Технологии и методы обучения
В данном разделе содержится описание методов работы и технологии обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody.docx | 21.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы, формы организации деятельности учащихся, технологии обучения
В рамках реализации ФГОС одним из основных методов обучения является проблемно-диалогическое, обеспечивающее самостоятельное творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Перед учителем стоит задача – создать проблемную ситуацию.
Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, действие это
побуждает человека искать новый способ объяснения или способов действия. На уроке должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или проблемного вопроса для исследования. Поиск решения проблемы – это этап формулирования нового знания.
Проблемная задача выдвигается в процессе создания проблемной ситуации в ходе специально организованного учителем диалога. Диалог подразделяется на: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. На этапе постановки проблемы этот метод выглядит следующим образом. Сначала учителем создается проблемная ситуация, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которые активно задействует и соответственно развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведет к «открытию» прямой дорогой.
Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, в нашем случае сформулировать тему урока. Тем самым у школьников вызывается интерес к новому материалу, бескорыстная познавательная мотивация. Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, т.е. «открытие» знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично.
К достоинствам проблемного обучения далее относим:
1. высокую самостоятельность обучаемых;
2.формирование познавательного интереса или личностной мотивации;
3.использование творческой деятельности обучающихся посредством постановки проблемно - сформулированных заданий и активизации, за счет их познавательного интереса и, в конечном счете, всей познавательной деятельности.
В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями проблемного обучения:
1.огромный труд и терпение при использовании дифференцированного и индивидуального подхода к работе со школьниками;
2.совершенствование и оттачивание приемов, форм и методов педагогического искусства;
3.рефлексирование своих действий при подготовке обучаемых к работе с проблемными ситуациями и поиске способов их решения, сталкивании противоречий и изложении различных точек зрения по определенной проблеме.
К недостаткам проблемного обучения можно отнести то, что оно всегда вызывает затруднение у школьника в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. Видимо, именно эти обстоятельства не позволяют широко применять технологию проблемного обучения. Но стремиться к нему надо, и каждый опытный педагог его использует, так как проблемное обучение связано с исследовательской деятельностью.
Остается добавить, что проблемное обучение отвечает требованиям дня: обучать, исследуя - исследовать обучая. Только так и можно формировать творческую личность, то есть выполнять сверхзадачу нашего педагогического труда.
В условиях внедрения ФГОС, я стала больше внимания уделять такой технологии, как проектная. В современной школе актуальной стала задача обновления содержания образования, понимаемого не только как определенный объем информации, но и как деятельность школьников и их отношение к изучаемому материалу. В этих условиях необходимо самим понимать смысл работы, определять ее цели и задачи, искать способы их решения. Все эти составляющие входят в содержание проектной деятельности и кардинально отличают ее от классических методов. В процессе работы над проектом учащиеся должны сами ставить цель, определять пути ее достижения, находить, обобщать и анализировать нужную информацию, делать выводы. Итогом должно стать получение цельного знания по предмету и овладение определенным исследовательским багажом.
В подготовке учеников к проектной деятельности, мне помогает УМК по обществознанию издательства «Вентана-граф». В этом учебном пособии к вниманию учителя и учеников представлены различные памятки, и одна из них «Как работать над проектом?»
- Выберите тему проекта по своему интересу. Помните, что вы можете предложить собственную тему проекта, согласовав ее с учителем.
- Определите способ и план решения вопроса, распределив этапы (части) и время их выполнения.
- Если проект коллективный, работу следует организовать так, чтобы все участники группы отвечали за различные части решения вопроса. Для слаженной работы коллектива у членов группы могут быть особые обязанности, например:
Командир проекта- организует работу всей группы над проектом, отвечает за своевременное выполнение проекта;
Помощник командира- помогает командиру организовывать работу группы над вопросами темы, отвечает за представление результатов выполнения проекта учителю и товарищам по классу;
Библиограф- отвечает за сбор информации об источниках обществоведческих знаний по теме проекта;
Компьютерный дизайнер- отвечает за создание компьютерных презентаций проекта;
Художник- отвечает за художественное оформление материалов, которые создаются в ходе проекта.
При составлении первых проектов ученики точно следовали предложенному алгоритму.
В дальнейшем они уже стали проявлять и собственную инициативу. Больше всего ученикам в шестом классе понравился итоговый проект «Духовная культура народов России». При выполнении этого проекта ученики класса изучали различные народы России, но в основном они выбрали народы, представители которых проживают на территории нашей республики. На уроке защиты проектов были представлены русские, буряты, татары. При выполнении проекта ученики изучили историю народа, использовали статистические данные по численности населения. Особо запомнилась ученикам представленная возможность попробовать блюда национальной кухни.
Применение проективной методики на уроках и в процессе внеклассной работы очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.
Конечно, необходимо учитывать и недостатки проективной методики:
неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности;
повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников.
Однако плюсов у метода гораздо больше. Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы. Однако результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в процессе работы, помогут выпускникам расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал.
Информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом урока истории в современной школе и современный учитель – это высокопрофессиональный педагог, использующий в своей работе информационные технологии. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Самый простой метод использования ИКТ - демонстрационно-иллюстративный. При этом текст параграфа учебника или рассказ учителя иллюстрируется соответствующими Цифровыми Образовательными Ресурсами (ЦОР), расширяя представления учащихся об изучаемом материале, реализуя принцип наглядности и обогащая информационный ряд процесса обучения. При использовании набора ЦОР достигается особенно важный для учащихся результат - визуализация изучаемого материала. Начиная изучение раздела и крупных подразделов, я продемонстрирую учащимся изображения местности изучаемого региона и изображения людей, которые там жили, создавали цивилизации - жизнь которых и составляет основное содержание исторического процесса. Например, начиная тему «Древний Египет», я демонстрирую вид долины Нила, реку Нил, или при изучении истории первобытного общества наглядно показываю каменные или бронзовые орудия труда древнейшего человека, а так же используются различные схемы, отражающие устройство органов власти и т.п.
Работа с картами является необходимым навыком при изучении истории. Недостаток оснащенности кабинетов истории картами возможно компенсировать за счет заданий с использованием карт в ЦОРах. У учителя есть возможность выбрать необходимую из имеющихся карт для формирования более полного представления об изучаемом событие или эпохе, поскольку именно с этого учителя истории начинают изучение истории отдельных цивилизаций. Кроме того, в ЦОРах содержатся задания, предполагающие работу с контурными картами, которые я в основном применяю при закреплении, обобщении и систематизации знаний. Практика показывает, что большой интерес у учащихся вызывают интерактивные карты. Возможность увидеть то или иное сражение в движение, с соответствующими комментариями существенно повышают интерес учащихся к предмету.
Использование ЦОРов в образовательном процессе предполагает длительную работу учителя по отбору материала. Я сначала полностью проработала представленный материал на сайтах:
http://school-collection.edu.ru/
и создала специальные папки по классам и темам, а затем уже произвожу отбор ЦОРов к конкретному уроку.
Применение ИКТ-технологии в процессе обучение происходит не только учителем, но и учениками. Тем самым они показывают свою ИКТ- компетенцию. Особенно это проявляется при защите проектов. Все ученики, начиная с шестого класса используют программу PowerPoint для создания презентаций.
В воспитании россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.
Воспитание - это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем. Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т.е. того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях.
Характер организации современного воспитательного процесса определен Законом
«Об образовании». Ст. 9, п. 6, устанавливает, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».