VI. Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся
Организация пед.деятельности с учётом инд.особенностей
Скачать:
Предварительный просмотр:
VI. Организация педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся
Одним из главных направлений моей деятельности является организация целенаправленной работы со слабоуспевающими и одарёнными детьми.
Следовательно, целью моей работы на весь учебный год является: создание условий для оптимального развития учащихся, имеющих высокие интеллектуальные способности к учебной деятельности, а также помощь обучающимся, испытывающим затруднения при усвоении учебной программы.
Для реализации поставленной цели в начале учебного года были проанализированы результаты срезовых контрольных работ, выявлены учащиеся, которые испытывают затруднения в учебной деятельности, и учащиеся, имеющие высокие показатели.
Система работы со слабоуспевающими учениками включает в себя следующие этапы
- Выявление причин затруднения детей в обучении и развитии;
- Создание условий для индивидуальной работы во время урока и дополнительных занятий
- Просвещение и привлечение родителей к работе над развитием ребенка.
Меры предупреждения неуспеваемости ученика.
- Повышение школьной мотивации
- Работа над самообразованием для повышения эффективности
- Индивидуальный подход к каждому ученику
- 4.Усиление партнерства с родителями.
Для выявления и изучения причин низкой успеваемости учащихся мною использовались следующие методики: изучение мотивационной сферы учащихся (по М.В.Матюхиной), Краткий Отборочный Тест (Тест КОТ В.Н.Бузина, Э.Ф. Вандерлика), а также результаты тестов, проведенных школьным психологом.
В своей практике на уроках в работе со слабоуспевающими детьми применяю такие методические приемы:
- Самый удобный способ проверки знаний - карточки. Но карточки даются не только неуспевающим, но и другим детям, чтобы у класса создавалось мнение, что проверяется группа учащихся.
- Хороший стимул в работе - коллективная работа, комментирование решения по образцу, повторения объяснения по схеме, плану доказательства.
- Помогают в работе карточки взаимоконтроля, который проводится по теоретической и практической части.
- Успешна «цепочка» при отработке практических навыков в изучении нового материала. Решение новых примеров учащихся комментируют по цепочке. Ошибки исправляет учитель.
Если возникают пробелы по текущей теме, то провожу:
1)диалоги по теоретическому материалу (в парах). Дети по таблицам, схемам рассказывают друг другу всё, что знают по данной теме. Они оценивают друг друга. Опрос занимает 5-7 минут.
2)коллективный контроль (тест) с ответами на доске (самоконтроль);
3)практические (тренировочные) упражнения. Может быть дифференцированными (или для всех учитываю возможность успешно ответить каждому);
4) При подготовке к уроку учащиеся должны отметить в тетради или в учебнике ? если были вопросы или затруднения.
В своей практике часто использую тестирование. Оно позволяет провести широкий и глубокий контроль знаний. Тест выявляет общую картину и дает возможность для индивидуальной работы с успевающими и отстающими. Я пользуюсь тестами для контроля и обучающими тестами. Они дают возможность слабым учащимся выбрать верный ответ.
Самый высокий уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся проявляется в ходе самостоятельных работ. Выполняя самостоятельные работы, ученик может пользоваться записями в справочниках, обращаться за помощью к учителю. Если ученик консультировался несколько раз, то он должен решить задание другого варианта. Я помечаю, какие задания вызывают затруднения, чтобы включить такие задания на следующих уроках. Каждый ответ оценивается, и поэтому все стараются решить больше и сложнее. На самостоятельных работах я обращаю внимание на быстроту включения в работу, учитывая тип темперамента каждого учащегося.
Индивидуальная работа на уроке проводится следующим образом:
- Специальные задания для индивидуальной работы в классе.
- Работа во временных микро группах по однородным пробелам.
- Наряду с письменными домашними заданиями ученику давать теоретический вопрос, ответ на который он даст на следующем уроке.
- Облегченные контрольные работы, с постепенным нарастанием сложности до среднего уровня
- Использование метода обучения слабоуспевающих учеников
- Использование карточек- подсказок, тренажеров.
- Привлечение сильных учеников (в качестве консультантов).
- Индивидуальная работа во внеурочное время
- Дополнительная работа по индивидуальным карточкам.
- В каждом домашнем задании – задания на повторение.
- Четкий инструктаж по выполнению домашнего задания.
- Инструктирование родителей о систематическом выполнении индивидуальных заданий – тренажеров (5 – 10 минут в день)
В работе по выявлению одаренных детей необходимо учитывать три основных фактора (концепция Дж. Рензулли):
- мотивацию;
- выдающиеся способности;
- креативность.
Целью данного выявления одаренности является:
- Приведение в соответствие степени подготовки учеников и программы.
- Учет особенностей программ и особенностей школьников.
Это обеспечит выявление детей, которые успешны во всех сферах одаренности, предоставит возможность реализовывать и развивать свои способности.
Исходя из реальных возможностей я остановила свой выбор на комплексной системе, которая включает в себя:
- Применение традиционных тестов на интеллект и творческие способности детей.
- Тестов на оценку их успеваемости (достижений); оценочные шкалы (заполняемые учителями).
- Сведения от родителей.
- Критериально - ориентированное тестирование.
- Наблюдение.
Первый (предварительный) этап выявления одаренности предполагает применение методов и методик:
- наблюдение;
- беседы;
- анализ документации;
- отслеживание достижений и др.
После предварительного этапа осуществляется переход к традиционному тестированию. Каждая сфера одаренности подразумевает использование определенных методик. В качестве диагностического инструментария выступают следующие методики:
Методики диагностики одаренности в начальной школе:
1. Карта интересов для младших школьников (для получения первичной информации о направленности интересов ребенка; для детей и родителей).
2. Методика «Интеллектуальный портрет» (опрос педагогов).
3. Характеристика ученика (результат учительской оценки).
4. Анкета для родителей.
5. Методика «Карта одаренности» (для родителей).
6. Методика оценки общей одаренности.
С 1 класса на каждого ученика ведется Портфель достижений. Где фиксируется информация об участии конкретного ученика в различных предметных конкурсах и олимпиадах, об освоении им школьного предметного материала. Это важная современная форма оценивания позволяет составить более полную картину о достижениях учащихся, способствует повышению активности и самостоятельности учащихся, постоянному росту учебной мотивации
Данные верны
Директор СОШ № 9: /Черных Н.П./