Работа по профориентации
На странице размещены результаты работы и материалы по профессиональной ориентации, проводимой с обучающимися и воспитанниками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Анкета для учащихся по профориентации
«Чтобы не ошибиться при выборе профессии».
Готов ли ты к выбору профессии?
Чтобы проверить, насколько ребенок готов сделать первые шаги в выборе профессии, предложите ему анкету: надо только вписать «да», «нет» или поставить знак «?», если возникло сомнение: А знаешь ли ты?
- Как называотся профессии твоих родителей?
- Какие учебные заведения они заканчивали?
- Кем собираются стать твои друзья?
- Есть ли у тебя дело, которым ты занимешься с интересом, желанием?
- Читаешь ли ты книги о профессиях?
- Помогаешь ли ты родителям в их работе?
- Беседовал ли ты с кем-нибудь о профессиях?
- Бывал ли ты на встечах с представителями каких-либо профессий?
- Обсуждался ли в вашей семье вопрос о том, как выбирать профессию?
- Говорили ли в вашей семье о том, какими путями можно получать профессию?
- Думал ли ты о применении своих способностей, талантов в профессиональной деятельности?
- Готов ли ты сделать профессиональный выбор?
- Знаеш ли ты, какие профессии пользуются большим спросом на рынке труда?
- Как ты думаешь, человеку с профессиональным образованием легче найти работу, чем выпускнику школы?
- Знаешь ли ты, чего будешь добиваться в своей будущей профессиональной деятельности?
- Работал ли ты когда-либо в свободное время?
- Советовался ли ты с учителями по вопросу профессионального выбора?
- Считаешь ли ты, что профессионализм приходит к специалисту с годами?
- Занимаешься ли ты в кружке, секции?
- Зависит ли материальное благополучие от уровня образования и профессионального мастерства?
- Зависит ли материальное благополучие от опыта работы?
А теперь подсчитай все ответы «Да». К этой сумме прибавь по полбалла за каждый «?». Ответы «нет» не считаются.
15-21 балл. Ты молодец! Задался целью и уверенно к ней идешь. Выбрать профессию тебе будет гораздо легче, чем другим. Ты практически готов сделать этот серьезный шаг.
8-14 баллов. Что же неплохо. Ты активно занимаешься, заботишься о своем будущем. Но его явно недостаточно для правильного выбора профессии. Похоже, ты упустил кое-что необходимое для этого. Не волнуйся, у тебя еще достаточно времени, чтобы наверстать упущенное.
Предварительный просмотр:
Родительское собрание по профориентации в 9 классе:
«9 класс – пора определяться»
Цель:
Активизация родителей и учащихся по проблемам профессионального самоопределения старшеклассников, привлечение родителей к участию в процессе профессионального самоопределения детей.
Задачи:
- Формировать у родителей отчетливые представления о роли семьи в профессиональном самоопределении детей.
- Познакомить родителей с результатами изучения склонностей и способностей учащихся, приоритетами их интересов в получении профессии;
- Учить родителей понимать запросы и особенности своего ребенка.
- Выработка рекомендаций родителями и детьми по вопросу пути к профессиональному успеху.
Применяемые методики, технологии, формы работы:
- Групповая работа;
- беседа;
- диспут;
- «мозговой штурм»;
- Составление памятки для родителей
- Оборудование:
- Мультимедийная презентация;
- Компьютер;
Ожидаемые результаты:
- увеличение объёма знаний, необходимых для профессиональной ориентации учащихся и родителей;
- повышение уровня готовности к осознанному профессиональному самоопределению учащихся.
Ход мероприятия.
КЛ. РУК: Удачный выбор профессии… Можно ли его осуществить, от кого это зависит и как заранее определить, что выбор сделан правильно? Парадокс состоит в том, что гораздо легче выявить, когда выбор делается ошибочно, нежели понять, что этот выбор сделан верно.
В выборе профессии пересекаются три линии: способности человека, его намерения, желания и спрос на профессию. Отсюда и формула удачного выбора: способности и желания совпадают с потребностями рынка труда. Однако простота этой формулы – всего лишь внешний эффект. Человек меняется, обновляется рынок труда и образования – как успеть за всеми этими изменениями? Фактор времени становится главным противником профориентационной работы. Задача взрослеющего человека сделать время своим союзником в выборе жизненного пути
Современный ритм жизни несколько стремителен, а возможностей не явилось так много, что сегодня важно задаваться не только вопросом: “Как выбирать профессию?” но и “Когда выбирать профессию?”
Разумеется, задуматься над выбором пути в жизни никогда не поздно, но лучше это сделать вовремя. Возможности, появившиеся в отечественном образовании в последнее время станут вашими возможностями, если вы и ребенок начнете планировать карьеру и реализовывать план уже с 9 класса.
Чем вы можете помочь, чтобы ваш ребенок не разочаровался в выборе профессии, уже на начальном этапе обучения в училище, мы попытаемся разобраться.
Влияние родителей на выбор профессии их детьми, безусловно. Опросы школьников показали, что для них советы родителей относительно выбора профессии и учебного заведения имеют большое значение, чем рекомендации школы, учителей.
У вас лежат листы и ручки, пожалуйста, подумайте и запишите «Как вы думаете, кем мечтает стать ваш ребёнок?»
(Родители пишут.)
Я вижу, что у вас появилась информация для размышления.
А сейчас я хочу, чтобы вы разделились на две группы. Я предлагаю вам подумать над вопросами. Первая группа попытается написать руководство «Как выбрать профессию?»
Вторая группа подумает над ошибками, которые возникают в ходе выбора профессии.
После дискуссии группы делятся своими выводами.
Руководство «Как выбрать профессию?»
Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА.
Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» например, психологу важно внимание и терпение, экономисту-менеджеру усидчивость и умение ладить с людьми и т.д
Тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Если учащийся общителен, то ему больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив не сможет выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.
Самое главное это познать себя. Часто надо задавать себе вопросы: «Какой я?», «Кто я в этом мире?», «Зачем я живу?». Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы поможет простое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека
Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: мнение друзей, родителей, стоимость обучения. И всегда помните: окончательный выбор только за ребенком, ибо выбирая профессию, он выбирает судьбу. Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции) и обеспечивать максимальную реализацию его возможностей (пользу обществу).
ОШИБКИ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
- Отношение к выбору профессии как к неизменному.
- Бытующие мнения о престижности профессии.
- Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать).
При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Особенно опасно очарование преподавателем. Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира.
Сейчас появилось много новых профессий, я предлагаю вам ответить на мои вопросы,
"Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии"
Инструкция. Ниже приведен ряд суждений. Анализ своего отношения к ним поможет Вам оценить свое участие в профессиональной ориентации Вашего ребенка. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если Вы считаете, что оно соответствует Вашим взглядам, то ответьте "да"; если не соответствует, то "нет".
- Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.
2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные им книги, бываем в музеях, на выставках.
3. Я не знаю, имеет ли какое-нибудь общественное поручение мой сын (дочь).
4. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.
5. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.
6. Я никогда бы не выступил(а) с рассказом о своей профессии и работе перед классом, в котором учится мой сын (дочь),
7. Я думаю, что кем бы ни стал в будущем мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.
8. Большую радость и мне, и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.
9. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывал (а) о ней своему ребенку.
10. Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребенок обязательно туда поедет.
11. Я стараюсь, чтобы сын (дочь) имел(а) дома постоянное поручение (мытье посуды, покупка продуктов и т.п.).
12. Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, потому что он должен решить этот вопрос самостоятельно.
13. Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он(а) еще успеет в жизни наработаться.
14. Я знаю, какие учебные предметы больше всего нравятся моему ребенку, а какие нет.
15. Я считаю, что можно наказывать трудом за проступоки и поощрять деньгами за хорошо выполненное поручение.
16. Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявить свои способности.
Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.
Ключ:
"да" - 1, 2, 4, 7, 8, 10, 11, 14, 16;
"нет" - 3, 5, 6. 8, 12, 13, 15.
Суммируйте полученные баллы. Если сумма их находится в пределах:
12-16 - можно сделать вывод, что Вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете
проявить свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор;
8-11 - Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке школьников к труду, однако у Вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка;
4 - 7 - этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) и подготовке его к будущей профессии. Следует помнить, что Вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, работа, и надо сейчас научить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом;
0-3 - у Вас мало свободного времени, или Вы не уверены, что сможете в чем-то помочь своему ребенку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьезно. Однако ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах.
6. Подведение итогов:
Каждый человек находит свое счастье в труде. Замечательно, когда он сочетает свои желания, устремления, планы с потребностями общества, с благом людей. В этом случае он испытывает удовлетворение от того, что нужен и полезен людям. Для человека важно не только то, кто он по специальности, но и то, какой он по своим человеческим качествам. В любой профессии мы должны стараться проявлять творческий подход к своему делу.
В конце нашего собрания я хочу раздать вам памятки по выбору профессии
Памятка для учащихся и их родителей по выбору профессии
Уважаемые папы и мамы!
Выбор профессии - важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.
1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
2. Обсуждайте вместе с ним возможные "за" и "против" выбранной им профессии.
3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.
10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
Закончить я хочу словами английской журналистки Уайтхорн
Вот лучший совет, который можно дать юношеству: "Найди что-нибудь, что тебе нравится делать, а потом найди кого-нибудь, кто будет тебе за это платить".
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания
«Трудовое воспитание в семье».
Цель: привлечь родителей к трудовому воспитанию дошкольников.
Задачи: Привлечь внимание родителей к осознанию важности трудового воспитания в жизни ребенка. Расширять представление и обогатить педагогические умения родителей по вопросам трудового воспитания детей;
Вызвать интерес родителей к совместной трудовой деятельности с ребенком дома.
Форма проведения: беседа.
Участники: классный руководитель, родители, воспитатели.
Оборудование и наглядность: телевизор, памятки и рекомендации для родителей, анкетирование для родителей.
План собрания:
- Беседа о значении труда в семье.
- Анализ анкет родителей и обучающихся.
- Свободная дискуссия на тему «Трудовые традиции и трудовое воспитание в семье»
- Принятие рекомендаций.
- Подведение итогов собрания.
Ход:
Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие не дается от природы, а должно воспитываться с детства. Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка.
Труд оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка. Труд развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память.
А так же труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело.
Подчеркивая неоценимое значение труда для всестороннего развития личности ребенка, предлагаю вашему вниманию, некоторые рекомендации по трудовому воспитанию в семье.
Труд детей в семье должен быть посильным. Вовсе не обязательно возлагать уборку всей квартиры, но попросить его обтереть пыль, подмести пол, помыть посуду вполне можно. Используйте удобный момент – интерес.
Никогда не заставляйте ребенка насильно помогать вам. Принуждение отвращает. Тем более работа, сделанная по принуждению, не отличается качеством. Помощь должна исходить от чистого сердца. Понятно, что ребенок может не обратить внимания, что вам трудно и что вы были бы не против принять от него помощь. Здесь можно немного намекнуть, что вам необходима его помощь. Редкий ребенок не сообразит, что его помощь была бы к месту.
Какую же помощь по хозяйству может оказывать дети? Диапазон достаточно широк. Кроме уборки своей комнаты, он может помочь маме в приготовлении к ужину, например, почистить овощи.
Помните, давая поручения, необходимо доступно объяснить, что, зачем, и почему делается. Ему необходимо знать, зачем выполнять те или иные задания и какой результат должен быть достигнут. Только так у подростка сформируется представление о необходимости этих действий. Поэтому всегда нужно объяснять для чего мы трудимся.
Труд ребенка не должен оставаться не замеченным со стороны взрослых. Любой труд должен быть поощрен: поблагодарите ребенка, похвалите, оцените его старания. Даже если ребенок сделал что-нибудь не так. Труд и его результат должны сопровождаться положительными эмоциями.
Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых, к бережному отношению его результатам. Слова нотации, как известно, методы для подростка малоубедительные. Он должен видеть добрый пример взрослых.
Только систематическое выполнение трудовых обязанностей будет способствовать воспитанию организованности, ответственности, привычки к трудовому усилию, что так важно для подготовки ребенка к взрослой и самостоятельной жизни.
Родителям необходимо помнить и о важности ознакомления ребенка с их трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят людям. Не ходя далеко за примерами, хочется сообщить вам, уважаемые родители, что очень часто мы, работая с детьми интересуемся подобной информацией, но далеко не каждый ребёнок может рассказать о работе своих родителей.
Рассматривая особенности организации трудового воспитания, выделяют следующие виды труда:
• самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);
• хозяйственно-бытовой труд (уборка комнаты, участка);
• труд в природе (в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду);
• ручной труд (поддержание порядка: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт испорченных вещей и пр.).
Предусматриваются три формы организации трудовой деятельности детей:
1. Поручения (индивидуальные и совместные): эпизодические, длительные, отсроченные по времени.
2. Дежурства (индивидуальны и совместные): по столовой, по занятиям, уголку природы.
3. Коллективный труд.
Самообслуживание. Подросток должен уметь самостоятельно и быстро одеваться и раздеваться, складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, сушить при необходимости мокрые вещи.
Убирать со стола и мыть посуду. Уметь правильно и без напоминания взрослого выполнять все требования личной гигиены.
Умеет замечать и устранять непорядок в своем внешнем виде, прическе.
Умеет самостоятельно и своевременно готовить материалы и пособия к занятию, без напоминания убирать свое рабочее место.
Хозяйственно бытовой труд. Поддерживает порядок в своей комнате, доме и помогает поддерживать порядок на придомовом участке. В группе уметь протирать пыль, мыть и подметать полы, убирать за собой рабочее место, вместе со взрослыми ремонтировать испорченные вещи. Самостоятельно уметь наводить порядок на участке: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой — от снега; поливать цветы в клумбе. Самостоятельно заправлять постель после сна. Выполнять обязанности дежурного по столовой, по занятиям.
Труд в природе. Осенью помогают во время уборки овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта.
Летом привлекаются к участию в рыхлении почвы, прополке и окучивании, поливе грядок и клумб.
Ручной труд. Работа с бумагой и картоном. Работа с тканью. Работа с природным материалом.
Рекомендации для родителей
«Как делать замечания»
- Прежде, чем делать замечание ребенку, постарайтесь ответить на следующие вопросы:
- В каком состоянии я нахожусь?
- Что даст ребенку и мне мое замечание?
- Хватит ли времени, чтобы не только отругать, но и разъяснить, почему нельзя так делать или поступать?
- Не звучит ли в голосе «Ага, попался!»?
- Хватит ли терпения и выдержки довести дело до конца?
Если вы не сможете ответить на все вопросы, то не делайте замечание.
Правила семейной педагогики
- Никогда не позволяйте себе распускаться, ворчать, бранить друг друга и ребенка.
- Забывайте плохое сразу. Хорошее помните всегда.
- Подчеркивайте в поведении детей и близких хорошее, их успехи, активно поддерживайте желание ребенка стать лучше.
- Старайтесь не ставить плохое в центр внимания.
- Воспитывайте на положительном примере, вовлекайте детей в полезную деятельность.
- Не ругайте, а показывайте ребенку, какой вред он наносит себе и окружающим своим отрицательным поведением, плохими поступками.
- Разговаривайте с ребенком как со взрослым: серьезно, уважительно, глубоко мотивировано.
Решение родительского собрания:
- Закреплять навыки самообслуживания.
- Расширять представления детей о труде взрослых, о значении их труда для общества. Воспитывать уважение к людям труда. Продолжать развивать интерес к различным профессиям, в частности, к профессиям родителей и месту их работы.
Предварительный просмотр:
Классный час «Профессиональная ориентация – будущее выпускника»
Цель классного часа:
- дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения;
- активизировать самопознание: побуждать к самовоспитанию, саморазвитию, самообразованию.
Задачи:
1) Формировать у учащихся активное и ответственное отношение к жизни;
2) Помочь учащимся выявить свою профессиональную направленность;
3) Расширить знания учащихся о мире профессионального труда;
4) Создать положительную мотивацию выбора профессии.
Время: 40 мин.
Структура занятия:
1.Организационный момент.
2.Информационный блок (с элементами эвристической беседы, играми и тренингом).
3. Практический блок (с проблемной ситуацией и тестированием).
4. Заключительная беседа
Оборудование: мультимедийный комплекс, презентация к уроку в PowerPoint 1997 - 2003, раздаточный материал для учащихся.
Ход классного часа:
1. Оргмомент.
Классный руководитель. Лучшая оценка за проделанную работу – это «5». Очень хочется, чтобы сегодня все отлично и результативно поработали. Поэтому я попрошу вас разделиться по 5 человек в 5 групп и занять свои места в классе.
2. Информационный блок
Слайд 1
Классный руководитель.
Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельности?.. Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений. Поэтому сегодня мы продолжим с вами наш разговор о выборе будущей профессии. Эпиграфом классного часа я выбрала такие слова о труде:
Слайд 2
«Истинное сокровище для людей - умение трудиться»
(Эзоп)
«Будем трудиться, потому что труд – это отец удовольствия»
(Стендаль)
Поднимите, пожалуйста, руки, кто уже выбрал профессию?
Кто пока не определился?
Кого этот вопрос пока еще не интересует?
А можете ли вы мне ответить, что такое профессия?
Слайд 3
Профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования.
Нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, по совету родителей, путем проб и ошибок. Как вы думаете, какие факторы могут повлиять на выбор профессии?
(ответы детей)
Давайте вместе рассмотрим эти факторы.
Слайд 4
1. Знания о профессиях и их востребованность.
Мир профессий обширен и многообразен, однако человек, как правило, имеет представление только о малой его части. Чем меньше их известно, тем уже поле для выбора. Кроме того, даже те виды деятельности, которые, казалось бы, хорошо известны, далеко не всегда соответствуют нашим представлениям. Поэтому прежде чем определиться в выборе профессии, надо постараться познакомиться со многими из них.
2. Склонности (интересы, мотивы труда).
Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).
3. Способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения).
Одного интереса к какому-либо делу мало, нужно ещё, чтобы оно получалось. А для этого необходимы определённые способности. Так, чтобы играть на скрипке, недостаточно любить музыку, нужен ещё и абсолютный музыкальный слух. Возможности человека ограничены также состоянием его здоровья.
4. Уровень притязаний и самооценка.
Речь здесь идёт о той планке, которую человек сам себе устанавливает, прогнозируя своё будущее. При этом он либо оценивает себя адекватно, либо занижает свои возможности, либо переоценивает их. Самооценка и притязания - важный внутренний регулятор поведения человека в любых жизненных ситуациях, в том числе и в планировании карьеры.
5. Мнение родителей, семьи.
Обычно близкие люди принимают активное участие в выборе профессии старшеклассником. Например, в семье, где несколько поколений посвятили свою жизнь медицине, родители хотят, чтобы и дети пошли по их стопам. Многие родители считают, что они лучше знают, чем их ребёнок должен заниматься в будущем. В этом случае велика вероятность навязывания своего мнения или прямое давление со стороны взрослых. К сожалению, чужой выбор часто бывает неудачен.
С другой стороны, именно с родственниками можно обсудить возникающие проблемы, посоветоваться, проанализировать все плюсы и минусы возможных профессиональных путей. К тому же именно семья, как правило, оплачивает профессиональное образование детей, помогает материально в период обучения.
6. Мнение сверстников.
Мнение одноклассников, друзей, товарищей, безусловно, важно. Ведь часто человек представляет себя совсем не таким, каким его видят со стороны. Именно советы друзей могут подтолкнуть к анализу своих реальных возможностей и личных качеств. Хотя нередко взгляды сверстников отражают степень популярности в современном обществе тех или иных профессий. Например, юноша решил стать портным, но стесняется говорить об этом в классе: «немодная» и вроде бы не мужская профессия. Вполне возможно, что окружающие просто очень мало знают об этой профессии. Кроме того, крепкие дружеские связи часто подталкивают молодого человека к выбору профессии «за компанию». Поэтому, прислушиваясь к советам друзей, важно помнить, что выбор будущей специальности — это ваш и только ваш личный выбор.
7. Позиция учителей, профессионалов.
Выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение школьных учителей о его возможностях. Случается, конечно, что оценка преподавателя может быть односторонней и необъективной. Так, учитель математики вправе судить о способностях ученика в области точных наук, но никак не в области литературы или истории. Однако опытом педагогов пренебрегать не стоит. Ведь они наблюдают за учениками в течение нескольких лет и неплохо знают их индивидуальные способности.
Сегодня в школах работают психологи. Они могут оценить способности и склонности ребят с помощью специальных психологических тестов и заданий. Полезную информацию школьник может получить в районном центре занятости населения. Там также можно пройти тестирование, получить консультацию.
8. Личный профессиональный план (ЛПП).
За этим непонятным названием скрываются представления о том, чего человек хочет достичь и жизни вообще и в профессии в частности. Конечно, невозможно точно спланировать свои действия на несколько лет вперед. Но чтобы принять какое-либо решение, каждый должен быть готов ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще? Не менее важны и представления об основных этапах и внешних условиях достижения намеченных целей.
Таким образом, находясь в поисках будущей профессии, нужно обязательно знать и учитывать все вышеперечисленные факторы.
А). А сейчас проверим вашу эрудицию. Предлагаю вам сыграть в игру "Профессия на букву». Нужно назвать профессии на определенную букву за 3 минуты. Побеждает команда, которая вспомнит больше профессий. Буквы - К, П, Э, О, А. (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Ответы команд.
Б). В следующем состязании победит та команда, которая первой даст правильный ответ. Игра "Самая-самая". О какой профессии идёт речь, отгадайте:
- самая сладкая;
- самая денежная;
- самая человечная;
- самая детская;
- самая серьезная;
- самая волосатая;
- самая вкусная.
Подсчитываем очки.
В). Игра «Объясните профессию». Каждой группе выдаётся на листочке название профессии. Нужно письменно объяснить значение профессий.
(Ответы написаны на Слайдах 5,6)
Подводим итоги, какая группа победила на данном этапе классного часа.
Прозвучало уже достаточно различных профессий, быть может, уже кто-то определился с этим сложным выбором? Нет? Тогда вам поможет тренинг «Рука судьбы»
На отдельных листочках напишите профессии, которые вам интересны. Складываем эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем по очереди вытягиваем из мешочка, не глядя.
Читаем. Хотели бы вы стать….. Смотрим эмоции. Делаем выводы.
- Практический блок.
Классный руководитель. Только что мы наглядно убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным. А какие условия должны выполняться? (ответы детей).
Итак, должны выполняться три условия:
Слайды 8, 9, 10.
Хочу – мои желания
Могу – способности и возможности
Надо – востребованность профессии.
Представим себе наши «Хочу», «могу», «надо» в виде трех окружностей. На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем — они практически накладываются друг на друга, очень много точек соприкосновения.
Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание.
Слайд 11
— Таня пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей делать что-то, а что, она не знает. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают. К какому рисунку относится описание?
Слайд 12
— Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку. К какому рисунку относится описание?
Слайд 13
— Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным. Как же у Саши получился такой удачный выбор?
Разберёмся. Все ли ребята понимают, что выбрать профессию надо? Да, окружность «надо» у всех одинаковая, значит, всё дело в наших «хочу» и «могу»?
Знает ли Таня, чего она хочет? (нет) А что она может? (нет). Сможет ли она выбрать профессию по душе? У Тани в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».
У Лены выбор оказался удачным, но прочный ли это выбор? (не очень) Почему? Если она переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу.
Что бы вы посоветовали Тане и Лене?
Примерные ответы детей:
— Тане нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.
— Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное образование.
Классный руководитель. В мире существует более 50 тысяч профессий. Как найти среди них свою? Сколько из них мы себе более или менее представляем? На что ориентироваться? Что нужно для того, чтобы сделать свой профессиональный выбор? Чтобы выбрать своё дело разумно, нужно для начала разобраться в своих собственных установках. Сейчас я расскажу об основных типах профессиональной деятельности человека.
Слайд 14
Во многих станах пытались и пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А. Климова. Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, Климов делит все профессии на 5 основных типов в зависимости от предмета труда:
- “человек-человек”
- “человек-техника”
- “человек-знаковая система”
- “человек-художественный образ”
- “человек-природа”
Рассмотрим каждый тип профессий.
- “человек-человек”
Слайд 15
Профессии этого типа требуют умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других людей, проявлять выдержку, речевые способности.
- “человек-техника”
Слайд 16
Профессии этого типа предполагают хорошее наглядно-образное мышление, пространственное представление, техническая осведомленность и сообразительность, хорошие двигательные навыки, ловкость.
- “человек-знаковая система”
Слайд 17
Профессии этого типа требуют способность к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и сосредоточенному вниманию, усидчивость.
- “человек-художественный образ”
Слайд 18
Профессии этого типа предполагают художественный вкус, высокую эстетическую чувствительность, богатое и яркое воображение.
- “человек-природа”
Слайд 19
Профессии этого типа требуют умение менять цели в зависимости от условий, наблюдательность, выносливость, терпеливость к недостатку комфорта в работе, способность ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов.
Итак, мы познакомились со всеми типами профессий, и сейчас можем сыграть в игру «Кто больше знает профессий?» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Работа в группах. Каждая группа получает один из пяти типов профессий и называет профессии, относящиеся к этому типу.
Примерные ответы детей:
Слайды 20 - 24
— Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер…
— Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель, сантехник, горнорабочий…
— Бухгалтер, ученый, экономист, математик, программист, нотариус и т. п.
— Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и т. п.
— Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор…
Классный руководитель.
Совпадение способностей и интересов - это и есть призвание. Человек должен работать не только ради денег, или по привычке, работа должна приносить ему удовольствие.
Подведём итоги, какая группа правильно назвала больше всех профессий.
4. Заключительная беседа.
Слайд 25
Выбирая профессию, нужно задуматься над многими вопросами. Чтобы не ошибиться с выбором, нужно также обратить внимание на технологические, экономические, педагогические и медицинские характеристики профессий.
Слайд 26
Технологические характеристики:
- Предмет труда
- Цели труда
- Средства трудовой деятельности
- Трудовые операции.
- Действия
- Рабочее место специалиста
- Климатические условия
- Рабочее время
Слайд 27
Экономические характеристики:
- В каких отраслях используется?
- Каков спрос на данную профессию на рынке труда?
- В каких пределах изменяется оплата труда среди специалистов данной профессии?
Слайд 28
Педагогические характеристики:
- Какие требования предъявляет профессия к уровню и содержанию образования?
- Какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии?
- Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности?
Слайд 29
Медицинские характеристики:
- Какой уровень здоровья требуется для данной профессии?
- Какие медицинские противопоказания существуют для данной профессии?
- Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии?
Слайд 30
С кем можно поговорить о профессиях? Обратитесь к психологам- профконсультантам; преподавателям профессиональных учебных заведений; специалистам тех профессий, которые Вас интересуют; родителям, родственникам и знакомым.
Хочу сказать несколько слов об ошибках и затруднениях в выборе профессии.
Слайды 31 - 32
- Отношение к профессии, как к выбору «пожизненного пристанища».
- Предрассудки чести.
- Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей.
- Перенос отношения к человеку той или иной профессии на самое профессию.
- Увлечение только внешней стороной профессии.
- Отждествление школьного учебного предмета с профессией.
- Устарелые представления о профессиях.
- Неумение разобраться в личностных качествах.
- Незнание, недооценка своих физических особенностей, недостатков, существующих при выборе профессии.
- Малая информация о профессиях.
И в заключении я хочу вспомнить одно хорошее русское выражение — «найти себя». Как вы его понимаете?
Примерные ответы детей:
— Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования.
— Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.
— Найти применение своим талантам. Найти свое признание.
Классный руководитель. Найти себя - значит понять свое признание, назначение, определить свои интересы, склонности. Поиски себя - это длительный процесс и он может продолжаться всю жизнь. Я желаю вам – найти себя.
Слайд 33
Как сказал К.Д. Ушинский: «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет»
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Воспитание трудолюбия в семье. Как воспитать себе помощника?»
Цель: Прививать трудовые навыки и самостоятельность у детей.
Задачи:
- Выявить общие ошибки при воспитании трудолюбия в семье.
- Рассматривая различные житейские ситуации, выработать правила семейной педагогики.
- Проведение диагностики трудовой деятельности ребёнка в семье.
- Наметить совместный план работы по трудовому воспитанию.
Ход собрания:
1.Вступительное слово учителя.
Добрый день уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на родительское собрание. Тема собрания очень актуальна: «Воспитание трудолюбия в семье. Как воспитать себе помощника?» (слайд №1)
Если человек с ранних лет усвоил привычку к труду, труд ему приятен.
Если же у него этой привычки нет, то лень делает труд ненавистным.
Гельвеций
(слайд №2)
Очень важно воспитывать у ребёнка трудолюбие, укреплять волевые качества ребенка, развивать умение преодолевать собственную лень. И чем раньше этим начали заниматься родители, тем лучше.
Первые трудовые навыки, необходимые для самообслуживания, ребенок получает в раннем детстве. И делает он это, как правило, охотно, с удовольствием.
Однако нередко уже к концу дошкольного возраста некоторые дети начинают лениться.
Главная причина этого явления состоит в том, что естественная беспомощность ребенка (он далеко не все может делать сам обстоятельно) как бы задерживается в сознании взрослых людей.
В результате опека над ребенком затягивается. А чем пристальнее такая опека, тем быстрее формируются у ребенка иждивенчество, эгоизм, лень.
Основная задача семьи в трудовом воспитании ребёнка - так организовать уклад жизни семьи, деятельность ребенка в семье, чтобы самостоятельный труд оказывал на него максимальное воспитательное воздействие. Но как же претворить в жизни эту нелегкую задачу?
1. Проведение диагностики трудовой деятельности ребёнка в семье.
Вопросы для разминки (слайд №3)
1. Значение родительского примера в трудовом воспитании?
2. Труд - необходимость или обязанность?
3. Проблема поощрения, принуждения, наказания в семье?
2. Рассматривая различные житейские ситуации, выработать правила семейной педагогики.
Разбор ситуаций:
1.) Мама поручила своему ребенку поливать комнатные растения, а где-то через недельку обнаружила, что зеленые друзья находятся в плачевном состоянии. И, в сердцах выругав ребенка, она решила уже самостоятельно следить за столь милыми вашему сердцу геранью и фикусами. Правильно ли поступила мама?
Ответ: одним этим своим действием был нарушен целый свод правил воспитания домашнего трудолюбия.
Главное же - правила постоянства и обязательности участия детей в домашнем труде.
И еще одно -постоянного контроля за выполнением ими порученного дела.(слайд №4)
2.) Опаздывая на работу, мама попросила дочь вымыть посуду. А вернувшись домой, обнаружила, что хотя посуда и вымыта, но, к сожалению, так, что «перемыв» ее неизбежен. И в сердцах бросила: «Такую мелочь тебе доверила, а ты и этого не смогла сделать!» Правильно ли поступила мама?
Ответ: Дети ориентируются не на результат, а на затраченные усилия. Мало того, они гордятся своим трудом и, выполняя его, крайне нуждаются в подкреплении, в том числе и в виде оценки полезности сделанного. И еще одно правило - постоянная подкрепляющая оценка и подчеркивание полезности выполняемых детьми домашних дел.(слайд №4)
3) В восторге от того, что ваш ребенок довольно охотно выполняет текущую уборку квартиры - подметает пол, вытирает пыль, вы заодно поручаете ему еще с десяток таких жe несложных (с вашей точки зрения) поручений. А через неделю с изумлением обнаруживаете мусор на полу и пыль по всем углам. Новые же ваши поручения находятся в положении «не покладая рук». Почему это произошло?
Ответ: Вы нарушили принцип постепенности. Конечно же, круг обязанностей наших детей может быть очень широк, но вряд ли следует в связи с этим идти на перегрузку их домашними делами. (слайд №4)
Готовых рецептов в воспитании у детей трудолюбия нет. В каждой семье этот вопрос решается по-своему, но главная непростая задача состоит в том, чтобы воспитание шло через доброту, взаимопонимание, терпение и терпимость.
Полноценному воспитанию ребенка способствует труд. К признанию исключительной важности роли труда в формировании личности, люди пришли давно. С его помощью можно сформировать у детей как положительные, так и отрицательные качества личности.
В труде проявляются особенности поведения ребенка – активность, стремление к самостоятельности, утверждение своих позиций и др.
Основное назначение трудовой деятельности состоит в том, чтобы формировать активную позицию детей по отношению к миру, что предполагает проявление забот о себе, об окружающих.
Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, магазины и прочие дела – не перечислить, как их много. Изо дня в день повторяется одно и тоже, никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное – привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку трудиться, а в месте с ней – привычку заботиться о близких, формируя тем самым благородные побуждения. Наверное, самый лучший подарок для матери, если дочь или сын скажут ей, уставшей после работы: "Ты отдохни – я сам почищу картошку".
Как и любое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателя большого терпения.
Основы трудового воспитания закладываются в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Любовь к труду необходимо начинать воспитывать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
Основная задача семьи в области трудового воспитания – организовать деятельность ребенка, чтобы она оказала на него максимальное воспитательное воздействие.
Выделяют основные принципы работы семьи в трудовом воспитании детей: (слайд №5)
- приобщение к труду через самообслуживание;
- постепенный переход от самообслуживания к труду для других;
- постепенное расширение круга обязанностей, наращивание их сложности;
- тактичный и постоянный контроль качества выполнения трудовых поручений;
- организация обучения выполнению трудовых операций;
- формирование у ребенка уверенности в важности выполнения порученной ему работы;
- учет индивидуальных особенностей и склонностей ребенка при распределении трудовых поручений;
- поощрения прилежного выполнения поручений, проявления самостоятельности и инициативы;
- чередование труда и отдыха, а также различных видов труда в режиме дня младшего школьника.
Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость от того, что его деятельность полезна окружающим.
Труд для ребенка не менее привлекателен, чем игра. Можно использовать труд-игру как средство развития активности детей.
Вот, например, ваш ребенок, не собрав книги, рвется на улицу, к друзьям. А вы скажите, что книжки тоже хотят к своим друзьям, вон, сколько пустых мест на полке.
Конечно, такие игры не легки, особенно если вы опаздываете на работу, или вечером валитесь с ног. Накричать, обругать, в общем "взорваться" куда легче. Но после взрыва остаются одни развалины.
Очень важно давать поручения, которые по силам ребенку. Умение правильно оценить возможности детей ничуть не менее важно, чем умение привлечь к работе. Выполненное дело должно доставлять удовлетворение, а не создавать комплекс неполноценности.
Вы дали ребенку поручение, а он не успел его выполнить. Как поступить? Сказать: "Ты все еще подметаешь? Отойди, я сама. Сто лет будешь возиться". Ни в коем случае! Лучше всего дать добавочное время. Можно, конечно, и мирно предложить свою помощь: "Ну, как у тебя дела? Давай вместе, хочешь?" Но если вы сумеете набраться терпения и дадите сыну или дочери довести начатое до конца, это правильнее.
Родителям не следует приписывать процессу труда только "инструментальный" смысл, т.е. видеть в нем лишь средство к достижению какой-то нетрудовой цели ("Вот подметешь пол, уберешь со стола, тогда пойдешь гулять"). Конечно, такие матировки иной раз тоже нужны, и ребенок должен их освоить. Однако взрослые слишком часто злоупотребляют применением в воспитании прямолинейных схем типа: "хороший поступок (потрудился) – награда; плохой поступок (отказ) – наказание". В результате своими действиями они отдаляют ребенка от труда, превращая труд лишь в средство на пути к потреблению. При этом взрослые иногда рассуждают следующим образом: "Чем больше я смогу пообещать, чем привлекательнее для ребенка награда, тем сильнее разовьется у него потребность в труде". Но потребность, как раз и не развивается; напротив, труд все больше лишается для ребенка привлекательности, рассматривается им как нечто вынужденное.
Практика показывает, что основной причиной, сдерживающей привлечение детей к труду, является длительная опека.
Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на "жертву": всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.
Мы должны приучать ребенка делать любую домашнюю работу, независимо от того, грязная она или чистая.
Однажды во время школьного субботника одна девочка расплакалась оттого, что ей пришлось взять в руки… тряпку. Она сначала брезгливо приподняла ее с пола, а потом бросила в ведро с водой и наотрез отказалась мыть парты. Сам факт, что ей придется "убирать грязь", вызвал в ней физическое отвращение. А когда дети стали возмущаться, называть ее "белоручкой" она заплакала. В семье ее всячески ограждали от домашних дел. Она привыкла к тому, что в доме чисто, постель постелена, еда приготовлена, одежда выстирана и выглажена. А о том, что на это затрачен труд матери, она не задумывалась. Ее так приучили. Она хорошо учится, лентяйкой ее не назовешь. Но учеба – это ее обязанность. Это она хорошо усвоила. А обслуживать ее – это обязанность матери.
Таким образом, при воспитании трудолюбия начинать необходимо с самообслуживания: терпеливо приучать ребенка умываться, пользоваться полотенцем, застегивать пуговицы, складывать игрушки и т.д.; помогать ему, пока не выработается привычка делать это самостоятельно. С возрастом сфера самообслуживания расширяется.
Привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, родители воспитывают привычку трудиться, заботится о близких. У ребенка непременно должны быть постоянные обязанности – только при таком условии труд станет воспитательным средством. Постоянные обязанности способствуют воспитанию ответственности. Эффективность воспитания трудолюбия обеспечивается в семьях, где каждый имеет постоянные обязанности.
Особого внимания заслуживает проблема приобщения мальчиков к домашнему труду. Участие в домашнем труде способствует их подготовке к самостоятельной жизни.
Надо, чтобы мальчики и девочки одинаково учились делать все необходимые по хозяйству и не считали бы выполнение этого дела чем-то недостойным себя. Кто наблюдал за детьми, тот знает, что в раннем детстве мальчики так же охотно, как и девочки, готовы помочь матери готовить, мыть посуду, делать любое дело по хозяйству. Но обыкновенно в семье с самых ранних лет начинают проверять разницу между мальчиками и девочками. Девчонкам дают поручения мыть чашки, накрывать на стол, мальчишке говорят: "Что ты все в кухне толчешься, разве это мужское дело?".
В трудовом воспитании детей важен пример. В семьях, где мать, вернувшись с работы, проводит время на кухне, а отец читает газету или смотрит телевизор, сложно добиться успеха.
Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями. Важно помочь ребенку научиться различать понятия "можно", "надо", "нельзя". С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Предъявите сыну и дочери условное требование: "Не будешь смотреть телевизор, пока не приведешь в порядок в своей комнате". Причем родители следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что "надо", а потом то, что "хочу". Приучать ребенка к слову "нельзя" - значить приучать его сдерживать свои желания, т.е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, контроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств личности.
Следовательно, трудолюбие, положительное отношение к труду, взаимосвязаны с воспитанием организованности. С детских лет необходимо приучать ребенка планировать и организовывать свой труд, работать собранно, ритмично.
В воспитании организованности важно привлекать детей к планированию деятельности, которая совершается вокруг, раскрывать ее внутренний смысл: зачем что-то делают, какие задачи при этом решают, как выбирается или впервые создается способ их решения, зачем нужен контроль над качеством исполнения.
Родители иногда сомневаются, в каком возрасте ребенок должен мыть посуду, выносить мусор, убирать игрушки. Однозначного ответа нет. Все зависит от способностей, интересов ребенка, состава семьи.
Залогом успеха в воспитании трудолюбия является выработка у детей привычки выполнять определенные обязанности без напоминания взрослых. Понимание того, что обязательные, важные для всей семьи дела никто, кроме него, не сделает, способствует осознанию ребенком собственной значимости. Конечно, эта работа должна быть посильна, дети должны видеть результаты своего труда. Долг родителей – помогать, обучать их труду, учитывая личные склонности.
Анкета «Трудовая деятельность ребенка» (слайд №6)
№ вопроса | Да | Иногда | Нет |
1. Нужно распределять трудовые обязанности по обслуживанию семьи между всеми её членами ? | |||
2. Должен ли ребенок иметь трудовые обязанности в семье? | |||
3. Чтобы ребенок охотно выполнял трудовые обязанности, что нужно делать? | |||
4.Нужно ли поощрять ребенка за выполнение трудовых поручений? | |||
5. Нужно ли наказывать за невыполнение поручений? | |||
6. Нужно ли привлекать ребенка к совместной работе? |
Советы родителям: (слайд №7)
1. Будьте последовательны в своих требованиях.
2. Учитывайте индивидуальные и возрастные особенности своих детей.
3. Прежде чем поручить что-либо ребенку, покажите образец правильного выполнения поручения, научите этому своего сына и дочь, несколько раз выполните поручение совместными усилиями.
4. Не забывайте об игровых моментах в трудовом воспитании детей.
5. Учите ребенка уважать труд других людей, бережно относиться к результатам их трудовой деятельности. Рассказывайте детям о своей работе, своих друзей.
6. Тактично оценивайте результаты труда ребенка.