Методическая копилка
Уважаемые коллеги, на данной страничке
Вы можете познакомиться с материалами для работы с педагогами, родителями и детьми!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterklass_3.12.2020_1_-_kopiya.docx | 35.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд№2
Мастер – класс для педагогов
«Кинезиология – как средство помощи детям с проблемами в развитии»
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу познакомить вас с образовательной кинезиологией. Данная технология относится к здоровьесберегающим технологиям, её я использую для работы с детьми с проблемами в развитии. Цели и задачи мастер-класса представлены на слайде.
Цель: распространение педагогического опыта, показать эффективность использования кинезиологических упражнений в работе с детьми с проблемами в развитии.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класа с кинезиологическими упражнениями, способствующими повышению уровня эффективности в работе с детьми с проблемами в развитии;
- повысить мотивацию к овладению нетрадиционными методиками, их широкому применению в совместной деятельности с ребенком;
- отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов работы по применению кинезиологических упражнений.
Слайд№3 В настоящее время растет число детей с проблемами в развитии, они проявляются нарушениями речи, мышления, изменениями качеств психики. Современное образование требует от ребенка чрезмерной работы мысли при минимальном использовании движения, высокого уровня внутреннего контроля для овладения учебными навыками, редко сочетающегося с легкостью и радостью учения. Наряду с высоким контролем у ребенка часто растет тревожность и страх быть неуспешным в учении, что тормозит развитие его мысли, творчества и спонтанности.
Трудности в развитии и обучении таких детей возникают в связи с незрелостью определенных функций, дисгармонии созревания головного мозга, нарушении межполушарного взаимодействия. Для решения данных проблем практикующие кинезиологи разработали коррекционно-развивающую Программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка, которую я вам сегодня представлю. Метологическая основа программы представлена на слайде. При реализации программы использовались кинезиологические упражнения, телесно-ориентированные, арттерапевтические, восточные психотехники и элементы психодрамы; упражнения из «Методики замещающего онтогенеза» Архиповой и Семенович, «Гимнастика мозга» Деннисона и других.
- Теоретическая часть
Что же такое кинезиология? Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.
Слайд №4 Образовательная Кинезиология – это использование естественных физических движений для улучшения работы мозга и тела с целью творческой самореализации личности.
Автором данного направления кинезиологии является доктор филлософии, американский психолог Пол Деннисон.
Слайд №5
Работы ведущих советских ученых в области психологии В.М.Бехтерева (1974), А.Н.Леонтьева (1975), А.Р.Лурия (1962,2002) и д. доказали влияние «простроенности» тела на уровень развития высших психических функций, что дает основное напрвление коррекционно-развивающей работы: «снизу-вверх» (от движения к мышлению) и одновременно «сверху-вниз» для создания зоны ближайшего развития.
Учитывая, что сенсомоторный уровень является базой для дальнейшего развития ВПФ, коррекционно-развивающий процесс следует начинать с двигательных методов, которые создают потенциал для будущей работы, простраивают взаимодействие между различными уровнями психической деятельности. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предпологает востребованность извне к таким психическим функциям как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, в результате коррекционно-развивающих мероприятий создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими навыками, что способствует успешной подготовки детей к обучению в школе.
Слайд №6
Коррекционно-развивающую работу с ребенком необходимо проводить с учетом особенностей его раннего развития по трем основным направлениям:
Сейчас, пожалуйста, включите свои микрофоны. Скажите, пожалуйста, что включает в себя крупная моторика? Мелкая? Вестибулярные функции?
- крупная моторика (движения в крупных суставах, переворачивание, сидение, ползание, ходьба и т.д.);
- мелкая моторика (артикуляция, движения пальцев на точность и ловкость);
- развитие и тренировка вестибулярных функций (покачивания, переворачивания и т.д.).
На первом этапе коррекционно-развивающей работы необходимо отрабатывать отдельные элементы двигательных упражнений с последующим обьединением их в двигательные комплексы.
Слайд №7
На слайде представлены принципы, которые должен соблюдать специалист, занимаясь коррекционно-развивающей работой:
- принцип единства диагностики и коррекции
- с одной стороны эффективность коррекционной работы зависит от точности диагностики, с другой диагностика бессмыслена без последующей коррекции;
- принцип нормативности развития
- важно выявить качественное своеобразие психического развития, определить его уровень, чтобы выявить полноценную базу для коррекции и дальнейшего развития;
- принцип природосообразности-
- учёт психофизиологических особенностей ребенка;
- принцип «снизу-вверх»
- усложнение и совершенствование имеющегося уровня психического развития ребенка;
- принцип «сверху-вниз»
- создание зоны ближайшего развития;
- принцип системности развития
- устранение причин отклоняющегося развития;
- деятельностный принцип
- организация целостной деятельности ребенка как предмета приложения коррекционных усилий;
- принцип единства возрастного и индивидуального развития;
- принцип единства коррекции и развития.
Все коррекционно-развивающие мероприятия желательно провести до 9-10-ти летнего возраста ребенка, потому что, чем младше ребенок, тем пластичнее мозг. Коррекционно-развивающая работа дает результат только при условии систематических и множественных повторений специальных упражнений.
Слайд №8
Коррекционно-развивающая работа, включает в себя упражнения, которые представлены га слайде. Чем же полезны данные упражнения.
Растяжки нормализуют тонус мышц. Любое отклонение (пониженный или повышенный тонус мышц) негативно сказывается на развитии психической и двигательной активности детей.
Массажи оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов.
Упражнения для развития вестибулярно-моторной координации. Вращательные движения, частичная «невесомость» или «свободное падение», активизируя вестибулярный аппарат и работу головного мозга стимулируют дальнейшее психическое развитие ребенка.
Упражнения для развития сенсорной системы (обоняние, осязание, вкус). Сензентивный период для развития таких функций приходится на дошкольный возраст, поэтому детям необхадимо предлагать упражнения для изучения и узнавания с закрытими глазами различных запахов и вкусов, ощупывание и узнавание различных предметов и поверхностей, а также использовать работу с бархатной бумагой, пластилином, глиной, водой, рисование пальцами и т.д.
Упражнения для тонального звукоразличения (шумовое восприятие). Умение воспринимать, дифференцировать и называть услышанные звуки является основой такой сложнейшей психической функции как фонематический слух, а значит и языковых способностей.
Упражнения для развития слухо-моторной координации (чувство ритма). Нарушение чувства ритма организма (ритмы мозга, дыхания, речи, письма, сердцебиения, пульсации сосудов и т.д.) непременно приводят к отклонениям в психическом развитии ребенка. Например, нарушения ритмов речи и дыхания может явиться одной из причин «застревания» на звуках или заикания; нарушения ритмов мышц руки может привести к нарушению почерка; нарушение ритмов пульсации сосудов - к недостаточному кровоснабжению головного мозга и снижению его работоспособности. Единственными ритмами, которыми произвольно может управлять человек, являются ритмы дыхания и движения, что и используется в коррекционно-развивающей работе.
Глазодвигательные упражнения. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия. Упражнения в виде разнообразных движений глаз полезны, т.к. тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообрашение, снимают умственное утомление, спосоствуют развитию зрительного восприятия, а также предупреждают косоглазие.
Слайд №9
Упражнения для развития артикуляции. В процессе таких упражнений у ребенка постепенно вырабатывается четкая координация движений артикуляционного аппарата, что способствует развитию речи.
Упражнения для развития мелкой (тонкой) моторики пальцев рук. Давно известно, что развитие мелкой моторики рук связано с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые, в свою очередь, отвечают за формирование многих сложнейших психических функций и учебных навыков.
Упражнения для развития крупной моторики тела и межполушарного взаимодействия. Процесс психического развития детей наиболее эффективен при высокой двигательной активности. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию ВПФ. К упражнениям для развития крупной моторики можно отнести: различные игры с мячом и резинкой; все спортивные игры и физические упражнения; занятия танцами и аэробикой.
Дыхательные упражнения. Эти упражнения развивают чувство ритма, повышают энергетическое обеспечение мозга, успокаивают, снимают стрессы, развивают самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями, формируют внутреннюю дисциплину. Особенно эффективны эти упражнения для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Релаксация. Может проводиться как в начале занятия – с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта.
Упражнения для развития пространственных представлений. Формирование пространственных представлений начинается с ориентации в пространстве собственного тела и пространстве вокруг себя. Несформированность пространственных представлений может привести, к нарушению вектора считывания текста с листа при обучении в школе. Такое нарушение затруднит понятийное понимание текстов и правильное решение задач, возникнут трудности с изучением геометрии, физики, литературы. Развитие необходимо проводить в трех напрвлениях: лево-право, верх-низ, впереди-позади. Детям необходимо играть в пространственные игры и больше находится в трехмерном пространстве (лес, цирк, спортивный зал, пляж, бассейн, театр и т.д.), меньше взаимодействовать с плоскостью (телевиизор, компьютер, плоскость листа и т.д.)
Развитие коммуникативных навыков. Коммуникативные упражнения делятся на индивидуальные, парные и групповые. Индивидуальные направлены на углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений. Парные способствуют расширению «открытости» по отношению к партнеру – способности чувствовать, понимать и принимать его. Групповые упражнения дают детям навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности.
Слайд №10
«Программа формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка»
Цели:
- развитие высших психических функций;
- функциональная активация подкорковых образований мозга;
- обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции;
- стабилизация межполушарного взаимодействия;
- обеспечение приемов и тонкого анализа модально-специфической информации;
- обеспечение регуляции, программирования и контроля за протеканием психической деятельности, управление работой нижележащих уровней.
Слайд №11
Описываемая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, логопедов и др.), работающих с детьми, имеющими отклонения или искажения в психическом развитии.
Она состоит из 48 занятий и заключительной эстафеты. При двух занятиях в неделю цикл рассчитан на 6 месяцев. Время занятия 30 минут. Оптимальное число участников группы 6-8 человек; возраст 6-9 лет.
Слайд №12
Структура занятия:
Занятие в первую половину недели
- растяжка – 5 минут;
- дыхательные упражнения – 4-5 минут;
- глазодвигательные упражнения – 4-5 минут;
- упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы – 15 минут;
Занятие во вторую половину недели
- растяжка – 5 минут;
- дыхательные упражнения – 4-5 минут;
- глазодвигательные упражнения – 4-5 минут;
- упражнения для развития мелкой моторики рук – 10 минут;
- упражнения для релаксации, телесные упражнения – 5 минут.
По программе длительность одного занятия составляет 50-60 минут, но так как по СанПину мы не имеем право так долго проводить занятие, я немного адаптировала структуру занятия под СанПин. Начало занятия одно и тоже, а упражнения в конце занятий меняются.
Ну а сейчас я вам предлагаю вместе со мной выполнить несколько поезных упражнений из данной программы.
Растяжки + дыхательные упражнения
Поза кошки
Вытяните позвоночник вверх, руки положите на бедра.
На вдохе прогните спину, грудной клеткой тянитесь вперед, взгляд направьте в потолок, не запракидывая голову назад.
На выдохе округлите спину, Подбородок прижмите к груди, плечи направьте вперед.
Наклоны в сторону
Правой рукой обхватите противоположный край стула, левую руку поднимите над головой.
На выдохе наклоните корпус вправо и потянитесь за рукой по диагонали вверх.
Повторите упражнение в другую сторону.
Упражнения для развития мелкой моторики рук.
«Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Змейка»,«Коза-заяц», «лезгинка», «ухо-нос», капитан.
Когнитивное упражнение «Магазин», видео
Цель: развитие слуховой памяти
Инструктор предлагает детям «сходить в магазин» и перечисляет предметы, которые необходимо купить. Количество предметов необходимо постепенно увеличивать от одного до семи. Распределяются роли (продавец, мама, ребенок) и магазины («Молоко», «Игрушки», «Булочная»). Продавец сначала выслушивает заказ покупателя, затем подбирает товар. Покупатель проверяет и несет товар домой, где мама проверяет правильность покупки.
Уважаемые педагоги, подводя итог мастер-класса, хотелось бы вам сказать, что данные упражнения полезны не только детям с проблемами в развитии, но и для нормативно развивающихся детей, очень рекомендую использовать эти упражнения с детьми подготовительных к школе групп. В повседневной деятельности при нанизывании бусин и колец, мозаика, вырезание из бумаги используются движения первых трех пальцев, а безымяный и мизинец- пассивны. И не используя в упражнениях безымяный и мизинец, мы на треть снижаем эффективность методики, и это особо сказывается на детях 2,3,4 летнего возраста. Так для получения эффекта упражнения на развитие мелкой моторики должны включать:
Сжатие, растяжение и расслабление кисти;
Изолированное движение каждого из пальцев.
Я для вас подготовила комплексы кин.уп. для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. И если кто-то заинтересовался программой, могу поделиться. Еще раз хочу обратить ваше внимание, что для полноценного развития детей необходимо движение! Надеюсь, что мастер-класс бал для вас полезен. Если у вас возникли вопросы ,я готова их выслушать.