Раздел 3. Выявление и развитие спосoбностей обучающихся <...> 3.4. Дополнительные образовательные программы

Романовская Светлана Яковлевна

Дополнительные образовательные программы

№ п/пНаправление работыПодтверждающие документы
1.Студенческий спортивный клуб «Звездный», для обучающихся от 16 до 20 лет
1.1. Свидетельство рег. № РФ 86-2545
1.2. План работы ССК «Звездный» на 2023-2024 учебный год
1.3. Календарный план
1.4. Программа дополнительного образования для детей и взрослых «Студенческий спортивный клуб»
1.5. Приказ от 13.09.2024 г. № 535-О
2.
Разработка дополнительных общеразвивающих программ
(секции: волейбол, баскетбол, настольный теннис)
2.1. Программа дополнительного образования «Волейбол»
2.2. Программа дополнительного образования «Баскетбол»
2.3. Программа дополнительного образования «Настольный теннис»
 
2.4. Приказ № 169-О от 29.03.2021 г.
«О внесении в реестр значимых программ АИС ДПО» 
3.Руководство спортивными секциями
Приказы
№ 396-О от 01.10.2020 г.
№ 27-О от 14.01.2021 г.
№ 484-О от 09.09.2022 г.
№ 461-О от 12.09.2023 г.
№ 535-О от 13.09.2024 г.
4.
Доклад
«Мой профессиональный маршрут»
Мультимедиа-презентация
5.Система дополнительного образования

5.1. Удостоверение о повышении квалификации (36 часов)

5.2. Сертификат участника «Межрегиональный форум работников системы дополнительного образования» 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕН СОГЛАСОВАНО

на Совете спортивного клуба Председатель ССК «Звездный»

«Звездный»

Протокол 1 от _________С.Я.Романовская

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

2023-2024 учебный год

Мероприятие

Показатели работы

Срок

исполнения

Охват обучающихся

Результат

1.

Городской турнир по волейболу посвященный «Дню учителя»

выявление сильнейших команд

Октябрь

2023

30

Выполнено

2.

«А ну-ка, парни!» среди первокурсников

укрепление дружеских отношений

Октябрь

2023

1 курсы

(60)

Выполнено

3

Турнир по мини- футболу в зачет

колледжа XIII Спартакиады обучающихся

увеличить количество участников

Ноябрь

2023

60

Выполнено

4

Турнир по пионерболу

увеличить количество участников

Декабрь

2023

50

Выполнено

5

Турнир по волейболу

в зачет XIII Спартакиады обучающихся

выявить

сильнейших спортсменов

Январь

2024

60

Выполнено

6

Турнир по баскетболу

в зачет XIII Спартакиады

обучающихся

выявить сильнейших спортсменов

Февраль

2024

40

Выполнено

6

«А ну-ка, девушки!» среди первокурсниц

укрепление дружеских отношений

Март

2024

1 курсы

Выполнено

7

Спортивное мероприятие ко «Дню открытых дверей»

Пропаганда здорового образа жизни

Март

2024

30

Выполнено

8

Турнир по настольному теннису в зачет XIII Спартакиады обучающихся колледжа

Привлечь наибольшее количество участников

Апрель

2024

20

Выполнено

9

Акция «1945»

Привлечь наибольшее количество

участников

Апрель - май

2024

40

Выполнено

10

Военно-спортивная игра «Эдельвейс»

выявить сильнейших спортсменов

Май

2024

1 курсы

Выполнено

11

Легкоатлетическая эстафета

посв. «Дню Победы»

улучшить результат

Май

2024

8

Выполнено

12

Праздничная программа «Спортсмен года»

Награждение лучших спортсменов

Июнь

2024

40

Выполнено

Исп. А.О. Нежданов



Предварительный просмотр:

C:\Users\kondratievaks\Downloads\

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Разработчики программы

Романовская С.Я. - руководитель физического воспитания.

Повлов А.И. – педагог дополнительного образования.

Основная цель

Цели:

- создание образовательного пространства, способствующего образованию референтных спортивно-массовых групп для профилактики вредных привычек, борьбы с наркоманией, курением, организации совместной деятельности подростков, развитию у них коммуникативных качеств.

- привлечение широкого круга обучающихся, педагогов к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

- развитие в учреждении традиционных и наиболее популярных в регионе видов спорта

-организация активного отдыха, повышение уровня физического развития обучающихся;

Основные задачи

Задачи:

- разработать предложения по развитию физической культуры и спорта в колледже в рамках урочной и внеурочной деятельности;

- создавать условия обучающимся для занятий физической культурой и спортом в свободное от учебы время;

- вовлекать обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом;

- формировать у обучающихся мотивацию и устойчивый интерес к укреплению здоровья;

- разрабатывать и реализовывать физкультурно- спортивные программы;

- организовывать занятия в спортивных секциях;

- проводить массовые физкультурно- оздоровительные мероприятия;

Сроки реализации

2023-2026 учебный год

Исполнители программы

Бюджетное учреждение «Мегионский политехнический колледж»

Система управления программой и контроль

Контроль хода реализации программы осуществляет Администрация БУ «Мегионский политехнический колледж»

Ожидаемые результаты

В ходе реализации программы:

- увеличится число систематически занимающихся в спортивных секциях;

-увеличится количество различных спортивных соревнований;

- деятельность ССК (студенческого спортивного клуба), позволит пропагандировать здоровый образ жизни, профилактику вредных привычек через СМИ, выпуск буклетов, фотогазет, создания и обновления странички «Спорт» на сайте колледжа.

Содержание программы

  1. Цели и задачи работы клуба.
  2. Функции клуба.
  3. Учебно – спортивная работа.
  4. Организация работы спортивного клуба.
  5. Члены спортивного клуба.
  6. Учетная и отчетная документация.
  7. Финансовое обеспечение клуба.

Пояснительная записка

Данная программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании от 26декабря 2012», Законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», нормативными документами Министерства образования Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму, с методическими рекомендациями по созданию и организации деятельности спортивных клубов.

Реализация внеурочной формы деятельности по спортивно- оздоровительному направлению- это обучение подростков к бережному отношению к своему здоровью. В современных условиях проблема сохранения здоровья чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно- психические нагрузки и т.д.Весьма существенным фактором, является неумение самих подростков быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в подростковой среде различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании.

Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, формировать у обучающихся мотивацию и устойчивый интерес к укреплению здоровья, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве.

Условием открытия Клуба на базе БУ «Мегионский политехнический колледж послужили следующие критерии:

- наличие материально- технической базы (спортивные залы), а также их оснащение спортивным инвентарем и оборудованием;

- наличие в образовательном учреждении четырех секций по видам спорта;

- наличие квалифицированных кадров.

  1. Цели и задачи работы клуба:

- широкое привлечение обучающихся, педагогов к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

- развитие в учреждении традиционных и наиболее популярных в регионе видов спорта

-организации активного отдыха, повышение уровня физического развития обучающихся;

- создание образовательного пространства, способствующего образованию референтных спортивно-массовых групп для профилактики вредных привычек, борьбы с наркоманией, курением, организации совместной деятельности подростков, развитию у них коммуникативных качеств.

Задачи:

-разрабатывать предложения по развитию физической культуры и спорта в колледже в рамках урочной и внеурочной деятельности;

- вовлекать обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом;

- формировать у обучающихся мотивацию и устойчивый интерес к укреплению здоровья;

- создавать условия обучающимся для занятий физической культурой и спортом в свободное от учебы время;

- разрабатывать и реализовывать физкультурно- спортивные программы;

-организовывать занятия в спортивных секциях;

-проводить массовые физкультурно- оздоровительных мероприятия;

  1. Функции клуба.

Клуб осуществляет свою деятельность в непосредственном контакте с администрацией БУ «Мегионский политехнический колледж» и выполняет следующие функции:

- обеспечение систематического проведения внеурочныхфизкультурно- спортивных мероприятий с обучающимися;

- проведение внутриколледжных соревнований, товарищеских встреч между группами;

- проведение спортивных праздников, показательных выступлений ведущих спортсменов;

- проведение широкой пропаганды физической культуры и спорта в колледже;

- формирование сборных команд образовательного учреждения для участия в соревнованиях более высокого ранга;

- поощрение обучающихся, добившихся высоких показателей в физкультурно- спортивной работе;

- обеспечение контроля за учебно- тренировочным процессом в секциях, оздоровительных группах клуба, в том числе за состоянием здоровья занимающихся, совместно с руководителем клуба, педагогами дополнительного образования (тренерами) во взаимодействии с медицинским персоналом образовательного учреждения;

- ведениеделопроизводства, в установленном порядке предоставление необходимой информации о работе клуба;

- обеспечение рационального и эффективного использования спортивно- материально- технической базы и финансовых ресурсов;

- расширение и укрепление материально- технической базы колледжа (оборудование спортивного стадиона, спортивного зала, уход за ними, ремонт спортивного инвентаря);

III. Учебно-спортивная работа

Секции, учебные группы, команды в клубе комплектуются с учетом пола, возраста и уровня функциональной подготовленности, состояния здоровья и спортивной направленности, в соответствии с желанием обучающихся и наличием свободных мест.

Обучающиеся, не выбравшие вид спорта, имеющие медицинские противопоказания, определяются в группу здоровья и общей физической подготовки (ОФП).

Порядок комплектования, наполняемость учебных групп и секций, режим учебно- тренировочной работы устанавливается в соответствии с нормативно- правовыми основами, регулирующими и регламентирующими деятельность спортивных школ, учреждений дополнительного образования детей и Санитарными правилами и нормативами.

Основные направления работы клуба:

- спортивно- оздоровительное направление: спортивные секции по видам спорта;

- физкультурно- оздоровительное направление: группы здоровья (ОФП).

Занятия в клубе проводятся в соответствии с расписанием, в форме учебно- тренировочных занятий.

Распределение программного материала

Вид спорта

СОГ

Недель

Итого часов

Бокс

6

39

234

Баскетбол

6

39

234

Волейбол

6

39

234

Настольный теннис

6

39

234

Мини-футбол

6

39

234

Лыжная подготовка

6

39

234

Спортивные

танцы

6

39

234

Спортивные турниры

согласно календарному плану

Туристические походы

IV. Организация работы спортивного клуба

#1054;бщий контроль деятельности клуба возлагается на руководителя клуба, назначаемого на должность директором образовательного учреждения.

Педагоги дополнительного образования (тренеры) подчиняются непосредственно руководителю клуба.

V. Члены спортивного клуба

Членами клуба могут быть обучающиеся образовательного учреждения, их родители, педагогические работники и другие категории граждан, обучающиеся других образовательных учреждений (школ города Мегиона).

В работе клуба могут участвовать совместно с обучающимися их родители без включения в основной состав групп, секций.

  • Обязанности членов клуба.

- посещать спортивные секции, тренировочные занятия, группы ОФП по избранному виду спорта;

- принимать активное участие в спортивных и физкультурно- оздоровительных мероприятиях колледжа;

- участвовать в работе клуба, выполнять все решения руководящих органов;

- совершенствовать свою физическую подготовку и спортивное мастерство, готовить себя к производительному труду и защите Родины;

- вести здоровый образ жизни, выполнять рекомендованный в комплексе ГТО недельный двигательный режим, решительно избавляться от вредных привычек;

- показывать пример организованности и дисциплинированности на учебных занятиях, соревнованиях, в быту и труде; вести активную борьбу с нарушителями общественного порядка;

- активно участвовать в проведении массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий клуба и общества;

- оказывать практическую помощь товарищам по клубу в повышении физической подготовленности и спортивного мастерства;

- бережно относиться к имуществу клуба, спортивному инвентарю и спортивной форме;

- регулярно проходить медицинский осмотр, вести самоконтроль за состоянием своего организма, соблюдать личную и общественную гигиену;

- иметь собственную тренировочную форму для занятий.

  • Права членов клуба.

- обучающиеся имеют право, в соответствии со своими способностями, возможностями и интересами на выбор секций и групп для занятий;

- пользоваться спортивным инвентарём и оборудованием, спортивными сооружениями, методическим пособием;

- получать консультации и вносить предложения по улучшению работы спортивного клуба;

- принимать участие в мероприятиях, проводимых спортивным клубом.

VI. Учет и отчетность клуба

Учет работы Клуба ведется по следующим разделам:

- журналы групп, занимающихся в спортивных секциях и оздоровительных группах, посещаемость;

- расписание занятий, учебные планы, программный материал;

- отчеты о проделанной работе за отчетные периоды, о выполнении контрольных нормативов по физической подготовке;

- результаты и итоги проведения и участия в соревнованиях различного уровня, протоколы соревнований по видам спорта, положения и отчеты о них и других мероприятий, проводимых Клубом и другими организациями;

- списки спортсменов – разрядников;

VII. Финансовое обеспечение клуба

Образовательное учреждение должно создаватьнеобходимые условия для развития физической культуры и спорта, предоставлять Клубу спортивные объекты, необходимое спортивное оборудование и инвентарь, обеспечивать финансирование деятельности Клуба в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дополнительными источниками средствклуба могут быть добровольныепожертвования, взносы и передаваемые материальные ценности от государственных, частных и других организаций, предприятий, а также отдельных физических лиц.

Для реализации целей, задач и функций деятельности Клуб взаимодействует с образовательными учреждениями, учреждениями физической культуры и спорта, общественными организациями.

План работы клуба

№ п/п

Мероприятие

Сроки

Участники

Внутриколледжные мероприятия

1.

Выборы состава Совета Клуба

сентябрь

обучающиеся,

преподаватели

2.

Составление плана проведения спортивно- массовых мероприятий

сентябрь

обучающиеся,

преподаватели

2.

Проведение традиционных спортивно- массовых мероприятий

в течение

года

обучающиеся,

преподаватели

3.

Проведение кустовой районной Спартакиады

февраль-апрель

обучающиеся,

преподаватели

4.

Участие в спортивно- массовых мероприятиях города

в течение

года

обучающиеся,

преподаватели

Организационно- педагогическая работа

1.

Обсуждение и утверждение плана работы на учебный год

сентябрь

Директор

Руководитель Клуба

2.

Составление и утверждение расписания работы спортивных секций

сентябрь

Директор

Руководитель Клуба

3.

Утверждение календарно- тематических планов, рабочих программ на учебный год

сентябрь

Директор

Руководитель Клуба

4.

Составление и утверждение плана спортивно- массовых мероприятий на учебный год

сентябрь

Директор

Руководитель Клуба

5.

Подготовка спортивного объекта к учебному году

август

Руководитель Клуба

6.

Обеспечение наградного фонда

в течение года

Руководитель Клуба

7.

Подбор судейских бригад

в течение года

Руководитель Клуба

8.

Подготовка команд участников соревнований

в течение года

Руководитель Клуба

9.

Оформление стенда Клуба:

- таблицы соревнований;

- поздравления;

- объявления.

- информация на сайте колледжа

в течение года

Руководитель Клуба

10.

Составление календарно- тематических планов, рабочих программ на учебный год

сентябрь

педагог доп. образования,

тренер- преподаватель

Учебно- воспитательная работа

1.

Участие в общеколледжных, групповых собраниях. Привлечение родителей для участия в спортивно- массовых мероприятиях в качестве участников, судей и групп поддержки.

в течение года

Руководитель Клуба

2.

Организация и проведение спортивно- массовых мероприятий и праздников (согласно плану)

в течение года

Руководитель Клуба

Методическая работа

1.

Посещение семинаров для руководителей СК

в течение года

Руководитель Клуба

2.

Изучение нормативной документации, регламентирующей деятельность СК

в течение года

Руководитель Клуба

Контроль и руководство

1.

Посещение занятий спортивных секций

в течение года

Руководитель Клуба

2.

Анализ хода выполнения поставленных задач и проведения спортивно- массовых мероприятий

в течение года

Руководитель Клуба

3.

Корректировка работы Клуба

в течение года

Руководитель Клуба

Финансовая-хозяйственная деятельность

1.

Приобретение спортивного инвентаря.

в течение года

Руководитель Клуба

2.

Приобретение призов наградных материалов

в течение года

Руководитель Клуба

3.

Ремонт спортивного зала, лыжной базы, обустройство тренажерного зала

в течение года

Руководитель Клуба

4.

Подготовка спортивной площадки

в течение года

Руководитель Клуба


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

БУ «Мегионский политехнический колледж»

Депобразования и науки Югры

бюджетное учреждение

профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Мегионский политехнический колледж»

УТВЕРЖДЕНО

Протокол педагогического

совета ____ от__________

Директор БУ «Мегионский

политехнический колледж»

__________ Ю.М.Стоянчук

Приказ _____ от ________

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Дополнительная общеразвивающая программа

«БАСКЕТБОЛ»

для обучающихся 16-20 лет

срок реализации: 1 год

г. Мегион, 2022 год

Должность

Фамилия

Подпись

Разработал

Педагог дополнительного образования

Романовская С.Я.

Согласовал

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Мичурин А.В.

п/п

Содержание программы

I.

Пояснительная записка

3

II

Учебно-тематический план и содержание программы

10

III

Методическое обеспечение ДОП

15

IV

Материально техническое обеспечение образовательного процесса

23

V

Список литературы

24

I. Пояснительная записка

#1050;раткая характеристика изучаемого предмета

Первые этапы развития баскетбола связаны с его распространением в учебных заведениях США — школах и колледжах. Ещё до начала XX века, игра довольно быстро приобрела определённую популярность не только в Соединённых Штатах, но и в Канаде. Родоначальник баскетбола, колледж Молодёжной христианской ассоциации, поначалу активно занимался регулированием и распространением игры, однако десятилетие спустя руководство пришло к выводу, что эта деятельность препятствует реализации основной миссии учебного заведения, и приняло решение дистанцироваться от нового вида спорта. В 1898 году была предпринята первая попытка создать профессиональное объединение —Национальную баскетбольную лигу, — однако она просуществовала лишь пять лет. После Первой мировой войны ответственность за правила и руководство взяли на себя две любительские организации: Национальная ассоциация студенческого спорта и Любительский спортивный союз. Активную роль в популяризации баскетбола играл в то время и его непосредственный создатель, Дж. Нейсмит.

В России в баскетбол начали играть в 1906 году в санкт-петербургском обществе «Маяк», также известным под названием «Комитет содействия нравственному и умственному развитию молодых людей». В 1909 в нём состоялся первый турнир с участием 6 команд. В 1913 году опубликованы правила игры. С 1923 проходят чемпионаты СССР по игре в баскетбол, где первым чемпионом стало московское «Динамо» (мужское) и «Динамо» (женское)

Большое внимание в нашей стране уделяется детскому и юношескому волейболу. Волейбол предъявляет высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. Игра в баскетбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим баскетболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных их сочетаниях. Систематическое развитие физических качеств содействует успешному овладению приемами техники игры и тактическими взаимодействиями. В детском и подростковом возрасте физическая подготовка в основном направлена на развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, общей выносливости. В подростковом возрасте, когда идет упрочение навыков в технике и тактике и их совершенствование, физическая подготовка создает основу для повышения уровня овладения техникой и тактикой.

Направленность образовательной программы

Направленность дополнительной образовательной программы баскетбола физкультурно-спортивная. В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья подростков, растёт количество детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности опорно-двигательного аппарата. Укрепление здоровья, является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Воспитывая в обучающихся самостоятельность, тренер помогает им решить те задачи, которые встанут перед ними в подростковом возрасте.

Утверждение подростком себя как «взрослой» личности неразрывно связано с реализацией им собственных потребностей в:

- Самопознании (проявлении интереса к своим взглядам, отношениям, определении своих возможностей);

- Самореализации (раскрытие своих возможностей и личностных качеств);

- Самоидентификации (определении своей принадлежности к тем или иным социальным группам);

Педагогам важно создать для обучающихся такое пространство, которое отвечало бы их возрастным потребностям и при этом благоприятно отражалось на нравственном развитии. Тренеры-преподаватели поддерживают природное любопытство обучающихся, неуёмную физическую энергию, желание заниматься спортом. Попадая в новую обстановку, обучающиеся имеют больше возможностей познакомиться с иными человеческими отношениями.

При повышенных физических нагрузках, сильных эмоциональных переживаниях, включении в групповую работу у них появляется принципиальная возможность проверить себя, показать себя, что-то доказать себе и другим.

Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года, принятая Правительством Российской Федерации 7 августа 2009г., определяет основные направления развития и значение физической культуры и спорта в стране как создание условий для здорового образа жизни граждан, приобщение к систематическим занятиям физической культурой и спортом, повышение массовости физической культуры и спорта, обеспечение доступа к развитой спортивной инфраструктуре, повышение конкурентоспособности российского спорта, пропаганду нравственных ценностей физической культуры и спорта.

Создавая программу учебно-тренировочных занятий по баскетболу, мы опирались на типовую учебную программу по баскетболу для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва Программа разработана на основе нормативных требований по физической и спортивно-технической подготовке юных спортсменов, сформированные на основе научно-методических материалов и рекомендаций по подготовке спортивного резерва, опыт работы спортивных школ по баскетболу. Программа составлена на основании нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность спортивных школ, в ней отражены основные принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований, опыт работы спортивных школ и клубов.

#1053;овизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приемов, что позволит обучающимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности в баскетболе. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку, которой в других программах уделено незаслуженно мало внимания. Кроме этого, по ходу реализации программы, предполагается использование тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиск информации в интернете, просмотр учебных программ, видеоматериала и т. д.

Актуальность программы заключается в том, что у взрослого и детского населения России в последнее десятилетие значительно понижаются показатели критериев здоровья, мотивации здорового образа жизни, пристрастие к вредным привычкам и наркотическим веществам. Поэтому вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу жизни необходимо начинать с младшего школьного возраста. Программа актуальна на сегодняшний день, так как ее реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющейся у обучающихся в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы организма.

На уроках физической культуры обучающиеся получают определенные навыки игры в баскетбол, но для этого в учебной программе отведено небольшое количество часов. Этого недостаточно, чтобы в совершенстве овладеть навыками игры. Данные занятия позволяют обучающимся получить определённые навыки игры. Занятия способствуют укреплению костно-связочного и мышечного аппарата, улучшению обмена веществ в организме. В процессе занятий баскетболист достигает гармоничного развития своего тела, красоты и выразительности движений. Занятия рассчитаны на обучающихся с 16 лет и реализуются в течение учебного года. Программа служит основным документом для эффективного построения спортивной подготовки баскетболистов и содействия успешному решению задач физического воспитания детей.

Педагогическая целесообразность

Баскетбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в баскетбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при бросках мяча в кольцо и борьбе за мяч под кольцом укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.

Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.

Игра в баскетбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов. Обучение содержанию программного материала построено на основе общих методических положений;

-от простого к сложному,

-от частного к общему,

- с использованием технологий личностно - ориентированного подхода в обучении.

Развитие двигательных качеств на всех этапах подготовки проходит в соответствии с сенситивными возрастными периодами.

Цель образовательной программы

Цель программы - всестороннее физическое развитие, способствующее совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств, выявление лучших спортсменов для выступления на соревнованиях.

Задачи образовательной программы

Программный материал предполагает решение следующих основных задач:

Обучающие:

- освоить технику игры в баскетбол;

- ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена;

- ознакомить с основами профилактики заболеваемости и травматизма в спорте;

- ознакомить с основными задачами физической культуры и спорта в России.

Развивающие:

- содействие всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья занимающихся;

- повышение уровня физической подготовленности, совершенствование технико-тактического мастерства;

- развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству.

Основной показатель работы - стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки, вклад в подготовку молодежных и юношеских сборных команд, результаты участия в соревнованиях. Выполнение нормативных требований по уровню подготовленности. В комплексном зачете учитываются в целом все результаты (более высокие в одних нормативах в известной мере компенсируют более низкие в других).

Режим учебно-тренировочной работы рассчитан на 36 недель занятий непосредственно в условиях колледжа.

Воспитательные:

- подготовить физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов;

- воспитывать волевой характер, командный дух юных спортсменов, приобщить к общечеловеческим ценностям;

- воспитать социально активную личность, готовую к трудовой деятельности в будущем.

Отличительные особенности данной программы

При достаточно ограниченном выборе обучающихся педагог зачисляет в группу всех желающих заниматься баскетболом. Поэтому главным направлением учебно-тренировочного процесса является:

1. Создание условий для развития личности юных баскетболистов.

2. Укрепление здоровья обучающихся, соблюдение требований личной и общественной гигиены, организация врачебного контроля.

3. Воспитание морально-волевых качеств, дисциплинированности и ответственности юных баскетболистов.

4. Формирование знаний, умений и навыков по баскетболу.

5. Привитие любви к систематическим занятиям спортом.

#1044;остижение оптимального для данного этапа уровня технической и тактической подготовленности юных баскетболистов.

Условия приема в программу

В программу принимаются обучающиеся в возрасте 16-20 лет, проявляющие интерес к занятиям по баскетболу, допущенные врачом к занятиям физической культурой. В дальнейшем они проходят медицинский контроль 2 раза в год.

Два раза в год (декабрь, май) в учебно-тренировочных группах проводятся контрольные испытания по общей, специальной физической и технической подготовке.

Сроки реализации программы

Программа курса баскетбол рассчитана на один год. Занятия проходят 3 раза в неделю по 2 академических часа. Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в баскетбол. В практической части углублено изучаются технические приемы и тактические комбинации. В занятиях с обучающимися 16-20 лет целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения, технику передач, технику бросков и учебно-тренировочные игры.

Форма реализации программы – очная.

Условия приема обучающихся: в секцию принимаются все желающие, допущенные по состоянию здоровья врачом.

Режим занятий

Программа по баскетболу реализуется на базе БУ «Мегионский политехнический колледж». Занятия проводятся в спортивном зале три раза в неделю по два часа.

Режим учебно-тренировочной работы рассчитан на 36 недель занятий непосредственно в условиях колледжа

Режим учебно-тренировочной работы

и требования по физической и технической подготовке

по волейболу

Этапы подготовки

Год обучения

Минимальный возраст для зачисления

Минимальное число обучающихся в группе

Максимальное кол-во учебных часов в неделю

Требования по физической, технической подготовке

спортивно-оздоровительный

1

16

15

6

Выполнение нормативов

по физической и технической подготовке

Режим занятий, наполняемость групп на разных этапах подготовки.

Наименование этапа

Год

Обучения

Возраст для зачисления

Кол-во обучающихся

Кол-во в неделю

занятий

Часов

Спортивно-оздоровительный

1 год

16-20 лет

15

3

6

Формы организации занятий

Основными формами учебно-воспитательного процесса при реализации программы являются:

- Групповые, теоретические и практические занятия,

- Соревнования различного уровня (тренировочные, внутриколледжные, городские, районные),

- Эстафеты,

- Квалификационные испытания.

Определяющей формой организации образовательного процесса по данной программе является секционные, практические занятия и соревнования по баскетболу. Главная задача дать обучающимся основы владения мячом, тактики и техники игры. Образовательный процесс строится так, чтобы обучающиеся могли применить теоретические знания на практике, участвуя в соревнованиях.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Обучающиеся должны:

Знать:

  • основы строения и функций организма;
  • влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную и сердечно-сосудистую системы;
  • правила оказания первой помощи при травмах;
  • гигиенические требования к питанию спортсмена, к инвентарю и

спортивной одежде;

  • правила игры в баскетбол;

Уметь:

  • выполнять программные требования по видам подготовки;
  • владеть основами техники и тактики баскетбола;
  • правильно применять технические и тактические приемы в игре.

Формы и способы проверки результативности

Основной показатель работы секции по баскетбрлу - выполнение в конце года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно - качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.

Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений.

Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.

Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.

Формы подведения итогов реализации программы

В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений.

Результативность участия в соревнованиях.

Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.

Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий

II Учебно-тематический план и содержание программы

Задачи обучения

Основной задачей работы в группах является технико-тактическая подготовка юных баскетболистов, а также знакомство с игровой специализацией по функциям игроков.

  1. Чередование подготовительных и подводящих упражнений к техническим приемам.
  2. Чередование подготовительных упражнений для развития специальных качеств и выполнения изученных технических приемов.
  3. Чередование изученных технических приемов в различных сочетаниях: в нападении, в защите, в нападении и защите.
  4. Чередование изученных тактических действий: индивидуальных, групповых, командных - в нападении, защите, в нападении и защите.
  5. Многократное выполнение изученных технических приемов - отдельно и в сочетаниях.
  6. Многократное выполнение изученных тактических действий.
  7. Учебные игры с заданиями на обязательное применение изученных технических приемов и тактических действий.
  8. Контрольные и календарные игры с применением изученного технико- тактического арсенала в соревновательных условиях.

В процессе занятий в решаются следующие задачи: укрепление здоровья и закаливание организма обучающихся; содействие правильному физическому развитию, повышение общей физической подготовленности, развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка; дальнейшее изучение и совершенствование основ техники и тактики игры; приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований; подготовка и выполнение нормативов по видам подготовки.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела

Количество часов

всего

Теория

Практика

1.

Введение.

(Вводное занятие, правила техники безопасности на занятиях.

История развития волейбола в России.

Личная гигиена, закаливание, режим питания, режим дня.

Врачебный контроль.

Ознакомление с правилами соревнований. Спортивная терминология).

4

4

2.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ)

Общая физическая подготовка. Повторение правил выполнения разминки:

ОРУ с предметами, без предметов, на месте, в движении.

10

10

3.

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

Упражнения с набивными мячами.

Беговые упражнения, ускорения, прыжки, многоскоки.

Упражнения на силу, выносливость, с отягощениями.

Упражнения на ловкость.

30

30

4.

Техническая подготовка и тактическая подготовка (ТТП).

Техника владения мячом

Техника бросков

Техника игры в нападении

командные действия

Тактика игры в защите

групповые действия

Итоговый контроль

78

24

24

14

14

2

2

2

76

22

24

14

14

2

5.

Специальная физическая подготовка (СФП)

Двухсторонние игры соревновательного характера.

Отработка навыков судейства, ведение протоколов, жестикуляция, терминология

Игры по баскетболу между группами

Соревнования по баскетболу

8

1

1

52

4

6

7.

Контрольно-оценочные и переводные испытания

4

4

Итого:

180

8

172

Содержание программы

Введение (4 часа)

Вводное занятие, правила техники безопасности на занятиях.

История развития волейбола в России.

Личная гигиена, закаливание, режим питания, режим дня.

Врачебный контроль.

Ознакомление с правилами соревнований. Спортивная терминология.

Общеразвивающие упражнения

Практика (20 часов)

ОРУ с предметами.

ОРУ без предметов.

ОРУ на месте.

ОРУ в движении.

Общая физическая подготовка (ОФП)

Практика (40 часов)

Упражнения с набивными мячами.

Беговые упражнения, ускорения, прыжки, многоскоки.

Упражнения на силу, выносливость, с отягощениями.

Упражнения на ловкость.

Техническая подготовка и Тактическая подготовка (ТТП)

Теория (2 часа)

Значение технической подготовки в волейболе.

Значение тактической подготовки в волейболе.

Практика (76 часов)

Техника передвижений

Техника ловли и передачи мяча

Техника ведения мяча

Техника бросков мяча

Броски с двух шагов и в прыжке с близкого и среднего расстояния

Техника защитных действий

Техника перемещений и владения мячом

Тактика игры

- командное нападение

-взаимодействие с заслоном

-индивидуальные, групповые и командные действия в защите

Двухсторонняя игра по правилам.

Контрольные испытания по тактическим действиям в защите.

Специальная физическая подготовка (СФП)

Теория (2 часа)

Отработка навыков судейства, жестикуляционной терминологии

Оформления протоколов и заявок на участие в соревнованиях.

Практика (16 часов)

Специальные упражнения для развития выносливости

Бег на длинные дистанции, эстафетный бег, челночный бег

Двухсторонние игры соревновательного характера

Отработка качества передачи и приёмов мяча.

Контрольно-оценочные и переводные испытания (4 часа)

Планирование на следующий учебный год.

Ожидаемый результат.

По окончании второго года обучения, обучающиеся должны:

1. Уметь играть по правилам;

2. Освоить технику бросков;

3. Овладеть навыками судейства;

4. Уметь управлять своими эмоциями;

5. Знать методы тестирования при занятиях;

6. Знать основные понятия и термины в теории и методике баскетбола;

7. Научиться работать в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели;

8. Овладеть тактикой защиты;

9. Овладеть техникой обучения индивидуальным тактическим действиям в защите и нападении.

III. Методическое обеспечение ДОП

Методическое обеспечение

Тема программы

Форма организации и проведения занятия

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля, форма предъявления результата

Графа учёта

1

Общие основы волейбола ПП и ТБ

Правила игры и методика судейства

Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, фронтальная

Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания, объяснение нового материала.

Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства.

Вводный, положение о соревнованиях по баскетболу.

2

Общефизическая подготовка

Индивидуальная, групповая, подгрупповая,

поточная, фронтальная

Словесный,

наглядный показ,

упражнения в парах, тренировки

Таблицы, схемы, карточки, мячи на каждого обучающего

Тестирование,

карточки судьи, протоколы

3

Специальная подготовка

Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, фронтальная, коллективно-групповая, в парах

Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом.

Литература, схемы,

справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего

Зачет, тестирование, учебная игра,

промежуточный тест.

4

Техническая подготовка

Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах

Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом.

Учебная игра.

Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего

Терминология, жестикуляция.

Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест,

соревнование

5

Игровая подготовка

групповая, подгрупповая, коллективно-групповая

практические занятия, упражнения в парах, тренировки, Учебная игра.

Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего, видеозаписи

Учебная игра,

промежуточный отбор,

соревнование

Формы и методы обучения

Образовательный процесс включает в себя:

Словесные методы:

#1054;бзорные беседы;

#1054;бсуждение игровых моментов.

Наглядные методы:

1.Самостоятельный разбор тактических действий игроков;

2. Просмотр видеокассет игр по волейболу

Необходимые умения и навыки для реализации программы

1. Создать стабильный коллектив в группе.

2. Уметь применять полученные знания на практике.

3. Уметь оценивать различные ситуации.

4. Развивать устойчивый интерес к занятиям по баскетболу;

5. Прививать умение и навыки, ведение здорового образа жизни.

6. Прививать умение выполнять правила личной гигиены.

7. Умение организовать рабочее место.

8. Умение выбирать способ деятельности.

9. Умение сравнивать, обобщать, анализировать свои действия.

Методы, способы и приемы стимулирования и мотивации детской деятельности

Эмоциональные методы:

  • Поощрение;
  • Порицание;
  • Создание ситуации успеха:
  • Стимулирующее оценивание.

Познавательные методы:

  • Познавательный интерес;
  • Выполнение творческих заданий;
  • Развивающая кооперация.

Волевые методы:

  • Предъявление учебных требований;
  • Информация об обязательных результатах обучения;
  • Познавательные затруднения;
  • Прогнозирование деятельности.

Социальные методы:

  • Создание ситуации взаимопомощи;
  • Поиск контактов и сотрудничества;
  • Заинтересованность в результатах.

При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала. С первых занятий обучающиеся приучаются к технике безопасности, противопожарной безопасности, к правильной организации собственного труда, рациональному использованию рабочего времени, грамотному использованию спортивного инвентаря и спортивных снарядов. В основу программы легли определенные педагогические принципы: принцип субъектности познающего сознания. Педагог и обучающийся определяются активными субъектами образования.

Принцип дополнительности - монолог педагога уступает место смысловому диалогу, взаимодействию, партнерству, ориентация на реальную свободу развивающейся личности. Принцип открытости учебной и воспитательной информации. Мир знаний "открывается" перед обучающимся благодаря работе его сознания, как главной личной ценности. Педагог не "преподносит" знания в готовом для понимания виде, а придает им контекст открытия. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему предполагает, что требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Разумная требовательность всегда целесообразна, если продиктована потребностями воспитательного процесса и задачами развития личности. Принцип сознательности и активности обучающихся предполагает создание условий для активного и сознательного отношения обучающихся к обучению,

условий для осознания обучающимися правильности и практической ценности получаемых знаний, умений и навыков. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении предполагает необходимость учета индивидуальных возможностей и возрастных психофизиологических особенностей каждого обучающегося при выборе темпа, методов и способа обучения. Принцип преемственности, последовательности и систематичности заключается в такой организации учебного процесса, при которой каждое занятие является логическим продолжением ранее проводившейся работы, позволяет закреплять и развивать достигнутое, поднимать обучающегося на более высокий уровень развития. Принцип доступности и пассивности заключается в применении основного правила дидактики "от простого к сложному, от известного к неизвестному".

Контрольные и календарные игры:

- Участие в Спартакиаде колледжа

- Участие в Первенстве города;

- Участие сборной колледжа в Спартакиаде трудящихся города;

- Получат большой опыт участия в соревнованиях, усвоят этику спортивной борьбы и необходимость проявления высоких нравственных качеств;

- Войдут в состав сборной колледжа и примут участие в Спартакиаде района по баскетболу.

Дидактические материалы:

- Правила игры в баскетбол.

- Правила судейства в баскетболе.

- Положение о соревнованиях по баскетболу.

Методические рекомендации:

- Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.

- Рекомендации по организации подвижных игр с мячом.

- Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по баскетболу.

- Инструкции по охране труда.

Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности.

Контрольные нормативы

По физической подготовке

Этапы начальной подготовки и учебно-тренировочной.

  1. Бег 30 м.
  2. Бег с изменением направления (5x6 м).
  3. Прыжок в длину с места.
  4. Метание набивного мяча из-за головы двумя руками.
  5. Бег 92 м с изменением направления («елочка»).

6. Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами.

Физическое развитие и физическая подготовленность

п/п

Содержание требований (вид испытаний)

Девушки

Юноши

1

2

3

4

1.

2.

3.

4.

5.

Бег 30 м с высокого старта (с)

Бег 30 м (6х5) (с)

Прыжок в длину с места (см)

Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см)

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками:

в прыжке с места (м)

5,0

11,9

150

35

5,0

7,5

4,9

11,2

170

45

6,0

9,5

Формой подведения итогов обучения являются: тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы

Контрольные нормативы по физической подготовке (юноши)

п/п

Контрольные нормативы

СОГ

1 полуг.

2 полуг

1.

Бег 30 м, с

5,5

5,3

2.

Бег 30 м (5х6м), с

12,0

11,5

3.

Бег 92 м с изменением направления, «елочка», с

4.

Прыжок в длину с места, см

185

200

5.

Прыжок вверх с места толчком двух ног, см

40

45

6.

Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками, м:

-сидя

-стоя

5,8 11,0

6,6 11,5

7.

Становая сила, кг

70

86

Контрольные нормативы по физической подготовке

по годам обучения (девушки)

п/п

Контрольные нормативы

СОГ

1 полуг

2 полуг

1.

Бег 30 м, с

5,9

5,8

2.

Бег 30 м (5х6м), с

12,2

11,9

3.

Бег 92 м с изменением направления, «елочка», с

-

-

4.

Прыжок в длину с места, см

165

175

5.

Прыжок вверх с места толчком двух ног, см

34

38

6.

Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками, м:

-сидя

-стоя

4,0

8,0

5,0 9,0

7.

Становая сила, кг

55

61

#1052;атериально техническое обеспечение образовательного процесса

Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал ОУ с баскетбольной разметкой площадки, баскетбольными фермами.

Спортивный инвентарь:

баскетбольные мячи -15-20 штук;

набивные мячи - на каждого обучающегося;

перекладины для подтягивания в висе – 5 штук;

гимнастические скакалки для прыжков на каждого обучающегося;

гимнастические маты;

Спортивные снаряды:

гимнастические скамейки – 3-5 штук;

гимнастическая стенка – 30 пролетов.

Примечание: В зависимости от индивидуальных возможностей учебной группы или при невозможности провести 180 часов занятия по объективным причинам (болезни, каникулы или др. уважительные причины) преподаватель может по своему усмотрению изменять порядок различных тем внутри учебного плана, или добавлять занятия в другие дни взамен пропущенных. Можно также исключать некоторые занятия или заменить на другие, которые хуже усваиваются.

V. Список литературы

Литература для педагога

1. Банников , Костюков ВВ. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика). - Краснодар, 2001.

2. Волейбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ и СДЮШОР. -М., 1982 (ГНП), 1983 (УТТ), 1985 (ГСС).

3. Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000.

4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1978.

5. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1988.

6. Железняк Ю.Д, Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1991.

7. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. - М., 1998.

8. Марков К. К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 1999.

9. Марков К. К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 1999.

10. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1999.

11. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофма-на. - М, 1998.

12. Никитушкип В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта.-М., 1998.

13. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М, 1982.

14. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1997.

15. Система подготовки спортивного резерва. - М., 1999.

16. Современная система спортивной подготовки /Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М., 1995.

Литература для обучающихся:

#1058;вой олимпийский учебник: Учебн. Пособие для учреждений образования России.-15-е издание. В.С.Родиченко и др.-М, ФиС с.

#1050;лещев Ю.Н. Юный волейболист. М.:Физкультура и спорт. 1989.

#1060;урманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. М.:Физкультура и спорт. 1982.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа спортивной секции «Настольный теннис» предназначена для проведения тренировочных занятий в системе дополнительного образования и является модификацией программы «Настольный теннис», допущенной государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту, издательство «Советский спорт», 2004г. Авторы Г.В. Барчукова, В.А. Воробьёв, О.В. Матыцин.

В основу программы положены нормативные требования по физической и технико-тактической подготовке, современные методические разработки по настольному теннису отечественных специалистов. Данная программа раскрывает учебно-методическую и технико-тактическую части игры в настольный теннис с учетом новых правил игры до 11 очков 2002 года.

Программа рассчитана на 1 год и составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и стилевых особенностей современной игры. Особенности организации занятий, календаря спортивных мероприятий, а также материально-технической базы могут вносить коррективы в работу по программе.

АКТУАЛЬНОСТЬ. Настольный теннис – эмоциональная, захватывающая игра, которая характеризуется небольшим мускульным напряжением и в то же время разносторонней двигательной активностью, которая так необходима современным ребятам. Острота наблюдения, внимания и реакции, оперативность принятых тактических решений, умение в нужный момент мобилизоваться, делают эту игру доступной для всех.

Целью программы; является начальная подготовка и обучение мастерству теннисной игры воспитанников дополнительного образования.

Программа основана на взаимосвязи физического воспитания обучающихся, их спортивной подготовки и культуры здорового образа жизни; она реализуется в активных формах образования.

Задачи программы:

  • Дать ребятам систему теоретических знаний о здоровье человека, физической культуре, спорте, теннисе.
  • Выработать необходимые физические умения и навыки для здорового полноценного физического развития.
  • Дать базовые знания, умения и навыки игры в теннис.
  • Воспитать устойчивый интерес и любовь к занятиям настольным теннисом, физической культурой и спортом.
  • Выработать у воспитанников навыки самостоятельных занятий теннисом, умение организовать собственную тренировку.
  • Научить совместному разбору игр, выработать навыки судейства теннисной игры.

При планировании учебно-тренировочного процесса программный материал на данном этапе подготовки распределялся с учетом материально-технической базы колледжа (наличие спортивного инвентаря, наличие спортивного зала).

Данная образовательная программа по настольному теннису разработана для учебно-тренировочной группы на 1 год обучения.

Комплектование любой учебной группы проводится ежегодно в период с 1 по 15 сентября. В течение учебного года ввиду выбытия по различным причинам из состава обучающихся данная группа может быть доукомплектована.

На конец учебного года основными показателями выполнения требований программы на спортивно-оздоровительном этапе являются:

  1. Стабильность состава занимающихся, посещаемость ими тренировочных занятий;
  2. Динамика индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся с учетом возраста;
  3. Уровень освоения техники.

По окончании годичного цикла тренировок обучающиеся должны выполнить нормативные требования физической подготовленности.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

І. Теоретическая подготовка

  1. Физическая культура и спорт в России. Значение физической культуры для подготовки людей к трудовой деятельности, к защите Родины. Влияние спорта на укрепление здоровья.
  2. История развития мирового и отечественного настольного тенниса. Возникновение настольного тенниса, характеристика настольного тенниса в целом. Настольный теннис как наиболее доступный для любого возраста вид спорта, имеющий прикладное значение. История отечественного настольного тенниса.
  3. Гигиена спортсмена и закаливание. Режим дня и режим питания, гигиена сна, уход за кожей, ногтями, волосами и ногами, гигиена полости рта, гигиеническое значение водных процедур, правила применения солнечных ванн, гигиена одежды, обуви и мест занятий.
  4. Места занятий, их оборудование и подготовка. Ознакомление с местами занятий по настольному теннису. Оборудование и инвентарь, требования к спортивной одежде и обуви для занятий и соревнований. Правила пользования спортивным инвентарём. Самостоятельная подготовка спортивной одежды, обуви, инвентаря и мест занятий по настольному теннису. Техника безопасности во время занятий. Правила пользования спортивным инвентарём. Расположение группы и отдельных обучающихся во время занятий. Дисциплина — основа безопасности во время занятий. Возможные травмы и их предупреждение.
  5. Правила соревнований по Настольному теннису. Знакомство с правилами соревнований. Судейство соревнований по настольному теннису.

ІІ. Практическая подготовка

  1. Общая физическая подготовка. Имеет своей целью укрепление здоровья, закаливание. Развитие разносторонних физических способностей, повышение работоспособности организма занимающихся, что, в конечном счете, предполагает создание прочной базы для дальнейшего спортивного совершенствования и, естественно, для будущей трудовой деятельности юных спортсменов.

Упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах, на формирование осанки, развитие выносливости, ловкости, на расслабление рук, ног, туловища. Упражнения из других видов спорта.

  1. Специальная физическая подготовка. Основывается на базе общей, достаточно высокой физической подготовленности обучающихся. Она предполагает развитие таких физических качеств, специфических для настольного тенниса, как сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость. Главная задача СФП – улучшение деятельности всех систем организма занимающихся, необходимых для совершенствования игровых двигательных навыков и умений, являющихся ведущими звеньями основных технических вариантов в атаке и обороне.
  2. Техническая подготовка

  • Упражнения на развитие координации движений.
  • Тренировка с ракеткой и мячом.

  • Серия упражнений для ног: на ловкость и координацию.
  • Обучение «левой» хватке ракетки.
  • Освоение игры через сетку, игра кроссом и по линии.
  • Контрольные нормативы.
  • Серия упражнений на развитие координации движений.
  • Игра через сетку.
  • Отработка «резаных»ударов.
  • Освоение «крученых»ударов.
  • Отработка ударов «слета».
  • Игра через сетку с применением различных приемов.
  • Отработка удара «смешанных».
  • Освоение подачи.
  • Отработка игры «сполулета».
  • Игра через сетку с подачей и применением всех известных приемов.
  • Отработка взаимодействия игроков в парной игре.
  • Обучение парной игре, игра через сетку парами.

Учебно-тематический план для учебно-тренировочной группы

по настольному теннису (4 часа в неделю)

Разделы программы

Теоретическаяподготовка

Практическаяподготовка

1

Изучение правил игры и техника безопасности.

2

2

История развития мирового и отечественного Настольного

тенниса.

1

3

Гигиена спортсмена и закаливание, режим тренировочных

занятий и отдыха.

1

4

Места занятий, их оборудование и подготовка. Правила соревнований, их организация и проведение.

1

5

Правила соревнований по настольному теннису.

5

Итого часов.

3

1

Общая физическая подготовка.

39

2

Специальная физическая подготовка.

34

3

Техническая подготовка.

25

4

Тактическая подготовка.

31

5

Игровая подготовка.

22

6

Соревнования

Согласнокалендаря

7

Контрольные испытания.

16

Итого часов.

6

174

Всего часов.

180

Тематическое планирование

Дата

Тема тренировочного процесса

Кол-вочасов

план

факт

1

Актуальность, популярность настольного тенниса.

1

2

Гигиена и врачебный контроль.

1

3

Влияние настольного тенниса на организм.

1

4

Особенности настольного тенниса.

1

5

Изучение элементов стола и ракетки.

1

6

Хватка ракетки.

1

7

Работа ног, положение корпуса.

1

8

Работа ног, положение корпуса.

1

9

Техника движения ногами, руками в игре.

1

10

Работа плеча, предплечья и кисти.

1

11

Изучение хваток, изучение выпадов.

1

12

Техника постановки руки в игре.

1

13

Движение ракеткой и корпусом.

1

14

Движение ракеткой и корпусом.

1

15

Техника движения ногами, руками в игре.

1

16

Техника движения ногами, руками в игре.

1

17

Изучение хваток, изучение выпадов.

1

18

Изучение хваток, изучение выпадов.

1

19

Владение ракеткой и передвижения у стола.

1

20

Владение ракеткой и передвижения у стола.

1

21

Движение ракеткой и корпусом.

1

22

Техника постановки руки в игре.

1

23

Изучение хваток, изучение выпадов.

1

24

Передвижение игрока приставными шагами.

1

25

Набивание мяча ладонной стороной ракетки.

1

26

Набивание мяча ладонной стороной ракетки.

1

27

Обучение техники подачи прямым ударом.

1

28

Обучение движениям при выполнении ударов.

1

29

Набивание мяча ладонной стороной ракетки.

1

30

Набивание мяча тыльной стороной ракетки.

1

31

Набивание мяча ладонной стороной ракетки.

1

32

Набивание мяча тыльной стороной ракетки.

1

33

Набивание мяча ладонной и тыльной стороной ракетки

1

34

Совершенствование выпадов, хваток, передвижения.

1

35

Набивание мяча ладонной и тыльной стороной ракетки

1

36

Совершенствование выпадов, хваток, передвижения.

1

37

Обучение техники подачи прямым ударом.

1

38

Обучение движениям при выполнении ударов.

1

39

Обучение техники подачи прямым ударом.

1

40

Обучение движениям при выполнении ударов.

1

41

Учебная игра с изученными элементами.

1

42

Владение ракеткой и передвижения у стола.

1

43

Набивание мяча на ракетке

1

44

Основные тактические варианты игры.

1

45

Подброс мяча при подаче. Баланс при подаче.

1

46

Подброс мяча при подаче. Баланс при подаче.

1

47

Свободная игра на столе.

1

48

Подача справа и слева.

1

49

Свободная игра на столе.

1

50

Подача справа и слева.

1

51

Открытая и закрытая ракетка

1

52

Обучение техники подачи прямым ударом

1

53

Обучение подачи «Маятник». Игра- подача.

1

54

Обучение техники подачи прямым ударом

1

55

Обучение подачи «Маятник». Игра- подача.

1

56

Учебная игра с элементами подач.

1

57

Учебная игра с ранее изученными элементами.

1

58

Обучение техники «наката» в игре.

1

59

Совершенствование техники постановки руки в игре

1

60

Обучение техники «наката» в игре.

1

61

Применение «подставки» в игре.

1

62

Изучение техники выполнения «подставки» слева

1

63

Изучение техники выполнения «подставки» справа

1

64

Совершенствование в группах по качеству элементов игры.

1

65

Изучение техники элемента «подрезка»

1

66

Учебная игра для совершенствования учебных элементов.

1

67

Занятия для совершенствования ранее изученных элементов

1

68

Выполнение наката справа в правый

1

69

Игровые приемы в настольном теннисе

1

70

Выполнение наката справа в правый

1

71

Игровые приемы в настольном теннисе

1

72

Учебная игра с изученными элементами.

1

73

Тактика игры атакующего.

1

74

Учебная игра, соревнования среди занимающихся.

1

75

Учебная игра, соревнования среди занимающихся.

1

76

Игра навыков и овладение техникой нанесения ударов.

1

77

Тактика игры атакующего. Учебная игра.

1

78

Игра навыков и овладение техникой нанесения ударов.

1

79

Тактика игры атакующего. Учебная игра.

1

80

Выполнение наката справа в правый и левый углы стола.

1

81

Занятие по совершенствование подач, срезок, накатов.

1

82

Выполнение наката справа в правый и левый углы стола.

1

83

Занятие по совершенствование подач, срезок, накатов.

1

84

Подача справа (слева) с подбросом мяча

1

85

Удар "накат": удержание мяча на столе

1

86

Подача справа (слева) с подбросом мяча

1

87

Удар "накат": удержание мяча на столе

1

88

Выполнение наката справа в правый и левый углы стола.

1

89

Совершенствование в группах по качеству элементов игры.

1

90

Выполнение наката справа в правый и левый углы стола.

1

91

Совершенствование в группах по качеству элементов игры.

1

92

Подача слева с верхним вращением мяча

1

93

Технические приемы с верхним вращением

1

94

Подача слева с верхним вращением мяча

1

95

Технические приемы с верхним вращением

1

96

Удар без вращения мяча (толчок) справа, слева.

1

97

Удар « накат» справа и слева на столе.

1

98

Удар без вращения мяча (толчок) справа, слева.

1

99

Удар « накат» справа и слева на столе.

1

100

Свободная игра на столе.

1

101

Откидной удар справа.

1

102

Откидной удар слева.

1

103

Выполнение подачи в заданную зону стола.

1

104

Игра на счет из одной, трех партий.

1

105

Тактика игры против атакующего.

1

106

Сочетание наката справа и слева в правый угол стола.

1

107

Свободная игра на столе.

1

108

Занятие с применением изучаемым приёмом «свеча».

1

109

Тактика игры против атакующего.

1

110

Игра на счет из одной, трех партий.

1

111

Тактика игры атакующего против атакующего

1

112

Откидной удар справа.

1

113

Откидной удар слева.

1

114

Выполнение подачи в заданную зону стола.

1

115

Тактика игры атакующего. Учебная игра

1

116

Игра на счет из одной, трех партий.

1

117

Тактика игры атакующего против атакующего

1

118

Свободная игра на столе.

1

119

Занятие с применением изучаемым приёмом «свеча».

1

120

Баланс при подаче. Удар с лета.

1

121

Сочетание наката справа и слева в правый угол стола.

1

122

Тактика игры атакующего. Учебная игра

1

123

Занятия для совершенствования ранее изученных элементов.

1

124

Игра на счет из одной, трех партий.

1

125

Поочередные удары правой и левой стороной ракетки

1

126

Выполнение подачи в заданную зону стола.

1

127

Учебные игры с заданиями

1

128

Баланс при подаче. Удар с лета.

1

131

Свободная игра на столе.

3

133

Поочередные удары правой и левой стороной ракетки

3

136

Сочетание наката справа и слева в правый угол стола.

3

139

Совершенствование игровых навыков сильных ударов

3

141

Игра на счет из одной, трех партий.

3

144

Совершенствование игровых навыков сильных ударов

3

147

Тактика игры атакующего. Учебная игра

3

150

Свободная игра на столе.

3

153

Свободная игра на столе.

3

156

Свободная игра на столе.

3

159

Свободная игра на столе.

3

162

Свободная игра на столе.

3

165

Свободная игра на столе.

3

168

Свободная игра на столе.

3

171

Свободная игра на столе.

3

174

Свободная игра на столе.

3

177

Свободная игра на столе.

3

180

Подведение итогов.

3


Список литературы

1. Акопян А.О., Новиков А.А Анализ-синтез спортивной деятельности как основной фактор совершенствования методики тренировки, М.,2008г.

2. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, 2011г.Часть 1. п. Спортивные игры. Часть 2. Внеклассная работа. Спортивные секции. (Авторы программы: доктор педагогических наук В.И. Лях и кандидат педагогических наук А.А. Зданевич). Программа допущена Министерством образования Российской Федерации. (2010г).

#1041;елиц-Гейман С.П. Теннис для родителей и детей. – М.: Просвещение, 1988.

4. Барстоу Дж. Уроки тенниса. – Л.: Ленинградский издатель,1984.

5. Кондратьева Г.А., Шокин А.И. Теннис в спортивных школах. – М.: Агриус, 1975.

6. Лейвер Р. Как побеждать в теннисе – М., 1988.

7. Лот Ж.-П. Теннис за три дня.– М.: Просвещение, 1975.

8. Машка Олдржих, Шафаржик В. Начальная школа тенниса. – М.: ВИСПО, 1988.

9. Новиков А.В. Кукушкин В.В. Большой шлем или Четыре теннисных туза. М.:Советскийспорт, 1990.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: