1.3 Диагностический инструментарий педагога - психолога
Чем больше в арсенале педагога - психолога диагностических методик, тем эффективнее можно построить работу. Я постаралась систематизировать имеющиеся методики в Диагностические пакеты. Содержимое постоянно обновляется и дополняется через обмен опытом с коллегами, курсовую переподготовку, активно использую Интернет - ресурсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностический инструментарий педагога - психолога | 27.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностический инструментарий педагога – психолога
Диагностический инструментарий классифицирован и представлен в виде диагностических пакетов на исследование различных сфер (познавательной, эмоциональной, коммуникативной), а так же по возрастам.
Диагностический инструментарий (компьютерные варианты) (с возможностью создавать базы данных):
- НПФ «Амалтея», Ледина В.Ю., Портнова А.А. Диагностика личностных отклонений подросткового возраста.
- НПФ «Амалтея», Ледина В.Ю., Портнова А.А. Диагонстика родительско-детских отношений.
- НПФ «Амалтея», Ледина В.Ю., Портнова А.А., Федорова Н.А. Диагностика умственных способностей школьника.
- НПФ «Амалтея», Портнова А.А., Федорова Н.А., Федотова Т.Ю. Диагностика готовности ко второй ступени обучения и адаптации младших подростков.
- НПФ «Амалтея», Ледина В.Ю., Портнова А.А. Диагностика школьной адаптации.
- НПФ «Амалтея», Ледина В.Ю., Портнова А.А. Диагностика готовности к школьному обучению.
- НПФ «Амалтея», Ледина В.Ю., Портнова А.А., Федорова Н.А. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки и Ф. Амен
Диагностический и программно-методический материал, используемый в работе, выбран с учётом особенностей детей, типа, вида и приоритетных направлений деятельности ОУ. (см. приложение)
Диагностический пакет:
«Методы обследования детей раннего дошкольного возраста»
1 год – 1,5 года
- 2 одинаковых пирамидки из 4 – 5 шаров или колечек одинакового размера (лучше деревянных). Ребенок снимает и нанизывает.
- Доска Сегена (2 формы: круг и квадрат)
- Построить башню из кубиков: 4 у взрослого, 4 у ребенка – «Построй такую же»
- Узнавание и показ игрушки (2 пары реалистичных игрушки – одна у взрослого, другая у ребенка)
- «Найди картинку» (предмет и соответствующая картинка – н-р, мяч и картинка с мячом).
- Понимание предлогов «в», «на», «положи на стол», «… в коробку»
- Знание частей лица и тела на кукле (нос, рот и т. п.)
- разложи по коробкам игрушки («точно так же») (5 матрешек, 5 елочек)
В протоколе писать прямым текстом, что делает ребенок, его реакции, самые малейшие, вступление в контакт, работоспособность)
1,5 – 2 года.
- собрать пирамидку из 6 – 7 колец
- Доска Сегена (3 формы: круг, квадрат, треугольник)
- построить башню из 4- 5 кубиков по словесному указанию («построй башню»)
- Узнавание и показ игрушки (3 пары)
- «Найди картинку» (предмет и соответствующая картинка – н-р, мяч и картинка с мячом); увеличиваются на одну.Понимание предлогов «в», «на», «положи на стол», «… в коробку»
- разложи по коробкам игрушки («точно так же») (5 матрешек, 5 елочек) увеличивается на одну группу.
- описание сюжетной картинки. Формат А4, желательно с действиями детей, не очень много деталей
- понимание единственного и множественного числа (ближе к 2-м годам)
2 – 2,5 года
- пирамидка из 3-х колец разной величины. Показ целой, разбираем при ребенке и просим собрать такую же.
- разложить и сложить двух- составную матрешку
- «подбери картинку» - парные картинки четко предметные, знакомые ребенку (2 пары); одна пара у ребенка, другая – у взрослого.
- «Разрезная картинка» из 2-х частей (показываем целую и просим собрать)
- соотнесение цветов: красный и желтый
- соотнесение величины: большой – маленький «Где большой?», «Где маленький?»- если ребенок покажет это будет понимание величины; «Где такой же?» - соотнесение.
- Доска Сегена (3 формы: круг, квадрат, треугольник)
- конструирование по образцу из кубиков домика
- предложить нарисовать дорожку без показа, если затрудняется – показать.
- понимание предлогов «в», «на», «под».
- изучение доречевых форм воображения у детей (Палагина Н. Н)
2,5 – 3 года
- Пирамидка из 4-х колец разной величины
- разложить и сложить трех- составную матрешку
- соотнесение 3-х величин.
- «подбери картинку» - парные картинки четко предметные, знакомые ребенку (4 пары); одна пара у ребенка, другая – у взрослого.
- соотнесение 4 основных цветов
- соотнесение трех геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник)
- разрезная картинка из 3-х частей по вертикали или по горизонтали. Образец ребенку не показывают. При затруднении взрослый складывает, а затем ломает – ребенок должен построить (лучше неодушевленный предмет)
- доска Сегена из 6 геометрических фигур
- понимание предлогов «в», «на», «под», «за».
Исследование памяти у детей раннего дошкольного возраста
До 1,5 лет – со слов мамы.
1,5 – 2 года – показать игрушки, переложить их в другое место, через некоторое время спросить «А где мишка?»
2 – 2,5 года – 3 игрушки выставить перед ребенком, перемешать, одну спрятать и спросить «Какой нет?»
С 2,5 лет – выставить игрушки в ряд – «Они идут гулять», перемешать и попросить ребенка выложить в той же последовательности.
С 4 лет предметные картинки.
Изучение развития детей раннего возраста с помощью наблюдения (карточки Карандашева Ю. Н. 1993)
Диагностический пакет:
«Методы обследования детей дошкольного возраста».
4 года.
- зрительное восприятие
- разрезные картинки – 3 части вдоль или поперек или на 4 равные части.
- Основные цвета
- Основные фигуры (круг, квадрат, треугольник)
- Наложенные или контурные изображения из 2-х предметов, заполненный контур (закрашен)
- Доска Сегена из 6 фигур.
- Память.
- Зрительная- механическая – разложить 5 картинок в той же последовательности
- Кратковременная – слуховая – ряд слов запомнить
- Ассоциативно – опосредованная
- мышление
- исследование логических предпосылок мышления Методика Венгера «Серриационный ряд» (4 домика)
- обобщения «Игрушки», «одежда», «обувь», «посуда», «мебель» из 4-5 предметов.
- Исключение по цвету, форме. «Какая лишняя?»
- Последовательные картинки (3)
5 лет
1. зрительное восприятие
- разрезные картинки – 3 – 5 неравных частей, разрезанные вдоль или поперек, или на 4 равные части по диагонали.
- Основные цвета
- Основные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
- Наложенные или контурные изображения из 3 - 5 предметов.
2. Память.
- Зрительная- механическая – разложить 6 картинок в той же последовательности
- Кратковременная – слуховая – ряд слов запомнить
- Опосредованная- слуховая (5-6 слов)
- мышление
- исследование логических предпосылок мышления Методика Венгера «Серриационный ряд» (5 домиков)
- обобщения: «Игрушки», «одежда», «обувь», «посуда», «мебель», «овощи», «фрукты», «ягоды», «дикие животные», «домашние животные».
- Исключение. «4 - ый лишний» (картиночный вариант)(не более 5)
- Последовательные картинки (3-4) сложнее смысл и мельче изображения
- Классификация.
6 лет.
1. зрительное восприятие
- разрезные картинки – на 4 и больше неравных частей, разной конфигурации
- контурное изображение в прямом и перевернутом виде (не более2)
- Основные цвета
- Основные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)
- Наложенные изображения из 4 - 5 предметов.
2. Память.
- Зрительная- механическая – разложить 6 картинок в той же последовательности
- Кратковременная – слуховая – ряд слов запомнить
- Опосредованная- слуховая (5-6 слов)
- ассоциативная память
- мышление
- обобщения: «Игрушки», «одежда», «обувь», «посуда», «мебель», «овощи», «фрукты», «ягоды», «дикие животные», «домашние животные».
- Исключение. «4 - ый лишний» (картиночный вариант)(не более 5)
- Последовательные картинки (4 - 5) сложнее смысл и мельче изображения
- Сравнение и различение понятий 9чем похожи и чем отличаются арбуз и мяч, девочка и кукла).
- Классификация.
Диагностический пакет:
Психодиагностика познавательных процессов.
Восприятие.
- методика изучения особенностей восприятия (Т. Н. Головина)
- методика исследования восприятия формы предметов (Л. А. Венгер)
- Оценка целостности восприятия тест «Что не дорисовано»; «Узнай, кто это?»
- Тест возрастающей трудности - матрицы Равена («Подбери заплатку»)
Воображение
- исследование воображения методика О. М. Дьяченко и А. И. Кириллова
- тест: «Вербальная (словесная) фантазия»
- тест «Невербальная фантазия»
Внимание.
1.изучение свойств внимания (тест Бурдона)
- цель: изучение устойчивости и концентрации внимания.
- изучение объема внимания
- методика «корректурная проба» (буквенный вариант)
- методика «Красно – черная таблица»
- таблицы Шульте
- методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера)
- тест «Кольца»
- тест «Цифровая таблица»
- изучение произвольного внимания (Запорожец)
- изучение опосредованного внимания (Выготский Л. С.)
Память.
- методика «Оперативная память»
- методика «долговременная память»
- методика «Запомни пару»
- «Запомни фразы»
- «Запомни рисунки»
- тест «узнай фигуры»
- «Пиктограммы» А. Р. Лурия
- изучение объема памяти
- исследование типов памяти
- методика Лурии.
- методика «Продуктивность преднамеренного запоминания»
Наглядно – образное мышление
- методика «Лабиринт»
- тест «Обведи контур»
Логическое мышление
- методика исследования понятия сохранения (сохранение массы и длины) (опыты Пиаже)
- методика «Домино»
- методика «Четвертый лишний»
- «нелепицы»
- изучение словесно – логического мышления (методика Замбацавичене Э. Ф.)
- «Последовательные картинки»
- методика «Невербальные аналогии»
- итоговая диагностика развития и учебной деятельности выпускников начальной школы (автор ЖароваА. В.)
- Тест возрастающей трудности - матрицы Равена («Подбери заплатку»)
- методика «Выделение существенных признаков»
- методика «Сложные аналогии»
- методика «Интеллектуальная лабильность»
тест «Сложная фигура» (модификация Рея – Остеррабха)
цель: позволяет определить развитие восприятия, пространственных представлений, координации глаз- рука, зрительной памяти, уровень организации и планирования действий.
Диагностический пакет:
Диагностические методики готовности к школе
- тест Керна Иерасека
- ориентировочный тест вербального мышления Я. Иерасека
- Диагностика психосоциального развития (опросник Банкова)
- методика Гудкиной «Домик»
- методика «Графический диктант» Эльконина.
- методика «Образец и правило» (Л. А. Венгер)
- система заданий У. В. Ульенковой
- изучение саморегуляции (Ульенкова)
- «Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу» Г. Витцлака
- методика «Да и нет»
- методика «Сапожки»
Диагностический пакет:
Диагностика интеллекта
- методика Векслера
- Школьный тест умственного развития
Диагностический пакет:
Мотивация учения
- Изучение мотивов учения (Д. Б. Эльконин и А. Л, Венгер)
- методика «Веселый – грустный» (Д. Б. Эльконин и А. Л, Венгер)
- изучение эмоционального отношения к школе (Д. Б. Эльконин и А. Л, Венгер)
- изучение новой внутренней позиции (Д. Б. Эльконин и А. Л, Венгер)
- тест «рожицы»
- методика сочинения (Е. И. Афанасьева, Васильева Н. Г.) «Моя любимая игра или занятия»
- проективная методика «Школа зверей»
- «Цветик – семицветик»
- методика изучения мотивации (по Белопольской)
- карта для диагностики познавательной активности подростков
- методика незаконченных предложений (возраст 11-15 лет)
- диагностика мотивов деятельности (5-6 класс) (ранжирование по значимости 10 существительных)
- методика «Ценностных ориентаций» Рокича М.
Диагностический пакет:
Диагностика личностных особенностей.
- диагностика личностной тревожности Прихожан А. М.
- шкала самооценки (Ч. Д. Спилберга – Ю. Л. Ханина)
- шкала самооценки Дембо – Рубинштейн
- Методика исследования личности «Дом – дерево – человек» Дж. Бука
- методика диагностики личностной тревожности Филлипса
- тест Люшера
- тест «Несуществующее животное»
- методика исследования «незаконченные предложения» Сакса и Леви
- методика «Ценностных ориентаций» Рокича М.
- Опросник мини – мульт (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня ММРI)
11.методика многофакторного исследования личности Кеттелла
- Методика определения акцентуаций характера К. Леонгарда
- Рисованный апперцептивный тест РАТ (модификация ТАТ Г, Мюррея)
- Диагностика психотипов личности (по Прутченкову А. С.)
Диагностический пакет:
Диагностика межличностных взаимоотношений
- социометрическая игра «Секрет» Коломинского
- изучение самооценки положения в группе (Я. Л. Коломинский) «Три дома»
- социометрия Морено Дж.
- методика Рене Жиля
- методика диагностики родительского отношения А. Я. Варга и В. В. Столина
- изучение особенностей общения ребенка с взрослыми (Е. О. Смирнова)
- «Рисунок семьи»
- Цветовой тест отношений (ЦТО) (А. М. Эткинд)
Диагностические пакеты постоянно обновляются и дополняются новыми методиками.