кружок
"Разноцветные ладошки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_raznotsvetnye_ladoshki_2_chast-2.docx | 56.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятия проводятся во второй половине дня в форме игры-занятия педагога с детьми.
Время проведения 10 минут.
Характеризуя режим организации занятий, необходимо указать:
Продолжительность занятий соответствует санитарным нормам и правилам
10. Ожидаемые результаты и способы их проверки:
В результате обучения по данной программе дети:
имеют сформированный интерес к рисованию разными материалами и способами;
ритмично наносят пятна, штрихи;
знают и называют цвета и умеют правильно подбирать их;
передают различие предметов по величине;
знание с нетрадиционной техникой рисования;
проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
11. Формы проведения итогов реализации программы
- Проведение выставок детских работ.
- Составление альбома работ воспитанников.
- Участие в конкурсах и выставках.
- Изготовление подарков к празднику.
Используются разнообразные формы работы с родителями:
- консультации;
- индивидуальные консультации;
- беседы;
- родительские собрания.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
При проведении занятий предполагается использование следующих форм организации деятельности: - фронтальная (занятия по подгруппам до 20 человек в зависимости от уровня подготовки воспитанников, при этом состав может меняться в зависимости от объективных и субъективных причин); - индивидуальная.
При проведении занятий педагогом используются следующие методы: - наглядный метод (наблюдение, использование игрушек, картин, иллюстраций, показ игровых действий); - словесный метод, который является основным способом познания для ребенка этого возраста – рассказы, беседы, вопросы ребёнка и ответы на его вопросы, а также вопросы педагога к нему; - практический метод или игровой, с помощью которого дети осуществляют практические действия с предметами. Именно игра позволяет создать необходимую мотивацию к совершению действий. В данной ситуации дидактическая игра выступает в роли основного средства обучения на кружке. В работе с детьми используется приём опредмечивания изображения того или иного предмета при помощи элементов: мозаики разной величины, формы, цвета. При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера – приём соотнесения по величине (наложению и приложению). При знакомстве детей с геометрическими фигурами – приём обследования формы – обведение пальцем контура фигуры.
Проведение занятий предполагает использование следующего дидактического материала: - Дидактические игры: «Подбери по цвету», «Разноцветные окошки», «Разноцветные формы», «Воздушные шарики», «Геометрические формы», «Мозаика», «Большие и маленькие», «Развивающее лото», «найди предмет такой же формы» и т.д. - Картотеки: «Геометрические фигуры», «Цвета». - Игрушки уголка сенсорики: кубики, мячи, матрешки из 3-5 шт., пирамидки большие и маленькие, наборы овощей и фруктов, кубы-вкладыши, шнуровки и т.д. - раздаточный материал (по количеству человек в подгруппе): игровые поля, геометрические фигуры из картона (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник различных размеров и цветов), баночки, гуашь, кисти, бумага, шнурки, бусинки. - Игрушка Деда Мороза, игрушки и предметы игровой комнаты различных цветов и их оттенков. -Свежие фрукты и овощи: мандарины, лимоны, соленые огурцы. -Конспекты занятий. Техническое оснащение занятий. Для проведения занятий имеется следующее оборудование: - DVD плеер, - телевизор. |
Учебно-тематический план
№ | Месяц | Наименование образовательных модулей, тем, разделов | Кол-во занятий | Общее кол-во часов | Кол-во часов теория | Кол-во часов практики |
1 | Октябрь |
| 1 1 1 1 | 20 | 2 мин 2 мин 2 мин 2 мин | 8 мин 8 мин 8 мин 8 мин |
2 | Ноябрь |
4.Оттиск пробки, печатками из картофеля «Дары осени» | 1 1 1 1 | 2 мин 2 мин 2 мин 2 мин | 8 мин 8 мин 8 мин 8 мин | |
3 | Декабрь |
| 1 1 1 1 | 2 мин 2 мин 2 мин 2 мин | 8 мин 8 мин 8 мин 8 мин | |
4 | Январь |
| 1 1 1 1 | 2 мин 2 мин 2 мин 2 мин | 8 мин 8 мин 8 мин 8 мин | |
5 | Февраль |
| 1 1 1 1 | 2 мин 2 мин 2 мин 2 мин | 8 мин 8 мин 8 мин 8 мин | |
6 | Март |
| 1 1 1 1 | 2 мин 2 мин 2 мин 2 мин | 8 мин 8 мин 8 мин 8 мин | |
7 | Апрель |
коровка на лужайке» | 1 1 1 1 | 2 мин 2 мин 2 мин 2 мин | 8 мин 8 мин 8 мин 8 мин | |
8 | Май | 1.Рисование пальчиком «Праздничный салют» (коллективное рисование) 2. Рисование ладошкой «Ах, лето». «Зеленая травка» (коллективное рисование) 3. Рисование методом тычка жесткой кистью «Ах, лето». «Одуванчики» (коллективное рисование) | 1 1 1 | 2 мин 2 мин 2 мин | 8 мин 8 мин 8 мин | |
Итого: | 24 | 48 мин | 192 мин |
Перспективный план работы по кружку «Разноцветные ладошки» (нетрадиционная техника изобразительной деятельности) для детей I младшей группы в МДОУ «Детский сад №88» на 2024-2025 учебный год
Октябрь
Тема занятия | Приемы и методы | Программное содержание | Материалы |
| Рисование пальчиком | Познакомить детей с техникой рисования пальчиками; научить опускать пальчик в краску и наносить отпечаток на бумагу; научить пользоваться салфеткой, знакомить с основными цветами; развивать мелкую моторику пальцев рук. | Лист А4, гуашь основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый), влажные салфетки. |
| Рисование пальчиком | Продолжать знакомство с техникой рисования пальчиками; продолжать учить придавливать палец с краской к бумаге; закреплять знания о цвете (красный). Воспитывать любовь к природе, самостоятельность. Уверенность в себе. Развивать фантазию, творческое воображение. | Лист А4, картинки с изображением лесных ягод, вырезанный круг из бумаги, краска красного цвета, влажные салфетки, стакан-непроливайка, тряпочка. |
| Рисование пальчиком | Продолжать умение рисовать пальчиками; закреплять знания и представления о цвете (синий), продолжать знакомить с основными цветами; развивать мелкую моторику пальцев рук. Учить подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для осеннего сезона. Закреплять знания о характерных особенностях осенней погоды. | Лист А4, картинки с изображением дождика, альбомный лист, краска синего цвета, влажная салфетка стаканчик с водой, музыкальное сопровождение |
| Рисование пальчиком | Закреплять умения рисовать пальчиком; развивать мелкую моторику пальцев рук; воспитывать любовь к природе, продолжать знакомить с основными цветами; развивать мелкую моторику пальцев рук. | Лист А4, картинки с изображением гриба мухомора, вырезанный из бумаги контур гриба, краска белого цвета, влажные салфетки, муляжи грибов |
Ноябрь
Тема занятия | Приемы и методы | Программное содержание | Материалы |
| Рисование ватными палочками | Знакомство с нетрадиционным методом рисования: учить детей наносить ватными палочками ритмичные толчки на поверхности зонта не выходя за контур; продолжать знакомить с основными цветами; развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать представления детей о назначении зонта, закреплять знания о характерных особенностях осенней погоды. | Лист А4 с нарисованным изображением зонта, ватные палочки, гуашь: красная, жёлтая, зелёная, синяя, влажные салфетки |
| Тычок жесткой полусухой кистью | Учить рисовать тычком жесткой полусухой кистью, передавая характерные особенности. Воспитывать любовь к природе, самостоятельность. Уверенность в себе. Развивать фантазию, творческое воображение. | Лист А4 с нарисованным ежиком, жёсткая кисть, гуашевые краски, стакан-непроливайка, тряпочка. |
| Оттиск пробки, печатками из картофеля | Знакомство с нетрадиционным методом рисования; учить детей наносить оттиски пробки, печатками из картофеля на поверхность листа, продолжать знакомить с основными цветами; развивать мелкую моторику пальцев рук. Учить подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для осеннего сезона. Закреплять знания о характерных особенностях осенней погоды. | Листья 3-4 вида, лист А4, дополнительные листы бумаги под лист для раскрашивания; набор гуашевых красок, стаканчик с водой, влажные салфетки, музыкальное сопровождение, картины с осенним пейзажем. |
| Оттиск пробки, печатками из картофеля | Продолжать знакомить с нетрадиционным методом рисования: учить детей наносить оттиски пробки, печатками из картофеля на поверхность листа, продолжать знакомить с основными цветами; развивать мелкую моторику пальцев рук. | Лист А4 с нарисованной банкой, набор гуашевых красок, влажные салфетки, муляжи фруктов. |
Декабрь
Тема занятия | Приемы и методы | Программное содержание | Материалы |
| Рисование ватными палочками | Продолжать осваивать нетрадиционные техники рисования (мятая бумага, ватные палочки, пальчик). Развивать умение располагать рисунок по всему листу. Совершенствовать умение аккуратно пользоваться гуашью, воображение, внимание у детей; расширять знания детей о сезонных явлениях в природе зимой. | Тонированные листы А4 синий, голубой фон, иллюстрации с зимним пейзажем, белая гуашь, салфетки, листочки бумаги, ватные палочки. |
| Рисование ладошкой | Упражнять в нетрадиционном способе рисования (рисование с ладошками и пальчиками). Учить детей передавать в рисовании образ елки, располагать изображение по всему листу бумаги. Вызывать чувство радости от проделанной работы. | Лист А4, гуашь: зеленая, коричневая, белая, влажные салфетки, иллюстрации елок. |
| Рисование пальчиками | Продолжать осваивать нетрадиционные техники рисования. Формировать у детей умение наносить отпечатки красками на силуэт ёлочки. Вызвать у детей чувство радости, желание принять участие в украшении ёлочки огоньками. Развивать у детей восприятие цвета. | Лист А4 с нарисованным силуэтом ёлочки, гуашь трёх цветов, картина с изображением ёлочки. Игрушки: Дед Мороз и Снегурочка. |
| Рисование ладошкой | Продолжать осваивать нетрадиционные техники рисования. Уточнить и расширить знания детей о дедушке Морозе; создать у детей атмосферу праздничного настроения. Развивать фантазию, воображение, мышление. | Лист А4 белой бумаги, краски, баночки с водой, фломастеры или карандаши. Иллюстрации с изображением деда Мороза |
Январь
Тема занятия | Приемы и методы | Программное содержание | Материалы |
| Тычок жесткой полусухой кистью | Продолжать упражнять в технике рисования тычком полусухой жесткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок. Используя рисование пальчиками. Воспитывать аккуратность. | Белая гуашь, жесткая кисть, красный и чёрный маркер, листы формата А4, тонированный темным цветом, изображение снеговика. |
| Рисование ступней | Познакомить с техническим приёмом рисования ступней, пальчиками, кисточкой, учить передавать форму, пропорции и цвет пингвинов; соблюдая относительную величину частей. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, речь детей. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. | Тонированные листы А4; гуашь, кисти, подставки под кисти, баночки с водой, салфетки, иллюстрации, муз.сопровождение. |
| Рисование ладошкой | Закреплять технические приёмы рисования ладонью, пальчиками, кисточкой, упражнять навыки рисования гуашью; учить передавать форму, пропорции и цвет оперения снегирей; развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к птицам, желание передавать её красоту; развивать творческое воображение, внимание; воспитывать интерес к художественному творчеству. | Иллюстрации картин со снегирями; лист А4, гуашь, банки с водой, салфетки на каждого ребенка. |
| Рисование ватными палочками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования ватными палочками. Учить наносить ритмично и равномерные точки на всю поверхность бумаги. Развивать фантазию, воображение, речь. Воспитывать любовь к природе, воспитывать умение работать аккуратно. | Лист А4 с нарисованным деревом, гуашь белая, голубая, синяя, салфетки. |
Февраль
Тема занятия | Приемы и методы | Программное содержание | Материалы |
| Рисование ступней | Продолжать знакомить с техническим приёмом рисования ступней, пальчиками, кисточкой, учить передавать форму, пропорции и цвет оленя; соблюдая относительную величину частей. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, речь детей. Воспитывать аккуратность, самостоятельность | Тонированные листы А4; гуашь, кисти, подставки под кисти, баночки с водой, салфетки. Иллюстрации. |
| Рисование поролоном | Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребёнка художественный вкус. | Заготовка с контуром медведя. Поролон (2 шт.), тонкая кисть, гуашь. Иллюстрации. |
| Рисование ватными палочками | Овладеть техникой рисования ватными палочками; развить мелкую моторику, творческое начало, воображение, фантазию, эстетический вкус; воспитать аккуратность, трудолюбие, собранность при выполнении приемов работы. | Лист А4, краски, ватные палочки, емкость с водой, рисунок машины. |
| Рисование поролоном | Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. Воспитать у ребёнка художественный вкус. | Заготовка с контуром котенка. Поролон (2 шт.), тонкая кисть, гуашь. Иллюстрации. |
Март
Тема занятия | Приемы и методы | Программное содержание | Материалы |
| Рисование ладошкой | Познакомить с техникой печатания ладошками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки – лучики у солнышка. Развивать цветовосприятие. | Листы А4 с нарисованным посередине желтым кругом, гуашь алого, желтого, оранжевого цветов, тарелочки с краской. |
| Рисование пальчиками | Учить детей рисовать нетрадиционным способом: пальцем. Закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Лист А4 с нарисованной веточкой и листьями мимозы, гуашь желтая, салфетки, стаканчики с водой, ветка мимозы. |
| Оттиск печатками из картофеля (штампы) | Познакомить с нетрадиционным способом рисования штампами и оттисками печатками из картофеля, развивать умение составлять узоры, украшать матрёшку. Привитие интереса к декоративно-прикладному искусству своей страны. | Заготовки матрёшек из альбомного листа, краски, кисточки, стаканчики с водой, штампы, салфетки. |
| Оттиск печатками из картофеля (штампы) | Продолжать знакомить с нетрадиционным методом рисования штампами и оттисками печатками из картофеля, развивать умение составлять узоры, украшать полянку. | Лист А4 с тонированный зеленым цветом, краски, кисточки, стаканчики с водой, штампы, салфетки. |
Апрель
Тема занятия | Приемы и методы | Программное содержание | Материалы |
| Рисование ватными палочками | Закрепить нетрадиционную технику рисования ватными палочками, учиться рисовать одуванчик в данной технике. Закрепить знания по теме «Части цветов» (цветок, стебель, листок). Развивать творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира. | Лист А4 голубого цвета, гуашь белого и зеленого цвета, ватные палочки, картина с изображением одуванчиков. |
| Рисование ватными палочками | Закрепить освоение техники модульного рисования – ватными палочками. Воспитание бережного отношения к окружающему миру – к птицам, желание о них заботиться. Привитие навыков аккуратной работы с красками. | Лист А4, гуашь жёлтого цвета, ватные палочки, птичка. |
| Рисование ладошкой | Закрепить нетрадиционную технику рисования ладошками, развивать чувство композиции и цвета, закреплять умение учить дополнять изображение деталями с помощью кисточки, развивать изображение и творчество детей. | Лист А4 голубого цвета, гуашь черного, коричневого, зеленого, желтого цвета, кисточки, стаканчики с водой, салфетки, иллюстрации с изображением рыбок |
| Рисование пальчиками | Закрепить освоение нетрадиционной техники рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точку на всю поверхность предмета; вызывать эмоциональный отклик от рисования; воспитывать аккуратность. | Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, на каждого ребенка, чёрная гуашь в тарелочках (мисочках), влажные салфетки, стаканчик с водой |
Май
Тема занятия | Приемы и методы | Программное содержание | Материалы |
| Рисование пальчиком (коллективное рисование) | Закрепить освоение нетрадиционной техники рисования пальчиками, продолжать знакомить с основными цветами; развивать мелкую моторику пальцев рук, закрепить умение ритмично наносить тычки на всю поверхность листа; развивать интерес к коллективному рисованию. | Картины с изображением праздничного салюта, большой формат бумаги, краски основных цветов, влажные салфетки. |
| Рисование ладошкой (коллективное рисование) | Совершенствовать умение работать сообща, воспитывать любовь и заботу к природе, развивать мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к природе, самостоятельность. Уверенность в себе. Развивать фантазию, творческое воображение. | Картинки с изображением луга. Большой формат бумаги, краска зеленого цвета, большая мягкая кисточка, салфетка, стакан-непроливайка, тряпочка. |
| Рисование методом тычка жесткой кистью. (коллективное рисование) Продолжение. | Совершенствовать умение наносить тычки жесткой кистью, расширять знания детей о весеннем цветке- одуванчик, воспитывать бережное отношение к природе, продолжать знакомить с основными цветами; развивать мелкую моторику пальцев рук. | Картинка с изображением одуванчика. Работа детей с предыдущей работы «Зеленая травка», кисточка, краска желтого цвета, банка с водой, салфетка. |
Педагогическая диагностика (мониторинг)
Художественно-творческое развитие детей 2-3 лет
(первая младшая группа)
Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:
Проявление интереса к иллюстрациям в детских книжках, к народной игрушке и другим предметам декоративно-прикладного творчества (посуда, предметы интерьера);
Понимание, что изображение отличается от реальных предметов;
Экспериментирование с художественными инструментами (карандаш, фломастер, кисть) и материалами;
Осваивание способов зрительного и тактильного обследования предметов, что является основой для обогащения восприятия, формирования представлений об окружающем мире;
Проявление эмоциональности и интереса к художественной деятельности;
Ребенок может передавать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);
Создание образов конкретных предметов и явлений окружающего мира;
Передача формы и цвета доступными художественными способами;
Ассоциативно ребенок может устанавливать сходство между реальными предметами и их изображением;
Проявление интереса к обыгрыванию образов (колобок, дорожка, машина, птичка и т. д.) и композиций (колобок на дорожке, кукла в кроватке, солнышко в окошке);
Сопоставление названий основных цветов с самим цветом.
Высокий уровень – в изобразительном творчестве ребенок увлеченно и с интересом создает изображения и при этом выражает свое отношение к ним; с увлечением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства; замечает красивое в природе, искусстве и в быту (в игрушках, одежде, упаковке и др.); имеет представление об основных цветах и может их узнавать; правильно работает с инструментами (кистью, карандашом, фломастером).
Средний уровень – в разных видах изобразительной деятельности ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением, но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать, лепить, делать аппликации и конструировать вместе со взрослыми, путает основные цвета, не уверенно обращается с инструментами (кистью, карандашом, фломастером).
Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; в совместной деятельности с другим человеком (взрослым, старшим ребенком) или по подражанию создает схематичное изображение, но не выражает свое отношение к нему; не сопоставляет название цвета с данным цветом, не правильно держит инструменты (кисть, карандаш, фломастер).
Форма протокола результатов мониторинга
нетрадиционного рисования у детей 2-3 лет
В рамках программы кружка «Разноцветные ладошки»
№ | Ф.И ребенка | 1 задание | 2 задание | Итог | |||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
1 | Агафонова Рита | Н | Н | Н | |||
2 | Архипова Ангелина | Н | Н | Н | |||
3 | Асин Матвей | С | С | С | |||
4 | Бабина Вика | С | С | С | |||
5 | Балакина В ероника | С | С | С | |||
6 | Веряскин Тимофей | Н | Н | Н | |||
7 | Грожанцев Влад | Н | Н | Н | |||
8 | Догадин Тимур | Н | Н | Н | |||
9 | Бегматова Фотима | С | С | С | |||
10 | Качурин Кирил | Н | Н | Н | |||
11 | Климентьев Богдан | С | С | С | |||
12 | Кондрашина Мира | С | С | С | |||
13 | Максимкина Маша | С | С | С | |||
14 | Мягкова Диана | Н | Н | Н | |||
15 | Миличевич Никола | С | С | С | |||
16 | Ракин Матвей | Н | Н | Н | |||
17 | Родькина Маша | С | С | С | |||
18 | Рузавина Рита | С | С | С | |||
19 | Хлопотов Максим | Н | Н | Н | |||
20 | Чекунков Егор | Н | Н | Н | |||
21 | |||||||
22 | |||||||
23 | |||||||
24 | |||||||
25 |
Высокий уровень – 0
Средний уровень – 10 – 40%
Низкий уровень – 15 – 60%
Табель посещаемости
Кружок дополнительного образования
«Разноцветные ладошки»
Октябрь 2024г.
№п/п | Фамилия имя ребенка/дата | Льготы | 4 | 11 | 18 | 25 | Итого |
1 | Агафонова Рита | ||||||
2 | Архипова Ангелина | ||||||
3 | Асин Матвей | ||||||
4 | Бабина Вика | ||||||
5 | Балакина В ероника | ||||||
6 | Веряскин Тимофей | ||||||
7 | Грожанцев Влад | ||||||
8 | Догадин Тимур | ||||||
9 | Бегматова Фотима | ||||||
10 | Качурин Кирил | ||||||
11 | Климентьев Богдан | СВО | |||||
12 | Кондрашина Мира | ||||||
13 | Максимкина Маша | ||||||
14 | Мягкова Диана | ||||||
15 | Миличевич Никола | ||||||
16 | Ракин Матвей | СВО | |||||
17 | Родькина Маша | ||||||
18 | Рузавина Рита | ||||||
19 | Хлопотов Максим | ||||||
20 | Чекунков Егор | ||||||
21 | |||||||
22 | |||||||
23 | |||||||
24 | |||||||
Итого: |
Заведующая МДОУ «Детский сад №88» _________________О.В.Борисова
Руководитель кружка ______________ Ю.Р.Захряпина
Расписание занятий
День недели | Время |
вторник | 16.30-16.40 |
Список детей группы
1 Агафонова Рита
2 Архипова Ангелина
3 Асин Матвей
4 Бабина Вика
5 Балакина В ероника
6 Веряскин Тимофей
7 Грожанцев Влад
8 Догадин Тимур
9 Бегматова Фотима
10 Качурин Кирил
11 Климентьев Богдан
12 Кондрашина Мира
13 Максимкина Маша
14 Мягкова Диана
15 Миличевич Никола
16 Ракин Матвей
17 Родькина Маша
18 Рузавина Рита
19 Хлопотов Максим
20 Чекунков Егор
21
Список использованной литературы
- Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебный поролон (Текст) пособие для занятий с детьми/.А.В.Белошистая, О.Г. Жукова – Новосибирск:, 2012.-123 с.
- Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре (младшая разновозрастная группа): КН. Для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1992.-143с.: ил.
- Р.Г.Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2005. – 120с.
- Д.Н. Колдина Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 56с.: цв.ил.
- И.А.Лыкова Цветные ладошки – авторская программа. М.: «Карапуз-дидактика», 2007.-144с., 16л.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду (Текст): учеб.пособие/И.А.Лыкова.- М.: Москва, 2010. – 45с.
- О.В.Павлова Художественное творчество: комплексные занятия. Первая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2013. – 142с.
- Е.В.Полозова. Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов. – Воронеж. – 2007.
- «Рисуем без кисточки» А.А.Фатеева Академия развития 2006.