Рабочие и дополнительные программы ДОУ

Ахмедова Луиза Вахаевна

На странице размещены программы , которые я использую в своей работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города КогалымаC:\Users\user\Desktop\Доппрограммы\платные кружки\Волшебный пластелин\пальчики.jpg

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение город Когалым «Березка»

ПРИНЯТО

       УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом

       Заведующий МАДОУ «Березка»

Протокол от « 03»сентября 2020г. № 1

       ______________ И.С. Шамсутдинова

Приказ от « 18» сентября   2020г. № 192

Дополнительная общеразвивающая программа

 «Волшебный пластилин»

направленность: художественная                                  

               

Уровень стартовый

Возраст обучающихся:3-4 лет

Срок реализации: 9 мес.

                         

                         

  Составитель:

  Ахмедова Луиза Вахаевна,

                            воспитатель

 

г.Когалым 2020г.

                      Содержание:

I Целевой раздел

1.1.Пояснительная   записка

1.1.1Цели и задачи  реализации программы

1.1.2. Принципы и подходы к построению программы

1.1.3.Значимые для разработки и реализации  программы характеристики

1.1.4.Характеристика возрастных особенностей развития детей младшего дошкольного возраста

1.2. Планируемые результаты

II Содержательный раздел

2.1. Содержание образовательной деятельности

2.2.Формы, способы, методы и средства реализации  программы

2.3.Система деятельности педагога по поддержке детской инициативы

2.4.Система взаимодействия с семьями воспитанников

2.5. Система взаимодействия с социальными партнерами (МБУ «Музейно-выставочный комплекс»)

III Организационный раздел

3.1.Проектирование образовательного процесса

3.2.Анализ материально-технического обеспечения  программы

3.3 Анализ учебно-методического обеспечения программы

  Пояснительная записка

В свете современных требований возросла роль дополнительного образования дошкольников, при реализации которого программа  должна:

  1. Соответствовать нормативно-правовым документам различного уровня (федерального, регионального, муниципального, ДОУ);
  2. Учитывать основные задачи развития образования в округе, приоритетные направления ДОУ;
  3. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности группы.

Данный проект дополнительной общеобразовательной программы «Волшебный  пластилин»составлен на основе методических пособий под редакцией Г.Н. Давыдова "Пластилинография». Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:  Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;  приказом    Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта», Постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Проект дополнительной общеобразовательной программы учитывает приоритетные направления  учреждения, региона, обеспечивая качество образования. С целью обеспечения качественного образования в  дополнительной общеобразовательной программе осуществляется:

1.        Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

2.        Планирование различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной и т.д.);

3.        Использование современных образовательных технологий, методов и приемов работы с детьми;

4.        Планирование взаимодействия с родителями воспитанников как одними из участников образовательного процесса.

Актуальность программы   обусловлена социальным запросом общества (родителей, школы, государства), направленным на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, развитие мелкой моторики рук.

Практическая значимость программы  «Волшебный пластилин»  обуславливается возможностью  использования педагогами дошкольных учреждений данной программы в работе с детьми младшего дошкольного возраста, наличием методических материалов.

Проект дополнительной общеобразовательной программы

1.1.1 Цели и задачи  реализации программы

Цель программы:развитие  художественно – творческих способностей и мелкой  моторики рук  у детей  младшего дошкольного возраста в процессе работы с пластилином (лепке).

Данная цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, продуктивной) через решение следующих задач, соответствующих ФГОС ДО:

  • Формирование  у  детей изобразительных навыков в лепке;
  • Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности;
  • Развитие сенсорных способностей и восприятия, чувства цвета, формы, мелкой моторики рук;
  • Обогащение  развивающейпредметно-пространственной средыдля развития изобразительных навыков детей;
  • Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам художественного развития дошкольников.

1.1.2. Принципы построения Программы

Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО, в основе которых заложены следующие основные принципы:

  • Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому»;
  • Принцип развивающего характера художественного образования;
  • Принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент времени;
  • Принцип природосообразности: постановка или корректировка задач художественно- творческого развития детей с учётом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
  • Принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы детей.
  • Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.
  • Сотрудничество с семьями воспитанников.

1.1.3.  Значимые для разработки и реализации программы характеристики

Категория воспитанников: дети с 3-4 лет

Уровень программы : стартовый

Срок реализации: дополнительная общеразвивающая  программа рассчитана на 9 месяцев.

Формы обучения: подгрупповая, очная.

Режим занятий :2 в неделю, всего 62 занятия в год.

Продолжительность занятий : 15 мин.

Учебно-тематический план:

Учебно-тематический план

Месяц

Кол-во в неделю

Кол-во в месяц

Октябрь

2

8

Ноябрь

2

8

Декабрь

2

8

Январь

2

8

Февраль

2

8

Март

2

8

Апрель

2

8

Май

2

8

Итого в год

64 занятия

Нормативно-правовое обеспечение Программы:

Социальный паспорт группы:

Состав группы многонационален, по состоянию здоровья: 16детей имеют 1 группу здоровья, 10 детей – 2 группу здоровья.

1.1.4. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей второй младшей группы

На четвертом  году жизни дети становятся самостоятельнее.

Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов.К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.  

В середине третьего года жизни широко используются действия с пред- метами-заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с пред метами.

К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно- образного мышления.

  1. Планируемые результаты

Реализация  программы предполагает:

  • Повышение уровня изобразительных умений в лепке у младших дошкольников;
  • Развитие умения у детей выделять, оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы окружающего мира;
  • Обновление предметно-пространственной среды группы по обучению лепке;
  • Усиление связи  с семьей по развитию художественно-творческих способностей дошкольников в  совместной деятельности;
  • Установление тесного взаимодействия с социальными партнерами по развитию изобразительных навыков дошкольников.

Реализация  программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика по достижению детьми планируемых результатов программы организуется 2 раза в год (октябрь, апрель). Проводится в ходе наблюдений за продуктивной (изобразительной) деятельностью детей, активностью детей в  специально организованной деятельности.

II Содержательный раздел

2.1. Содержание образовательной деятельности

Этапы реализации программы:

Этап № 1. Подготовительный. Задачи перед ребёнком:

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

-Освоить прием отщипования маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

Этап № 2. Основной. Задачи перед ребёнком:

- Научиться не выходить за контур рисунка

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина

- Научиться действовать по образцу воспитателя

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

Этап № 3. Итоговый. Задачи перед ребёнком:

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы

Основной формой реализации программы являются занятия по дополнительному образованию, которые проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня.

2.3.Способы поддержки детской инициативы

3-4 лет

Приоритетная сфера инициативы-внеситуативно-личностное общение

Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:

  • Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
  • Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
  • Поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке и др.)
  • Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
  • При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
  • Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

2.4. Содержание работы по взаимодействию с семьей.

Формы общения с семьей

Названия

Дата проведения

Консультации

«Развитие мелкой моторики у детей»

«Пластилин для детей»    

«Рисование пластилином»                          

Октябрь

Октябрь

Ноябрь

Памятки, буклеты

 «Лепка - самая полезная игра»

 «Советы при работе пластилином»    

«Учимся рисовать пластилином»

Декабрь

Ноябрь

Март

Индивидуальные беседы

 «Доброжелательный стиль общения педагога с родителями»                                                

«Успехи ребенка»                                                    

Ежемесячно

Творческое задание

«Изготовление шаблонов для лепки своими руками»

Январь

Досуги и развлечения

«Играем нашими пальчиками»

"Пластилиновые картины» мастер –класс для родителей

Март

Апрель

Анкетирование

«Степень удовлетворенности качеством образовательных услуг».

Апрель

        

2.5. Система взаимодействия с социальными партнерами (МБУ «Музейно-выставочный центр»)

Реализация дополнительной общеобразовательной программы предполагает тесное взаимодействие с социальными партнерами –МБУ «Музейно-выставочный центр». Сотрудничество осуществляется в рамках перспективного плана        работы.

III Организационный раздел

3.1. Проектирование образовательного процесса

Перспективный  тематический план

Занятия проводятся 2 раз в неделю по 15-20 минут с подгруппой из 12 детей с сентября по май.  В год -64 занятия.

Октябрь.

Неделя

Тема

Цель

1

1.«Чудесный пластилин»

2.«Тяп-ляп – и готово…..».

Познакомить детей с пластилином, с его свойствами(пластичность, вязкость, целостность массы, с некоторыми приемами его использования: раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, надавливание.

Дать детям возможность самим ознакомиться с пластилином (рассмотреть,понюхать, сжать, и.т.д.), вовлекать детей в подражание действиям ( отрывать кусочки и снова соединять в целый комок).

2

3. ««Мячики».

4 «Яблоки на ветке»

Учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от от куска и скатывать из них  шарики диаметром 5-7мм.

Воспитывать умения отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев . Формировать умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева).

3

5.«Мамочке любимой бусы подарю».

6. «Солнышко лучистое»

 Продолжать развивать умение скатывать небольшие шарики, и прикреплять их к ниточке, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке, чередуя их по цвету( красный, желтый).

Совершенствовать умение детей скатывать кусочек пластилина , круговыми движениями ладоней, придавая ему шарообразную форму.

4

7.«Столбики для  забора».

 

8.«Клубочек для котенка»

 Рассмотреть с детьми заборчик, уточнить его назначение. Познакомить детей  с приемом - раскатывание колбаски. Учить катать длинные и ровные «колбаски». Развивать моторику рук.

Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины.

Ноябрь.

Неделя

Тема

Цель

1

1. «Овощи с грядки».

2. «Листопад»

Обобщить представления  детей об овощах, развивать мелкую моторику .Познакомить детей с новым приемом пластилинографии –размазывание. Продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать( в разных направлениях) не выходя за контур рисунка.

Продолжать знакомство с  приемом- размазывание (в разных направлениях). Закреплять умения  самостоятельно отщипывать и скатывать в шарики пластилин, размазывать шарики по рисунку.

2

3.«Тыковки».

4. «Грибы».

Продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами; учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга;

Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму.

3

5.«Украсим платочек для мамы».

6. «Цветик –семицветик»

 Продолжать учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7мм.

Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к ярким краскам природы средствами художественного слова. Учить лепить отдельные детали(придавливать, скатывать, размазывать.).

4

7.«Корм для птиц».

8. «Пушистые тучки»

Напомнить детям, что любят кушать птички. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывание от целого куска, скатывание пластилиновых комочков. 

Продолжать учить детей создавать рельефные изображения из пластилина , используя уже знакомые способы деления пластилина (отщипывания, отрывания).

Декабрь.

Неделя

Дата проведения

Цель

1

1.«Зимушка-зима»

2.«Снежинка»

 Беседа с детьми о зиме. Формирование эмоционального восприятия окружающего мира. Вызвать интерес к созданию образа снегопада. Совершенствовать навыки отщипывания и размазывания.

Расширять представления о зиме, закреплять знания о признаках зимы. Продолжать учить детей Раскатывать пластилин колбаской, путем надавливания прикреплять его к основе. Побуждать детей передавать разнообразие форм снежинок.

2

3. «Ожерелье»

4.»Вкусное угощение»

Учить детей вдавливать детали в пластилиновую основу в определенном порядке, создавая изображение; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Учить лепить шар круговым раскатыванием в ладонях(добиваться синхронного движения при круговом раскатывании. Учить украшать свои поделки макаронными изделиями.

3

5.«Дружок-  Снеговичок ».

6.»Бублики-баранки».

Учить скатывать большие и маленькие комочки из пластилина, соединять их между собой. Закреплять приемы работы с пластилином – отщипывания, скатывания, сплющивания. Развивать мелкую моторику рук.

Формировать умение раскатывать столбик (цилиндр) и замыкать в кольцо.Развивать восприятие формы и мелкую моторику.

4

7.«Елочные шары на ветке».

8 «Праздничная елочка».

Уточнить знания детей о круглой форме предметов. Закреплять знания цвете, развивать чувство ритма. Закреплять умение раскатывать колбаски , жгутики одной длины.

Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 3-5 мм., надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе.

Январь.

Неделя

Тема

Цель

1

1.«Снег».

2.»Вот какие ножки у сороконожки»

Расширять представления о зиме, закреплять знания о признаках зимы. Продолжать учить детей Раскатывать пластилин колбаской, путем надавливания прикреплять его к основе.

Вызвать интерес к изображению живых существ. Учить лепить образы на основе валика и дополнять мелкими деталями (ножки, глазки)

2

3«Ежик-ни головы, ни ножек». 

4.«Неваляшка».

Учить детей моделировать образ ежика: вставлять «иголки(семечки) в «туловище»,вылепленное педагогом. Развивать чувство формы,

Закреплять умение работать с пластилином, используя его свойства при раскатывании и сплюшивании.

3

5.«Колесики для пирамидки».

6. «Творю,что хочу»

 Формировать интерес к окружающим нас предметам. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином. Закреплять приемы раскатывания пластилина, между ладонями, прямыми движениями . Учить соединять концы вылепленного валика.

Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других

Февраль.

Неделя

Тема

Цель

1

1.«Пряник для мишки».

2. «Совушка, сова- большая голова»

Упражнять в скатывании из пластилина шаров круговыми движениями рук, в сплющивании в ладонях комка; учить, пальцами делать в нем углубление, развивать интерес к лепке.

Расширять представления детей о лесной птице- сове. Учить создавать композицию из отдельных частей , используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином- скатывание, расплющивание .

2

3.«Пушистые тучки». 

4.«Самолет летит».

Продолжать учить детей создавать рельефные изображения из пластилина- отщипывать кусочки, прикладывать к фону примазывать пальчиком.

Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две части. Составить на плоскости  предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета.

3

5. «Красивое печенье для кукол».

6. «Кактус в горшочке»

Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый. Закрепить умение лепить форму диска путем расплющивания,  Печенье украсить разными крупами.

Расширять представления детей о комнатных растениях. Развивать практические умения и навыки при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности

4

7.«Подарю цветочек маме». 

8.«Галстук для папы».

Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы

Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы

Март.

Неделя

Тема

Цель

1

 1.«Лепка куклы из двух шариков».

2. «Звездное небо»

Закреплять умение лепить предмет из двух округлых форм. Вызвать у детей интерес к украшению формы и дополнению куклы такими частями, как ручки в виде шариков.

Учить детей передавать образ звездного неба посредством пластилинографии.. Закрепить навыки работы с пластилином: раскатывание комочка прямым движением, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета. Научить детей делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев.

2

3.«Баранки».

4. «Мячики большой и маленький»

Научить детей действовать по показу – раскатывать из пластилина колбаски и соединять концы пластилиновой колбаски между собой путем придавливания, различать зеленый цвет, любоваться готовым изделием.

Закрепить понятие величины (большой и маленький). Закрепить приемы раскатывание шариков круговыми движениями ладоней, сплющивание их, придавливание на плоскости. Развивать силу пальцев, воспитывать аккуратность в работе с пластилином.

3

5.«Лучики для солнышка». 

6. «Флажок»

 Учить, надавливающим движением указательного пальца, размазывать пластилин на картоне. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умение аккуратно использовать пластилин в своей работе.

Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7мм. Продолжать учить прикреплять ” горошины” на шаблон флажка. Развивать мелкую моторику рук, поддерживать в детях желание доводить начатое до конца.

Апрель.

Неделя

Тема

Цель

1

1.«Почки на деревьях».

2. «Сосульки плачут кап-кап-кап».

Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе, растениях, познакомить детей с приметами весны. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином.  

«Сосульки плачут кап-кап-кап»

Закреплять приемы работы с пластилином: раскатывание палочек разной длины, придавливание их к картону, побуждать делать капельки: отщипывание маленьких кусочков, раскатывание двумя пальцами, придавливание к сосульке.

2

3.«Гусеница».

4. «Светофор»

Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый. Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм., и соединять их между собой в виде гусеницы .Дополнить глазками. 

Закрепить цвета светофора. Продолжать освоение приемов пластилинографии. Учить, надавливающим движением указательного пальца, размазывать пластилин на шаблоне (светофор) раскатывать палочку, прилеплять к шаблону. Закреплять умение аккуратно использовать пластилин в своей работе. Развивать мелкую моторику.

3

5.«Вот какой у нас мостик» (коллективная работа).

6. «Украшаем пасхальное яйцо»

Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями, делая короткие и длинные палочки; работать аккуратно, складывать готовые изделия на доску.

Познакомить с праздником Пасхи. Закреплять приемы пластилинографии: отщипывание маленького кусочка, раскатывание шариков двумя пальцами, придавливание к шаблону яйца. Побуждать использовать несколько цветов для создания яркого красочного образа. Вызвать желание порадовать близких людей.

4

7.«Гнездышко для птенчика

8. «Набухают почки- распускаются листочки»

Учить моделировать гнездышко: раскатывание шара ,легкое сплющивание в диск, вдавливание.

Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе, растениях, познакомить детей с приметами весны. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином. Отщипывать, скатывать разные по длине колбаски, длинные и короткие веточки дерева. Скатывать комочки, почки, размещать их по всему дереву, слегка надавливая на них, превращать их в листочки.

Май.

Неделя

Тема

Цель

1

1.«Червячок».

2. «Салют победы»

Закреплять у детей навык раскатывания длинных колбасок; научить сплющивать один конец пластилиновой колбаски и заострять другой конец;

Познакомить с праздником День Победы, с праздничным салютом, закрепить приемы пластилинографии: раскатывание разноцветных колбасок, раскатывание шариков, придавливание их к основе (картон). Развивать силу пальцев.

2

3.«Улитка».

4. «Божья коровка»

Учить детей действовать по показу – размазывать пластилин по силуэту улитки.

Закреплять приемы пластилинографии: раскатывание шарика большого и маленького, сплющивание, придавливание к шаблону (листик), отщипывание маленьких кусочков, раскатывание шариков двумя пальцами (черные точки) придавливание шариков к туловищу, для завершения образа сделать усики и лапки.

3

5.«Рыбка».

6. «Миски для медведей».

Учить детей размазывать пластилиновый шарик в двух направлениях, создавая хвостик у рыбки. Продолжать учить детей вдавливать детали в пластилин, создавая изображение.

Упражнять в скатывании из пластилина шаров круговыми движениями рук, в сплющивании в ладонях комка; учить, пальцами делать в нем углубление, развивать интерес к лепке.

4

 7.«Вишкнка».

8. «Лесенка»

Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями, закреплять ранее приобретенные навыки; различать красный цвет, любоваться готовым изделием.

Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями, делая короткие и длинные палочки; работать аккуратно, складывать готовые изделия на доску.

  1.   Анализ материально-технического обеспечения программы

В помещении, выделенном для реализации дополнительных общеразвивающих программ дошкольного образования, создана современная развивающая предметно-пространственная среда, которая отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является доступной, безопасной, содержательной, многофункциональной, трансформируемой, вариативной. Как необходимое условие реализации программы в группе создан и пополняется информационно-методический фонд.Имеется в наличии образцы работ, необходимый  дидактический, демонстрационный, раздаточный материал, для обеспечения воспитательно-образовательного процесса.

Литература

  • методические пособия и книги по лепке;
  •  литературные произведения (тематические).

Наглядные средства

  • стенды (правила техники безопасности и др.);
  •  иллюстрационный тематический материал;
  •  демонстрационные работы и образцы

Технические средства

  • видео-аудио материалы;
  •  компьютер

Художественные средства

  • материалы, инструменты, приспособления и фурнитура, необходимые для работы с пластилином: - клеенки (или доски для работы с пластилином),  - спички или ушные палочки, - бусины, - бисер, - картон, цветная и бархатная бумага, -природные материалы, - художественный и бросовый материал, изобразительные инструменты.

       3.3 Анализ учебно-методического обеспечения программы

Программы

  1. Б .Н. Халезова «Декоративная лепка в детском саду»  1984. Москва «Просвещение».
  2. Н.А.Курочкина. «Лепка в детском саду». – М.: Издательство «Просвещение», 1986.
  3. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн.Пластилинография». 2008, 80 стр.
  4. Иванова М. «Лепим из пластилина». Издательство АСТ-ПРЕСС КНИГА. 2007.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад « Березка».

г.Когалым

Программа кружковой работы по пластелинографии

в первой младшей  группе

«Чудесный пластилин».

   Воспитатель:

Ахмедова Л.В.

Содержание:

1.Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка……………………………………….

1.1.1.Цели и задачи реализации программы…………………….

1.1.2 Принципы, методы и формы работы ………………………

1.1.3 Планируемые результаты………………………………….

2.Содержательный раздел

2.1Организация и структура занятий…………………………..

2.2 План  воспитательно- образовательной работы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (раздел «лепка»)в рамках кружка «Чудесный пластилин».

3 Организационный раздел

3.1. Инструменты идополнительные материалы……………..

1.1В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности «Чудесный пластилин»- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинографии.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида)в изобразительной деятельности.

Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской

поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука, вернее, обе руки. Следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией, представляют себе, большую возможность для развития и обучения детей.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

Такое построение занятий кружка ” Чудесный пластилин» способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:

Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность,

вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста. Так – же данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

 Во всех современных программах представлены три способа освоения изобразительного искусства детьми дошкольного возраста : восприятие- исполнительство- творчество. Эстетическое восприятие – это прямой путь приобщения детей к изобразительному ( и любому другому) искусству. От его развития во многом зависит последующая исполнительская и творческая деятельность ребенка. Художественное исполнительство связано с практическим овладением детьми изобразительно- изобразительными средствами , поскольку невозможно войти в искусство , не зная его специфического языка. Сюда же относится техническая составляющая ( конкретные умения и навыки  в той или иной области) .Изобразительное творчество представляет собой высший уровень освоения искусства , сообразно возрастным возможностям и индивидуальным особенностям .

Данная программа разработана для детей младшего дошкольного возраста (с 2,5 до 3.5 лет).Рассчитана на работу с группой из 10 и более человек, по 10 минут, в связи с условиями развивающей среды

Данная программа предусматривает 1 года обучения.

      В соответствии с ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из направлений содержания образовательной области  «Художественно- эстетическое развитие» направленного на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности , удовлетворение потребности детей в самовыражении является – развитие детского творчества.

1.1.1.Цель и задачи.

Цель:

- Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи:

- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

- Учить работать на заданном пространстве.

- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

- Развивать изобразительную деятельность детей.

- Развивать сюжетно – игровой замысел.

- Развивать интерес к процессу и результатам работы.

- Развивать интерес к коллективной работе.

1.1.2Методы:

-  информационно-репродуктивный метод. Он направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознания и запоминания новой информации. И чем продуктивней он используется, тем более и существеннее опыт ребенка, обширнее знания его об окружающем мире, что является основой воображения.

- репродуктивный метод направлен на закрепление, упрочнение, углубление знаний, способов оперирования знаниями, упрочнение способов деятельности, суть и образец которых уже известны.

Репродуктивный метод позволяет формировать не только конкретные знания, способы действия, но и обобщенные (одно и тоже задания для неоднократного повторения; вариативные задания, сходство которых с ранее усвоенным образцом легко опознаваемо). Ведь сложность задач, возникающих перед воображением, зависит от характера сведений о тех предметах, явлениях, которые мы пытаемся себе представить – от того, на сколько эти сведения полны, подробны и точны, и в какой форме они выражены.

- эвристический метод направлен на пооперационное или поэлементное обучение чертам и процедурам творческой деятельности. Педагог включает ребенка в поиск решения не целостной задачи, а отдельных ее элементов (например, педагог сообщает проблему – выводы делают дети и т.д.). Для развития творческого воображения этот метод заключается в направленности на создание новых образов, замыслов на основе усвоенных.

Приемы:

- Воспроизведение движений в воздухе.

- Совместные (или «пассивные») действия.

-Работа детей на общем фоне. Для этого организуется коллективная деятельность: дети на больших листах бумаги (фон) выполняют работу с общим сюжетом. Сначала на своих рабочих местах делают «заготовки», а потом подходят к фону.

- Стихи, загадки подбираются к теме и помогают изображению характерных особенностей объекта. Вопросы к детям должны иметь наглядную опору и соответствовать той деятельности, которую они выполняют.

- Игровая мотивация. Ее создание – важный стимул развития познавательного процесса. Ее суть состоит в том, что педагог создает проблемную ситуацию и ставит перед детьми для ее разрешения проблемную задачу, наталкивая на поиск путей и средств решения, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Игровая задача в используемых приемах – своеобразная формулировка цели предстоящих игровых действий. В условиях игрового действия рождается воображаемая ситуация. Внешнее выражение действий может быть представлено по-разному: моторным, практическим действием, изобразительным действием (ритмичным движениям пальца размазывать кусочки пластилина); звукоподражанием. Обучая детей пластилинографии, необходимо учитывать, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам.

В конце деятельности следует -педагогическая оценка. Оценке подлежит как результат решения учебной задачи, так и ход ее выполнения.

Выбор тем занятий в программе зависит от принципов построения и реализации программы:

  • Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому»;
  • Принцип развивающего характера художественного образования;
  • Принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент времени;
  • Принцип природосообразности: постановка или корректировка задач художественно- творческого развития детей с учётом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
  • Принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы детей.
  • Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.

Методы работы:

  • Метод сенсорного насыщения (без сенсорного основы немыслимо приобщение к художественной культуре).
  • Метод эстетического выбора («убеждение красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса.
  • Метод разнообразной художественной практики.
  • Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).
  • Метод эвристических и поисковых ситуаций.
  • Метод игровых, творческих ситуаций.

Формы работы:

- Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

- Самостоятельная деятельность детей.

- Интеграция образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности.

- Развивающие игры. Рассматривание альбомов, фотографий.

- Беседы, наблюдения, обследование предметов, экспериментирование.

- Совместная деятельность детей и родителей.

Режим занятий:

Занятия  кружка «Чудесный пластилин» проводятся с детьми первой младшей группы (2-3 лет), во вторую половину дня: один раз в неделю, длительность  10 минут для детей младшей группы.

1.1.3. Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Этап №1 Подготовительный.

Задачи перед ребенком:

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

-Освоить прием отщипывание маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-Научиться работать на ограниченном пространстве

Этап №2. Основной

Задачи перед ребенком:

- Научиться не выходить за контур рисунка

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

- Научиться действовать по образцу воспитателя

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

Этап №3  Итоговый

Задачи перед ребенком:

- Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

  2.1   Режим занятий:

Занятия  кружка «Чудесный пластилин» проводятся с детьми первой младшей группы (2-3 лет), во вторую половину дня: один раз в неделю, длительность  10 минут для детей младшей группы.

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук.

Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.

Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

3.Организвционный раздел

3.1Материалы и инструменты, необходимые для пластилинографии:

Пластилин. Выбирать нужный пластилин необходимо в процессе работы методом проб и ошибок, т.к. иной раз купишь разрекламированный, дорогой, яркий, а он так липнет к рукам, что к картону его не приклеишь, а бывает такой, что не липнет ни к рукам, ни к картону. Такой пластилин подходит для объемной лепки. Имеет значение и упаковка пластилина. Детям бывает трудно справиться с коробочкой, когда она не открывается сверху, а выдвигается в ту или другую сторону. Поэтому лучше покупать в упаковках, которые открываются сверху, к тому же чтобы крышка была с «язычком», т.к. она легко открывается и закрывается.

Подкладная доска. Чтобы во время работы не испачкать свое рабочее место, необходима подкладная доска. Примерный размер доски 30 X 25. Она должна хорошо отмываться теплой водой с использованием обезжиривающих средств. Подкладную доску можно покупать в магазине, а сделать самостоятельно.

Бумажная или полотняная салфетка. Для того чтобы вытирать руки и рабочее место после окончания работы или во время лепки, необходима бумажная или полотняная салфетка. Особенно она пригодиться, когда нужно поменять цвет: с темного на светлый.

Картон. Картину из пластилина можно делать на картоне. Лучше пользоваться лакированным картоном, в этом случае жирные составляющие пластилина не будут выступать.  Или можно заламинироватьего.Но при его отсутствии можно воспользоваться и любым другим, обклеив его бумагой нужного цвета. Для обратной можно пользоваться прозрачным пластиком  (пластиковыми крышками, коробками).

Дополнительный  материал. Для украшения картины можно использовать разнообразный природный и бросовый материал (перышки, семечки, бисер и др.) так же необходим дополнительный материал для создания барельефа: всевозможные фактурные поверхности предметов (пуговицы, баночки, формочки.)

Организация рабочего места:

Нужен рабочий стол, на котором можно расположить коробку с пластилином, картинки, эскизы, коробку с неоконченными работами, если такие есть, и рабочие инструменты. Должно быть хорошее освещение. Следите за тем, чтобы тень от рук и головы не падала на рабочую поверхность стола. Можно использовать музыку, хорошая музыка настроит на творчество. Очень важно при работе следить за осанкой детей. Пластилин должен лежать в закрытой коробке. Картон должен в специальной папке. Стеки должны храниться в футляре или специальном пенале. Подкладная доска должна лежать в специальной папке. Во время работы необходимо следить затем, чтобы пластилин не попадал на одежду и на стул. Правила техники безопасности при работе с пластилином:

     - Приобретать только качественный пластилин.

     -Лепку пластилином выполняй только на специальной  подложке. Нельзя класть пластилин на стол.

-Перед началом работы нужно смочить руки водой, тогда пластилин не будет к ним прилипать.

-Перед работой разогреть пластилин.

     -Не нужно разминать сразу весь кусок пластилина. Можно отделить маленькую часть, размять, потом прибавить еще и т.д.

     -Храните пластилин в коробочке отдельно от другого материала.

     -После работы вытирать руки салфеткой и вымыть их теплой водой с мылом.

     -По окончании работы, убрать рабочее место, протереть стол.

-Подкладную доску и стеки нужно хорошо протереть салфеткой, а если есть необходимость, то вымыть теплой водой.

           -Готовые работы можно оформить в рамочки, неоконченные — убрать в специальные коробки, чтобы ничего не терялось.

Материал, находящийся в кружке художественного творчества должен соответствовать среднему уровню развития ребенка.     Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных заданий, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

Работа с родителями:

- Описание развивающих игр по развитию творческих способностей детей и игр с пластилином в «Уголке для родителей»,

- Консультации для родителей  «Рисование пластилином», «Пластилинография - это интересно»

  Комплексно-тематический план

Октябрь.

Неделя

Дата проведения

Тема

Цель

1

«Волшебный пластилин» (поиграй-ка).

Познакомить детей с пластилином, с некоторыми приемами его использования: раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем.

2

«Яблоки».

 Учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.,  надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на одинаковом расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином.

3

«Яблоко».

Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска и скатывать из них шарики, надавливать  пальчиком  на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе.  Продолжать  развивать мелкую моторику, формировать интерес ребенка  к работе с пластилином.

4

«Заборчик для козлят».

 Рассмотреть с детьми заборчик для козлят, уточнить его назначение. Продолжать учить детей приему - раскатывание колбаски. Учить катать длинные и ровные «колбаски». Развивать моторику рук.

Ноябрь.

Неделя

Дата проведения

Тема

Цель

1

«В гости к солнышку».

Совершенствовать умение детей скатывать кусочек пластилина, круговыми движениями ладоней, придавая ему шарообразную форму. Учить приему сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы. Развивать мелкую моторику рук.

2

«Конфеты на тарелке».

Продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами; учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

3

«Украсим кукле платье».

Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7мм. Продолжать учить прикреплять ” горошины” на одинаковом расстоянии друг от друга.

Развивать мелкую моторику рук,поддерживать в детях желание доводить начатое до конца.

4

«Покормим птиц».

Напомнить детям, что любят кушать птички. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывание от целого куска, скатывание пластилиновых комочков. Развивать мелкую моторику рук, желание заботиться о птицах, когда им холодно и голодно.

Декабрь.

Неделя

Дата проведения

Тема

Цель

1

«Снежинки – холодинки».

 Беседа с детьми о зиме. Формирование эмоционального восприятия окружающего мира. Закрепление приема раскатывания колбасок, жгутиков разной длины. Поощрение самостоятельности, оригинальности в создании снежинок из пластилина.

2

 «Бусы».

Учить детей вдавливать детали в пластилиновую основу в определенном порядке, создавая изображение; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

3

«Снеговик».

Учить скатывать большие и маленькие комочки из пластилина, соединять их между собой. Закреплять приемы работы с пластилином – отщипывания, скатывания, сплющивания. Развивать мелкую моторику рук.

4

 «Наряжаем елку».

Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилинаот куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм., надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца. Развивать умение создавать выразительный и интересный образ знакомых предметов (елочка).

Январь.

Неделя

Дата проведения

Тема

Цель

1

«Снег идет».

Расширять представления о зиме, закреплять знания о признаках зимы. Продолжать учить детей надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на одинаковом расстоянии друг от друга. Формировать интерес детей к зимним явлениям, снегопад, к работе с пластилином.

2

«Шоколад с орехами». 

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить детей вдавливать детали в пластилин; формировать интерес к работе с пластилином. Развивать мелкую моторику рук.

3

«Дудочки для ребят».

Формировать интерес к окружающим нас предметам. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином. Закреплять приемы раскатывания пластилина, между ладонями, прямыми движениями разные по длине колбаски: длинные и короткие, в своей работе пытаться передать характерные особенности дудочки.

Февраль.

Неделя

Дата проведения

Тема

Цель

1

«Миски для медведей».

Упражнять в скатывании из пластилина шаров круговыми движениями рук, в сплющивании в ладонях комка; учить, пальцами делать в нем углубление, развивать интерес к лепке.

2

 «Облачко». 

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа (облако) посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания, размазывания).

3

 «Пряники для зайчика».

Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый. Продолжать знакомить детей с приемом пластилинографии. Продолжать отрабатывать навыки лепки из пластилина; вызывать желание лепить.

4

«Цветы для мамы». 

Беседа о наших мамах, о празднике 8 марта. Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм., надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, размазывать надавливающим движением указательного пальца пластилин на картоне. Развивать мелкую моторику рук.

Март.

Неделя

Дата проведения

Тема

Цель

1

 «Красивая тарелка».

Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм., надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца; формировать интерес к работе с пластилином.

2

«Сушки».

Научить детей действовать по показу – раскатывать из пластилина колбаски и соединять концы пластилиновой колбаски между собой путем придавливания, различать зеленый цвет, любоваться готовым изделием.

3

«Теплое солнышко».

«Лучики для солнышка». 

(Тема на выбор). 

Продолжать освоение приемов пластилинографии. Учить, надавливающим движением указательного пальца, размазывать пластилин на картоне. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умение аккуратно использовать пластилин в своей работе.

Апрель.

Неделя

Дата проведения

Тема

Цель

1

«Набухают почки – распускаются листочки».

Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе, растениях, познакомить детей с приметами весны. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином.  Отщипывать, скатывать разные по длине колбаски,  длинные и короткие веточки дерева.  Скатывать комочки, почки, размещать их по всему дереву, слегка надавливая на них, превращать их в листочки. Поощрять самостоятельность в правильном выборе цвета материала.

2

«Божья коровка».

Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый. Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм., надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на одинаковом расстоянии друг от друга, соблюдать симметричность рисунка.

3

«Лепка лесенки» (коллективная работа).

Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями, делая короткие и длинные палочки; работать аккуратно, складывать готовые изделия на доску.

4

 «Домик для цыпленка» (яйцо). 

Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.  Развивать мелкую моторику рук, при выполнении приемов работы с пластилином, отщипывания, размазывания, работе внутри контура, развитие эстетического вкуса при оформлении работы.

Май.

Неделя

Дата проведения

Тема

Цель

1

«Змейка».

Закреплять у детей навык раскатывания длинных колбасок; научить сплющивать один конец пластилиновой колбаски и заострять другой конец; формировать интерес к работе с пластилином.

2

«Гусеница».

Учить детей действовать по показу – скатывать из пластилина шарики и насаживать их на тонкую палочку; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику рук.

3

«Рыбка в аквариуме».

Учить детей размазывать пластилиновый шарик в двух направлениях, создавая хвостик у рыбки. Продолжать учить детей вдавливать детали в пластилин, создавая изображение. Закреплять умение детей способом надавливания создавать камешки в аквариуме. Развивать мелкую моторику рук. Учить доводить дело до конца.

4

 «Земляничка».

Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями, закреплять ранее приобретенные навыки; различать красный цвет, любоваться готовым изделием.

Литература: 1. Е. А. Янушко. Лепка с детьми раннего возраста. 1-3 года. Москва «Мозаика – синтез». 2006 год. 2. «Комплексные занятия» по программе «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы. Первая младшая группа. 3. Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей». М., Издательство «Скрипторий, 2003г. ; 4. Д. Н. Колдина «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. М., Мозаика-синтез, 2009г.