Родителям на заметку
Родителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Закаливание . С чего начать? | 122.8 КБ |
Памятка родителям по закаливанию. | 761 КБ |
Фитбол гимнастика. | 168.84 КБ |
Внимание!!! Плоскостопие!!! | 52 КБ |
Домашнее задание по физкультуре. | 27.5 КБ |
Роль подвижных игр в жизни ребенка. | 21.54 КБ |
Гимнастика вдвоем или в ногу с мамой. | 348.73 КБ |
Подвижные игры в ползунках. | 27.68 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Закаливание - первый шаг на пути к здоровью»
Всем известно, что закаливание полезно для здоровья. И проводить подобные процедуры можно начинать с самых первых дней пребывания малыша дома. Это не только снизит риск развития простудных заболеваний у ребенка, но и доставит удовольствие ему и маме.
Прежде чем преступить к процессу закаливания малыша следует учесть, что данные мероприятия должны войти в жизнь маленького человека прочно и органично, в противном случае Вы никогда не увидите результата, скорее наоборот — рискуете подорвать здоровье новорожденного.
Правила закаливания
Чтобы закаливание организма малыша имело положительный результат необходимо придерживаться определенных правил:
Регулярность
Если обтирания делать через день или вовсе раз в неделю ничего хорошего из этого не выйдет, просто одним прекрасным (или не очень) утром малыш может проснуться с заложенным носом. Поэтому выбирать необходимо те процедуры, которые вы с удовольствием будете выполнять вместе с ребенком, введя их в свой ежедневный распорядок.
Постепенность и индивидуальный подход
Решив однажды заняться закаливанием малыша не надо бросаться с места в карьер. Подберите одну-две процедуры на первое время. Исходите из того, к чему малыш уже привык. Например, если обычно дома температура воздуха 25° C, то проведение воздушных ванн при 22° C будет нецелесообразно, какой бы комфортной такая температура не считалась. Начните в непроветренном помещении и постепенно снижайте температуру для воздушных ванн.
Если у ребенка есть какие-то заболевания — это не повод отказываться от закаливающих процедур, скорее наоборот. Но в этом случае особенно важен индивидуальный подход. Посоветуйтесь с педиатром, он поможет подобрать именно те процедуры, которые подходят ребенку.
Даже если хронических заболеваний нет — следите за состоянием ребенка. Например, полные обливания возбуждают нервную систему, поэтому если малыш гиперактивный или легковозбудимый приступать к процедуре следует с особой осторожностью.
Закалять следует начинать здорового ребенка
На момент первых процедур малыш должен быть абсолютно здоров. Со времени последней болезни должно пройти не менее двух недель, чтобы организм мог восстановиться полностью. Если у ребенка есть какое-то хроническое заболевание — не должно быть рецидивов.
Не следует начинать закалять малыша, если режутся зубки — это и так стресс для организма. После прививок так же следует выждать минимум неделю.
Следует ограничить или вовсе прекратить закаливающие процедуры в случае болезни
Поскольку речь идет о совсем крохе, то в случае болезни сопровождающейся повышением температуры и общей слабостью малыша, закаливающие процедуры лучше прекратить или значительно смягчить. Например, вместо полного обтирания обтереть только ручки и ножки, вместо умывания холодной водой — обтереть ею личико.
Не стоит так же делать гимнастику с грудничком, если ему это не нравится или он слишком ослаблен болезнью. Лучше начать закаливающие мероприятия сначала, чем усугубить состояние ребенка.
Закаливание должно стать частью здорового образа жизни
Наряду с закаливающими процедурами ребенок должен получать физические нагрузки, достаточное и полноценное питание, продолжительный и здоровый сон. Закаливание предполагает выработку нормальных защитных реакций организма на небольшой, но стресс. Если организм ослаблен ему просто негде взять достаточно энергии на адекватную реакцию на раздражители.
Порядок закаливания ребенка до года
Как уже говорилось — один из основных принципов закаливания — это постепенность. Малышу пока и так сложно адаптироваться в новой для него среде и создавать стрессовые для организма условия лучше последовательно.
Воздух — первое средство для закаливания
Когда я только начала читать о вопросах закаливания у меня почему-то оно ассоциировалось в первую очередь с водой. Но именно воздух — первое средство, которое можно применить для закаливания малыша с первых дней жизни.
Прогулки на свежем воздухе
В теме о первых прогулках с малышом я писала, что привыкать к ним ребенок должен постепенно. По сути, прогулки на свежем воздухе — это первая закаливающая процедура, которой не пренебрегает ни один родитель. Как видите — закаливание это не обременительно и может стать частью ежедневного ритуала.
Частые проветривания
Еще одна закаливающая процедура тесно связана с поддержанием оптимального микроклимата в детской — это проветривание. Его необходимо осуществлять в холодный период 4-5 раз в сутки. Можно провести обычное проветривание, приоткрыв окно пока Вы находитесь с малышом на прогулке или сквозное в течение 10-15 минут, пока ребенок находится в другой комнате. В зимний и осенний период после проветривания температура воздуха в детской снижается на 1-2° C, что уже производит закаливающий эффект.
В летнее время можно сначала оставлять малыша с открытой форточкой в комнате. Позже оставлять проветривание на весь день, затем на часть ночи и наконец, на ночь.
Воздушные ванны
Третья приятная процедура, способствующая укреплению организма грудничка — это воздушные ванны. Начинать принимать их можно с самого раннего возраста — 7-10 дней.
Начните с продолжительности в 1-2 минуты. Это совсем немного, поэтому такие воздушные ванны можно проводить непосредственно в процессе переодевания ребенка. Просто не спешите надеть на него кофточку, пусть кожа немного «подышит».
С 3 недель продолжительность воздушных ванн можно увеличить до 4-5 минут в день, после месячного возраста — постепенно довести время пребывания малыша раздетым до 10 минут дважды в день, с полугода — до 15 минут.
Температура воздуха в комнате при проведении воздушных ванн должна быть комфортной для грудничка — 20-22° C, постепенно ее так же можно снижать до 18-20° C. Главное не допустить переохлаждения малыша. Следите за температурой кожных покровов.
Можно совмещать воздушные ванны с проведением поглаживающего массажа и гимнастическими упражнениями, гимнастика помогает малышу согреться.
Так же можно совместить воздушную ванную и кормление малыша, особенно если Вы переживаете, что он замерзнет. Сосание требует от ребенка усилий, кроме того он согревается у материнской груди.
Водные процедуры
К известному многим способу закаливания водой можно приступать с 1го месяца жизни ребенка. Начать стоит с умывания. Сначала температура воды для утреннего туалета должна быть 28-26° C, затем она постепенно снижается до 20° C.
Обтирания
Еще одна простая и полезная процедура — это обтирания. Чтобы малыш привык к новым ощущениям первые обтирания можно проводить сухой мягкой тканью. Как только процедура станет привычной, можно перейти непосредственно к обтираниям водой. Сначала используется вода температурой 35-34° C привыкание проходит постепенно следующим образом:
- сначала обтирают ручки и ножки ребенка на протяжении 3-4 дней;
- неделю обтирается только верхняя часть тела ребенка;
- начиная со второй недели, переходят к полным обтираниям;
- через 3-5 дней можно начинать снижать температуру воды на 0,5-1° C в день до 26-23° C.
После обтирание промокните кожу малыша, но не растирайте ее, оденьте ребенка в привычную одежду.
Игра «пятнышко» для грудничков
Контрастный душ и обливания для ребенка до года использовать нельзя. Но закаливание можно проводить и во время купания. С возраста 1-2 месяцев можно использовать игру «холодное пятнышко». Такое упражнение особенно полезно в сочетании с водной гимнастикой и плаванием.
В конце купания откройте холодную воду (но не ледяную), температура «пятнышка» сначала должна быть на 2-3 градуса ниже, чем в ванне, позже — на 5-6 градусов. Поместите ребенка в «пятнышко», но не под струю воды. В течение нескольких секунд поворачивайте ребенка к холодной воде то спинкой то грудью, затем переместите его в теплую часть ванны.
Аналогичным образом можно использовать воду на 5-6 градусов больше и помещать малыша в теплое «пятнышко».
Закаливание стоп
С 2-3 месяцев можно начать закаливать стопы малыша. Для этого используйте махровое полотенце, смоченное подсоленной водой. На литр воды добавьте столовую ложку соли (лучше морской) и, придерживая ребенка, дайте ему «постоять» и «попрыгать» на полотенце 1-2 секунды.
Сначала используется вода 25-26° C, затем ее температура постепенно снижается на 1° C в день. Через 2 месяца занятий полотенце перед процедурой уже можно поместить в холодильник до охлаждения, а время упражнения увеличить до 5-6 секунд.
Обливание ног
С 9-12 месяцев можно приступить к еще одной процедуре — обливанию ног. Начните обливать ножки ребенка сначала теплой водой 30-28° C, снижая температуру на 1° C в день до 20° C.
Можно проводить контрастное обливание ног. Начните с температуры 36° C для теплых обливаний и 24-25° C для холодных. Каждый день изменяйте температуру холодной воды на 1 ° C, пока не снизите ее до 18-20° C.
Для процедуры можно использовать два таза с теплой и холодной водой, в которые поочередно вы будете опускать ножки ребенка. Когда малыш привыкнет, увеличьте время пребывания ребенка в теплой воде до 10 секунд, а в холодной — до 5.
Процедура контрастного обливания ножек особенно полезна детям, склонным к аллергиям и частым простудам.
Полное обливание
К полным обливаниям малыша можно переходить, когда он уже освоился с процедурой обливания ножек. В первые дни обливание следует проводить водой с температурой 35-36° C, постепенно снижая температуру воды до 28° C для детей до года, и до 25-23° C после года.
Воду на голову в этом случае лить не надо, воспользуйтесь кувшином или ковшиком, облейте сначала ножки ребенка, затем ягодицы, живот и плечи. Такую процедуру лучше всего проводить утром после гимнастики.
Свето-воздушные ванны
В летний период можно проводить закаливание не только воздухом, но и светом. Для процедуры лучше подобрать спокойное место с кружевной тенью, например парк. Помните, что до года малышу не стоит находиться под прямыми солнечными лучами.
Оптимальная температура воздуха для закаливающих процедур 22-24° C. Подходящее время — до 10-11 часов утра и после 16-17 вечера. Сначала обнажите на прогулке ножки малыша на несколько минут, на следующий день — снимите с ребенка и кофточку, на третий день можно позволить полежать малышу полностью раздетым несколько минут. Постепенно время солнечно-воздушных ванн увеличивайте до 7-10 минут, к полутора годам время подобной процедуры уже может составлять 30-60 минут.
После года, если малыш хорошо переносит пребывание в тени можно погулять полминуты на солнце. Постепенно время пребывания на солнце можно увеличить до 5 минут. На малыше всегда должен быть головной убор, а у мамы вода, чтобы напоить ребенка в случае перегрева.
Главное помните — любые процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Если он капризничает и ему некомфортно стоит пересмотреть свой подход к закаливанию и подобрать другие методы.
Предварительный просмотр:
Закаливание — это целый спектр мероприятий, который включает в себя воздушные и солнечные ванны, ножные ванны, обтирание, купания в открытых водоемах, контрастные процедуры, и даже хождение босиком.
Закаливание оказывает оздоровляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ, увеличивает жизненную емкость легких, мышечную силу, нормализует артериальное давление и другое.
ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ:
- Закаливание воздухом
- Водные процедуры (обтирание, обливание, душ, купание в естественных водоемах, бассейнах, морской воде)
- Солнечные ванны
- Обтирание снегом
- Хождение босиком
- Моржевание
- Баня, сауна с купанием в холодной воде
По каким признакам определить, эффективно ли закаливание?
Настроение - жизнерадостное, спокойное, ребенок нормально реагирует на окружающее.
Самочувствие - бодрое, ребенок всегда готов к действию, активно участвует во всех играх и занятиях.
Утомляемость - нормальная, наблюдается умеренная усталость.
Аппетит - хороший, активно ест все предлагаемые блюда, во время еды не отвлекается.
Сон - спокойный, глубокий, засыпает быстро (через 5-10 минут), во время сна отмечается расслабление мышц, ребенок не пробуждается от звука, света.
Закаливающие процедуры принесут пользу, если соблюдать следующие правила:
- предварительно посоветуйтесь с участковым педиатром, который знает Вашего ребенка и может дать рекомендации при выборе методов закаливания с учетом состояния его здоровья;
- постепенно увеличивайте силу закаливающего фактора (воздуха, воды, солнца);
- закаливание проводите систематически, поскольку даже при небольших перерывах (10 дней) полностью исчезает достигнутый эффект;
- добивайтесь положительного эмоционального отношения ребенка к закаливающим процедурам.
Закаливание - это образ жизни: Ваш и Вашего ребенка! Если Вы хотите, чтобы ваш маленький человечек был сильным и здоровым, полным энергии и чтобы ему легко все удавалось - ведите здоровый образ жизни и закаляйтесь!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей № 16 «Колокольчик»
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ЗАКАЛИВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Составила:
инструктор по физической культуре Цуприкова А.Ш.
г.Зеленогорск
2023 год
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Фитбол - гимнастика в домашних условиях»
Первые занятия можно начинать уже с 2-х недельного возраста. Вы и малыш уже адаптировались дома, у вас потихоньку наладился режим кормления, сна и бодрствования, зажила пупочная ранка. Занятия следует проводить не ранее чем через 40 минут – 1 час после кормления.
Первое занятие должно быть непродолжительно. Сначала вы сами должны привыкнуть к мячу. Сядьте на стул или на диван, поставьте мяч перед собой. Накройте его пеленкой и осторожно положите малыша на животик по центру мяча. Раздевать его при этом сначала не обязательно, но по опыту скажу, что одетый малыш держится на мяче менее устойчиво.
Во время занятий на мяче нельзя удерживать или тянуть детишек за ладошки (кисти) или стопы. Голеностопные и лучезапястные суставы ещё не готовы к работе с весом малыша – велик риск травматизма.
Упражнение «Туда-сюда на животе»
Упражнение отлично тренирует вестибулярный аппарат. Во время него малыш лежит на мяче животиком вниз, мама или папа кладут руку ему на спинку, удерживая кроху и покачивая его на фитболе вперед-назад, вправо и влево. Потом по кругу. Это упражнение помогает справиться с газиками. Повторяйте, пока вам или малышу не надоест.
Упражнение «Туда-сюда на спине»
Переверните малыша и положите его на спинку. Вы сразу увидите, как он напрягает пресс и пытается встать. Тоже покачайте в разные стороны, расслабляя мышцы спины. Это необходимо для расслабления и профилактики микросмещений позвоночника.
Упражнение «Пружинка»
Его принцип состоит в том, что ребёнок должен лежать животом вниз на мяче. Пружинящие движения вниз/вверх (короткие, мягкие, толчкообразные надавливания ладонями на попку и спинку крохи). Здесь понадобится правильный захват ножек – такие захваты вилочкой применяются в динамической гимнастике.
Лодыжку зажимаете между указательным и средним пальцем, а большой палец замыкает кольцо вокруг ножки ребенка. Если описание захвата кажется слишком сложным, просто возьмите кроху за лодыжки, и ждите, когда он распрямит ножки, отталкиваясь от ваших ладоней. Получаются прыжки-пружинки. Пружинку можно делать и на спине, тогда полугодовалый малыш обычно стремится подняться. И в результате работают нужные мышцы.
Описанные выше упражнения – базовые. Они несложные упражнения и рекомендуются нашей массажисткой. Если Вы готовы к следующему этапу – для Вас следующий блок упражнений с фитболом. Но помните, что описанные ниже упражнения требуют изрядной сноровки и терпения в освоении. Не заставляйте малыша, если он не в настроении или не имеет потребности становиться профессиональным гимнастом!
Упражнение «Тачка»
Для сидячих и ходячих младенцев есть упражнение посложнее – «Тачка» – животом вниз. Ребёнок упирается руками в мячик, а вы поднимаете ноги, как будто у вас в руках «тачка». Иногда бывает трудно удержать равновесие.
Упражнений с мячом «Самолётик»
Сложное упражнение, требующее терпения от малыша и мамы в освоении движения. Положение на мяче – на боку (поочерёдно). Мама (или папа) удерживает ребёнка за правую голень и правое предплечье. Левым боком кроха лежит на мяче. Совершаем несколько раз прокаты вправо/влево. Затем меняем положение.
Упражнение «Складочка»
Во время его выполнения положение тела – животиком на мяче, малыш ладошками «обнимает» мяч. Удерживайте малыша каждой рукой за голень. Прокат мяча назад – подтягиваем к себе малыша, сгибая ножки в коленях. Прокат мяча вперёд – разгибаем ножки. Необходимо повторить несколько раз.
Упражнение «Солдатик»
Исходное положение – стопы ребёнка на полу, ладошками держится за мяч. Мама внимательно контролирует (можно поначалу поддерживать), как малыш пробует самостоятельно постоять несколько секунд с опорой на мяч. Приступать к данному упражнению мы рекомендуем ближе к 8-9-му месяцу.
Упражнение «Всадник»
Положение – спинка крохи на мяче. Поднимаем малыша, удерживая за предплечья, в положение сидя. Надо удержаться в этом положении несколько секунд, балансируя на мяче. Затем укладываем нашего «гимнаста» снова спинкой на мяч.
Упражнение «Хватайка»
Когда малыш научится захватывать игрушку, на полу можно раскидать несколько мелких игрушек. Вы увидите, как он начнет отрывать сначала одну ручку, а затем сразу две от мяча, стараясь взять игрушку. Ваше занятие превратится в веселую игру.
Не бойтесь экспериментировать в стенах дома, искренне радуйтесь любым успехам вашего малыша!
Используйте фитбол как игрушку – его можно кидать друг в друга, катать его по земле или по полу. Обычно хохот не прекращается, и ваш малыш будет заряжен радостью и положительными эмоциями.
Помимо этого, вы самостоятельно и без особого труда подтянете его физическую форму, разовьете определенные мышцы. Ваш малыш станет активней, крепче, перестанет бояться изменений положения своего тела, улучшится аппетит, сон, он получит большой положительный эмоциональный заряд.
Предварительный просмотр:
ВНИМАНИЕ!!! ПЛОСКОСТОПИЕ!!!!!!!
Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода (у детей обычно деформируется продольный свод, из-за чего подошва становится плоской и всей своей поверхностью касается пола).
Точно определить, есть у ребенка плоскостопие или нет, можно только когда малышу исполниться пять (или даже шесть) лет. Почему? Во-первых, детей до определенного возраста костный аппарат стопы еще не окреп, частично представляет собой хрящевую структуру, связки и мышцы слабы, подвержены растяжению. Во-вторых, подошвы кажутся плоскими, так как выемка свода стопы заполнена жировой мягкой «подушечкой», маскирующей костную основу. При нормальном развитии опорно-двигательного аппарата к пяти-шести годам свод стопы приобретает необходимую для правильного функционирования форму. Однако в некоторых случаях происходит отклонение в развитии, из-за которого появляется плоскостопие.
Факторы, влияющие на развитие плоскостопия:
- наследственность (если у кого-то из родных есть/было это заболевание, нужно быть особенно осторожным: ребенка следует регулярно показывать врачу-ортопеду);
- ношение «неправильной» обуви (на плоской подошве совсем без каблука, слишком узкой или широкой);
- чрезмерные нагрузки на ноги (например, при поднятии тяжестей или при повышенной массе тела);
- чрезмерная гибкость (гипермобильность) суставов;
- рахит;
- паралич мышц стопы и голени (из-за перенесенного полиомиелита или ДЦП);
- травмы стоп.
Чем опасно плоскостопие?
Порой, родители не осознают серьезность этого заболевания, так как со стороны оно поначалу не заметно и, на первый взгляд, не оказывает значительного негативного влияния на ребенка. Однако это заблуждение может привести к печальным последствиям. Плоскостопие нарушает «рессорные» функции стопы, почти пропадает амортизация, и при ходьбе вся «отдача» (встряска) достается голени и тазобедренному суставу, что может привести к артрозам. Поэтому плоскостопие обязательно нужно профилактировать и лечить.
Для терапии детей, страдающих плоскостопием, применяются щадящие методы лечения. Предпочтительны физиотерапевтическое лечение, лечебная физкультура, мануальная терапия и особый массаж. Медикаменты назначаются в крайнем случае, т.к. вызывают множество побочных эффектов и не убирают причину заболевания, а наоборот, могут его усугубить. Методами первого выбора для лечения детского плоскостопия являются мягкотканые техники мануальной терапии и массажа. Используются особые методики, направленные на укрепление мышц, которые подтягивают свод стопы, и улучшают ее кровоснабжение, также оказывается мягкое воздействие на суставы и связочный аппарат, проводится корректировка возникшей деформации стопы и голеностопа.
Из-за того, что плоскостопие провоцирует «встряску» костей, суставов ног и нижних отделов позвоночника, при лечении целесообразно обратить внимание на состояние опорно-двигательного аппарата и позвоночника. Нередко плоскостопие провоцирует появление сколиоза (искривления позвоночника). При обнаружении других патологий опорно-двигательного аппарата врач назначает курс лечебного массажа, особую гимнастику, а в ряде случаев требуется курс мануальной терапии. С ее помощью врач напрямую воздействует на страдающий от отсутствия амортизации позвоночник, снимая напряжение в нем и ликвидируя асимметрию крестца, которая иногда возникает при плоскостопии и может стать причиной искривления позвоночника.
Ребенку, страдающему плоскостопием, ортопед обязательно назначает для ношения специальную обувь: подходящую по размеру, сделанную из натуральных материалов, с жестким задником и хорошей фиксацией на ноге, с небольшим каблучком. Стельки-супинаторы также подбираются индивидуально, с учетом формы стопы.
Родители должны помнить, что плоскостопие – это недуг, который при отсутствии адекватной терапии, приводит к серьезным осложнениям и сильной деформации костей стопы, а также болезням опорно-двигательного аппарата. Своевременное лечение и профилактика вернет ребенку здоровье и уверенность в своей привлекательности!
Предварительный просмотр:
Домашнее задание по физической культуре
Логическим продолжением работы на занятии являются домашние задания, которые помогут повысить объем двигательной активности детей, улучшить их физическую подготовленность, укрепить здоровье, внедрить физкультуру в быт. Общее время выполнения домашнего задания не должно превышать 15-20 минут. Чаще всего в домашние задания включаются следующие упражнения:
1. Ходьба на месте с правильной осанкой, высоким подниманием бедер и движением рук (у зеркала).
2. Прыжки на месте (высота 20-30 см) с мягким приземлением.
3. Сохранение равновесия согнутой и выпрямленной ноги.
4. Упражнения из и.п.: лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах и разведены в стороны, кисти – одна на другой под подбородком, ступни вместе. Поднимание головы и рук назад или в стороны; поднимание головы и рук, согнутых в локтевых суставах (локти назад, лопатки соединены); поднимание головы и туловища, руки на поясе.
5. Упражнения из и.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища:
поднимание головы с одновременным сгибанием ступней; попеременное поднимание ног (под разными углами), движения велосипедиста; поднимание туловища с опорой руками о пол, то же – руки на пояс.
6. Упражнения на расслабление рук и поочередно ног, выполняемые из и.п.: стоя.
7. Упражнение из и.п.: стоя, руки в стороны: пяткой правой ноги прикоснуться к левому колену, зафиксировать это положение, сохраняя равновесие. То же – с закрытыми глазами.
8. Приседания на полной стопе, вытягивание рук вперед. Приседания на носках, руки впереди. То же – руки на поясе.
9. Упражнения для мышц стопы: захват легких предметов (малого мяча, коробка спичек и т.п.) пальцами ног, сгибая стопу в положении сидя.
10. Ходьба по гимнастической скамейке (линиям на полу) с подбрасыванием мяча, ударами его о пол и ловлей.
11. Упражнения с гимнастической палкой: наклон вперед, палку горизонтально вверх, за голову, за лопатки (одним движением занести палку, удерживаемую перед собой двумя руками, за спину).
12. Равновесие на левой (правой) ноге («ласточка»).
13. Прыжки через скакалку на одной и обеих ногах с мягким приземлением на носки.
14. Из стойки на коленях сед на пол сбоку (справа, слева) и возвращение в и.п.
Предварительный просмотр:
«Роль подвижных игр в жизни ребенка»
Огромное значение на развитие ребёнка оказывают подвижные игры.
Подвижная игра является упражнением, посредством, которого ребёнок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребёнка к определённым умственным и физическим усилиям. Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально – волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической культуре подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребёнка. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитие физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Подвижные игры помогают ребенку избавиться от негативных эмоций, повышенной тревожности. Ребенок может раскрепоститься, приобрести новые навыки общения и установления контактов с другими детьми. Он получает возможность попробовать что-то новое и интересное для себя. Во время игры ребенок получает эмоциональную разрядку и учится быть более организованным и спокойным. Это связано с тем, что любые подвижные игры для детей имеют ряд правил и многие из них проводятся с группой детей. Любой ребенок волей-неволей учится выполнять определенные условия и учитывать мнение других детей и взрослых. Играя в игры, даже самого нерешительного ребенка можно научить проявлять инициативу и принимать решения. Сознательное выполнение всех условий игры развивает волю, самообладание, выдержку, а также развивает контроль над своими поступками и поведением. В процессе подвижных игр также развивается память, мышление и воображение. Дети учатся действовать в соответствии со своей ролью, а также анализироваться свои действия и действия своих друзей.
Сегодня мы с Вами закрепим и усовершенствуем наши знания и опыт в данном направлении.
Пожалуйста, отгадайте загадку.
Умею прыгать и катиться,
А если бросят - полечу.
Кругом смеющиеся лица:
Все рады круглому .
Игры с мячом активизируют весь организм ребенка: развивают ориентировку в пространстве, глазомер, координацию, регулируют силу и точность броска, осанку, смекалку, способствуют общей двигательной активности, развивая ловкость, быстроту реакции, моторику рук, которая имеет особое значение для развития функции мозга ребенка, развития речи. Игры с мячом развивают мышечную силу, усиливают работу важнейших органов организма - легких, сердца, улучшают обмен веществ. Они вызывают положительные эмоции. Назовите игры с мячом? (Ответы родителей)
Практика для родителей.
- "Брось мяч" - бросание мяча друг другу и ловля его двумя руками;
- "Прокати под дугой" - прокатывание мяча под дугами, ноги родителей;
- "Быстро по кругу" - передача мяча друг другу с боку, над головой, снизу;
- "Попади в корзину" - бросание мяча в корзину (двумя руками из-за головы, от себя)....
- Назовите правила игры «Съедобное –несъедобное». (Ответы родителей). Проводится игра.
Совет: купите ребенку мяч!
А теперь, проверим, как хорошо вы знаете игры.
Родителям предлагается решить кроссворд.
- Детская игра, в которой водящий говорит: «Один-два-три-четыре-пять, я иду всех искать») Прятки)
- Детская подвижная игра, в которой один из участников с завязанными глазами ловит других. (Жмурки)
- Это подвижная игра состоит из таких элементов, как бег, прыжки, удары по мячу. (Футбол)
- Подвижная игра в которой нужно ловко увернуться от мяча. (Вышибалы)
- Детская игра, в которой играющие прыгают на одной ноге по клеткам (Классики)
- В этой игре используются слова «Один-два-три – Лови!» (Ловишки)
Именно в подвижных играх, у детей начинает формироваться интерес к соревновательной стороне - соревнованию в ловкости, быстроте, смекалке, смелости, организованности.
Нередко случается так, что успокоить ребенка после подвижных игр не удается: «батарейки никак не садятся, и чадо все больше входит в раж. Что с этим делать? Попробуйте переключить ребенка на новый тип игры – ИГРЫ НА РАССЛАБЛЕНИЕ (по Клаусу Фопелю).
«Где ты, мышка?» Произнесите следующий текст: «Представь себе, что у нас в комнате поселилась мышка. Хочешь ее поймать? Но ты ведь знаешь, как мышки боятся людей и шума. Чтобы поймать этого шустрого и пугливого грызуна, нужно научиться ходить на цыпочках. Попробуй это сделать». Ребенок затихает и крадется к воображаемой мышке. Дальше вы говорите: «Теперь представь, что ты подошел (подошла) к мышке очень близко. Она не испугалась тебя, не спряталась в норку. Медленно присядь и протяни в ладошке угощение для своего маленького серого друга — кусочек сыра. Ну, что? Ест она из твоих рук? Если мышка к тебе привыкнет, она сама заберется к тебе в ладошки, и ты сможешь ее погладить. Как ты будешь гладить мышку? А теперь ей пора в норку. Видишь, она вильнула хвостиком, значит, помахала тебе на прощание. Помаши и ты ей. Пока, мышка!»
Как же сделать подвижную игру любимым занятием ребенка?
Для того чтобы подвижная игра стала для вашего ребенка необходимым занятием, Вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:
- приучать ребенка к подвижной игре как можно раньше (с 2-3 лет);
- превращать подвижную игру в праздник бодрости и поднятия духа;
- включать веселую и ритмичную музыку;
- менять игры, если они наскучили ребенку, и придумывать вместе с ним новые;
- если ребенок мало двигается, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим Ваш личный пример;
- позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный спортивный инвентарь: мяч, скакалка, обруч и т. д.
Польза для детей совместных подвижных игр:
Совместные игры помогают развитию доверительных отношений между ребенком и взрослым.
Развивают такие черты характера как: умение работать в команде, находчивость и смекалка, стремление к победе и многие другие.
Повышают самооценку ребенка.
Способствуют гармоничному физическому развитию детского организма, закаляют и укрепляют его.
Польза для взрослых совместных подвижных игр:
Совместные игры помогают лучше понять ребенка, оценить и развивать его способности, узнать о его проблемах и трудностях. Все это в свою очередь помогает вовремя корректировать как физическое, так и психологическое развитие.
Для взрослого человека совместные активные игры с детьми – это хорошая физическая нагрузка, являющаяся залогом здоровья и долголетия.
Активные игры укрепляют дыхательную, сердечно-сосудистую, нервную и другие системы организма.
Совместные подвижные игры – прекрасное средство против стрессов и депрессий.
Уважаемые родители, если вы хотите, что бы детство для вашего ребёнка было незабываемым подарите его своему ребёнку, играйте с ним, будьте для него другом и не бойтесь показаться смешным. Дети очень «чистые» и искренние и потому оценят по достоинству всё, что мы (взрослые), им даём…..
Играйте со своими детьми и будьте счастливы вместе…
Предварительный просмотр:
«Гимнастика вдвоем или в ногу с мамой»
Одной из важнейших задач физического воспитания детей является формирование здорового образа жизни. Одной из составляющих ЗОЖ является развитие основных движений. Это жизненно важные движения, без которых нельзя обойтись ни в одном виде деятельности (бытовой, игровой, учебной, трудовой). К основным движениям относятся ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье.
Дети начинают овладевать всеми видами основных движений с рождения. К году они самостоятельно ходят, на втором и третьем году начинают бегать, прыгать, лазать, бросать и ловить предметы.
Однако особенности костно-мышечного аппарата, нервной системы, психических процессов таковы, что дети в раннем возрасте не могут в полной мере овладеть техникой основных движений, а овладевают ею в общих чертах. Движения их недостаточно координированы, им трудно сохранять равновесие. Учитывая эти особенности, взрослым необходимо постепенно обогащать двигательный опыт детей, способствовать совершенствованию их движений. Уже в раннем возрасте необходимо формировать умения действовать в разных условиях и разными способами. Это даст возможность ребенку двигаться более свободно и самостоятельно.
Развитие двигательных навыков детей
На момент рождения | Двигает ножками и ручками во время бодрствования. |
С 1 месяца | Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать. |
С 2-3 месяцев | Длительно удерживает голову и лежать на животе, опираясь на предплечья. |
С 4 месяцев | Уверенно поднимает голову, лежа на животике. Хватает руками висящие предметы.Переворачивается со спинки на живот.В положении на животе поднимается с опорой на ладони.Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи. |
С 5-6 месяцев | Поворачивается со спины на живот и обратно. Крепко упирается ногами при поддержке взрослого под мышки. Учиться ползать. |
С 7-8 месяцев | Учиться садиться (из лежачего положения) и ложится. Вставать и опускаться, придерживаясь руками за опору. Переступать вдоль барьера. |
С 9 месяцев | Переходит от одного предмета к другому, придерживаясь за них руками. Вползать по скату горки и спускаться с него, подниматься на горку по лестнице, держась за перила. Перелезать через бревно, влезать на ящик. |
С 10-11 месяцев | Свободно ходит, придерживаясь за предметы, ходит при поддержке за обе руки. Приседает на корточки, взбирается на невысокие предметы, встает и опускается, не придерживаясь руками за предметы. |
С 12 месяцев | Ходит самостоятельно. |
1 год 3 месяца | Ходит длительно, не присаживаясь, меняя положение(приседает, наклоняется, поворачивается, пятится). |
1 год 6 месяцев | Перешагивает препятствия приставным шагом |
1 год 9 месяцев | Умеет ходить по ограниченной поверхности (узкой доске шириной 15-20 см.) Приподнятой над полом (15-20 см) |
2 года | Перешагивает через препятствия чередующимся шагом |
2 года 6 месяцев | Перешагивает через палку, приподнятую на высоте 28-30 см. |
3 года | Перешагивает через палку, приподнятую над полом на расстоянии 30-35 см. |
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
С детьми первого года жизни игры проводятся индивидуально, в контексте эмоционально-личностного общения взрослого с ребенком. Содержанием этого общения являются движения. В процессе такого эмоционально-личностного общения большая активность принадлежит взрослому. Взрослый побуждает к движениям, организует и выполняет их совместно с ребенком. Движения ребенка на первых этапах носят не инициативный, а реактивный характер. По мере освоения движений возрастает активность самого ребенка и действия становятся частично совместными, а затем самостоятельными и выполняются по показу или просьбе взрослого.
Длительность игр небольшая — 3—5 мин. Однако всегда надо учитывать настроение ребенка, его желание играть. Проводить игры целесообразно спустя 30—40 мин после приема пищи. Взрослый постепенно вводит ребенка в игру — он улыбается ему, ласково разговаривает, приглашает поиграть, пообщаться. Если ребенок не настроен на эмоциональное общение или увлечен какой-либо игрушкой, лучше провести игру в другое время, чтобы не вызвать отрицательных эмоций.
Учимся держать голову в горизонтальном положении(с 1 —1,5 месяцев)
Задачи. Развивать умение удерживать голову в горизонтальном положении, укреплять мышцы шеи; вызывать положительные эмоции от общения со взрослым.
Содержание игры-упражнения. Взрослый ласково разговаривает с младенцем и выкладывает его на живот. Ручки ребенка осторожно кладет под грудку и слегка поглаживает спинку: «Вот как наш малыш головку поднял, молодец, Алешенька!»
Учимся держать голову в вертикальном положении(с 1 —1,5 месяцев)
Задачи. Развивать умение держать голову в вертикальном положении; укреплять мышцы шеи; вызывать чувство радости от общения со взрослым.
Содержание игры-упражнения. Взрослый улыбается, ласково разговаривает с ребенком, вызывает у него ответную реакцию. Затем берет его на руки, поддерживая одной рукой под ягодицы, а другой под грудь. Держать ребенка надо уверенно, чтобы малыш чувствовал защищенность.
Примечание. Первоначально ребенок держит голову буквально 1 —1,5 с. Затем по мере укрепления мышц шеи ребенка длительность удержания головы увеличивается. К 2—2,5 месяцам ребенок должен уже хорошо держать голову. Упражнение надо проводить несколько раз в день.
Прыг-скок (с 3 месяцев)
Задачи. Развивать упор ног, укреплять мышцы стопы; вызывать чувство радости от игры и общения со взрослым.
Содержание игры. Взрослый берет ребенка под мышки лицом к себе, приподнимая и опуская его так, чтобы ножки ребенка касались твердой поверхности (стол). При этом он говорит:
Прыг-скок — высоко, Прыг-скок — низко,
Прыг-скок — высоко, Прыг-скок — низко.
Играя с ребенком, взрослый улыбается, текст произносит ласково.
Примечание. Игру можно использовать только тогда, когда ребенок научился хорошо держать голову в вертикальном положении.
Учимся самостоятельно переворачиваться(с 3,5—4 месяцев)
Задачи. Учить переворачиваться со спины на живот; готовить к ползанию; укреплять мышцы туловища.
Содержание игры-упражнения. Ребенок лежит на спине. Взрослый ласково разговаривает с ребенком: «Давай, Сашенька, перевернемся на бочок». При этом он поддерживает правой рукой выпрямленные ноги малыша, а левой, держа за согнутую в локте руку, осторожно подтягивает в сторону, побуждая ребенка перевернуться на живот. Затем взрослый предлагает малышу повернуться в другую сторону.
Варианты игры:
- Ребенок лежит на спине. Взрослый вызывает поворот ребенка на живот, придерживая его только за ноги: «Вот как маленький Сашок повернулся на бочок!»
- Ребенок лежит на спине, взрослый показывает ему сбоку игрушку, ласково разговаривает, вызывает у малыша желание взять ее. Ребенок тянется за игрушкой и самостоятельно переворачивается на живот.
Велосипед (с 4 месяцев)
Задачи. Укреплять мышцы ног, готовить к ползанию и ходьбе; вызывать
положительные эмоции от общения со взрослым.
Содержание игры. Ребенок лежит на спине на твердой поверхности. Взрослый ласково разговаривает с ним, привлекает к себе внимание, вызывает положительные эмоции. Затем берет его за стопы ног и сгибает ноги в коленном суставе вместе и попеременно, приговаривая:
Поехали, поехали Приехали, приехали
За грибами, С грибами,
За орехами. С орехами
Игра повторяется 3—4 раза.
Учимся переступать (с 5 месяцев)
Задачи. Укреплять мышцы ног; развивать умение переступать; вызывать чувство радости от движений и общения со взрослым.
Содержание игры-упражнения. Взрослый ласково разговаривает с малышом, привлекает внимание к себе. Бережно берет под мышки, ставит на твердую поверхность, побуждает к переступанию. Поощряет ребенка: «Вот как у Оленьки ножки шагают: топ-топ». Игра повторяется 2 раза.
Поехали-поехали (с 5 месяцев)
Задачи. Развивать чувство равновесия; вызывать положительные эмоции от совместных действий.
Содержание игры. Взрослый держит ребенка на коленях и, медленно произнося слова, слегка приподнимает его:
Поехали, поехали, По кочкам, по кочкам,
Поехали с орехами Бух в яму.
Произнося последние слова, взрослый слегка опускает ребенка вниз, имитируя падение.
Учимся вставать (с 6 месяцев)
Задачи. Развивать умение вставать при помощи взрослого; укреплять мышцы ног, живота, спины; вызывать чувство радости от движения и общения со взрослым.
Содержа н и е игры упражнения. Ребенок лежит на животе. Взрослый улыбается ему и ласково говорит: «Вот как Машенька встанет на ножки!» При этом берет ребенка под локти и подтягивает вверх, побуждая встать сначала на колени, а затем на ноги. Игра повторяется 2—3 раза.
Вариант игры (с 6,5 месяцев). Взрослый побуждает ребенка встать, держа его за кисти рук, выпрямляя их до полного разгибания в локтевых и плечевых суставах. Игра повторяется 2—3 раза.
Учимся вставать, держась за барьер (с 7,5 месяцев)
Задачи. Учить самостоятельно вставать и стоять, держась за барьер; побуждать к самостоятельным действиям.
Содержание игры-упражнения. Взрослый кладет на барьер манежа яркую игрушку. Привлекает внимание ребенка, вызывая желание взять ее. Малыш, держась за перекладины манежа, встает и берет игрушку.
Учимся переступать, держась за барьер (с 8—9 месяцев)
Задачи. Учить переступать вдоль барьера, побуждать к самостоятельным шагам; вызывать положительные эмоции.
Содержание игры-упражнения. Ребенок стоит у барьера манежа. Взрослый находится на некотором расстоянии от него и, показывая яркую игрушку, побуждает подойти к ней: «Иди, Ирочка, возьми зайчика!» Ребенок, держась за барьер манежа, делает несколько шагов и приближается к игрушке. Когда малыш научится уверенно переступать вдоль барьера, взрослый отодвигается от него, чтобы малыш проделал большее расстояние.
Догони собачку (10—12 месяцев)
Задачи. Совершенствовать ползание, ходьбу; учить ориентироваться в пространстве; вызывать положительные эмоции, радость от общения со взрослым; учить действовать по слову; активизировать словарь.
Содержание игры. Взрослый показывает ребенку игрушку-собачку, рассматривает ее вместе с ним, дает погладить; спрашивает малыша, как собачка лает, вызывает активную речь. Затем взрослый предлагает ребенку догнать собачку (делает вид, что собачка убегает). Малыш ползет за собачкой и догоняет ее. Взрослый поощряет ребенка, а затем предлагает ему уползти от собачки.
Примечание. Как только ребенок начнет самостоятельно ходить, ползание заменяется ходьбой.
И сейчас я вам расскажу, как мама может заниматься спортом вместе со своим ребенком. Такие занятия помогают маме получить хорошую физическую нагрузку, не расставаясь со своим чадом. Совместные занятия представляют собой комплекс упражнений на все группы мышц, где ребенок выступает естественным утяжелителем вместо привычных штанг, гантелей. Так как ребенок растет и постепенно прибавляет в весе, то и мама со временем увеличивает нагрузку. Ребенок же, во время выполнения совместных упражнений получает массу положительных эмоций, имеет ценный эмоциональный контакт с мамой, а также тренирует вестибулярный аппарат, зрительный и слуховой анализаторы.
Упражнение с ребенком на руках №1
Фитнес с ребенком на руках можно начать с простого упражнения. Лягте на пол и возьмите малыша. Поднимайте руки над собой вместе с ребенком. Затем опускайте.
Упражнение с ребенком на руках №2
Отжимания от пола полезны для мышц рук и груди. Положите ребенка на пол, поставьте руки по сторонам от него и отжимайтесь. Чтобы крохе было приятней, можете целовать во время «приземления».
Упражнение с ребенком на руках №3
Возьмите кроху на руки, расположив их перед собой. Поднимайте руки и малыша к себе.
Упражнение с ребенком на руках №4
И заключительное упражнение для рук в этом комплексе фитнеса с ребенком. Вытяните полусогнутые руки перед собой, отводите их вправо и влево по очереди. Конечно, не забудьте перед этим взять малыша на руки.
Упражнение с ребенком на руках №5
Укрепить мышцы ног и таза помогут выпады. Возьмите ребенка на руки спиной к себе. Делайте выпады правой и левой ногой поочередно.
Упражнение с ребенком на руках №6
Приседания с ребенком тоже возможны. Возьмите малыша на руки перед собой. Поставьте ноги на нужной ширине, колени разведите в стороны и приседайте. Для лучшей работы мышц верхней части тела, ребенка можно держать на вытянутых или полусогнутых руках.
Упражнение с ребенком на руках №7
А это упражнение с ребенком на руках – настоящие качели для него. Лягте на спину, ноги согните в коленях и приподнимите на 90 градусов. Кроху положите на голени. И поднимайте ноги.
Предварительный просмотр:
«Подвижные игры в ползунках»
Энергия, которая у маленького ребенка бьет ключом, требует своего выхода наружу, поэтому детям младшего дошкольного возраста движение и подвижные игры необходимы. Организуйте досуг вашего малыша на пользу его здоровья в виде игры. Выбирая подвижную игру для ребенка, отслеживайте соответствие игровых действий возрасту ребенка, его знаниям, умениям и навыкам.
Игровые упражнения для детей
Второго-третьего года жизни
На втором и третьем году жизни происходит дальнейшее развитие основных движений. К двум годам дети хорошо ходят, ползают, лазают, поэтому двигательное содержание игр для этого возраста основано именно на перечисленных движениях. Более сложными движениями: бегом, прыжками, метанием — дети овладевают на третьем году жизни. Движения детей становятся более координированными, совершенными, появляется возможность выполнять их в разных условиях и разными способами.
Продолжительность игр ориентировочно может быть от 5—8 мин (второй год жизни) до 10—15 мин (третий год жизни). Количество повторов — 4—5 раз с учетом возраста, уровня здоровья, характера двигательных заданий, настроения ребенка.
Великан (с 1 года 2 месяцев)
Задачи. Способствовать развитию мышц спины; вызывать удовольствие от общения со взрослыми.
Содержание игры. Взрослый берет какой-либо предмет, например мишку, мячик и т. п. Держа его на расстоянии чуть выше вытянутой руки ребенка, предлагает малышу достать игрушку: «Покажи, Вовочка, какой ты большой!» Ребенок поднимается на носочки и дотягивается до предмета: «Вот какой большой Вовочка!»
Прятки (1 год 6 месяцев — 3 года)
Задачи. Учить самостоятельно ориентироваться в пространстве; развивать и поддерживать интерес к общению со взрослыми; совершенствовать ходьбу.
Варианты игры
- Взрослый прячется от ребенка и кричит: «Ау, ау!» Ребенок находит его (для детей 1 года 6 месяцев — 2 лет).
- Взрослый прячется от ребенка и звонит в колокольчик. Ребенок по звонку находит его (для детей 1 года 6 месяцев — 2 лет).
- Ребенок прячется, а взрослый ищет его и поет песенку:
Я по комнате хожу, Ну куда же мне идти?
Машу я не нахожу. Где мне Машеньку найти?
После этих слов ребенок кричит: «Ау, ау!» Взрослый находит его (для детей 2 лет 6 месяцев — 3 лет).
Попади в обруч (1 год 6 месяцев — 3 года)
Задачи. Учить бросать в цель, выдерживать направление броска; вызывать удовольствие от выполненного движения.
Содержание игры. Взрослый размещает обруч на расстоянии 1 —1,5 м в зависимости от возраста и возможностей ребенка. Детямпредлагается бросить мяч в обруч, затем добежать до мяча, взять его и опять бросить.
Заинька (2—3 года)
Задачи. Приучать детей слушать пение, понимать содержание песни и выполнять движения в соответствии с ее текстом; вызывать подражание взрослому.
Содержание игры. Взрослый становится вместе с ребенком в круг, поет песенку и показывает движения:
Заинька, топни ножкой, Вот так, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой! Вот так, топни ножкой!
Заинька, бей в ладоши, Вот так, бей в ладоши,
Серенький, бей в ладоши! Вот так, бей в ладоши!
Заинька, повернись, Вот так, повернись,
Серенький, повернись! Вот так, повернись!
Заинька, попляши, Вот так, попляши,
Серенький, попляши! Вот так, попляши!
Заинька, поклонись, Вот так, поклонись,
Серенький, поклонись! Вот так, поклонись!
У медведя во бору (2—3 года)
Задачи. Совершенствовать бег в одном и разных направлениях; развивать воображение; поощрять самостоятельные действия детей.
Содержание игры. В лесу сидит медведь. Роль медведя вначале может выполнять взрослый. Когда дети хорошо освоят игру, можно на роль медведя выбрать ребенка.
На противоположной стороне леса живут дети. Взрослый говорит: «Пойдемте, дети, в лес гулять, грибы, ягоды собирать». Дети идут в лес, имитируя сбор грибов, ягод. Взрослый читает стихотворение:
У медведя во бору А медведь сидит
Грибы, ягоды беру, И на нас рычит.
Когда взрослый скажет последнюю строчку, медведь с рычанием выбегает из берлоги, а дети убегают домой.
Мой веселый, звонкий мяч (2 года 6 месяцев — 3 года)
Задачи. Учить детей прыгать на двух ногах; учить внимательно, слушать текст, действовать по сигналу; вызывать чувство радости от активных действий.
Содержание игры. Взрослый читает стихи:
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
(С. Маршак)
Дети, имитируют движения мяча, прыгают на месте. На слова «Не угнаться за тобой!» дети бегут от взрослого, который догоняет их. Дети, не умеющие прыгать, делают «пружинку»
Нередко случается так, что успокоить ребенка после подвижных игр не удается: «батарейки никак не садятся, и чадо все больше входит в раж. Что с этим делать? Попробуйте переключить ребенка на новый тип игры – ИГРЫ НА РАССЛАБЛЕНИЕ (по Клаусу Фопелю).
«Где ты, мышка?» Произнесите следующий текст: «Представьте себе, что у нас в комнате поселилась мышка. Хочешь ее поймать? Но ты ведь знаешь, как мышки боятся людей и шума. Чтобы поймать этого шустрого и пугливого грызуна, нужно научиться ходить на цыпочках. Попробуй это сделать». Ребенок затихает и крадется к воображаемой мышке. Дальше вы говорите: «Теперь представь, что ты подошел (подошла) к мышке очень близко. Она не испугалась тебя, не спряталась в норку. Медленно присядь и протяни в ладошке угощение для своего маленького серого друга — кусочек сыра. Ну, что? Ест она из твоих рук? Если мышка к тебе привыкнет, она сама заберется к тебе в ладошки, и ты сможешь ее погладить. Как ты будешь гладить мышку? А теперь ей пора в норку. Видишь, она вильнула хвостиком, значит, помахала тебе на прощание. Помаши и ты ей. Пока, мышка!»
Приложение 1
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО, ВТОРОГО-ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ |
Догони собачку (10—12 месяцев) Задачи. Совершенствовать ползание, ходьбу; учить ориентироваться в пространстве; вызывать положительные эмоции, радость от общения со взрослым; учить действовать по слову; активизировать словарь. Содержание игры. Взрослый показывает ребенку игрушку-собачку, рассматривает ее вместе с ним, дает погладить; спрашивает малыша, как собачка лает, вызывает активную речь. Затем взрослый предлагает ребенку догнать собачку (делает вид, что собачка убегает). Малыш ползет за собачкой и догоняет ее. Взрослый поощряет ребенка, а затем предлагает ему уползти от собачки. |
Зашагали ножки по дорожке (с 1 года 2 месяцев) Задачи. Упражнять детей в самостоятельной ходьбе; учить ходить в одном направлении; вызывать удовольствие от общения со взрослыми; вселять уверенность в свои возможности. |
Пролезь в обруч (с 1 года 2 месяцев) |
Великан (с 1 года 2 месяцев) Задачи. Способствовать развитию мышц спины; вызывать удовольствие от общения со взрослыми. Содержание игры. Взрослый берет какой-либо предмет, например мишку, мячик и т. п. Держа его на расстоянии чуть выше вытянутой руки ребенка, предлагает малышу достать игрушку: «Покажи, Вовочка, какой ты большой!» Ребенок поднимается на носочки и дотягивается до предмета: «Вот какой большой Вовочка!» |
Передай мяч (1 год 6 месяцев — 2 года) |
Поезд (1 год 6 месяцев — 3 года) |
Медведь и дети (1 год 6 месяцев — 2 года) |
Птички в гнездышках (2—3 года) |
Прятки (1 год 6 месяцев — 3 года) Задачи. Учить самостоятельно ориентироваться в пространстве; развивать и поддерживать интерес к общению со взрослыми; совершенствовать ходьбу.
Я по комнате хожу, Ну куда же мне идти? |
Мой веселый, звонкий мяч (2 года 6 месяцев — 3 года) Задачи. Учить детей прыгать на двух ногах; учить внимательно, слушать текст, действовать по сигналу; вызывать чувство радости от активных действий. Содержание игры. Взрослый читает стихи: Дети, имитируют движения мяча, прыгают на месте. На слова «Не угнаться за тобой!» дети бегут от взрослого, который догоняет их. Дети, не умеющие прыгать, делают «пружинку» |
У медведя во бору (2—3 года) Задачи. Совершенствовать бег в одном и разных направлениях; развивать воображение; поощрять самостоятельные действия детей. Содержание игры. В лесу сидит медведь. Роль медведя вначале может выполнять взрослый. Когда дети хорошо освоят игру, можно на роль медведя выбрать ребенка. На противоположной стороне леса живут дети. Взрослый говорит: «Пойдемте, дети, в лес гулять, грибы, ягоды собирать». Дети идут в лес, имитируя сбор грибов, ягод. Взрослый читает стихотворение: Когда взрослый скажет последнюю строчку, медведь с рычанием выбегает из берлоги, а дети убегают домой. |