Из опыта работы

Никитина Анна Михайловна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Защита опыта

  1. Здравствуйте уважаемые члены жюри. Я Никитина Анна Михайловна, воспитатель детского сада 29. Вашему вниманию я представляю опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников через разные виды деятельности».

  1. Развитие мелкой моторики крайне важно для развития ребёнка в целом. Мелкая моторика начинает развиваться уже с младенчества. Сначала ребёнок начинает сгибать пальчики, брать и удерживать погремушку, дальше он уже овладевает умением правильно держать в руках ложку, а потом и карандаш. Мелкая моторика тесно связана со зрением, памятью, восприятием, вниманием ребёнка. Чем лучше она развита, тем эффективнее работает нервная система малыша.

  1. Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Важно, что сейчас эта проблема отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования» и обозначена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика». Ведь владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

  1. Во ФГОС ДО говорится о том, что развитие ребенка должно происходить в «формах, специфических для развития данной возрастной группы, прежде всего в форме игры». Поэтому продумывая работу по развитию мелкой моторики дошкольников, я выбирала те виды деятельности, которые являются адекватными для данной возрастной группы. Я спланировала систему работы, опираясь на возрастные и индивидуальные особенности детей. В этом и заключается новизна моего опыта.

  1. На начальном этапе я определила для себя цель и задачи, которые необходимо реализовать для ее достижения.

7. Свою работу я построила по следующим направлениям:

1.        Работа с детьми.

2.        Работа с родителями.

3.        Работа с педагогами ДОУ.

  1. Работа с детьми

На первом этапе работы с детьми я провела мониторинг, составила перспективный план работы, отобрала специфические для своей возрастной группы виды деятельности.

 

  1. Также я оформила картотеки, обновила и пополнила РППС.

  1. Организуя работу по развитию мелкой моторики рук, я следовала следующим принципам:

- Систематичность проведения игр и упражнений. Я не ожидала немедленных результатов от детей, так как автоматизация навыка развивается благодаря многократным его повторениям.

- Последовательность. Я всегда иду от простого к сложному: сначала выполнение движений на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руках единовременно). Не допускаю пропусков и «перепрыгиваний» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием.

- Поддержание эмоционально положительного фона: все игры и упражнения провожу по желанию ребенка создавая и поддерживая доброжелательную атмосферу, так как для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть оценено.

  1. Мы знаем, что игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Поэтому я старалась организовывать и предлагать детям задания в форме различных игр, которые я включала:

- в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

- в самостоятельную деятельность самих детей, обеспечивающей возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.

  1. И конечно, в непосредственно организованную деятельность (игровую, трудовую, познавательно - исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную); 

Например, в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и в самостоятельной деятельности детей я использовала методику плоскостного моделирования (рисунки, составленные из заданного количества плоских геометрических фигур), упражнения со счетными палочками. В этих видах деятельности развивается наблюдательность, память, мышление и воображение, сообразительность и, конечно мелкая моторика.

  1. Кто из детей не любит воздушные шарики!? Каждый ребенок с удовольствием будет мастерить из него игрушку, самую фантастическую и необычную, при этом развивать свои пальчики, тактильные ощущения и снимать усталость и перенапряжение.
  2.  Игры – шнуровки, игры с ленточками очень нравятся детям. Они развивают подвижность пальцев, сосредоточенность, внимание. В ходе игр я предлагала детям устроить соревнование: кто быстрее и аккуратнее зашнурует ботинок или заплетет косички солнышку.
  3.  Интересно и увлекательно проводят дети время за играми с сыпучими материалами: песком, крупами и в сухом бассейне. Отыскивая спрятанные предметы, строя тоннели, оставляя отпечатки ладошек и пальчиков, дошкольники развивают моторику рук, знакомятся с новыми тактильными ощущениями, массажируют кисти, развивают воображение, образное мышление. Захватывая и перебирая мелкие предметы, ребенок учится координировать свои движения, а также работу различных систем организма: зрительную, мышечную, нервную, костную. Кроме этого, детям просто нравится перебирать сыпучие материалы: это успокаивает и расслабляет.
  4. Вместе с тем я использую в своей работе игры с мелкими предметами (пуговицами, горохом, фасолью, каштанами и др.). Наверное, каждый из нас в детстве запускал свои пальчики в бабушкину коробочку с пуговицами. Каждая пуговка, бусинка отличаются друг от друга по форме, размеру. Их можно ощупывать, перебирать или, например, нанизывать на шнурок, нить, а из ракушек и мелких камушек и каштанов выложить узоры или просто посчитать их.
  5. В совместной и индивидуальной работе я с детьми выполняю самомассаж пальцев (поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью) и массаж с помощью предметов: Су-Джок, с карандашом, природным материалом. Самомассаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Сочетая движения пальцев с чтением стихов, потешек, я повышаю интерес детей к деятельности. Слушая, дети «инсценируют» содержание прослушиваемого материала и в то же время двигают кистями, изображая персонажей, их действия и др.
  6. При организации совместной и самостоятельной деятельности с детьми я использую пальчиковые игры и пальчиковые театры.  Театр дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы.  
  7.  У нас в группе есть разные виды конструкторов и мозаик. Основываясь на интересе детей к конструированию, выкладыванию узоров, я создавала условия для этих видов деятельности. Детям очень нравится мастерить. Они с удовольствием строят корабли, замки с башнями и другие конструкции, используют их в своих играх, выкладывают различные орнаменты, изображения. Работа с мелкими деталями конструктора и мозаики способствует развитию мелкой мускулатуры пальцев рук, воображению, творческой активности, образное мышление, усидчивость.
  8. Мои воспитанники увлекаются творчеством. Они рисуют, лепят, работают с бумагой. Лепка также имеет большое значение для укрепления кистей рук. Для лепки я предлагаю детям различный материал: пластилин, соленое тесто, глину, семена растений, камешки, ракушки для составления узоров из них. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует согласованность в работе глаза и руки, координацию движений, их точность.
  9.  Детям нравится делать объемные аппликации, поделки в технике Оригами. Я поддерживаю их интерес, создаю условия для творчества, ведь данная деятельность помогает эффективно решать задачи по развитию мелкой моторики, воспитывает усидчивость, аккуратность и другие качества личности. Один из видов работы с бумагой - рваные поделки. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.
  10.  На умение уверенно и правильно работать ножницами также влияет то, насколько хорошо развиты кисти рук. Поэтому я уделяю достаточно много внимания этой деятельности.
  11. Дети вырезают разные картинки, изображения персонажей, а также свои обведенные ладошки и следы, потом используют их в игровой деятельности, создают коллажи.
  12.  Очень много уделяю внимания работе с трафаретами и штриховке изображений. Эти упражнения способствуют не только укреплению мышц руки, но и выработке умения действовать по заданным правилам, развитию таких важных качеств, как внимание, аккуратность, способность доводить начатое дело до конца, закрепляют умение свободно владеть карандашом.

Как я уже говорила, что эта работа системна и построена от простого к сложному.

  1. Чтобы добиться хороших результатов в развитии мелкой моторики рук дошкольников, я наладила тесное взаимодействие с родителями. Они были активными участниками в жизни группы: помогли в пополнении развивающей среды, провели с детьми совместную творческую деятельность. Для родителей был организован семинар – практикум «Пальчиковые игры», подобраны консультации и беседы. Благодаря информационно – просветительской работе среди родителей удалось повысить их компетентность по данной проблеме.
  2. Я принимаю активное участие в методической работе ДОУ. Для педагогов я провела мастер – класс по развитию мелкой моторики рук «Волшебная бумага» и семинар – практикум «Развитие мелкой моторики рук посредством игр», также подготовила памятки «Твистинг – как средство развития мелкой моторики рук у дошкольников.
  3. РППС

Я всегда стараюсь соблюдать все принципы построения развивающей предметно-пространственной среды и создать условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечение максимального комфортного состояния ребенка и его развития.

В группе были созданы соответствующие условия для развития мелкой моторики рук дошкольников через разные виды деятельности. Имеющийся материал располагался таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игры, пособия для выбранного ими вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях, в совместной деятельности, но и проявить своё творчество.

  1. Результативность опыта

Для определения эффективности своей работы по развитию мелкой моторики я провожу педагогическую диагностику детей дошкольного возраста, по итогам которой видна положительная динамика:

- кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, сформировались навыки самообслуживания;

- меняется нажим при работе с карандашами;

- повысилась творческая активность воспитанников;

- улучшилось логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, речь.

29. Таким образом, разные виды деятельности, используемые в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Представление опыта работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников на основе проекта

в подготовительной к школе группе

«Святой князь Александр Невский – славное имя России»

Подготовили:

 ст. воспитатель Терентьева Е.В.,

Воспитатель Никитина А.М.

(1) Здравствуйте, уважаемые коллеги. Вашему вниманию мы представляем проект в подготовительной к школе группе «Святой князь Александр Невский – славное имя России», который направлен на создание условий для восприятия детьми более полного образа защитника Отечества в русской культуре через разные виды дошкольной деятельности.

(2) Основная направленность проекта – духовно – нравственное воспитание дошкольников, воспитание патриотизма и гордости за защитников Отечества, формирование представлений у детей о героическом прошлом русского народа.

(3) В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», Законе «Об образовании в РФ», в «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина, патриота России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей. Реализуется эта задача в несколько этапов. Постепенно усваивая сначала традиции и ценности семьи, затем родного города, человек поднимается на более высокую ступень духовно – нравственного развития – гражданина России, принимает ценности культуры и духовные традиции многонационального народа Российской Федерации. Поэтому для совершенствования процесса воспитания основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста и был разработан проект «Святой князь Александр Невский – славное имя России».

(4) Наш проект состоит из трех этапов: подготовительный, основной (реализация проекта) и заключительный (подведение итогов). Продолжительность проекта 1 месяц.

(5) Работу над проектом мы начали с определения темы, цели и задач, составления плана, изучения и подбора методической, познавательной и художественной литературы, наглядного материала, дидактических игр, консультаций, презентаций, музыкальных произведений и других средств реализации проекта.

(6) Вся деятельность основного этапа направлена на решение задач, поставленных при разработке проекта. Реализацию основной части проекта мы начали со знакомства с былинными богатырями.

(7) Из бесед дети узнали, кто же такие богатыри, об их собирательном образе, о качествах, которыми были наделены настоящие былинные герои и, конечно, об их подвигах.

(8) С большим интересом дети рассматривали иллюстрации в книгах, рисовали образы русских богатырей, составляли о них рассказы, слушали былины, смотрели мультфильмы «Князь Владимир», «Добрыня Никитич», «Илья Муромец и Соловей Разбойник». С удовольствием ребята играли в настольные и сюжетно – ролевые игры, а все вместе мы оформляли выставку рисунков «Былинные богатыри – первые защитники на Руси».

(9) Следующим шагом было знакомство дошкольников с образом Александра Невского – святого князя и праведного защитника Древней Руси.

(10) Все время в группе кипела работа. В ходе совместной деятельности мы рассказывали детям о детстве князя Александра, о его жизни и подвигах. Воспитанники рассуждали, какими качествами должен обладать настоящий герой, защитник, что помогло Невскому одержать победу в сражениях, почему его так прозвали.

(11) Еще ребята узнали, почему князь Александр Невский стал Святым, они поняли, что воинов, наиболее преуспевших не только в защите Родины, но и в делах праведных, люди почитают в лике Святых.

(12) Дети вместе с родителями собирали информацию о славном защитнике Древней Руси, готовили небольшие сообщения о нем, подбирали стихи, загадки, пословицы, к просмотру для дошкольников были отобраны интересные и познавательные видеоролики: «Русь», «Русская рать», «Александр Невский».

(13) В группе работала мастерская по изготовлению макета средневековой крепости. Дети с огромным интересом откликнулись на предложение изготовить такой макет, а в последующем и использовать его в своей игровой деятельности.

(14) В закрепление представлений о подвигах святого князя совместно с родителями была изготовлена панорама «Ледовое побоище», которая стала хорошим наглядным материалом в знакомстве детей с подвигами Александра Невского.

(15) Дети и родители творчески подошли к участию в проекте. Они не просто готовили короткие сообщения о богатырях, князе Александре Невском, но и оформляли свои рассказы, рисунки в книжки, тематические альбомы о русских воинах, которые прославились доблестью, мужеством и преданностью христианской вере. Ведь именно вера во все века определяла духовный облик воина, давала ему силу духа, героизм и стойкость в бою.

(16) Очень весело прошло развлечение «Богатырская сила». Наши богатыри мерялись силой, ловкостью и смекалкой. Приятным сюрпризом для всех была встреча с Василисой Премудрой, которая играла с детьми, загадывала им хитрые загадки о защитниках Древней Руси.

(17) В ходе проекта были изготовлены дидактические игры «Собери воина в поход», «Накорми богатыря», «Собери картинку», «Одень богатыря». Эти игры были интересны детям и способствовали закреплению представлений о защитниках на Руси.

(18) Очень трогательно и торжественно прошел вечер стихов о Родине. Воспитанники не только слушали поэтические произведения о родном крае, стране, но и сами выступали с художественным словом.

(19) На протяжении всего проекта было налажено тесное взаимодействие с родителями. На подготовительном этапе мы провели анкетирование родителей по вопросам духовно – нравственного и патриотического воспитания, что позволило выявить нам их интересы, возникшие у них в этом направлении трудности. В помощь родителям были оформлены папки передвижки с консультациями и занимательным материалом. Родители оказали помощь в подборе дидактического наглядного материала, в пополнении развивающей среды и были активны, помогая детям и нам в ходе проекта.

(20) В заключении хотим отметить, что работа в данном направлении будет продолжаться. Ведь в процессе проектной деятельности мы получили значимые результаты. Дети в достаточной степени усвоили объемный и довольно сложный для восприятия дошкольников материал посредством создания игровых ситуаций и использования яркого дидактического и наглядно – иллюстративного материала.

(21) Но самое главное, у воспитанников повысился интерес к истории родного города, края, к памятным местам Ржева, к славным защитникам и героям России. Дошкольники стали более отзывчивыми, доброжелательными и ответственными. По отзывам родителей, дети уважительнее относятся к старшим, обогатились семейные традиции, изменился культурный досуг семьи, у детей и родителей возникло больше общих интересов и содержательного общения.

(22) Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр: