1.3 Диагностический инструментарий педагога - психолога

Копотина Светлана Сергеевна

Чем больше в арсенале педагога - психолога диагностических методик, тем эффективнее можно построить работу. Я постаралась систематизировать имеющиеся методики в Диагностические пакеты. Содержимое постоянно обновляется и дополняется через обмен опытом с коллегами, курсовую переподготовку, активно использую Интернет - ресурсы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностический инструментарий педагога – психолога

Диагностический инструментарий классифицирован и представлен в виде диагностических пакетов на  исследование различных сфер (познавательной, эмоциональной, коммуникативной), а так же по возрастам.

Диагностический инструментарий (компьютерные варианты) (с возможностью создавать базы данных):

  1. НПФ «Амалтея», Ледина В.Ю., Портнова А.А. Диагностика личностных отклонений подросткового возраста.
  2. НПФ «Амалтея», Ледина В.Ю., Портнова А.А. Диагонстика родительско-детских отношений.
  3. НПФ «Амалтея», Ледина В.Ю., Портнова А.А., Федорова Н.А. Диагностика умственных способностей школьника.
  4. НПФ «Амалтея», Портнова А.А., Федорова Н.А., Федотова Т.Ю. Диагностика готовности ко второй ступени обучения и адаптации младших подростков.
  5. НПФ «Амалтея», Ледина В.Ю., Портнова А.А. Диагностика школьной адаптации.
  6. НПФ «Амалтея», Ледина В.Ю., Портнова А.А.  Диагностика готовности к школьному обучению.
  7. НПФ «Амалтея», Ледина В.Ю., Портнова А.А., Федорова Н.А.  Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки и Ф. Амен

Диагностический  и программно-методический материал, используемый в работе, выбран с учётом особенностей детей, типа, вида и приоритетных направлений деятельности ОУ. (см. приложение)

Диагностический пакет:

«Методы обследования детей раннего дошкольного возраста»

1 год – 1,5 года

  1. 2 одинаковых пирамидки из 4 – 5 шаров или колечек одинакового размера (лучше деревянных). Ребенок снимает и нанизывает.
  2. Доска Сегена (2 формы: круг и квадрат)
  3. Построить башню из кубиков: 4 у взрослого, 4 у ребенка – «Построй такую же»
  4. Узнавание и показ игрушки (2 пары реалистичных игрушки – одна у взрослого, другая у ребенка)
  5. «Найди картинку» (предмет и соответствующая картинка – н-р, мяч и картинка с мячом).
  6. Понимание предлогов «в», «на», «положи на стол», «… в коробку»
  7. Знание частей лица и тела на кукле (нос, рот и т. п.)
  8. разложи по коробкам игрушки («точно так же») (5 матрешек, 5 елочек)

В протоколе писать прямым текстом, что делает ребенок, его реакции, самые малейшие, вступление в контакт, работоспособность)

1,5 – 2 года.

  1. собрать пирамидку из 6 – 7 колец
  2. Доска Сегена  (3 формы: круг, квадрат, треугольник)
  3. построить башню из 4- 5 кубиков по словесному указанию («построй башню»)
  4. Узнавание и показ игрушки (3 пары)
  5. «Найди картинку» (предмет и соответствующая картинка – н-р, мяч и картинка с мячом); увеличиваются на одну.Понимание предлогов «в», «на», «положи на стол», «… в коробку»
  6. разложи по коробкам игрушки («точно так же») (5 матрешек, 5 елочек) увеличивается на одну группу.
  7. описание сюжетной картинки. Формат А4, желательно с действиями детей, не очень много деталей
  8. понимание единственного и множественного числа (ближе к 2-м годам)

2 – 2,5 года

  1. пирамидка из 3-х колец разной величины. Показ целой, разбираем при ребенке и просим собрать такую же.
  2. разложить и сложить двух- составную матрешку
  3. «подбери картинку» - парные картинки четко предметные, знакомые ребенку (2 пары); одна пара у ребенка, другая – у взрослого.
  4. «Разрезная картинка» из 2-х частей (показываем целую и просим собрать)
  5. соотнесение цветов: красный и желтый
  6. соотнесение величины: большой – маленький «Где большой?», «Где маленький?»- если ребенок покажет это будет понимание величины; «Где такой же?» - соотнесение.
  7. Доска Сегена  (3 формы: круг, квадрат, треугольник)
  8. конструирование по образцу из кубиков домика
  9. предложить нарисовать дорожку без показа, если затрудняется – показать.
  10. понимание предлогов «в», «на», «под».
  11. изучение доречевых форм воображения у детей (Палагина Н. Н)

2,5 – 3 года

  1. Пирамидка из 4-х колец разной величины
  2. разложить и сложить трех- составную матрешку
  3. соотнесение 3-х величин.
  4. «подбери картинку» - парные картинки четко предметные, знакомые ребенку (4 пары); одна пара у ребенка, другая – у взрослого.
  5. соотнесение 4 основных цветов
  6. соотнесение трех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник)
  7. разрезная картинка из 3-х частей по вертикали или по горизонтали. Образец ребенку не показывают. При затруднении взрослый складывает, а затем ломает – ребенок должен построить (лучше неодушевленный предмет)
  8. доска Сегена из 6 геометрических фигур
  9. понимание предлогов «в», «на», «под», «за».

Исследование памяти у детей раннего дошкольного возраста

До 1,5 лет – со слов мамы.

1,5 – 2 года – показать игрушки, переложить их в другое место, через некоторое время спросить «А где мишка?»

2 – 2,5 года – 3 игрушки выставить перед ребенком, перемешать, одну спрятать и спросить «Какой нет?»

С 2,5 лет – выставить игрушки в ряд – «Они идут гулять», перемешать и попросить ребенка выложить в той же последовательности.

С 4 лет предметные картинки.

Изучение развития детей раннего возраста с помощью наблюдения (карточки Карандашева Ю. Н. 1993)

Диагностический пакет:

«Методы обследования детей  дошкольного возраста».

4 года.

  1. зрительное восприятие
  • разрезные картинки – 3 части вдоль или поперек или на 4 равные части.
  • Основные цвета
  • Основные фигуры (круг, квадрат, треугольник)
  • Наложенные или контурные изображения из 2-х предметов, заполненный контур (закрашен)
  • Доска Сегена из 6 фигур.
  1.  Память.
  • Зрительная- механическая – разложить 5 картинок в той же последовательности
  • Кратковременная – слуховая – ряд слов запомнить
  • Ассоциативно – опосредованная
  1. мышление
  • исследование логических предпосылок мышления Методика Венгера «Серриационный ряд» (4 домика)
  • обобщения «Игрушки», «одежда», «обувь», «посуда», «мебель» из 4-5 предметов.
  • Исключение по цвету, форме. «Какая лишняя?»
  • Последовательные картинки (3)

5 лет

1.   зрительное восприятие

  • разрезные картинки – 3 – 5 неравных частей, разрезанные вдоль или поперек, или на 4 равные части по диагонали.
  • Основные цвета
  • Основные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
  • Наложенные или контурные изображения из 3 - 5 предметов.

      2.   Память.

  • Зрительная- механическая – разложить 6 картинок в той же последовательности
  • Кратковременная – слуховая – ряд слов запомнить
  •  Опосредованная- слуховая (5-6 слов)
  1.   мышление
  • исследование логических предпосылок мышления Методика Венгера «Серриационный ряд» (5 домиков)
  • обобщения: «Игрушки», «одежда», «обувь», «посуда», «мебель», «овощи», «фрукты», «ягоды», «дикие животные», «домашние животные».
  • Исключение. «4 - ый лишний» (картиночный вариант)(не более 5)
  • Последовательные картинки (3-4) сложнее смысл и мельче изображения
  • Классификация.

6 лет.

1.   зрительное восприятие

  • разрезные картинки – на 4 и больше неравных частей, разной конфигурации
  • контурное изображение в прямом и перевернутом виде (не более2)
  • Основные цвета
  • Основные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
  • Наложенные изображения из 4 - 5 предметов.

      2.   Память.

  • Зрительная- механическая – разложить 6 картинок в той же последовательности
  • Кратковременная – слуховая – ряд слов запомнить
  •  Опосредованная- слуховая (5-6 слов)
  • ассоциативная память
  1.  мышление
  • обобщения: «Игрушки», «одежда», «обувь», «посуда», «мебель», «овощи», «фрукты», «ягоды», «дикие животные», «домашние животные».
  • Исключение. «4 - ый лишний» (картиночный вариант)(не более 5)
  • Последовательные картинки (4 - 5) сложнее смысл и мельче изображения
  • Сравнение и различение понятий 9чем похожи и чем отличаются арбуз и мяч, девочка и кукла).
  • Классификация.

Диагностический пакет:

Психодиагностика познавательных процессов.

Восприятие.

  1. методика изучения особенностей восприятия (Т. Н. Головина)
  2. методика исследования восприятия формы предметов (Л. А. Венгер)
  3. Оценка целостности восприятия тест «Что не дорисовано»; «Узнай, кто это?»
  4. Тест возрастающей трудности -  матрицы Равена («Подбери заплатку»)

      Воображение

  1. исследование воображения методика О. М. Дьяченко и А. И. Кириллова
  2. тест: «Вербальная (словесная) фантазия»
  3. тест «Невербальная фантазия»

Внимание.

      1.изучение свойств внимания (тест Бурдона)

  1. цель: изучение устойчивости и концентрации внимания.
  2. изучение объема внимания
  3. методика  «корректурная проба» (буквенный вариант)
  4. методика «Красно – черная таблица»
  5. таблицы Шульте
  6. методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация  метода Пьерона  - Рузера)
  7. тест «Кольца»
  8. тест «Цифровая таблица»
  9. изучение произвольного внимания (Запорожец)
  10. изучение опосредованного внимания (Выготский Л. С.)

      Память.

  1. методика «Оперативная память»
  2. методика «долговременная память»
  3. методика «Запомни пару»
  4. «Запомни фразы»
  5. «Запомни рисунки»
  6. тест «узнай фигуры»
  7. «Пиктограммы» А. Р. Лурия
  8. изучение объема памяти
  9. исследование типов памяти
  10. методика Лурии.
  11. методика «Продуктивность преднамеренного запоминания»

Наглядно – образное мышление

  1. методика «Лабиринт»
  2. тест «Обведи контур»

  Логическое мышление

  1. методика исследования понятия сохранения (сохранение массы и длины) (опыты Пиаже)
  2. методика «Домино»
  3. методика «Четвертый лишний»
  4. «нелепицы»
  5. изучение словесно – логического мышления (методика Замбацавичене Э. Ф.)
  6. «Последовательные картинки»
  7. методика «Невербальные аналогии»
  8. итоговая диагностика развития и учебной деятельности выпускников начальной школы (автор ЖароваА. В.)
  9. Тест возрастающей трудности -  матрицы Равена («Подбери заплатку»)
  10. методика «Выделение существенных признаков»
  11. методика «Сложные аналогии»
  12. методика «Интеллектуальная лабильность»

тест «Сложная фигура» (модификация Рея – Остеррабха)

цель: позволяет определить развитие восприятия, пространственных представлений, координации глаз- рука, зрительной памяти, уровень организации и планирования действий.

Диагностический пакет:

Диагностические методики готовности к школе

  1. тест Керна Иерасека
  2. ориентировочный тест вербального мышления Я. Иерасека
  3. Диагностика психосоциального развития (опросник Банкова)
  4. методика Гудкиной «Домик»
  5. методика «Графический диктант» Эльконина.
  6. методика «Образец и правило» (Л. А. Венгер)
  7. система заданий У. В. Ульенковой
  8. изучение саморегуляции (Ульенкова)
  9. «Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу» Г. Витцлака
  10. методика «Да и нет»
  11. методика «Сапожки»

Диагностический пакет:

Диагностика интеллекта

  1. методика Векслера
  2. Школьный тест умственного развития

Диагностический пакет:

Мотивация учения

  1. Изучение мотивов учения (Д. Б. Эльконин и А. Л, Венгер)
  2. методика «Веселый – грустный» (Д. Б. Эльконин и А. Л, Венгер)
  3. изучение эмоционального отношения к школе (Д. Б. Эльконин и А. Л, Венгер)
  4. изучение новой внутренней позиции (Д. Б. Эльконин и А. Л, Венгер)
  5. тест «рожицы»
  6. методика сочинения (Е. И. Афанасьева, Васильева Н. Г.) «Моя любимая игра или занятия»
  7. проективная методика «Школа зверей»
  8. «Цветик – семицветик»
  9. методика изучения мотивации (по Белопольской)
  10. карта для диагностики познавательной активности подростков
  11. методика незаконченных предложений (возраст 11-15 лет)
  12. диагностика мотивов деятельности (5-6 класс) (ранжирование по значимости 10 существительных)
  13. методика «Ценностных ориентаций» Рокича М.

Диагностический пакет:

Диагностика личностных особенностей.

  1. диагностика личностной тревожности Прихожан А. М.
  2. шкала самооценки (Ч. Д. Спилберга – Ю. Л. Ханина)
  3. шкала самооценки Дембо – Рубинштейн
  4. Методика исследования личности «Дом – дерево – человек» Дж. Бука
  5. методика диагностики личностной тревожности Филлипса
  6. тест Люшера
  7. тест «Несуществующее животное»
  8. методика исследования «незаконченные предложения» Сакса и Леви
  9. методика «Ценностных ориентаций» Рокича М.
  10. Опросник мини – мульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня ММРI)

11.методика многофакторного исследования личности Кеттелла

  1. Методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда
  2. Рисованный апперцептивный тест РАТ  (модификация ТАТ Г, Мюррея)
  3. Диагностика психотипов личности (по Прутченкову А. С.)

 

Диагностический пакет:

Диагностика межличностных взаимоотношений

  1. социометрическая игра «Секрет» Коломинского
  2. изучение самооценки положения в группе (Я. Л. Коломинский) «Три дома»
  3. социометрия Морено Дж.
  4. методика Рене Жиля
  5. методика диагностики родительского отношения А. Я. Варга и В. В. Столина
  6. изучение особенностей общения ребенка с взрослыми (Е. О. Смирнова)
  7. «Рисунок семьи»
  8. Цветовой тест отношений (ЦТО) (А. М. Эткинд)

Диагностические пакеты постоянно  обновляются и  дополняются новыми методиками.