результативность работы
Предварительный просмотр:
Отчет о работе с одаренными детьми МО учителей английского языка
Отличительные особенности одаренных детей
В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой, способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам. Склонность к изучению иностранных языков выявляется у детей уже на начальном этапе обучения. Такие учащиеся легко усваивают новый материал, активны, их отличает творческий подход, стремление к познанию и к самостоятельному исследованию. Они экспериментируют, применяя средства художественной выразительности, оригинальны , креативны. С такими учениками учителю работать и легко, и в то же время сложно. Они требуют к себе особого внимания. При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, в познавательную потребность. Урок для таких детей особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
Для реализации эффективной работы с данной категорией детей были поставлены следующие задачи:
- Создать для учащихся ситуации успеха и уверенности через личностно-ориентированное обучение и воспитание
- Выявление одарённых детей.
- Повышение качества образования;
- Создание условий для оптимального развития и поддержки одаренных детей.
- Осуществлять тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности
- Повысить интерес школьников к изучению английского языка
- Вовлекать одаренных учащихся в участие в предметных олимпиадах, творческих конкурсах.
Рассмотрев академическую успеваемость и довольно высокий уровень мотивации к изучению английского языка за 2015-2016 учебный год, учителя нашего МО я выявили группу учащихся для дальнейшей работы. Для выполнения поставленных задач я использовала следующие методы и формы работы:
- На уроках старалась применять проблемно - развивающее обучение, организовывала работу в парах, проводила разноуровневые тесты, ребята работали над созданием мини - проектов, задавала задания творческого характера.
- Внеурочные формы работы включали в себя проведение индивидуальных консультаций, привлечение учащихся к участию в предметных олимпиадах, конкурсах по английскому языку. В 2015-2016 учебном году необходимо большее внимание уделить целенаправленной подготовке к олимпиадам и конференциям и тренировочному прорешиванию олимпиадных заданий.
Формы и методы работы с одарёнными детьми
Младший школьный возраст – период «впитывания», накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности, поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями.
Как правило, у одаренных детей проявляются:
-высокая продуктивность мышления;
-легкость ассоциирования;
-способность к прогнозированию;
-высокая концентрация внимания.
Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Учитывая это, в первую очередь, следует наблюдать за детьми и выделять детей с необычными способностями с первых дней работы с ними. Выделив таких детей, им даются такие задания, чтобы смотивировать их на самостоятельный поиск необходимого материала, обработку и представление его Во время учебного процесса развитие одарённого ребёнка- это развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цели, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Работая с одаренными детьми таким образом, учителя нашего МО выбирают следующие методы:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проективный
и формы:
-классно-урочная (работа в парах, в малых группах; разноуровневые задания, творческие задания);
-консультирование по возникшей проблеме;
-дискуссия;
-игра.
Очень важны: предметные олимпиады; интеллектуальные марафоны; различные конкурсы и викторины; словесные игры; проекты; ролевые игры; индивидуальные творческие задания.
Всё это дает возможность одарённым учащимся выбрать подходящие виды творческой деятельности, позволяют им раскрыть себя, и даёт стимул для дальнейшего саморазвития.
При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
-обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
-стимулировать познавательные способности учащихся;
-работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
-принимать взвешенные психолого-педагогические решения;
-анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
-отбирать и готовить материал для коллективных творческих дел.
Очень часто одаренные дети, дети с ранним расцветом интеллекта встречают трудности, непонимание не только дома, но и в школе, где всех учат одинаково, и учение начинается зачастую с того, что ему уже неинтересно. Именно им, наиболее любознательным, часто становится скучно в классе после первых же уроков. Уже умеющим читать и считать, им приходится пребывать в безделье, пока другие осваивают азбуку и начальные арифметические действия.
Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание, но как бы педагог ни старался относиться к ученикам индивидуально, имея дело с целым классом, он лишен возможности ориентироваться на «сильных» учеников. Способные ученики нуждаются в нагрузке, которая была бы под стать их умственным силам, а школьная программа может предложить совсем немного. Часть детей с «особенными» способностями, в конечном счете, приспосабливается к общим требованиям, но это происходит ценой потери своей самостоятельности, любознательности и творческих порывов, и их реальные возможности остаются невостребованными.
Некоторые думают, что для обучения детей с высокими способностями должны существовать специализированные классы или школы, лучше такому ребенку находиться в среде похожих детей и учиться по программам, соответствующим уровню его интеллекта.. Начиная работать с классом с первых дней, я стараюсь выделить среди ребят детей с необычными способностями, давать им задания, требующие максимальной работоспособности и применения своих навыков и умений.
Так, например, на уроках в конце каждой темы дети защищают проекты к которым они должны подойти творчески, найти дополнительно материал и, таким образом, расширить свои знания. В текущем учебном году учащиеся 8А и 8М классов защищали проекты по теме «Планеты солнечной системы» (учитель Н. В. Гузилова); (учитель Е. Г. Князева); (учитель И. Н. Пупырина).
Проводятся также уроки-интервью, во время которых одаренные дети выступают в роли журналистов и ведут не только опрос, но и готовят различные сообщения по разным темам с дополнительным материалом из разных источников.(9класс-тема «Проблемы подростков»).
Ученики нашей школы постоянно принимают участие в разных конкурсах: «Мультитест» (63 уч-ся), «Sapenty Sat» (12 уч-ся), «Британский бульдог» (58), «Предметный чемпионат» (23).
Анализ осуществляемой работы с одаренными и талантливыми детьми по английскому языку свидетельствует о необходимости ее продолжения и открывающихся возможностях для дальнейшего совершенствования. Работа с одаренными учащимися – одна из главных задач. Задача учителя заключается в том, чтобы создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и найти свой путь для самореализации. Английский язык обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности и в том числе для выявления одаренных детей.
Руководитель МО Гузилова Н. В.