V . Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя
Результаты работы в качестве классного руководителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kriteriy_pozitivnye_rezultaty_raboty_v_kachestve_klassnogo_rukovoditelya.docx | 33.11 КБ |
Предварительный просмотр:
V . Позитивные результаты работы в качестве классного руководителя
За годы работы в качестве классного руководителя у меня выработалась определенная система воспитания: Ценность воспитательной системы моего класса состоит в том, что в ее основу положено единство детского и родительского коллективов.
Младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживости, смелости и трусости. Поэтому этот возраст является одним из основных этапов воспитания, в котором закладываются основные принципы гуманной жизни.
Поэтому необходимо направить их энергию в нужное русло, а именно, на создание сплоченного коллектива через успешный воспитательный процесс, внеурочную деятельность, реализацию возможностей каждого ученика. На мой взгляд, работу необходимо начать с формирования классного коллектива дружного, сплоченного, творческого, живущего без конфликтов.
1. Система воспитательной работы.
Свою деятельность классного руководителя я строю на основе программы нравственного воспитания младших школьников «Четыре ступеньки роста», программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе.
Паспорт программы
Наименование программы | Программа воспитательной деятельности в начальной школе "Четыре ступеньки роста" |
Основание для разработки программы | Программа разработана в соответствии с основными направлениями воспитания учащихся школы |
Заказчик | Администрация МОБУ СОШ №9 |
Разработчик программы | Николаева Н.А., учитель начальных классов |
Цели программы | Создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности. Содействовать созданию дружного детского коллектива. |
Задачи программы | Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей; для поддержания стабильного здоровья обучающихся. Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков. Развивать умение общаться и сотрудничать. Способствовать привитию любви к Родине, воспитывать чувство патриотизма и гордости за историческое прошлое России. |
Основные направления воспитательной системы |
|
Участники реализации | Учащиеся 1 - 4 классов Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа» им. М. И. Кершенгольца №9 |
Контингент | Младшие школьники 6-10 лет |
Дополнительные сведения | Система воспитательной работы апробируется и реализуется на учащихся начальной школы. |
Ожидаемые результаты | Творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи. |
Организация контроля за ходом исполнения | Ежегодный анализ воспитательной системы работы «Четыре ступеньки роста». Ежегодный срез уровня развития воспитанности учащихся класса. |
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
В программе воспитательной работы выделены основные направления, по которым строится вся воспитательная работа:
- Духовно-нравственное;
- Спортивно-оздоровительное;
- Общеинтеллектуальное;
- Социальное;
- Общекультурное.
В каждом направлении определены основные задачи, на решение которых направлены оптимальные формы и методы проведения классных часов, внеклассных мероприятий.
Целью духовно-нравственного направления является освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.
Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.
Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
Обще-интеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность.
Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
2. Определение состояния и перспектив развития классного коллектива
Для фиксации результатов диагностики и отслеживания движения ученика по индивидуальной траектории разработаны карты развития и формируются портфолию каждого учащегося и класса в целом.
Для изучения эффективности воспитания использую:
- различные методики, диагностики;
- беседы с учащимися;
- наблюдения;
- интерактивные мероприятия, помогающие учащимся выразить свою позицию.
Критерии эффективности воспитательного процесса в классе | Показатели | Методики изучения |
Сформированность познавательного потенциала личности учащегося |
|
|
Сформированность воспитанности обучающегося | Нравственная направленность личности Социальная активность учащихся. Коммуникабельность. Состояние здоровья учащихся Развитость физических качеств личности |
|
Сформированность развития классного коллектива |
|
|
Сформированность художественно - эстетической культуры личности обучающегося |
творческого мышления, творческого воображения. |
(1 - 4 классы)
|
3. Создание условий для развития и самореализации обучающихся
В классе создаются следующие условия для развития и самореализации обучающихся
- реализуются методы и приемы образовательных технологий;
- все учащиеся (100%) заняты во внеурочной деятельности в соответствии со своими возможностями и интересами;
- для детей, требующих особого педагогического внимания, на диагностической основе реализуются индивидуальные программы развития;
- в классе ведется большая работа по сплочению коллектива и развитию сотрудничества.
Занятость в ДОУ:
- спортивные секции – 30%
- художественно- эстетические – 20%
- языковые центры – 13%
- танцевальные коллективы –23%
- не посещают -42%
Занятость во внеурочной деятельности:
- курс «Учись учиться, Развивающие занятия» -100%
- курс «Моя Якутия» -100%
- курс «Шахматы» - 19%
- курс «Английский с увлечением» - 19%
- курс «ИЗО-студия» - 48%
- курс «Вокал» - 29%
- курс «Физика» - 22%
4. Отлаженная система взаимодействия с родителями
Мое сотрудничество, как классного руководителя, и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка. Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. При работе с родителями я руководствуюсь следующими правилами:
- к родителям каждого ребёнка нужно проявлять искреннее уважение;
- общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;
- изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
- изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
В своей работе с родителями использую различные формы работы. Назову основные из них:
Направления | Формы работы |
1.Изучение семей учащихся | Позволяет мне лучше узнать детей и их родителей, понять стиль жизни семьи, ознакомиться с домашними условиями развития личности ребенка: посещение семей; анкетирование; сочинения «Моя семья», «Вечер в нашей семье» и т.п.; педагогические мастерские; деловые игры с родителями; конкурсы семейных творческих работ; формирование банка данных о семье и семейном воспитании и т.п. |
2.Педагогическое просвещение родителей. | Планируется в соответствии с возрастными особенностями детей, целями и задачами учебно-воспитательного процесса, конкретными проблемами, возникающими в ходе совместной деятельности учителя и родителей: лекции по педагогике и психологии, праву, этике, физиологии и гигиене; родительские собрания; тематические консультации; педагогические практикумы и тренинги по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе; обмен опытом воспитания детей в семье; вечер вопросов и ответов; день открытых дверей и т.п. |
3. Обеспечение участие родителей в жизнедеятельности классного коллектива. | Осуществляется с помощью включения их в такие виды взаимодействия как: совместное планирование воспитательной работы в классе; коллективные творческие дела; праздники, вечера, концерты; посещение театров, выставок, музеев; прогулки, походы, поездки, экскурсии; выставки творческих работ; Дни здоровья; помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении кабинета. |
4. Индивидуальная работа с родителями. | Позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния на личность ребенка: посещение семей; индивидуальные беседы с родителями; совместное определение перспектив и средств для развития ученика; педагогические консультации; индивидуальные поручения; индивидуальная переписка в дневниках учащихся; родительский совет. |
5. Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся: | Тематические и итоговые родительские собрания; индивидуальные консультации; проверка дневников учащихся; составление карт развития детей и таблиц результатов их учебной деятельности; ведение дневников наблюдения за процессом развития ребенка, детских портфолио. |
5. Наличие системы самоуправления в классе.
Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать ее, были творчески активными, инициативными, самостоятельными.
Участие в самоуправлении помогает учащимся сформировать умение самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их. С этой целью в классе работает система самоуправления.
Задачи структуры самоуправления:
- развитие творчества, инициативы у учащихся, формирование их активной жизненной позиции;
- развитие отношений заботы друг о друге, о школе, взаимоуважение детей и взрослых;
- развитие и проявление индивидуальности и способностей каждого члена ученического коллектива;
Органы ученического самоуправления избираем в начале учебного года.
Главным органом самоуправления является классное собрание, принимающее решения по всем важным вопросам жизни коллектива. Общее классное собрание выбирает командира класса, членов актива класса.
Управляет детским сообществом совет класса, состоящий из трех фракций: классный руководитель, ученики, родители. Классное собрание выбирает ответственных за каждый участок работы.
Каждый ученик в классе имеет своё общественное поручение, о выполнении которого ребята делают сообщения на классных часах. Командир класса совместно с классным руководителем следят за своевременным и должным их выполнением. . Ребята с большим удовольствием выполняют свои поручения.
Организация классной деятельности осуществляется через коллективные творческие дела, для проведения которых создаются советы дела. Они составляют план мероприятия, обсуждают его с классом, готовят материалы по его проведению.
Я считаю, что без самоуправления невозможно подлинное развитие личности в коллективе, ведь детей объединяют их отношения, которые возникают именно в деятельности, в общении, во взаимодействии друг с другом, родителями и классным руководителем. Благодаря наличию самоуправления дети становятся более организованными, самостоятельными и ответственными.
Данные верны
Директор СОШ № 9: /Черных Н.П./