Консультации

Садулаева Альбина Шариповна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Агрессивность

у маленьких детей»

Агрессивный ребенок.

                                                                   

Агрессивность у маленьких детей

Многие дети проходят период - между двумя и четырьмя годами, - когда удары и кусание являются формой общения, часто единственной для выражения того или иного своего состояния, например: "Я сержусь", или: "Я хочу вот это". Не обладая еще даром речи и, таким образом, не умея еще иначе выразить свои желания и просьбы, они склонны прибегать к помощи кулаков или острых детских зубов.

Несмотря на то, что это нормальная стадия развития ребенка, подобная агрессивность может превратиться в привычку. Дети, которые, подрастая, не научатся подавлять свою агрессивность и общаться с окружающими с помощью устной речи, часто превращаются в настоящих драчунов. С помощью драк дети могут добыть себе вещи, к которым они стремятся, но это сделает их изгоями в детской компании и другие дети будут их бояться.
Если ваш ребенок находится именно в такой фазе развития, возможно, он вскоре минует ее. Чтобы приблизить этот момент (и помочь защитить других детей!), вы можете воспользоваться советами, которые помогут вашему ребенку избавиться от агрессивных привычек.


Проявите внимание
Если вы видите, как ваш ребенок, еще не начавший ходить в школу, ударил другого, сначала подойдите к его жертве. Поднимите обиженного ребенка и скажите: "Игорь не хотел обидеть тебя". Затем обнимите его, поцелуйте и проводите из комнаты. Таким образом, вы лишаете внимания своего ребенка, перенося его на товарища по играм. Внезапно ваш ребенок замечает, что веселье кончилось, и он остался в одиночестве. Обычно требуется повторить это 2-3 раза - и драчун поймет, что агрессивность не в его интересах.

Установите правила
С самого начала приучайте своего ребенка к необходимости соблюдать правила. Просто говорите: "Мы никого не бьем, и нас никто не бьет". Для детей в возрасте четырех лет и старше требования могут быть более подробными. Можете заявить: "В нашем доме существует правило: если тебе нужна игрушка, а ею играет другой ребенок и не дает ее тебе, подожди". 

Станьте ангелом-хранителем
Дети, применяющие физическое насилие, часто не могут справиться со своим характером. Например, когда игрушка, с которой он хочет поиграть, находится у другого малыша, несдержанный ребенок может действовать импульсивно и отобрать ее. Придется часто напоминать ему об установленных вами правилах.
        Станьте его вторым "я" или ангелом-хранителем. Когда агрессивность ребенка начинает расти, укажите ему на это и предложите альтернативные методы решения проблемы. Скажите, например: "В этой ситуации тебе хочется ударить, но это неправильно. Лучше скажи мне, что ты рассердился. Ты можешь сказать мне, что тебе хочется ударить, но ты знаешь, что так поступать не следует".

Остерегайтесь того, кто оскорбляет
Не упускайте из виду словесную агрессивность - часто это является началом чего-то более серьезного. Ребенок может словесным образом "нажать на кнопку", вынудив товарища по играм нанести ответный удар. Когда такое случается, не вините того, кто ударил, и не обращайте внимания на ребенка, вызвавшего драку. Ребенок, начавший словесную агрессию, тоже должен быть наказан.

Объявите тайм-аут
Период успокоения часто является наиболее эффективным способом изменить плохое поведение. Маленькие дети должны быть усажены на стулья на две или три минуты, чтобы их ничто не отвлекало, а дети постарше отправлены по своим комнатам.

Только не делайте из этого наказания, говорит он. Просто объясните, что предпринимаете такой шаг, потому что хотите, чтобы все пришло в порядок и чтобы все остались довольны. Скажите: "Вы не можете прекратить драку, а я хочу, чтобы вы взяли себя в руки. Поэтому я и решил помочь вам. Сейчас будет объявлен тайм-аут на две-три минуты, до тех пор, пока вы не успокоитесь".

Хвалите за старательность
Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: "Мне нравится, как ты поступил". Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.
Не стоит говорить: "Хороший мальчик" или: "Хорошая девочка". Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать: "Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу доверить тебе уход за ним". Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.

Создавайте сценарии успеха
Ребенок, запугивающий других, очень быстро замечает, что физическая агрессивность приносит лишь ограниченный успех. Он может отобрать игрушку, которая ему нравится, или вне очереди покачаться на качелях, но скоро выяснится, что он остался без друзей и в одиночестве. Он, может быть, сам очень заинтересован в том, чтобы изменить свое поведение.
Нужно стараться научить детей критически мыслить. Сначала поговорите с ребенком, что произойдет, если он прибегнет к силе. Если ваш ребенок постоянно бьет других детей на площадке для игр, вы можете сказать ему: "Ты знаешь, что будет, если ты не перестанешь драться?" Он может ответить: "У меня будут неприятности с дежурным по площадке, директор вызовет меня в кабинет и удалит с площадки". Тогда вы можете сказать ему: "Но ведь ты хочешь, чтобы тебя хвалили? Что бы нам сделать, чтобы твои поступки заслуживали похвалу, приносили успех?" Дети с готовностью реагируют на это".
Как только ребенок начинает понимать, что его ждут неприятности, вы можете дать ему возможность исправить свое поведение. Например, если ребенок проявляет агрессивность на площадке для игр, вы можете напомнить ему о его желании исправиться. Убедите его вежливо спросить детей, можно ли ему принять участие в игре, или пусть он вбросит мяч обратно на площадку и будет ждать, пока дети не позовут его.

Разделите с ребенком его фантазии
Есть довольно эффективный метод помочь ребенку по-иному взглянуть на свое поведение, Он заключается в том, что вы разделяете с ребенком его фантазию. Например, ребенок, который стремится к тому, чтобы вся площадка для игр принадлежала ему одному, может получить ее... в фантазии. Скажите: "Хорошо, в течение всей недели только одного Толю будут пускать на площадку для игр. Никто не будет пользоваться качелями, кроме Толи, и все будут стоять вокруг и аплодировать".

После того как Толя поймет, что его самые далеко идущие мечты являются всего лишь фантазиями - и к тому же смешными, поговорите с ним серьезно. Скажите: "Вот видишь, это звучит здорово, однако в действительности ты не можешь один пользоваться площадкой для игр, на ней хорошо играть с другими детьми. Так что давай придумаем, как лучше поступить". 

В крайнем случае прибегните к силе
Чтобы удержать ребенка от агрессивных выпадов, можно применить силу, но лишь в том случае, когда эта агрессивность угрожает его жизни или жизни других. Если вам все же приходится прибегнуть к силе, подойдите к ребенку сзади и прижмите его руки. Охватите его ноги своими и держите свой подбородок вне пределов досягаемости его головы.

Применение силы у одних детей вызывает ярость, зато усмиряет других тем, что вы в состоянии справиться с ними, говорит он. Только создайте впечатление, что вы удерживаете ребенка, стремясь успокоить его, не проявляйте агрессивности по отношению к нему, чтобы он не чувствовал, будто на него нападают.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Если Ваш ребенок  левша»

Составление консультации для родителеи ребенок левша

                                                               

В каждой группе детского сада есть леворукие дети. В последние годы их становится все больше. Поэтому есть необходимость говорить об их специфических особенностях, о проблемах их существования в этом мире.

         Левшей можно назвать «зазеркальными» детьми, так как мир правшей предстает для них ассиметричным, как в зеркале. Об этой необычности написал Льюис Кэрролл удивительную сказку «Алиса в стране чудес». Родителям вместе с детьми стоит прочитать это произведение, чтобы лучше понять своего ребенка – левшу.

 Леворукость ребенка закладывается еще во время беременности. Всем известно, что головной мозг человека делится на левое и правое полушарие. У правшей доминирует левое полушарие, а преобладающей является правая рука. Но иногда в процессе внутриутробного развития головного мозга происходят некоторые изменения, и левое полушарие становится слабее, а правое – берет на себя ведущую функцию. В этом случае основной является левая рука.

 Следует отметить, что у левшей лучше развиты также левая нога, глаз, ноздря, ухо. Специалисты утверждают, что левшество не является патологией и для беспокойства, нет причин. Ваш ребенок здоров и совершенно нормален. Просто он отличается от большинства своих сверстников.

 Принудительное переучивание ведет к самым негативным последствиям. Ребенок становится капризным, раздражительным, беспокойно спит, может снизиться аппетит. В дальнейшем могут появиться частые головные боли, постоянная вялость. Более того, развиваются неврологические реакции: нервные тики, энурез, страхи, заикание.

 Итак, левшу не надо переучивать в правшу, ведь полушария головного мозга не поменяешь местами. Правое полушарие отвечает за эмоции, образы, чувства. Поэтому среди левшей много музыкантов, художников, поэтов, артистов. У них развито абстрактное мышление, им трудно логически рассуждать. Они лучше воспринимают музыку, шумы. Такие дети быстро перерабатывают информацию, но с опорой на образы. Мышление у них интуитивное, спонтанное. Речь обычно сопровождается мимикой, жестикуляцией. Они интуитивно ориентируются в окружающем мире, используют предчувствия, представления, наглядные жизненные примеры. Среди левшей немало гениальных людей. Так, например, Менделеев – левша. Таблицу химических элементов он увидел во сне.

         Конечно, при развитии и обучении леворукие дети испытывают определенные трудности. Сложно праворуким родителям и воспитателям обучать такого ребенка. Но это наши дети и мы, взрослые, должны помочь таким малышам не чувствовать себя «неправильными», не такими как все.

         У ребенка – левши часто бывают проблемы с речью: задержка речевого развития, нарушение фонематического слуха, звукопроизношения. Давно известно, что речевая функция тесно связана с движениями пальцев рук. Тренировать пальцы рук можно уже с шестимесячного возраста. Простейший метод – массаж: поглаживание кистей рук, сгибание и разгибание пальчиков. Очень полезны для тренировки различные пальчиковые игры. Всем хорошо известна с детства замечательная народная игра «Сорока-белобока». В настоящее время выпускается много специальной литературы с такими играми. Эти игры нужно проводить, работая поочерёдно с пальцами обеих рук.

         Для развития мелкой моторики рук также полезны игры: вкладыши, пазлы, мозаика, шнуровки, пирамидки, нанизывание бус. Пусть дома ваши дети побольшерисуют, лепят, конструируют, вырезают. Кстати, для левшей сейчас продаются специальные ножницы. Научите своего ребёнка правильно пользоваться ими и принесите ещё одни в детский сад. Дело в том, что обычными ножницами ребёнку-левше очень трудно работать. Бумага у них не режется, а рвётся, так как лезвия заточены для правой руки.

         Трудности возникают у леворукого ребёнка при письме. Левая рука принимает такое положение, когда закрывается образец написания, а потом рука движется по написанному, и не видно, что ты уже написал. Не все ручки пишут у ребёнка, так как они держат их под другим наклоном. Поэтому на начальном этапе дети-левши пишут медленнее и не так аккуратно. Не следует требовать от них безотрывного письма. Стоит помнить, что для левшей освещение должно быть с правой стороны. Правильно организуйте рабочий уголок ребёнка. При письме и чтении может быть зеркальное отображение, то есть ребёнок пишет и читает справа налево, как в арабской грамоте. Можно предположить, что её создатели были леворукими.

         Но такие ошибки возникают только в начальном периоде обучения грамоте и довольно быстро проходят. Так что надо быть терпеливыми и внимательными к ребёнку и ни в коем случае не ругать его за это.

         Хотелось бы посоветовать родителям, не подчёркивать леворукость ребёнка и не предпринимать никаких попыток что-либо изменить. Главное – это вселить в своего ребёнка уверенность в его полноценности. Задача взрослых – создать благоприятные условия для полноценного развития маленького человечка, такого особенного и наверняка творческого и очень талантливого.

Как помочь леворукому ребенку.

Не стоит подчеркивать эту его особенность, тревожиться (тревога взрослых всегда передается ребенку) и заранее волноваться из-за каких-то неудач, которые могут возникнуть. Важно договориться с малышом, что для письма и рисования он всегда будет использовать только левую руку (не стоит перекладывать ручку из одной руки в другую, лучше передохнуть, если рука быстро устает). Для того чтобы в будущем у него не возникали проблемы при обучении письму, нужно еще до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь. Для правильной позы при письме необходимо:

  • сидеть прямо;
  • опираться спиной на спинку стула;
  • не касаться грудью стола;
  • ноги держать прямо, стопы поставить на пол или подставку;
  • туловище, голову, плечи держать ровно;
  • обе руки в области предплечья опереть о край стола, при этом локти должны выступать за край.

Теперь о тетради. Малыш должен научиться класть ее прямо перед собой и чуть сдвигать, чтобы ее нижний правый край находился немного левее. Этот вариант позволяет не только правильно сидеть, но более легко и свободно передвигать руку по строке от начала к концу. По мере заполнения листа тетрадь отодвигается вверх. Сначала правая рука поддерживает ее снизу, а когда страница заполняется внизу - сверху. Свет при письме падает справа.

Особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку:

1. Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

 2. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой. Научиться правильно держать ручку непросто. Не стоит торопиться, нервничать, ругать ребенка. Начинать нужно с нескольких простых штрихов, все делать медленно, спокойно.

Занимаясь с леворуким малышом, не стоит забывать о работе по развитию содружественного действия обеих рук. Здесь могут быть рекомендованы игры и упражнения с мячом, занятия плаванием, лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочие виды деятельности, развивающие координацию движений пальцев, кистей рук.

При воспитании и обучении леворукого ребенка задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни. Довольно часто леворукие дети затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях можно «маркировать» их ведущую руку при помощи браслета или часов.

Хорошим подспорьем для леворуких детей и их родителей могут стать, имеющиеся в продаже книги об этой проблеме, прописи для левшей-первоклашек, различные методические пособия, направленные на освоение того или иного навыка, где ведущей была бы левая рука.

Как надо вести себя родителям с ребенком – левшой

  •  Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, необходимо быть очень чутким и доброжелательным с ним.

  • Создать благоприятный климат для него в семье.

  • Не воевать с ним из-за частого упрямства, а выходки упрямства постараться завуалировать какой-нибудь игрой.

  • Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в «правшу».

  • Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, но не стремиться «приготовить» вундеркинда.

  • Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим детям.

  • Ни в коем случае не обучать ребенка до школы чтению, письму и иностранным языкам, т. е. тому, где его поджидают неудачи, снижающие уровень самооценки малыша.

 

Успехи малыша напрямую зависят от понимания, любви, терпения и умения вовремя помочь со стороны близких.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как избавиться

 от детских страхов»

                                                                           

 

Страхи

Без них не рос ни один ребенок. Список детских страхов длинен и разнообразен. Одни боятся темноты и когда их оставляют дома одних, другие - собак больших и маленьких, третьи - катастроф, аварий, пожаров, четвертые - врачей или парикмахеров. Кто-то боится вымышленных монстров из фильмов ужасов, а кто-то - реальных обидчиков из своего класса (группы).

Нередко источники страхов - мы, взрослые, родители и педагоги, грозящие наказаниями. Прибавьте сюда телевидение, смакующее криминальные новости, ужасы военных конфликтов и подробности взрывов.

Можно составить подробную классификацию и описание детских страхов - материала хватит на отдельную энциклопедию.

Что делать, чтобы страхов было меньше?

  • Попробуйте вспомнить: как вы реагируете на слова ребенка, когда он рассказывает вам о своих опасениях. Не удивляетесь ли, не высмеиваете ли его или, наоборот, не укрепляете ли его тревогу? Постарайтесь, чтобы ребенок понял: бояться - это нормально и свойственно всем людям без исключения. Ведь иногда боязнь чего-либо помогает нам избежать ошибки или опасности. Обсудите с ним свои собственные детские переживания, вспомните, когда именно вы преодолели конкретный страх (темноты или собак, или ответов у классной доски, или еще чего-то).
  • Не забывайте: есть страхи, которые в свое время посещают фактически всех детей без исключения. Примерно в возрасте шести-семи лет ребенок осознает, что все люди смертны. Этот факт может вызвать поначалу самые разные реакции - и бурные рыдания, и подавленность. Но мало кого из психически здоровых детей этот страх преследует долго или мешает им переключиться на свои повседневные дела.
  • Многие страхи порождаются разговорами взрослых - о медицине, о всесилии мафии, о маньяках и тому подобных вещах. Объяснить правила предосторожности (не садиться в лифт с незнакомыми, не открывать дверь, когда один дома, правильно переходить дорогу и пр.) необходимо. Но вы не должны постоянно излучать тревогу и опасения - ребенок в этих случаях тоже начинает постоянно беспокоиться и бояться.
  • Ориентируйтесь на индивидуальные особенности своего ребенка. Если он сверхвпечатлительный, возбудимый, эмоционально неустойчивый - дозируйте для него количество информации, не перегружайте впечатлениями. Кроме того, одни дети дают бурную реакцию на какое-то сообщение или событие, но быстро забывают о нем. А другие могут внешне и не выразить свой испуг, но, тем не менее, впасть в глубокое и длительное состояние подавленности.
  • Чрезмерная требовательность к детям, постоянная угроза наказания - тоже мощные источники страхов. Постарайтесь не допускать перегрузок ребенка, не переоценивайте его силы. Он вовсе не обязан оправдывать ваши ожидания, у него не должно возникать ощущение собственного бессилия, неуверенности в успехе. Подумайте, как относится к оценкам, контрольным, экзаменам, соревнованиям он сам и вы лично.
  • Если у ребенка богатая фантазия, развитое воображение, к тому же если он проводит много времени у телевизора или "видика", а других интересов не сформировано, будьте готовы к самым неожиданным и разнообразным его страхам. Увиденному в фильмах он придает еще более впечатляющие и ужасающие черты. Стоит направить незаурядные способности такого ребенка в другое русло, например в художественное творчество.
  • Научитесь сами и научите своего ребенка расслабляться, снимать психическое напряжение. Если он еще мал - умейте отвлечь, переключить его внимание, не дать закрепиться тягостным переживаниям.
  • Никто не станет спорить, что самостоятельность и способность самому решать свои проблемы - необходимые качества. И все же для ребенка очень важно чувствовать свою защищенность, знать, что можешь рассчитывать на поддержку. Особенно это касается конфликтов со сверстниками, когда ребенок оказывается в положении жертвы. Вмешиваться или не вмешиваться родителям? Если не хотите, чтобы позиция жертвы и страх перед обидчиками закрепились, вмешивайтесь.

Страх перед водой.

Как научить ребенка уверенно чувствовать себя в воде?

Ведь это вопрос его безопасности. Страх сковывает тонущего, не дает ему

преодолеть какие-то метры к спасительному берегу.

Что делать, если ребенок боится воды?

- Прежде всего, не стыдите его. Скажите, что бояться утонуть - нормально для не умеющего плавать. Иначе он будет думать, что этот страх - его постоянное качество, а не преходящее явление. Выразите уверенность в успехе.

- Не торопите события. Разрешайте играть на берегу, не заходя в воду. Используйте игры в воде, в которых надо постепенно заходить все дальше или достать отлетевший в сторону мяч. Не обязательно полностью исключать ситуации, в которых ребенок может испытывать страх. Например, попробуйте погрузиться с ним в воду, прижимая к себе. Но если чувствуете сопротивление и усиление боязни, временно оставьте такие приемы.

- Попробуйте использовать его сопротивление. Например, попросить показать,   насколько он может зайти в воду или погрузить в нее лицо. Раз от раза ребенок убеждается, что еще полсантиметра погружения он может выдержать, и страх постепенно исчезает.

- Действуйте от противного. Скажите ребенку, что сейчас пойдете с ним в воду, а сами отвлекитесь на какое-то дело или затейте долгий разговор с третьим лицом. В конце концов, ребенок будет изнывать от напряжения и неопределенности и будет готов войти в воду, лишь бы прервать затянувшееся ожидание.

- Найдите в детской литературе историю, в которой герой испытывает и преодолевает страх воды. Проиграйте с ребенком эту ситуацию. Историю можно придумать и самим.

Преодолевая боязнь воды у ребенка, не впадайте и в противоположную крайность. Он должен понимать, что бывают и опасные ситуации, в которых нужно правильно реагировать и использовать свои навыки и умения.

Лучший способ научиться плавать.

Справиться с необоснованными страхами, освоить элементарные навыки малышу помогает, конечно, игра.

- Например, скажите малышу, что он - маленький тюлененок и теперь будет знакомиться со своим главным домом - водой. Сначала тюлененку нужно научиться погружаться в воду. Держите при этом малыша за руку. Тюлененок делает глубокий вдох ртом, приседает и погружается в воду на несколько секунд. Потом поднимается и выдыхает. Лицо вытирать не разрешается! Настоящие тюлени никогда не вытирают мордочку. Погружение можно повторить. Если малыш не боится, он может посидеть под водой и подольше. Мама или папа рядом, страхуют.

- Чтобы закрепить успех, можно устроить соревнования по бегу в воде. Два варианта таких соревнований (чтобы у вас и у ребенка были равные шансы на победу):

1. взрослый заходит в воду по грудь, ребенок - по колено; тогда ваши возможности приблизительно равны;

2. малыш переходит на более глубокое место (вода доходит до середины бедра или до пояса); взрослый на мелком месте бежит рядом с ним... но при этом на четвереньках!


- В воде живут не только тюлени. Можно поиграть в калана и каланенка. Ребенок садится взрослому на живот, ногами обхватывает его за талию, а руками крепко держится за шею. Взрослый калан, придерживая своего детеныша за спинку, идет в воду и там несколько раз приседает и делает другие простые движения. Потом отпускает своего каланенка, и он сам держится за взрослого. Можно станцевать в воде танец каланов, спеть песню, побрызгаться, вдоволь повеселиться

- Если ребенок боится опускать в воду лицо, попробуйте посоревноваться с ним: кто больше сделает пузырей в воде? Зайдите с ним в воду - так, чтобы малыш стоял в ней по грудь. Участники делают вдох ртом, задерживают дыхание, опускают лицо в воду до глаз и медленно выдыхают воздух до конца. Судья подсчитывает очки. Можно сделать несколько попыток. Победителю - приз.

- Теперь можно попробовать научиться опускать лицо в воду полностью. Для этого ваш ребенок превращается в грозного Нептуна. У Нептуна - целая флотилия: игрушечные корабли и лодки, покупные и самодельные - из всего, что плавает: пенопласта, скорлупы орехов, бумаги и т. д. В начале игры Нептун опускает в воду подбородок и активно дует на поверхность воды, чтобы образовались волны и корабли пришли в движение. Затем морской царь принимается делать бурю. Для этого он опускает в воду лицо с открытыми глазами и делает энергичный полный выдох.

- Отгородите на мелководье небольшое пространство или используйте мини-бассейн. Взрослый теперь - лягушка, а малыш - головастик. Лягушка должна держать глаза закрытыми и пытаться найти головастика по всплескам и другим булькающим звукам. Пойманный головастик сам становится лягушкой, и игра начинается снова.

- Постепенно переходим к освоению умения держаться на воде. Скажите малышу, что сегодня он будет непотопляемым поплавком. Сначала научите его делать глубокий вдох. Когда ребенок это освоит, предложите ему после вдоха погрузиться в воду с головой, свернуться там калачиком (прижав голову и коленки к груди) и в таком положении всплыть на поверхность. Устройте на воде небольшое волнение, погоняйте волны, побрызгайте на "поплавок". А он покачается на поверхности воды.

Таких помогающих игр вы и ваш ребенок можете придумать сами сколько угодно. Главное - положительные эмоции при встрече с водой, и тогда страх отступит.

Страх смерти.

В трех-четырехлетнем возрасте дети начинают понимать, что смерть - это что-то очень важное. Не избегайте разговоров о смерти. Тогда у ребенка не сформируется страх всего, что связано с этой стороной нашего существования. Легче предупредить его, чем потом преодолевать.
Как говорить с ребенком о смерти?

Лучше всего сказать правду. Малышу - в очень простом виде. Например: кто-то умер - это как механизм или игрушка, которую уже нельзя починить. Но старайтесь не фиксировать внимание на болезни как причине смерти. Тогда ребенок будет бояться малейшего недомогания. Остерегайтесь сравнивать смерть со сном. Ребенок может начать отказываться идти спать или будет лежать в кровати без сна.

Можно рассказать ребенку о душе, особенно если это совпадает с вашими представлениями. Объясните, что душа - это особая часть человека. Это то, что нам запоминается о нем: какой он был добрый, веселый, озорной и т. д. И даже если тело человека больше не живет, то его душа остается с нами.

Рассказывайте ребенку об умерших близких людях, рассматривайте вместе с ним фотографии.
Малышам трудней всего осознать, что смерть - это навсегда и необратимо. Ребенок будет задавать одни и те же вопросы, надо отвечать на них мягко и успокаивающе.

Не забывайте: главная причина страха смерти у детей - догадка, что родители могут умереть и оставить их одних. Если ребенок спросит об этом, ответьте, что люди могут жить очень долго. Обычно они умирают, когда их дети уже стали взрослыми.

Если вы избегаете разговоров о смерти, ребенок будет тревожиться еще больше. И наоборот: задушевные беседы помогут ему понять, что смерть - естественная часть (а возможно, и продолжение) жизни. Это происходит со всеми - растениями, животными, людьми. И вещи тоже стареют и разрушаются.

Страх темноты.

Многие дошкольники (а иногда и дети постарше) боятся входить одни в темную комнату, просят оставить на ночь свет в спальне или не отпускают маму, пока не уснут. Мы понимаем, что со временем эти страхи уйдут сами собой. Много ли вы знаете взрослых, которые просят кого-то включить в комнате свет, прежде чем зайти туда самим? Но если малыш капризничает до истерики и перестает ночью спать? Выход: научить ребенка ориентироваться в темноте и перестать ее бояться.

Как победить темноту?

Вот что советуют французские детские психологи:

1. Время от времени предпринимайте с ребенком прогулки в сумерках или в темноте.

2. Поиграйте с ним в полутемной комнате с приоткрытой дверью. Игра должна быть с сюжетом: например, вас застигла ночь в лесу, и нужно собрать дрова для костра (кубики или диванные подушки). Или: малыш за рулем машины на ночном шоссе.

3. Можно играть в темноте с помощью карманных фонариков. Покажите ребенку, как можно, двигая фонариком, получить разные фигуры - круг, буквы и т. д. Подойдите вместе с малышом к зеркалу, освещайте по очереди разные части его лица, направляя луч фонарика на изображение в зеркале. Потом попросите, чтобы он проделал то же с вашим изображением.

4. Устройте театр теней - поместите фонарик за ширмой (простыней), зайдите за нее и попросите угадать, каких животных вы изображаете с помощью рук.

5. Потанцуйте с ребенком в полутемной комнате с полуоткрытой дверью или с фонариками в руках.

6. Постепенно можно попробовать перенести игры с фонариком на улицу, приглашать для участия в них других детей и придумывать все новые забавы.

7. Найдите детскую книжку с героем, который боялся темноты. Или придумайте сами такую историю - обязательно, чтобы в конце герой-трусишка преодолевал свой страх.

8. Предложите ребенку порисовать на тему ночи, темноты, сна. Рисование позволяет малышу почувствовать, что он может что-то изменить: сделать, например, темноту доброй и нестрашной.

9. Через какое-то время страхи обязательно начнут отступать. Это непременно нужно отпраздновать. Устройте домашний планетарий - возьмите большую полиэтиленовую упаковку из-под продуктов, проделайте в ней много маленьких дырочек, положите в нее фонарик и подвесьте к потолку в темном помещении. Свет будет пробиваться через дырки, и на потолке получится картина "звездного неба". Лягте с ребенком на пол, наблюдайте за "звездами" и рассказывайте друг другу таинственные истории о жизни на этих звездах и других планетах.

Как избавиться от страхов

Знаете ли вы, почему маленькие дети так любят всякого рода "страшилки"? Образ чудовища и отталкивающий и притягательный для них. Малыш его боится и одновременно с этим хочет быть таким же сильным и страшным, как он. Таким образом, ребенок избавляется от внутренних страхов и тревожности. Перед вами не совсем обычное упражнение, в котором чудовище необходимо "поставить на службу человеку". И "укротить" его предстоит нашему пугливому и стеснительному ребенку. Это поможет ему справиться со своим страхом, снизить уровень тревожности и укрепить чувство уверенности в себе. Для его проведения вам необходимо сшить из тряпок куклу – рукавичку. Пусть ребенок сам постарается сделать ее как можно более страшной. Во время работы побуждайте его рассказывать о том, чем она такая опасная. После того, как чудовище готово, можно его "укрощать", заставляя вытирать пыль со шкафов, тумбочек и стеллажей. Вывод, который должен сделать ребенок по окончании игры прост: не так уж и страшно чудовище, каким кажется оно на первый взгляд. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование предпосылок универсальных учебных действий

Слайд 2

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. А.Л. Венгер

Слайд 3

Цель современного дошкольного образования – формирование личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и их личности через различные виды деятельности.

Слайд 4

В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД: 1) личностный ; 2) регулятивный ; 3) познавательный ; 4) коммуникативный .

Слайд 5

АССОЦИАЦИИ (познавательный блок УУД) Цель: выявить уровень сформированности начальных знаний о предметах социокультурного мира

Слайд 6

ПОСТРОЙ КАК Я (коммуникативный блок УУД) Цель: выявить уровень сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

Слайд 7

МАГНИТНАЯ МОЗАИКА (регулятивный блок УУД) Цель: выявить уровень сформированности навыка самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста

Слайд 8

КТО Я (личностный блок) Цель: выявить степень осознанности ребенка себя как личности в мире людей



Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье дошкольника. Как его сохранить?

Один из самых интересных и замечательных периодов в развитии ребенка — это дошкольное детство (приблизительно от 3 до 6 лет), когда фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в первую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Теперь он может не только ориентироваться и действовать в плане конкретных сиюминутных стимулов, но и устанавливать связи между общими понятиями и представлениями, которые не были получены в его непосредственном опыте. Таким образом, мышление ребенка отрывается от чисто наглядной основы, т. е. переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному. Подобное развитие памяти и мышления дошкольника позволяет перейти к новым типам деятельности — игровой, изобразительной, конструктивной. У него, по замечанию Д.Б.Эльконина, "появляется возможность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли».

С развитием процессов мышления неразрывно связано развитие речи. В дошкольном возрасте речь начинает выполнять функцию планирования и регулирования деятельности ребенка, все больше обогащается словарный запас и грамматический строй речи. Теперь ребенок способен не только прокомментировать конкретное событие и выразить сиюминутное желание, но и задуматься, и порассуждать о природе, других людях, самом себе и своем месте в мире. Таким образом, с развитием памяти, мышления, речи неразрывно связано появление мировоззрения и самосознания ребенка-дошкольника.

Вот далеко не полный список тех изменений и новообразований, которые происходят в дошкольном возрасте. Это описание будет еще менее полным, если не обратить внимание на ту роль, которую играет взрослый на всем протяжении развития ребенка. Переоценить значение взрослого и, главное, общения со взрослым для психического развития и психического здоровья ребенка трудно. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Истории известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишенные возможности общаться со взрослыми первые несколько лет своей жизни, потом так и не смогли научиться "по-человечески" мыслить, говорить, не смогли адаптироваться в социальной среде.

Столь же ярким примером является феномен "госпитализации", при котором взаимодействие ребенка со взрослым ограничивается лишь формальным уходом за детьми и исключается возможность полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым человеком (это происходит при помещении ребенка раннего возраста в дом ребенка). Доказано, что такие дети во многом отстают от своих сверстников как в физическом, интеллектуальном, так и в эмоциональном развитии: они позже начинают сидеть, ходить, говорить, их игры бедны и однообразны и часто ограничиваются простой манипуляцией с предметом. Такие дети, как правило, пассивны, нелюбознательны, не владеют навыками общения с другими людьми. Безусловно, описанные примеры представляют собой крайние, нетипичные явления, но они являются яркой иллюстрацией к тому факту, что общение ребенка со взрослыми является основополагающей детерминантой психического развития и психического здоровья детей.

В нормальной обыденной жизни ребенок окружен вниманием и заботой ближайших взрослых, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высокий процент психических заболеваний, в том числе неврозов, появление которых обусловлено не наследственными, а социальными факторами, т. е. причины заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотношений. Более того, наибольшее число неврозов наблюдается в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах. Поэтому родителям с первых лет жизни ребенка необходимо принимать во внимание возможность появления отклонения в нервно-психическом развитии детей и знать причины, вызывающие такое отклонение. В психологической литературе выделены и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на психическое здоровье ребенка и, в частности, на возникновение невротических реакций. Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер).

Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику.

На эмоциональную атмосферу в семье и на психическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы, среди которых выделяют такие, как неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли. Помещение детей в раннем возрасте (до 3-х лет) в детское дошкольное учреждение или привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмируюшим событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью: у двухлетнего ребенка сильно развито чувство привязанности к матери, общности, единства с ней (рассматривает себя только в единстве с матерью — категория "МЫ"). В ситуации нормального эмоционального общения ребенка с матерью к 3 годам у детей формируется чувство "Я", т. е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. При частых и длительных разлуках с матерью (помещение в ясли или в санаторий) у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В среднем лишь к 3 годам у ребенка появляется желание "расстаться" с матерью и стать более независимым. Кроме того, в этом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте 3 лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем.

К социально-психологическим факторам, влияющим на психическое здоровье детей, относятся прежде всего такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений. Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности (в силу эмоционального контакта с матерью), во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и недостоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.

Большинство психологов считает, что психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей. В литературе можно встретить различные классификации стилей и типов родительского воспитания, анализ последствий, вытекающих из практики того или иного стиля воспитания (анализ часто носит клинический характер).

Психологами выделяются демократический, контролирующий и смешанный стили родительского воспитания.

Демократический характеризуется высоким уровнем приятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей (причем сами не поддаются контролю), хорошим физическим развитием.

При контролирующем стиле воспитания родители берут на себя функцию контроля за поведением детей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. В этом случае детям бывают присущи такие черты, как послушаемость, нерешительность, неагрессивность.

При смешанном стиле воспитания дети чаще всего характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, неагрессивные, нелюбопытные, с бедной фантазией.

Все негативные факторы, о которых шла речь, связаны с проблемой невротизации ребенка, т. е. с причинами возникновения и протекания болезни. В связи с тем, что именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающие неврозами и другими психическими заболеваниями, весьма актуальной является проблема психопрофилактики психического состояния здоровых детей-дошкольников. Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей. Конечно, не существует готовых рецептов и моделей воспитания, которые можно просто взять и, не изменяя, "приложить" к своему ребенку. Однако можно дать некоторые рекомендации по воспитанию детей, отнестись к которым по-своему — право каждого родителя.

— Поверьте в уникальность своего ребенка, в то, что Ваш ребенок — единственный в своем роде, непохож ни на одного соседского ребенка и не является точной копией Вас самих. Поэтому не стоит требовать от ребенка реализации заданной Вами жизненной программы и достижения поставленных Вами целей. Предоставьте ему право прожить жизнь самому.

— Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками, слабостями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть. Опирайтесь на сильные стороны ребенка.

— Не стесняйтесь демонстрировать ему свою любовь, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых обстоятельствах.

— Не бойтесь "залюбить" ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте его тогда, когда ему этого хочется.

— В качестве воспитательного воздействия чаще используйте ласку и поощрение, чем наказание и порицание.

— Постарайтесь, чтобы Ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты (желательно, чтобы их было немного — лишь самые основные, на Ваш взгляд) и позвольте ребенку свободно действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установленных запретов и разрешений.

— Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами — это самый эффективный способ давать ему инструкции. В случае неповиновения родителю необходимо убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка. Лишь в этом случае можно применять прямые инструкции, приказы, что достаточно эффективно, если ребенок привык реагировать на вежливые просьбы родителей. И только в том случае, если ребенок демонстрирует открытое неповиновение, родитель может подумать о наказании. Нет необходимости напоминать, что наказание должно соответствовать проступку, ребенок должен четко понимать, за что он наказан. Каждый родитель сам выбирает меру наказания; хочется лишь заметить, что физические наказания — самая крайняя и самая тяжелая по своим последствиям карательная мера.

— Не забывайте, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Именно в процессе игры Вы сможете передать ему необходимые навыки и знания, понятия о жизненных правилах и ценностях, лучше понять друг друга.

— Чаще разговаривайте с ребенком, объясняйте ему непонятные явления и ситуации, суть запретов и ограничений. Помогите ребенку научиться вербально выражать свои желания, чувства и переживания, научиться интерпретировать свое поведение и поведение других людей.

Хотелось бы напомнить родителям: психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаще полагайтесь на свою любовь и интуицию и при необходимости обращайтесь за помощью к психологу или психотерапевту.