Совет психолога
Здравствуйте, коллеги!
Рада поприветствовать всех, кого интересуют вопросы психологии.
Я закончила факультет психологии. Со мной можно будет обсудить различные вопросы психологического характера.
Например:
- межличностное общение
- возрастная психология
- педагогическая психология и другие.
На эти и другие вопросы вы получите ответы в этом разделе.
Детская психология
1.Агрессивность подростков
2.Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agressivnost_podrostkov.doc | 39 КБ |
rol_semi.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Агрессивность подростков.
Эмоции – это один из самых интересных феноменов психики. Эмоции способны вызывать не только какие-то ощущения или общие реакции, но и конкретные действия. Одно из действий особенно серьезно изучаемое психологами – это агрессия. Под агрессией имеется в виду поведение, преднамеренно причиняющее вред другому человеку (физически или словесно) или разрушающее его собственность. Ключевое понятие этого определения – намерение. Если человек случайно вас толкнул и тут же извинился, его поведение нельзя расценивать как агрессивное; но если кто-то подходит к вам и демонстративно наступает вам на ногу, то у вас не возникает сомнений, что это агрессивное действие.
Особое внимание к агрессии вызвано ее социальной значимостью. У многих людей часто возникают агрессивные мысли и импульсы, и от того, как они с этими мыслями справляются, зависит не только их здоровье и межличностные отношения, но и благополучие других людей. Сегодня существуют теории, которые по-разному рассматривают проблему агрессии и агрессивности человека. Например, психоаналитическая теория Фрейда рассматривает агрессию как врожденную потребность, а теория социального научения – как приобретенную в научении реакцию.
Поведение детей, их поступки и потребности более или менее понятны для большинства родителей. Но наступает определенный период в жизни ребенка, когда он внезапно начинает меняться. Начинается этот неожиданный для него и окружающих процесс примерно в 12 лет. Девочки вдруг становятся женственными, а мальчики мужественными. Они перестают быть детьми, и их начинают называть подростками. Почти каждый в этом возрасте переживает проблемы, связанные с изменением своего тела: резкий скачок в росте, вес то слишком большой, то слишком маленький, лицо покрывается угрями и прыщами.
В этом возрасте изменяются представления о любви и дружбе: более придирчивым становится отношение к друзьям и подругам, появляется и остро переживается первая любовь, а у некоторых и первый сексуальный опыт.
Подростки стремятся скорее стать взрослыми, сильными, независимыми. Это период «сотворения» кумиров: у юношей они с ярко выраженной мужественностью тела, сильные, спортивные и агрессивные; у девушек это певицы и топ-модели, обязательно с размерами 90x60x90. Если очень сильное желание быть похожим на своего кумира не исполняется по каким-либо причинам, то кажется, что закрывается много путей в «большой мир».
Подросток стремится приобрести личную свободу, примеряет на себя различные интересы и жизненные цели, стремится ощутить себя взрослым человеком и вести соответствующий образ жизни. Но все эти стремления зачастую смешиваются с ощущением своего непостоянства и непостоянства окружающего мира, в результате чего могут возникнуть тоска, одиночество, а иногда и озлобленность на всех и вся. Подросток замыкается, уходит в себя, отгораживается от такого жестокого, на его взгляд мира.
Подростковый период очень противоречивый, очень сложный и для родителей и для самого подростка. Чтобы благополучно его пережить, подростку нужна поддержка взрослых, в первую очередь родителей. А для этого необходимо научиться понимать своего ребенка.
Достаточно часто родители жалуются на повышенную агрессивность ребенка-подростка. Противоречивое поведение подростков, называемое взрослыми агрессивным, вызвано стремлением стать взрослыми и зависимостью подростка от родителей, его неуверенностью в том, что он в силах справиться с ролью взрослого человека.
У многих мальчиков проявления подросткового возраста имеют свои отличия. Основная забота почти всех мальчиков-подростков – убедить весь мир, а главное самого себя в том, что он мужчина. Развитие ребенка происходит достаточно быстро, но его еще смущает близость детства, злит тот факт, что в глазах родителей и учителей он все еще малолетний». А реальных возможностей убедительно продемонстрировать свою взрослость у него еще нет. Тогда одни подростки начинают заниматься спортом (в последнее время особенно популярны все экстремальные виды спорта), другие -излишне следить за своим телом, истязая еще не сформировавшийся организм чрезмерными силовыми нагрузками. Курение в этом возрасте чаще всего является утверждением собственной мужественности и, возможно, демонстративным нарушением родительских требований.
Некоторые юноши и девушки в поисках своего «Я» впадают в растерянное состояние, у них появляется чувство какой-то утраты своей былой детской индивидуальности. Некоторые подростки, не желающие быть похожими на своих родителей, но еще не увидевшие для себя лучшей альтернативы, как бы занимают позицию, полностью противоположную той, которой ждут от них родители. Например, сын, выросший в закрытой консервативной семье может стать в подростковом возрасте бунтарем, провозглашающим радикальные идеи, а хорошо воспитанная девочка -убежать из дому и общаться с женщинами сомнительного поведения.
Что же делать родителям? «Борьба за независимость» подростка не означает, что родителям надо резко прекратить свое вмешательство в их жизнь. Подросток ведь «борется» не против родителей, а против своей зависимости от них. Он должен знать позицию своих родителей в том или ином случае, чтобы иметь свое отношение к ней. В этот период надо предоставить подростку возможность самому выбирать свои интересы, цели, друзей, вырабатывать собственное мнение, определять круг симпатий и антипатий. Попытки родителей без особой необходимости контролировать эти стороны жизни их сына или дочери неизбежно приводят к конфликтам во взаимоотношениях и зачастую делают запретный плод более сладким.
Разумеется, вы вправе высказывать сыну или дочери свое мнение о том, что его одежда выглядит вызывающей, однако старайтесь не навязывать подростку ваших личных суждений и вкусов. Это лишь «подольет масло в огонь» и спровоцирует его сделать все наоборот. Но если вы с ним куда-нибудь идете, вы имеете право потребовать, чтобы он оделся соответствующим образом, правда, при этом нужно, в свою очередь, также признать за ребенком право не пойти с вами.
Подростковый возраст – это время проб и ошибок, смелых экспериментов и больших перемен, поэтому родителям и детям просто нужно поучиться уважать мнения друг друга и не стараться их опровергать.
Предварительный просмотр:
Роль семьи в формировании модели агрессивного поведения детей
Факторы, способствующие становлению детской агрессивности в семье.
Поскольку именно в семье ребенок проходит первичную социализацию, хотелось бы более подробно остановиться _на факторах, формирующих модели агрессивного поведения в семье.
Огромное значение в плане становления агрессивного поведения ребенка в семье и вне ее, а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают следующие факторы семейного воспитания :
- реакция родителей на не устраивающее их поведение ребенка;
- характер отношений между родителями и детьми в целом;
- уровень семейной гармонии или дисгармонии;
- характер отношений с родными братьями и сестрами.
- плохие отношения с одним или обоими родителями;
- или дети чувствуют, что их в семье считают никуда не годными;
- или они ощущают безразличие к своим чувствам;
Согласно теории, привязанности, маленькие дети различаются по степени ощущения безопасности своих взаимоотношениях с матерью. У надежно привязанного ребенка в прошлом надежное, устойчивое и чуткое отношение со стороны матери. Такой ребенок склонен доверять другим людям, имеет довольно хорошо развитые социальные навыки. Для «ненадежно привязанных детей» характерна несговорчивость, сопротивление контролю, импульсивность, эмоциональная вспыльчивость и проявление физической агрессии, при этом не всегда данные проявления направлены на нападение как самоцель, а решают задачи обороны от мнимой или реальной угрозы.
Интересен факт становления агрессивного поведения ребенка в зависимости от характера взаимоотношений в семье между братьями и сестрами. Изучение последствий родительского вмешательства в драки между детьми в семье обнаружило, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются.. Как оказалось, существует сильная корреляция между выраженностью агрессивных отношений между детьми в одной семье и усвоением силовых моделей поведения и наказанием за драки со стороны родителей. Доказано, что дети редко ведут себя агрессивно, если родители не наказывают за ссоры и драки никого из детей, и часто проявляют агрессию, если родители наказывают в основном старших детей. Без родительского вмешательства (наказания) агрессивные взаимоотношения между детьми редки по причине неравенства сил, обусловленного разницей в возрасте.
Изучение зависимости между агрессивным поведением, детей и характером наказаний, а также контролем родителями поведения своих детей показало, что жестокие наказания связаны с высоким уровнем агрессивности у детей (малолетние преступники происходят из семей, где физическая жестокость идет рука об руку с безразличием к чувствам детей), а минимальный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности. Часто эти два типа воспитания (чрезмерная строгость наказания и отсутствие контроля: «эмоциональное отвержение» и «гипопротекция») встречаются в одной семье. Первый тип в основном прослеживается по линии отца, а второй тип - по линии матери.
Особенности семей агрессивных детей.
1.В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители испытывают скорее враждебные чувства по отношению друг к другу, не разделяют ценности и интересы друг друга.
2.Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении
своих детей агрессивные тенденции.
3.Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часто равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому.
4.У родителей агрессивных детей модели воспитания и собственного поведения часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. Как правила, очень жесткий отец и попустительская мать. В результате у ребенка формируется модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир.
5.Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей - это: физические наказания; угрозы;