Для воспитателей!
Здесь собраны методические рекомендации, разнообразные конспекты, которые могут помочь в работе детьми дошкольного возраста.
Данная страничка периодически пополняется.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod.docx | 566.73 КБ |
kartoteka_mirilok.pdf | 517.38 КБ |
kartoteka_igr_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx | 404.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по организации общения с детьми для разных возрастных групп
Вторая младшая группа
Решению вопросов по формированию взаимоотношений и культуры общения у детей младшего дошкольного возраста способствуют как непосредственно образовательная деятельность, так и образовательная деятельность в режимных моментах. В наибольшей степени способствует игра, которая является основным видом деятельности детей.
Сюжетно-отобразительная игра- самая привлекательная для детей дошкольного возраста. В игре ребенок получает знания об окружающем мире, в ней ярко развиваются потребности детей в общении. Она оказывает большое влияние на развитие способности взаимодействовать с другими людьми, воспитывает культуру общения.
Воспитание культуры общения способствуют дидактические игры с куклой: «Напоим Катю чаем», «Уложим Катю спать», «Оденем Катю на прогулку» и т.д. Проводя такие игры-занятия, мы формируем умение вежливо разговаривать с куклой, дети приобретают эмоционально-нравственный опыт: «Пожалей Катю, обними ее», Скажи: «Не плачь Катя!»
Эффективным приёмом для воспитания культуры общения является игра взрослого в паре с ребенком-партнером, где взрослый принимает на себя основную роль, например «доктор».
«Здравствуйте, я доктор. Полечу мишку, поставлю ему градусник, дам лекарство…» Если игра заинтересовала детей, спрашиваем: «Лиза, твой зайчик тоже заболел? Я доктор, я полечу его…» Потом можно «полечить» ребенка (обращаться к нему нужно не как к Максиму, а как к пациенту): «Здравствуйте больной. Я - доктор. Что у вас болит?». Говорим, как нужно вежливо обращаться к больному: «Покажите, пожалуйста, горлышко. Будьте добры, возьмите градусник.» и т.д.
Для воспитания культуры общения эффективна сюжетно-отобразительная игра «Телефонный разговор», смысл которой заключается в коммуникации персонажей не требующей предметных игровых действий. Детям нравится говорить по телефону, они охотно вступают в контакт. Мы стараемся подбодрить ребенка, подсказываем содержание вопросов, ответов. С замкнутыми, застенчивыми детьми разговариваем по телефону один на один, без присутствия сверстников. Научившись говорить по телефону, дети не только учатся культурно общаться, но и становятся общительнее, свободнее вступают в игровые контакты и развертывают ролевое взаимодействие друг с другом.
Учим детей вежливо обращаться с просьбой, благодарить за оказанную помощь, говорить «здравствуйте», «до свидания», уступать девочкам, не обижать малышей, не отбирать игрушки, обращаться друг к другу по имени.Читаем детям книги: «Вежливые слова» В. Лиходер, «Вежливые слова» О. Корнеевой, «Медвежонок-невежа» А. Барто и др.
Большую роль в воспитании играет организация непосредственно образовательной деятельности. В образовательной деятельности мы рассматриваем сюжетные картины («Друзья», «В песочнице», «Делаем машину»), включаем такие игровые занятия как: «Как машина зверят катала», «Что хорошо, что плохо», «Добрый вечер мамочка», «Передай куклу Катю», читаем рассказы («Был у Пети и Миши конь» Л.Н.Толстого). В них мы ставим задачи: воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, умение делиться игрушками, вежливо обращаться с просьбой, запомнить имена детей (в т.ч. произнесенных взрослым по-разному: Саша, Сашенька, Сашуля), воспитывать культуру общения.
Средняя группа
Беседы на внеситуативно-познавательном уровне общения доступные ребенку средней группы, следует сопровождать демонстрацией разнообразных наглядных пособий: иллюстраций, картин, предметов, моделей, схем и т.п. это делает общение более эмоциональным, живым, помогает концентрировать внимание детей, вызывает у них заинтересованность. По ходу беседы отдельные ситуации можно усложнять и драматизировать, чтобы нагляднее обозначить проблему и показать ее решение. Желательно по ходу беседы приобщать детей к разнообразным действиям, снижая напряжение вербального диалога, который быстро утомляет.
Непременным условием таких бесед является терпеливое выслушивание педагогам каждого ребенка. Воспитатель не спешит задавать все заготовленные вопросы. Главное, чтобы дети получили удовольствие от общения с педагогом и ощутили потребность в повторном общении. В беседах обязательно учитывается личный опыт детей, что делает общение более понятным, содержательным. Важно, чтобы по ходу беседы вопросы задавал не только педагог, но и дети.
Цель бесед: обогатить знаниями об окружающем мире, способствовать нравственному развитию ребенка путем формирования у него представлений о доброте, милосердии, дружбе, культуре общения; развивать самосознание детей; моделировать проблемные ситуации и их решения; развивать познавательный интерес; развивать внимание, память, воображение, образное мышление; формировать интерес к общению со взрослым, создавать нравственные основы личности ребенка, пробудить интерес ребенка к себе как формирующейся личности.
1.Дорога в детский сад.
В гости к детям приходит Почемучка. Он очень много знает, но ему хочется понять, что знают дети.
Почемучка: Каждый день вы ходите по одной и той же дороге в детский сад. Вокруг вас много интересного, знакомого и незнакомого. Вот я сейчас и проверю, что вы видите и слышите, когда добираетесь до детского сада. Кто из вас самый внимательный и любознательный.
-На каком транспорте вы добираетесь до детского сада?
-С кем вы ехали или шли в детский сад? Вы всегда добираетесь с одним и тем же человеком или по дороге вам встречаются попутчики?
-Находясь в транспорте, вы сидели у окна? Что вы видели на улице? Что вы видели в окне? Какие люди стояли вокруг вас? Кто сидел рядом с вами? Во что были одеты люди утром? Почему?
-Запомнили ли вы номер транспорта, на котором ехали в детский сад?
-Объявлял ли водитель остановки? Если да, то какие?
-Какая погода была сегодня с утра?
-Какое у вас было настроение? Почему? Какое настроение, по вашему, было у окружающих людей?
-О чём вы разговаривали со своими попутчиками по дороге в детский сад?
-Что вас обрадовало по дороге в детский сад? Что огорчило?
-Кто шёл вам на встречу? Опишите.
-Когда вы пришли в детский сад, кто первым вас встретил?
-Кто из детей пришёл в детский сад раньше вас?
В разговор вступает педагог:
-Почемучка, дети ответили на все вопросы? Ты убедился, что они всё знают, всё замечают. Они очень внимательные. А тот, кто что-либо не заметил, обязательно в следующий раз всё увидит и услышит, а потом расскажет об этом.
2.Твоя любимая игрушка.
Говорит педагог.
-Все дети играют в игрушки и очень их любят. Сегодня я вам принесла свою любимую куклу (любую другую игрушку), с которой я играла в детстве. Я до сих пор храню её, иногда разговариваю с ней о своих радостях и бедах. А у вас есть свои любимые игрушки? Расскажите о них.
-Почему вы любите эту игрушку? Как вы играете с этой игрушкой? Кто вам подарил её? О чем вы разговариваете с вашей игрушкой? Где хранится ваша игрушка? Разрешают ли вам родители выносить игрушку на улицу? Давать её другим детям? Есть ли у вашей игрушки имя? Есть ли у вас другие игрушки? О какой игрушке вы мечтаете? Как вы думаете, о чем разговаривают ваши игрушки, когда вы уходите из дома или спите?
Педагог подводит итог:
-Берегите ваши игрушки, не ломайте их, пусть они останутся с вами на всю жизнь. Они ваши первые друзья!
Старшая группа
В старшем дошкольном возрасте, в отличие от младшего дошкольного возраста, для формирования нравственных ценностей больше применяют методы, формирующие нравственное сознание. Так как в этом возрасте дети уже способны анализировать и обобщать действия и поступки как собственные, так и различных персонажей и сказочных героев, поэтому в работе по формированию нравственных взаимоотношений на данном этапе целесообразнее всего использовать этические беседы. Беседуя с детьми, нужно побуждать их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, давать ребятам высказаться. Это позволяет понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
Примерные темы бесед с дошкольниками старшего возраста: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Совершаем добрые поступки», «Как и чем можно порадовать близких», «Почему нельзя дразниться», «Что такое бескорыстная помощь», «Дели хлеб пополам, хоть и голоден сам», «Дружбу нельзя купить», «Я самый главный», «Не завидуй другому».
Этические беседы – это плановые, подготовленные и организованные занятия. Для правильной организации этической беседы можно использовать рекомендации доктора педагогических наук В.И. Петровой и кандидата педагогических наук Т.Д. Стульник , которые предлагаются в данной работе в качестве методической помощи для педагогов дошкольного образования.
Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Поэтому в ходе проведения этической беседы эффективно организовать чтение и анализ художественных произведений. С этой целью нужно постоянно уделять особое внимание подбору художественной литературы на тему нравственного воспитания дошкольников. В центре книг группы с соответствующей тематикой должны находиться произведения известных детских авторов и авторов современных, менее известных, но достойных внимания педагогов дошкольного образования.
Наряду с чтением художественной литературы необходимо не забывать о других проверенных и эффективных средствах формирования гуманных чувств: музыка, природа, живопись, иллюстрации и фильмы. С этой целью необходимо постоянно пополнять иллюстративный материал в группе, формируя альбомы с фотографиями, репродукциями, рисунками, изображающими прекрасные картины природы в разные времена года, всевозможные ситуации из жизни детей и взрослых, состояния и проявления человеческих эмоций. Для этого можно использовать современные информационно-коммуникативные технологии.
С целью содействия формирования доверия в группе, снижения обидчивости, способствования развитию взаимопонимания, формирования умения любить окружающих, развития самоконтроля в конфликтных ситуациях необходимо проводить такие игровые упражнения как: «Волшебник», «Обижаться не могу, ой, смеюсь, ку-ка-ре-ку!», «Пусть встанет тот, на кого я посмотрю», «Когда природа плачет» ,«Стоп, кулак!» .
Подготовительная группа
Условия организации общения детей :
- Создание развивающей среды. Дети в детском саду по большей части находятся в замкнутом помещении, поэтому быстро начинают скучать, шалить, обижать друг друга, если им нечем заняться. Создавая развивающую среду, воспитатели не только предоставляют пищу детскому воображению, развивают малышей, но и приучают их к общению в процессе совместной деятельности.
- Обучение ситуативно-деловому общению. Это происходит на музыкальных занятиях и ритмике, в театральных постановках к утренникам и гимнастике. Если сам воспитатель во время занятия оживлен, эмоционален, активно общается с детьми, задает вопросы, хвалит за ответы, такая организация общения детей будет действительно развивающей.
- Соблюдение режима дня. Ребенок должен научиться отличать работу от игры, активное бодрствование от отдыха. Воспитатель учит его считаться с мнением и желаниями окружающих, прививает детям правила хорошего тона, навыки самообслуживания
- Формирование эмоционально-практического общения. Воспитатель учит ребят вежливо общаться друг с другом и старшими, правильно формулировать свои просьбы и замечания, обходиться без оскорблений в межличностном общении.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Картотека игр по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста
№ 1 Кто чем питается? Цель. Закреплять представления детей о пище животных. Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п. Называют его и определяют какое животное питается этой едой. | № 2 Что сначала - что потом? Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных. Ход игры. Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке. | |
№ 3 Игры словесные. Игра «Кто в домике живет?» Цель. Закреплять знания детей о животных, учить подражать их голосам. Ход игры. Дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Воспитатель по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: «Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?» Дети отвечают: «Му-му-му!», «Бе-е-е», «Мяу-мяу!» и т.д. Воспитатель отгадывает, кто живет в домике. № 5 Игры с предметами. Игра «Детки на ветке» Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению. Ход игры. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети. | № 4 Игра «Отгадай кто это?» Цель. Закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных. Ход игры. Воспитатель описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания…) дети должны отгадать про кого идет речь. № 6 Игра «Найди, что покажу» Дидактическая задача. Найти предмет по сходству. Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой. Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется». Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы. | |
№ 7 Игры с предметами. Игра «Когда это бывает?» Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях. Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы. № 9 Игры словесные. Игра «Когда это бывает?» Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года. Ход игры. 1 вариант. Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают. II вариант. Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами. Методика обучения игре. Каждой новой игре детей нужно обучать. Обучение имеет поэтапный характер. В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует, при повторных проигрываниях сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре - он руководит со стороны: помогает детям, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель лишь наблюдает за действиями детей. | № 8 Игры настольно-печатные. Игра «Это когда?» Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе. Ход игры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки. № 10 «Ухаживаем за растениями» Цель. Закреплять представления детей о различных способах ухода за растениями. Материал. Карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, ножниц; 7-8 комнатных растений. Дети сидят за столом, на котором лежат карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за растениями. Детям необходимо определить какой уход нужен тому или иному растению, каким инструментом его выполняют - дети показывают соответствующую карточку. Кто правильно ответит, после игры будет ухаживать за этим растением. | |
№ 11 Игра с мячом «Я знаю…» Цель: Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида. Развивать умение объединять предметы по общему признаку. Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее. | № 12 «Угадай, что в руке» Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды. Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода). | |
№ 13 «Сад - огород» Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде. Развивать у детей память, внимание. Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами. - Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов. | № 14 «Кто где живёт?» Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта. У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее). | |
№ 15 «Времена года» Цель: Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе. Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки. Воспитатель показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны объяснять содержание картинки. | № 16 Игра «Хорошо – плохо» Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях. Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее. |