I.4 Организация развивающей предметно-пространственной среды
1.4. Организация развивающей предметно – пространственной среды
В центре предметно - пространственной развивающей среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение (педагогический коллектив) предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности и индивидуальности каждой личности.
Создавая развивающую среду в группе, я, прежде всего, уделила внимание создание условий, обеспечивающих безопасность и психологическую комфортность каждого ребенка в группе. Я старалась, чтобы обстановка в моей группе была приближена к домашней, уютной обстановке. Предметы мебели в группе расставлены вдоль стен, это максимально освобождает центр для игр детей, развития их двигательной активности. Переставляется в мебель игровых зонах, что позволяет уйти от надоедливой однообразной обстановки и вести в интерьер что- то новое и свежее. Мебель в центрах разнообразная, часто меняются варианты расстановки столов в обеденной части группы. В группе есть мягкая мебель, что создает уютную атмосферу. Сотрудничество детского сада с семьей идет по единому воспитательному плану и приводит к достижению максимальных результатов в формировании личности ребенка. Создавая среду развития в группе, я учитывала следующие параметры:
- содержательно – насыщенная, развивающая;
- трансформируемая;
- полифункциональная;
- вариативная;
- доступная;
- безопасная;
- здоровье сберегающая;
- эстетически – привлекательная;
Кроме того, все пространство в группе я разделила на определенные зоны или центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование).
Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса: художественно – творческий уголок, уголок безопасности, уголок природы, экспериментальный, конструкторский, познавательно – речевой.
Основной целью этого направления является позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно мам ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладывается именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. Я своей группе постаралось создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей.
Общий вид группы
Центр сюжетно – ролевых игр
В нашей группе мы создали оптимальные условия, чтобы каждый ребенок в сюжетно – ролевой игре мог проявить свою активную и инициативную позицию. Ребенок может быть и мамой или ребенком. Есть наборы кухня, куклы и много других игрушек. Роли и замысел проговариваются, детьми до начала игры сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствует реальным отношениям между людьми.
Центр природы
Наши дети, ухаживая за природным уголком, дети учатся наблюдать, рассуждать, ухаживать за цветами. У них зарождаются такие чувства, как ответственность за порученное дело, формируются трудовые навыки. Очень важно воспитать в детях добрые чувства, отзывчивость, внимательность и чуткое отношение к окружающему. Уголок расположен в хорошо освещенной части комнаты.
Центр изодеятельности
Этот центр для развития изобразительной деятельности.
Поэтому в уголке есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, бумага для рисования, гуашь и кисти, раскраски и шаблоны.
Центр настольно – печатных игр
В центре развивающих игр представлены шкатулки с играми, настольно – печатные, логико – математические и развивающие игры на развитие мелкой моторики, формирование представлений о форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Центр музыки
В музыкальном уголке есть разные виды музыкальных инструментов, которые доставляют детям много радостных минут. Кроме того, развивают фонематический слух и чувства ритма у малыша. Подобраны песни, звуки природы, музыкальные сказки, альбомы и портреты музыкантов.
Центр театра
У нас разные виды театров. Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра, что бы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Есть пальчиковый театр, кукольный театр, театр кубиков.
Центр ПДД
Центр безопасности дорожного движения интересует в первую очередь мальчиков. Он для закрепления знаний правил дорожного движения. Тут есть всевозможные игрушки – транспортные средства, светофор, дорожные знаки, дидактические игры.
Центр конструирования и двигательной активности для мальчиков
Здесь разные виды машин, строительный материал для постройки гаражей. В центре конструирования представлены конструкторы разных размеров, фактуры и способовфигурки людей и животных для обыгрывания построек.
Физкультурный центр
Этот центр для занятия физической культурой, для закаливания детей, для оздоровления детей. Есть мячи разного размера скакалки, дартс, атрибуты для закаливания, альбомы « Подвижные игры на прогулке», «Дыхательная гимнастика», «Гимнастка для глаз», «Виды спорта» и т д.
Центр уединения
Уголок уединения позволяет ребенку побыть в своем личном пространстве и восстановить силы.
Центр патриотического воспитания
Центр патриотического воспитания содержит в себе информацию о символике России, ее президенте о главе Республики Тыва и символике нашей Республики, а также куклы одетые в русскую и тувинскую одежду. Есть и методические материалы о нашей малой Родине. Здесь представлены изделия народных промыслов, дидактические материалы и игры по изучению народного творчества.
Центр книги