"Наши руки не для скуки"
На странице представлена работа, направленная на развитие творческих способностей обучающихся, программы кружков "Волшебная иголочка" и "Основы информатики".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Волшебная иголочка" | 63.59 КБ |
Программа кружка "Основы информатики" (стартовый уровень) | 185.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Коробчеевская школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Коломенского городского округа Московской области»
_____________________________________________________________________________
Рекомендовано УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом Приказом директора
от 28 августа 2019г. МКОУ «Коробчеевская школа-интернат»
№ 126 – ОД от «29 » августа 2019г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ВОЛШЕБНАЯ ИГОЛОЧКА»
художественной направленности
Возраст детей – 11 -14 лет
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель:
Зеленцова Анна Александровна,
учитель высшей квалификационной категории
2019-2020 учебный год
Коломенский городской округ
1.Пояснительная записка
Программа составлена с учетом базовых нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
5. Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.092015 № 1040).
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
7. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной /1/ политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).
9. Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).
10. Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 13 в/07).
11. Устав МКОУ « Коробчеевская школа-интернат».
Реализация программы способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач - развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности, развитию творческих способностей. Вышивание крестиком, бисером способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук.
1.1 Направленность
Образовательная программа внеурочной деятельности «Волшебная иголочка» реализует художественно-эстетическое направление.
1.2 Актуальность
Все, что окружает человека, за исключением творений самой природы, создано на протяжении тысячелетий руками человека. Наша планета похожа на гигантский фантастический музей вечности, главными экспонатами которого является вдохновение, работа, мастерство. Для того, чтобы украсить свой дом, можно сделать что-нибудь своими руками. Например, картины, вышитые крестом или бисером. Новизна данной программы в том, что кроме вышивания крестиком учащиеся работают также с бисером, бумагой. Из бумаги можно сделать рамку для вышитой работы.
1.3 Цель.
Цель программы - познакомить учащихся с технологическими операциями вышивки крестом и бисером.
Задачи программы:
- воспитание и развитие способности эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного искусства;
- развивать у учащихся усидчивость, трудолюбие, терпение;
- вооружить учащихся практическими умениями и навыками качественного выполнения работы;
- развивать способности к самообразованию.
1.4 Отличительные особенности
Особенностью программы является ее вариативность, что позволяет проводить обучение в тесной взаимосвязи с дизайном современной жизни.
1.5 Адресат программы
Данная программа разработана для учащихся 11-14 лет.
Психологические особенности данного возраста
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме. Главная особенность подростка – личностная нестабильность, определяющая противоречивость характера и поведения. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой – охвачены страстью к одиночеству; они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти; иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы.
Подростки склонны к разнообразным, сменяющим друг друга увлечениям. Появляется потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. Важно помочь ребенку не завязнуть в примитивном виде увлечений – информационно-коммуникативном (общении в социальных сетях), а поддержать его в интеллектуально-эстетических, спортивных, позитивных лидерских (стать лидером, организатором в группе).
Подростки интенсивно и эмоционально общаются со сверстниками. Характерна типично подростковая «реакция группирования». Для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется.
Примерно в 15 лет после поисков себя формируется «Я-концепция», система внутренне согласованных представлений о себе: собственной внешней привлекательности, своем уме, способностях, о силе характера, особенностях характера, общительности и других качествах.
Продолжает развиваться интеллектуальная сфера: теоретическое рефлексивное мышление (умение оперировать гипотезами, анализировать абстрактные идеи). Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству.
1.6 Объем и срок освоения
Программа «Волшебная иголочка» имеет объем 64 часа. Срок освоения программы 1 год.
1.7 Форма обучения – очная
1.8 Особенности организации образовательного процесса
Особенностями организации образовательного процесса являются:
* ориентирование на индивидуально-личностный подход,
* занятие проходит в разновозрастной группе.
1.9 Режим занятий
Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа. Всего 64 часа в год.
1.10 Планируемые результаты.
Результаты освоения программы:
Личностные результаты:
- дать обучающимся доступные пространственные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
- повышать уровень общего развития обучающихся и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;
- воспитывать у обучающихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Предметные результаты:
Учащиеся должны уметь:
- правильно подобрать и подготовить пяльцы для работы;
- уметь вышивать на пяльцах и без них;
- начинать и заканчивать работу без узелков;
- выполнять работу качественно и в срок;
- соблюдать правила техники безопасности.
Учащиеся должны знать:
правила выполнения стежков вышивки крестиком и бисером;
способы закрепления нитей.
Коммуникативные результаты:
- повышение мотивации,
- формирование чувства товарищества.
1.11 Формы аттестации
- Опрос
- Наблюдение
1.12 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Мониторинг освоения образовательной программы дополнительного образования «Волшебная иголочка»
Цель:
- отслеживание динамики результатов обучения ребёнка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы, повышения успеваемости обучающихся.
- обеспечение объективной, достоверной и оперативной информации о качестве результатов освоения образовательной программы
Задачи:
- Контроль качества образования;
- Подбор эффективных методов обучения;
- Выявление результатов педагогического процесса;
- Получение сведений о личности обучающихся;
- Индивидуальный подбор методов и приемов воздействия на каждого обучающегося.
- Самоанализ своего педагогического труда.
Сроки проведения.
Входной контроль | Дата проведения: Сентябрь |
Промежуточный контроль | Дата проведения: Декабрь |
Итоговый контроль | Дата проведения: Май |
С целью проверки эффективности развития личностных качеств и исполнительских навыков обучающихся были разработаны ее параметры и критерии:
- универсальные учебные действия;
- подготовка по предмету.
_____________________________________________________________
(ФИО обучающегося)
Параметры | Критерии | Дата проведения контроля | ||
сентябрь | декабрь | май | ||
Универсальные учебные действия | Мотивация, активная позиция обучающегося | |||
Общее развитие (физическое, эмоциональное) | ||||
Работоспособность | ||||
Умение работать в команде | ||||
Умение самостоятельно находить способы решения поставленной задачи | ||||
Подготовка по предмету | Ориентировка в пространстве и на плоскости | |||
Умение быстро переключать внимание, или держать внимание на нужном объекте | ||||
Умение выполнять основные элементы вышивки | ||||
Аккуратность выполнения работы | ||||
Параметру «универсальные учебные действия» соответствуют следующие критерии:
- Мотивация, активная позиция обучающегося - интерес и потребность к данному виду деятельности, активность самоорганизации и стремление к занятиям, проявляемая активность при достижении целей, эмоциональное участие в процессе обучения, умение устанавливать личностный смысл деятельности, мотивировать ее внутренней или внешней необходимостью.
- Общее развитие (физическое, эмоциональное)- наличие общих физических и психологических предпосылок для занятий соответствующим видом деятельности.
- Работоспособность - усидчивость, способность сосредоточенно повторять различные упражнения, выполнять все требования педагога на протяжении всего занятия.
- Умение работать в команде - наличие коммуникативных навыков как фактора социализации обучающихся, создания благоприятного климата в детском коллективе для более легкого и успешного освоения программы.
- Умение самостоятельно находить способы решения поставленной задачи – осознание обучающимися уровня освоения планируемого результата деятельности, приводящее к пониманию своих проблем и тем самым созданию предпосылок для дальнейшего самосовершенствования.
Параметру «Подготовка по предмету» соответствуют следующие критерии:
- Ориентировка в пространстве и на плоскости – умение верно определять положения объектов и предметов относительно друг друга.
- Умение быстро переключать внимание, или держать внимание на нужном объекте – умение находиться в текущем моменте и решать текущие задачи.
- Умение выполнять основные элементы вышивки.
- Аккуратность выполнения работы.
Для проведения мониторинга определены три уровня развития определенных качеств: высокий, средний, низкий.
Высокому уровню (4-5 баллов) соответствуют:
Высокое и четкое проявление параметра, хорошо сформированный навык, глубокое, устойчивое знание предмета;
Средний уровень развития (2-3 балла) характеризуется:
Среднее проявление параметра, навык сформирован, присутствуют знания на среднем уровне, результат не стабильный;
Начальный уровень развития (0-1 балл):
Исследуемый параметр не развит, не выражен или проявляется на низком уровне, редко, навык не сформирован.
В ходе проведения мониторинга применялись следующие методы:
- наблюдение,
- опрос,
- беседа,
- практическое задание.
1.13 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Выставка
Участие в конкурсе
Творческая работа
1.14 Материально-техническое обеспечение
- кабинет №1;
- стол (6 двухместных и 4 одноместных), стул – 16 шт.
- наглядные пособия;
- инструменты и материалы: игла, канва, пяльцы, нитки, бисер, схемы;
- технические средства обучения.
1.15 Информационное обеспечение
Интернет источники :
http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования
https://1сентября.рф/?ID=200400203 – издательский дом 1 сентября
https://crtdu.3dn.ru/ - сайт МБУДО ЦРТДиЮ
http://mo.mosreg.ru/ - сайт Министерства образования Московской области
http://www.horeograf.com/ - сайт для хореографов и танцоров
https://infourok.ru – сайт для организаторов
1.16 Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования Зеленцова Анна Александровна, педагог высшей квалификационной категории.
2. Учебный план
Задачи 1 года обучения:
- воспитание и развитие способности эстетического восприятия произведений декоративно-прикладного искусства;
- развивать у учащихся усидчивость, трудолюбие, терпение;
- вооружить учащихся практическими умениями и навыками качественного выполнения работы;
- развивать способности к самообразованию.
№ | Название раздела | кол-во часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие. | 1 ч | 1 | Устный опрос | |
2 | История вышивки. | 1 ч | 1 | Устный опрос | |
3 | Основные элементы (узоры) русского народного костюма. | 1 ч | 1 | Устный опрос | |
4 | Виды стежков в технике вышивки крестом. Правила выполнения стежков в технике вышивки бисером. | 3 ч | 1 | 2 | 1.Устный опрос 2.Практическое задание |
5 | Вышивание крестом и бисером основных элементов русского народного костюма. | 20 ч | 2 | 18 | 1.Устный опрос 2.Практическое задание |
6 | Вышивка крестом по выбранным схемам на тему «Этот удивительный мир». | 20 ч | 2 | 18 | 1.Устный опрос 2.Практическое задание 3. Выставка работ |
7 | Вышивка по выбранным схемам на свободную тему | 16 ч | 2 | 14 | 1.Устный опрос 2.Практическое задание |
8 | Оформление готовых работ. | 2 ч | 2 | Выставка работ | |
Итого | 64 ч | 10ч | 54ч |
3. Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие. (1 час)
Теория Требования по технике безопасности при работе с инструментами. Задачи и план работы кружка. Правила поведения. Оборудование рабочего места. Правила техники безопасности. Материалы для вышивания: канва, мулине, иглы, пяльцы, схемы. Показ образцов изделий. Типы канвы для вышивания.
Тема 2. История вышивки. (1час)
Теория Типы вышивки. Узоры в русской вышивке.
Тема 3. Основные элементы (узоры) русского народного костюма. (1час)
Теория
Тема 4. Виды стежков в технике вышивки крестом. Правила выполнения стежков в технике вышивки бисером. (3 часа)
Теория Стежок крестом, стежок «назад иголку», стежок неполным крестиком, французский узелок.
Практика Зарисовка простейших стежков. Вдевание нитки в иголку. Правила закрепления нити на канве. Практическая работа: выполнение простейших стежков на канве.
Тема 5. Вышивание крестом и бисером основных элементов русского народного костюма. (20 часов)
Теория Выбор схемы для вышивания. Подбор ниток, бисера. Работа с журналами, выбор схемы для вышивания.
Практика Вышивка по выбранным схемам. Определение центра ткани. Использование пяльцев. Причины неаккуратного выполнения вышивки и их исправление.
Тема 6. Вышивка крестом по выбранным схемам на тему «Этот удивительный мир». (20 часов)
Теория Выбор схемы для вышивания. Подбор ниток, бисера. Работа с журналами, выбор схемы для вышивания.
Практика Вышивка по выбранным схемам. Определение центра ткани. Использование пяльцев. Причины неаккуратного выполнения вышивки и их исправление.
Тема 7. Вышивка по выбранным схемам на свободную тему. (16 часов)
Теория Выбор схемы для вышивания. Подбор ниток, бисера. Работа с журналами, выбор схемы для вышивания.
Практика Вышивка по выбранным схемам. Определение центра ткани. Использование пяльцев. Причины неаккуратного выполнения вышивки и их исправление.
Тема 8. Оформление готовых работ. (2 часа)
Практика Стирка и утюжка вышитого изделия. Выбор материалов для оформления. Оформление готовых работ.
4. Методическое обеспечение.
- методы обучения и воспитания:
Используются следующие методы обучения:
Словесные методы: беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие, возможно в сочетании с демонстрацией репродукций, готовых работ.
Эмоциональные методы: поощрение, порицание, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, удовлетворение желаний быть значимой личностью.
Познавательные методы: познавательный интерес, выполнение творческих заданий.
Волевые методы: предъявление учебных требований, самооценка деятельности и коррекция, рефлексия поведения, прогнозирование деятельности.
Социальные методы: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах.
Практические – получение информации на основании практических действий, выполняемых обучающимися.
Наглядные – сообщение учебной информации при помощи средств наглядности (просмотр репродукций, схем и готовых работ)
Используются следующие методы воспитания:
- Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из
основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой
специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых
ребенок добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него
чувства уверенности в своих силах и «легкости» процесса обучения.
- Метод формирования готовности восприятия учебного материала с
использованием способов концентрации внимания и эмоционального
побуждения.
- Метод стимулирования к продуктивной деятельности при подборе ярких,
образных рисунков
- Формы организации образовательного процесса
Формой организации образовательного процесса по программе «Волшебная иголочка» является групповое занятие.
При обучении в составе группы внутри нее возникает интенсивный обмен информацией, поэтому групповые формы эффективны в группах с участниками различного уровня подготовки и мотивации. Усвоение знаний и умений происходит результативнее при общении учащихся с более подготовленными товарищами.
- Формы организации учебного занятия
- вводное занятие – занятие, которое проводится в начале образовательного периода с целью ознакомления с предстоящими видами работы и тематикой обучения;
- комбинированные формы занятий, на которых теоретические объяснения иллюстрируются примерами, видеоматериалами, показом педагога;
- практические занятия;
- творческая работа;
- беседа;
- рассказ.
- Педагогические технологии
- Технология развивающего обучения
- Технология личностно-ориентированного обучения
- Здоровьесберегающая технология
- Алгоритм учебного занятия
Схема построения занятия одинакова на всех этапах обучения:
Вводная часть - подготовительная часть – основная часть – заключительная часть.
В вводную часть входит орг. момент и сообщение темы занятия (3-5 мин.)
Подготовительная часть включает повторение раннее пройденного материала, составление плана работы на текущее занятие (5-7 мин.)
Основная часть содержит учебно-тренировочные задания, выполнение практических заданий согласно теме занятия.
В заключительную часть входит подведение итогов, уборка рабочих мест, прощание, уход (5-10минут).
5. Список литературы
Учебно-методическая литература для учителя:
1.Астапенко Э.А. Вышивка. М., 2005.
2.Аристамбекова Н.Е. Вышивка крестом. М.: Эстерна, 2005.
5.Сотникова Н.А. Вышивка для начинающих и не только. М., 2000.
6.Хворостухина С.А. Золотая книга женского рукоделия. М., 2003.
Учебно-методическая литература для учащегося:
1.Журнал Вышивка для души
2.Журнал Цветная ниточка
3.Журнал Весёлые петельки
4.Схемы для вышивания
6. Календарный учебный график
№ п/п | Дата проведения | Время проведения занятий | Форма занятия | Коли-чество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |
месяц | число | |||||||
1 | 09 | 03 | 14.50-15.30 | теоретич. | 1 | Вводное занятие. Техника безопасности при работе с иглой и ножницами. | Кабинет №1 | Устный опрос |
2 | 09 | 03 | 15.40-16.20 | теоретич. | 1 | История вышивки. | Кабинет №1 | Устный опрос |
3 | 09 | 10 | 14.50-15.30 | теоретич., практич. | 1 | Основные элементы (узоры) русского народного костюма. | Кабинет №1 | Устный опрос |
4 | 09 | 10 | 15.40-16.20 | теоретич.,практич. | 1 | Виды стежков в технике вышивки крестом. Техника безопасности при работе с иглой и ножницами. | Кабинет №1 | Устный опрос |
5 | 09 | 17 | 14.50-15.30 | теоретич. | 1 | Использование бисера в народном костюме. | Кабинет №1 | |
6 | 09 | 17 | 15.40-16.20 | теоретич., практич | 1 | Правила выполнения стежков в технике вышивки бисером. | Кабинет №1 | Устный опрос |
7 | 09 | 24 | 14.50-15.30 | практич. | 1 | Вышивание крестом и бисером основных элементов русского народного костюма. | Кабинет №1 | Наблюдение Практическая работа |
8 | 09 | 24 | 15.40-16.20 | практич. | 1 | Вышивание крестом и бисером основных элементов русского народного костюма. | Кабинет №1 | Наблюдение Практическая работа |
9 | 10 | 01 | 14.50-15.30 | практич. | 1 | Вышивание крестом и бисером основных элементов русского народного костюма. | Кабинет №1 | Наблюдение Практическая работа |
10 | 10 | 01 | 15.40-16.20 | практич. | 1 | Вышивание крестом и бисером основных элементов русского народного костюма. | Кабинет №1 | Наблюдение Практическая работа |
11 | 10 | 15 | 14.50-15.30 | практич. | 1 | Вышивание крестом и бисером основных элементов русского народного костюма. | Кабинет №1 | Практическая работа |
12 | 10 | 15 | 15.40-16.20 | практич. | 1 | Вышивание крестом и бисером основных элементов русского народного костюма. | Кабинет №1 | Наблюдение Практическая работа |
13 | 10 | 22 | 14.50-15.30 | практич. | 1 | Вышивание крестом и бисером основных элементов русского народного костюма. | Кабинет №1 | Практическая работа |
14 | 10 | 22 | 15.40-16.20 | практич. | 1 | Вышивание крестом и бисером основных элементов русского народного костюма. | Кабинет №1 | Наблюдение Практическая работа |
15 | 10 | 29 | 14.50-15.30 | практич. | 1 | Вышивание крестом и бисером основных элементов русского народного костюма. | Кабинет №1 | Практическая работа |
16 | 10 | 29 | 15.40-16.20 | практич. | 1 | Вышивание крестом и бисером основных элементов русского народного костюма. | Кабинет №1 | Наблюдение Практическая работа |
17 | 11 | 05 | 14.50-15.30 | практич. | 1 | Вышивание крестом и бисером основных элементов русского народного костюма. | Кабинет №1 | Устный опрос Практическая работа |
18 | 11 | 05 | 15.40-16.20 | практич. | 1 | Вышивание крестом и бисером основных элементов русского народного костюма. | Кабинет №1 | Практическая работа |
19 | 11 | 12 | 14.50-15.30 | практич. | 1 | Вышивание крестом и бисером основных элементов русского народного костюма. | Кабинет №1 | Практическая работа |
20 | 11 | 12 | 15.40-16.20 | практич. | 1 | Вышивание крестом и бисером основных элементов русского народного костюма. | Кабинет №1 | Практическая работа |
21 | 11 | 26 | 14.50-15.30 | практич. | 1 | Вышивание крестом и бисером основных элементов русского народного костюма. | Кабинет №1 | Практическая работа |
22 | 11 | 26 | 15.40-16.20 | практич. | 1 | Вышивание крестом и бисером основных элементов русского народного костюма. | Кабинет №1 | Практическая работа |
23 | 12 | 03 | 14.50-15.30 | практич. | 1 | Вышивание крестом и бисером основных элементов русского народного костюма. | Кабинет №1 | Практическая работа |
24 | 12 | 03 | 15.40-16.20 | практич. | 1 | Вышивание крестом и бисером основных элементов русского народного костюма. | Кабинет №1 | Практическая работа |
25 | 12 | 10 | 14.50-15.30 | практич. | 1 | Вышивание крестом и бисером основных элементов русского народного костюма. | Кабинет №1 | Практическая работа |
26 | 12 | 10 | 15.40-16.20 | практич. | 1 | Вышивание крестом и бисером основных элементов русского народного костюма. | Кабинет №1 | Творческий отчет |
27 | 12 | 17 | 14.50-15.30 | практич. | 1 | Вышивка крестом по выбранным схемам на тему «Этот удивительный мир». Подбор ниток и бисера. | Кабинет №1 | Устный опрос Практическая работа |
28 | 12 | 17 | 15.40-16.20 | практич. | 1 | Вышивка крестом по выбранным схемам на тему «Этот удивительный мир». | Кабинет №1 | Устный опрос Практическая работа |
29 | 12 | 24 | 14.50-15.30 | практич. | 1 | Вышивка крестом по выбранным схемам на тему «Этот удивительный мир». | Кабинет №1 | Наблюдение Практическая работа |
30 | 12 | 24 | 15.40-16.20 | практич. | 1 | Вышивка крестом по выбранным схемам на тему «Этот удивительный мир». | Кабинет №1 | Наблюдение Практическая работа |
31 | 01 | 14 | 14.50-15.30 | практич. | 1 | Вышивка крестом по выбранным схемам на тему «Этот удивительный мир». | Кабинет №1 | Наблюдение Практическая работа |
32 | 01 | 14 | 15.40-16.20 | практич. | 1 | Вышивка крестом по выбранным схемам на тему «Этот удивительный мир». | Кабинет №1 | Практическая работа |
33 | 01 | 21 | 14.50-15.30 | практич. | 1 | Вышивка крестом по выбранным схемам на тему «Этот удивительный мир». | Кабинет №1 | Наблюдение Практическая работа |
34 | 01 | 21 | 15.40-16.20 | практич. | 1 | Вышивка крестом по выбранным схемам на тему «Этот удивительный мир». | Кабинет №1 | Наблюдение Практическая работа |
35 | 01 | 28 | 14.50-15.30 | практич. | 1 | Вышивка крестом по выбранным схемам на тему «Этот удивительный мир». | Кабинет №1 | Практическая работа |
36 | 01 | 28 | 15.40-16.20 | практич. | 1 | Вышивка крестом по выбранным схемам на тему «Этот удивительный мир». | Кабинет №1 | Практическая работа |
37 | 02 | 04 | 14.50-15.30 | практич. | 1 | Вышивка крестом по выбранным схемам на тему «Этот удивительный мир». | Кабинет №1 | Практическая работа |
38 | 02 | 04 | 15.40-16.20 | практич. | 1 | Вышивка крестом по выбранным схемам на тему «Этот удивительный мир». | Кабинет №1 | Практическая работа |
39 | 02 | 11 | 14.50-15.30 | практич. | 1 | Вышивка крестом по выбранным схемам на тему «Этот удивительный мир». | Кабинет №1 | Практическая работа |
40 | 02 | 11 | 15.40-16.20 | практич. | 1 | Вышивка крестом по выбранным схемам на тему «Этот удивительный мир». | Кабинет №1 | Практическая работа |
41 | 02 | 25 | 14.50-15.30 | практич. | 1 | Вышивка крестом по выбранным схемам на тему «Этот удивительный мир». | Кабинет №1 | Практическая работа |
42 | 02 | 25 | 15.40-16.20 | практич. | 1 | Вышивка крестом по выбранным схемам на тему «Этот удивительный мир». | Кабинет №1 | Практическая работа |
43 | 03 | 03 | 14.50-15.30 | практич. | 1 | Вышивка крестом по выбранным схемам на тему «Этот удивительный мир». | Кабинет №1 | Практическая работа |
44 | 03 | 03 | 15.40-16.20 | практич. | 1 | Вышивка крестом по выбранным схемам на тему «Этот удивительный мир». | Кабинет №1 | Практическая работа |
45 | 03 | 10 | 14.50-15.30 | практич. | 1 | Вышивка крестом по выбранным схемам на тему «Этот удивительный мир». | Кабинет №1 | Практическая работа |
46 | 03 | 10 | 15.40-16.20 | теоретич. | 1 | Вышивка крестом по выбранным схемам на тему «Этот удивительный мир». | Кабинет №1 | Выставка работ |
47 | 03 | 17 | 14.50-15.30 | практич. | 1 | Вышивка по выбранным схемам на свободную тему. Подбор ниток и бисера. | Кабинет №1 | Устный опрос Практическая работа |
48 | 03 | 17 | 15.40-16.20 | практич. | 1 | Вышивка по выбранным схемам на свободную тему. | Кабинет №1 | Наблюдение Практическая работа |
49 | 03 | 24 | 14.50-15.30 | практич. | 1 | Вышивка по выбранным схемам на свободную тему. | Кабинет №1 | Наблюдение Практическая работа |
50 | 03 | 24 | 15.40-16.20 | практич. | 1 | Вышивка по выбранным схемам на свободную тему. | Кабинет №1 | Наблюдение Практическая работа |
51 | 03 | 31 | 14.50-15.30 | практич. | 1 | Вышивка по выбранным схемам на свободную тему. | Кабинет №1 | Наблюдение Практическая работа |
52 | 03 | 31 | 15.40-16.20 | практич. | 1 | Вышивка по выбранным схемам на свободную тему. | Кабинет №1 | Наблюдение Практическая работа |
53 | 04 | 14 | 14.50-15.30 | практич. | 1 | Вышивка по выбранным схемам на свободную тему. | Кабинет №1 | Практическая работа |
54 | 04 | 14 | 15.40-16.20 | практич. | Вышивка по выбранным схемам на свободную тему. | Кабинет №1 | Практическая работа | |
55 | 04 | 21 | 14.50-15.30 | практич. | 1 | Вышивка по выбранным схемам на свободную тему. | Кабинет №1 | Практическая работа |
56 | 04 | 21 | 15.40-16.20 | практич. | 1 | Вышивка по выбранным схемам на свободную тему. | Кабинет №1 | Практическая работа |
57 | 04 | 28 | 14.50-15.30 | практич. | 1 | Вышивка по выбранным схемам на свободную тему. | Кабинет №1 | Практическая работа |
58 | 04 | 28 | 15.40-16.20 | практич. | 1 | Вышивка по выбранным схемам на свободную тему. | Кабинет №1 | Практическая работа |
59 | 05 | 12 | 14.50-15.30 | практич. | 1 | Вышивка по выбранным схемам на свободную тему. | Кабинет №1 | Практическая работа |
60 | 05 | 12 | 15.40-16.20 | практич. | 1 | Вышивка по выбранным схемам на свободную тему. | Кабинет №1 | Практическая работа |
61 | 05 | 19 | 14.50-15.30 | практич. | 1 | Вышивка по выбранным схемам на свободную тему. | Кабинет №1 | Практическая работа |
62 | 05 | 19 | 15.40-16.20 | практич. | 1 | Вышивка по выбранным схемам на свободную тему. | Кабинет №1 | Практическая работа |
63 | 05 | 26 | 14.50-15.30 | практич. | 1 | Оформление готовых работ. | Кабинет №1 | Практическая работа |
64 | 05 | 26 | 15.40-16.20 | практич. | 1 | Оформление готовых работ. | Кабинет №1 | Выставка работ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Коробчеевская школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Коломенского городского округа Московской области»
_____________________________________________________________________________
Рекомендовано УТВЕРЖДЕНО
Педагогическим советом Приказом директора
от 28 августа 2019г. МКОУ «Коробчеевская школа-интернат»
№ 126 – ОД от «29 » августа 2019г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ»
технической направленности
(стартовый уровень)
Возраст обучающихся – 15 -16 лет
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель:
Зеленцова Анна Александровна,
учитель высшей квалификационной категории
2019-2020 учебный год
Коломенский городской округ
1. Пояснительная записка
Программа составлена с учетом базовых нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога:
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3.
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
5. Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.092015 № 1040).
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
7. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной /1/ политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).
8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).
9. Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).
10. Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 13 в/07).
11. Устав МКОУ « Коробчеевская школа –интернат».
Реализация программы способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач - создание условий для формирования у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 15-16 лет коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка, а также развития ИКТ-компетенции обучающихся.
1.1 Направленность
Программа дополнительного образования «Основы информатики» имеет техническую направленность и представляет собой вариант программы организации дополнительного образования школьников с применением мультимедиа-технологий.
1.2 Актуальность
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет удовлетворить потребность учащихся в дополнительном информационном материале, применять полученные знания на практике, реализовывать свой творческий потенциал.
1.3 Цель
Цель: развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у обучающихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности обучающихся, позволяет им проявить себя, выявить свой творческий потенциал посредством мультимедиа технологий.
Основные цели курса:
- реализовать в наиболее полной мере интерес учащихся к изучению современных информационных технологий;
- раскрыть основные возможности, приемы и методы обработки информации разной структуры;
- развивать у учащихся информационную культуру;
- создать условия для внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы;
- освоение терминологии и основных понятий информатики и информационных технологий.
- научить детей пользоваться необходимым пакетом офисных программ Microsoft Office 2000: Word , Excel, Paint и Power Point.
Задачи:
Обучающие
- дать понятие об операционной системе,
- познакомить с устройством компьютера,
- научить основным приемам работы с текстом,
- научить основным приемам работы с операционными таблицами,
- научить создавать простейшие презентации и рисунки,
- научить правилам работы с другими носителями информации (дисками, картами памяти),
- дать информацию о заболеваниях глаз, опорно-двигательного аппарата и мерами профилактики данных заболеваний.
Развивающие
- сформировать дружелюбное отношение к друг другу, уважение к себе и другим,
- развивать познавательную, творческую, общественную активность, коммуникабельность,
- самостоятельность (в т.ч. в принятии решений),
- дать навыки работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения.
Воспитательные
- воспитывать целеустремленность,
- формировать активную жизненную позицию,
- формировать такие качества как усидчивость, ответственность.
1.4 Отличительные особенности
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена важностью создания условий для формирования у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 15-16 лет коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка, а также развития ИКТ-компетенции обучающихся.
1.5 Адресат программы
Данная программа рассчитана на детей в возрасте 15-16 лет.
Психологические особенности данного возраста
Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 17 лет)
В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Усиливается значимость собственных ценностей, усложняется отношение к себе (если раньше подростки судили о себе категорично и прямолинейно, то теперь – более тонко).
В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение.
Центральным же новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Создается так называемый жизненный план: старшеклассник решает, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть в своей будущей жизни (личностное или моральное самоопределение). Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость, появляется сознательное отношение к учению.
Существенно влияет на процесс самоопределения общение со значимыми людьми: возникает особый интерес к общению со взрослыми, восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне. В общении со сверстниками тоже происходят изменения: повышаются требования к дружбе, усложняются ее критерии.
Эти наиболее глубокие отношения определяют важные стороны развития личности, моральное самоопределение.
1.6 Объем и срок освоения
Программа «Основы информатики» имеет объем 28 часов. Срок освоения программы 1 год.
1.7 Формы проведения занятий – очная
1.8 Особенности организации образовательного процесса
Дополнительное образование по информатике основано на двух формах: индивидуальная и групповая. Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Состав группы постоянный.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами, выходом в Интернет. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции у учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Занятия могут проводиться как со всей группой, так и по звеньям, подгруппам, индивидуально. Количество обучающихся в группе – 6 человек.
1.9 Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (28 часов в год).
1.10 Планируемые результаты
Предметные результаты:
Текстовый редактор Word
- применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
- выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
- использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
- создавать и форматировать списки;
- создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
- создавать круговые и столбиковые диаграммы.
- создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
- осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
- оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.
Электронные таблицы Excel.
- использовать основные приёмы создания электронной книги;
- научиться вводить данные в таблицу, оформлять её.
Редактор Power Point
- использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
- научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора.
Личностные результаты:
- толерантность, дружелюбное отношение к друг другу;
- познавательная, творческая, общественная активность;
- самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
- коммуникабельность;
- уважение к себе и другим;
- личная и взаимная ответственность;
- готовность действия в нестандартных ситуациях;
1.11 Формы аттестации
- выполнение практических заданий,
- тестирование,
- устный опрос.
1.12 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
Мониторинг освоения образовательной программы дополнительного образования «Основы информатики»
Цель:
- отслеживание динамики результатов обучения ребёнка в процессе освоения им дополнительной образовательной программы, повышения успеваемости обучающихся.
- обеспечение объективной, достоверной и оперативной информации о качестве результатов освоения образовательной программы
Задачи:
- Контроль качества образования;
- Подбор эффективных методов обучения;
- Выявление результатов педагогического процесса;
- Получение сведений о личности обучающихся;
- Индивидуальный подбор методов и приемов воздействия на каждого обучающегося.
- Самоанализ своего педагогического труда.
Сроки проведения.
Входной контроль | Дата проведения: Сентябрь |
Промежуточный контроль | Дата проведения: Декабрь |
Итоговый контроль | Дата проведения: Май |
С целью проверки эффективности развития личностных качеств и исполнительских навыков обучающихся были разработаны ее параметры и критерии:
- универсальные учебные действия;
- подготовка по предмету.
_____________________________________________________________
(ФИО обучающегося)
Параметры | Критерии | Дата проведения контроля | ||
сентябрь | декабрь | май | ||
Универсальные учебные действия | Мотивация, активная позиция обучающегося | |||
Общее развитие (физическое, эмоциональное) | ||||
Работоспособность | ||||
Умение работать в команде | ||||
Умение самостоятельно находить способы решения поставленной задачи | ||||
Подготовка по предмету | Ориентировка в пространстве и группе | |||
Умение быстро переключать внимание, или держать внимание на нужном объекте | ||||
Освоение терминологии и основных понятий информатики и информационных технологий | ||||
Параметру «универсальные учебные действия» соответствуют следующие критерии:
- Мотивация, активная позиция обучающегося - интерес и потребность к данному виду деятельности, активность самоорганизации и стремление к занятиям, проявляемая активность при достижении целей, эмоциональное участие в процессе обучения, умение устанавливать личностный смысл деятельности, мотивировать ее внутренней или внешней необходимостью.
- Общее развитие (физическое, эмоциональное)- наличие общих физических и психологических предпосылок для занятий соответствующим видом деятельности.
- Работоспособность - усидчивость, способность сосредоточенно повторять различные упражнения, выполнять все требования педагога на протяжении всего занятия.
- Умение работать в команде - наличие коммуникативных навыков как фактора социализации обучающихся, создания благоприятного климата в детском коллективе для более легкого и успешного освоения программы.
- Умение самостоятельно находить способы решения поставленной задачи – осознание обучающимися уровня освоения планируемого результата деятельности, приводящее к пониманию своих проблем и тем самым созданию предпосылок для дальнейшего самосовершенствования.
Параметру «Подготовка по предмету» соответствуют следующие критерии:
- Ориентировка в пространстве и группе – умение верно определять положения объектов и предметов относительно друг друга, выбирать цель, выстраивать маршрут.
- Умение быстро переключать внимание, или держать внимание на нужном объекте – умение находиться в текущем моменте и решать текущие задачи.
- Освоение терминологии и основных понятий информатики и информационных технологий.
Для проведения мониторинга определены три уровня развития определенных качеств: высокий, средний, низкий.
Высокому уровню (4-5 баллов) соответствуют:
Высокое и четкое проявление параметра, хорошо сформированный навык, глубокое, устойчивое знание предмета;
Средний уровень развития (2-3 балла) характеризуется:
Среднее проявление параметра, навык сформирован, присутствуют знания на среднем уровне, результат не стабильный;
Начальный уровень развития (0-1 балл):
Исследуемый параметр не развит, не выражен или проявляется на низком уровне, редко, навык не сформирован.
В ходе проведения мониторинга применялись следующие методы:
- наблюдение,
- опрос,
- беседа,
- практическое задание.
1.13 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
- Участие в конкурсе
- Творческая работа
1.14 Материально-техническое обеспечение
Кабинет математики №1, столы: 6 двухместных и 4 одноместных, стул – 16, компьютер (системный блок, монитор, клавиатура, мышь) – 3, ноутбук – 2, принтер – 1, телевизор – 1.
1.15 Информационное обеспечение
Интернет источники :
http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования
https://1сентября.рф/?ID=200400203 – издательский дом 1 сентября
https://crtdu.3dn.ru/ - сайт МБУДО ЦРТДиЮ
http://solnet.ee/ - сайт для детей и родителей
http://mo.mosreg.ru/ - сайт Министерства образования Московской области
https://infourok.ru – сайт для организаторов
1.16 Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования Зеленцова Анна Александровна, педагог высшей квалификационной категории.
2. Учебный план
Задачи 1 года обучения:
- дать понятие об операционной системе,
- познакомить с устройством компьютера,
- научить основным приемам работы с текстом,
- научить основным приемам работы с операционными таблицами,
- научить создавать простейшие презентации и рисунки,
- научить правилам работы с другими носителями информации (дисками, картами памяти),
- дать информацию о заболеваниях глаз, опорно-двигательного аппарата и мерами профилактики данных заболеваний.
№ | Название раздела | кол-во часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение. | 2 ч | 1 | 1 | Устный опрос |
2 | Рабочий стол Windows. | 2 ч | 1 | 1 | 1.Устный опрос 2.Практические задания |
3 | Основные приемы работы с информацией. | 2 ч | 1 | 1 | 1.Устный опрос 2.Практические задания |
4 | Текстовый редактор Word. | 13 ч | 6 | 8 | 1.Устный опрос 2.Практические задания 3.Творческое задание |
5 | Электронные таблицы Excel. | 4 ч | 2 | 2 | 1.Устный опрос 2.Практические задания 3.Творческое задание |
6 | Работа в программе Power Point. | 5 ч | 2 | 3 | 1.Устный опрос 2.Практические задания 3.Творческое задание |
Итого | 28 ч | 13ч | 15ч |
3.Содержание учебного плана
Тема 1. «Введение» (2 часа)
Теория: Обучающиеся знакомятся с устройством компьютера, его основными составляющими, вспомогательной техникой, правилами включения и выключения компьютера, компьютерной мышкой – как основной помощницей при работе с компьютером. Узнают о различных видах окон и как работать с ними. В процессе обучения работе на компьютере большое внимание уделяется здоровью, поэтому обучающиеся знакомятся с наиболее распространенными заболеваниями, которые возникают при длительной работе за компьютером и их профилактикой.
Практика: Учатся включать и выключать компьютер, работать мышкой. Знакомятся с профилактическими упражнениями.
Тема 2. «Рабочий стол Windows» (2 часа)
Теория: Обучающиеся узнают что такое «Рабочий стол», его внешним видом, как можно настроить рабочий стол, изменить его параметры.
Практика: Учатся работать без двойных щелчков, изменять внешний вид окон, менять экранные заставки.
Тема 3. «Основные приемы хранения информации». (2 часа)
Теория: Обучающиеся узнают об основных приемах хранения информации.
Практика: Учатся создавать файлы и папки, давать им имена и изменять их. Копировать, перемещать и удалять файлы. Учатся пользоваться корзиной и кнопкой «Пуск». Сохранять файлы на диски и карты памяти.
Тема 4. «Как подготовить текс» (13 часов)
Теория: Знакомятся с тем, как правильно выбрать размеры страницы, как выполнить предварительный просмотр, сохранить текст и распечатать его
Практика: Обучающиеся практически учатся работать с текстом: выбор шрифта, выделение цветом, выделение и перемещение фрагментов текста. Знакомятся с таблицами, сносками, нумерацией страниц. Учатся вставлять в текст иллюстрации: графики, диаграммы, ссылки. Создание поздравительных открыток, расписания уроков.
Тема 5. «Электронные таблицы Excel» (4 часа)
Теория: Обучающиеся знакомятся с электронными таблицами, правилам работы с ними, основными приемами создания таблиц, их оформлением, хранением информации в таблицах, их печать.
Практика: На занятиях учатся создавать и оформлять таблицы, хранить информацию и печать. Результат работы – создание домашнего телефонного справочника.
Тема 6. «Работа в программе Power Point» (5 часов)
Теория: Обучающиеся знакомятся с правилами создания презентаций.
Практика: Дети овладевают основными приемами работы со слайдами, их оформлением, вставкой рисунков, звука, хранением. Результат работы – создание презентации на свободную тему.
4. Методическое обеспечение
- Методы обучения и воспитания:
- Словесные методы: беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие, возможно в сочетании с демонстрацией видеофильмов.
- Эмоциональные методы: поощрение, порицание, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, удовлетворение желаний быть значимой личностью.
- Познавательные методы: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий.
- Волевые методы: предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, самооценка деятельности и коррекция, рефлексия поведения, прогнозирование деятельности.
- Социальные методы: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничество,
- заинтересованность в результатах, взаимопроверка.
- Практические: получение информации на основании практических действий, выполняемых обучающимися. Основные методы работы – тренировки, тренинги, упражнения, творческие задания и показы.
- Наглядные: сообщение учебной информации при помощи средств наглядности (просмотр видео – роликов, телевизионные версии пластических и театральных спектаклей)
- Методы воспитания:
- Создание ситуаций успеха на занятиях по программе является одним из
основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой
специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых
ребенок добивается хороших результатов, что ведет к возникновению у него
чувства уверенности в своих силах и «легкости» процесса обучения.
- Метод формирования готовности восприятия учебного материала с
использованием способов концентрации внимания и эмоционального
побуждения.
- Метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких,
образных текстов, музыкального сопровождения.
- Формы организации образовательного процесса
Формой организации образовательного процесса по программе «Основы информатики» являются групповые занятия. Это достаточно типичная форма обучения при использовании компьютерной техники, например, при освоении новых программных средств, при работе над проектами, при недостаточном количестве компьютеров и т.д. Эта форма может отражать реальное разделение труда в коллективе, работающих над одной задачей.
При обучении в составе группы внутри нее возникает интенсивный обмен информацией, поэтому групповые формы эффективны в группах с участниками различного уровня подготовки и мотивации. Усвоение знаний и умений происходит результативнее при общении учащихся с более подготовленными товарищами.
- Формы организации учебного занятия
- вводное занятие – занятие, которое проводится в начале образовательного периода с целью ознакомления с предстоящими видами работы и тематикой обучения;
- комбинированные формы занятий, на которых теоретические объяснения иллюстрируются примерами, видеоматериалами, показом педагога;
- практические занятия;
- творческая работа.
- Педагогические технологии
- Технология развивающего обучения
- Технология личностно-ориентированного обучения
- Информационно коммуникативная технология
- Здоровьесберегающая технология
- Алгоритм учебного занятия
Схема построения занятия одинакова на всех этапах обучения:
Вводная часть - подготовительная часть – основная часть – заключительная часть.
В вводную часть входит орг. момент и сообщение темы занятия (3-5 мин)
Подготовительная часть включает повторение раннее пройденного материала (5-7 мин)
Основная часть содержит учебно-тренировочные задания, изучение последовательностей выполнения команд, выполнение практических заданий согласно теме занятия
В заключительную часть входит подведение итогов, прощание, уход (5-10) минут.
5. Список литературы:
- Журин А.А. Учимся работать на компьютере.. – М.: Лист нью, Большая Медведица, 2002 г.
- Жуйков Е. Школьник за компьютером: Здоровьесберегающие технологии /Евгений Жуйков, Людмила Леонова. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32с. – (Библиотечка «первого сентября», серия «Здоровье детей», Вып. 6 (18)).
- Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. [Текст] / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
6. Календарный учебный график
№ | Дата проведения | Время проведения занятий | Форма занятия | Количество часов | Тема занятий | Место проведения | Форма контроля | |
месяц | число | |||||||
Введение. (2 часа) | ||||||||
1 | 09 | 02 | 8.20-9.00 | Вводное занятие | 1 | Вводное занятие. Компьютер и его устройство. Техника безопасности на занятиях кружка. | МКОУ «Коробчеевская школа-интернат» Кабинет №1 | Устный опрос |
2 | 09 | 09 | 8.20-9.00 | Комбинированное занятие | 1 | Включение и выключение. Мышь – Ваша правая рука. Виды окон компьютера | Практические задания | |
Рабочий стол Windows. (2 часа) | ||||||||
3 | 09 | 16 | 8.20-9.00 | Комбинированное занятие | 1 | Из чего состоит рабочий стол. Настройка рабочего стола. Внешний вид рабочего стола. Внешний вид окон. | МКОУ «Коробчеевская школа-интернат» Кабинет №1 | |
4 | 09 | 23 | 8.20-9.00 | Комбинированное занятие | 1 | Настройка рабочего стола. Работа без двойных щелчков мышью. Экранные заставки. Перемещение окон по рабочему столу. | Практические задания | |
Основные приемы работы с информацией. (2 часа) | ||||||||
5 | 09 | 30 | 8.20-9.00 | Комбинированное занятие | 1 | Организация хранения информации в компьютере. Имена файлов и папок. Поиск файла на диске. («Мой компьютер», «Проводник, «Пуск») | МКОУ «Коробчеевская школа-интернат» Кабинет №1 | |
6 | 10 | 14 | 8.20-9.00 | Комбинированное занятие | 1 | Создание, копирование, перемещение, удаление файла. Корзина. Работа с папками. | Практические задания | |
Текстовый редактор Word. (13 часов) | ||||||||
7 | 10 | 21 | 8.20-9.00 | Практическая работа в редакторе Word | 1 | Знакомство с текстовым редактором Word. Разработка плана будущего текста. Сохранение документа. | МКОУ «Коробчеевская школа-интернат» Кабинет №1 | 1.Устный опрос 2.Практические задания |
8 | 10 | 28 | 8.20-9.00 | Практическая работа в редакторе Word | 1 | Создание текстового документа. Способы редактирования текста. | 1.Устный опрос 2.Практические задания | |
9 | 11 | 11 | 8.20-9.00 | Практическая работа в редакторе Word | 1 | Основные приемы работы с текстом. Выделение фрагментов текста. Копирование и перемещение фрагментов текста. | 1.Устный опрос 2.Практические задания | |
10 | 11 | 25 | 8.20-9.00 | Практическая работа в редакторе Word | 1 | Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов, выделение текста цветом. | 1.Устный опрос 2.Практические задания | |
11 | 12 | 02 | 8.20-9.00 | Практическая работа в редакторе Word | 1 | Основные приемы работы с текстом. Сноски. Быстрое перемещение по большому тексту. | 1.Устный опрос 2.Практические задания | |
12 | 12 | 09 | 8.20-9.00 | Практическая работа в редакторе Word | 1 | Выравнивание текста, использование отступа, межстрочный интервал. Вставка специальных символов, даты и времени. | 1.Устный опрос 2.Практические задания | |
13 | 12 | 16 | 8.20-9.00 | Практическая работа в редакторе Word | 1 | Используем элементы рисования: автофигуры, заливка, линии, стрелки. | 1.Устный опрос 2.Практические задания | |
14 | 12 | 23 | 8.20-9.00 | Практическая работа в редакторе Word | 1 | Используем элементы рисования: тени, объем, вставка картинок, рисунков. Практическая работа «Поздравительная открытка «С Новым годом». | 1.Устный опрос 2.Практические задания | |
15 | 01 | 13 | 8.20-9.00 | Практическая работа в редакторе Word | 1 | Используем элементы рисования: объект WordArt, объект Надпись. | 1.Устный опрос 2.Практические задания | |
16 | 01 | 20 | 8.20-9.00 | Практическая работа в редакторе Word | 1 | Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста, форматирование текста, изменение направления текста, добавление границ и заливки. Практическая работа «Расписание уроков». | 1.Устный опрос 2.Практические задания | |
17 | 01 | 27 | 8.20-9.00 | Практическая работа в редакторе Word | 1 | Почти готовый текст. Проверка текста. Нумерация страниц. Добавление оглавления. | 1.Устный опрос 2.Практические задания | |
18 | 02 | 03 | 8.20-9.00 | Практическая работа в редакторе Word | 1 | Печать текста. Предварительный просмотр перед печатью. Как напечатать весь текст и отдельные страницы. | 1.Устный опрос 2.Практические задания | |
19 | 02 | 10 | 8.20-9.00 | Практическая работа в редакторе Word | 1 | Самостоятельная работа «Работа с текстом». | Творческая работа | |
Электронные таблицы Excel. (4 часа) | ||||||||
20 | 03 | 02 | 8.20-9.00 | Практическая работа с таблицей Excel. | 1 | Чем электронная таблица отличается от калькулятора? Рабочая книга и рабочие листы Excel. | МКОУ «Коробчеевская школа-интернат» Кабинет №1 | |
21 | 03 | 16 | 8.20-9.00 | Практическая работа с таблицей Excel. | 1 | Создание, сохранение и открытие рабочей книги. Добавление и удаление листов. | 1.Устный опрос 2.Практические задания | |
22 | 03 | 23 | 8.20-9.00 | Практическая работа с таблицей Excel | 1 | Ввод текста в ячейки листа. Сделаем лист красивым. | 1.Устный опрос 2.Практические задания | |
23 | 03 | 30 | 8.20-9.00 | Практическая работа с таблицей Excel. | Практическая работа «Мой телефонный справочник». | Творческая работа | ||
Работа в программе Power Point. (5 часов) | ||||||||
24 | 04 | 13 | 8.20-9.00 | Создание рисунка в Power Point | 1 | Особенности представления в информации в программе Power Point. | МКОУ «Коробчеевская школа-интернат» Кабинет №1 | |
25 | 04 | 20 | 8.20-9.00 | Создание рисунка в Power Point | 1 | Создание слайдов и оформление слайдов. Дизайн. | 1.Устный опрос 2.Практические задания | |
26 | 04 | 27 | 8.20-9.00 | Создание рисунка в Power Point | 1 | Вставка текста и картинок в презентацию. Настройка анимации. | 1.Устный опрос 2.Практические задания | |
27 | 04 | 18 | 8.20-9.00 | Создание рисунка в Power Point | 1 | Настройка демонстрации презентации. Использование звука в презентации. | 1.Устный опрос 2.Практические задания | |
28 | 05 | 25 | 8.20-9.00 | Создание рисунка в Power Point | 1 | Создание творческих мини-проектов в среде Power Point. | Творческое задание |