IV Критерий. Привлечение родителей (законных представителей) к образовательной деятельности
В данном материале содержится самоотчет и план работы с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iv._kriteriy._samootchet.docx | 20.1 КБ |
iv._kriteriy._plan_raboty_s_roditelyami_avtosohranennyy.docx | 41.32 КБ |
Предварительный просмотр:
IV Критерий. Привлечение родителей (законных представителей) к образовательной деятельности
«Заверяю»
Заведующая МБДОУ
ЦРР – детский сад № 19 «Василёк»
_________________ Бойкова М.А.
«___» _______________2019г.
Самоотчет по работе с родителями на 2015-2019 учебный год
Семья – это первая школа воспитания растущего человека. В семье он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать.
В своей работе с семьей я выделяю следующие цели: сохранение семьи и раскрытие внутреннего потенциала; восстановление социальных функций, статуса семьи, вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Для достижения поставленной цели, я перед собой поставила следующие задачи:
- установить взаимовыгодный контакт с родителями;
- формировать у родителей чувства ответственности за своих детей;
- повышать уровень педагогической культуры родителей;
- привлекать внимание родителей к интересам и потребностям детей;
- формировать у родителей практические умения и навыки в вопросах воспитания, обучения и развития детей;
- вести поиск возможностей реализации запланированных мероприятий;
В своей педагогической практике работу с родителями, их педагогическое просвещение в вопросах воспитания развития детей, осуществляю в определенной системе и использую активные формы и методы:
- консультации;
- дни открытых дверей
- опросы, тестирование, анкетирование;
- круглые столы, тематические родительские собрания;
- памятки, буклеты, педагогические рекомендации;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
- оформление фотомонтажей;
- работа с родительским комитетом группы;
- беседы с детьми и родителями;
- участие в праздниках, спортивных состязаниях, конкурсах, викторинах;
В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
Большое в работе с родителями является наглядно-информационное направление, которое включает:
- родительские уголки
- папки- передвижки
- фотомонтажи
- фотовыставки и т. д.
Форма работы через родительские уголки является традиционной. В них помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Родители принимают активное участие в создании фотогазет, стенгазет, выставок совместно с детьми. Проводились выставки: «Конкурс из бросового природного материала «Осенняя композиция», «Мастерская Деда Мороза» и т.д. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность для родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Каждый год семьи наших воспитанников активно участвуют в благотворительных акциях и мероприятиях, проводимых детским садом, а также городом.
Весной родители участвовали в оформлении детской прогулочной территории. Благодаря ежегодному участию родителей в субботниках производится смена песка в песочницах и уборка территории детского сада.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группах сделано руками пап и мам наших детей.
Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками воспитателя. Родители стали проявлять интерес к жизни группы, активно участвуют в праздниках, развлечениях, спортивных соревнованиях, конкурсах, субботниках.
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе «Смешарики» на 2016-2017учебный год.
№ | Название мероприятия | Цель | Сроки |
1 | Консультации: «Адаптация», «Режим дня», «Наши занятия» | Нацелить родителей к активной, совместной и педагогически правильной работе по проведению хорошей адаптации детей к новой группе, воспитателям | сентябрь |
2 | Родительское собрание: тема «Приятно познакомиться!» | Познакомить с задачами воспитательно-образовательного процесса, творческими проектами и планами на предстоящий учебный год. Создание родительского комитета. | сентябрь |
3 | Наглядная консультация «Особенности младших дошкольников» | Познакомить с особенностями детей трёх – четырёх лет. | сентябрь |
4 | Анкетирование: «О здоровье всерьёз» | Выяснить отношение родителей к закаливанию, познания в данном вопросе. | октябрь |
5 | Консультация: «Как не болеть в детском саду» | Познакомить родителей с проводимыми в группе и в саду закаливающими мероприятиями, дать рекомендации по закаливанию в домашних условиях. | октябрь |
6 | Фотовыставка «Моя мамочка» | Воспитывать любовь, уважение к матери | ноябрь |
7 | Родительское собрание «Речь младшего дошкольника» | Дать знания о важности развития речи, рекомендации по развитию речи в домашних условиях, эффективных приёмах. Заинтересовать родителей в вопросах совместного развития детей. Воспитывать активность родителей в групповых формах взаимодействия. | ноябрь |
8 | Индивидуальные беседы с родителями: «Кризис трёх лет» | Повышение знаний родителей по вопросам психологии ребенка | ноябрь |
9 | Оформление родительского уголка на зимнюю тему: «Здравствуй, гостья Зима!» | Привлечь внимание родителей к информации родительского уголка при помощи наглядного метода. | декабрь |
10 | Совместное с родителями и детьми оформление группы к новому году; | Развитие положительного общения между родителями группы и педагогами. | декабрь |
11 | Фотовыставка «Наш весёлый новый год», «Зимние развлечения» | Воспитывать сплоченность группы, желание поделиться своей радостью, впечатлениями. | январь |
12 | Беседа с родителями: «Взаимосвязь мелкой моторики рук и развития речи ребёнка» Буклеты с комплексом пальчиковых игр «Играем дома» | Педагогическое посвящение родителей в вопросах развития речи и мелкой моторики детей | январь |
13 | Инструктаж по технике безопасности «Крещенские морозы». | Напомнить родителям о важности соблюдения правил поведения на улице в морозные дни | январь |
14 | Консультация для родителей «профилактика заболеваний ОРЗ и ОРВИ» | Напомнить традиционные и народные методы профилактики и лечения ОРВИ и ОРЗ | февраль |
15 | Поздравительная газета для пап и дедушек | Воспитывать любовь и уважение детей к своим папам, дедушкам. | февраль |
16 | Индивидуальные беседы с родителями: «Какие игрушки нужны для ребёнка» Буклеты «Такие нужные игрушки». | Повышение родительской компетентности в вопросе приобретения игрушек; | февраль |
17 | Инструктаж по технике безопасности «Чем опасна оттепель на улице». | Ознакомить родителей с правилами поведения на улице во время гололедицы. | март |
18 | Поздравительная газета для мам и бабушек. | Воспитывать любовь и уважение детей к своим мамам, бабушкам. | март |
19 | Утренник ко дню 8 марта «Женский день» | Создать праздничную, теплую, доброжелательную атмосферу на празднике. Способствовать дружескому общению родителей. | март |
20 | Совместное создание в группе огорода (посадка лука, укропа); | Развитие положительного общения между родителями группы и педагогами | март |
21 | Консультация «Какие домашние дела могут делать дети 3-4 лет» | Повышение компетентности родителей в плане трудового воспитания детей | апрель |
22 | Выставка детско-родительских рисунков «Весны-красна!» | Привлечение родителей к совместной деятельности дома с детьми; развитие умения любоваться результатом своих трудов на выставке. | апрель |
23 | Родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослей». | Предоставить родителям информацию об успехах детей на конец учебного года. | апрель |
24 | Анкетирование «Удовлетворённость организацией жизни детей в группе» | Получить информацию о мнении родителей по поводу организации воспитательно-образовательной деятельности в группе. | май |
25 | Наглядная консультация: «Как провести отпуск вместе с ребёнком» | Дать знания о важности активного отдыха, совместных с родителями игр. | май |
26 | Буклет «Игры с ребёнком» | Познакомить с играми, которые можно организовать на отдыхе с ребёнком. | май |
Перспективный план работы с родителями в средней группе «Светлячки»
На 2017 – 2018 учебный год
Мероприятие | Цели | Ответственные | Дата проведения |
Оформление документации «Сведения о новых детях» «Будем знакомы!» | Знакомства новых родителей с персоналом детского сада. | Воспитатели | Сентябрь |
(информационная справка о ДОУ, локальные акты, договор родителей и администрации, компенсация части родительской платы). | Побеседовать с родителями и собрать сведения о родителях дошкольника. Подготовка документаций. | Заведующая Педагог – психолог Ст. медсестра Ст. воспитатель | Сентябрь |
Родительские собрания | Пригласить родителей и специалистов на собрание. Обсуждения на разные темы (праздники, развлечения, ДО, возрастные особенности) | Воспитатели, Ст. медсестра Ст. воспитатель, специалисты доп.образования | Сентябрь |
Конкурс из бросового, природного материала «Отходы в доходы». | Формировать интерес родителей и детей к участию общесадовскому конкурсу поделок из природного и бросового материала. Выявление творческих способностей детей и родителей ДОУ. | Родители, дети | Сентябрь |
Конкурс чтецов «Осенина» | Выявить лучших чтецов среди детей, предоставить им возможность для самовыражения. Создать родителями условия и закрепления для речевого и художественно-эстетического развития детей | Воспитатели, родители, дети | Октябрь |
Фотовыставка «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны» (посвященная дню матери) | Оптимизация детско-родительских взаимоотношений в семье. Любовь к труду людям разной профессии. Привлечь родителей и детей к созданию стенда «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны». | Родители, дети, воспитатели. | Ноябрь |
Подготовка к новогоднему празднику. Новый год. | Формировать интерес родителей и детей к подготовке новогоднего праздника (костюмы, стихи, песни) | Родители, дети и воспитатели. | Декабрь |
Конкурс для родителей с детьми «Мастерская Деда Мороза» | Приобщить родителей и детей к участию в конкурсе поделок «Мастерская Деда Мороза» | Родители, дети | Декабрь |
«Крещенские сказки» | Формировать умение внимательно слушать сказку. Приобщить родителей к участию к постановке сказки. | Музыкальный руководитель Воспитатели Дети | Январь |
Тематическое развлечение, посвященное к 23 февралю. | Расширять представления детей о празднике, посвящённом Дню Защитника Отечества; Способствовать укреплению детско-родительских отношений, повышению авторитета отцов. Создавать праздничное настроение у детей и взрослых. | Родители, воспитатели, дети | Февраль |
Конкурс чтецов на зимнюю тему | Привлечь родителей подготовке к конкурсу чтецов зимнюю тематику. | Родители, воспитатели, дети | Февраль |
Праздник, посвященный к международному женскому дню | Формировать интерес родителей и детей к подготовке международного женского дня (костюмы, стихи, песни) Способствовать укреплению детско-родительских взаимосвязей в семье. | Воспитатели, родители, дети | Март |
Помощь в оформлении уголка по ПДД | Приобщить родителей к помощи в создании уголка по ПДД | Родители, воспитатели | Апрель |
Развлечение «Масленица» | Формировать интерес родителей и детей к подготовке развлечения (головные уборы, платки, стихи, песни) | Родители, воспитатели, дети | Апрель |
Проведение итогового родительского собрания. | Провести итоговое родительское собрание. Обсуждение об итогах учебного года 2017-2018г.г. Планирование следующего учебного года. Подготовка группы к новому учебному году. | Воспитатели | Май |
Перспективный план работы с родителями
детей старшей группы «Теремок»
на 2018 – 2019 учебный год
Месяцы | Название мероприятия | Цель проведения мероприятия |
Сентябрь | Организационное родительское собрание: - «Возрастные особенности детей 5 - 6 лет» Анкетирование: - «Здоровый образ жизни в вашей семье -что это такое?» Фотовыставка. -«Золотая Осень» Советы родителям: - «Гардероб для детского сада. На прогулку». Консультация. - «Все о детском питании» Конкурс поделок «От сердца к сердцу», (городской) | Знакомство родителей с программой воспитания детей в детском саду. Ознакомление родителей с пространством группы, способствующей развитию детей. Формирование единого подхода к правилам питания в детском саду и дома. |
Октябрь | Круглый стол: - Презентация «Здоровье ребенка в наших руках». Тестирование родителей - «Состояние здоровья вашего ребенка?» Консультация через сайт группы - «Мероприятия по оздоровлению проводимые в группе и в детском саду». Индивидуальные беседы о необходимости проводить возрастные прививки. - Домашнее задание «Правильное - неправильное питание» - (коллаж, рисунки, поделки). | Распространение педагогических знаний среди родителей. Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и в условиях детского сада. Информирование о состоянии здоровья детей. |
Ноябрь | Конкурс семейного рассказа - «Как провести выходной день с ребенком?» Консультация: - «Все о развитии детской речи». Индивидуальные беседы с родителями - «Спортивная обувь для занятий физкультурой». Памятка для родителей: - «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности», Выставка детских совместно с родителями работ: - «Чтобы не было беды» | Повышение педагогической культуры родителей. Объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей к основам пожарной безопасности. Теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей. |
Декабрь
| Консультация - «Наступили холода» - грипп, меры профилактики. Памятка для родителей - «Кодекс здоровья». Рекомендации. - «Научим детей ухаживать за полостью рта» Оформление праздничной газеты «С новым годом, с новым счастьем!» Папка-ширма - «Осторожно, гололед». Сайт группы - «Посоветуйте мне - детский Новогодний праздник дома». | Ознакомление родителей с задачами по сохранению и укреплению здоровья детей. Активизация родителей по диалогу «посоветуйте мне» Выявление и анализ волнующих вопросов. |
Январь | Консультация. - «Закаливание- одна из форм профилактики простудных заболеваний детей». Памятка для родителей. - «Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной». Консультация. - «Самостоятельность ребёнка, ее граница». Фотовыставка. - «Зимние развлечения всей семьей». Родительское собрание «Итоги полугодия» | Формирование единого подхода к методам оздоровления и закаливания детей в детском саду и дома. Повышение педагогической культуры родителей. Ознакомление с задачами по сохранению и оздоровлению здоровья детей. |
Февраль | Анкетирование пап. - «Я знаю своего ребенка…» Выставка детских рисунков. - «Мой папа». Индивидуальные беседы с папами. - «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?». Ко дню защитника отечества совместный спортивный праздник. - «Вместе с папой». Поделки родителей и детей - «Наши увлечения». | Выявление и анализ информации о том, какую роль в воспитании детей занимает папа. Активизация родителей в работу группы по проведению тематической выставки, совместных поделок, спортивного праздника. Распространение педагогических знаний среди родителей. |
Март | Родительское собрание. - «Ребенок и правила дорожного движения». Презентация. - «Внимание улица». Консультация. - «Ребенок и дорога. Правила поведения на улицах города». Выставка детских работ. - «Красный, желтый, зеленый…» Папка-ширма. - «Если ваш ребенок часто болеет». Праздничная газета-коллаж к 8 марта. - «Рисуем с папой мамин портрет». | Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в детском саду и дома. Повышение педагогической культуры родителей. Знакомство с требованиями развития и обучения в детском саду по правилам дорожного движения. |
Апрель | Презентация для родителей. - «Художественно-эстетическое развитие детей дома». Консультация. - «Развитие творческих способностей». Памятка для родителей. Поиграем дома: «Русские народные игры, хороводы, песни подвижные игры». Субботник совместно с родителями на участке. - «День добрых дел». | Выявление у родителей волнующих вопросов по теме «развитие творческих способностей у детей». Знакомство родителей с задачами воспитания и обучения в детском саду по теме «Художественно-эстетического развития». Обогащение педагогических знаний о развитии творческих способностей детей. |
Май | Итоговое родительское собрание. Открытое совместное мероприятие КВН - «Если хочешь быть здоров!». Консультация. - «Все о компьютерных играх». Рекомендации. - «Босиком по росе. Как закаливать ребенка летом». Папка-ширма. - «Организация летнего отдыха». | Демонстрация сформированных умений и навыков, знаний детей, родителей. Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей. Способствовать формированию коллектива группы. |
Перспективный план работы с родителями
детей подготовительной группы «Теремок»
на 2019 – 2020 учебный год
Цель: создать в группе необходимые условия для развития ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания детей.
Задачи:
1.Распространять педагогические знания среди родителей;
2.Оказать практическую помощь в воспитании детей;
3.Способствовать формированию доверительного отношения родителей к воспитателям группы: адекватно реагировать на рекомендации воспитателей группы, прилагать усилия налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач по воспитанию ребёнка.
Месяц | Формы работы | Тема | Цель |
Сентябрь | Консультации, рекомендации |
| - Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность. - Формировать знания о влиянии семьи на развитие ребёнка. - Формирование знаний о правах и обязанностях родителей. |
Наглядная информация |
| - Подготовить родительский уголок к осеннему сезону с целью привлечения внимания родителей к полезной и нужной информации. Познакомить с осенними приметами, загадками, поговорками. - Повышение педагогической культуры родителей. | |
Беседы |
| - Ознакомить родителей с режимом дня дошкольника. - Предоставить родителям информацию об необходимости вакцинации против гриппа. - Напомнить, что температурный режиме в группе благоприятно влияет на самочувствие детей. | |
Совместная работа с родителями |
«Осенний вернисаж»
«Возрастные особенности детей седьмого года жизни». | - Привлечь и заинтересовать родителей созданием совместных работ с осенней тематикой. - Познакомить родителей с возрастными особенностями ребёнка семи лет. | |
Октябрь | Консультации, рекомендации |
| - Предложить рекомендации, способствующие развитию интереса к чтению. - Пропаганда здорового образа жизни и привлечение внимания семьи к вопросам оздоровления детей в домашних условиях. - Распространение педагогических знаний среди родителей, теоретическая помощь родителям в вопросах воспитания детей. |
Наглядная информация |
Материал для родителей «Речь на кончиках пальцев». | - Привлечение внимания родителей к проблемам в воспитании. - Уточнять и дополнять представления родителей о безопасности на дорогах села. - Познакомить родителей с упражнениями пальчиковой гимнастики, которые способствуют развитию речи детей, развитию мелкой моторики. | |
Беседы |
| - Оказание теоретической помощи родителям в вопросах воспитания детей. | |
Совместная работа с родителями |
| - Привлечь родителей к участию во всех проводимых в детском саду мероприятиях. | |
Ноябрь | Консультации, рекомендации |
| - Познакомить с наилучшими способами общения, поощрения и наказания детей. - Распространение среди родителей знаний о правильной организации работы ребёнка на компьютере. - Предложить родителям ряд мероприятий и приёмов проведения выходного дня с ребёнком - Повышение педагогической культуры родителей. |
Наглядная информация |
| - Знакомство родителей с работой детского сада по направлению развитие речи. - Ознакомление с праздником родителей. - Познакомить родителей с программными задачами по математике, что должен знать ребёнок до школы. - Объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей к ОБЖ. | |
| Беседы |
Беседа «Закаливание не только летом». | - Повышение педагогической культуры родителей. - Дать понятие о необходимости закаливания детей круглый год. |
Совместная работа с родителями |
| - Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. - Вовлечь родителей в диалог по вопросу подготовки к школе, создать обстановку общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки. | |
Декабрь | Консультации, рекомендации |
| - Информировать родителей о необходимости создания благоприятных условий пребывания детей дома, на новогодних мероприятиях. - Побеседовать с родителями о готовности ребёнка к школе |
Декабрь | Наглядная информация |
| - Снабдить элементарными знаниями в области наблюдений, развивающих игр с детьми в данный месяц. - Развивать желание проводить активно совместные праздники, получать удовлетворение от подготовленных общими усилиями развлечений. |
Беседы | Беседа «Как воспитывать усидчивость». | - Рекомендации по организации игр с подвижными детьми. | |
Январь | Совместная работа с родителями |
Новогодний утренник | - Привлечь родителей к жизни детского сада - Привлечь и заинтересовать родителей созданием совместных работ. - Участие родителей и детей в подготовке группы к Новому году. |
Консультации, рекомендации |
| - Активизация педагогических умений родителей. - Познакомить родителей с интересными играми и занятиями, которые можно организовать и провести в новогодние каникулы. | |
Наглядная информация |
| - Формировать желание у родителей воспитывать у детей ценностного отношения к понятию «дружба». Приучать использовать в речи вежливые формы обращения. Предложить рекомендации по преодолению детских конфликтов. - Привлечь родителей к разучиванию песен и стихов с детьми. | |
Январь Февраль | Беседы |
| - Познакомить родителей с мерами закаливания детей. - Напомнить родителям о важности соблюдения правил поведения на улице в морозные дни. - Распространение педагогического опыта по обучению детей заучиванию стихов. |
Совместная работа с родителями |
| - Активизация родителей в работу группы и развитие позитивных взаимоотношений между детским садом и родителями | |
Консультации, рекомендации |
Консультация «В игре готовимся к школе». | - Довести до сознания родителей мысль об авторитете мужчины в доме, о его ответственности за воспитание и развитие ребёнка. - Знакомство с играми, помогающими увидеть особенности проявления познавательной активности ребенка, его эмоциональной и социальной готовности. | |
Наглядная информация |
| - Дать некоторые знания родителям о кризисе детей 7- ми лет и путях его преодоления. | |
Февраль Март | Беседы |
| - Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. - Развитие воспитательного потенциала семьи. |
Совместная работа с родителями |
«Развитие речи старших дошкольников».
| - Дать знания о важности развития речи, как заниматься дома развитием речи, об эффективных приёмах. - Развивать заинтересованность родителей в совместной деятельности с детьми. | |
Консультации, рекомендации |
| - Вовлечение детей в посильный домашний труд, приучение к самообслуживанию. - Распространение педагогического опыта среди родителей. - Осветить родителям требования программы по изодеятельности. | |
Наглядная информация |
| - Привлечение внимания родителей к новой информации в уголке. - Объяснить принципы организации и содержания оздоровительной утренней гимнастики. - Дать информацию родителям о воспитании девочек - будущих мам - женственными, аккуратными, хозяйственными, способными организовать свой быт. | |
Март Апрель | Беседы |
| - Дать родителям представление об объёме знаний и навыков, которыми должны владеть их дети, о методах их домашнего обучения. |
Совместная работа с родителями |
| - Демонстрация творческих способностей детей. Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей и работников ДОУ. | |
Консультации, рекомендации |
| - Предложить ряд витаминов и добавок к пище детей весной. - Привлечь родителей к проблеме безопасности, желанию развивать у детей представлений о правилах безопасного поведения в быту. | |
Наглядная информация |
«Воспитание самостоятельности»; «Уголок ребенка в семье»;
| - Донесение родителям информации об особенностях предстоящей школьной жизни. * Развитие сотрудничества при решении различных проблем будущего школьника. | |
Апрель Май | Беседы |
| - Формирование осознанного отношения к вопросам воспитания ребенка в неполной семье. - Активизация включенности родителей в интересы детей. |
Совместная работа с родителями |
| - Привлечь и заинтересовать родителей созданием совместных работ. - Привлечь родителей к ЗОЖ | |
Консультации, рекомендации |
| - Вовлечение родителей в процесс подготовки к школе. | |
Наглядная информация |
| - Привлечение внимания родителей к вопросам патриотического воспитания. - Ознакомить родителей с информацией касающаяся готовности ребенка к школьному обучению. | |
Май | Беседы |
| - Дать рекомендации по правильному оснащению игрового уголка дома |
Совместная работа с родителями |
| - привлечь родителей к конкурсам. - Вовлечь в подготовку к Выпускному вечеру. - Определение эмоциональной и интеллектуальной готовности ребёнка к школе. - Подведение итогов воспитательно-образовательной работы за год. |
Литература:
- Родительские собрания/ авт. – сост. Л.Е. Кыласова.- Волгоград: Учитель, 2013
Детский сад и семья/ Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик и др.; Под ред. Т.А. Марковой. – 2-е изд., исп и доп. – М.: Просвещение, 1986
2. Детский сад и семья/ Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик и др.; Под ред. Т.А. Марковой. – 2-е изд., исп и доп. – М.: Просвещение, 1986 г.