Рабочие и дополнительные программы ДОУ
На странице размещены программы , которые я использую в своей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка " Волшебный пластилин" 2 младшая группа | 469.63 КБ |
Программа кружка "Чудесный пластилин" 1 младшая группа | 55.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Когалыма
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение город Когалым «Березка»
ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ |
Педагогическим советом | Заведующий МАДОУ «Березка» |
Протокол от « 03»сентября 2020г. № 1 | ______________ И.С. Шамсутдинова |
Приказ от « 18» сентября 2020г. № 192 |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Волшебный пластилин»
направленность: художественная
Уровень стартовый
Возраст обучающихся:3-4 лет
Срок реализации: 9 мес.
Составитель: | |
Ахмедова Луиза Вахаевна, воспитатель |
г.Когалым 2020г.
Содержание:
I Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
1.1.1Цели и задачи реализации программы
1.1.2. Принципы и подходы к построению программы
1.1.3.Значимые для разработки и реализации программы характеристики
1.1.4.Характеристика возрастных особенностей развития детей младшего дошкольного возраста
1.2. Планируемые результаты
II Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности
2.2.Формы, способы, методы и средства реализации программы
2.3.Система деятельности педагога по поддержке детской инициативы
2.4.Система взаимодействия с семьями воспитанников
2.5. Система взаимодействия с социальными партнерами (МБУ «Музейно-выставочный комплекс»)
III Организационный раздел
3.1.Проектирование образовательного процесса
3.2.Анализ материально-технического обеспечения программы
3.3 Анализ учебно-методического обеспечения программы
Пояснительная записка
В свете современных требований возросла роль дополнительного образования дошкольников, при реализации которого программа должна:
- Соответствовать нормативно-правовым документам различного уровня (федерального, регионального, муниципального, ДОУ);
- Учитывать основные задачи развития образования в округе, приоритетные направления ДОУ;
- Учитывать возрастные и индивидуальные особенности группы.
Данный проект дополнительной общеобразовательной программы «Волшебный пластилин»составлен на основе методических пособий под редакцией Г.Н. Давыдова "Пластилинография». Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта», Постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Проект дополнительной общеобразовательной программы учитывает приоритетные направления учреждения, региона, обеспечивая качество образования. С целью обеспечения качественного образования в дополнительной общеобразовательной программе осуществляется:
1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
2. Планирование различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной и т.д.);
3. Использование современных образовательных технологий, методов и приемов работы с детьми;
4. Планирование взаимодействия с родителями воспитанников как одними из участников образовательного процесса.
Актуальность программы обусловлена социальным запросом общества (родителей, школы, государства), направленным на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, развитие мелкой моторики рук.
Практическая значимость программы «Волшебный пластилин» обуславливается возможностью использования педагогами дошкольных учреждений данной программы в работе с детьми младшего дошкольного возраста, наличием методических материалов.
Проект дополнительной общеобразовательной программы
1.1.1 Цели и задачи реализации программы
Цель программы:развитие художественно – творческих способностей и мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в процессе работы с пластилином (лепке).
Данная цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, продуктивной) через решение следующих задач, соответствующих ФГОС ДО:
- Формирование у детей изобразительных навыков в лепке;
- Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности;
- Развитие сенсорных способностей и восприятия, чувства цвета, формы, мелкой моторики рук;
- Обогащение развивающейпредметно-пространственной средыдля развития изобразительных навыков детей;
- Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам художественного развития дошкольников.
1.1.2. Принципы построения Программы
Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО, в основе которых заложены следующие основные принципы:
- Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому»;
- Принцип развивающего характера художественного образования;
- Принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент времени;
- Принцип природосообразности: постановка или корректировка задач художественно- творческого развития детей с учётом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
- Принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы детей.
- Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.
- Сотрудничество с семьями воспитанников.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики
Категория воспитанников: дети с 3-4 лет
Уровень программы : стартовый
Срок реализации: дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на 9 месяцев.
Формы обучения: подгрупповая, очная.
Режим занятий :2 в неделю, всего 62 занятия в год.
Продолжительность занятий : 15 мин.
Учебно-тематический план:
Учебно-тематический план
Месяц | Кол-во в неделю | Кол-во в месяц |
Октябрь | 2 | 8 |
Ноябрь | 2 | 8 |
Декабрь | 2 | 8 |
Январь | 2 | 8 |
Февраль | 2 | 8 |
Март | 2 | 8 |
Апрель | 2 | 8 |
Май | 2 | 8 |
Итого в год | 64 занятия |
Нормативно-правовое обеспечение Программы:
Социальный паспорт группы:
Состав группы многонационален, по состоянию здоровья: 16детей имеют 1 группу здоровья, 10 детей – 2 группу здоровья.
1.1.4. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей второй младшей группы
На четвертом году жизни дети становятся самостоятельнее.
Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчиненные предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500–2500 слов.К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
В середине третьего года жизни широко используются действия с пред- метами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с пред метами.
К концу третьего года жизни у детей появляются зачатки наглядно- образного мышления.
- Планируемые результаты
Реализация программы предполагает:
- Повышение уровня изобразительных умений в лепке у младших дошкольников;
- Развитие умения у детей выделять, оформлять, воплощать в пластичном материале различные образы окружающего мира;
- Обновление предметно-пространственной среды группы по обучению лепке;
- Усиление связи с семьей по развитию художественно-творческих способностей дошкольников в совместной деятельности;
- Установление тесного взаимодействия с социальными партнерами по развитию изобразительных навыков дошкольников.
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики. Педагогическая диагностика по достижению детьми планируемых результатов программы организуется 2 раза в год (октябрь, апрель). Проводится в ходе наблюдений за продуктивной (изобразительной) деятельностью детей, активностью детей в специально организованной деятельности.
II Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности
Этапы реализации программы:
Этап № 1. Подготовительный. Задачи перед ребёнком:
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
- Освоить правильную постановку пальца.
-Освоить прием отщипования маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
-Научиться работать на ограниченном пространстве
Этап № 2. Основной. Задачи перед ребёнком:
- Научиться не выходить за контур рисунка
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина
- Научиться действовать по образцу воспитателя
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
Этап № 3. Итоговый. Задачи перед ребёнком:
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы
Основной формой реализации программы являются занятия по дополнительному образованию, которые проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня.
2.3.Способы поддержки детской инициативы
3-4 лет Приоритетная сфера инициативы-внеситуативно-личностное общение | Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы:
|
2.4. Содержание работы по взаимодействию с семьей.
Формы общения с семьей | Названия | Дата проведения |
Консультации | «Развитие мелкой моторики у детей» «Пластилин для детей» «Рисование пластилином» | Октябрь Октябрь Ноябрь |
Памятки, буклеты | «Лепка - самая полезная игра» «Советы при работе пластилином» «Учимся рисовать пластилином» | Декабрь Ноябрь Март |
Индивидуальные беседы | «Доброжелательный стиль общения педагога с родителями» «Успехи ребенка» | Ежемесячно |
Творческое задание | «Изготовление шаблонов для лепки своими руками» | Январь |
Досуги и развлечения | «Играем нашими пальчиками» "Пластилиновые картины» мастер –класс для родителей | Март Апрель |
Анкетирование | «Степень удовлетворенности качеством образовательных услуг». | Апрель |
2.5. Система взаимодействия с социальными партнерами (МБУ «Музейно-выставочный центр»)
Реализация дополнительной общеобразовательной программы предполагает тесное взаимодействие с социальными партнерами –МБУ «Музейно-выставочный центр». Сотрудничество осуществляется в рамках перспективного плана работы.
III Организационный раздел
3.1. Проектирование образовательного процесса
Перспективный тематический план
Занятия проводятся 2 раз в неделю по 15-20 минут с подгруппой из 12 детей с сентября по май. В год -64 занятия.
Октябрь.
Неделя | Тема | Цель |
1 | 1.«Чудесный пластилин» 2.«Тяп-ляп – и готово…..». | Познакомить детей с пластилином, с его свойствами(пластичность, вязкость, целостность массы, с некоторыми приемами его использования: раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, надавливание. Дать детям возможность самим ознакомиться с пластилином (рассмотреть,понюхать, сжать, и.т.д.), вовлекать детей в подражание действиям ( отрывать кусочки и снова соединять в целый комок). |
2 | 3. ««Мячики». 4 «Яблоки на ветке» | Учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7мм. Воспитывать умения отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев . Формировать умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева). |
3 | 5.«Мамочке любимой бусы подарю». 6. «Солнышко лучистое» | Продолжать развивать умение скатывать небольшие шарики, и прикреплять их к ниточке, располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определенном порядке, чередуя их по цвету( красный, желтый). Совершенствовать умение детей скатывать кусочек пластилина , круговыми движениями ладоней, придавая ему шарообразную форму. |
4 | 7.«Столбики для забора».
8.«Клубочек для котенка» | Рассмотреть с детьми заборчик, уточнить его назначение. Познакомить детей с приемом - раскатывание колбаски. Учить катать длинные и ровные «колбаски». Развивать моторику рук. Упражнять в раскатывании пластилина между ладонями прямыми движениями, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности стола для придания предмету необходимой длины. |
Ноябрь.
Неделя | Тема | Цель |
1 | 1. «Овощи с грядки». 2. «Листопад» | Обобщить представления детей об овощах, развивать мелкую моторику .Познакомить детей с новым приемом пластилинографии –размазывание. Продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать( в разных направлениях) не выходя за контур рисунка. Продолжать знакомство с приемом- размазывание (в разных направлениях). Закреплять умения самостоятельно отщипывать и скатывать в шарики пластилин, размазывать шарики по рисунку. |
2 | 3.«Тыковки». 4. «Грибы». | Продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами; учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму. |
3 | 5.«Украсим платочек для мамы». 6. «Цветик –семицветик» | Продолжать учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7мм. Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к ярким краскам природы средствами художественного слова. Учить лепить отдельные детали(придавливать, скатывать, размазывать.). |
4 | 7.«Корм для птиц». 8. «Пушистые тучки» | Напомнить детям, что любят кушать птички. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывание от целого куска, скатывание пластилиновых комочков. Продолжать учить детей создавать рельефные изображения из пластилина , используя уже знакомые способы деления пластилина (отщипывания, отрывания). |
Декабрь.
Неделя | Дата проведения | Цель |
1 | 1.«Зимушка-зима» 2.«Снежинка» | Беседа с детьми о зиме. Формирование эмоционального восприятия окружающего мира. Вызвать интерес к созданию образа снегопада. Совершенствовать навыки отщипывания и размазывания. Расширять представления о зиме, закреплять знания о признаках зимы. Продолжать учить детей Раскатывать пластилин колбаской, путем надавливания прикреплять его к основе. Побуждать детей передавать разнообразие форм снежинок. |
2 | 3. «Ожерелье» 4.»Вкусное угощение» | Учить детей вдавливать детали в пластилиновую основу в определенном порядке, создавая изображение; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Учить лепить шар круговым раскатыванием в ладонях(добиваться синхронного движения при круговом раскатывании. Учить украшать свои поделки макаронными изделиями. |
3 | 5.«Дружок- Снеговичок ». 6.»Бублики-баранки». | Учить скатывать большие и маленькие комочки из пластилина, соединять их между собой. Закреплять приемы работы с пластилином – отщипывания, скатывания, сплющивания. Развивать мелкую моторику рук. Формировать умение раскатывать столбик (цилиндр) и замыкать в кольцо.Развивать восприятие формы и мелкую моторику. |
4 | 7.«Елочные шары на ветке». 8 «Праздничная елочка». | Уточнить знания детей о круглой форме предметов. Закреплять знания цвете, развивать чувство ритма. Закреплять умение раскатывать колбаски , жгутики одной длины. Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 3-5 мм., надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе. |
Январь.
Неделя | Тема | Цель |
1 | 1.«Снег». 2.»Вот какие ножки у сороконожки» | Расширять представления о зиме, закреплять знания о признаках зимы. Продолжать учить детей Раскатывать пластилин колбаской, путем надавливания прикреплять его к основе. Вызвать интерес к изображению живых существ. Учить лепить образы на основе валика и дополнять мелкими деталями (ножки, глазки) |
2 | 3«Ежик-ни головы, ни ножек». 4.«Неваляшка». | Учить детей моделировать образ ежика: вставлять «иголки(семечки) в «туловище»,вылепленное педагогом. Развивать чувство формы, Закреплять умение работать с пластилином, используя его свойства при раскатывании и сплюшивании. |
3 | 5.«Колесики для пирамидки». 6. «Творю,что хочу» | Формировать интерес к окружающим нас предметам. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином. Закреплять приемы раскатывания пластилина, между ладонями, прямыми движениями . Учить соединять концы вылепленного валика. Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других |
Февраль.
Неделя | Тема | Цель |
1 | 1.«Пряник для мишки». 2. «Совушка, сова- большая голова» | Упражнять в скатывании из пластилина шаров круговыми движениями рук, в сплющивании в ладонях комка; учить, пальцами делать в нем углубление, развивать интерес к лепке. Расширять представления детей о лесной птице- сове. Учить создавать композицию из отдельных частей , используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином- скатывание, расплющивание . |
2 | 3.«Пушистые тучки». 4.«Самолет летит». | Продолжать учить детей создавать рельефные изображения из пластилина- отщипывать кусочки, прикладывать к фону примазывать пальчиком. Закрепить умение детей делить брусок пластилина на глаз на две части. Составить на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета. |
3 | 5. «Красивое печенье для кукол». 6. «Кактус в горшочке» | Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый. Закрепить умение лепить форму диска путем расплющивания, Печенье украсить разными крупами. Расширять представления детей о комнатных растениях. Развивать практические умения и навыки при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности |
4 | 7.«Подарю цветочек маме». 8.«Галстук для папы». | Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы |
Март.
Неделя | Тема | Цель |
1 | 1.«Лепка куклы из двух шариков». 2. «Звездное небо» | Закреплять умение лепить предмет из двух округлых форм. Вызвать у детей интерес к украшению формы и дополнению куклы такими частями, как ручки в виде шариков. Учить детей передавать образ звездного неба посредством пластилинографии.. Закрепить навыки работы с пластилином: раскатывание комочка прямым движением, сгибание в дугу, сплющивание концов предмета. Научить детей делить готовую форму на мелкие части при помощи стеки и скатывать из них шарики кругообразным движением на плоскости, стимулируя активную работу пальцев. |
2 | 3.«Баранки». 4. «Мячики большой и маленький» | Научить детей действовать по показу – раскатывать из пластилина колбаски и соединять концы пластилиновой колбаски между собой путем придавливания, различать зеленый цвет, любоваться готовым изделием. Закрепить понятие величины (большой и маленький). Закрепить приемы раскатывание шариков круговыми движениями ладоней, сплющивание их, придавливание на плоскости. Развивать силу пальцев, воспитывать аккуратность в работе с пластилином. |
3 | 5.«Лучики для солнышка». 6. «Флажок» | Учить, надавливающим движением указательного пальца, размазывать пластилин на картоне. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умение аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7мм. Продолжать учить прикреплять ” горошины” на шаблон флажка. Развивать мелкую моторику рук, поддерживать в детях желание доводить начатое до конца. |
Апрель.
Неделя | Тема | Цель |
1 | 1.«Почки на деревьях». 2. «Сосульки плачут кап-кап-кап». | Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе, растениях, познакомить детей с приметами весны. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином. «Сосульки плачут кап-кап-кап» Закреплять приемы работы с пластилином: раскатывание палочек разной длины, придавливание их к картону, побуждать делать капельки: отщипывание маленьких кусочков, раскатывание двумя пальцами, придавливание к сосульке. |
2 | 3.«Гусеница». 4. «Светофор» | Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый. Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм., и соединять их между собой в виде гусеницы .Дополнить глазками. Закрепить цвета светофора. Продолжать освоение приемов пластилинографии. Учить, надавливающим движением указательного пальца, размазывать пластилин на шаблоне (светофор) раскатывать палочку, прилеплять к шаблону. Закреплять умение аккуратно использовать пластилин в своей работе. Развивать мелкую моторику. |
3 | 5.«Вот какой у нас мостик» (коллективная работа). 6. «Украшаем пасхальное яйцо» | Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями, делая короткие и длинные палочки; работать аккуратно, складывать готовые изделия на доску. Познакомить с праздником Пасхи. Закреплять приемы пластилинографии: отщипывание маленького кусочка, раскатывание шариков двумя пальцами, придавливание к шаблону яйца. Побуждать использовать несколько цветов для создания яркого красочного образа. Вызвать желание порадовать близких людей. |
4 | 7.«Гнездышко для птенчика 8. «Набухают почки- распускаются листочки» | Учить моделировать гнездышко: раскатывание шара ,легкое сплющивание в диск, вдавливание. Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе, растениях, познакомить детей с приметами весны. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином. Отщипывать, скатывать разные по длине колбаски, длинные и короткие веточки дерева. Скатывать комочки, почки, размещать их по всему дереву, слегка надавливая на них, превращать их в листочки. |
Май.
Неделя | Тема | Цель |
1 | 1.«Червячок». 2. «Салют победы» | Закреплять у детей навык раскатывания длинных колбасок; научить сплющивать один конец пластилиновой колбаски и заострять другой конец; Познакомить с праздником День Победы, с праздничным салютом, закрепить приемы пластилинографии: раскатывание разноцветных колбасок, раскатывание шариков, придавливание их к основе (картон). Развивать силу пальцев. |
2 | 3.«Улитка». 4. «Божья коровка» | Учить детей действовать по показу – размазывать пластилин по силуэту улитки. Закреплять приемы пластилинографии: раскатывание шарика большого и маленького, сплющивание, придавливание к шаблону (листик), отщипывание маленьких кусочков, раскатывание шариков двумя пальцами (черные точки) придавливание шариков к туловищу, для завершения образа сделать усики и лапки. |
3 | 5.«Рыбка». 6. «Миски для медведей». | Учить детей размазывать пластилиновый шарик в двух направлениях, создавая хвостик у рыбки. Продолжать учить детей вдавливать детали в пластилин, создавая изображение. Упражнять в скатывании из пластилина шаров круговыми движениями рук, в сплющивании в ладонях комка; учить, пальцами делать в нем углубление, развивать интерес к лепке. |
4 | 7.«Вишкнка». 8. «Лесенка» | Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями, закреплять ранее приобретенные навыки; различать красный цвет, любоваться готовым изделием. Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями, делая короткие и длинные палочки; работать аккуратно, складывать готовые изделия на доску. |
- Анализ материально-технического обеспечения программы
В помещении, выделенном для реализации дополнительных общеразвивающих программ дошкольного образования, создана современная развивающая предметно-пространственная среда, которая отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является доступной, безопасной, содержательной, многофункциональной, трансформируемой, вариативной. Как необходимое условие реализации программы в группе создан и пополняется информационно-методический фонд.Имеется в наличии образцы работ, необходимый дидактический, демонстрационный, раздаточный материал, для обеспечения воспитательно-образовательного процесса.
Литература |
|
Наглядные средства |
|
Технические средства |
|
Художественные средства |
|
3.3 Анализ учебно-методического обеспечения программы
Программы |
|
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад « Березка».
г.Когалым
Программа кружковой работы по пластелинографии
в первой младшей группе
«Чудесный пластилин».
Воспитатель:
Ахмедова Л.В.
Содержание:
1.Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка……………………………………….
1.1.1.Цели и задачи реализации программы…………………….
1.1.2 Принципы, методы и формы работы ………………………
1.1.3 Планируемые результаты………………………………….
2.Содержательный раздел
2.1Организация и структура занятий…………………………..
2.2 План воспитательно- образовательной работы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (раздел «лепка»)в рамках кружка «Чудесный пластилин».
3 Организационный раздел
3.1. Инструменты идополнительные материалы……………..
1.1В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности «Чудесный пластилин»- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинографии.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида)в изобразительной деятельности.
Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской
поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука, вернее, обе руки. Следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией, представляют себе, большую возможность для развития и обучения детей.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
Такое построение занятий кружка ” Чудесный пластилин» способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность,
вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста. Так – же данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Во всех современных программах представлены три способа освоения изобразительного искусства детьми дошкольного возраста : восприятие- исполнительство- творчество. Эстетическое восприятие – это прямой путь приобщения детей к изобразительному ( и любому другому) искусству. От его развития во многом зависит последующая исполнительская и творческая деятельность ребенка. Художественное исполнительство связано с практическим овладением детьми изобразительно- изобразительными средствами , поскольку невозможно войти в искусство , не зная его специфического языка. Сюда же относится техническая составляющая ( конкретные умения и навыки в той или иной области) .Изобразительное творчество представляет собой высший уровень освоения искусства , сообразно возрастным возможностям и индивидуальным особенностям .
Данная программа разработана для детей младшего дошкольного возраста (с 2,5 до 3.5 лет).Рассчитана на работу с группой из 10 и более человек, по 10 минут, в связи с условиями развивающей среды
Данная программа предусматривает 1 года обучения.
В соответствии с ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из направлений содержания образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» направленного на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности , удовлетворение потребности детей в самовыражении является – развитие детского творчества.
1.1.1.Цель и задачи.
Цель:
- Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать изобразительную деятельность детей.
- Развивать сюжетно – игровой замысел.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
- Развивать интерес к коллективной работе.
1.1.2Методы:
- информационно-репродуктивный метод. Он направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознания и запоминания новой информации. И чем продуктивней он используется, тем более и существеннее опыт ребенка, обширнее знания его об окружающем мире, что является основой воображения.
- репродуктивный метод направлен на закрепление, упрочнение, углубление знаний, способов оперирования знаниями, упрочнение способов деятельности, суть и образец которых уже известны.
Репродуктивный метод позволяет формировать не только конкретные знания, способы действия, но и обобщенные (одно и тоже задания для неоднократного повторения; вариативные задания, сходство которых с ранее усвоенным образцом легко опознаваемо). Ведь сложность задач, возникающих перед воображением, зависит от характера сведений о тех предметах, явлениях, которые мы пытаемся себе представить – от того, на сколько эти сведения полны, подробны и точны, и в какой форме они выражены.
- эвристический метод направлен на пооперационное или поэлементное обучение чертам и процедурам творческой деятельности. Педагог включает ребенка в поиск решения не целостной задачи, а отдельных ее элементов (например, педагог сообщает проблему – выводы делают дети и т.д.). Для развития творческого воображения этот метод заключается в направленности на создание новых образов, замыслов на основе усвоенных.
Приемы:
- Воспроизведение движений в воздухе.
- Совместные (или «пассивные») действия.
-Работа детей на общем фоне. Для этого организуется коллективная деятельность: дети на больших листах бумаги (фон) выполняют работу с общим сюжетом. Сначала на своих рабочих местах делают «заготовки», а потом подходят к фону.
- Стихи, загадки подбираются к теме и помогают изображению характерных особенностей объекта. Вопросы к детям должны иметь наглядную опору и соответствовать той деятельности, которую они выполняют.
- Игровая мотивация. Ее создание – важный стимул развития познавательного процесса. Ее суть состоит в том, что педагог создает проблемную ситуацию и ставит перед детьми для ее разрешения проблемную задачу, наталкивая на поиск путей и средств решения, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Игровая задача в используемых приемах – своеобразная формулировка цели предстоящих игровых действий. В условиях игрового действия рождается воображаемая ситуация. Внешнее выражение действий может быть представлено по-разному: моторным, практическим действием, изобразительным действием (ритмичным движениям пальца размазывать кусочки пластилина); звукоподражанием. Обучая детей пластилинографии, необходимо учитывать, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам.
В конце деятельности следует -педагогическая оценка. Оценке подлежит как результат решения учебной задачи, так и ход ее выполнения.
Выбор тем занятий в программе зависит от принципов построения и реализации программы:
- Принцип систематичности и последовательности: постановка или корректировка задач «от простого к сложному», «от хорошо известному к малоизвестному и незнакомому»;
- Принцип развивающего характера художественного образования;
- Принцип сезонности: построение или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных особенностей в данный момент времени;
- Принцип природосообразности: постановка или корректировка задач художественно- творческого развития детей с учётом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
- Принцип интереса: построение или корректировка программы с опорой на интересы детей.
- Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта.
Методы работы:
- Метод сенсорного насыщения (без сенсорного основы немыслимо приобщение к художественной культуре).
- Метод эстетического выбора («убеждение красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса.
- Метод разнообразной художественной практики.
- Метод сотворчества (с педагогом, сверстниками).
- Метод эвристических и поисковых ситуаций.
- Метод игровых, творческих ситуаций.
Формы работы:
- Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Интеграция образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности.
- Развивающие игры. Рассматривание альбомов, фотографий.
- Беседы, наблюдения, обследование предметов, экспериментирование.
- Совместная деятельность детей и родителей.
Режим занятий:
Занятия кружка «Чудесный пластилин» проводятся с детьми первой младшей группы (2-3 лет), во вторую половину дня: один раз в неделю, длительность 10 минут для детей младшей группы.
1.1.3. Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
Этап №1 Подготовительный.
Задачи перед ребенком:
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
- Освоить правильную постановку пальца.
-Освоить прием отщипывание маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
-Научиться работать на ограниченном пространстве
Этап №2. Основной
Задачи перед ребенком:
- Научиться не выходить за контур рисунка
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
- Научиться доводить дело до конца
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
- Научиться действовать по образцу воспитателя
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
Этап №3 Итоговый
Задачи перед ребенком:
- Самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
2.1 Режим занятий:
Занятия кружка «Чудесный пластилин» проводятся с детьми первой младшей группы (2-3 лет), во вторую половину дня: один раз в неделю, длительность 10 минут для детей младшей группы.
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук.
Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.
Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
3.Организвционный раздел
3.1Материалы и инструменты, необходимые для пластилинографии:
Пластилин. Выбирать нужный пластилин необходимо в процессе работы методом проб и ошибок, т.к. иной раз купишь разрекламированный, дорогой, яркий, а он так липнет к рукам, что к картону его не приклеишь, а бывает такой, что не липнет ни к рукам, ни к картону. Такой пластилин подходит для объемной лепки. Имеет значение и упаковка пластилина. Детям бывает трудно справиться с коробочкой, когда она не открывается сверху, а выдвигается в ту или другую сторону. Поэтому лучше покупать в упаковках, которые открываются сверху, к тому же чтобы крышка была с «язычком», т.к. она легко открывается и закрывается.
Подкладная доска. Чтобы во время работы не испачкать свое рабочее место, необходима подкладная доска. Примерный размер доски 30 X 25. Она должна хорошо отмываться теплой водой с использованием обезжиривающих средств. Подкладную доску можно покупать в магазине, а сделать самостоятельно.
Бумажная или полотняная салфетка. Для того чтобы вытирать руки и рабочее место после окончания работы или во время лепки, необходима бумажная или полотняная салфетка. Особенно она пригодиться, когда нужно поменять цвет: с темного на светлый.
Картон. Картину из пластилина можно делать на картоне. Лучше пользоваться лакированным картоном, в этом случае жирные составляющие пластилина не будут выступать. Или можно заламинироватьего.Но при его отсутствии можно воспользоваться и любым другим, обклеив его бумагой нужного цвета. Для обратной можно пользоваться прозрачным пластиком (пластиковыми крышками, коробками).
Дополнительный материал. Для украшения картины можно использовать разнообразный природный и бросовый материал (перышки, семечки, бисер и др.) так же необходим дополнительный материал для создания барельефа: всевозможные фактурные поверхности предметов (пуговицы, баночки, формочки.)
Организация рабочего места:
Нужен рабочий стол, на котором можно расположить коробку с пластилином, картинки, эскизы, коробку с неоконченными работами, если такие есть, и рабочие инструменты. Должно быть хорошее освещение. Следите за тем, чтобы тень от рук и головы не падала на рабочую поверхность стола. Можно использовать музыку, хорошая музыка настроит на творчество. Очень важно при работе следить за осанкой детей. Пластилин должен лежать в закрытой коробке. Картон должен в специальной папке. Стеки должны храниться в футляре или специальном пенале. Подкладная доска должна лежать в специальной папке. Во время работы необходимо следить затем, чтобы пластилин не попадал на одежду и на стул. Правила техники безопасности при работе с пластилином:
- Приобретать только качественный пластилин.
-Лепку пластилином выполняй только на специальной подложке. Нельзя класть пластилин на стол.
-Перед началом работы нужно смочить руки водой, тогда пластилин не будет к ним прилипать.
-Перед работой разогреть пластилин.
-Не нужно разминать сразу весь кусок пластилина. Можно отделить маленькую часть, размять, потом прибавить еще и т.д.
-Храните пластилин в коробочке отдельно от другого материала.
-После работы вытирать руки салфеткой и вымыть их теплой водой с мылом.
-По окончании работы, убрать рабочее место, протереть стол.
-Подкладную доску и стеки нужно хорошо протереть салфеткой, а если есть необходимость, то вымыть теплой водой.
-Готовые работы можно оформить в рамочки, неоконченные — убрать в специальные коробки, чтобы ничего не терялось.
Материал, находящийся в кружке художественного творчества должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных заданий, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Работа с родителями:
- Описание развивающих игр по развитию творческих способностей детей и игр с пластилином в «Уголке для родителей»,
- Консультации для родителей «Рисование пластилином», «Пластилинография - это интересно»
Комплексно-тематический план
Октябрь.
Неделя | Дата проведения | Тема | Цель |
1 | «Волшебный пластилин» (поиграй-ка). | Познакомить детей с пластилином, с некоторыми приемами его использования: раскатывание, сгибание, отщипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы через игровое взаимодействие с материалом и сказочным героем. | |
2 | «Яблоки». | Учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм., надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на одинаковом расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином. | |
3 | «Яблоко». | Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска и скатывать из них шарики, надавливать пальчиком на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе. Продолжать развивать мелкую моторику, формировать интерес ребенка к работе с пластилином. | |
4 | «Заборчик для козлят». | Рассмотреть с детьми заборчик для козлят, уточнить его назначение. Продолжать учить детей приему - раскатывание колбаски. Учить катать длинные и ровные «колбаски». Развивать моторику рук. |
Ноябрь.
Неделя | Дата проведения | Тема | Цель |
1 | «В гости к солнышку». | Совершенствовать умение детей скатывать кусочек пластилина, круговыми движениями ладоней, придавая ему шарообразную форму. Учить приему сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы. Развивать мелкую моторику рук. | |
2 | «Конфеты на тарелке». | Продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами; учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | |
3 | «Украсим кукле платье». | Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7мм. Продолжать учить прикреплять ” горошины” на одинаковом расстоянии друг от друга. Развивать мелкую моторику рук,поддерживать в детях желание доводить начатое до конца. | |
4 | «Покормим птиц». | Напомнить детям, что любят кушать птички. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: отщипывание от целого куска, скатывание пластилиновых комочков. Развивать мелкую моторику рук, желание заботиться о птицах, когда им холодно и голодно. |
Декабрь.
Неделя | Дата проведения | Тема | Цель |
1 | «Снежинки – холодинки». | Беседа с детьми о зиме. Формирование эмоционального восприятия окружающего мира. Закрепление приема раскатывания колбасок, жгутиков разной длины. Поощрение самостоятельности, оригинальности в создании снежинок из пластилина. | |
2 | «Бусы». | Учить детей вдавливать детали в пластилиновую основу в определенном порядке, создавая изображение; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. | |
3 | «Снеговик». | Учить скатывать большие и маленькие комочки из пластилина, соединять их между собой. Закреплять приемы работы с пластилином – отщипывания, скатывания, сплющивания. Развивать мелкую моторику рук. | |
4 | «Наряжаем елку». | Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилинаот куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм., надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца. Развивать умение создавать выразительный и интересный образ знакомых предметов (елочка). |
Январь.
Неделя | Дата проведения | Тема | Цель |
1 | «Снег идет». | Расширять представления о зиме, закреплять знания о признаках зимы. Продолжать учить детей надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на одинаковом расстоянии друг от друга. Формировать интерес детей к зимним явлениям, снегопад, к работе с пластилином. | |
2 | «Шоколад с орехами». | Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить детей вдавливать детали в пластилин; формировать интерес к работе с пластилином. Развивать мелкую моторику рук. | |
3 | «Дудочки для ребят». | Формировать интерес к окружающим нас предметам. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином. Закреплять приемы раскатывания пластилина, между ладонями, прямыми движениями разные по длине колбаски: длинные и короткие, в своей работе пытаться передать характерные особенности дудочки. |
Февраль.
Неделя | Дата проведения | Тема | Цель |
1 | «Миски для медведей». | Упражнять в скатывании из пластилина шаров круговыми движениями рук, в сплющивании в ладонях комка; учить, пальцами делать в нем углубление, развивать интерес к лепке. | |
2 | «Облачко». | Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа (облако) посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (отщипывания, раскатывания, размазывания). | |
3 | «Пряники для зайчика». | Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый. Продолжать знакомить детей с приемом пластилинографии. Продолжать отрабатывать навыки лепки из пластилина; вызывать желание лепить. | |
4 | «Цветы для мамы». | Беседа о наших мамах, о празднике 8 марта. Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм., надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, размазывать надавливающим движением указательного пальца пластилин на картоне. Развивать мелкую моторику рук. |
Март.
Неделя | Дата проведения | Тема | Цель |
1 | «Красивая тарелка». | Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм., надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца; формировать интерес к работе с пластилином. | |
2 | «Сушки». | Научить детей действовать по показу – раскатывать из пластилина колбаски и соединять концы пластилиновой колбаски между собой путем придавливания, различать зеленый цвет, любоваться готовым изделием. | |
3 | «Теплое солнышко». «Лучики для солнышка». (Тема на выбор). | Продолжать освоение приемов пластилинографии. Учить, надавливающим движением указательного пальца, размазывать пластилин на картоне. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умение аккуратно использовать пластилин в своей работе. |
Апрель.
Неделя | Дата проведения | Тема | Цель |
1 | «Набухают почки – распускаются листочки». | Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе, растениях, познакомить детей с приметами весны. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином. Отщипывать, скатывать разные по длине колбаски, длинные и короткие веточки дерева. Скатывать комочки, почки, размещать их по всему дереву, слегка надавливая на них, превращать их в листочки. Поощрять самостоятельность в правильном выборе цвета материала. | |
2 | «Божья коровка». | Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый. Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм., надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на одинаковом расстоянии друг от друга, соблюдать симметричность рисунка. | |
3 | «Лепка лесенки» (коллективная работа). | Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями, делая короткие и длинные палочки; работать аккуратно, складывать готовые изделия на доску. | |
4 | «Домик для цыпленка» (яйцо). | Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Развивать мелкую моторику рук, при выполнении приемов работы с пластилином, отщипывания, размазывания, работе внутри контура, развитие эстетического вкуса при оформлении работы. |
Май.
Неделя | Дата проведения | Тема | Цель |
1 | «Змейка». | Закреплять у детей навык раскатывания длинных колбасок; научить сплющивать один конец пластилиновой колбаски и заострять другой конец; формировать интерес к работе с пластилином. | |
2 | «Гусеница». | Учить детей действовать по показу – скатывать из пластилина шарики и насаживать их на тонкую палочку; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику рук. | |
3 | «Рыбка в аквариуме». | Учить детей размазывать пластилиновый шарик в двух направлениях, создавая хвостик у рыбки. Продолжать учить детей вдавливать детали в пластилин, создавая изображение. Закреплять умение детей способом надавливания создавать камешки в аквариуме. Развивать мелкую моторику рук. Учить доводить дело до конца. | |
4 | «Земляничка». | Закреплять умение раскатывать пластилин между ладонями, закреплять ранее приобретенные навыки; различать красный цвет, любоваться готовым изделием. |
Литература: 1. Е. А. Янушко. Лепка с детьми раннего возраста. 1-3 года. Москва «Мозаика – синтез». 2006 год. 2. «Комплексные занятия» по программе «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы. Первая младшая группа. 3. Г. Н. Давыдова «Пластилинография для малышей». М., Издательство «Скрипторий, 2003г. ; 4. Д. Н. Колдина «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. М., Мозаика-синтез, 2009г.