Методические разработки уроков

В данном раздел содержит методические разработки уроков, тестов и других материалов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_vospityvaem_harakter.docx30.52 КБ
Office presentation icon vospityvaem_harakter.ppt120 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Воспитываем характер.

Цель урока: подвести учащихся к осознанию необходимости самовоспитания,

самосовершенствования.

Задачи урока:

1. воспитательные: формировать адекватную самооценку у обучающихся, толерантное отношение к окружающим;

2. обучающие: раскрыть сущность понятий темперамент, характер; выяснить, благодаря чему происходит формирование характера человека;

показать обучающимся, каким образом, возможно, изменить характер человека;

3. развивающие: умение обобщать, делать выводы, давать аргументированный ответ, работать с документом;

Основные понятия: темперамент, характер, индивидуальность, самовоспитание.

Планируемые результаты:

Предметные: систематизировать знакомый материал, делать логические выводы, отстаивать свою точку зрения; формировать адекватную самооценку у обучающихся, толерантное отношение к окружающим;

Личностные:  проявлять заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражать положительное отношение, вырабатывать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя, своего будущего.
Метапредметные: умение организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, способствовать развитию познавательных интересов.

УУД:

Познавательные: раскрыть сущность понятий темперамент, характер; поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование, умение ориентироваться в разнообразии способов решения познавательных  задач; умение находить в источнике главное, анализировать и делать выводы

Коммуникативные УУД: правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении сотрудничества партнера и самого себя, умение слышать и слушать партнера, контролировать действия партнера, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, умение точно выражать свои мысли; выяснить, благодаря чему происходит формирование характера человека; показать обучающимся, каким образом возможно изменить характер человека;

Регулятивные УУД:  умение работать в группе, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально, умение обобщать, делать выводы, давать аргументированный ответ, работать с документом;

Личностные: осознавать мотивацию учения, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции, оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности

Орг. момент.

Мы продолжаем с вами изучение темы «Познавая мир и самого себя». Итак, я снова зачитываю ваши характеристики, и вы даете мне ответ: «Кто это?».

1. У меня темно-зеленые глаза, русые волосы, я не очень высокая и у меня есть веснушки. Люблю рисовать.

2. У меня черные густые волосы, карие глаза. Мой рост достигает примерно 154 см. Я хорошо рисую. У меня родимое пятно на правой кисти. Я хожу на две спортивные секции.

Вы действительно хорошо знаете друг друга.

А хорошо знаете ли вы себя. Как вы станете поступать в следующей ситуации. Слайд.

Задание №1.

Представьте, что вы громко разговаривали в маршрутке и женщина , сидевшая рядом, сделала вам очень резкое замечание. Какой, скорее всего, будет ваша реакция? Выберите и подчеркните один ответ из предложенных или напишите свой.

А) вы извинитесь

Б) вы станете разговаривать тише

В) вы станете разговаривать громче

Г) вы ей возразите

Д) вы отшутитесь

Е) вы очень расстроитесь.

Обсудить варианты ответов.

«Почему в одной и той же ситуации разные люди поступают по-разному?». Выслушав ответы ребят, подводит их к выводу о том, что все люди разные и предлагает выяснить: «Чем же отличаются  люди друг от друга в своем поведении?».

Формулирование темы урока.

Какие задачи поставим перед собой, изучая новую тему.

Вы, наверное, замечали, что одни люди  не стесняются выражать свои эмоции, другие замкнуты, третьи обидчивы и т.д. Почему так происходит?

Одна из причин этого в том, что у людей разные темпераменты.

Сценка»Шляпа»

Меланхолик.

Флегматик

Сангвиник

Холерик.

Работа с учебником стр. 55.

Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Выполните задание №2 и определите, кто какую роль играл в нашей сценке.

Посмотрите на задание №2 и определите свой темперамент.

Легко вам было определить?

Деление на четыре типа темперамента  является условным, в основном преобладают смешанные типы темперамента.

Как вы думаете, почему один человек обладает одним темпераментом, а другой другим. От чего это зависит?.

Темперамент дается от рождения

Не только темперамент влияет на поведение человека в той или иной ситуации. Тесно взаимосвязан с темпераментом характер человека.

Выполните задание №3.

Запишите определение понятия «характер».

Характеры бывают разными.

Выполните задание №4.

Выражающие

отношение к коллективу,  отдельным людям

Выражающие

отношение к

деятельности, труду

Выражающие

отношение к

собственности,

вещам

Выражающие

отношение к

самому себе

Доброта     Отзывчивость    Требовательность   Черствость    Общительность

Замкнутость    Правдивость  Лживость   Грубость   Тактичность

Трудолюбие Добросовестность

Лень

Безответственность

Упорство

Инициативность

Целеустремленность

Собранность

Аккуратность

 Бережливость

 Алчность

 Неряшливость

 Щедрость

 Жадность Расточительность

Скромность

 Гордость

 Самолюбие

Уверенность

 Самовлюбленность

 Самокритичность

Самоуверенность

На уроке литературы вы познакомились с творчеством писателя Экзюпери «Маленький принц»

Маленький принц посетил 6 планет, где встречался в различными героями, у которых самые разные характеры.

Работа в группах и заполнение таблицы

Планета

Представитель

Характеристика

№ 1

Король

Неограниченная власть, властолюбие

№ 2

честолюбец

Тщеславие, самозахват, безразличие к окружающему, эгоизм

№ 3

пьяницы

Болезненное пристрастие к пьянству

№ 4

Бизнесмен

Ничтожество, что стремится превратить необозримую красоту Вселенной в собственность

№ 5

Фонарщик

Верность слову, умение работать, освещая путь людям, не думать о себе

№ 6

Географ

Слишком важная персона, которая никогда не выходит из кабинета, мол, ей никогда слоняться, и все знает понаслышке, ему безразлична его планета

Как вы думаете, можно ли изменить свой характер?.

Можно в процессе самовоспитания.

Самовоспитание основывается прежде всего на справедливой самооценке человека.

Сегодня мы с вами дополним наши характеристики, исходя из изученных тем.

План характеристики

  1. Раса
  2. Народность
  3. Память ( моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая)
  4. Темперамент
  5. Характер.

Для более полной характеристики мы с вами используем результаты нашего психологического теста.

0-3 балла- слабый контроль; вы не меняете своего поведения в зависимости от ситуации, вы искренни, но многие считают вас излишне прямолинейным и поэтому неудобным в компании.

4-6 баллов- средний контроль; вы искренни, но сдержаны. Иногда это расценивают как невнимательность к окружающим.

7-10 баллов- высокий контроль; вы легко входите в любую роль и можете производить впечатление на других людей.

Какой пункт  отсутствует?

Эмоции.

Определите, какие эмоции вы испытывали на нашем уроке?

А в завершении урока расскажу вам одну историю: женщине приснился сон, в котором она обратилась с просьбой к Богу. У Бога ведь можно просить всё, и она попросила здоровья, счастья, успеха, любви и много-много денег. Бог доброжелательно улыбнулся и дал женщине маленькую коробочку.

– И это всё? – воскликнула удивлённая и разочарованная женщина. - Да, это всё, - ответил Бог и добавил: - Разве ты не знала, что я раздаю только семена?

Я желаю, чтобы семена, которые достались вам, проросли и превратились в такие характеры, которыми потом мы все будем гордиться!

Д/З § 8.

Ответьте на вопрос: «Какие игрушки у вас были любимыми в детстве?» При затруднении с ответом обратитесь к родителям.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Учитель зачитывает характеристики учеников класса, по которым остальные должны узнать своего одноклассника.

А хорошо знаете ли вы себя. Как вы станете поступать в следующей ситуации. Слайд.

Задание №1.

Выслушав ответы ребят, подводит их к выводу о том, что все люди разные и предлагает выяснить: «Чем же отличаются люди друг от друга в своем поведении?».

В чем помогают нам эмоции, таким разным и неодинаковым?

Вот мы и подошли к определению названия нашего урока «Воспитываем характер». А что же будет целью, результатом занятия?

Называют по характеристики своих одноклассников.

Выполняют задание

Ребята отвечают, что цель – как воспитывать характер. Записывают  тему урока.

Регулятивные:

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные:

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица).

Коммуникативные:

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Личностные:  Оценивать свои и чужие поступки.

II. Версии.

Вы, наверное, замечали, что одни люди  не стесняются выражать свои эмоции, другие замкнуты, третьи обидчивы и т.д. Почему так происходит?

Одна из причин этого в том, что у людей разные темпераменты. 

Предлагают свои версии (с одобрением принимается любая, даже самая абсурдная).

III. Актуализация знаний.

Ситуация «Внимание, шляпа!»

 Сангвиник

 Холерик

 Флегматик

 Меланхолик

Выполните задание №2 и определите, кто какую роль играл в нашей сценке.

Ученики должны сами определить типы темперамента, выполнив задания №2

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Ребятам объясняется, что не только темперамент влияет на поведение человека в той или иной ситуации. Тесно взаимосвязан с темпераментом характер человека. Учитель предлагает самим ребятам дать определение понятия характер и записать его в тетрадь.

Выполните задание №4.

На уроке литературы вы познакомились с творчеством писателя Экзюпери «Маленький принц»

Маленький принц посетил 6 планет, где встречался в различными героями, у которых самые разные характеры.

Работа в группах и заполнение таблицы

Записывают определение понятия  характер.

Ученики выполняют задание и заполняют таблицу.

Отвечает один или несколько учеников.

VI. Выражение решения проблемы.

 Как вы думаете, можно ли изменить свой характер?.

Можно в процессе самовоспитания.

Самовоспитание основывается прежде всего на справедливой самооценке человека.

Сегодня мы с вами дополним наши характеристики, исходя из изученных тем.

Отвечает один или несколько учеников.

Ответы ребят.

Познавательные:

1. раскрыть сущность понятий темперамент, характер;

2. умение находить в источнике главное, анализировать и делать выводы

Коммуникативные:

1. правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении сотрудничества партнера и самого себя

 2. умение слышать и слушать партнера, контролировать действия партнера, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь

3. умение точно выражать свои мысли

Регулятивные:

1. умение работать в группе, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

2. умение обобщать, делать выводы, давать аргументированный ответ, работать с документом

Личностные:

1. осознавать мотивацию учения, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции,

2. оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

VII. Применение нового знания.

Сегодня мы с вами дополним наши характеристики, исходя из изученных тем.

План характеристики

  1. Раса
  2. Народность
  3. Память ( моторная, эмоциональная, образная, словесно-логическая)
  4. Темперамент
  5. Характер.

Для более полной характеристики мы с вами используем результаты нашего психологического теста.

0-3 балла- слабый контроль; вы не меняете своего поведения в зависимости от ситуации, вы искренни, но многие считают вас излишне прямолинейным и поэтому неудобным в компании.

4-6 баллов- средний контроль; вы искренни, но сдержаны. Иногда это расценивают как невнимательность к окружающим.

7-10 баллов- высокий контроль; вы легко входите в любую роль и можете производить впечатление на других людей.

Определяют, что в плане не хватает пункта эмоции.

Познавательные: умение находить в источнике главное, анализировать и делать выводы

Коммуникативные: правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении сотрудничества партнера и самого себя; выяснить, благодаря чему происходит формирование характера человека; каким образом возможно изменить характер человека;

Регулятивные:  умение работать в группе, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Личностные: получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности

VIII . Рефлексия

Определите, какие эмоции вы испытывали на нашем уроке?

А в завершении урока расскажу вам одну историю: женщине приснился сон, в котором она обратилась с просьбой к Богу. У Бога ведь можно просить всё, и она попросила здоровья, счастья, успеха, любви и много-много денег. Бог доброжелательно улыбнулся и дал женщине маленькую коробочку.

– И это всё? – воскликнула удивлённая и разочарованная женщина. - Да, это всё, - ответил Бог и добавил: - Разве ты не знала, что я раздаю только семена?

Я желаю, чтобы семена, которые достались вам, проросли и превратились в такие характеры, которыми потом мы все будем гордиться!

Выполнение задания.

Коммуникативные: правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении сотрудничества партнера и самого себя; выяснить, благодаря чему происходит формирование характера человека; каким образом возможно изменить характер человека;

Личностные: получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности

IX. Домашнее задание.

 § 8.

Ответьте на вопрос: «Какие игрушки у вас были любимыми в детстве?» При затруднении с ответом обратитесь к родителям.

Записывают задание.

Личностные: осознавать мотивацию учения, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции, оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Задание №1 Представьте, что вы громко разговаривали в маршрутке и женщина, сидевшая рядом, сделала вам очень резкое замечание. Какой, скорее всего, будет ваша реакция? Выберите и подчеркните один ответ из предложенных или напишите свой. а) вы извинитесь; б) вы станете разговаривать тише; в) вы станете разговаривать громче; г) вы ей возразите; д) вы отшутитесь; е) вы очень расстроитесь; ж) другая реакция

Слайд 3

Тема урока: Воспитываем характер

Слайд 4

Темперамент Меланхолик Флегматик Сангвиник Холерик

Слайд 6

Определите характер героев Планета представитель № 1 Король № 2 Честолюбец № 3 Пьяница № 4 Бизнесмен № 5 Фонарщик № 6 Географ

Слайд 7

Результаты теста 0-3 балла- слабый контроль; вы не меняете своего поведения в зависимости от ситуации, вы искренни, но многие считают вас излишне прямолинейным и поэтому неудобным в кампании. 4-6 баллов- средний контроль; вы искренни, но сдержаны. Иногда это расценивают как невнимательность к окружающим. 7-10 баллов- высокий контроль; вы легко входите в любую роль и можете производить впечатление на других людей .

Слайд 8

Домашнее задание Д/З § 8. Ответьте на вопрос: «Какие игрушки у вас были любимыми в детстве?» При затруднении с ответом обратитесь к родителям.