06.4 Подготовка к ЕГЭ по химии

Тюкалкина Ирина Игоревна

Материал для подготовки к ЕГЭ  по химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план15.33 КБ
Файл органические формулы50.2 КБ
Microsoft Office document icon формулы137 КБ
Файл предметное содержание34 КБ
PDF icon основа412.21 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный тематический план подготовки:

1. Электронная конфигурация атома        

2. Закономерности изменения химических свойств элементов. Характеристика элементов        

3. Электроотрицательность, степень окисления и валентность химических элементов        

4. Характеристики химических связей. Зависимость свойств веществ от их состава и строения        

5. Классификация и номенклатура неорганических веществ        

6. Свойства веществ        

Свойства простых веществ — металлов и неметаллов

Свойства оксидов

7. Свойства оснований, амфотерных гидроксидов, кислот и солей. Ионный обмен и диссоциация        

8. Свойства неорганических веществ        

9. Свойства неорганических веществ        

10. Взаимосвязь неорганических веществ        

11. Классификация и номенклатура органических веществ        

12. Теория строения органических соединений. Типы связей в молекулах органических веществ        

13. Свойства углеводородов. Получение углеводородов        

14. Свойства кислородосодержащих соединений. Получение кислородосодержащих соединений        

15. Свойства азотсодержащих органических соединений. Белки, жиры, углеводы        

16. Характерные химические свойства углеводородов. Механизмы реакций        

17. Свой­ства спиртов, альдегидов, кислот, слож­ных эфиров, фенола        

18. Взаимосвязь углеводородов и кислородосодержащих органических соединений        

19. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии        

20. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов        

21. Реакции окислительно-восстановительные        

22. Электролиз расплавов и растворов        

23. Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная        

24. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие        

25. Качественные реакции органических и неорганических соединений        

26. Химическая лаборатория. Понятие о металлургии. Химическое загрязнение окружающей среды. Полимеры        

27. Расчёты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе»        

28. Расчеты объемных отношений газов при химической реакции. Тепловой эффект        

29. Расчет массы или объёма вещества по параметрам одного из участвующих в реакции веществ        

30 (C1). Окислительно-восстановительные реакции        

31 (С2). Реакции ионного обмена        

32 (C3). Взаимосвязь различных классов неорганических веществ: описание реакций        

33 (C4). Взаимосвязь органических соединений        

34 (C5). Расчеты массовой доли химического соединения в смеси        

35 (C6). Нахождение молекулярной формулы вещества



Предварительный просмотр:

а) Нахождение молекулярной формулы органического соединения по общей формуле класса органических веществ:

- пример задачи: «Определите молекулярную формулу алкана, обнаруженного в кожуре яблок, молекулярная масса которого равна 436»,

- повторим алгоритм:

 АЛГОРИТМ №1.

1. Вспоминаем общую формулу названного класса органических соединений.

2.Записываем сумму масс атомов химических элементов в молекуле, выразив неизвестные индексы через «n». Приравниваем полученное  выражение к известной молекулярной или молярной  массе вещества.

3. Рассчитываем  значение «n» и записываем общую формулу органического соединения.

4. При необходимости даем название веществу, записываем  его структурную формулу и формулы его изомеров.

-индивидуально решаем задачу по карточке:

1.СnH2n+2

2. 12n+2n+2=436

3. n=31  => C31H64

-находим букву, соответствующую правильному ответу, и вписываем ее в ключевое слово (э).

б) Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массовым долям химических элементов в веществе, а также по плотности веществ и относительной плотности газов:

 - пример задачи: «Углеводород, образующийся при термическом крекинге октана содержит 85, 7% углерода. Относительная плотность его по водороду равна 28. Определите молекулярную формулу вещества»

- повторим алгоритм:

 АЛГОРИТМ №2.

1. Вычисляем молярную массу вещества.

М(в) = D(x) * М(х)       (1)

2. Вычисляем количество атомов элемента:

а) если w дана в процентах:

n(Э) = http://festival.1september.ru/articles/623824/img15.gif        (2)

б) если w дана в долях:

n(Э) = http://festival.1september.ru/articles/623824/img17.gif        (3)

3. Вычисляем молярную массу полученного вещества.

4. Если молярная масса полученного вещества равна молярной массе вещества (1), тогда задача решена правильно; если молярная масса полученного вещества отличается от молярной массы вещества (1), вычисляем разность и определяем количество атомов кислорода, если вещество кислородосодержащие, или азота, если вещество азотосодержащее.

- решаем задачу по карточке в паре с соседом по парте:

1. M=28 * 2 = 56 г/моль

2. x=56 * 85,7 : 1200 = 4

    y=56 * (100-85,7) : 100 = 8

3. M (C4H8) = 56 г/моль => задача решена правильно.

-находим букву, соответствующую правильному ответу, и вписываем ее в ключевое слово (т).

в) Нахождение молекулярной формулы органического соединения по продуктам его сгорания:

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/81417/f8cdcd10_2b7b_0131_ce2d_12313d221ea2.jpg

Прибор для органического анализа Дюма-Либиха.

-Суть анализа проста: надо взять известную массу органического соединения, сжечь его и определить, сколько получилось продуктов сгорания. Затем перейти к решению задачи на вывод формулы органического соединения. Прибор для органического анализа состоит из устройства для сжигания в воздухе обогащенном кислородом и системы ловушек для поглощения основных продуктов сгорания. Современные приборы действуют на том же самом принципе, хотя их чувствительность и скорость несравнимы с приборами Дюма и Либиха. Приборы, выпускаемые сейчас, позволяют взять для анализа буквально десятые доли миллиграмма. При этом анализ выполняется очень быстро.

- пример задачи: «Определите молекулярную формулу продукта реакции Зелинского – Казанского при сжигании 3,9 г которого образуется 13,2 г оксида углерода (IV) и 2,7 г воды. Плотность вещества по воздуху равна 2,69.»

- повторим алгоритм:

 АЛГОРИТМ №3.

1. Вычисляем молярную массу вещества.

М(в) = D(x) * М(х)  (1)

2. Вычисляем количество атомов С:

а) если СО2 дано по массе:

n(C) = http://festival.1september.ru/articles/623824/img2.gif       (2)

б) если СО2 дано в объеме:

n(C) = http://festival.1september.ru/articles/623824/img6.gif       (3)

3. Вычисляем количество атомов Н:

Так как в молекуле Н2О 2 моля Н,  формулу умножаем на 2 (это применимо и к N)

n(Н) = 2 http://festival.1september.ru/articles/623824/img8.gif        (4)

4. Вычисляем молярную массу полученного вещества.

5. Если молярная масса полученного вещества равна молярной массе вещества (1), тогда задача решена правильно; если молярная масса полученного вещества отличается от молярной массы вещества (1), вычисляем разность и определяем количество атомов кислорода, если вещество кислородосодержащие, или азота, если вещество азотосодержащее.

- решаем задачу по карточке всей группой:

 Решение:

1.M (CxHyOz) = 2,69 * 29 = 78 г/моль

2.  x  =  (78*13,2) :  (3,9* 44) = 1029,6 : 171,6 = 6

3.  y  = 2 * (78 * 2,7) : (3,9 * 18) = 2 * 210,6 : 70,2 = 6

4. M (C6H6) = 12 * 6 + 6 = 78 г/моль => вещество не содержит кислород, задача решена правильно. 

-находим букву, соответствующую правильному ответу, и вписываем ее в ключевое слово (а).

5 ЭТАП. ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ В НОВОЙ СИТУАЦИИ.

-предлагается задача «При гидрировании 140 г некоего алкена образовалось 145 г алкана. Установите молекулярную формулу продукта реакции»

-выдвигается гипотеза по ее решению.

-решение задачи на доске:

1. CnH2n + H2 = CnH2n+2

2. m (H2) = 145г  - 140г = 5г  ( по закону сохранения массы веществ )

3. n (H2) = 5 : 2 = 2,5 моль

4. M (CnH2n+2) = 145 : 2,5 = 58 г/моль

5. 12n + 2n + 2 = 58

n = 4 =>  C4H10

-Оценка работы учащегося.

-Наибольшую актуальность для вас, как для будущих выпускников, имеют задачи части «С», с которыми мы сталкиваемся на  ЕГЭ. К ним относятся и задачи на вывод молекулярной формулы по  уравнениям двух химических реакций.

-предлагается задача «При взаимодействии одного и того же количества алкена с различными галогеноводородами образуется соответственно 7,85 г хлорпроизводного и 12,3 г бромпроизводного. Определите молекулярную формулу алкена.»

- решение – на доске:

 1. CnH2n + HCl = CnH2n+1Cl

     CnH2n + HBr = CnH2n+1Br

2. M (CnH2n+1Cl) = 12n + 2n + 1 + 35,5 = 14n + 36,5

    M (CnH2n+1Br) = 12n + 2n + 1 + 80 = 14n + 81

3. n (CnH2n+1Cl) = n (CnH2n+1Br)

    n = m : M

   7,85 : (14n + 36,5) = 12,3 : (14n + 81)

- подсчет – в группах:  n = 3 => C3H6

-проверка правильности выполнения подсчетов.

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТОЧКА №1

 а) Нахождение молекулярной формулы органического соединения по общей формуле класса органических веществ.

АЛГОРИТМ №1.

1. Вспоминаем общую формулу названного класса органических соединений.

2.Записываем сумму масс атомов химических элементов в молекуле, выразив неизвестные индексы через «n». Приравниваем полученное  выражение к известной молекулярной или молярной  массе вещества.

3. Рассчитываем  значение «n» и записываем общую формулу органического соединения.

4. При необходимости даем название веществу, записываем  его структурную формулу и формулы его изомеров.

ЗАДАЧА №1. - РЕШАЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО!!!
 «Определите молекулярную формулу алкана,  обнаруженного в кожуре яблок, молекулярная масса которого равна 436»

Решение: 

1.СnH2n+2

2. 12n+2n+2=436

3. n=31  => C31H64

Находим букву, соответствующую правильному ответу, и вписываем ее в ключевое слово.

б) Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массовым долям химических элементов в веществе, а также по плотности веществ при нормальных условиях  и относительной плотности газов.

АЛГОРИТМ №2.

1. Вычисляем молярную массу вещества.

М(в) = D(x) * М(х)       (1)

2. Вычисляем количество атомов элемента:

а) если w дана в процентах:

n(Э) = http://festival.1september.ru/articles/623824/img15.gif        (2)

б) если w дана в долях:

n(Э) = http://festival.1september.ru/articles/623824/img17.gif        (3)

3. Вычисляем молярную массу полученного вещества.

4. Если молярная масса полученного вещества равна молярной массе вещества (1), тогда задача решена правильно; если молярная масса полученного вещества отличается от молярной массы вещества (1), вычисляем разность и определяем количество атомов кислорода, если вещество кислородосодержащие, или азота, если вещество азотосодержащее.

ЗАДАЧА №2.               -                 РЕШАЕМ В ПАРЕ!!!

«Углеводород,  образующийся при термическом крекинге октана, содержит 85, 7% углерода. Относительная плотность его по водороду равна 28. Определите молекулярную формулу вещества»

Решение:

1. M=28 * 2 = 56 г/моль

2. x=56 * 85,7 : 1200 = 4

    y=56 * (100-85,7) : 100 = 8

3. M (C4H8) = 56 г/моль => задача решена правильно.

Находим букву, соответствующую правильному ответу, и вписываем ее в ключевое слово. 

в) Нахождение молекулярной формулы органического соединения по продуктам его сгорания и относительной плотности (плотности при н.у.).

АЛГОРИТМ №3.

1. Вычисляем молярную массу вещества.

М(в) = D(x) * М(х)  (1)

2. Вычисляем количество атомов С:

а) если СО2 дано по массе:

x = http://festival.1september.ru/articles/623824/img2.gif       (2)

б) если СО2 дано в объеме:

n(C) = http://festival.1september.ru/articles/623824/img6.gif       (3)

3. Вычисляем количество атомов Н:

Так как в молекуле Н2О 2 моля Н, тогда формулу умножаем на 2 (это применимо и к N)

y = 2 http://festival.1september.ru/articles/623824/img8.gif        (4)

4. Вычисляем молярную массу полученного вещества.

5. Если молярная масса полученного вещества равна молярной массе вещества (1), тогда задача решена правильно; если молярная масса полученного вещества отличается от молярной массы вещества (1), вычисляем разность и определяем количество атомов кислорода, если вещество кислородосодержащие, или азота, если вещество азотосодержащее.

ЗАДАЧА №3.       -       РЕШАЕМ ГРУППОЙ!!!

«Определите молекулярную формулу продукта реакции Зелинского – Казанского при сжигании 3,9 г которого образуется 13,2 г оксида углерода (IV) и 2,7 г воды. Плотность вещества по воздуху равна 2,69.»

Решение:

1.M (CxHyOz) = 2,69 * 29 = 78 г/моль

2.  x  =  (78*13,2)  :  (3,9* 44) = 1029,6 : 171,6 = 6

3.  y  = 2 * (78 * 2,7) : (3,9 * 18) = 2 * 210,6 : 70,2 = 6

4. M (C6H6) = 12 * 6 + 6 = 78 г/моль => вещество не содержит кислород, задача решена правильно. 

ЗАДАЧА №5.

«При гидрировании 140 г некоего алкена образовалось 145 г алкана. Установите молекулярную формулу продукта реакции»

Решение:

 1. CnH2n + H2 = CnH2n+2

2. m (H2) = 145г  - 140г = 5г  ( по закону сохранения массы веществ )

3. n (H2) = 5 : 2 = 2,5 моль

4. M (CnH2n+2) = 145 : 2,5 = 58 г/моль

5. 12n + 2n + 2 = 58

n = 4 =>  C4H10

ЗАДАЧА №6. 

«При взаимодействии одного и того же количества алкена с различными галогеноводородами образуется соответственно 7,85 г хлорпроизводного и 12,3 г бромпроизводного. Определите молекулярную формулу алкена»

Решение: 

1. CnH2n + HCl = CnH2n+1Cl

     CnH2n + HBr = CnH2n+1Br

2. M (CnH2n+1Cl) = 12n + 2n + 1 + 35,5 = 14n + 36,5

    M (CnH2n+1Br) = 12n + 2n + 1 + 80 = 14n + 81

3. n (CnH2n+1Cl) = n (CnH2n+1Br)

    n = m : M

   7,85 : (14n + 36,5) = 12,3 : (14n + 81)

- подсчет – в группах:  n = 3 => C3H6

 



Предварительный просмотр:

        

Подготовка к ЕГЭ Химия

  • выполнение заданий высокого уровня сложности, задачи на вывод формул

Задачи на вывод формул соединений – это задания С5 из 3 части экзаменационной работы ЕГЭ.

При выводе  формул нужно различать простейшую и истинную формулы.

Простейшая формула показывает соотношение числа атомов каждого элемента.

Истинная формула показывает точный количественный состав. Например, простейшая формула бензола СН, она показывает, что на один атом углерода в молекуле бензола приходится один атом водорода. Истинная формула бензола, показывающая точный количественный состав молекулы – С6Н6. Чтобы установить истинную формулу, нужно знать истинную молекулярную (молярную) массу, она в целое число раз больше массы, найденной по простейшей формуле. На это число нужно умножить индексы в простейшей формуле, чтобы получить истинную формулу. Если в условии задачи нет данных для нахождения истинной молярной массы, а найденная простейшая формула явно не соответствует истинной, то полученные индексы нужно увеличить в два раза. Например, получилась простейшая формула С3Н7, значит истинная будет С6Н14

При всём многообразии задач на вывод формул можно выделить несколько основных типов. Рассмотрим алгоритмы решений этих задач наиболее простыми способами.

I. Вывод формул веществ по массовым долям элементов.

  1. Написать формулу вещества, обозначив индексы через x, y, z.
  2. Если неизвестна массовая доля одного из элементов, то её находят, отняв от

     100 % известные массовые доли.

3.  Найти соотношение индексов, для этого массовую долю каждого элемента  (лучше в %) разделить на его атомную массу (округлить до тысячных долей)

x : y: z = ω1 / Ar1 : ω2 / Ar2 : ω3 / Ar3

4.   Полученные числа привести к целым. Для этого разделить их на наименьшее из  полученных чисел. При необходимости (если опять получилось дробное число) после этого домножить до целого числа на 2, 3, 4 … .

5.   Получится простейшая формула. Для большинства неорганических веществ она совпадает с истинной, для органических, наоборот, не совпадает.

Задача № 1.

Массовая доля азота в оксиде азота равна 36,84 % . Найти формулу данного оксида.

Дано:                          

ω(N) = 36,84 %         Решение:

                                1. Напишем формулу: NxOy

    М.Ф. = ?             2.  Найдём массовую долю кислорода:

                                      ω(О) = 100 %  - 36,84 % = 61,16 %

                                3. Найдём соотношение индексов:

                                   x : y = 36,84 / 14 : 61,16 / 16 = 2,631: 3,948 =

                                   2,631 / 2,631: 3,948 / 2,631 = 1: 1,5 =

                                   = 1 ∙ 2 : 1,5 ∙ 2 = 2 : 3  N2O3   

                                              Ответ: N2O3.

Задача № 2.

        Установите формулу неорганического соединения, содержащего 20 % магния, 53,33 % кислорода и 26,67 % некоторого элемента.

Дано:                      

ω(Mg) = 20 %          Решение:

ω(O) = 53,33 %     1. Напишем формулу: Mgx Эy Оz.

ω(э) = 26,67 %      2. Найдём соотношение индексов магния и кислорода:

                                   х : у = 20 / 24 : 53,33 / 16 = 0,83 : 3,33 = 1 : 4.

   М.Ф. = ?             3. Найдём молекулярную массу вещества, исходя из значения

                                  массовой доли магния:

 

                                  ω(Mg) = Ar(Mg) ∙ индекс / Mr  

                                  Mr = Ar(Mg) ∙ индекс / ω = 24 ∙ 1 / 0,2 = 120.

                                            4. Найдём атомную массу неизвестного элемента:

                                  ω(Э) = Ar(Э) ∙ индекс / Mr  Ar(Э) ∙ индекс =

                                  = ω(Э) ∙ Мr = 0,2667 ∙ 120 = 32  элемент – сера.

                                                   Ответ: MgSO4.

Задача № 3.

        Массовая доля  углерода в углеводороде равна 83,72 %. Найти молекулярную формулу углеводорода.

Дано:                       Решение:

ω(С) = 83,72 %       1.  Напишем формулу - СхНу

                                 2.  Найдём массовую долю водорода:

    М.Ф. = ?                   ω(Н) = 100 % - 83,72 % = 16,28 %

                                 3.  Найдём соотношение индексов:

                                     х : у = 83,72 / 12 : 16,28 / 1 = 6,977 : 16,28 = 1 : 2,333 = 3 : 7

                                 4.  Простейшая формула – С3Н7, но она не соответствует истинной.

                                      Выход – увеличить индексы в 2 раза  С6Н14.

                                                           Ответ: С6Н14.

Задача № 4.

        Массовая доля фосфора в его оксиде равна 43,66 %. Какова формула оксида?

Ответ: Р2О5.

Задача № 5.

        Определить формулу вторичного амина, массовые доли углерода, водорода и азота, в котором составляют 61; 15,3 и 23,7 % соответственно.

        Ответ: CH3 – NH – C2H5.

Задача № 6.

        Массовая доля углерода в диеновом углеводороде составляет 88,89 %. Найти молекулярную формулу диена.

        Ответ: С4Н6.

II. Вывод формул веществ по массовым долям элементов и данным для нахождения  истинной молярной массы (плотности, массе и объёму газа или относительной плотности).

  1. Найти истинную молярную массу:

  •  если известна плотность:

ρ = m / V = M / Vm  M = ρ ∙ Vm = ρ г/л ∙ 22,4 л/моль

   если известна масса и объём газа, молярную массу можно найти двумя способами:

         - через плотность ρ = m / V,  M = ρ ∙ Vm;

         - через количество вещества: ν = V / Vm, M = m / ν.

  •  если известна относительная плотность первого газа по другому:

D21 = M1 / M2  M1 = D2 ∙ M2

                                            M = DH2 ∙ 2          M = DO2 ∙ 32

                                            M = Dвозд. ∙ 29      M = DN2 ∙ 28  и т.д.

2.    Найти простейшую формулу вещества (см. предыдущий алгоритм) и его молярную массу.

3.   Сравнить истинную молярную массу вещества с простейшей и увеличить индексы в нужное число раз.

Задача № 1.

        Найти формулу углеводорода, в котором содержится 14,29 % водорода, а его относительная плотность по азоту равна 2.

Дано:

ω(Н) = 14,29 %     Решение:

D(N2) = 2              1. Найдём истинную молярную массу СхНу :

                                  М = DN2 ∙ 28 = 2 ∙ 28 = 56 г/моль.

    М.Ф. = ?            2. Найдём массовую долю углерода:

                                 ω(С) = 100 % - 14,29 % = 85,71 %.

                               3. Найдём простейшую формулу вещества и его молярную массу:

               х : у = 85,7 / 12 : 14,29 / 1 = 7,142 : 14,29 = 1 : 2  СН2

М(СН2) = 12 + 1 ∙ 2 = 14 г/моль

                               4. Сравним молярные массы:

                           М(СхНу) / М(СН2) = 56 / 14 = 4  истинная формула – С4Н8.

                                 Ответ: С4Н8.

Задача № 2.

        Массовая доля углерода в углеводороде – 87,5 %, а относительная плотность углеводорода по воздуху равна 3,31. Определить формулу вещества.

         Ответ: C7H12.

Задача № 3.

        Определить молекулярную формулу амина, массовые доли углерода, азота и водорода в котором составляют 38,7; 45,15 и 16,15 % соответственно. Относитель-

ная плотность его паров по воздуху равна 1,069.

        Ответ: CH3NH2.

Задача № 4.

        Определите формулу углеводорода, массовая доля водорода в котором составляет 14,3 %. Относительная плотность этого вещества по водороду равна 21.

        Ответ: С3Н6.

Задача № 5.

        Относительная плотность паров углеводорода по воздуху равна 3,31, а массовая доля водорода в нём равна 12,5 %. Определите молекулярную формулу углеводорода.

        Ответ: С7Н12.

        

III. Вывод формул веществ по продуктам сгорания.

  1. Проанализировать состав продуктов сгорания и сделать вывод о качественном составе сгоревшего вещества:

Н2О  Н, СО2  С, SO2  S, P2O5  P, Na2CO3  Na, C; HCl  H, Cl

Наличие кислорода в веществе требует проверки. Обозначить индексы в формуле через  x, y, z. Например: Сх Ну Оz (?).

2.  Найти количества веществ продуктов сгорания по формулам:

ν = m / M    и     ν = V / Vm

3.  Найти количества элементов, содержавшихся в сгоревшем веществе.

     Например:

     ν(С) = ν(СО2), ν(Н) = 2 ∙ ν2О), ν(Na) = 2 ∙ ν(Na2CO3), ν(C) = ν(Na2CO3) и т.д.

4.  Если сгорело вещество неизвестного состава, то обязательно нужно проверить, содержался ли в нём кислород. Например: Cx, Hy, Oz (?), 

m(O) = m в – ва – (m(C) + m(H)

     Предварительно нужно найти: m(C) = ν(C) ∙ 12 г / моль, m(H) = ν(H) ∙ 1 г / моль

     Если кислород содержался, найти его количество: ν(О) = m(O) / 16 г / моль

5.  Найти соотношения индексов по соотношению количеств элементов. Например:

x : y : z = ν(С) : ν(Н) : ν(О)

     Числа привести к целым, разделив их наименьшее.

6.  Если известны данные для нахождения истинной молярной массы вещества, найти её по формулам: M = ρ ∙ Vm, M1 = D2 ∙ M2 

7.  Написать простейшую формулу и найти её молярную массу. Сравнить истинную молярную массу с простейшей и увеличить индексы в нужное число раз.

Задача № 1.

При сгорании 7,2 г вещества образовалось 9,9 г углекислого газа и 8,1 г воды. Плотность паров этого вещества по водороду равна 16. Определите молекулярную формулу вещества.

Дано:                        Решение:

m в – ва = 7,2 г        1. Напишем формулу Cx Hy Oz (?).

m (CO2) = 9,9 г     2. Найдём количества веществ:

m (H2O) = 8,1 г         ν(СО2) = m / М = 9,9 г / 44г/моль = 0,225моль

DH2 = 16                     ν2О) = m / M = 8,1 г / 18г/моль = 0.45моль

М.Ф. = ?                3. Найдём количества элементов:

                                   ν(С) = ν(СО2) = 0,225моль

                                   ν(Н) = 2 ∙ ν2О) = 2 ∙ 0,45 = 0,9моль

                               4. Найдём массы:

                                   m(C) = 12г/моль ∙ 0,225моль = 2,7 г

                                   m(H) = 1г/моль ∙ 0,9моль = 0,9 г

                                   m(O) = 7,2 г – (2,7 + 0,9) = 3,6 г

                                   Найдём количество элемента кислорода:

                                   ν(О) = 3,6 г / 16г/моль = 0,225моль

                               5. Найдём соотношение индексов:

                                   x : y : z = 0,225 : 0,9 : 0,225 = 1 : 4 : 1

                                   Простейшая формула - СН3ОН:

                                   М(СН3ОН) = 32г/моль

                               6. Найдём истинную молярную массу:

                                   Мист. = DH2 ∙ 2 = 16 ∙ 2 = 32г/моль

                                            7.  Сравним:  Мист. / Мпрост. = 32г/моль / 32г/моль = 1

                                   Молекулярная формула – СН3ОН.

                                   Ответ: СН3ОН.

Задача № 2.

        При сгорании газа, не содержащего кислород, выделилось 2,24 л углекислого газа, 1,8 г воды и 3,65 г хлороводорода. Определить формулу сгоревшего вещества.

Дано:

V(CO2) = 2,24 л       Решение:

m(H2O) = 1,8 г        1. Написать формулу сгоревшего вещества: CxHyClz.

m(HCl) = 3,65          2. Найти количества веществ:

                                                   ν(CO2) = V / Vm = 2,24л / 22,4л/моль = 0,1моль

 М.Ф. = ?                     ν2О) = m / M = 1,8г / 18г/моль = 0,1моль

                                     ν(HCl) = m / M = 3,65г / 36,5г/моль = 0.1моль

                                  3.  Найти количества элементов:

                                     ν(С) = ν(СО2) = 0,1моль

                                     ν(Н) = 2 ∙ ν2О) + ν(НСl) = 2 ∙ 0,1 + 0,1 = 0,3 моль

                                     ν(Сl) = ν(HCl) = 0,1моль

                                  4.  Найти соотношение индексов:

                                     х : y : z = 0,1 : 0,3 : 0,1 = 1 : 3 : 1

                                  5.  Простейшая формула: CH3Cl.

                                                          Ответ: CH3Cl.

Задача № 3.

                При сгорании вторичного амина симметричного строения выделилось 0,896 л (н.у.) углекислого газа, 0,99 г воды и 0,112 л (н.у.) азота. Установите молекулярную формулу этого амина.

                                         Ответ: (C2H5)2NH.

Задача № 4.

                При полном сгорании органического вещества, не содержащего кислород, выделилось 4,48 л (н.у.) углекислого газа, 1.8 г воды и 4 г фтороводорода. Установите молекулярную формулу сгоревшего соединения.

                                         Ответ: C2H4F2.

Задача № 5.

                При сгорании 0,62 г газообразного органического вещества выделилось 0,448 л углекислого газа, 0,9 г воды и 0.224 л азота (объёмы газов измерены при н. у.). Плотность вещества по водороду 15,50. Установите его молекулярную формулу.

                Ответ: СН3NH2.

IV. Вывод формул органических веществ по общим формулам.

Органические вещества образуют гомологические ряды, которые имеют общие формулы.

Это позволяет:

  • выражать молярную массу через число n

M(CnH2n + 2) = 12  n + 1  (2n +2) = 14n + 2;

  • приравнивать молярную массу, выраженную через n, к истинной молярной массе и находить n.
  • составлять уравнения реакций в общем виде и производить по ним вычисления.

При решении таких задач нужно знать и использовать общие формулы гомологических рядов:

  1. алканы – СnH2n + 2
  2. алкены и циклоалканы – CnH2n
  3. алкины и алкадиены – CnH2n – 2
  4. арены – CnH2n – 6
  5. моногалогеналканы – CnH2n + 1Г
  6. дигалогеналканы – CnH2nГ2
  7. фенолы – CnH2n – 7OH
  8. предельные одноатомные спирты – CnH2n + 1OH, R – COH
  9. альдегиды – CnH2n + 1 COH, R – COH
  10. предельные карбоновые кислоты – CnH2n + 1COOH, R – COOH
  11. сложные эфиры – R1 – COOR2
  12. первичные амины – CnH2n + 1NH2, R – NH2

        вторичные амины – R1 – NH – R2

        третичные амины R1  –  N  –  R2 

                                               

                                                 R3

14.  аминокислоты – CnH2n(NH2)COOH

        Рассмотрим возможные варианты задач на вывод формул органических веществ по общим формулам.

  1. Вывод формул по известной массовой доле элемента в веществе.

Порядок решения:

  1. Написать общую формулу и выразить молекулярную массу вещества через число n;
  2. Подставить данные в формулу ω(Эл) = Аr (Эл) ∙ индекс / Мr;
  3. Решить уравнение с одним неизвестным, найти число n.

Задача № 1.

        Определить формулу аминокислоты, если известно, что она содержит 15,73 % азота.

Дано:                        Решение:

ω(N) = 15,73 %       1. Oбщая формула аминокислот:

                                    CnH2n(NH2)COOH

    М.Ф. = ?  

                                  2. Выразим через n молекулярную массу:

                 

                       Мr(CnH2n(NH2)COOH) = 12n + 2n + 16 + 45 = 14n + 61.

                                  3. Подставим данные в формулу: 0,1573 = 14  1 / 14n + 61.

2,2022n + 9,5953 = 14.

2,2022n = 4,4047

                                                                     n = 2               Ответ: C2H4(NH2)COOH.

Задача № 2.  

        Массовая доля водорода в алкане составляет 0,1579. Найти формулу алкана.

        Ответ: С8Н18.

Задача № 3.

        Массовая доля углерода в алкине 87,8 %. Определить формулу алкина.

        Ответ: С6Н10.

Задача № 4.

        Массовая доля кислорода в аминокислоте равна 35,95 %. Найти молекулярную формулу аминокислот.

        Ответ: C2H4(NH2)COOH.

Задача № 5.

        Массовая доля хлора в монохлоралкане равна 55,04 %. Найти формулу моно -

хлоралкана.

        Ответ: C2H5Cl.

2. Вывод формул по известным данным для нахождения истинной молярной  массы

    (плотности, относительной плотности, массе и объёму)

  1. Найти истинную молярную массу по формулам: ρ = m / V

М = ρ ∙ Vm              М = D2 ∙ M2

2.    Выразить молярную массу через n и приравнять её к истинной.

3.   Решить уравнение с одним неизвестным, найти число n.

Задача № 1. 

        Пары одного из монобромалканов в 68,5 раз тяжелее водорода. Найти формулу монобромалкана.

Дано:

DH2 = 68,5    Решение:

                     1. Общая формула монобромалканов – CnH2n+1Br;

 М.Ф. = ?     2. Найдём истинную молярную массу:

                         M = DH2 2 = 68,5  2 = 137 (г/моль);

                     3. Выразим М через n:

                         M(CnH2n + 1Br) = 12n + 2n + 1 + 80 = 14n + 81

                         Приравняем: 14n + 81 = 137

                                                14n = 56

                                                    n = 4        

        Ответ: С4H9Br.

Задача № 2.

        Плотность газообразного алкина равна 2,41 г/л. Найти его молекулярную формулу.

        Ответ: С7Н12.

Задача № 3.

        Относительная плотность паров альдегида по воздуху равна 1,517. Найти его молекулярную формулу.

        Ответ: СН3СОН.

Задача № 4.

        Относительная плотность паров первичного амина по кислороду – 2,719.

Определить его молекулярную формулу.

        Ответ: C5H11NH2.

Задача № 5.

        Найти молекулярную формулу алкина, если 5,6 л его имеют массу 10 г.

        Ответ: С3Н4.

         3. Вывод формул по уравнениям реакций в общем виде, если известны данные для двух веществ.

        Порядок решения:

  1. Составить уравнение реакции в общем виде.
  2. Выразить молярные массы неизвестных веществ через число n.
  3. Найти количества двух веществ по формулам:

ν = m /M                      ν = V / Vm

4.    Составить уравнение, приравняв найденные количества веществ с учётом соотношения числа моль этих веществ по уравнению (определяют по коэффициентам).

5.    Решить уравнение с одним неизвестным, найти число n и записать формулу.

   

Задача № 1.

        При взаимодействии предельного одноатомного спирта массой 3 г с избытком натрия было получено 0,56 л водорода. Определить формулу спирта.

Дано:

m спирта  = 3г        Решение:

V(H2) = 0,56л     1. Напишем уравнение реакции в общем виде:

2CnH2n + 1 OH + 2Na  H2 + 2CnH2nONa

    М.Ф. = ?                          2 моль                        1 моль

                             2.  Выразим молярную массу спирта через число n:

                                 M(CnH2n + 1OH) = 12n + 2n + 1 + 16 + 1 = 14n + 18(г/моль).

                             3. Найдём количества веществ:

                                νnH2n + 1OH) = m / M = 3г / 14n + 18г/моль =

                                = 3 / 14n + 18 моль

                                ν2) = V / Vm = 0,56л / 22,4г/моль = 0,025 моль.

                             

                             4. Из уравнения реакции видно, что

νnH2n + 1OH) = 2 ∙ ν(H2)

                             5. Cоставим уравнение: 3 / 14n + 18 = 2 ∙ 0,025

                                                                     n = 3

                                       Ответ: С3Н7ОН.

Задача № 2.

        При сгорании 13,2г алкана образовалось 20,16л углекислого газа. Найти формулу алкана.

Дано:

m алкана = 13,2г       Решение:

V(CO2) = 20,16л       1. Напишем уравнение реакции горения в общем виде:

                                       CnH2n + 2 + (3n + 1 / 2)O2  nCO2 + (n + 1)H2O

     М.Ф. = ?                     1 моль                                                        n моль

                                   2.  Выразим молярную массу алкана через n:

                                       M(CnH2n + 2) = 12n + 2n + 2 = 14n + 2г/моль

                                   3.  Найдём количества веществ:

                                      ν(CnH2n + 2) = m /M = 13,2г / (14n + 2)г/моль =

                                      = 13,2 / 14n + 2 моль

                                      ν(CO2) = V / Vm = 20,16 / 22,4г/моль = 0,9 моль

                                   4.  Из уравнения реакции видно, что:

                                       n ∙ ν(CnH2n + 2) = ν(CO2)

                                   5.  Составим уравнение: n ∙ 13,2 / 14n + 2 = 0,9

                                                                                                          n = 3

                                       Ответ: С3Н8.

Задача № 3.

        При взаимодействии 2,9г неизвестного альдегида с аммиачным раствором оксида серебра получается 10,8г металла. Определить формулу альдегида.

        Ответ: С3Н6О.

Задача № 4.

        В результате реакции предельного одноатомного спирта с 18,25г хлороводорода получили органический продукт массой 46,25г и воду. Определить молекулярную формулу спирта.

        Ответ: С4Н9ОН.

Задача № 5.

        Для сжигания 5,8г алкана потребовалось 14,56л (н.у.) кислорода. Определить формулу алкана.

        Ответ: С4Н10.

Задача № 6.

        К 10,5г алкена присоединяют 5,6л бромоводорода (н.у.).

Найти формулу алкена.

        Ответ: С3Н6.

4. Вывод формул по уравнениям реакций в общем виде с примене нием закона сохранения массы веществ.

                       Если известны массы всех реагентов и продуктов реакции, кроме одного вещества, то можно найти его массу на основании закона сохранения массы веществ.

Рассмотрим этот случай на конкретном примере.

Задача № 1.

                Некоторый сложный эфир массой 7,4г подвергнут щелочному гидролизу. При этом получено 9,8г калиевой соли предельной одноосновной кислоты и 3.2г спирта. Установите формулу этого эфира.

Дано:

m(эфира) = 7,4г        Решение:

m(соли) = 9,8г          1. Составим уравнение гидролиза эфира в общем виде:

m(спирта) = 3,2г                 R1COOR2 + KOH  R1COOK + R2OH

                                                 1 моль                1 моль               1 моль               1 моль

М.Ф.(эфира) = ?        2.  По закону сохранения массы веществ:

                                       m(R1COOR2) + m(KOH) = m(R1COOK) + m(R2OH)

                                       Найдём массу и количество гидроксида калия:

                                       m(KOH) = m(R1COOK) + m(R2OH) – m(R1COOR2) =

                                       = 9,8 + 3,2 – 7,4 = 5,6г

                                       ν(КОН) = 5,6г / 56г/моль = 0,1 моль

                                    3.  Найдём молярную массу соли и её формулу:

                                       ν(R1COOK) = ν(KOH) = 0,1 моль

                                       M = m / ν = 9,8г / 0,1моль = 98 г/моль

                                       M(R1) = 98 – M(COOK) = 98 – 83 =

                                       = 15г/моль  СH3СOOK

                                    4.  Найдём молярную массу спирта и его формулу:

                                       ν(R2OH) = ν(KOH) = 0,1 моль

                                       M(R2OH) = m / ν = 3,2г / 0,1г/моль = 32 г/моль

                                       M(R2) = 32 – M(OH) = 32 – 17 = 15г/моль  СH3OH

  1. Следовательно, формула эфира – СН3СООСН3.

Ответ: СН3СООСН3.

Задача № 2.

                При щелочном гидролизе 37г некоторого сложного эфира получено 49г калиевой соли предельной одноосновной кислоты и 16г спирта. Установить формулу сложного эфира.

                Ответ: СН3СООСН3.

Задача № 3.

                Некоторая предельная одноосновная кислота массой 6г прореагировала с 6г спирта, при этом получилось 10,2г сложного эфира. Определить формулу кислоты.

                Ответ: СН3СООН.

                                                                               

                                               



Предварительный просмотр:

Предметное содержание работы  и проверяемые умения

Номер задания

Проверяемый элемент содержания

Проверяемые умения

Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырёх периодов: s-, p- и d-элементы. 

Электронная конфигурация атома. Основное и возбуждённое состояния атомов

Знать/понимать: Применять основные положения химических  теорий  (строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ

Уметь характеризовать: s-, p- и d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева;

Закономерности изменения химических свойств элементов и их  соединений по периодам и группам. Общая характеристика металлов IА–IIIА групп в связи с их  положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.

Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа – по их положению в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов.

Общая характеристика неметаллов IVА–VIIА групп в связи с их  положением в Периодической  системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов

Понимать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и использовать его для качественного анализа и обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений;

Объяснять: зависимость свойств химических элементов и их соединений от        положения        элемента        в Периодической        системе Д.И. Менделеева;

Уметь характеризовать: s-, p- и d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева;

Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов

Понимать смысл важнейших понятий (выделять их характерные признаки): вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы,  ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, растворимость, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, химическое равновесие, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

Определять/классифицировать: валентность, степень окисления химических элементов,

заряды ионов;

Ковалентная химическая связь, её разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решётки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения

Определять/классифицировать: вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решетки; Объяснять природу химической связи        (ионной,        ковалентной, металлической, водородной); зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения;

Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная)

Важнейшие вещества и материалы: Классифицировать неорганические и органические вещества

по всем известным классификационным признакам;

Определять/классифицировать: принадлежность веществ        к различным классам неорганических и органических соединений;

Характерные химические свойства простых веществ–металлов: щелочных, щелочноземельных, магния, алюминия; переходных металлов: меди, цинка, хрома, железа.

Характерные химические свойства простых веществ–неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Характерные химические свойства оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотных

Уметь характеризовать: общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов; общие химические свойства        основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов;

Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот.

Характерные химические свойства солей: средних, кислых, оснóвных; комплексных (на примере гидроксосоединений алюминия и цинка). Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах.

Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена

Уметь характеризовать: общие химические свойства        основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов;

Знать/понимать: Применять основные положения химических  теорий  (строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ; Выявлять взаимосвязи понятий;

Основные законы и теории химии: Применять основные положения химических  теорий  (строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ;

Объяснять: сущность изученных видов химических реакций: электролитической диссоциации,        ионного обмена, окислительно-восстановительных (и составлять        их уравнения);

Характерные химические свойства неорганических веществ:

  • простых веществ–металлов:  щелочных, щелочноземельных, магния, алюминия, переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа);
  • простых веществ–неметаллов:  водорода, галогенов, кислорода,  серы, азота, фосфора, углерода, кремния;
  • оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотных;
  • оснований и амфотерных гидроксидов;
  • кислот;
  • солей: средних, кислых, оснóвных; комплексных (на примере гидроксосоединений алюминия и цинка)

Уметь характеризовать: общие химические свойства        основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов;

Характерные химические свойства неорганических веществ: простых веществ–металлов:  

щелочных, щелочноземельных, магния, алюминия, переходных металлов (меди, цинка, хрома, железа);

  • простых веществ–неметаллов:  водорода, галогенов, кислорода,  серы, азота, фосфора, углерода, кремния;
  • оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотных;
  • оснований и амфотерных гидроксидов;
  • кислот;
  • солей: средних, кислых, оснóвных; комплексных (на примере гидроксосоединений алюминия и цинка)

Уметь характеризовать: общие химические свойства        основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов;

Объяснять: зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения; сущность изученных видов химических реакций: электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных        (и составлять их уравнения);

Взаимосвязь неорганических веществ

Уметь характеризовать: общие химические свойства        основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов;

Объяснять: зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения;

Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная)

Определять/классифицировать: принадлежность веществ        к различным классам неорганических и органических соединений;

Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах.

Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа

Основные законы и теории химии: Применять основные положения химических  теорий  (строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ;

Определять/классифицировать: вид химических связей в соединениях и тип кристаллической

решетки; пространственное строение молекул; гомологи и изомеры;

Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и гомологов бензола, стирола). Основные способы получения углеводородов (в лаборатории)

Характеризовать: строение и химические свойства изученных органических соединений;

Важнейшие вещества и материалы: Объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ;

Планировать/проводить: эксперимент по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических соединений с учетом приобретенных знаний о правилах безопасной работы с веществами в лаборатории и в быту;

Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола.

Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Основные способы получения кислородсодержащих органических соединений (в лаборатории).

Характеризовать: строение и химические свойства изученных органических соединений;

Важнейшие вещества и материалы: Объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ;

Планировать/проводить: эксперимент по получению и распознаванию важнейших неорганических и органических соединений с учетом приобретенных знаний о правилах безопасной работы с веществами в лаборатории и в быту;

Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Важнейшие способы получения аминов и аминокислот.

Биологически важные вещества: жиры, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды), белки

Характеризовать: строение и химические свойства изученных органических соединений;

Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и гомологов бензола, стирола).  Важнейшие способы получения углеводородов. Ионный (правило  В.В. Марковникова) и радикальные механизмы реакций в органической химии

Характеризовать: строение и химические свойства изученных органических соединений;

Объяснять: сущность изученных видов химических реакций: электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных (и составлять        их уравнения);

Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров. Важнейшие способы получения кислородсодержащих органических соединений

Характеризовать: строение и химические свойства изученных органических соединений;

Взаимосвязь углеводородов, кислородсодержащих и азотсодержащих органических соединений

Характеризовать: строение и химические свойства изученных органических соединений;

Объяснять: зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения;

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии

Уметь определять/классифицировать: химические реакции в неорганической и органической химии (по всем известным классификационным признакам);

Скорость реакции, её зависимость от различных факторов

Объяснять: влияние различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия;

Реакции         окислительно-

восстановительные

Определять/классифицировать: валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов; окислитель и восстановитель;

Электролиз расплавов и растворов

(солей, щелочей, кислот)

Знать/понимать важнейшие химические понятия: Использовать        важнейшие        химические понятия для объяснения отдельных фактов и явлений;

Уметь определять/классифицировать: окислитель и восстановитель;

Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная,  щелочная

Уметь определять/классифицировать: характер среды водных растворов веществ;

Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов

Уметь объяснять: влияние различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия

Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Качественные реакции органических соединений

Уметь планировать/проводить: эксперимент по получению и распознаванию важнейших неорганических        и органических соединений с учетом приобретенных знаний о правилах безопасной работы с веществами в лаборатории и в быту;

Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии.  

Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ.  

Понятие о металлургии: общие способы получения металлов.  Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Природные источники углеводородов, их переработка.  

Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки

Знать/понимать важнейшие вещества и материалы: понимать, что практическое применение обусловлено их составом, строением и  свойствами веществ; Иметь представление о роли и значении данного вещества в практике; Объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ.

Уметь определять/классифицировать: характер среды водных растворов веществ;

Расчёты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе»

Уметь планировать/проводить: вычисления по химическим формулам и уравнениям

Расчёты объёмных отношений газов при химических реакциях. Расчёты по термохимическим уравнениям

Уметь планировать/проводить: вычисления по химическим формулам и уравнениям

Расчёты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ

Уметь планировать/проводить: вычисления по химическим формулам и уравнениям

Реакции окислительно-восстановительные

Уметь определять/классифицировать: окислитель и восстановитель;

Уметь объяснять: сущность изученных видов химических реакций: электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных (и составлять их уравнения);

Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.

Реакции ионного обмена.

Уметь определять/классифицировать: характер среды водных растворов веществ;

Уметь объяснять: сущность изученных видов химических реакций: электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных (и составлять их уравнения);

Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неорганических веществ

Уметь характеризовать: общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов;

Уметь объяснять: зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения; сущность        изученных видов химических реакций: электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных (и        составлять их уравнения);

Реакции, подтверждающие взаимосвязь органических соединений

Уметь характеризовать: строение и химические свойства изученных органических соединений;

Уметь объяснять: зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения;

Расчёты массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси). Расчёты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе».  

Расчёты массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Расчёты массовой доли (массы) химического соединения в смеси

Уметь планировать/проводить: вычисления по химическим формулам и уравнениям

Установление молекулярной и структурной формулы вещества

Уметь планировать/проводить: вычисления по химическим формулам и уравнениям


Предварительный просмотр: