VI. Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся

Надежда Александровна Николаева

Организация пед.деятельности с учётом инд.особенностей

Скачать:


Предварительный просмотр:

VI. Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся

        Одним из главных направлений моей деятельности является организация целенаправленной работы со слабоуспевающими  и одарёнными детьми.

        Следовательно,  целью моей работы на весь учебный год является: создание условий для оптимального развития учащихся, имеющих высокие интеллектуальные способности к учебной деятельности, а также помощь обучающимся, испытывающим затруднения при усвоении учебной программы.

        Для реализации поставленной цели в начале учебного года  были проанализированы результаты срезовых  контрольных работ, выявлены учащиеся, которые испытывают затруднения  в учебной деятельности, и учащиеся, имеющие высокие показатели.

Система работы со слабоуспевающими учениками включает в себя следующие этапы

  1. Выявление причин затруднения  детей в обучении и развитии;
  2. Создание условий для индивидуальной работы во время урока и дополнительных занятий
  3. Просвещение и привлечение родителей  к работе над развитием ребенка.

Меры предупреждения неуспеваемости ученика.

  1. Повышение школьной мотивации
  2. Работа над самообразованием для повышения эффективности
  3. Индивидуальный подход к каждому ученику
  1. 4.Усиление партнерства с родителями.

        Для выявления и изучения причин низкой успеваемости учащихся мною использовались следующие  методики: изучение мотивационной сферы учащихся (по М.В.Матюхиной), Краткий Отборочный Тест (Тест КОТ В.Н.Бузина, Э.Ф. Вандерлика), а также результаты тестов, проведенных школьным психологом.

В своей практике  на уроках в работе  со слабоуспевающими детьми  применяю такие методические приемы:

  • Самый удобный способ проверки знаний - карточки. Но карточки даются не только неуспевающим, но и другим детям, чтобы у класса создавалось мнение, что проверяется группа учащихся.
  • Хороший стимул в работе - коллективная работа, комментирование решения по образцу, повторения объяснения по схеме, плану доказательства.
  • Помогают в работе карточки взаимоконтроля, который проводится по теоретической и практической части.
  • Успешна «цепочка» при отработке практических навыков в изучении нового материала. Решение новых примеров учащихся комментируют по цепочке. Ошибки исправляет учитель.

Если возникают пробелы по текущей теме, то провожу:

1)диалоги по теоретическому материалу (в парах). Дети по таблицам, схемам рассказывают друг другу всё, что знают по данной теме. Они оценивают друг друга.  Опрос  занимает 5-7 минут.

2)коллективный контроль (тест) с ответами на доске (самоконтроль);

3)практические (тренировочные) упражнения. Может быть дифференцированными (или для всех учитываю возможность успешно ответить каждому);

4) При подготовке к уроку учащиеся должны отметить в тетради или в учебнике ? если были вопросы или затруднения.

        В своей практике часто использую тестирование. Оно позволяет провести широкий и глубокий контроль знаний. Тест выявляет общую картину и дает возможность для индивидуальной работы с успевающими и отстающими. Я пользуюсь тестами для контроля и обучающими тестами. Они дают возможность слабым учащимся выбрать верный ответ.

        Самый высокий уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся проявляется в ходе самостоятельных работ. Выполняя самостоятельные работы, ученик может пользоваться записями в справочниках, обращаться за помощью к учителю. Если ученик консультировался несколько раз, то он должен решить задание другого варианта. Я помечаю, какие задания вызывают затруднения, чтобы включить такие задания на следующих уроках. Каждый ответ оценивается, и поэтому все стараются решить больше и сложнее. На самостоятельных работах я обращаю внимание на быстроту включения в работу, учитывая тип темперамента каждого учащегося.

        Индивидуальная работа на уроке проводится следующим образом:

  1. Специальные задания для индивидуальной работы в классе.
  2. Работа во временных микро группах по однородным пробелам.
  3. Наряду с письменными домашними заданиями ученику давать теоретический вопрос, ответ на который он даст на следующем уроке.
  4. Облегченные контрольные работы, с постепенным нарастанием сложности до среднего уровня
  5. Использование метода обучения слабоуспевающих учеников
  6. Использование карточек- подсказок, тренажеров.
  7. Привлечение сильных учеников (в качестве консультантов).
  1. Индивидуальная работа во внеурочное время
  1. Дополнительная работа по индивидуальным карточкам.
  2. В каждом домашнем задании – задания на повторение.
  3. Четкий инструктаж по выполнению домашнего задания.
  4. Инструктирование родителей о систематическом выполнении индивидуальных заданий – тренажеров (5 – 10 минут в день)  

В работе по выявлению одаренных детей необходимо учитывать три основных фактора (концепция Дж. Рензулли):

  • мотивацию;
  • выдающиеся способности;
  • креативность.

Целью данного выявления одаренности является:

  1. Приведение в соответствие степени подготовки учеников и программы.
  2. Учет особенностей программ и особенностей школьников.

Это обеспечит выявление детей, которые успешны во всех сферах одаренности, предоставит возможность реализовывать и развивать свои способности. 

Исходя из реальных возможностей я остановила свой выбор на комплексной системе, которая включает в себя:

  1. Применение традиционных тестов на интеллект и творческие способности детей.
  2. Тестов на оценку их успеваемости (достижений); оценочные шкалы (заполняемые учителями).
  3. Сведения от родителей.
  4. Критериально - ориентированное тестирование.
  5. Наблюдение.

Первый (предварительный) этап выявления одаренности предполагает применение методов и методик:

  • наблюдение;
  • беседы;
  • анализ документации;
  • отслеживание достижений и др.

После предварительного этапа осуществляется переход к традиционному тестированию. Каждая сфера одаренности подразумевает использование определенных методик. В качестве диагностического инструментария выступают следующие методики:

        Методики диагностики одаренности в начальной школе:

1.  Карта интересов для младших школьников (для получения первичной информации о направленности интересов ребенка; для детей и родителей).

2.  Методика «Интеллектуальный портрет» (опрос педагогов).

3.  Характеристика ученика (результат учительской оценки).

4.  Анкета для родителей.

5.  Методика «Карта одаренности» (для родителей).

6.  Методика оценки общей одаренности.

С 1 класса на каждого ученика ведется Портфель достижений. Где  фиксируется информация об участии конкретного ученика в различных предметных конкурсах и олимпиадах, об освоении им школьного предметного материала.  Это важная современная форма оценивания позволяет составить более полную картину о достижениях учащихся, способствует повышению активности и самостоятельности учащихся, постоянному росту учебной мотивации

Данные верны

Директор СОШ № 9:                                  /Черных Н.П./