., Степина Н.М. Пособие для практических работников ДОУ «Социальное партнёрство педагогов, детей и родителей» / Данилина Т.А., Степина Н.М.: Айрис-пресс, 2004
  13. Доронова Т.Н.,  Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик Пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей «Вместе с семьёй» / Т.Н. Доронова,  Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. – М.: Просвещение, 2005
  14. Дыбина О.В., Методическое пособие «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада»/  Дыбина О.В. – М.: Мозаика-Синтез, 2012
  15. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л  Методическое пособие «Развитие познавательных способностей дошкольников» / Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. – М.: Мозаика-Синтез, 2012
  16. Артамонова, О.В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О.В. Артамонова // Дошкольное воспитание. − 1995. − №4.
  17. Гусева, Н.В. Построение образовательного пространства ДОУ / Н.В. Гусева // Дошкольное воспитание. − 2009. − №6. − С. 11-13.
  18. Мишарина Л.А., Комплексно-тематическое планирование регионального компонента по образовательной области «Познание» для детей 3-7 лет/ Под ред. Л.А. Мишариной. −  Иркутск, ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011. −  101 с.
  19. Матюшкин, А.М.  Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / Матюшкин А.М. // Вопросы психологии. – 1982. – №4. – С. 5-17.
  20. Новоселова, С.Н. Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Квадро» / С.Н. Новоселова // Дошкольное воспитание. − 1998. − №4. − С. 79.
  21. Петровский, В.А. и др. Построение развивающей среды в  дошкольном учреждении  / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова // Обруч.  − 2003. − №2.