Самообразование
Самообразование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5.plan_po_samoobrazovaniyu2020-2021.docx | 27.66 КБ |
5.plan_po_samoobrazovaniyu_2021_-2022.docx | 27.99 КБ |
srav-ya_har-ka.pptx | 146.71 КБ |
itogovyy_otchet_po_planu_samoobrazovaniya.pptx | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новозоринская средняя общеобразовательная школа»
дошкольное отделение детский сад «Родничок»
План самообразования воспитателя по теме:
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста
к народным и семейным традициям,
праздникам и обычаям».
Воспитатель старшей группы «Звездочки»
Килина Олеся Евгеньевна
п. Новые Зори
Предварительный просмотр:
Приложение№6
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новозоринская средняя общеобразовательная школа»
дошкольное отделение детский сад «Родничок»
План самообразования воспитателя по теме:
тему: «Устное народное творчество в воспитании детей младшего дошкольного возраста»
\
Воспитатель группы «Звездочки»
Килина Олеся Евгеньевна
п. Новые Зори
Месяц | Тема | Задачи | Совместная деятельность | Работа с родителями | РППС |
Сентябрь | «В гости к потешкам» Потешка | Разучивание и проговаривание потешек. Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художественное произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста, подражать действиям взрослого. | Знакомство с игрушками. Налаживание доверительных отношений. | Анкетирование родителей «Использование фольклора в семейном воспитании» | Оформление папки-передвижки «Потешки для плачущего ребенка». |
Октябрь | «Мы ходили в огород» Сказка «Курочка-ряба» | -уточнить представления детей об овощах, -обогатить их словарный запас за счет слов: "овощи", "огород", "грядки", "твердая", "круглая", "продолговатая"; -учить узнавать и показывать овощи по описанию, на ощупь, в натуре и на картинке; -способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. Рассказывание сказки | Чтение сказок, потешек , небылиц; слушание народных песен, рассматривание альбомов, картин | Знакомство родителей с развивающей средой группы. Анкетирование родителей «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка» | Выставка книг с различными жанрами фольклора «Читаем вместе с детьми» |
Ноябрь | Потешка «Пошёл котик на торжок…» | Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмоциональный отклик. | Чтение потешки, рассматривание иллюстрации | Сотворчество родителей и детей: оформить книжку – малышку о любом виде народных промыслов | оформить папку передвижку о любом виде народных промыслов |
Декабрь | Хороводы, народные подвижные игры. Песенка «Заинька, походи…» | Познакомить детей с русскими народными играми, создать хорошее настроение, бодрость, радость от общения со сверстниками, способствовать укреплению здоровья и лучшему духовному развитию. Хороводная игра . | Помочь детям понять содержание русской народной песенки, учить детей водить хоровод, сопровождать свою речь. | «Украсим нашу группу» (привлечение родителей к украшению группы, изготовлению атрибутов для новогоднего праздника разучивание новогодних детских песен и стихов. | |
Январь | Пальчиковые игры. «Моя семья», «Этот пальчик — дедушка». Закличка : «УЖ ты зимушка, зима» | -Познакомить детей с пальчиковыми играми. - Обогащать словарный запас: папенька, щи, маменька. -Развивать мелкую моторику пальцев - Познакомить ребят с закличками, разучить, четко их проговаривать, соблюдая интонацию. Развивать память. Воспитывать любовь к народному творчеству. | Пальчиковая игра «Моя семья» Рассматривание иллюстраций новогодних книг, чтение стихов и сказок. | Совместная деятельность детей и родителей, оформление семейного коллажа «Семейное древо». | Консультация для родителей «Семья и семейные ценности». |
Февраль | Русские народные песни «Во поле березка стояла» Сказка «Заюшкина избушка» |
Напомнить детям песенку - присказку, поощрять попытки прочитать текст песенки, целиком с помощью взрослого. Познакомить детей с новой сказкой. Помочь понять её содержание, оценить поступки героев. | Разучивание песенки «Во поле березка стояла» Чтение сказки, ситуативный разговор |
Разучивание фольклорного материала- песенок, потешек, пальчиковых игр. Знакомство с тематикой, предоставить памятку текстов. | |
Март | "Беседа «Весенний праздник- 8 Марта». «Вот матрёшка посмотри — не одна, а целых три!» | Дать детям представления о весне и весенних явлениях — прилетели птицы, ярко светит солнце, появляются весенние цветы; рассказать о весеннем празднике «8 Марта». Развлечение «Мамин праздник!» Побуждать детей к самостоятельным действиям с матрёшками (собирать и разбирать матрёшку). Развивать внимание; умение доводить свои действия до конечного результата. Познакомить детей с Матрешкой,учить детей выполнять простые действия с предметами: открывать и закрывать матрешки, вкладывать и вынимать предметы. Обогащать сенсорный опыт малышей при знакомстве с величиной. Вводить понятие слов большой, маленький. | Изготовление подарков для мам и бабушек «Весенние цветы». | Изготовление скворечников Праздник для мам и бабушек Мастерим подарки для мам | Фоторепортаж «Я и моя мама» Консультация для родителей «Как играть с матрешкой» |
Апрель | «Знакомство с закличками, потешками о солнышке» Сказка «Репка» | Вызвать желание слушать и активно проговаривать слова, развивать у детей воображение. Настольный театр | Наблюдение за птицами на прогулке (поведение, места обитания и т д) Привлекать детей к участию в театрализованном представление. Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки. | Выставка литературы «Народное слово в семейном воспитании» | |
Май | Сказка «Колобок» Пальчиковая игра. «Сорока-белобока…» | Рассказывание, драматизация эпизодов сказки Помочь детям понять содержание сказки, побуждать подговаривать слова в песенки колобка, вызвать желание послушать сказку ещё раз. Закреплять у детей умение играя с пальчиками, самостоятельно проговаривать текст. Продолжать формировать интерес к обрядовой поэзии. | Рассказывание сказки с использованием пальчикового театра. Игровая беседа с элементами движений | Конкурс творческих работ «Любимая сказка» Психологический тест «Знаете ли вы своего ребенка?» «Наши успехи» - родительское собрание Рассказы родителей о своих успехах за круглым столом | Выставка работ детского творчества «Победный май» |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРОГРАММА дошкольного образования 2014 год «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Инновационная программа дошкольного образования 2019 год «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» 2-3года Побуждать узнавать и называть некоторые трудовые действия. Учить узнать и называть некоторые трудовые действия. 3-4 года Знакомить с театром через мини-спектакли и представления, а также через игры, драматизации по произведениям детской литературы . Формировать интерес к малой родине и первичные представления о ней, самые любимые места посещения в выходные дни. Знакомить с правилами дорожного движения. Учить различать части дороги, тротуар, проезжая часть. Понимать значение светофора. Сравнительная характеристика программ: Р аздел: Ознакомление с социальным миром
ПРОГРАММА дошкольного образования 2014 год «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Инновационная программа дошкольного образования 2019 год «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» 4-5 лет Расширять представления о правилах поведения в общественных местах. Расширять знания детей об общественном транспорте. Формировать первичные представления о школе. Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках. Рассказывать о Российской Армии и воинах. Познакомить детей с деньгами и возможностью их использовать. Продолжать воспитывать любовь к родному краю. Учить интересоваться работой родителей (кем и где работают). 5-6 лет Продолжать знакомить детей с деньгами их функциями, бюджетом и возможности семьи. Расширять представление о родной стране и государственных праздниках. Россия огромная страна. Москва - главный город. Знакомить с флагом гербом, гимном. Расширять представление о Российской Армии. Воспитывать уважение к защитникам Родины. Приглашать ветеранов, военных в детский сад. Рассматривать картины, репродукции, альбомы с военной тематикой . Формировать потребность в получении знаний, стремление к дальнейшему обучению. Формировать представление об истории человека (древний мир, средние века, современное общество). Дать представление о многообразии мира и народов. Знакомить с элементами культуры. Показывать страны на карте, глобусе. Поощрять детей к проектно-исследовательской деятельности народов мира.
ПРОГРАММА дошкольного образования 2014 год «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Инновационная программа дошкольного образования 2019 год «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» 6-7 лет Через экспериментирование дать детям возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности в каждой из перечисленных областей (экспериментирование с воздухом, магнитом и т.д.). Расширять представления об экономике, бюджет обеспеченности людей, необходимости помощи менее обеспеченным людям. Продолжать знакомить с достопримечательностями родного региона. Закреплять знания о флаге, гербе, гимне. Развивать представление о том, что Россия огромная, многонациональная страна. Расширять представления о государственных праздниках. Рассказывать о Гагарине и о других героях космоса. Углублять знания об армии. Формировать элементарные представления об эволюции Земли. Формировать элементарные представления о свободе личности как достижение человечества. Воспитывать патриотические и интернациональные чувства. Дать представления о многообразии народов мира. Знакомить с элементами культуры, обычаев некоторых народов мира. Показать на карте в проектно-исследовательской деятельности на темы народов мира. Воспитывать интерес и уважение к другим народам. Дать представление о том, что с одним объектом культуры, производства, социальным объектом всегда связан целый комплекс разнообразных профессий (в театре работают: артисты, режиссеры, сценаристы, костюмеры, модельеры, декораторы, художники-оформители, билетеры, гардеробщики, охранники, уборщики и пр.).
Сравнительная характеристика программ: Раздел: Ознакомление с предметным окружением. ПРОГРАММА дошкольного образования 2014 год «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Инновационная программа дошкольного образования 2019 год «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» 2-3 года Вызывать интерес к предметам ближайшего окружения. Побуждать детей называть цвет, величину и т.д. Продолжать знакомить детей с названиями ближайшего окружения. Учить детей называть цвет, величину и т.д. 3-4 года Изменений нет Изменений нет 4-5 лет Расширять знания детей о транспорте. Знакомить с особенностями их внешнего вида. 5-6 лет Знакомить с некоторыми предметами прошлых времен, с тем как жили наши предки. 6-7 лет Расширять представление об истории создания предметов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Без исторической памяти – нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа как исторической личности. Г. Н. Волков 2
Цель самообразования: - повысить профессиональный уровень знаний для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям. 3
Задачи самообразования: - Приобщать детей к русским народным традициям, обычаям, старинным обрядам -Формировать первоначальные представления о культуре, истории и жизни русского народа - Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие народного творчества и фольклорных праздников. - Воспитывать любовь к традициям своего народа. - Воспитывать чувство причастности к русской культуре. 4
Задачи по реализации программы самообразования в работе с детьми: - Формировать первичное представление о истоках народной культуры и семейных ценностей на основе знакомства детей с народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традициями, народными праздниками. - Использовать малые формы фольклора для развития речи, развития речевого творчества, обогащение активного словаря. - Развивать коммуникативные качества у детей по средствам народных игр, забав, песен и танцев. - Формировать уважительное отношение к своей семье, к традициям и обычаям своей семьи. - Знакомить детей с изобразительными формами народного творчества. 5
В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно. Традиции – это розовощекие красавицы, поющие на сцене народные песни, и шумная Масленица с душистыми блинами, пушистая верба на Вербное воскресенье и демонстрация в День Победы. А еще традиции – это мама , каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются сами сладкими воспоминаниями о детстве. 6
Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Соприкосновение ребенка с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут духовно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, тем самым, формируя любовь к малой и большой Родине. 7
Подготовительную группу группу «Звездочки» посещают психологически и физически здоровые дети, интеллектуально развитые, достаточно эмоциональные и подвижные. Воспитываются дети в благополучных семьях, с атмосферой доброжелательности и взаимопонимания . Для приобщения старших дошкольников к традициям русского народа созданы определенные условия: - В группе «Уголок ряженья», «Уголок уединения», мини-музей «Традиция», театр. - Организация и проведение народных праздников, праздников народного календаря. - Произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и предметы народного быта. -Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами, художественной литературы разных народных сказок. 8
Старших дошкольников, которым уже доступно освоение духовно-нравственных и эстетических ценностей народной культуры, мы приобщаем к исторической памяти народа, к его художественному наследию, к традициям проведения праздников, досугов, фольклорных посиделок, согласно народному календарю. Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Во-вторых, мы используем фольклор во всех его проявлениях, это - сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д. Использование фольклора способствует формированию у ребенка таких качеств как: любовь к Родине, своему народу, обычаям и традициям. 9
Большое место в приобщении детей к традициям русского народа занимали народные праздники. Именно здесь формировались тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками давали детям представление о культуре народа, знакомили с традициями и народными обрядами, что формировало в детях позитивные ценности. К семи годам у детей расширяются и углубляются знания об окружающем, поэтому усложняются задачи нравственного воспитания. Воспитываем у детей чувство любви к Родине, к родной природе, гордость за своих земляков. 10
11 Работа с родителями велась по двум основным направлениям: - Знакомство родителей с культурой и традициями русского народа, через активные формы взаимодействия детей и родителей. - Ознакомление их с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре.
12 Кроме того, параллельно велась просветительская работа с родителями, направленная на ознакомление с особенностями традиционной русской культуры, были организованы такие формы работы, как консультации, размещение информации в родительском уголке, фотовыставки. Совместное участие в творческих мероприятиях помогало объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствовало единению родителей и детей. Что формировало положительное отношение друг к другу.
13 Я считаю, что поставленные задачи, хоть и не все, но решены, перспективами деятельности являются изучение процесса формирования личностных свойств и качеств детей в процессе приобщения к родной культуре. Нам удалось определить наиболее важные направления в работе по приобщению детей к традиционной народной культуре. Для этого мы выделили несколько компонентов, с помощью которых удалось определить уровень сформированности представлений детей о народных праздниках; - Выявление интереса к культуре и традициям своего народа; - Наличие опыта семейного воспитания, традиций и обычаев.
14 Результатами проведённой работы являются: - Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок. - Умение играть в русские народные подвижные игры, используя считалки. - Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства. - Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи). - Использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности
15
16
17
18
Спасибо! 19