Картотеки

Килина Олеся Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Картотека утренней гимнастики в летний период времени

подготовительная группа


Огромное значение имеет утренняя гимнастика для укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Проведение комплексов упражнений на открытом воздухе совершенствует функциональные системы и закаливает организм ребенка.

На открытом воздухе дети проявляют большую активность, а многократное повторение упражнений на спортивном участке в летнее время закрепляет двигательные навыки и закрепляет физические качества. В комплексах отсутствуют исходные положения сидя, лежа. Заканчиваются комплексы прыжковыми упражнениями или бегом. В жаркую погоду продолжительность бега и прыжков необходимо ограничить или полностью исключить.

Во время проведения комплексов упражнений значительно увеличивается физическая нагрузка, усиливается приток кислорода к мышцам и органам. Поэтому педагогу необходимо регулировать дыхание в продолжение всех упражнений и особенно в конце. В отдельных упражнениях следует фиксировать вдох и выдох и избегать однотипных упражнений, следующих одно за другим, а прыжковые упражнения и бег чередовать с ходьбой.

Комплекс №1

Июнь (1-2 неделя)

Ходьба в колонне друг за другом, ходьба приставными шагами, х. о., бег 30 сек.х. о.,          

ходьба с высоким подниманием колен, х. о. бег 40 сек., ходьба тройками.

1. «Ушки»

И. п. стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, смотреть вперед

Выполнение: наклон головы к правому плечу, плечи не поднимать, вернуться в и.п.  

.Наклон головы к левому плечу, плечи поднимать, вернуться в и. п.

Повторить: по 3 раза в каждую сторону.

«Наклоны - пружинки»

И. п. стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.

Выполнение: поднять руки вверх. Пружинящие наклоны вперед, руки держать прямо,

не опускать, вернуться в и. п.Повторить: 4 раза.

«Струна»

И. П.: основная стойка, руки на поясе.

Выполнение: подняться на носки. Вытянуться вверх – как струна, вернуться в и.п.

«Достань до пятки»

И. П.: стоя, ноги шире плеч, руки опущены, висят.

Выполнение: прогибаясь назад, слегка согнув ноги колени, стараясь правой рукой

дотянуться до пятки правой ноги, вернуться в и. п., то же для левой руки и ноги,

вернуться в и. п.

«Лошадки»

И. п.: основная стойка, прямые руки впереди.

Выполнение: поднять правую ногу, согнутую в колене, оттянув носок вниз, с

одновременным махом обеих прямых рук назад, вернуться в и. п.

6.«Подскоки»

И. п.: стоя, ноги параллельно, руки на поясе.

Выполнение: 1-10 подскоки на двух ногах.

Ходьба на месте с махами руками (марширование)Повторить: 3 раза

7. повт 1 упр-е

Ходьба с постепенным замедлением, дыхательное упражнение «Одуванчик»

Комплекс №2

Июнь (3-4 неделя)

Ходьба по кругу (вперед – назад, на месте, ходьба скрестным шагом; х. о. бег. ;30 сек.

Ходьба - задом – наперед, на носках, на пятках, по – медвежьи (на внешней стороне

стопы). Смена вида ходьбы – по сигналу бубна или хлопка в ладоши. Легкий бег

40сек.

1. «Где корабль?»

И. п.: основная стойка, руки на поясе, смотреть вперед.

Выполнение: поворот головы вправо, вернуться в и. п. поворот головы влево,

вернуться в и. п.Повторить: по 3 раза в каждую сторону.

2.«Багаж»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.

Выполнение: кисти рук сжать в кулак, обе руки поднять в сторону, руки опустить,

вернуться в и. п.Повторить: 4 раза.

3. «Мачта»

И. п.: стоя ноги на ширине плеч, руки опущены.

Выполнение: левая рука на поясе; наклон в левую сторону; правая рука идет вверх,

правая рука на поясе; наклон в правую сторону; левая рука идет вверх.

Повторить: 4-5 раз.

4. «Вверх – вниз»

И. п.: основная стойка, руки согнуты в локтях.

Выполнение: поднять  ногу вверх, вернуться в и. п.Повторить: 4-5 раз.

5. «Волны бьются о борт корабля»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.

Выполнение: круговое движение выпрямленной правой рукой, круговое движение

выпрямленной правой рукой, вернуться в и. п.

Повторить: 4 раза.

6.«Драим палубу»

И. п.: стоя ноги на ширине плеч, руки опущены.

Выполнение: наклон вперед; взмахи прямыми опущенными руками вправо –

влево (стараясь достать руками до пола). Вернуться в и. п.

Повторить: 4-5 раза.

7. Дыхательное упражнение  «Потягивание»

И. п.: о. с.

В.: подняться на носки, вернуться в и. п.

Заключительная ходьба с постепенным замедлением.

Комплекс №3

Июль (1-2 неделя)

1. Ходьба и бег с ускорением и замедлением темпа движения; бег с высоким

подниманием бедра(30-40 сек.); ходьба о., ходьба на носках, х. о., бег врассыпную. (40-

50 сек)

2. О. Р. У.

1) «Нарисуй круг»

. И. п.: основная стойка, руки вдоль туловища, руки к плечам;

В.:круговые движения вперед; то же назад; исходное положение (5-6 раз).

2) «Повернись и руки в стороны»

И. п. — стойка ноги на ширине плеч, руки согнуты перед грудью,

В.: поворот вправо, руки в стороны; исходное положение. То же влево (6 раз).

3) «Хлопни под коленом»

И. п. — стойка ноги на ширине ступни, руки на поясе,

В.: руки в стороны; поднять правую ногу, хлопнуть под коленом в ладоши; опустить

ногу, руки в стороны; исходное положение. То же левой ногой (6 раз).

. 4) «Наклон вперед»

И. п.: ноги на ширине плеч, руки вверху

В.: наклон вперед, коснуться руками ног, -выдох, вернуться в и. п. (6 раз)

5) «Танцуем одной ногой»

И. п.: о. с., руки на пояс

В.: 1 – отставить ногу вперед на носок; 2- поднять ее вверх; 3- на носок, 4- и. п.

6) «Прыжки на месте» в чередовании с ходьбой

Дыхательное упражнение «Полное дыхание».

3. Заключительная ходьба.

Комплекс №4

Июль(3- 4 неделя)

Игра «Летает — не летает».

Упражнения с обручем

1. «Обруч вверх»

.И. п. — основная стойка, обруч внизу хватом рук с боков;

В.: поднять обруч вверх; повернуть обруч и опустить за спину, обруч вверх; исходное

положение (6-8 раз)

2. «Обруч вправо – влево»

. И. п. — стойка ноги врозь, обруч внизу, обруч вверх;

В. наклониться вправо (влево); выпрямиться, обруч вверх; исходное положение (6 раз).

3. «Присесть»

. И. п. — стоя в обруче, лежащем на полу, руки вдоль туловища,

В.: 1- присесть, взять обруч хватом с боков; 2 - встать, обруч на уровне пояса; 3 —

присесть, положить обруч на пол; 4 — исходное положение (5-6 раз).

4. «Наклонись к правой и левой ноге»

. И. п. — стойка ноги врозь, в согнутых руках у груди.

В.:1-2 — наклониться вперед, коснуться ободом обруча носка правой (левой)ноги; 3-4

— вернуться в исходное положение.

5. «Прыжки из обруча в обруч»

. И. п. — стоя в обруче, ,ноги вместе, руки на поясе.

В.: прыжки на двух ногах на счет 1-7, на счет 8 прыжок из обруча; поворот кругом и

снова повторить прыжки.

6. «Меняй руки»

И. п.: о. с.

В.: пружинка, вперед вытянуть правую руку, пружинка и вытянуть левую руку.

7. Дыхательное упражнение «Ушки».

3. Заключительная ходьба.

Комплекс №5

Август (1-2 неделя)

С гимнастической палкой.

1. Спокойная ходьба в колонне, ходьба на пятках, х. о., бег 40 сек.

Х. о., ходьба на носках, х. о., бег 50 сек., ходьба в колонне, ходьба и перестроение

тройками.

О. Р. У.

1. Палка вверх»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, гимнастическая палка в руках (держать ее

хватом ближе к концам) – опущена вниз.

Выполнение: прямыми руками поднять палку вверх, опустить палку на плечи,

прямыми руками поднять палку вверх, вернуться в и. п.

Повторить: 4-5 раз

2.«Наклоны вперед»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки с палкой опущены.

Выполнение: наклон вперед, палку держать перед собой, голову не опускать, колени

не сгибать; вернуться в и. п.

Повторить: 5-6 раз.

3.«Повороты»

И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки с палкой вперед.

Выполнение: поворот в правую сторону, палку опустить, сказать «Вправо», вернуться

в и. п. ; то же в левую сторону, сказать «Влево», вернуться в и. п.

Повторить: по 3 раза в каждую сторону.

4. «Перешагивание»

И. п.: стоя ноги параллельно, руки с палкой внизу.

Выполнение: держа палку как можно ближе к концам, перешагнуть через нее (не

выпуская ее из рук); правой ногой, голову не опускать вернуться в и. п.

Повторить: 3 раза каждой ногой.

5. «Перепрыгивание»

И. п.: стоя, ноги параллельно, руки на поясе, гимнастическая палка на полу.

Выполнение: прыжки на двух ногах через палку (прыгнуть вперед, развернуться,

вновь прыгнуть вперед, развернуться)

Повторить: 3 раза.

6.  Дыхательное упражнение «Палку вверх, за голову»

И. п.: о. с.

В.: поднять палку вверх, опустить за голову, снова поднять вверх, вернуться в и. п.

3. Заключительная ходьба.

Комплекс № 6

Август (3-4 неделя)

«Цапля»

Игра «Лягушка и цапля»

1. «Цапля машет крыльями»

И. п.: основная стойка.

Выполнение: подняв руки в стороны, сделать ими на уровне плеч три волнообразных движения, слегка сгибая и выпрямляя локти. При сгибании локтей кисти рук опускаются, при выпрямлении –поднимаются.

Повторить: 3 раза.

2.«Цапля хлопает крыльями»

И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены.

Выполнение: поворот туловища в левую сторону, прямыми руками хлопая по бокам; ноги неподвижно, вернуться в и. п.

Повторить: 3 -4 раза.

3.«Цапля кланяется»

И. п.: основная стойка, руки на поясе.

Выполнение: наклон вперед, прямые руки одновременно отводятся назад, колени не сгибать, смотреть вперед, вернуться в и. п.

Повторить: 6 раз.

4.«Цапля танцует»

И. п.: основная стойка, руки на поясе.

Выполнение: приседание на согнутой правой ноге, выставляя левую ногу на пятку вперед, с одновременным подниманием и опусканием рук, слегка согнутых в локтях, выпрямиться. То же с левой ногой.

Повторить: 5- 6 раз.

2. Заключительная ходьба дыхательное упражнение  «Цапля машет крыльями» (на сигнал «стоп»)

.



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ

ГРУППА

(6 – 7 ЛЕТ)

Пальчиковая гимнастика — уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка. В ритме современной жизни к детям поступает интенсивный поток информации, возникает риск умственного и эмоционального перенапряжения. Простые пальчиковые игры используются для развития моторных способностей, профилактики и снятия утомления у дошкольников. Помимо этого это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать не только напряжение самих рук, но и ослабить мышцы всего тела.

 Цель  «пальчиковой гимнастики» является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизации их работы. В правом полушарии возникают различные образы предметов, явлений, а левом находят своё словесное выражение, чем крепче эта взаимосвязь, тем активнее мыслительные процессы, точнее внимание, мышление.

Овощи

Фрукты

Вышла Люба в огород-

Сколько у нее хлопот!

Нелегко полить на грядке

Овощи все по порядку:

Помидоры, лук, капуста

И горошек очень вкусный.

Репа, огурцы, чеснок,

Свекла, редька и укроп.

Руки на пояс. Руки к щекам покачивают головой.

Разводят руки в стороны.

Указательным пальцем пересчитывают все овощи на левой, затем на правой руке.

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое,

                       с кожицей гладкою.

Яблоко я

                       пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

Пальцы обеих рук сжи-

мают в кулаки и разгибают по одному одновременно.

Ладони складывают вместе, затем разводят пальцы и раскрывают ладони.

Ладони выставляют вперед

Сад-огород

Грибы-ягоды

Как у нашей Зины

Фрукты в корзине:

Яблоки и груши,

Чтоб ребята кушали,

Персики и сливы –

До чего красивы!

Посмотрите на ранет!

Вкуснее наших фруктов нет!

Ладошки делают «корзинкой».

Сгибают пальцы, начиная с мизинца.

Гладят живот.

Ягоды – это крыжовник,

Клюква, черника, брусника,

Малина, клубника, шиповник,

Смородина и земляника.

Запомнил ягоды я, наконец.

Что ж это значит?

Я – молодец!

Указательным пальцем пересчитывают пальцы другой руки, сгибая их.

Поднимают плечи, удивляются.

Большой палец вытягивают вперед.

Лес. Деревья

Осень

У сосны, пихты и елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник!

Ребенок катает су-джок или колючий мяч между ладоней.

Круглый год, круглый год!

За замой весна идет,

А за весною следом

Торопится к нам лето.

И у кого ни спросим –

Идет за летом осень.

А за осенью сама

Вновь идет, спешит зима.

Пальцы правой руки в кулачок и вращают большим пальцем.

Поочередно соединяют большой палец с остальными на каждое время года.

Повторяют другой рукой.

Перелетные птицы

Домашние птицы

Клювов длиннее

                           не видывал я,

Чем клювы у аиста

                                и журавля.

Собираем спички (счетные палочки)одними и теми же пальцами рук( двумя указательными, двумя средними и т.д.

Есть у курицы цыпленок.

У гусыни есть гусенок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утенок.

У каждой мамы малыши

Все красивы, хороши!

Большим пальцем касаются поочередно остальных, начиная с мизинца.

Показывают пальчики, играя ими.

Дикие – домашние животные и их детеныши

Животные холодных и жарких стран и их детеныши

Довольна корова своими

                                  телятами,

Овечка довольна своими

                                  ягнятами,

Кошка довольна своими

                                  котятами,

Кем же довольна свинья?

                             Поросятами!

Довольна коза своими            

                                козлятами,

А я довольна своими

                                 ребятами!

Поочередно показывают пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших.

Шли слоны своей тропою,

Шли сквозь джунгли к водопою:

Папа-слон, слониха-мама,

Дед, слонище преупрямый,

Бабка, слонка- пятитонка,

И внучата, два слоненка:

Слоник, маленький сынишка,

И его сестра, Слонишка.

Сколько шло к воде слонов?

У тебя ответ готов?

Бельевой не тугой прищепкой «кусаем» ногтевые пластинки ребенка.

 Просим отгадать загадку и посчитать слонов.

Части тела

Посуда

Есть на пальцах наших ногти,

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Бедра, пятки, двое стоп,

Голень и голеностоп.

Есть колени и спина, но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.

Брови, скулы
, и виски,

И глаза, что так близки.

Щеки, нос и две ноздри,

Губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой!

Здесь требуется только четкое указание ребенком на соответствующую часть тела в стихотворении.

Девочка Иринка порядок

                                        наводила.

Девочка Иринка кукле говорила:

«Салфетки должны быть в

                                    салфетнице,

Масло должно быть в масленке,

Хлебушек должен быть в

                                        хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!»

Показывают большой палец.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

Продукты питания

Новый год

Пекарь, пекарь, из муки

Испеки нам колобки,

Да сушки – Ванюшке,

Да бублики – Мишке,

Да калачи - Маришке

Имитация «скатывания колобков»

Поочередно соединяют большие пальцы с остальными в «колечко»

Утром дети удивились,

Что за чдеса случились?

Этой ночью новогодней.

Ожидали, что угодно,

А увидели парад:

В ряд снеговики стоят,

Глазки весело горят,

А перед ними ёлочка

Пушистая, в иголочках.

Разводят руки в стороны, подняв плечи.

Сжимают и разжимают пальцы.

Руками рисуют в воздухе три круга.

Закрывают и открывают ладонями глаза.

Хлопают в ладоши.

Одежда, обувь, головные уборы

Мебель

«Стирка»

Постираю чисто, с толком

Рубашку, кофту и футболку,

Свитерок и брюки –

Устали мои руки!

Делают движение кулачками, имитирующие стирку.

Пальцами правой руки поочередно потряхивают пальцы левой руки. При повторе то же с левой рукой.

Встряхивают обе руки.

Скоро мы переезжаем,

Все с собою забираем.

Стулья, стол, сервант, комод

Переедут тоже. Вот!

В новом доме будут снами

Два стола, комод с вещами,

Кресла два, диван, кроватка,

Где братишка спит мой сладко.

Сжимают-разжим. Пальцы обеих рук одновременно.

Ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь.

Складывают ладони «домиком».

Поочереди разгибают пальцы обеих рук на каждый предмет мебели.

Сложенные вместе ладоши подкладывают под щеку.

Зима

Зимующие птицы

Как интересно нам зимой!

На санках едем мы гурьбой,

Потом в снежки мы поиграем,

Все дружно лыжи одеваем,

Потом все встали на коньки, Зимой веселые деньки!

Показывают большой палец вверх

Имитируют движения по тексту.

Показывают большой палец вверх

Я решил ворон считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Шесть - ворона на столбе,

Семь ворона – на трубе,

Восемь – села на плакат,

Девять – кормит воронят…

Ну а десять – это галка.

Вот и кончилась считалка!

По очереди ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь.

Загибают пальцы.

Разгибают пальцы обеих рук на каждый счет одновременно.

По очереди ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь.

Профессии

Инструменты

Профессии разные есть,

Все сразу не перечесть:

Доктор лечит людей,

Учитель учит детей,

Повар готовит обед,

Пожарных смелее нет,

Строитель построит нам дом:

Все дружно жить будем в нем.

Стены покрасит маляр,

Сантехник починит кран,

Электрик включит нам свет,

Плотник постелет паркет,

А если хочешь все знать,

Ученым тебе надо стать.

Сжимают-разжим. кулачки

Поочередно загибают пальцы на каждую профессию.

Сводят руки над головой «крыша»

Поочередно загибают пальцы на левой руке.

Покачивают указательным пальцем.

Дотрагиваются указат. пальцем до лба.

Мне нужны такие вещи:

Молоток, тиски и клещи,

Ключ, Напильник и ножовка,

А всего нужней – сноровка!

Ритмично сжимают и разжимают ладони.

Соединяют большой палец с остальными на правой, затем на левой руке.

Ритмично сжимают и разжимают ладони.

Транспорт

23 февраля - день защитников Отечества

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку:

Бензовоз, мусоровоз,

С молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз

И тяжелый лесовоз.

Обеими руками «крутят руль» перед собой

Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки.

Свой ремень мне подарил старший

                                                    брат.

Целый день я мастерил автомат.

А потом – надел пилотку,

Изменил слегка походку:

- Левой! Левой! – через двор.

У берёзы встал в дозор.

Вечер. Звезды. Тишина.

За спиною – вся страна.

Сводят и разводят кулаки перед грудью.

Ритмично ударяют кулаками друг о друга.

Надевают пилотку.

Ставят руки на пояс.

Маршируют на месте, ритмично двигая руками.

Останавливаются, «держат автомат» 2-мя руками справа.

Делают поворот головы вправо-влево. Смотрят вперед.Руку к виску – «отдают честь».

8 марта – международный женский день

Хлеб

Наши мамы

Много мам на белом свете,

Всех их очень любят дети!

Журналист и инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель –

Мамы разные нужны,

Мамы разные важны!

Разводят руки в стороны, затем крепко обнимают себя за плечи.

Поочередно сгибают пальцы, начиная с мизинца, сначала на правой, затем на левой руке.

Сжимают обе ладошки в «замочек».

Разводят руки , поднимают ладони вверх.

Тесто замесили мы,

Сахар не забыли мы,

Пироги пшеничные

В печку посадили мы.

Печка весело горит,

Наша мама говорит:

- Крошки, что останутся,

Воробью достанутся.

«месят тесто»

«посыпают сахар»

«пекут пироги»

Разводят руки ладонями вверх.

Ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь.

Грозят указательным пальцем.

«посыпают крошки»

Насекомые

Весна

В избушке из ватрушки

Живут подружки – мушки.

А в пряничном домишке –

Сластены – муравьишки.

Оса ночует в хатке

Из сладкой мармеладки,

А паучок в холупке

Из треснутой скорлупки.

Поочередно соединяют пальцы с большим одновременно на двух руках – на каждые две строчки.

Стучат все громче дятлы,

Синички стали петь,

Встает пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок,

А из-под старой травки

Уже глядит цветок.

Раскрылся колокольчик

В тени, там, где сосна.

Динь-динь – звенит тихонько.

Динь-динь – пришла весна!

Щепоткой стучим в ладонь.

«клювики» из пальцев «открывают рот».

Руки вверх и разводим в стороны.

Указат. и средний пальцы правой руки  «бегут».

Соединяют пальцы рук и разводят в стороны.

Соединяют ладони и поднимают вверх, раскрываясь.

Имитируем звон колокольчика левой, правой рукой у уха.

Космос. Первые космонавты

Рыбы

Это что за потолок?

То он низок,

То высок,

То он сер,

То беловат,

То чуть-чуть голубоват.

А порой такой красивый –

Кружевной и синий-синий!

Разводят руки над головой.

Поочередно разгибают пальцы из кулака на обеих руках одновременно.

Попеременно ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь.

Мы в подводном мире, друг,

Рыбы плавают вокруг:

Рыба – меч, рыба – молот

                                и рыба -  пила,

Рыба – удильщик и рыба – игла.

«Плывут» руками.

Волнообразные движения правой, затем левой ладошкой.

Поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца.

Наша Родина - Россия

Наше село. Наша улица.

- Ты, рябинушка

Раскудрявая,

Ты когда взошла,

Когда выросла?

- Я весной взошла,

Летом выросла,

По зорям цвела,

Солнцем вызрела.

На каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с каждым пальцем, начиная с указательного, сначала на правой, затем на левой руке.

Словно улей, наша улица с утра,

И летит пчелиным роем детвора,

Скачет мяч, взлетает с крыши

                                       вертолет –

Наша улица от нас не отстает:

То на речку за околицу бежит,

То на солнышке с ребятами

                                              лежит.

А под вечер - лишь утихнет шум

                                             и гам –

Всех ребят она проводит по

                                             домам.

Разводят руки перед собой.

Локти прижимают к туловищу, делают частые махи ладонями.

«Ударяют мячом» об пол,

Руки разводят в стороны, делают поворот вокруг себя.

Каждый палец «здоровается» с большим с нажимом на подушечку на каждое действие, на обеих руках одновременно.

Правую руку вытягивают вверх, делают ритмичные махи ладонью с пружинкой.

9 мая – День Победы

Весна. Цветы цветут.

Аты - баты, аты  – баты!

Мы отважные солдаты!

А теперь, ребятки,

Встали по порядку!

Каждого мы знаем.

Всех пересчитаем.

Первый, второй, третий,

                   четвертый, пятый,

Шестой, седьмой, восьмой,

                   девятый, десятый.

Вы, ребята, - молодцы!

Настоящие бойцы!

Два пальца на каждой руке – человечки. Они маршируют, высоко поднимая «колени».

На обеих руках растопыривают пальцы.

Считают пальцы, загибая их.

Показывают большие пальцы.

Как у нас на нашей грядке

Сколько цветиков растет!

Маргаритки, ноготки,

Астры – пестрые цветки,

Георгины и левкой,

Выбираешь ты какой?

Большой пальчик «здоровается» с каждым пальцем в ритм по тексту, сначала на правой, затем на левой руке.

Поочередно загибают пальцы, начиная с большого, на левой и правой руках одновременно.

Делают жест руками вперед, ладони развернуты вверх.

Скоро в школу

Лето

В школу мы с тобой пойдем,

И портфель с собой возьмем.

В школе будем мы читать,

В школе будем мы писать,

Физкультурой заниматься,

И трудиться и стараться.

Шагают по столу пальцами обеих рук.

Показывают кулак.

Загибают пальцы одновременно на обеих руках, начиная с большого.

Скачет зайчик по стене

И подмигивает мне.

Перепрыгнул на картинку,

Прогулялся по ботинку,

Поплясал на потолке,

Притаился в уголке.

Вот он спрятался в кроватке.

Он со мной играет в прятки.  

Раз, два, три, четыре, пять –

Кто пойдет его искать?

Ритмично ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь.

Зажмуривают один глаз.

Поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно.

Прижимают ладони к лицу.

Сжимают - разжимают пальцы на обеих руках одновременно.

Пожимают плечами, руки отведены в стороны, пальцы растопырены.



Предварительный просмотр:

ДЫХАНИЕ ПО МЕТОДИКЕ А.Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

подготовительная группа

Дыхание является главнейшим источником жизни. Человек может прожить без пищи и воды несколько дней, но без воздуха самое большее – несколько минут. При недостаточном поступлении воздуха сердце и иммунная система начинают работать активнее, предотвращая тем самым проникновение инфекции и недостаток кислорода. Дошкольников необходимо обучать правильному носовому дыханию. Это позволит эффективно защитить легкие от пыли, переохлаждения и адаптировать их к холодному воздуху.

Картотека дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Она служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

«Разминка». И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое руки полусогнуты в. локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернутые друг к другу. Присесть, скрестив руки навстречу друг другу, вдох носом - активный, быстрый, ясно слышимый. Вернуться в и.п. Отдохнуть. О выдохе не думать, не контролировать его сознанием. Повторить упражнение подряд 8 раз без пауз. Темп 1—2 вдоха в секунду, двигаться строго ритмично. Повторить 10-20 раз.

«Наклоны» Частъ первая. И. п. - стоя, нога на ширине плеч, туловище прямое, руки опущены («по швам»). Наклониться вперед, руки произвольно опустить, слегка скрестив, вдох носом - быстрый, ясно слышимый. Вернуться в исходное положение не полностью - и снова вдох во время наклона вперед. О выдохе не думать, не мешать, но и не помогать ему. Повторить 8 раз, темп – 1 – 2 вдоха в секунду, наклоняться строго ритмично. Повторить 10—20 раз.

Часть вторая. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, туловище прямое, руки на уровне плеч, согнуты в локтях, пальцы слегка сжаты в кулаки, повернуты друг к другу. Отклониться назад, руки резко скрестить перед грудью; вдох носом - быстрый, активный, ясно слышимый (но не шумный). Вернуться в и. п. не полностью - и снова вдох при наклоне назад. Повторить 8 раз, темп – 1 – 2 вдоха в секунду, движения ритмичные, о выдохе не думать (не мешать и не помогать выдоху). Повторить 10-20 раз.

«Маятник». И. п. - стоя, наклоняясь вперед, руки опущены вниз, Покачиваться вперед-назад. При наклоне вперед и вдохе руки скрещиваются. Вдох через нос, быстрый, активный, хорошо слышный (но он не должен быть нарочито шумным). Темп 1—2 вдоха в секунду. Повторить 10-20 раз.

При выполнении указанных упражнений не надо стараться вдохнуть как можно больше воздуха — наоборот, вдох должен быть по объему меньше, чем возможно. Во время движений следует стараться освободиться от напряжения, установить индивидуальный естественный, но энергичный темп. Руки далеко от тела не уводить! Не помогать выдоху! Надо стараться сделать его незаметным, бесшумным. Следует помнить, что цель организация дыхания, а движение — лишь средство для этого. Каждое упражнение повторять с паузами в 1,2,3 секунды - так, чтобы получилось не менее 128—160 дыханий, а всего 600—640 дыхательных движений на четыре упражнения. Освоенные движения в последующем рекомендуется сочетать со звуковыми упражнениями.

В старшем дошкольном возрасте постепенно возрастает нагрузка на опорно-двигательный аппарат и другие системы организма за счет большей интенсивности и повышения дозировки упражнений. Вводятся круговые движения рук (вперед и назад), рывковые движения прямых и согнутых рук. В упражнениях для туловища делаются повороты и наклоны в стороны, повороты вокруг себя стоя и лежа. Больше внимания уделяется специальным дыхательным упражнениям. Широко используются различные индивидуальные пособия, кроме того, даются имитационные упражнения. Дыхательные упражнения выполняются в среднем темпе. Количество повторений увеличивается до 6—8 раз.

Упражнения на удлинение выдоха

«Наклоны вперед». И.п. — ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.

Спокойный вдох в и.п. 1—2—3 — пружинистые наклоны вперед с тройным выдохом. Руки за спину, смотреть вперед. 4 — вернуться в и.п.

«Наклоны в сторону» («Наклоны с зонтиком»). И.п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Спокойный вдох в и.п. 1—2—3 — тройной наклон в сторону, поднять разноименную руку над головой — «накрылись зонтиком» — выдох. 4 — вернуться в и.п.

«У кого дольше колышется ленточка». Каждый ребенок берет в руку узкую ленточку из тонкой цветной бумаги. Ноги на ширине плеч, руки внизу, слегка отведены назад. Спокойный вдох. На выдохе поднести ленточку ко рту, сделать небольшой наклон.

Специальные дыхательные упражнения

«Задуй свечку». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу: «Фу! Фу! Фу!». Во время упражнения туловище держать прямо.

«Полное дыхание». Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать свободный глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать дыхание (пока приятно). Выполнить энергичный выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед («Ха!»). Выдыхать с облегчением, как будто освобождаясь от забот. Медленно выпрямиться.

Упражнения на укрепление мышцы носоглотки и верхних дыхательных путей.

Упражнения можно выполнять стоя или в движении.

«Ёжик». Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым  носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напряжена); выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

«Ушки». Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, а уши тянутся к плечам. Следить, чтобы при наклоне головы туловище не поворачивалось.

Вдохи выполняются с напряжением мышц носоглотки. Выдох произвольный.

Дыхательная гимнастика по методу  Б. С. Толкачёва.

                                 Комплекс 1

1. «Качалка».

И.п. – сидя на стуле, руки на коленях. Раскачивать туловище вперёд-назад, произнося на выдохе «Ф-р-оо-хх!». Повторить 6-8 раз.

2. «Ёлочка растёт».

И.п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть и выпрямиться, поднимая руки вверх шире плеч. Приседая, произносить: «Страх-х!». Повторить 2-3 раза.

3. «Зайчик».

И.п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить.  Приседая, сгибать руки к плечам ладонями вперёд, как зайчик, становящийся на задние лапки. Произносить на выдохе: «Фр!». Повторить медленно 5-7 раз.

4. «Как гуси шипят».

И.п. – встать, ноги врозь, ступни параллельно, держа палку на сгибе рук. Наклониться вперёд, смотря перед собой и вытягивая шею, произнести: «Ш-ш-ш…». Повторить в среднем темпе 3-4 раза.

5. «Прижми колени».

И.п. – сесть, ноги вытянуть, палку опустить. Притянуть ноги к себе, прижать колени палкой к груди, произнося : «Уф-ф!». Выпрямить ноги, руки опустить. Повторить медленно 5-7 раз.

6. «Гребцы». И.п. – сесть, ноги врозь, палку держать у груди. Наклониться вперёд, коснуться палкой носков ног, произнести: «Гу!». Выпрямиться, палку притянуть к груди. Повторить медленно 3-5 раз.                                 

7. «Скрещивание рук внизу».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки в стороны. Опуская прямые руки вниз и скрещивая их перед собой, произносить: «Та-ак!» - и поднимать их в стороны. Повторить в среднем темпе 4-6 раз.

8. «Достань пол».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки вперёд. Наклониться вперёд и достать ладонями пол со словами : «Бак». Повторить медленно 2-4-раза.

9. «Постучи кулачками».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Присесть и 3 раза постучать кулачками о пол, приговаривая: «Тук-тук-тук».Повторить в среднем темпе 2-3 раза.

10. «Прыжки».

Прыгать на обеих ногах, произнося на каждый прыжок: «Ха». Каждые 12-16 прыжков чередовать с ходьбой.

                                 Комплекс 2 «На улице».

1. «Погрейся».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки поднять в стороны. Быстро скрещивать руки перед грудью, хлопать ладонями по плечам, произнося: «Ух-х-х!». Разводить руки в стороны – назад. Повторить 8-10 раз.

2. «Конькобежец».

И.п. – встать прямо, ноги врозь, руки заложить за спину. Сгибать то правую, то левую ногу, наклоняя туловище с полуоборотом в стороны (подражая движениям конькобежца) и произнося: «Кр-р-р!». Повторить в среднем темпе 5-8 раз.

3. «Заблудился».

И.п. – поставить ноги вместе, руки сложить рупором. Вдохнуть и на выдохе громко произнести: «А-у-у-у!». Повторить 8-10 раз.

4. «Снежный ком».

И.п. – встать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей ступне и, сильно наклоняясь вперёд, обхватить руками голени, голову опустить. При этом произносить: «Хр-р-р!». Повторить медленно 3-5 раз.

5. «Снеговик веселится».

И.п. – поставить ноги вместе, руки на поясе. Вдохнуть, после чего сделать прыжок двумя ногами с одновременным выдохом, произнося: «Ха!». Повторить 6-8 раз.

6. «Вырасти большим».

И.п. – встать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох, произнося: «У-х-х-х!». Повторить 4-5 раз.

Дыхательная гимнастика с элементами релаксации для дошкольников.

«На прогулке».

Дети выполняют комплекс под музыку.

1. «Поза дерева».

Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вверх, ладони повёрнуты друг к другу. Потянуться всем телом вверх – вдох. Спина прямая, подбородок чуть приподнят, живот подтянут. Через 20 секунд, развернув ладони в стороны, спокойно опустить руки – выдох. Сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха.

2. «Берёзка».

Поднять руки вверх и делать наклоны туловища вправо-влево в такт музыке. Дыхание спокойное.

3. «Ветерок».

Лёгкий бег на носках с ускорением и замедлением в соответствии с темпом музыки. Стараться дышать через нос.

4. «Аромат цветов».

Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А-а-ах!».

5. «Лягушка» (по методу Б.Толкачёва).

Исходное положение – упор лёжа, руки выпрямлены. На счёт раз – упор присев, делая мощный выдох; на два – вернуться в и.п. толчком, делая диафрагмальный вдох. Повторить 2-3 раза.

6. «Комарики» (по методу М.Лазарева).

Дети хлёстко бьют себя по спине встречным движением рук-плетей, при этом делая на удар резкий выдох ртом.

7. «Отдых».

Дети ложатся на спину и выполняют упражнение на расслабление: под спокойную музыку они как бы засыпают – дышат спокойно, живот мерно поднимается и опускается. Когда музыка становиться громче, ребята потягиваются и неспеша встают на ноги.

«Снова в лес».

 1. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит».

И.п. – основная стойка. 1 – вдох -  руки в стороны; 2 – выдох – наклон туловища вправо; 3 –вдох – вернуться в и.п.; 4 – выдох – наклон туловища влево, вернуться в и.п. повторить 5-6 раз.

2. «Вот нагнулась ёлочка, зелёные иголочки».И.п. – ноги врозь, руки опущены.1 – вдох; 2 – выдох – наклон туловища вперёд; 3-4 – вдох – вернуться в и.п. – выдох. Повторить 5-6 раз.

3. «Стоит Алёна, листва зелёна, тонкий стан, белый сарафан».

И.п. – ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох – руки через стороны вверх, подняться на носки; 2 – выдох – руки вперёд – вниз, опуститься на всю стопу; 3-4 – повторить, вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

4. «Детки в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (жёлуди).

И.п. – ноги вместе, руки за голову. 1 – вдох – подняться на носки; 2 – выдох – присед; 3-4 – повторить, вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

5. «В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех).

И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1 – вдох; 2 – выдох сед с прямыми ногами, руки к носкам; 3 – вдох; 4 – выдох, вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

6. «Солнце утром рано встало, всех детишек приласкало».

Дети скрещивают ладошки, широко раздвигают пальцы, образуя «солнышко с лучами».

Педагог предлагает детям потянуться к солнышку. Ребята выполняют упражнение хатка-йоги «Солнечная поза»: встать прямо, ноги на ширине плеч; медленно поднять руки и потянуться (внимание сосредоточить на ладонях). Педагог говорит: «Солнышко уже высоко. Вы потянитесь на встречу тёплым лучам, над головой высокое голубое небо. Ваше тело наливается упругой силой, бодростью, становиться стройным, гибким, сильным. Солнечные лучи проникают в каждую клеточку вашего организма. Поймайте солнечные лучики, один положите себе в сердце, остальные оставьте тем, кого вы любите, отдайте всем людям, пожелайте им добра».

«Мы строим дом».

1. «Поднимаем кирпичи».

И.п. – ноги врозь, руки опущены, пальцы расставлены. 1 – вдох; 2 – выдох – наклон туловища вперёд, пальцы в кулак: «Ух!»; 3 – вдох; 4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

2. «Кладём раствор».

И.п. – ноги врозь, руки на поясе, локти назад. 1 – вдох; 2-3 – выдох – поворот туловища вправо (влево), мах правой (левой) рукой в сторону, назад, вперёд:«Раз!»; 4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

       3. «Белим потолок».

И.п. – ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох – поднять правую руку вверх-назад; 2 – выдох – опустить правую руку; 3 – вдох – поднять левую руку вверх-назад; 4 – выдох – опустить левую руку. Повторить 5-6 раз.

4. «Наклеиваем обои».

И.п. – основная стойка, руки согнуты в локтях на уровне пояса. 1 – вдох; 2 – выдох – подняться на носки, прямые руки вверх; 3 – вдох; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

5. «Красим полы».

И.п. – стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисть в кулак. 1 – вдох; 2 – выдох – туловище слегка наклонить вперёд, руки вытянуть вперёд, пальцы врозь: «Жик!»; 3 – вдох; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

6. «Игра с песком»  (упражнение на напряжение и расслабление мышц рук. Автор М.Чистякова ).

И.п. – сидя. Набрать на вдох воображаемый песок. Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках – задержка дыхания.

Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы – на выдохе и произнося «с-с-с…». Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками. Повторить 2-3 раза.

«Пожарные».

1. «Лезем по пожарной лестнице вверх».

И.п. – основная стойка. 1 – вдох – руки вверх, пальцы врозь, подняться на носки; 2 – выдох – руки вниз, согнуть в локтях, кисть в кулак, опуститься на всю стопу:«Ух!»; 3 – вдох; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

2. «Направляем огнетушитель на огонь».

И.п. – основная стойка. 1 – вдох – руки вперёд; 2 – выдох – поворот туловища и вытянутых рук вправо (ладони соединены) «Ш-ш!»; 3 – вдох – то же влево; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

3. «Затушим горящие угольки».

И.п. – основная стойка. 1 – вдох – втянуть живот; 2 – выдох – рот трубочкой, живот выпятить «Ф-ф-ф!»; 3-4 – то же. Повторить 5-6 раз.

4. «Заглянем в щель».

И.п. – сед с опорой на пятки. 1 – вдох – руки в стороны; 2 – выдох – наклон туловища вперёд, опора на предплечья «У-у!». повторить 5-6 раз.

5. «Вышли из горящего дома – вдохнём глубже».

И.п. – основная стойка. 1 – вдох – руки через стороны поднять вверх, подняться на носки; 2 – выдох – руки опустить вниз, встать на стопу «Ах!»; 3-4 – то же. Повторить 5-6 раз.

6. «Глоток воздуха» (по методу А.Н.Стрельниковой).

И.п. – стоя. Сделать резкие, быстрые вдохи носом. На каждый вдох полусогнутые руки резко идут навстречу друг другу. Выдох самопроизвольный. Повторить 3-4 раза.

7. Упражнение на расслабление.                                                

И.п. – сидя на корточках, опустить голову и руки. Медленно поднять голову, распрямить корпус, руки развести в стороны. Голова откидывается назад и медленно поворачивается за солнцем. Мимика – глаза полу закрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

«На море».

1. «Какое море большое».

И.п. – основная стойка. 1 – вдох – руки в стороны, вверх, подняться на носки; 2 – выдох – руки вниз, опуститься на стопу«Ах!»; 3-4 – то же. Повторить 5-6 раз.

2. «Чайки ловят рыбу в воде».

И.п. – ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох – наклон туловища вперёд, руки в стороны; 2 – выдох – вернуться в и.п.; 3-4 – то же. Повторить 5-6 раз.

3. «Створки раковины раскрываются».

И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. 1 – вдох – живот втянуть;2 – выдох – сед с прямыми ногами, живот выпятить «Ш-ш!»; 3 – вдох – живот втянуть; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

4. «Пловцы».

И.п. – ноги врозь, руки опущены. 1 – вдох – левую руку поднять; 2 – выдох – мах левой рукой вперёд, вниз; 3 – вдох – правую руку поднять; 4 – выдох – мах правой рукой вперёд, вниз«Раз!». Повторить 5-6 раз.

5. «Дельфин плывёт».

И.п. – ноги врозь, руки согнуты в локтях. 1 – вдох; 2 – выдох – наклониться вперёд, правым локтём коснуться левого согнутого колена; 3 – вдох – вернуться в и.п.; 4 – выдох – наклониться вперёд, левым локтём коснуться правого колена, вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.                               

6. «Акула» (по методу К.Бутейко).

И.п. – стоя. Сделать глубокий резкий выдох ртом одновременно с быстрым приседанием на корточки («над нами проплывает акула»). Нос закрыть пальцами. Задержка дыхания длится столько, сколько сможет выдержать ребёнок. Повторить 1-2 раза.

7. «Волны шипят».

И.п. – сед на пятках, руки внизу. 1-2 – волнообразное движение руками вперёд-вверх – вдох; 3-4 – волнообразное движение руками вниз – выдох через рот со звуком «Ш-ш…». Повторить 5-6 раз.

8. «Сон на берегу моря».

Дети слушают шум моря (кассета «Григ и звуки океана»). Педагог говорит детям, что им снится море, что они лежат и загорают. Солнышко  и вода ласкают тело. Летит бабочка, выбирает на кого сесть. Бабочка улетела и нам пора возвращаться.

«В зоопарке».

1. «Серый, зубастый, по полю рыщет, телят, ягнят ищет» (волк).

И.п. – основная стойка, руки согнуты в локтях, ладони у груди. 1 – вдох; 2 – выдох – туловище слегка наклонить вперёд, правую руку вытянуть перед собой; 3 – вдох – вернуться в и.п.; 4 – выдох – то же левой рукой – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

2. «Он несёт на лбу не зря два развесистых куста» (олень).

И.п. – стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисти рук у лба. 1 – вдох; 2 – выдох – руки вперёд; 3 – вдох – руки в стороны; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.                                                    

3. «У него огромный нос, будто нос лет тыщу рос» (слон).

И.п. – сед с прямыми ногами, руки опущены. 1 – вдох; 2 – выдох – туловище наклонить вперёд, коснуться руками носков; 3 – вдох; 4 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

     4. «Лежит верёвка, шипит, плутовка» (змея).

И.п. – лёжа на животе, руки под подбородком, ладонь на ладонь. 1-2 – вдох; 3-4 – выдох – руки вперёд «Ш-ш-ш-ш!»; 5-6 - вдох; 7-8 – выдох – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз.

5. «По реке плывёт бревно… Ох и злющее оно!» (крокодил).

И.п. – лёжа на животе, руки вдоль туловища. 1 – вдох – руки, ноги, голову слегка поднять вверх; 2 – выдох – вернуться в и.п.; 3-4 – то же. Повторить 5-6 раз.

6. «Рыжая плутовка в лесу живёт, в деревне кур крадёт» (лиса).

И.п. – стоя. Потянуться всем телом, сделать энергичный выдох. Делать короткие резкие вдохи, полусогнутые руки при каждом вдохе резко идут навстречу друг другу. Выдох самопроизвольный. Повторить 1-2 раза.

7. Упражнение  расслабление и напряжение мышц туловища, способствует улучшению кровотока в организме, стимулирует различные обменные процессы, повышает энергетику (по методу А.Н.Стрельниковой).

И.п. – стоя, дети напрягают мышцы шеи, затем мышцы рыу, ног, спины, брюшного пресса, всего тела. Напряжение должно быть максимальным, до появления мелкой дрожи. Затем одновременно с напряжением мышц произносится звук «р-р-р…», сначала без голоса, затем с голосом, негромко («мишка сердится»).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    



Предварительный просмотр:

Картотека самомассаж для детей дошкольного возраста


Эффективным и универсальным средством здоровьесберегающих технологий является игровой самомассаж.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Для детей самомассаж - это и профилактика простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже.

Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно.

Массаж  рук «Гусь»

Слова

Действие

Где ладошка? Тут?

Тут!

Показать правую ладошку.

На ладошке пруд?

Пруд!

Круговые движения левым указательным пальцем по ладони.

Палец большой – гусь молодой.

Указательный – поймал,

Средний – гуся ощипал,

Безымянный – суп варил,

А мизинец – печь топил.

Поочерёдно массировать круговыми движениями каждый палец.

Полетел гусь в рот.

А оттуда в живот!

 Вот!

Махи кистями рук.

Двумя ладонями погладить живот.

Массаж лица «Летели утки»

Слова

Действие

Летели утки

Над лесной опушкой.

Лёгкими движениями провести пальцами по лбу 6 раз

Задели ели

Самую макушку.

Так же легко провести 6 раз по щекам

И долго елка

Ветками качала.

Указательными пальцами массировать крылья носа

А не начать ли нам массаж сначала?

Повторить

Массаж ног

Слова

Действие

Божьей коровки папа идёт.

Сидя, гладить ноги с верху до низу

Следом за папой мама идёт.

Разминать их.

За мамой следом детишки идут.

Похлопать их ладошками

Следом за ними малышки бредут.

«Шагать» пальчиками

Красные юбочки носят они,

Поколачиваем кулачками

Юбочки с чёрными точечками.

Постукиваем пальчиками

На солнышко они похожи,

Встречают дружно новый день.

Поднять руки вверх, скрестить, раздвинуть пальцы.

А если будет жарко им,

То прячутся все вместе в тень.

Погладить ноги ладонями, спрятать руки.

Массаж тела «Пироги»

Слова

Действие

За стеклянными дверями

Стоит мишка с пирогами.

Хлопки по левой руке от кисти к плечу.

Хлопки по правой руке так же.

Здравствуй мишенька – дружок.

Сколько стоит пирожок?

Хлопки по груди.

Хлопки по бокам.

Пирожок – то стоит три,

А лепить их будешь ты!

Хлопки по ногам сверху вниз.

Напекли мы пирогов

К празднику и стол готов!

Поглаживание в той же последовательности.

Массаж биологически активных зон «Борода»

Слова

Действие

Да-да-да, да-да-да

Есть у деда борода.

Потереть ладони друг о друга.

Де-де-де, де-де-де

Есть сединки в бороде.

Провести руками от затылка до ямки.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду

Расчеши-ка бороду.

Большими пальцами провести по шее от подбородка.

Да-да-да, да-да-да

Надоела борода.

Сжав кулачки, косточками указательных пальцев растереть крылья носа.

Ду-ду-ду, ду-ду-ду

Сбреем деду бороду.

Положить три пальца на лоб и погладить.

Ды-ды-ды, ды-ды-ды

Нету больше бороды.

Указательный и средний палец положить перед и за ухом и растереть.

Массаж тела «Жарче»

Слова

Действие

Жарче, дырчатая тучка

Поливай водичкой ручки.

Растереть ладошки.

Плечики и локоточки,

Пальчики и ноготочки,

мой затылочек, височки,

Подбородочек и щёчки.

Постукивать пальцами по плечам, локтям, кистям, затылку, вискам, подбородку и щекам.

Трём мочалкою коленочки,

Щёточкою хорошенечко,

Пяточки, ступни и пальчики.

Моем девочек и мальчиков!

Растираем ладонями колени, ступни и пальцы ног.

Массаж ушей

Слова

Действие

На дальней границе

И в холод и в зной,

В зелёной фуражке

Стоит часовой.

Легко загнуть руками уши вперёд

На дальней границе

И ночью и днём,

Он зорко, он зорко,

Следит за врагом.

Потянуть легко руками мочки ушей вверх, вниз.

И если лазутчик

Захочет пройти,

Его остановит

Солдат на пути.

Указательным и большим пальцем массировать слуховые отвороты.

Массаж лица «Мельник»

Слова

Действие

Белый, белый мельник

Сел на облака.

Провести пальцами по лбу от середины к вискам.

Из мешка посыпалась

Белая мука.

Легко постучать пальцами по щекам.

Радуются дети,

Лепят колобки.

Косточками больших пальцев растереть крылья носа.

Заплясали сани,

Лыжи и коньки.

Раздвинув указательный и средний палец, массировать точки за и перед ушами.

Массаж пальцев «Подарок маме»

Слова

Действия

Маме подарок я сделать решила,

Короб с катушками тихо открыла.

Тереть ладонь о ладонь.

Нитки и пяльцы достала я с полки,

Вдела зелёную нитку в иголку.

Растирать пальцы, как  бы одевая кольцо.

Вот получился красивый цветок.

Я закрепляю последний стежок.

Потереть ладони.

В комнату мама войдет – удивится:

Дочка, какая же ты мастерица.

Встряхнуть пальцы.

Массаж рук «Плотник»

Слова

Действия

Мастер в руки взял фуганок

Остро наточил рубанок.

Поглаживание рук от плеча к кисти.

Доски гладко остругал,

Взял сверло, шурупы взял.

Разминать поочерёдно руки пальцами.

Доски ловко просверлил,

Их шурупами свинтил.

Круговые движения пальцами от плеча к кисти.

Поработал долотом,

Сколотил всё молотком.

Постукивание по рукам от плеча к кисти.

Получилась рама,

Загляденье прямо!

Быстро перебирая пальцами, пройтись  от плеча до локтя.

Прекрасный тот работник

Зовётся просто плотник.

Погладить обе руки.

Массаж «Ладошки»

Слова

Действия

Вот у нас игра какая:

Хлоп ладошка, хлоп другая.

Хлопки в ладоши

Правой, правою ладошкой

Мы пошлёпаем немножко.

Шлепки по левой руке от плеча к кисти.

А теперь ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай!

Тоже по правой.

А потом, потом, потом,

Даже щёки мы побьём.

Хлопки по щекам.

Вверх ладошки – хлоп, хлоп.

По коленкам шлёп, шлёп.

Хлопки над головой.

По коленям.

По плечам теперь похлопай,

По бокам себя пошлёпай.

По плечам,

По бокам.

Можешь хлопнуть за спиной,

Хлопаем перед собой.

По спине,

По груди.

Справа – можем, слева – можем!

И крест – накрест руки сложим.

Поколачивание ладонями по груди слева, справа.

И погладим мы себя,

Вот какая красота.

Поглаживание по рукам, груди, бокам и ногам.

Массаж лица

Слова

Действия

Тёплый ветер гладит лица,

Лес шумит густой листвой.

Провести пальцами от бровей до подбородка и обратно 4 раза.

Дуб нам хочет поклониться,

Клён кивает головой.

От точки между бровями большим пальцем массировать лоб до основания волос и обратно 4 раза

А кудрявая берёзка

Провожает всех ребят.

Массаж висковых впадин указательными пальцами круговыми движениями.

До свиданья лес зелёный,

Мы уходим в детский сад.

Поглаживание лица

Массаж спины «Паровоз»

(дети встают «паровозиком»)

Слова

Действия

Чух - чух, пыхчу, пыхчу, ворчу.

Стоять на месте не хочу.

Похлопывание ладонями по спине

Чух - чух, пыхчу, пыхчу, ворчу.

Стоять на месте не хочу.

Похлопывание кулачками оп спине

Колёсами стучу, стучу,

Колёсами стучу, стучу.

Постукивание пальцами

Садись скорее, прокачу!

Чу, чу, чу!

Поглаживание ладонями

Дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж

Массаж спины «Дождик»

(дети встают «паровозиком»)

Слова

Действия

Дождик бегает по крыше –

Бом, бом, бом!

По весёлой звонкой крыше –

Бом, бом, бом!

Похлопывание ладонями по спине

Дома, дома посидите –

Бом, бом, бом!

Никуда не выходите –

Бом, бом, бом!

Постукивание пальцами

Почитайте, поиграйте –

Бом, бом, бом!

А уйду – тогда гуляйте..

Бом, бом, бом!

Поколачивание кулачками

Дождик бегает по крыше –

Бом, бом, бом!

По весёлой звонкой крыше –

Бом, бом, бом!

Поглаживание ладонями

Дети поворачиваются на 180 градусов и повторяют массаж