III Критерий. Кружковая работа
В данном материале содержится самоотчет и программа по кружковой программе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iii._kriteriy._samootchet_kruzhok.docx | 17.67 КБ |
rabochaya_programma.docx | 29.96 КБ |
Предварительный просмотр:
III Критерий. Кружковая работа
Самоотчет Егоровой Октябрины Михайловны по кружковой.
«Крайний север – край вечной мерзлоты, северных сияний, долгой зимы и короткого лета. Дивный край завьюженной зимы». Так нежно, с любовью отзывался о Якутии поэт П. Федосеев. Когда-то по заснеженным просторам нашей родины бродили гигантские предки слонов – мохнатые мамонты, и первобытные охотники оглашали воздух своим боевым кличем. Следы тех давних событий хранит замерзшая земля – земля Саха.
Сегодняшний день требует приобщения детей к процессу дальнейшего развития культуры народов Якутии, ее национальной гордости, к процветанию родной земли во всех отношениях. Детство – пора становления личности. Только в детстве закладывается фундамент для развития личности человека, для совершенного знания родного языка, определяющего характер и направленность его отношения к природе, людям, культуре. В дошкольном возрасте любознательность ребенка чрезвычайно остра, его познавательный интерес беспрестанно растет, он засыпает взрослых вопросами. Нельзя подавлять в нем это естественное стремление, нужно стараться давать максимально полные ответы, обогащать его язык. Поэтому нами был создан кружок «Родной край» для ознакомления детей с историей и достопримечательностью Якутии.
Программа рассчитана на детей в возрасте младшего и старшего дошкольного возраста.
Срок реализации программы – 3 года.
Продолжительность:
Средняя группа – 20 минут
Старшая группа – 25 минут
Подготовительная группа – 30 минут.
Занятия проводятся в группе 1 раз в неделю.
Для комфортной работы кружка была подготовлена развивающая среда в группе: уголок «Родной край», подобраны книги и иллюстрации, куклы и предметы быта, разработаны игры, конспекты мероприятий по ознакомлению с родным краем.
В книжном уголке много книг с красочными иллюстрациями. Детям показывают мультфильмы по мотивам якутских произведений, составляются рассказы по сюжетным картинкам и игрушкам, чтение и слушание детских произведений.
Начиная работу с детьми, в группе предварительно продумали, что необходимо показать и рассказать детям о своем городе, республике, народе Саха. Составили перспективный план работы на год, цель которого раскрыть связь родного края со всей страной, воспитание любви к родному городу, воспитанию бережного отношения к культурному наследию родного города, формированию духовно-нравственных качеств личности.
Главное, чтобы в процессе познания у детей родились любовь и гражданские чувства к родному краю, гордость за свою причастность к его жизни.
Предварительно разработали перспективный план, раскрывающий содержание работы по разным видам деятельности, используя разнообразные формы работы: занятия, беседы, чтение художественной литературы, составление рассказом по картинкам, тематическим альбомам, экскурсии и пешеходные прогулки, сюжетно-ролевые, настольно-печатные и дидактические игры. Использование такого многообразия мероприятий способствует закреплению полученных знаний у детей, благотворно влияет на воспитание патриотических и гражданских чувств, даёт возможность почувствовать детям их причастность к истории и современной жизни города.
Мы знакомили детей с якутской народной сказкой, пословицами, загадками. Обращаем внимание на предметы якутской одежды, быта. Во время совместной продуктивной деятельности дети с удовольствием изготавливают бусы из рябины, шиповника, украшают и расписываются бумажные предметы быта и одежду. На музыкальных развлечениях дети знакомятся с якутской музыкой, играют в игры.
Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье, мы решили привлечь родителей. Многие заинтересованные семьи приняли участие: изготовление оборудования, работ для выставок, пошив якутских национальных костюмов и многое другое. Проводились с родителями консультации: «Как ознакомить детей с Родным краем», «Дом, где я живу», «Как ознакомить детей с примечательными местами г. Якутска» (площади, спортивные сооружения, музеи и места досуга). Дети с родителями посещали экскурсии: «Центральная библиотека им. В.Г. Белинского», «Бриллиантовый цирк», «Театр Юмора и сатиры», «Якутский государственный объединенный музей истории и культуры народов Севера им. Ем. Ярославского», Зоопарк «Орто Дойду» и виртуальные экскурсии по достопримечательностям г. Якутска и Якутии.
За период работы кружка отмечается, что дети с удовольствием пересказывают якутские сказки, драматизируют их, узнают и называют предметы быта, умеют рассказать о природе, полезных ископаемых и другом родного края, владеют умением рисовать якутские орнаменты.
Работы детей участвуют в творческих конкурсах городского и российского уровней:
2014г. Бухарова Д. участие в мета-предметной олимпиаде, II место – диплом от управления образования г. Якутска
2014г. Арбыкин Д., Бухарова Д., Саввина А., Лизунов М., участие в конкурсе рисунков «Северное сияние» - сертификаты от Управления образования г. Якутска.
2014г. Арбыкин Д., участие в конкурсе «За сохранение традиций», диплом от Управления образования г. Якутск.
2015г. Попова Д. участие в международном конкурсе-форуме «Бриллиантовые нотки», лауреат 3 степени от Министерство культуры и духовного развития РС (Я). АУ РС (Я) Арктика. ФК «Бриллиантовые нотки».
2015г. Одинцов М. участие в фестивале выразительного чтения, посвященного якутскому поэту Константину Туярскому, сертификат от Управления образования г. Якутска.
2015г. Горюшинский Р., Попова Д. участие в окружной олимпиаде по Риторике на тему «Что я знаю о войне», сертификат от управления образования г. Якутска.
2016г. Петрова В., Феофанов Э. участие в Фестивале – Конкурсе «Якутия – многонациональная семья», грамота 3 место.
2016г. Максимов Н., Охлопкова А., Цендра В. участие в Фестивале – Конкурсе «Якутия – многонациональная семья», сертификаты.
2016 г.Петрова В. Участие в городском творческим конкурсу куклы в национальном костюме «Хоровод дружбы» - 3 место от МБУ «Окружной Центр Народного Творчества» ГО «Город Якутска» Культурно-Спортивный Центр «Чэчир».
2016 г. Остобунаева А. участие в городском творческом конкурсе куклы в национальном костюме «Хоровод дружбы» - 1 место от МБУ «Окружной Центр Народного Творчества» ГО «Город Якутска» Культурно-Спортивный Центр «Чэчир».
2019 г. Колесов Д. участие в III открытом межнациональном республиканском фестивале «Наследники великой Победы», диплом участника от Ассамблея народов РС (Я) дом дружбы народов им. А.Е. Кулаковского.
Благодаря целенаправленной работе по ознакомления дошкольников с родным краем, у детей расширились представления о родном городе и крае, об историческом прошлом нашего края, о достопримечательностях и трудовых буднях жителей города.
Предварительный просмотр:
Рекомендовано: Педагогическим советом МБДОУ ЦРР – детский сад № 19 «Василёк» ГО «г. Якутск» Протоколом _№1_ от _1 сентября_ 2016 г. | Утверждено: Заведующей МБДОУ ЦРР – Детский сад № 19 «Василёк» ГО «г. Якутск» _______________ Г.В. Сенкевич |
Рабочая программа кружковой работы
По «РОДНОМУ КРАЮ»
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Центр развития ребенка-детский сад №19 «Василек»
Срок реализации 3 года
На 2016-2019
Разработала: воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад № 19 «Василек»
Егорова Октябрина Михайловна
2016 год
Пояснительная записка
Каждый народ, даже самый малочисленный, представляет собой живительный источник знаний и добра. Северные народы не только освоили для человечества крайне суровую и богатейшую по своим природным ресурсам огромную территорию, но и создали свою самобытную материальную и духовную культуру. Этим самым они доказали способность человека к выживанию и занятиям созидательной деятельностью.
«Крайний север – край вечной мерзлоты, северных сияний, долгой зимы и короткого лета. Дивный край завьюженной зимы». Так нежно, с любовью отзывался о Якутии поэт П. Федосеев. Когда-то по заснеженным просторам нашей родины бродили гигантские предки слонов – мохнатые мамонты, и первобытные охотники оглашали воздух своим боевым кличем. Следы тех давних событий хранит замерзшая земля – земля Саха.
Сегодняшний день требует приобщения детей к процессу дальнейшего развития культуры народов Якутии, ее национальной гордости, к процветанию родной земли во всех отношениях. Детство – пора становления личности. Только в детстве закладывается фундамент для развития личности человека, для совершенного знания родного языка, определяющего характер и направленность его отношения к природе, людям, культуре. В дошкольном возрасте любознательность ребенка чрезвычайно остра, его познавательный интерес беспрестанно растет, он засыпает взрослых вопросами. Нельзя подавлять в нем это естественное стремление, нужно стараться давать максимально полные ответы, обогащать его язык.
Якутия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять якутский язык, историю и культуру как свои собственные. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, прививать ненавязчиво, непринужденно, иначе в ребенке не сможем пробудить чувство любви к Родине, к краю, в котором живем
Город Якутск- самый крупный и старейший город в Якутии, один из старейших городов Сибири. Крупнейший по численности населения город и административный, индустриальный, культурный, финансовый, и научный центр северо-востока России.
25 сентября 1632 года отряд Енисейского сотника Петра Бекетова, обследуя берега реки Лены, заложил Якутский (Ленский) острог на правом берегу реки и в 70 км ниже по течению от места расположения современного Якутска на земле борогонских Якутов.
В1643 г был переименован в г Якутск.
Якутск расположен на левом берегу реки Лены и ее среднем течении.
Цель: Формирование интереса к Родному краю, к Достопримечательностям Якутии, к историку – духовным ценностям национальной культуры, Достояниям Республики Саха(Якутии).
Задачи:
- Учить формированию познания целостной картине мира-о Достопримечательностях Республики Саха (Якутия).
- Развивать: восприятие художественного творчества, художественно-эстетические явления- посредством слайдов, снимков, иллюстраций, восприятие этнических звуков,-отличать их среди других. Обогащать словарь, творческое воображение, развивать эмоционально -ценностные отношения к семье, дому, городу, Стране.
Воспитывать чувство гордости к своему народу, традициям и обычаям, бережное отношение к Достопримечательностям, культуре, природе Родного края, любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему Родного края; толерантность.
Срок реализации:
Программа рассчитана на детей в возрасте младшего и старшего дошкольного возраста.
Срок реализации программы – 3 год.
Продолжительность:
Средняя группа – 20 минут
Старшая группа – 25 минут
Подготовительная группа – 30 минут.
Занятия проводятся в группе 1 раз в неделю.
Формы проведения занятий:
- групповые;
- индивидуальные занятия.
Предполагаемый результат:
Расширение представлений о родном городе и крае, об историческом прошлом нашего края, о достопримечательностях и трудовых буднях жителей города;
Методы и приемы.
- Игра
- Развлечения
- Занятия
- Прогулки
- Экскурсии
- Чтение художественной литературы
- Прослушивание народной музыки
- Рассматривание картин и иллюстраций
- Рассказы
- Просмотр мультфильмов и документальных роликов о родном крае
Дидактический материал и оборудования
1. Дидактические материалы: методические комплекты, иллюстрации, декорации, настольные игры и упражнения, видеотека, сборник детских сказок и стихов.
2. Другой дидактический материал для реализации творческого замысла.
3. Литература:
План кружковой работы средней группы «Смешарики»
2016-2017 учебный год.
Месяц | Тема | Задачи: | Материал: |
Сентябрь | «Моя семья» «Мое имя» | 1.Формировать представления о семье, как о людях, живущих вместе. Воспитывать желание заботиться о близких, вызвать чувство гордости за свою семью. 2.Активизировать словарь, на основе углубления знаний о семье. | Дидактический материал, иллюстрации. Семейный альбом |
Октябрь | «Семейные традиции» «Труд в семье» | 1. воспитывать уважение к семейным традициям. 2.Приучать к совместному труду в семье. 3.Обогащать словарный запас | Дидактический материал, иллюстрации. |
Ноябрь | «Моя родословная» «Дом в котором я живу» | 1. Обогатить представления о семье. Дать первоначальные сведения об истории семьи. 2.Обобщать, систематизировать знания о различных видах жилья человека. | Дидактический материал, иллюстрации. |
Декабрь | «Семья- мой дом» «Достопримечательности г. Якутска» | 1. Расширять знания по теме семья. 2. Формировать любовь к родному городу. | 1. Слайды, презентации и мультимедийные фильмы. |
Январь | «Мой детский сад» «Мой город- моя малая Родина» | 1. Продолжать знакомить со своим городом и расширять знания о своем городе | |
Февраль | «Москва-столица России» Государственный символ России, гимн» | 1. Знакомить со столицей Родины с городом Москва. 2. Знакомить с символикой России флагом и гербом | Картинки, фотографии, иллюстрации, показ слайдов. Чтение о столице России г. Москва. |
Март | Викторина-Моя Якутия | Закрепить знания о родном крае. | Картинки, фотографии, иллюстрации, показ слайдов о столице РС (Я) г. Якутск. |
Апрель-Май | Презентация по теме «Моя малая Родина» | Формировать умение детей презентовать свою работу о Малой Родине. | Презентация |
План кружковой работы старшей группы» Теремок»
На 2017-2018г
Дата | Тема | Задачи | Материал |
Сентябрь | «Где я живу». Экскурсия по улице Халтурина Степана Николаевича, на которой расположен детский сад. | Воспитание у детей привязанности к своему дому, детскому саду, улице, городу. | Якутск. Историко-культурный атлас. Дидактическая игра Столица Якутии-Якутск. |
Октябрь | «Достопримечательности нашего города». Целевые прогулки по улицам города. | Знакомить детей с достопримечательностями нашего города и его традициями. | Н. Мординов-АммаАччыгыйа Мой город. Фотослайды города. |
Ноябрь | Экскурсия в краеведческий музей им. Ем. Ярославского «Встреча с прошлым» | Знакомство с бытом коренных народов РС(Я), обогащение словарного запаса, знание детей о жизни своих предков. | «Удивительная и загадочная Якутия» из Бичик |
Декабрь | «Русские первопроходцы-казаки» | Знакомство с историей основания казаками города Якутска, острога «Башни Тыгына» | Материалы о первопроходцах-казаках, слайды. |
Январь | «Природа нашего края» | Развитие духовно-патриотических качеств: гордости, гуманизма. Желание сохранить природные богатства своей страны | Красная книга Республики Саха(Якутия), Река Лена, флора и фауна. |
Февраль | «Животный мир родного края» Виртуальная прогулка в зоопарк «Орто дойду» | Познакомить с животными, птицами, рыбами, обитающими в наших лесах. Показать их разнообразие. Воспитание бережного отношения к живой природе. | Иллюстрации, альбом «Животные нашего края», видеофильмы, слайды, аудиозаписи голосов птиц. |
Март | «Моя семья» | Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, к самым близким людям. | Н.А Алешина «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью» |
Апрель | «Литературное наследие» Экскурсия в гор. Библиотеку им. В. Г. Белинского | Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя-земляка Петром Ник. Тобуроковым. Воспитание любви к поэзии | Выставка произведений П.Н Тобурокова для детей, портрет писателя. |
Май | Экскурсия к вечному огню. Изготовление праздничных открыток 9 мая бабушкам и дедушкам. | Подвести детей к пониманию того, что мы победили потому, что любим свою страну. Систематизация знаний об истории своей страны | Иллюстрации, альбомы, слайды, фото и т. Д. Выставка семейных рисунков, фотографий прадедушек-ветеранов ВОВ. |
Июнь | Национальный праздник встречи лета «Ысыах» | Развивать духовно-патриотич-е качества: любовь, гордость и уважение к культуре и традициям своего народа. | Оформление тусулгэ, выставка народно-прикладного искусства |
План кружковой работы в подготовительной группе
На 2018-2019г учебный год
Дата проведения | Тема | Задачи | Материал |
Сентябрь | «С Чего начинается Родина?». «Введение в историю родного края» Чтение стихов о Родине, пословиц и поговорок. | Довести до понимания детей, что Родина-это не только та страна, в которой мы живем, но и то место, где мы родились. Ознакомление детей с историей образования г. Якутска | М. Матусовский «С чего начинается Родина?» Писатели детям о Родине. |
Октябрь | «Достопримечательности нашего города». Экскурсии, целевые прогулки по улицам города, к памятникам; пополнение альбома «Улицы нашего города» | Расширение знаний детей о достопримечательностях нашего города, о том, что город славен своей историей, традициями, лучшими людьми. | Фото слайды о достопримечательностях города Якутска «Мой город» И. Левин |
Ноябрь | «Литературное наследие» Экскурсия в городскую библиотеку им. А. С. Пушкина | Знакомство с творчеством великого русского поэта А.С Пушкина. Воспитание любви к поэзии и интереса к чтению. | Сказки и стихи А.С. Пушкина детям. Лирика чарующая. |
Декабрь | «Полюс холода» Встреча русского Деда Мороза из Великого Устюга с Якутским Дедом Чысхааном | Знакомство с понятием «Полюс Холода». Продолжить знакомство с русским и якутским народным творчеством. | Видео и слайды. «Полюс холода- Оймякон» Гаврилов М.К. «Климаты холодных регионов Земли» |
Январь | «Моя республика на карте России». Игра-путешествие «Из нашего города- по родному краю» | Формировать представления о географическом расположении нашей Республики. Ознакомить с районами (улусами) РС(Я). Воспитывать любовь к малой Родине. | Дидактические игры. «Моя малая Родина» Мидденфорд А.Ф. «Путешествие на север и восток Сибири». |
Февраль | «Архитектурные памятники города Якутска» | Развивать интерес к историческому прошлому родного города. Учить видеть прекрасное, сделанное руками человека. Познакомить с гербом города. Повышение роли отца в семье | Фото и видео слайды. «Якутск в прошлом и в настоящем» Пестерев В. И |
Март | «Природа родной глубинки» Заповедники РС(Я) | Знакомство с растительным и животным миром родного края, с растениями, занесенными в Красную книгу. Воспитание бережного отношения к природе, умения видеть и чувствовать красоту родного края. | Красная книга РС(Я). Флора и Фауна особо охраняемых природных территорий республики. Значения Ытык кэрэ сирдэр. |
Апрель | «Экскурсия в краеведческий музей» «Встреча с прошлым» «Предание старины глубокой» | Знакомство с бытом русского и якутского народов, обогащение словарного запаса. Расширение знаний детей о жизни предков. Знакомство с преданиями о реке Лене, Ленских столбах. | Н.А Алешина» «Ознакомление дошкольников с социальной действительностью Толстихин О.Н» «Якутия. Круиз по Лене: путеводитель» |
Май | Якутяне-Герои ВОВ. Битва под ильменем. Возложение цветов на площади Победы | Воспитание чувства патриотизма, гордости и уважения к ветеранам и к старшему поколению. | Воины ветераны ВОВ. Слайды и фильмы местных режиссеров. История в фотоархивах П.И. Аржаков |
Июнь | Национальный праздник «Ысыах»- встреча лета | Развивать духовно-патриотические качества: любовь, гордость и уважение к культуре и традициям своего народа. | Ксенофонтов Г.В. «Ураанхай Сахалар». Романова Е.Н. «Якутский праздник Ысыах: истоки и представления» |
Заключение
Сегодня первоочередная задача- Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности
Достойных будущих граждан Родины, патриотов своего Отечества; формирование у них любви к Родному Краю, национальной культуре, обычаям, традициям Якутии.
С целью познакомить детей с Достопримечательностями нашего города и республики были проведены виртуальные экскурсии, чтение художественной литературы, малые экскурсии с родителями –где дети воочию видели примечательные места Якутска и чудесные места Якутии.
Так же дети участвовали в презентациях на тему: «Как я провел лето»:
В котором дети рассказывают о своих экскурсиях, поездках, отдыхах –По Родному краю.
Выходили с презентациями о Достопримечательностях г Якутск и Якутии.
Участвовали в творческих конкурсах- «Северные звездочки», В творческом конкурсе кукол в национальных костюмах», II Фестиваль-конкурс «Якутия –Многонациональная семья» «хоровод дружбы» -занимали 1, 2, 3 места. Участвовали в конкурсе «Национальный костюм» - «Кэрэ Куо». Активно участвовали в городских конкурсах рисунков на темы: «Северное сияние», «Снежная фантазия» «Северные олени» «За сохранение традиций»
Дети знакомятся с особенностями республики Саха, расширяет представления о примечательных местах родной земли, расширяют свои познания, проявляют интерес к природным объектам, примечательным местам своего родного города. Формируется нравственно патриотические чувства сопричастности к семье, городу, Республике-участвовали в 3 открыто международном фестивале «НАСЛЕДНИКИ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ».
Бережно относятся к природе и природным ресурсам родного края.
Проявляют интерес к культурному наследию своего народа; -Вместе с родителями участвуют в творческом конкурсе «Подводный мир Якутии»
Воспитываются чувства собственного достоинства у ребенка как у представителя своего народа.
Воспитываются толерантные отношения к представителям других национальностей - чувство дружбы, уважения, симпатии, что оказывает влияние на формировании личности в целом.
Использованная литература.
1. Жуковская Р. И. и др. Родной край6 Пособие для воспитателей детского сада/Под ред. С. А Козловой. 2-е изд., перераб. и доп. М.,1985.
2. Катаева Л. И., Козлова С. А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру. М.,2000.
3. Дыбина О.В. Что было до… Игры путешествия в прошлое предметов. М., 2012.
4. Наша Родина: пособие для воспитателей детского сада/Сост., Н. Ф Виноградова, С. А Козлова. М.,1984.
5. Вахрушева А. А и др. Здравствуй, мир! Окружающий мир для школьников: Метод. Рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. М.,2003.
6. Удивительная и загадочная Якутия: Сост. С.К. Аржакова, изд. Бичик, Якутск,2009.
7. Алешина Н.А Ознакомление дошкольников с социальной действительностью. М.,2002.
8. Волина В.В. Этимологический словарь. СПб. 2000.
9. Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010.
10. Романова Е. Н Якутский праздник-Ысыах: истоки и представление. Якутск, 2000.