Методическая копилка

Ахмедова Луиза Вахаевна

Предварительный просмотр:

«Использование технологии  наглядного моделирования  в обучении грамоте»

(слайд 1) Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами. Заключается он в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, представить себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий.

 (слайд 2) Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Моделирование - это процесс создания моделей и их использование.
Модель –
упрощённое представление реального устройства и/или протекающих в нём процессов, явлений

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста 

Схематизация и моделирование помогают ребёнку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального (речевого

(слайд 3) При подготовке к обучению грамоте метод наглядного моделирования       позволит решить следующие задачи:

  • познакомить детей с понятием “слово” и его протяженностью;
  • образно представить структуру слова;
  • научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой,
  • определять место звука в слове (в начале, середине, конце);
  • определять последовательность звуков в слове;
  • определять количество звуков в слове;
  • изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;
  • сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели;
  • научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме;

 - отработать навык слогового чтения

(слайд 4) Процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте строится последовательно, поэтому в ходе работы на каждом возрастном этапе решаются следующие задачи:

Средний возраст

  • знакомство детей с моделями (определение сенсорных эталонов);

–подготовка        артикуляционного        аппарата        к        постановке        искаженно произносимых звуков, используя картинки-символы;

  • знакомство с понятием “слово”, обучение детей замене слова моделью;

–знакомство детей с протяженностью слов (длинные и короткие) и использование заместителей;

  • обучение детей интонационно выделять звук в слове; называть слова с заданным звуком, выделять и определять первый и последний звуки в слове и соотносить со схемой;
  • обучение выкладыванию слоговых схем с помощью фишек.

(слайд 5) Старший возраст

  • продолжение работы по исправлению искаженно произносимых звуков;
  • продолжение обучения детей выделять звуки в слове, т. е. находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой на перфокарте;
  • обучение изображению гласных и согласных звуков с помощью зрительных символов, различению гласных и согласных, твердых и мягких согласных звуков;
  • обучение умению вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные, используя перфокарты;
  • обучение        проведению        звукового        анализа        и        синтеза        слогов        и        одно- двусложных слов, используя        фишки;
  • обучение определению количества слогов в слове и соотнесение слова со слоговой схемой;
  • обучение графическому изображению предложений, используя слова- модели.

(слайд 6) Подготовительный возраст

  • завершение работы по постановке искаженно произносимых звуков, их автоматизацию в речи;
  • формирование навыка слогового чтения, обучение чтению на материале всего алфавита;

обучение подбору слов к заданной звуковой модели (3, 4, 5-ти звуковой);

–обучение детей отгадыванию заданных слов, представленных моделью из разноцветных фишек, то есть подбирать слово к схеме;

–обучение работе со смешанными моделями слов, свободно оперировать звуковыми, графическими моделями слов и предложений;

–закрепление умения членить предложения на слова, обучение составлению предложений из букв разрезной азбуки, предложений по предложенной схеме.

(слайд 7 )В настоящее время, как известно, в детских садах и школах используются три цвета для обозначения звуков: красный цвет – гласные звуки, синий – твёрдые согласные, зелёный – мягкие согласные звуки.

     Шесть гласных звуков – шесть девочек. Красный цвет платья соответствует обозначению, колокольчик – звонкости звука, положение губ – схематичной артикуляции.

     Для обозначения согласных звуков вместе со зрительными цветными эффективно использовать зрительные  картинные символы, которые для лучшего запоминания обыгрываются пальчиковым упражнением, т. е. жестовым символом, подходящим по смыслу. Для закрепления понятий «твёрдый / мягкий согласный звук» - подключаются тактильные ощущения  в виде деревянного (твёрдого) кубика синего цвета и поролонового (мягкого) «кубика» зелёного цвета или символа спички и ватки.

(слайд 8 )Для определения позиции данного звука в слове по отношению к его началу, середине или концу широко используется игра «Домики». Эту игру  можно дополнить  серией игр с аналогичным заданием.  Это позволит разнообразить однотипное игровое задание, а, значит, и сохранить интерес к нему. Это такие игры как:  «Светофоры» («В начале слова звук у нас – у светофора красный глаз» и т.п.),  «Гусеница» (ребёнок в игре ориентируется на голову, животик и хвост гусеницы), «Пуговица» (вначале игры дети определяют, пуговица какого цвета им нужна),  

(слайд 9) «Подарки Змею Горынычу» (первой голове дарятся предметы с данным звуком в начале, второй – в середине, третьей – в конце слова), лото «Гласные звуки»,

(слайд 10) игра «Синички»  («носик» - начало слова, «туловище» - середина слова, «хвостик» - конец слова).

(слайд 11) Для упражнения в звуковом анализе слогов и слов применяются следующие  пособия и игры: «Собери бусы» (целью этой игры также является развитие мелкой моторики),«Подбери схему к слову»,

(слайд 12) «Картинки - в корзинки» (цель этой игры: учить дифференцировать согласный звук по мягкости и твёрдости). Аналогичная цель и у игры «Старички-звуковички».

(слайд 13) Для определения количества слогов в слове  применяется ряд игр: «Кораблики» (дети ориентируются на количество труб каждого кораблика: сколько труб – столько и слогов), «Букет» (на вазах слоговая схема слова), «Строители» (на базе игры «Строители» дети учатся не только строить дом из того количества кирпичей, которое соответствует количеству слогов, но и определять ударный слог с помощью стилизованного молоточка).

(слайд 14) игра  «За покупками». Насекомым, чтобы пойти за покупками, надо надеть сапожки. Дети определяют количество слогов в названии насекомого (например, му-ра-вей  - 3 слога)  и «обувают» их в соответствующее количество сапожек (т.е. в три). Насекомые покупают тот товар, в названии которого было бы столько же слогов.

(слайд 15) Продуктивным  является использование наглядных моделей при формировании у детей конструирования  предложений различных типов. На первом этапе работы возможно обучение детей конструированию отдельных словосочетаний по наглядной модели. Затем целесообразно использовать наглядные модели, максимально конкретизирующие структуру предложения.   При этом , используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи (например, стрелка или «ножки» вместо глагола, волнистая линия или цветной прямоугольник вместо прилагательного, «кубик» вместо предлога).

 (Слайд 16) Пособие «Кто какую пользу приносит»

  Цель: учить составлять простое распространённое предложение с прямым дополнением по заданной схеме.

(слайд 17 ) Игра « Живые слова»

Цель: упражнять детей в составлении предложения по структурной схеме.

Каждый ребёнок изображает слово. «медвежонок»;  «любит».  «Мёд» Прочитали предложение: «Медвежонок любит мёд». Поменяем местами второе и третье слово. Что получилось? (Медвежонок мёд любит). Пусть теперь первое слово станет последним. Что получится? (Мёд любит медвежонок)

Оборудование: прямоугольники-слова с прорезями для лиц детей.

(слайд 18) Постепенно модели предложений усложняются, вводятся схематические изображения простых  (В, НА, ПОД, ЗА) и сложных предлогов (ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, МЕЖДУ).

     На подгрупповой непосредственно образовательной деятельности  применяется лото «Предлоги». Эта игра помогает запомнить схемы предлогов и упражнять в употреблении их в речи.

     Для закрепления материала используются индивидуальные карточки по которым ребёнок сначала учится моделировать словосочетание (например, «грибы под ёлкой»), а потом и разнообразные по составу предложения («Грибы растут под ёлкой. Маленькие грибы прячутся под ёлкой. Маша нашла грибы под ёлкой»).

(слайд 19) Следовательно, метод наглядного моделирования можно и нужно использовать в непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте как детей дошкольного возраста с нарушениями речи,  так и детей массовых групп дошкольных учреждений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование технологии наглядного моделирования в обучении грамоте Ахмедова Л.В.

Слайд 2

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Моделирование - это процесс создания моделей и их использование. Модель – упрощённое представление реального устройства и/или протекающих в нём процессов, явлений.

Слайд 3

Дидактические задачи этапов развития навыков наглядного моделирования познакомить детей с понятием “слово” и его протяженностью; образно представить структуру слова; научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, определять место звука в слове (в начале, середине, конце); определять последовательность звуков в слове; определять количество звуков в слове; изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные; сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели; научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме; отработать навык слогового чтения.

Слайд 4

Средняя группа знакомство детей с моделями (определение сенсорных эталонов); подготовка артикуляционного аппарата к постановке искаженно произносимых звуков, используя картинки-символы; знакомство с понятием “слово”, обучение детей замене слова моделью; знакомство детей с протяженностью слов (длинные и короткие) и использование заместителей; обучение детей интонационно выделять звук в слове; называть слова с заданным звуком, выделять и определять первый и последний звуки в слове и соотносить со схемой; обучение выкладыванию слоговых схем с помощью фишек

Слайд 5

Старшая группа продолжение работы по исправлению искаженно произносимых звуков; продолжение обучения детей выделять звуки в слове, т. е. находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой на перфокарте; обучение изображению гласных и согласных звуков с помощью зрительных символов, различению гласных и согласных, твердых и мягких согласных звуков; обучение умению вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные, используя перфокарты; обучение проведению звукового анализа и синтеза слогов и одно- двусложных слов, используя фишки; обучение определению количества слогов в слове и соотнесение слова со слоговой схемой; обучение графическому изображению предложений, используя слова- модели.

Слайд 6

Подготовительная группа завершение работы по постановке искаженно произносимых звуков, их автоматизацию в речи; формирование навыка слогового чтения, обучение чтению на материале всего алфавита; обучение подбору слов к заданной звуковой модели (3, 4, 5-ти звуковой); –обучение детей отгадыванию заданных слов, представленных моделью из разноцветных фишек, то есть подбирать слово к схеме; –обучение работе со смешанными моделями слов, свободно оперировать звуковыми, графическими моделями слов и предложений; –закрепление умения членить предложения на слова, обучение составлению предложений из букв разрезной азбуки, предложений по предложенной схеме.

Слайд 7

символы гласных звуков символы твёрдости и мягкости согласных звуков символы согласных звуков

Слайд 8

«Домики», «Светофоры» «Гусеница» «Пуговица»

Слайд 9

«Подарки Змею Горынычу» лото «Гласные звуки» «Подарки Змею Горынычу»

Слайд 10

«Синички»

Слайд 11

«Собери бусы» «Подбери схему к слову»

Слайд 12

«Картинки в корзинки» «Старички-звуковички»

Слайд 13

« Кораблики » « Строители » « Букет »

Слайд 14

« За покупками »

Слайд 15

конструирование модели предложения

Слайд 16

«Кто какую пользу приносит?»

Слайд 17

« Живые слова »

Слайд 18

схематические изображения предлогов лото «Предлоги» Карточки для составления словосочетаний и предложений

Слайд 19

«Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому». М.Монтень, французский философ XVI века

Слайд 20

спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эффективные формы работы с семьей. Подготовила : Ахмедова Л.В..

Слайд 2

“ сотрудничество” “взаимодействие”. Сотрудничество – это “общение на “равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции (восприятия) и с помощью общения.

Слайд 3

Основные направления взаимодействия ДОУ с семьей

Слайд 4

Как работать с родителями ? Традиционные формы ( родительские собрания, конференции, уголки для родителей, праздники, консультации ) Нетрадиционные формы ( дни открытых дверей, кружки, КВН, викторины, семейные конкурсы, выставки работ, выпуск газет, сайт ДОУ, экскурсии, оформление групп, благоустройство д/сада, соревнования)

Слайд 5

Интерактивные формы взаимодействия с семьей «интерактив» от англ. «interact», где «inter»- это взаимный, «act» - действовать. Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).

Слайд 6

задачи, которые позволяет решать данная форма взаимодействия: интерактивные формы организации ставят родителей в активную позицию. повышает готовность родителей к взаимодействию с педагогами и другими специалистами. Интерактивная форма взаимодействия предполагает не только обмен информацией между сторонами, но и практическое сотрудничество, установление личных контактов между всеми субъектами взаимодействия.

Слайд 7

Интерактивные формы взаимодействия с семьей Семейные клубы. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями . «Клуб заботливых родителей», «Клуб любителей музыки», «Клуб ценителей искусства», «Гармония», «Здоровячок».

Слайд 8

Дискуссия является одной из важнейших форм деятельности, стимулирующей формирование коммуникативной культуры. • круглый стол • симпозиум • дебаты

Слайд 9

Тематические акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка. Данные акции могут быть как общесадовскими, так и групповыми.

Слайд 10

Родительская почта Телефон доверия Семинары-практикумы для родителей (библиотека игр) Вечера вопросов и ответов(Гостиная) Семейные педагогические проекты («Вечер у рояля», «Здоровые дети в здоровой семье», «Ярмарка педагогических идей» )

Слайд 11

Дистанционный родительский клуб инновационная форма сотрудничества, целью которой является активизация сотрудничества педагогов детского сада и родителей дошкольников с использованием компьютерных технологий (сайт ДОУ, группы и объединения в соц.сетях)

Слайд 12

Коллективные интеллектуальные игры Взаимодействие игроков и зрителей, взрослых и детей. Интерактивный практикум Интерактивные элементы Используются в разных мероприятиях с разными целями «Рука помощи», «Новоселье», «Ресурсный круг»



Предварительный просмотр:

«Краеведение в дошкольном возрасте»

Что же такое краеведение? 

Краеведение – этосовокупность знаний об истории, экономике, природе, быту, культуре того или иного края. Это - наследство, оставленное нам предками. Это - живая легенда и бабушкины рассказы, обычаи родного края и богатства недр, полей, лесов, трудовые достижения и ратные свершения отцов и дедов. Это - опыт хозяйственного освоения края и его вековая культура. Это - то самое наследство, которое мы должны не только использовать по назначению в жизни, а и беречь, развивая и распространяя среди потомков.

Знакомя детей с родным краем необходимо учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребенка нарисовать то, о чем он только что услышал, рассказать родителям или друзьям то, что он узнал от воспитателя, посадить около дома цветы, чтобы двор стал еще краше и т.п. Воспитатель должен научить дошкольников замечать вокруг то положительное, что создается руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что их окружает.  Ознакомление дошкольников с родным краем входит в целостный образовательный процесс с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

Цель краеведческой работы с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к родной природе, к селу, в котором живем, помочь осознать значение родного края  в жизни большой страны, роль каждого жителя в жизни своего села, района, а, значит, и страны.

         Задачи краеведения:

1.Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и где он живет.

2. Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.

3. Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.

4. Воспитание потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.

5.Воспитание уважения к людям труда, знаменитым землякам.

6. Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.

Краеведческая деятельность как средство приобщения детей к культуре родного края может развиваться по ряду направлений:

- Историческое краеведение

- Естественно - научное краеведение (географическое, экологическое, биологическое и др.).

- Этнокультурное и социолого-демографическое краеведение (фольклорное, художественное, литературное и др.)

- Туристско-краеведческая деятельность (краеведческие исследования во время прогулок,  туристических походов).

- Музейное краеведение (изучение родного края на базе краеведческого музея)

- Экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения экскурсий)

- Семейное краеведение.

Формы и методы работы в направлении краеведения разнообразны:

Это совместная непосредственно организованная образовательная деятельность, включающая разные виды деятельности на основе единого содержания;

Беседы, которые  используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы;

Экскурсии,  обеспечивающие  знакомство детей с социальным и культурным разнообразием родного села.

Праздники, развлечения - на которых дети знакомятся с культурой и традициями народа, населяющего родной край.

Прогулки, путешествия, походы- эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир.

Значимым в работе методом является метод проектов. Проекты по краеведению позволяют не только сформировать представления о  малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе.

Практика показывает, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно - пространственной среды, так называемых  - центров краеведения,  где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае. Работа в центре краеведения  развивает у дошкольников речь, мышление, воображение, расширяет кругозор,способствует нравственномустановлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному  селу, краю, стране.

Предлагаемый детям материал в центрах должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.

Содержание материалов в центрах зависит от возраста детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует поиска и внедрения новых подходов к  воспитанию и обучению детей. Одним из таких подходов является информатизация дошкольного образования.Информатизация образования открывает перед педагогом новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых вариантов работы по краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста, например таких, как виртуальные экскурсии. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.

Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде видео-, аудио- и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации. Она имеет ряд преимуществ перед традиционнымиэкскурсиями: Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провестиэкскурсию по выбранной теме. У виртуальных экскурсий нет границ, что позволяет посетить различные места села, родного краяне покидая здания детского сада; дает возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе; улучшает качество образовательного процесса.

В последнее время в развивающей среде детских садов все чаще стал появляться такой элемент как мини-музей. В рамках патриотического воспитания мини-музей - необходимая часть развивающей среды. Назначение создаваемых мини-музеев  краеведческого содержания в ДОУ – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Работа с мини-музеем способствует воспитанию любви к малой Родине и Отечеству, развитию познавательного интереса, эстетических чувств, речевых, трудовых, изобразительных умений, творческих способностей.

Создание в группе мини-музея имеет большое значение для сотрудничества дошкольного учреждения с семьей.  Гармонично и правильно организованные коллективом ДОУ, родителями и детьми, мини-музеи не только становятся предметом гордости дошкольного учреждения, но и приносят ощутимые результаты в области воспитания и образования детей, способствуют расширению кругозора и ребенка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности.

Для формирования познавательной активности дошкольников в краеведческой деятельности интерес представляет такое направление, как коллекционирование. Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению. С коллекционирования начинается приобщение ребенка к миру маленьких тайн, их открытий.

Собирание и классификация различных предметов, расширяет кругозор детей, а так же развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования у детей накапливаются знания, затем информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. Коллекционирование развивает все психические процессы: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Таким образом, разнообразие форм, средств, методов и приёмов краеведческойдеятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.

Начиная работу по воспитанию у дошкольников любви к родному краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделив то, что характерно, только для данной местности, что есть только здесь.  

Надо помнить, что ознакомление с темой должно проходить системно, ненавязчиво, на основе принципа усложнения и узнавания материала. При этом нельзя забывать, что дошкольники еще не владеют многими понятиями. Привычные для взрослых слова и выражения могут быть им не знакомы, поэтому их надо в доступной форме расшифровывать.

Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной.

Каждый момент ознакомления с родным краем должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, защитнику, достойному гражданину своей Отчизны.

Свое выступление хочу закончить словами М. Салтыков-Щедрин,

Перенесите меня в Швейцарию, в Индию, в Бразилию, окружите какою хотите природой, накиньте на эту природу какое угодно прозрачное и синее небо, и я всё-таки везде найду милые мне серенькие тоны моей родины, потому что я всюду и всегда ношу их в моём сердце, потому что душа моя хранит их как лучшее своё достояние.