04. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Раработанный материал (размещенные)
Технологическая карта внеклассного мероприятия по биологии "Эти удивительные животные"
Презентация внеклассного мероприятия по биологии "Эти удивительные животные"
Презентация открытого урока по химии. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Очистка загрязненной поваренной соли
Скачать:
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме: «Экосистемы и присущие им закономерности»
Цель: проверить степень сформированности знаний о строении и функционировании экосистем, круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах, взаимосвязи организма и окружающей среды, применить данные навыки в решении тематических заданий ЕГЭ и ВПР
Задачи:
- Предметные:
- повторение ключевых понятий (экосистема, экологические факторы, биоценоз, биогеоценоз, цепи питания);
- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ;
- объяснять образование цепей питания и пищевой сети;
- Метапредметные:
-целеполагание при формулировке дидактических задач урока;
- планирование, составление плана и последовательности действий при выполнении заданий;
- контроль в форме сличения способа действия и результата;
- анализ объектов с целью выделения существенных признаков;
- выбор оснований и критерий для сравнения, сериации и классификации объектов.
- Личностные:
- ценностно-смысловая ориентация обучающихся на успешное прохождение аттестации;
-формирование основ экологической культуры.
Оборудование: мультимедийная презентация
Тип урока: обобщения и систематизации знаний
Ход урока
Эпиграф «Все связано со всем»
- Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся: 1 слайд
Учитель: Здравствуйте. Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока «Обобщающий урок по теме: «Экосистемы и присущие им закономерности».
Эпиграфом данного урока служит высказывание «Все связано со всем». Позже мы к нему вернемся.
12 апреля нам с вами предстоит пройти Всероссийскую проверочную работу по биологии, а для 2-х учащихся ЕГЭ по биологии. Данная тема в ЕГЭ проверяется в 17, 18, 26 вопросах, а ВПР – 2 и 3 вопрос. Какова будет цель данного урока?
Ученики: вспомнить, систематизировать (обобщить) знания по данному разделу и применить данные знания в решении заданий ЕГЭ, ВПР 2 слайд
- Повторение и коррекция опорных знаний учащихся:
Ответим на следующие вопросы:
- Что называется экологическими факторами? (Условия, оказывающие влияние на существование и географическое распространение (расселение) живых существ).
- Посмотрите на таблицу и назовите две основных группы экологических факторов (абиотические и биотические факторы). Что обозначают эти названия? (факторы неживой и живой природы).
Экологические факторы (Таблица №1.)
Экологические факторы | |
Абиотические факторы | Биотические факторы |
1. Освещенность. | 1. Животные, их влияние на окружающую природу. |
- Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения практических заданий
Учитель: сейчас мы выполним небольшое тренировочное упражнение по определению экологических факторов. У вас на столе лежит отрывок из книги Николая Ивановича Сладкова «Разноцветная земля», в котором речь пойдёт о тайге (Зелёной земле), а вам надо будет так же, в два столбика выписать все знакомые экологические факторы. (учащимся раздаётся текст на парты). Работаем парами. По окончанию проверим ваше распределение. Приложение 1
Зелёная земля (Тайга)
Тайга – самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, пихты, кедры и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и таежной водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.
Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава. И опять тишина и безлюдье.
Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят на упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.
Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы.
Там светлые боры-сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны-болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга.
Пример заполнения таблицы учащимися, после прослушивания текста:
Экологические факторы Таблица №2
Абиотические факторы | Биотические факторы |
– «сумрак», т.е. недостаток света; | – наличие зверей, в том числе хищных; |
Учитель. Каждый организм приспосабливается к окружающей среде, вырабатывают специфические приспособления к экологическим условиям. Вспомним с вами
- Что такое адаптация? Какую роль она играет в жизни организма?(Адаптация - приспособление строения и жизнедеятельности организма к воздействию тех или иных факторов окружающей среды. Адаптация может обеспечивать выживаемость в условиях конкретного местообитания, устойчивость к воздействию факторов абиотического и биологического характера, а также успех в конкуренции с другими видами, популяциями, особями.)
- Какие вам известны примеры положительных и отрицательных взаимодействий между организмами?
Положительные отношения
Симбиоз - сожительство (от.греч.сим - вместе, биос - жизнь) - форма взаимоотношения, из которых оба партнера или хотя бы один извлекают пользу.
А) Мутуализм - форма симбиоза, при которой присутствие каждого из двух видов становится обязательным для обоих, каждый из сожителей получает относительно равную пользу, и партнеры (или один из них) не могут существовать друг без друга. (отношения термитов и жгутиковых простейших, обитающих в их кишечнике Б) Протокооперация - форма симбиоза, при которой совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них. В этих случаях отсутствует связь именно этой, конкретной пары партнеров. (рыбы-чистильщики, освобождающие крупных рыб от наружных паразитов, находящихся на коже, в жаберной и ротовой полостях.)
Комменсализм - форма симбиоза, при которой один из сожительствующих видов получает какую-либо пользу, не принося другому виду ни вреда, ни пользы.
А) "Квартиранство"- форма комменсализма, при которой один вид использует другой (его тело или его жилище) в качестве убежища или своего жилья. Особую важность приобретает использование надежных убежищ для сохранения икры или молоди. (Прикрепляясь к стволу дерева орхидеи получают необходимый свет, не принося ни вреда, ни пользы дереву-опоре).
Б) "Сотрапезничество" - форма комменсализма, при которой несколько видов потребляют разные вещества или части одного и того же ресурса. (Бактерии перерабатывают органику до минеральных солей, которые в свою очередь усваиваются высшими растениями).
В) "Нахлебничество" - форма комменсализма, при которой один вид потребляет остатки пищи другого.
Примеры: белый медведь и песцы, чайки.
Отрицательные отношения.
Паразитизм –отношения, при которых один вид живет за счет другого. Различают Эктопаразитов и эндопаразитов. Эктопаразиты – это наружные паразиты. Они не живут постоянно на теле хозяина, то есть являются временными паразитами. Примерами являются блохи, вши, кровососущие двукрылые. (Собака и клещ.). Эндопаразиты постоянно живут в теле хозяина, например, паразитические черви (круглые и плоские).
Конкуренция – взаимоотношения организмов одного и того же или разных видов, в ходе которых они соревнуются за одни и те же средства существования и условия размножения. Примером может служить обитание на одной территории двух близких видов – соловья и варакушки. (Щука и окунь, волк и лисица.)
Хищничество –отношения, при которых один вид нападает на другой с целью его уничтожения. Росянка и муха, комар и волк, частный случай – каннибализм у крыс, у бурых медведей. (Лисица и заяц, тигр и олень.)
Нейтральные.
Это форма взаимоотношений, при которой организмы, обитающие на одной территории, не влияют друг на друга. Примером может служить лоси и белки, клопы и водомерки, синицы и ежи.
Тест. (ВПР) 1 балл за каждое задание. Посмотрим сколько баллов вы сможете набрать. Задания взяты из открытого банка заданий сайта ФИПИ. Приложение 2. http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?theme_guid=70f74d3f8041e3119643001fc68344c9&proj_guid=CA9D848A31849ED149D382C32A7A2BE4
5.В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:
1) хищничества;
2) паразитизма;
3) комменсализма;
4) симбиоза.
6. Форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида живут за счет питательных веществ или тканей организма одного вида, называется:
1) хищничеством;
2) симбиозом;
3) аменсализмом;
4) паразитизмом.
7. Отношения «паразит - хозяин» состоят в том, что паразит:
1) не оказывает существенного влияния на хозяина;
2) всегда приводит хозяина к смерти;
3) приносит определенную пользу хозяину;
4) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина.
8.Некоторые грибы растут на корнях определенных деревьев. Такой тип взаимоотношений называется:
1) паразитизмом;
2) комменсализмом;
3) симбиозом;
4) сапрофитизмом.
Учитель. Все живые организмы, объединяясь, образуют БИОЦЕНОЗЫ.
БИОЦЕНОЗ = РАСТЕНИЯ + МИКРООРГАНИЗМЫ + ЕДИНАЯ ТЕРРИТОРИЯ (БИОТОП) |
Биоценозы меют собственное видовое разнообразие, структуру пищевой сети, биомассу, продуктивность. На них действуют факторы неживой природы. В результате образуются биогеоценозы.
Сформулируйте понятие БИОГЕОЦЕНОЗ
БИОГЕОЦЕНОЗ = БИОЦЕНОЗ + АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ |
Учитель: Каждый биогеоценоз характеризуется целым рядом показаний, определяющих его качество (устойчивость). Вспомним основные характеристики биогеоценоза по таблице №3 «Основные характеристики биогеоценоза»
Основные характеристики биогеоценоза Таблица №3
Название характеристики | Описание характеристики |
1. Видовое разнообразие. | 1. Число видов растений и животных в данном биогеоценозе. |
Вопрос: Какой биоценоз можно считать качественным (устойчивым)?
Биоценоз, в котором имеется достаточно большое разнообразие видов, имеются чётко сформировавшиеся фитоценозы, достаточная биологическая продуктивность и сохраняющий эти качества достаточно продолжительное время может считаться качественным (устойчивым).
Разберем примеры из ЕГЭ. Заметьте, что в ЕГЭ это 17 и 18 вопросы, оцениваются они уже в 2 балла. Обязательно внимательно читайте задания и правильно вносите ответы. Задания взяты из банка заданий портала «Решу ЕГЭ». Приложение 3 https://bio-ege.sdamgia.ru/test?a=catlistwstat
После выполнения вами заданий соберу и оценю ваши работы. На следующем уроке разберем те вопросы, над которыми у вас возникли трудности.
1. Задание 17
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется. Цифры укажите в порядке возрастания.
1) большим видовым разнообразием
2) отсутствием редуцентов
3) большой численностью хищников
4) разветвлёнными пищевыми сетями
5) колебанием численности популяций
6) замкнутым круговоротом веществ
Ответ: 146.
2. Задание 17
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие биотические факторы могут привести к увеличению численности мышевидных грызунов в еловом лесу?
1) сокращение численности сов, ежей, лис
2) большой урожай семян ели
3) увеличение численности паразитов
4) рубка деревьев
5) глубокий снежный покров зимой
6) уменьшение численности паразитов
Ответ: 126
3. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции ландыша майского в лесном сообществе?
1) вырубка деревьев
2) увеличение затененности
3) недостаток влаги в летний период
4) сбор дикорастущих растений
5) низкая температура воздуха зимой
6) вытаптывание почвы
Ответ: 146
4. Задание 17
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В экосистеме широколиственного леса — дубраве.
1) короткие пищевые цепи
2) устойчивость обеспечивается разнообразием организмов
3) начальное звено цепи питания представлено растениями
4) популяционный состав животных не изменяется во времени
5) источник первичной энергии — солнечный свет
6) в почве отсутствуют редуценты
Ответ: 235
Учитель. В сообществе живые организмы тесным образом связаны не только между собой, но и с неживой природой. Связь эта выражается через поступление пищи, воды, кислорода в живые организмы из окружающей среды. Пища содержит энергию, которая необходима для жизнедеятельности организма. Таким образом, биоценоз может стабильно существовать только при перераспределении вещества через пищевые цепи.
Пример пищевой цепи: кедровые орехи — белка — норка — микроорганизмы
Вопрос.
1.Что за последовательность здесь изображена? (Цепь питания.) Что такое цепь питания? (Это процесс, в котором каждое предыдущее звено служит пищей последующему.)
2. Назовите продуцентов, консументов и редуцентов. (консументы- белка, норка; редуценты – микроорганизмы)
3. Какая пищевая цепь называется пастбищной, какая детридной? (П - пищевые цепи, которые начинаются с продуцентов и включают консументов разных порядков; Д - начинаются от растительных и животных остатков, экскриментов животных детрита, идутк микроорганизмам, которые ими питаются, а затем к мелким животным (детритофагам) и к их потребителям- хищникам.)
Запишите, пожалуйста, в тетрадях по одному примеру пастбищной и детритной пищевых цепей цепей, определив продуцентов, консументов и редуцентов.
4. какие типы организмов играют основную роль в поддержании круговорота биогенных элементов? (Редуценты. Они разлагают органические вещества до неорганических, и тем самым обеспечивают круговорот биогенных элементов в биосфере.)
Тест. Вопросы номер 18 ЕГЭ. Оценивание 2 балла. Внимательно читаем условия заполнения. Портал «Решу ЕГЭ» Приложение 4.
https://bio-ege.sdamgia.ru/test?theme=270
- Задание 18 № 10604
Установите соответствие между группами растений и животных и их ролью в экосистеме пруда.
РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМЕ |
| ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА |
А) прибрежная растительность Б) карп В) личинки земноводных Г) фитопланктон Д) растения дна Е) большой прудовик |
| 1) продуценты 2) консументы |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
Ответ: 122112.
- Задание 18 № 10605
Различие роли участия консументов первого порядка и продуцентов в круговороте веществ и превращении энергии в экосистеме луга состоит в том что они:
РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМЕ |
| ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА |
А) аккумулируют солнечную энергию Б) потребляют органические вещества В) синтезируют органические вещества из неорганических Г) преобразуют органические вещества Д) освобождают заключенную в органических веществах энергию Е) используют в качестве источника углерода углекислый газ |
| 1) консументы первого порядка 2) продуценты |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
Ответ: 212112.
- Задание 18 № 10608
Установите соответствие между особенностями обитателей биогеоценоза и их принадлежностью к функциональной группе.
ОСОБЕННОСТИ |
| ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА |
А) включает растения, некоторые бактерии Б) поглощает готовые органические вещества В) поглощает неорганические вещества Г) включает животных Д) аккумулирует солнечную энергию Е) источник энергии — животная и растительная пища |
| 1) продуценты 2) консументы |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
Ответ: 121212.
- Задание 18 № 11494
Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМОВ |
| ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА |
А) являются первым звеном в цепи питания Б) синтезируют органические вещества из неорганических В) используют энергию солнечного света Г) питаются готовыми органическими веществами Д) возвращают минеральные вещества в экосистемы Е) разлагают органические вещества до минеральных |
| 1) продуценты 2) редуценты |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
Ответ: 111222.
- Задание 18 № 12273
Установите соответствие между функциями компонентов биогеоценоза и компонентами.
ФУНКЦИИ КОМПОНЕНТОВ |
| КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА |
А) производят органическое вещество Б) потребители органического вещества В) разлагают органические соединения Г) выполняют «санитарную» функцию |
| 1) продуценты 2) редуценты 3) консументы |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г |
|
|
|
|
Ответ: 1322.
- Задание 18 № 14188
Установите соответствие между организмами — обитателями экосистемы и функциональной группой, к которой их относят.
ОРГАНИЗМЫ |
| ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА |
A) мхи, папоротники Б) беззубки и перловицы B) ели, лиственницы Г) плесневые грибы Д) гнилостные бактерии Е) амёбы и инфузории |
| 1) продуценты 2) консументы 3) редуценты |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
Ответ: 121332.
- Задание 18 № 16027
Установите соответствие между организмом и трофическим уровнем, на котором он находится в экосистеме.
ОРГАНИЗМ |
| ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ |
A) соболь Б) ель B) пчела Г) клевер Д) осока Е) койот |
| 1) продуцент 2) консумент |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
Ответ: 212112.
Вопрос. Что такое экологическая пирамида? Какие процессы в сообществе она отражает? (Экологическая пирамида - это графическое изображение соотношения между продуцентами и консументами разных порядков, выраженное в единицах биомассы (пирамида биомасс), числа особей (пирамида численности) или заключенной в массе живого вещества энергии (пирамида энергии); Падение количества энергии при переходе с одного трофического уровня на другой (более высокий) определяет число этих уровней и соотношение хищников и жертв. Подсчитано, что на любой данный трофический уровень поступает около 10 % (или чуть более) энергии предыдущего уровня.)
Решение заданий. Как домашнее задание вам предлагается самостоятельно прорешать несколько заданий. Данная работа покажет как вы умеете самостоятельно работать, и ваше умение использовать дополнительные источники. Задание 26 ЕГЭ. 3 балла Приложение 5. https://bio-ege.sdamgia.ru/test?theme=250
1. Почему куниц в экосистеме леса относят к консументам второго порядка, а белок к консументам первого порядка? (Белки питаются растительной пищей, поэтому являются консументами первого порядка. 2. Куницы питаются растительноядными животными, поэтому являются консументами второго порядка.)
2. Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции диких кабанов. (1. Увеличение численности животных, урожай растений и грибов, которыми питаются дикие кабаны. 2. Сокращение численности хищников – волков и тигров. 3. Сокращение численности паразитов и болезнетворныхмикроорганизмов)
3. Чем определяется устойчивость естественных экосистем? Приведите не менее трех причин.
(1. Видовым разнообразием. 2. Числом звеньев в цепи питания. 3. Саморегуляцией и самовосстановлением)
4. Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трех примеров.
( 1. Регулируют численность растений( распространяют плоды и семена) 2. Регулируют численность насекомых, мелких грызунов 3. Служат пищей для хищников. 4. Удобряют почву.)
5. Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоеме хищных рыб?
6. Что произойдет в биоценозе смешанного леса, если из него исчезнут все виды насекомых?
7. Какие организмы с какими могут в природе вступить в симбиоз: пчела, подберезовик, актиния, дуб, береза, рак-отшельник, осина, сойка, клевер, подосиновик, липа, клубеньковые бактерии?
8. Зная правило 10 процентов (правило экологической пирамиды), рассчитайте сколько понадобится фитопланктона, чтобы вырос один кит весом 150тонн? (пищевая цепь: фитопланктон---зоопланктон---кит)
9. Если в лесу на площади 1 га взвесить отдельно все растения, всех животных по отдельности (насекомых, земноводных, рептилий, птиц , млекопитающих), то представители какой группы суммарно будут самыми тяжелыми и самыми легкими?
10. В пищевые цепи природных биогеоценозов включены продуценты, консументы и редуценты. Какую роль играют организмы этих групп в круговороте веществ и превращении энергии?
- Рефлексия
Итак, существуют невидимые нити жизни в природе. Вернитесь к нашему эпиграфу, объясните, как вы понимаете эпиграф «Все связано со всем» с точки зрения нашего урока буквально (предметно) и метафорически.
Вы правы. Я рада, что вы усвоили данный раздел темы, но это всего лишь одна из тем представленных в ВПР и ЕГЭ. Спасибо за работу на уроке. Желаю вам удачи.
Предварительный просмотр:
Ход урока
1.Организационный момент.
Внимание ребята! Для того чтобы наш урок принёс пользу давайте приготовим свои каналы восприятия, забудем обо всех проблемах нас окружающих, улыбнёмся друг другу и начнём наш урок.
2. Мотивация.
Для определения темы и целей нашего урока предлагаю вашему вниманию сказку:
Жила в стране химии чудная дева.
В семействе кислот прослыла неумелой.
Была она, в общем, на студень похожа
Хоть кремний служил ей основою тоже.
Своими поступками всех удивляла,
В кислотном ряду исключением стала.
А при нагревании, вот чудеса,
Из неё получились: песок и вода!
Ближайший её сородич и брат,
Строитель известный, герой-силикат.
Узнали «красавицу» кто же она?
Конечно же ………………. (кремниевая кислота)
3. Актуализация знаний.
- Где находится кремний в Периодической системе химических элементов
Д.И. Менделеева?
- Кремний является металлом или неметаллом?
- Какой оксид по классификации образует кремний?
- Подтвердите уравнениями реакций химические свойства оксида кремния (применение игровой технологии «Гадание на ромашке») У доски выполняет 1 учащийся.
- В каких видах оксид кремния встречается в природе?
- Какой кислоте соответствует оксид кремния?
7. Как называются соли кремниевой кислоты?
4.Изучение новой темы.
Химическая формула кремниевой кислоты – H2SiO3.
Физические свойства: - прозрачное студенистое (гелеобразное) вещество;
- практически не растворимая в воде (демонстрация таблицы растворимости);
- не имеет кислого вкуса.
Получение кремниевой кислоты (демонстрационный эксперимент):
Действие сильных кислот на силикаты:
Na2SiO3 + 2 HCl = 2 NaCl + H2SiO3
(силикатный клей) (студенистый)
Качественная реакция на силикат-ион.
Химические свойства кремниевой кислоты.
H2SiO3 – очень слабая кислота (слабее угольной)
- не диссоциирует в водных растворах.
1) Разлагается при нагревании: H2SiO3 = H2O + SiO2
2) Взаимодействует с растворами щелочей: H2SiO3 + 2 NaOH = Na2SiO3 + 2 H2O
Применение кремниевой кислоты
Соли кремниевой кислоты называются силикатами.
Физические свойства силикатов.
В основном нерастворимые вещества (демонстрация таблицы растворимости).
Силикаты щелочных металлов растворимые.
Химические свойства силикатов.
- Взаимодействие с солями:
Соль 1 р. + соль 2 р. + соль 3 р. + соль 4
(Подобрать уравнение реакции по данной схеме)
- Взаимодействие с кислотами:
K2SiO3 + H2SO4 = K2SO4 + H2SiO3
Применение соединений кремния
Фарфор = каолин+ глина + кварц + полевой шпат. Родина фарфора – Китай, где фарфор известен уже в 220г. В 1746 г – налажено производство фарфора в России
Фаянс - от названия итальянского города Фаэнца. Где в 14-15веках было развито керамическое ремесленничество. Фаянс – отличается от фарфора большим содержанием глины (85%), более низкой температурой обжига. Природные соединения кремния - песок (SiO2) и силикаты используются для производства керамики, стекла и цемента.
Стекло – хрупкий, прозрачный материал, способен размягчаться и при застывании принимает любую форму. Стекло получают варкой шихты (сырьевой смеси, состоящей из песка, соды и известняка) в специальных стекловаренных печах.
Основные реакции, протекающие при плавке шихты
1. Na2CO3 + SiO2 = Na2SiO3 + CO2
2. CaCO3 + SiO2 = CaSiO3 + CO2
3. Na2SiO3 + CaSiO3 + 4SiO2 = Na2O * CaO * 6SiO2 - формула оконного стекла
При добавлении оксида свинца получают хрусталь.
Видео Сравнение свойств кварцевого и обычного стекла
Цемент – мелко измельчённый клинкер с минеральными добавками.
Клинкер - шарики тёмно-серого цвета получают спеканием глины и известняка в специальных вращающихся печах
Видео "Производство бетона"
5.Закрепление
Осуществите превращения по схеме:
1) Si → SiO2 → Na2SiO3 → H2SiO3 →SiO2
2) Si → Mg2Si → SiH4 → SiO2
3) Si → Na2SiO3
Тест
- Кремниевая кислота обладает следующими свойствами
а) Изменяет окраску индикаторов, взаимодействует с металлами
б) Не изменяет окраску индикатора, растворима в воде
в) Не изменяет окраску индикатора и нерастворима в воде
2. Силикаты — это соли:
а) кремниевой кислоты
б) серной кислоты
в) угольной кислоты
3. Кремниевую кислоту получают:
а) при взаимодействии оксида кремния с водой
б) при взаимодействии гидроксида с оксидом кремния
в) при взаимодействии силиката и кислоты
4. При гидролизе силиката натрия среда раствора:
а) щелочная
б) кислая
в) нейтральная
5. При разрушении минералов, содержащих силикаты, образуются
а) новые горные образования
б) залежи песка и глины
в) залежи каменного угля
Ключ к тесту
1 в
2 а
3 в
4 в
5 б
Все ответы верны «5»
Одна ошибка «4»
Две ошибки «3»
6. Рефлексия.
Продолжить фразу:
- Я сегодня узнал …
- Было трудно …
- Я понял, что …
- Я научился …
5.Мне захотелось …
7.Домашнее задание
Учебник: & 38
«3», «4» : с. 137 № 1,3
«5» : с. 137 № 4
Творческое задание (по желанию):
с. 137 № 5 (презентацию одну на выбор)
Закончить урок хочу словами Лапласа «То, что мы знаем, - ограничено,
а то, что мы не знаем – бесконечно». Я желаю вам удачи на пути познания!
Тест
- Кремниевая кислота обладает следующими свойствами
а) Изменяет окраску индикаторов, взаимодействует с металлами
б) Не изменяет окраску индикатора, растворима в воде
в) Не изменяет окраску индикатора и нерастворима в воде
2. Силикаты это соли:
а) кремниевой кислоты
б) серной кислоты
в) угольной кислоты
3. Кремниевую кислоту получают:
а) при взаимодействии оксида кремния с водой
б) при взаимодействии гидрооксида с оксидом кремния
в) при взаимодействии силиката и кислоты
4. При гидролизе силиката натрия среда раствора :
а) щелочная
б) кислая
в) нейтральная
5. При разрушении минералов, содержащих силикаты образуются
а) новые горные образования
б) залежи песка и глины
в) залежи каменного угля
Тест
- Кремниевая кислота обладает следующими свойствами
а) Изменяет окраску индикаторов, взаимодействует с металлами
б) Не изменяет окраску индикатора, растворима в воде
в) Не изменяет окраску индикатора и нерастворима в воде
2. Силикаты это соли:
а) кремниевой кислоты
б) серной кислоты
в) угольной кислоты
3. Кремниевую кислоту получают:
а) при взаимодействии оксида кремния с водой
б) при взаимодействии гидрооксида с оксидом кремния
в) при взаимодействии силиката и кислоты
4. При гидролизе силиката натрия среда раствора :
а) щелочная
б) кислая
в) нейтральная
5. При разрушении минералов, содержащих силикаты образуются
а) новые горные образования
б) залежи песка и глины
в) залежи каменного угля
Предварительный просмотр:
Контрольная работа №1 по теме: «Первоначальные химические понятия». «Строение атома. Химическая связь»
1 ВАРИАНТ
А1. Количество электронов в атоме равно числу:
1) протонов 2) нейтронов 3) уровней 4) атомной массой
А2. Атомы С и Si имеют одинаковое число:
1) нейтронов в ядре 3) энергетических уровней
2) электронов 4) электронов на внешнем энергетическом уровне
А3. К s -элементам относится:
1) Al 2) Be 3) C 4) B
А4. Электронную конфигурацию 1s22s22p63s23p64s2 имеет элемент:
1) Ba 2) Mg 3) Ca 4) Sr
А5. Число неспаренных электронов в атоме алюминия в ос новном состоянии равно
1) 1 2) 2 3) 3 4) 0
А6. Ядра атомов изотопов различаются числом
1) протонов 3) протонов и нейтронов
2) нейтронов 4) протонов и электронов
А7. Коэффициентом в записи 5Al2(SO4)3 является:
а) 2 б) 3 в) 4 г) 5
А8. Валентность серы в соединении SО3 равна
а) II б) I в) IV г) VI
А9. Наибольший радиус имеет атом
1) олова 2) кремния 3) свинца 4) углерода
А10. Формула соединения железа (III) с кислородом
а) Fe2O3 б) FeO в) Fe3O4 г) FeO2
А11. Распределению электронов по энергетическим уровням в атоме элемента соответствует
ряд чисел: 2,8,18,6. В Периодической системе этот элемент расположен в группе
1)V A 2) VI A 3)V B 4) VI B
А12. Химическая реакция N2 + O2 → 2NO относится к реакциям
а) замещения б) соединения
в) разложения в) обмена
А13. Путем соединения атомов одного и того же химического элемента образуется связь
1) ионная 3) ковалентная неполярная
2) ковалентная полярная 4) водородная
А14. В каком ряду записаны формулы веществ только с ковалентной полярной связью?
1) Cl2, NH3, HC1 3) H2S, Н20, S8
2) HBr, NO, Br2 4) HI, H20, PH3
В1. Установите соответствие между частицей и ее электрон ной конфигурацией.
ЧАСТИЦА ЭЛЕКТРОННАЯ КОНФИГУРАЦИЯ
A) N+2
Б) N+4
B) N+3
Г) N+5
1) 1s2
2) ls22s22p6
3) ls22s22pl
4) 1s22s1
В2. Установите соответствие между веществом и видом свя зи атомов в этом веществе.
НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВА ВИД СВЯЗИ
А) цинк 1)ионная
Б) азот 2) металлическая
В) аммиак 3) ковалентная полярная
Г) хлорид кальция 4) ковалентная неполярная
В3. Определите относительную молекулярную массу
Mr(NaNO2)= Mr(Li2SO4)= Mr(P2O5)= | Mr(K3PO4)= Mr(CaCO3)= Mr(CO2)= |
Контрольная работа №1 по теме: «Первоначальные химические понятия». «Строение атома. Химическая связь»
2 ВАРИАНТ
А1. Наименьшее число протонов содержится в ядре атома:
1) кислорода 2) натрия 3) фтора 4) хлора
А2. Число нейтронов в ядре атома 39К равно:
1) 19 2) 20 3) 39 4) 58
А3. Химический элемент № 31 является:
1) s-элементом 2) p-элементом 3) d-элементом 4) f-элементом
А4. Число энергетических уровней и число внешних электронов атома хлора равны соответственно
1) 4,6 2) 2,5 3) 3,7 4) 4 ,5
А5. Элемент, электронная конфигурация внешнего и предвнешнего уровня атома
которого 3s23p6 4s2 3d10, образует высший оксид:
а) K2O б) CaO в) ScO г) ZnO
А6. Химический элемент, формула высшего оксида которо го R2O7, имеет электронную
конфигурацию атома
1) ls22s22p63s1 3) ls22s22p63s23p64s1
2) ls22s22p63s23p5 4) ls22s22p6
А7 Коэффициентом в записи 5Al2(SO4)3 является:
а) 2 б) 3 в) 4 г) 5
А8. Валентность серы в соединении H2S равна
а) II б) I в) IV г) VI
А9. Химический элемент расположен в четвертом периоде, в IA группе. Распределению электронов в атоме этого элемента соответствует ряд чисел
1) 2,8,8,2 3) 2,8,8,1
2) 2,8,18,1 4) 2,8,18,2
А10. Формула соединения углерода (IV) с кислородом
а) СО б) СО2 в)С2О4 г)С4О2
А11. Химическая реакция СаСО3 → СаО + СО2↑ относится к реакциям
а) замещения б) соединения
в) разложения в) обмена
А12. Соединением с ковалентной неполярной связью является
1)НС1 2)02 3)СаС12 4)Н20
А13. Путем соединения атомов разных химических элементов неметаллов образуется связь
1) ионная 3) ковалентная неполярная
2) ковалентная полярная 4) водородная
А14. В каком ряду все вещества имеют ковалентную полярную связь?
1) НС1, NaCl, С12 3) Н20, NH3, CH4
2) 02, Н20, С02 4) NaBr, HBr, CO
В1. Установите соответствие между частицей и ее электрон ной конфигурацией.
ЧАСТИЦА ЭЛЕКТРОННАЯ КОНФИГУРАЦИЯ
А) С1+7
Б) С1+5
В) С1°
Г) С1-1
1) l s22s22р63s23р5
2) l s22s22p63s23p6
3) ls22s22p6
4) l s22s22р63s2
В2. Установите соответствие между видом связи в веществе и формулой химического в-ва
ФОРМУЛА СОЕДИНЕНИЯ
1)Н2
2)Ва
3)HF
4) BaF2
ВИД СВЯЗИ
А) ионная
Б) металлическая
В) ковалентная полярная
Г) ковалентная неполярная
В3. Определите относительную молекулярную массу
Mr(FeSO4)= Mr(CuCl2)= Mr(Fe2O3)= | Mr(H2SiO3)= Mr(Na3PO4)= Mr(CaO)= |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме
«Атомы химических элементов»
Вариант 1
- а) Расположите химические элементы в порядке возрастания металлических свойств: Rb, Li, K.
б) Расположите химические элементы в порядке возрастания неметаллических свойств: Si, P, Mg.
- Определить вид химической связи для следующих веществ; О2, Na, KCl, H2S. Составить схемы образования любых двух видов связи.
- Определить число протонов, нейтронов и электронов для изотопов хлора 37Cl и 35Cl и кислорода 17О 18О.
- Назовите химические элементы, а также определите заряды ядер этих атомов, зная распределение электронов по энергетическим уровням: 2,8,2; 2,2; 2,8,6. Определите к какому типу элементов, они относятся (металлы или неметаллы).
- Запишите названия и посчитать относительную молекулярную массу следующих веществ: КОН, Са(ОН)2, С2Н6. определите массовую долю каждого элемента.
Контрольная работа по теме
«Атомы химических элементов»
Вариант 2
- а) Расположите химические элементы в порядке возрастания металлических свойств: Al, P, Mg.
б) Расположите химические элементы в порядке возрастания неметаллических свойств: F, I, Br.
- Определить вид химической связи для следующих веществ; N2, Ca, NaCl, SO2. Составить схемы образования любых двух видов связи.
- Определить число протонов, нейтронов и электронов для изотопов хлора 39Ar и 40Ar и кислорода 39K 40K.
- Назовите химические элементы, а также определите заряды ядер этих атомов, зная распределение электронов по энергетическим уровням: 2,8,5; 2; 2,8,3. Определите к какому типу элементов, они относятся (металлы или неметаллы).
- Запишите названия и посчитать относительную молекулярную массу следующих веществ: NaОН, Mg(ОН)2, С3Н8. определите массовую долю каждого элемента.
Контрольная работа по теме
«Атомы химических элементов»
Вариант 3
- а) Расположите химические элементы в порядке возрастания металлических свойств: Ge, Pb, Si.
б) Расположите химические элементы в порядке возрастания неметаллических свойств: S, Al, P.
- Определить вид химической связи для следующих веществ; F2, Li, MgCl, SCl 2. Составить схемы образования любых двух видов связи.
- Определить число протонов, нейтронов и электронов для изотопов хлора 30P и 31P и кислорода 20Ne 21Ne.
- Назовите химические элементы, а также определите заряды ядер этих атомов, зная распределение электронов по энергетическим уровням: 2,8,7; 2,6; 2,8,1. Определите к какому типу элементов, они относятся (металлы или неметаллы).
- Запишите названия и посчитать относительную молекулярную массу следующих веществ: КCl, Zn(ОН)2, С3Н7. определите массовую долю каждого элемента.
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по темам: «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы».
Вариант №1
1.Напишите уравнения реакций горения в кислороде: а) фосфора; б) алюминия. Назовите продукты реакции.
2.В каком виде элемент кислород встречается на Земле?
3. Допишите уравнения химических реакций, укажите, какими из них можно воспользоваться для получения водорода.
Назовите тип каждой реакции.
а) CuO + H2 → Cu + …
б) Al + HCl →AlCl3 + …
в) Zn + … →ZnSO4 + …
4. Допишите уравнения реакций, характеризующих химические свойства водорода:
а) H2 + O2 →
б) H2 + CuO →
5.Вычислите массовую долю растворённого вещества, если в 68 г воды растворили 12г соли.
6.Вычислите массу воды, в которой нужно растворить 25г сахара, чтобы получить раствор с массовой долей растворённого вещества 10%.
Контрольная работа по темам: «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы».
Вариант №2
1. Напишите уравнения реакций горения в кислороде: а) серы; б) магния. Назовите продукты реакции.
2.Какими способами можно собирать кислород в пробирку? На каких свойствах кислорода основаны эти способы?
3. Допишите уравнения химических реакций:
а) … + O2 → CuO
б) Fe + O2 → …
в) S + ... →SO2
г) CuS + … →SO2 + …
Назовите полученные вещества.
4. Допишите уравнения реакций, характеризующих химические свойства водорода:
а) … + … →H2O
б) WO3 + … →W + …
5.Вычислите массовую долю растворённого вещества в растворе, приготовленном из 15г соли и 45г воды.
6.Рассчитайте, какую массу воды необходимо взять для приготовления раствора с массовой долей вещества 20%, если нужно растворить 100г соли.
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме "Изменения, происходящие с веществами"
Вариант 1.
1. Расставьте коэффициенты в схемах реакций, укажите их тип:
а) Cu + O2 CuO; б) CaCO3 CaO + CO2;
в) Zn + HCL ZnCL2 + H2; г) CuO + HCL CuCL2 + H2O.
2. Даны схемы реакций. Запишите уравнения реакций, укажите типы химических реакций.
а) гидроксид железа (III) оксид железа (III) + вода;
б) нитрат бария + сульфат железа (III) сульфат бария + нитрат железа (III);
в) алюминий + серная кислота сульфат алюминия + водород;
г) оксид фосфора (V) + вода фосфорная кислота.
3. Даны схемы реакций. Запишите уравнения реакций, укажите типы химических реакций.
а) Гидроксид алюминия
б) нитрат бария + сульфат натрия =
в) соляная кислота + алюминий =
г) оксид серы (VI) + вода =
4.Решите задачу
Рассчитайте объём водорода (н.у.), полученного при взаимодействии цинка массой 13 г с избытком соляной кислоты. Уравнение химической реакции: Zn + 2HCL = ZnCL2 + H2
5.Решите задачу
К раствору карбоната калия массой 110,4 г и массовой долей 5% прилили избыток раствора нитрата кальция. Вычислите массу образовавшегося осадка.
Контрольная работа по теме «Изменения, происходящие с веществами»
Вариант 2.
1. Расставьте коэффициенты в приведённых ниже схемах химических реакций, укажите их типы:
а) Fe(OH)2= FeO + H2O; б) HCL + Na2O=NaCl + H2O;
в) KBr + CL2=KCL + Br2; г) Zn + O2=ZnO.
2. Даны схемы реакций. Запишите уравнения реакций, укажите типы химических реакций.
а) гидроксид меди (II) = оксид меди (II) + вода;
б) хлорид бария + сульфат натрия = сульфат бария + хлорид натрия;
в) серная кислота + магний = сульфат магния + водород;
г) оксид углерода (IV) + вода = угольная кислота.
3. Даны схемы реакций. Запишите уравнения реакций, укажите типы химических реакций.
а) гидроксид цинка = оксид цинка + вода;
б) нитрат бария + сульфат калия=
в) соляная кислота + магния =
г) оксид азота (V) + вода=
4.Решите задачу
Рассчитайте объём водорода (н.у.), полученного при взаимодействии магния массой
12 г с избытком соляной кислоты. Уравнение химической реакции:
Mg + 2HCL = MgCL2 + H2
5.Решите задачу
К раствору карбоната калия массой 27,6 г и массовой долей 20% прилили избыток раствора нитрата кальция. Вычислите массу образовавшегося осадка.
Предварительный просмотр:
Контрольная работа №3 «Основные классы неорганических веществ»
Вариант № 1
1. Из перечня формул выпишите отдельно формулы оксидов, оснований, кислот и солей и дайте им названия:
К2О Аl(OH)3 HNO3 HCl BaO BaSO4 AlPO4 CO2 H3PО4 Fe(OH)2 Ag Cl NaNO3 Al2O3
2. Дана схема превращений. Составьте уравнения реакций.
Cu → CuO → CuCl2 → Cu(OH)2 Укажите тип реакций.
3. С какими из перечисленных веществ будет реагировать соляная кислота: HCl, CaO, CO2, H2O, Mg, Ba(OH)2. Напишите уравнения осуществимых реакций.
4. Напишите формулы следующих солей: сульфата калия, нитрата бария, карбоната натрия, фосфата кальция, сульфата цинка, сульфида железа (II), хлорида меди (II), силиката калия, сульфита натрия, бромида алюминия, иодида калия, гидрокарбоната магния, дигидрофосфата калия.
Контрольная работа №3 «Основные классы неорганических веществ»
Вариант № 2
1. Из перечня формул выпишите отдельно формулы оксидов, оснований, кислот и солей и дайте им названия:
H2S Al(NO3)3 H2СО3 Ca(OH)2 Fe(OH)3 NaCl Fe2O3 H2SiO3 CO CaCO3 H2O Mg(OH)2 P2O5
2. Дана схема превращений. Составьте уравнения реакций.
Ba → BaO → Ba(OH)2 → BaCl2
Укажите тип реакций.
3. С какими из перечисленных веществ будет реагировать соляная кислота: Mg(OH)2, H2O, Fe, Ba(NO3)2
Напишите уравнения осуществимых реакций.
4. Напишите формулы следующих соединений: хлорида бария, оксида меди (II), гидрофосфата натрия, оксида свинца (II), сульфата цинка, кремневой кислоты, нитрата серебра, карбоната магния, нитрита бария, гидрокарбоната бария, сульфида железа (III), оксида алюминия, фосфорной кислоты.
Предварительный просмотр:
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Тюкалкина Ирина Игоревна |
Район | Кстовский |
Место работы | МАОУ Афонинская СШ |
Должность | Учитель химии и биологии |
Общая информация | |
Образовательная область, учебный предмет | Химия |
Класс | 9 |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | Н Н Гара «Химия. Рабочие программы»Предметная линия учебников Г.Е.Рудзитиса Ф. Г,Фельдмана 8-9 классы учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Н.Н.Гара – 3-е изд., перераб,- М Просвещение ,2019.-48 с |
Тема учебного занятия | Алюминий и его соединения |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. | |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | Раздел «Металлы» |
Учебная задача
| Задачи урока: Общеобразовательные: а) применение обобщенных знаний, умений и навыков в новых условиях – создание проблемной ситуации; б) контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков с помощью домашней работы; в) уметь устанавливать существенные признаки, являющиеся основой различных классификаций; г) уметь устанавливать причинно-следственные связи между «составом», «химическими свойствами», «получением металла». Развивающие: а) развитие умений сравнивать, обобщать, правильно формулировать задачи и излагать мысли; б) развитие логического мышления, внимания и умения работать в проблемной ситуации. Воспитательные: а) формирование у учащихся познавательного интереса к химии; б) воспитание таких качеств характера, как настойчивость в достижении цели; в) воспитание интереса и любви к предмету через содержание учебного материала, умение работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения. Обще учебные: а) учебно - организационные: составлять таблицы. б) учебно – интеллектуальные: умения сравнивать, анализировать. в) учебно – информационные: пользоваться компьютером. |
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты | ||||||
Цель Уровень | Базовый («обучающийся научится») | Повышенный («обучающийся получит возможность научиться») | ||||
Цель – предмет (предметный результат) | Обучающиеся научатся проверять свои знания, выявлять глубину понимания и прочность запоминания изученного на предыдущих занятиях. | Обучающиеся получат возможность развивать мышление, самостоятельность, способность к рефлексии. | ||||
Цель – способ (метапредметный результат) | Обучающиеся откроют необходимые способы деятельности для последующей работы по осмыслению вновь изучаемого материала на текущем уроке. | Обучающиеся получат возможность искать нестандартные решения. | ||||
Цель – ценность (личностный результат) | Обучающиеся убедятся в том, что понимают единство естественнонаучной картины мира и значимость естественнонаучных и математических знаний для решения практических задач в повседневной жизни. | Обучающиеся получат возможность для формирования (позиции, понимания, убеждения, установки, оценки и т.п.) | ||||
Исходное состояние обучающихся: - имеют опыт…….; - знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.) - могут определять…….; - могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять; - могут планировать, проектировать, моделировать; - могут контролировать, оценивать и т.д. | ||||||
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат | |||
Составлять характеристику алюминия по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Характеризовать строение, физические и химические свойства алюминия. Характеризовать физические и химические свойства оксида и гидроксида алюминия. Объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства) алюминия от положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства алюминия и его соединений: электронные уравнения процессов окисления-восстановления; уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов. Устанавливать причинно-следственные связи между строением атома, химической связью, типом кристаллической решетки алюминия и его соединений, его химическими свойствами. Наблюдать и описывать химический эксперимент. Вычислять по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающим с участием алюминия и его соединений | Познавательные: использовать знаковое моделирование; осуществлять сравнение, создавать обобщения, устанавливать аналогии, делать выводы; получать информацию из различных источников, структурировать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (аспект смыслового чтения)), проводить наблюдение. Регулятивные: формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; работать в соответствии с изученными алгоритмами действий, сверять свои действия с целью и, при необходимости, корректировать ошибки самостоятельно. Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме; выражать и аргументировать личную точку зрения | Понимание значимости естественнонаучных знаний для решения практических задач. Формирование умения грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту | ||||
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку |
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия | |||||
Учебно – информационное обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Интернет - ресурсы | ЭОРы | |
Г.Е.Рудзитис Ф.Г.Фельдман Учебник химии 9 класс-М Просвещение , 2018-207 с | alm20.ru/index1283.php?Sposoby_polucheniya_alyuminiya | http://www.ecolife.ru/index.shtml Программное обеспечение по химии http://chemicsoft.chat.ru/ Практическая и теоретическая химия http://chemfiles.narod.ru/ Популярная библиотека химических элементов http://n-t.ru/ri/ps/ | |||
Техническое обеспечение | Оборудование: 1. Для лабораторных опытов: штативы для пробирок, пробирки, растворы: хлорид алюминия, гидроксида калия, соляной кислоты. 2. Для демонстраций: коллекция «Алюминий» и его сплавы, изделия из алюминия (кастрюля, столовые приборы, модель самолёта, бенгальские огни, алюминиевая проволока, фольга пищевая, серебрянка, новогодний «дождик», Альмагель);
|
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование | ||||
Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) | Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя) | |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт |
| Создание комфортной психологической атмосферы урока | |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся |
| Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика. | ||
1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания» |
| Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся | ||
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | • Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата • Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока) | Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью” | |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации |
| Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения | ||
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа |
| Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково-символических средств, представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем | ||
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий |
| В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости | ||
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий |
| Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи | |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов |
| Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения |
Сценарий проведения учебного занятия | |||
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт 1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся 1.3. Создание проблемной ситуации | Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» 7 мин. Этап 1. Инициация Приветствие АМО «Я тебя знаю» (Шкатулка) (АДАПТИРОВАННЫЙ) Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех. 4 мин. Цель этапа: «Знакомство» друг с другом и повторение изученного на прошлых уроках. Создание доброжелательной обстановки на уроке. Технология проведения: Класс делится на 3группы, по числу рядов в классе. Каждый ряд – это форма существования элемента. Перед дверью поставить стул, на него шкатулку в которой листочки с заданием свернуты в трубочку: а) алюминий, как свободный атом: - порядковый номер AI=?; «адрес» алюминия в ПСХЭ Д. И. Менделеева; заряд ядра атома алюминия равен ?; число протонов в ядре атома AL =?; число нейтронов в ядре атома AL =?; число электронов в ядре атома AL =?; электронная схема AL =?; электронная формула AL =?; число валентных электронов в атоме AL =?; степень окисления атома AL =?. б) алюминий, как простое вещество: Ar (AI) =?; Mr (AI) =?; M (AI) =?; вид химической связи AI=?; тип кристаллической решетки AI=?; сколько алюминий отдает электронов?; сколько алюминий принимает электронов?; какие свойства проявляет алюминий?; алюминий металл или неметалл? в) алюминий, как сложное вещество – формула оксида алюминия, формула гидроксида алюминия; формула хлорида алюминия; формула сульфата алюминия; формула нитрата алюминия; дайте название веществу – AI2O3; дайте название веществу – AI(OH)3; дайте название веществу – AIPO4; дайте название веществу – AI2(CO3)3; дайте название веществу – AI2S3.
| Ученик берет листочек с заданием и садится на соответствующий ряд своему заданию, пишет ответ и вставляет в бейджик. Потом в импровизированной форме называют «свое имя» знакомятся с соседом по парте, при этом пожимая друг другу руку. |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование 2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации е | Этап 2. Погружение в тему. Название метода: Дидактическая игра « Сходство и отличие». Совместное целеполагание. 3 мин. Учитель: - Мы продолжаем изучение большой и важной темы “Металлы”. Сегодня нам предстоит познакомиться с металлом хорошо знакомым вам с детства. Для этого посмотрите на доску и сделайте задание. Цель этапа: Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения. Совместное целеполагание. Технология проведения: Учитель записывает на доске разные формулы, в составе которых есть алюминий, и просит ребят найти между ними общее и чем они отличаются. Учитель: - Для подтверждения своих предположений послушайте одну красивую, но, вероятно, неправдоподобную легенду из «Historia naturalis». Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец. В дар императору он преподнес изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, но чрезвычайно легкого металла. Мастер поведал, что этот ни кому неизвестный металл он сумел получить из глинистой земли. Должно быть, чувство благодарности редко обременяло Тиберия, да и правителем он был недальновидным. Боясь, что новый металл с его прекрасными свойствами обесценит хранившееся в казне золото и серебро, он отрубил изобретателю голову, а его мастерскую разрушил, чтобы никому неповадно было заниматься производством «опасного» металла. О каком металле идёт речь? Формулировка темы урока, его цели и задач осуществляется с помощью выполнения этого задания с опорой на ранее приобретённые знания и собственные наблюдения. Учитель: - Таким образом, тема нашего урока: «Алюминий и его соединения». Цель: изучать самый распространенный металл на Земле и его соединения. Задачи:
Ребята, на ваших столах находятся кластеры. Эти кластеры будут нашими маршрутами при изучении темы. Именно по ним мы будем поэтапно изучать самый распространенный металл на земле.
Учитель: Алюминий относится к р-элементам, переходной элемент, соединения которого обладают амфотерными свойствами. Металл. Алюминий занимает промежуточное положение между металлами и неметаллами. Металлические свойства у него должны быть выражены слабее, чем у натрия и магния. Наличие у него 3 электронов на внешнем уровне и несколько меньший радиус атома обуславливает уменьшение химической активности алюминия по сравнению с соответствующими элементами I и II групп) Учитель: - Для решения вопроса об активности алюминия, что мы должны рассмотреть? Учитель: Почему алюминия нет в свободном виде в природе? Обратите внимание на положение алюминия в электрохимическом ряду напряжения металлов. | (Ответ: об алюминии) После выполнения предыдущих заданий в классе разворачивается коллективное обсуждение по следующим вопросам: 1.Сколько электронов находится на внешнем уровне атома алюминия? Ответ: три электрона.2.Какую степень окисления проявляет алюминий? Ответ: +3.Алюминий будет отдавать или принимать электроны? Ответ: отдавать. Значит алюминий это…Ответ: металл. 4. Какой же это металл: активный или неактивный? Ответы могут быть разные: из своего жизненного опыта ребята отвечают, что это неактивный металл (алюминиевые провода не реагируют с водой), другие делают предположение об активности алюминия, так как он находится в электрохимическом ряду напряжения металлов сразу после активных металлов. |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Фаза 2 «Работа над темой» Этап 3. Инпут Интерактивная лекция – презентация: «Алюминий и его соединения» 22 мин. Цель: Сообщение нового материала.
Учитель: Изучив физические свойства алюминия, можно ли предсказать активный или пассивный этот металл? Ответ – нет.
Взаимодействие с простыми веществами: с йодом, бромом – (демонстрация видео); с О2 (Демонстрация – горение «бенгальских» огней); Взаимодействие со сложными веществами: с разбавленными кислотами - HCI и Н2SO4 Записать соответствующие уравнения реакции. Учитель: Какой же это металл: активный или пассивный? Ответ: активный. А теперь рассмотрим взаимодействие алюминия с водой и Н2SO4(конц), HNO3(конц). Учитель: Алюминий, стоящий в начале ряда напряжений металлов, проявляет химическую пассивность. Почему? Причину пассивности выясним, посмотрев опыт «плавление алюминия» Внимание на экран (видео). Учитель: Концентрированные серная и азотная кислоты пассивируют алюминий образуя на поверхности металла плотную, прочную оксидную пленку, которая препятствует дальнейшему протеканию реакции. Поэтому эти кислоты перевозят в алюминиевых цистернах. Если удалить пленку, то алюминий должен проявлять активность, близкую к щелочноземельным металлам. Без оксидной пленки он способен реагировать с водой при обычных условиях. С водой (при удалении оксидной пленки) 2АI+6H2O=2AI(OH)3 + 3H2↑
Учитель: Почему алюминия нет в свободном виде в природе? Ответ: Исходя из положения алюминия в электрохимическом ряду напряжений металлов, можно заключить, что он обладает высокой химической активностью и поэтому не встречается в природе в свободном состоянии.
Учитель: Алюминий получают электролизом оксида алюминия Al2O3 в расплаве криолита. Процесс электролиза, в конечном итоге, сводится к разложению Al2O3 электрическим током: 2 Al2O3 —> 4Al + 3O2
Оксид алюминия Аl2O3 — белое вещество с очень высокой температурой плавления, термически стойкий, гигроскопичный. По химическим свойствам это амфотерный оксид. Как основный он реагирует с кислотами: Al2O3 + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2O Как кислотный – со щелочами: Al2O3 +NaOH =2NaAlO2 + H2O Может быть получен разложением при нагревании соответствующего ему гидроксида алюминия: 2AI(OH)3 = Аl2O3+ 3H2O Применение: Сырьё в производстве алюминия, катализатор, адсорбент, огнеупорный и абразивный материал. Гидроксид алюминия Аl(ОН)3 - белый, аморфный или кристаллический порошок. Практически не растворяется в воде. Его получают при взаимодействии раствора щелочи с раствором соли алюминия. Al2(SO4)3 + 6NaOH = 2Al(OH)3↓ + 3Na2SO4 Эта реакция является качественной на ионы Al3+. При действии раствора щелочи на соль алюминия образуется белый осадок Al(OH)3, который растворяется в избытке щелочи. Al(OH)3 + 3HCl = AlCl3 + 3H2O Al(OH)3 + NaOH = NaAlO2 + 2H2O Применение: Используется при очистке воды, так как обладает способностью поглощать (адсорбировать) различные вещества. В медицине, в качестве антацидного средства (для лечения кислотозависимых заболеваний желудочно-кишечного тракта посредством нейтрализации соляной кислоты, входящей в состав желудочного сока – «Альмагель»). Применяется в качестве антипирена (подавителя горения) в пластиках, полимерных, лакокрасочных материалах. Разлагается при нагревании.
Алюминий широко используют в металлургии для получения металлов — хрома, марганца, ванадия, титана, циркония из их оксидов. Как вы помните, этот способ носит название алюминотермии. На практике часто применяют термит — смесь Fe3O4 с порошком алюминия. Если эту смесь поджечь, например, с помощью магниевой ленты, то происходит энергичная реакция с выделением большого количества теплоты: 8 AI + 3 Fe3O4 = 4 Al2O3 + 9 Fe Выделяющейся теплоты вполне достаточно для полного расплавления образующегося железа, поэтому этот процесс используют для сварки стальных изделий. Задание: зная физические и химические свойства алюминия, предположите области его применения. Учитель: Оказывает ли алюминий влияние на здоровье человека? 7. Биологическая и экологическая роль алюминия и его соединений. 2 мин. (Слайд №…) | Ответ: Физические и химические свойства алюминия. Ответ: Исходя из положения алюминия в электрохимическом ряду напряжений металлов, можно заключить, что он обладает высокой химической активностью и поэтому не встречается в природе в свободном состоянии. Примерные ответы. Физические свойства алюминия: серебристо- белого цвета; твердость. Аl – 2,9; плотность. Аl – 2,7 , лёгкий; температура плавления Al – 660 (вольфрам – 3370 , натрий – 98); большая электро- и теплопроводность; очень пластичен. Взаимодействие со сложными веществами: с разбавленными кислотами - HCI и Н2SO4 Записать соответствующие уравнения реакции.
Ответы: основные области применения алюминия связаны с легкостью, прочностью и устойчивостью. В таком сочетании полезных свойств нуждается в первую очередь транспорт. Главные потребители алюминиевых сплавов – самолетостроение и автомобилестроение. Учащиеся смотрят учебник, и продолжают отвечать с добавлением учителя: указанные свойства алюминиевых сплавов, а также их красивый внешний вид обусловили широкое применение их в строительстве. Алюминий и его сплавы используют при отделке станций метрополитена, фасадов зданий. Гофрированными листами сплавов покрывают крыши. Высокая электрическая проводимость чистого алюминия используется в электротехнике. Из алюминия изготавливают электропровода. При одинаковом электрическом сопротивлении масса алюминиевого провода значительно меньше массы медного. Это облегчает сооружение опорных мачт, на которые подвешиваются провода. Широко применяется “серебряная краска” на основе алюминиевого порошка. Она не только придает красивый внешний вид изделиям, но и защищает их от химического разрушения. Для защиты от солнечных лучей покрывают цистерны, предназначенные для перевозки нефтепродуктов. В быту алюминий используют в виде кухонной посуды. Здесь используются такие свойства как высокая теплопроводность, способность противостоять действию не только холодной, но и кипящей воды и не ядовитость его соединений, которые в небольшом количестве могут образоваться при действии на алюминий слабых органических кислот, содержащихся в пище. | |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Этап 4. Проработка содержания темы. 10 мин. «Проблема – решение – ответ» (лабораторная работа). Цель: Доказательство амфотерности алюминия. (Проблемный вопрос к лабораторному опыту): математики утверждают, что от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. А вот химики считают, что это не всегда справедливо. Убедитесь в этом, меняя порядок приливания растворов: хлорида алюминия и гидроксида калия. Работаем по инструкции. Вспомним о ТБ. (Если пролита кислота – проточная вода, р-р питьевой соды; если щелочь – вода, 2% р-р уксусной кислоты). Работаем в парах. Делаем поэтапно. Наблюдаем, записываем уравнения в ионном виде. За каждое уравнение по 1 баллу.
|
При взаимодействии с кислотами гидроксид алюминия проявляет …….свойства, а при взаимодействии со щелочами гидроксид алюминия проявляет …….свойства. Следовательно, гидроксид алюминия - …………соединение. Вывод: гидроксид алюминия – амфотерное соединение. Амфос в переводе с греческого означает реагирует с тем и с другим. А как распознать ионы алюминия? (Добавить к соли р-р щелочи, выпадает белый осадок, растворимый в избытке щелочи). | |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Этап 5. Эмоциональная разрядка (разминка). 2 мин. Название метода – Эссе. Цель: Снятие напряжения и усталости и расслабление. Завершение образовательного процесса. Д/З – мини сочинение 3-5 предложений от имени алюминия «Я самый, самый…» Фаза 3. «Завершение образовательного мероприятия». | |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Этап 6. Рефлексия. 4 мин. Название метода: «Смайлики», «Волшебный микрофон» Цели задачи использования метода: Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения Подробная технология проведения: В тетради, в конце темы нарисовать смайлик соответствующий уроку. Подведение итогов - « волшебный микрофон» Продолжите предложения: 1. Сегодня я понял… 2. Теперь я могу… 3. Меня удивило… и т.д. |
ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
Предварительный просмотр:
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
СЦЕНАРИЙ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Тюкалкина Ирина Игоревна |
Район | Кстовский |
Место работы | МАОУ Афонинская СШ |
Должность | Учитель химии и биологии |
Общая информация | |
Образовательная область, учебный предмет | Химия |
Класс | 8 |
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | Н Н Гара «Химия. Рабочие программы»Предметная линия учебников Г.Е.Рудзитиса Ф. Г,Фельдмана 8-9 классы учебное пособие для общеобразовательных организаций/ Н.Н.Гара – 3-е изд., перераб,- М Просвещение ,2019.-48 с. |
Тема учебного занятия | Важнейшие классы неорганических соединений |
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п. | Кислоты |
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | 5 урок в теме «Важнейшие классы неорганических соединений» |
Учебная задача
| Вовлечь учащихся в образовательную ,исследовательскую, рефлексивно-оценочную и нравственную ситуацию. Овладеть теоретическим знанием в области частично-поисковой деятельности и способами его прикладного использования. |
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты | ||||||
Цель Уровень | Базовый («обучающийся научится») | Повышенный («обучающийся получит возможность научиться») | ||||
Цель – предмет (предметный результат) | Обучающиеся научатся исследовать строение и свойства кислот, изучать классификацию, строение и свойства кислот… | Обучающиеся получат возможность ориентироваться в системе познавательных ценностей…. | ||||
Цель – способ (метапредметный результат) | Обучающиеся овладеют умением работать с разными источниками химической информации, умением конспектировать, выбирать главное, делать выводы . | Обучающиеся получат возможность …осознанно использовать знания основных правил экологически безопасного поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту.. | ||||
Цель – ценность (личностный результат) | Обучающиеся научатся определять кислот, давать классификацию кислот, оценивать значение кислот в практической деятельности человека. | Обучающиеся получат возможность создавать письменные и устные о кислотах. | ||||
Исходное состояние обучающихся: - имеют опыт…….; - знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.) - могут определять…….; - могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять; - могут планировать, проектировать, моделировать; - могут контролировать, оценивать и т.д. | Учащиеся опыт работы с оксидами, гидроксидами, амфотерными основаниями Знают химические процессы, могут сравнивать химические свойства оснований, оксидов и гидроксидов. Могут оценивать свою работу в парах и группах ,делать выводы. | |||||
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат | |||
Сформировать у учащихся понятие «кислоты» ,классификация кислот, навык определения кислот с помощью индикаторов, навык безопасной работы с химическим оборудованием. | Разовьют познавательный интерес, самостоятельное мышление, память через коммуникативно-деятельностную методику, частично-поисковый подход. | Приобретут умение осознавать мотивы учебной деятельности | ||||
Комментарии учителя к учебному занятию или уроку | Оборудование: Учебники, таблица растворимости, аскорбиновая кислота в таблетках, растворы соляной, азотной, серной, фосфорной кислот, индикаторы, пробирки с растворами кислот и щелочей по количеству команд , наборы карточек с формулами кислот по числу команд | Предварительная подготовка к уроку . |
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия | |||||
Учебно – информационное обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Интернет - ресурсы | ЭОРы | |
Г.Е.Рудзитис Ф.Г.Фельдман Учебник химии 8 класс-М Просвещение , 2018-207 с | Петруленко В.М.Совуременный урок в условиях реслизации ФГОС 10-11 классы-2-е изд-М-ВАКО 2017-112 с. | Электронные ресурсы по химии : | Infourok.ru | ||
Техническое обеспечение |
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование | ||||
Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия (описываются конкретные методы и приемы, которые использует учитель на каждом подэтапе урока) | Психолого – педагогическое обоснование (представляется смысловая характеристика организуемого образовательного процесса с точки зрения его соответствия требованиям развития обучающихся на конкретной ступени общего образования и педагогической концепции, на которой основывается деятельность учителя) | |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт |
| Создание комфортной психологической атмосферы урока | |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Раздает учащимся по таблетке или драже аскорбиновой кислоты, кусочку зеленого яблока или лимона, и просит попробовать на вкус. | Переживание успешности практического действия, подтверждение значимости позиции ученика. | ||
1.3. Создание проблемной ситуации (конструктивного конфликта «знания – не знания», «умения – неумения», «понимания – не понимания» | Скажите ребята, что объединяет эти предметы? (кислый вкус) -Какое вещество изучаемое в химии ,содержатся в этих предметах ? (аскорбиновая кислота) -Узнали ли вы, выданное вам вещество? -узнали,аскорбиновая кислота. | Создание проблемной ситуации – это новый поворот в уже знакомом материале, озадачивание. Разрыв непрерывности предметного действия, переживание невозможности дальнейшего движения требует обсуждения сложившейся ситуации. Выход из нее – определение задачи: «мы не знаем решения, но восстанавливаем путь, знаем, куда идти». Здесь возникает учебно-познавательный мотив, направляющий мыслительную деятельность обучающихся | ||
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Какова тема нашего урока? (Кислоты) Часто ли в жизни вам встречаются кислоты? -Довольно часто В чем? -В овощах и фруктах., в зернах бобовых Можете ли вы назвать цель нашего урока? (дети называют) учитель конкретизирует цель урока на слайде. Что нам нужно сделать, чтобы добиться нашей цели? (алгоритм) | Непосредственная постановка ученика в позицию субъекта целеполагания и планирования путем конструирования цели и плана с помощью заданных алгоритмов, представляющих цель в виде гипотезы, предположения, контура, который будет уже в процессе деятельности обрастать “плотью” | |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | «Открытие нового знания» -Можно ли распознать кислоты так, как это вы проделали с аскорбинкой и другими фруктами? (нет) -Почему? (Это опасно для здоровья) Как же можно определить кислоты без риска для жизни и здоровья? (с помощью других веществ и реакций) Учащиеся занимают рабочие места за столами ,делятся на группы. | Осуществление данного этапа учебной деятельности связано с содержательным анализом предметного материала, который направлен на поиск и выделение в целостном предмете основного и генетически исходного отношения | ||
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Перед вами две пробирки с неопознанными растворами веществ. Как вы думаете, что находится в одной из пробирок? (В одной из них кислота) Как мы сможем определить в какой пробирке находится кислота? В лаборатории при проведении химического эксперимента часто приходится работать с реактивами .Напомните правила техники безопасности при выполнении работ (в это время правила безопасности на слайде) (учащиеся называют правила работы с со щелочами, кислотами .стеклянной посудой).Как же мы сможем определить в какой из пробирок находится кислота? -Предлагаю решить сначала экспериментальную задачу по определению кислоты - Чем нужно воспользоваться (индикатором) - Выбирите нужный индикатор Пользуясь таблицей на слайде ,учащиеся определяют ,в какой из пробирок находится кислота. | Действие моделирования направлено на отделение содержания от формы с помощью знаково – символических средств представления этого содержания, что выступает существенным показателем понимания учащимися учебной задачи. В действии преобразования модели осуществляется переход от чувственного конкретного представления об исследуемом объекте к получению собственного знания о нем | ||
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Посмотрите на экран : здесь даны формулы кислот. Что между ними общего? (Атомы водорода) Исходя из состава .давайте с вами дадим определение понятию кислота (дети делают предположения) .На слайде появляется определение кислот. -Обратите внимании на формулы кислот. Рассмотрите их и ответьте на вопрос: можно сл сгруппировать кислоты? По какому признаку? Учащиеся работают в парах и выдвигают гипотезы классификации. (основой является водород .по числу атомов водорода кислоты можно разделить на 1.одноосновные 2 двухосновные 3трехосновные (основой является наличие атомов кислорода) 1 кислородсодержащие 2 бескислородные Третий признак (по растворимости) Учащиеся по таблице растворимости определяют кислоты растворимы е и нерастворимые -Предлагаю вам немного подумать и сказать .сможете ли вы дать характеристику кислоте .формула которой записана у вас на листе с заданием. (учащиеся выполняют задание) | В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости | ||
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | -Что нового мы сегодня узнали? -Какую цель нам необходимо было достичь? Учащиеся отвечают на вопросы. Анализируют индивидуальную, парную и групповую. | Установление адекватности выбранной системы действий условиям учебной задачи - учащиеся анализируют правильность и полноту реализуемых действий в ходе решения учебной задачи | |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Можно ли считать .что цель, которую вы перед собой ставили достигнута? Я узнал ,что кислоты, это… Я узнал ,что кислоты имеют признаки… Мне важно это знать ,так как… | Осмысление процесса решения учебной задачи, ее предметных оснований, а также своих способностей к осуществлению данного рода учебных действий, усвоения их принципов построения |
Сценарий проведения учебного занятия | |||
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Вхождение в контакт | Приветствие и наблюдение за учащимися |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Актуализация субъектного опыта обучающихся | Организатор | |
1.3. Создание проблемной ситуации | Создание проблемной ситуации. | Организатор | |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Наблюдатель, консультант, организатор. | Исследователи |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | Наблюдатель, консультант | Исследователи | |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Консультант | Конструкторы | |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Консультант | Конструкторы | |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Наблюдатель, организатор | Исполнители, |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Аналитик | Думающие |
ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»