Внеурочная деятельность
Веду курсы внеурочной деятельности "Лаборатория естественных наук". Семиклассники выполняют проектно-исследовательские работы и представляют их на конференции перед экспертами из педагогов, учеников, родителей. Навыки исследователей демонстрируются на базовом и повышенном уровне всеми учениками. Лучшие работы продолжаются для участия в НПК "Первые шаги в науку",ежегодно становятся победителями и призерами на муниципальном этапе. Два исследования получили оценку экспертов во время участия в X Всероссийском слете полярников ( г. Санкт-Петербург)
Третий год реализую курс внеурочной деятельности по развитию личностного потенциала в вверенном мне классе. Обобщила и предъявила опыт работы после освоения модулей "Управление собой", " Я и ты", " Мой выбор". После победы во всероссийском фестивале "Заяви о себе", была спикером V Всероссийской конференции по РЛП ( г. Москва).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Абанская средняя общеобразовательная школа №3
Согласовано Заместителем директора по ВР Абанской СОШ№3 Н.А. Мытько | Принято Методическим советом Абанской СОШ№3 Протокол от 25.08.2022 №1 | Утверждено приказом от 30.08.2022 №194 директора Абанской СОШ№3 |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
по развитию личностного потенциала подростков
«Я и мой выбор»
Руководитель курса: Истоминская Ирина Николаевна
2022-2023 учебный год
П. Абан
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по развитие личностного потенциала подростков «Я и мой выбор» разработана
с учётом основной образовательной программы основного общего образования Абанской СОШ № 3, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании программы по развитию личностного потенциала благотворительного фонда «Вклад в будущее».
Мир меняется чрезвычайно быстро: исчезают старые профессии, появляются новые, которые нельзя было представить ещё пару десятилетий назад, стремительно растёт конкуренция из-за сокращения рабочих мест, приобретённые знания и навыки могут остаться невостребованными. В этой ситуации неопределённости и постоянной изменчивости особенно важными для каждого человека становятся самоопределение и поиск своего жизненного пути, в том числе профессионального. В основе этого процесса лежит умение совершать выбор. «Мы не всегда выбираем то, что хотим, но всегда делаем то, что выбрали», и это иногда имеет серьёзные последствия. Способность выбирать не врождённая, а результат опыта, который необходимо прожить. Подростки не всегда имеют возможность совершать самостоятельный выбор и увидеть его результат.
Содержание модуля «Я и мой выбор» ориентировано на создание таких условий, которые бы помогли подростку определиться со своими ценностными ориентирами, накопить опыт принятия самостоятельных решений и почувствовать их последствия, познакомиться и освоить некоторые инструменты качественного выбора и стать более подготовленными к ситуациям неопределённости.
Модуль входит в состав учебно-методического комплекта «Развитие личностного потенциала подростков» и относится к его вариативной части
Содержательные особенности модуля «Я и мой выбор»
Говоря о выборе и самоопределении в младшем подростковом возрасте, стоит иметь в виду некоторые особенности, присущие детям 11—13 лет. Как личностное новообразование, самоопределение возникает к концу раннего юношеского возраста. Его формирование обусловлено развивающимся в подростковом возрасте самосознанием: примерно в 11 лет у ребёнка возникает интерес к собственному внутреннему миру. Психолог, основательница теории развития эго Джейн Лёвинджер называет эту стадию переходной от конформистской, когда ребенок связывает своё благополучие с благополучием группы (семьи или дружеской компании), к стадии совестливости, которая характеризуется наличием чувства ответственности и своей системой ценностей, которая становится регулятором поведения, причём, как утверждает исследовательница, только единицы к 13—14 годам достигают её. Для стадии самоосознания (по Дж. Лёвинджер) характерно «развитие осознания своего реального я как не вполне соответствующего идеальному образу, задаваемому правилам. Осознание себя служит предпосылкой к последующей замене групповых стандартов и критериев личными, что типично для следующей стадии. Кроме того, если конформист живёт в концептуально простом мире, где известно, что правильно, а что нет (одно и то же для всех), то человек на уровне самоосознания видит возможные альтернативы и исключения из правил, хотя пока ещё в стереотипной и обобщённой форме. Начинает появляться и осознание индивидуальных различий черт характера. Хотя они ещё не чётко прочерчены, они выполняют функцию констатации каких-то индивидуальных различий между людьми, которые чаще фиксируются в таких внешне очевидных категориях, как пол, возраст, семейное положение, раса и т. п.» Переход от стадии к стадии не является естественным и обязательным процессом: нам знакомы и инфантильные взрослые, застрявшие на описанной стадии. Также нужно помнить, что подросток подростку рознь, и в одном классном коллективе мы часто видим значительную разницу как в физическом, так и в интеллектуальном и личностном развитии детей. Безусловно, накладывает отпечаток социальное окружение и культурный контекст, в котором растут дети. И Дж. Лёвинджер, выделяя последовательные стадии развития эго и выстраивая их в иерархию, отражающую личностную зрелость, избегает жёстко привязывать эти стадии к хронологическому возрасту. Это необходимо учитывать при проведении занятий.
В целом задания и упражнения модуля направлены на стимулирование дальнейшего процесса личностного развития подростков.
Курс рассчитан на 17 часов (2 полугодие)
Цель модуля: Создать условия для развития у подростков потенциала самоопределения
Задачи модуля:
Способствовать принятию ответственности за свой выбор.
Создать условия для осознания и формирования системы ценностей. Способствовать самопознанию и самопринятию.
Содействовать развитию рефлексии, критического мышления.
Познакомить с некоторыми признаками качественного выбора.
Смоделировать возможное будущее для развития навыков прогнозирования.
Способствовать накоплению позитивного опыта выражения собственной позиции.
Планируемые результаты
Ресурсы потенциала самоопределения | Планируемые результаты |
Мотивационные ресурсы (смыслы и ценности) | Способен увидеть ценности за конкретным поступком. Проявляет интерес к самопознанию и самоопределению. Опирается в поведении на принятые правила по убеждению. Способен найти личный смысл в выполняемом действии |
Ресурсы устойчивости (автономия и локус контроля) | Видит ситуации выбора. Проявляет готовность брать на себя ответственность за свой выбор. Чувствует себя способным влиять на ситуацию и быть причиной происходящих событий. Анализирует меру своего влияния на происходящие с ним события |
Инструментальные ресурсы (качество выбора) | Знает признаки качественного выбора. Может рассмотреть ситуацию с разных точек зрения. Аргументирует свой выбор. Знает, что при невозможности изменения ситуации можно изменить к ней отношение, умеет это делать. Учится адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны при выборе |
Ресурсы саморегуляции (толерантность к неопределённости) | Способен учитывать при принятии решения свои интересы, контекст и реакцию окружающих. Прогнозирует различные варианты будущих событий. Учится видеть возможности в новых и изменившихся обстоятельствах. Адаптируется к меняющимся обстоятельствам. В ситуации неопределённости проявляет любознательность и стремится собрать информацию для разрешения ситуации. Оценивает свою удовлетворённость результатами, сравнивая достигнутое состояние с эмоциональными ожиданиями. Способен анализировать свои поступки и критически относиться к ним. Выделяет свои сильные стороны и внутренние барьеры при решении задачи. Учитывает свои прошлые ошибки и старается их больше не повторять. Учитывает в поведении обратную связь от сверстников и взрослых. Учится слушать и слышать. Понимает последствия своих решений и действий. Учится соблюдать границы другого человека и устанавливать свои при взаимодействии |
Трансформационные ресурсы (рефлексия) | Способен анализировать свои поступки и критически относиться к ним. Анализирует предыдущий опыт, связывает его с текущей задачей, старается поменять стратегию поведения с учётом предыдущих ошибок |
Оценка эффективности занятий осуществляется с помощью следующих инструментов:
- Вопросы и задания для саморефлексии педагога и подростков.
- Вопросы для наблюдения за изменениями для педагога и родителей.
- Тесты на самодиагностику для педагога и подростков.
- Подобная форма оценки решает следующие задачи:
- Развитие навыков рефлексии как участников модуля, так и педагога.
- Фокусирование внимания на решении поставлен ных задач.
- Понимание педагогом степени эффективности инструментов, предложенных для решения поставленных задач, и, как следствие, возможности скорректировать траекторию движения по курсу.
- Анализ достижений и дефицитов всех участников образовательного процесса.
- Профессиональное и личностное развитие педагога.
- Вовлечение родителей
Диагностика проводится в начале и по окончании курса. В первом случае она поможет всем участникам осознать состояние разных видов личностных ресурсов, актуальный уровень тех или иных навыков, знаний. Во втором — отрефлексировать изменения, произошедшие во время прохождения модуля.
Полученные результаты не предназначены для сравнения участников между собой. Но тщательный анализ поможет педагогу выявить, кто нуждается в дополнительной поддержке и внимании, на что нужно обратить особое внимание и какие условия создать для более эффективного развития личностного потенциала каждого подростка.
Материалы диагностики носят конфиденциальный характер и не могут быть предоставлены сторонним лицам.
Все необходимые для проведения оценки материалы находятся по ссылке https://catalog. vbudushee.ru/
Календарно- тематическое планирование
№ | Дата | Тема занятий |
1 | 14.01 | Направо пойдёшь… |
2 | 21.01 | Как мы выбираем? |
3 | 28.01 | Мой портрет |
4 | 4.02 | Портрет моей семьи |
5 | 11.02 | Мои ценности |
6 | 18.02 | Мой выбор — моя ответственность |
7 | 4.03 | Взгляд в будущее |
8 | 11.03 | Экскурсия на папину работу |
9 | 18.03 | Экскурсия на мамину работу |
10 | 1.04 | Путь в будущее |
11 | 8.04 | Игра «Кем быть?» |
12 | 15.04 | Первые шаги |
13 | 22.04 | Профессии моих родителей |
14 | 29.04 | Игра «Сова или Обезьяна?» |
15 | 6.05 | Поднять паруса! |
16 | 13.05 | Подготовка к совместному детско- взрослому мероприятию «В поисках смысла» |
17 | 20.05 | Игра «В поисках смысла» |
Предварительный просмотр:
Итоговое занятие по модулю « Я и мой выбор»
ТЕМА : Пути достижения цели ( на основе игры «Сова или обезьяна?»)
Разработчики занятия : Классные руководители 7-х классов Бойко О.М. , Истоминская И.Н.
Цель занятия: Способствовать осознанию подростками некоторых внутренних барьеров на пути достижения цели.
Планируемые результаты :
- Подросток получает опыт рефлексии своих мешающих мыслей и привычек;
- Подростки находит варианты реагирования на возникающие ментальные помехи.
- Подростки, работая в группе, обобщают полученные знания и предлагают шаги на пути достижения цели.
Материалы и оборудование : Экран, ноутбук, проектор, флипчарт, Квадрат настроения, жетоны по количеству участников с номерами 1-4 и тремя разноцветными стикерами на каждом из них, 4 плаката с изображением Обезьянки и Совы ,маркеры.
Место проведения : Актовый зал
План занятия
№ п\п | Продолжительность, мин. | Задание, активность | Задачи |
1 | 5 | Жеребьевка, рассадка по группам, Квадрат настроения | Организовать группы из разных классов для дальнейшей деятельности, определить состояния подростков перед занятием |
2 | 3 | Ритмы. Разминка | Вовлечь участников в общую деятельность |
3 | 5 | Почему мы откладываем важные дела? ЧТО МЕШАЕТ ПОЛУЧИТЬ РЕЗУЛЬТАТ? Обсуждение в группе | Способствовать признанию проблемы откладывания важных дел |
4 | 7 | Сова или Обезьяна? Игровая практика | Предоставить участникам возможность попробовать найти результативные способы действия в ситуации, когда важно приступить к реализации намеченного плана |
5 | 5 | Обсуждение результатов игры | Способствовать рефлексии выполненной работы. Определить качества и способности, необходимые для реализации составленного плана |
6 | 10 | Как достичь своих целей? Оформление плакатов с советами, рекомендациями, рисунками. | Стимулировать участников к рефлексии полученных на занятиях знаний и опыта |
7 | 5 | Представление оформленных плакатов каждой группой | Предъявление и сравнение результатов работы , выбор более содержательных советов ,рекомендаций |
8 | 2 | Обращение за советом к присутствующим педагогам, к их опыту достижения своих целей | Обобщение и использование опыта наставников |
9 | 3 | Рефлексия, Квадрат настроения | Обсуждение итогов занятия, определить состояния подростков после занятием |
Ход занятия
- Организационный этап
После жеребьевки и рассадки по группам, выбора названия команды, капитанов. С помощью стикеров на доске с квадратом настроения определение состояния участников. (Педагог приветствует всех и комментирует первичный результат на квадрате настроения)
- РИТМЫ
Педагог 1 Ребята , подумайте и дайте ответ на вопрос :Что я обычно делаю, когда мне надо встать рано утром? (предлагает варианты детям , заслушивает их варианты)
Встаю в нужное время.
Отключаю будильник и сплю дальше.
Встаю, но в плохом настроении.
Педагог 2
Дорогие семиклассники, вы ответили на вопрос про утренний подъём. Скажите, пожалуйста, что с утра создаёт ваше настроение? Кто сам создаёт себе настроение утром? Поделитесь, пожалуйста, как вы это делаете?
Педагог 1
А Вы, ( обращается к Педагогу 2), как входите в ритм дня?
Педагог 2
Так как я не только учитель, но и мама от которой зависит настроение в семье, то мне помогает ритмичная музыка, хороший способ, например, хлопки в определенном ритме.
(Предлагает подросткам: https://www.youtube.com/watch?v=IVsDoCN8ELo&feature=youtu.be)
Ребята, было сложно? Что повлияло на результат? ( заслушивает ответы детей)
3 ПОЧЕМУ МЫ ОТКЛАДЫВАЕМ ДЕЛА
Педагог 1
Давайте подумаем вместе: Что может помешать нам получить хороший результат?
Хочу сказать откровенно, со мной случается порой такое, что лишает меня шанса получить желаемый результат. Это откладывание дел. Возникает ли у вас такая же проблема? Что заставляет вас откладывать даже те дела, которые кажутся очень полезными и важными? ЧТО мешает получить результат? ( Работа в группах, запись на листках и озвучивание ответов. Часто повторяющиеся факторы учитель 1 записывает на доске)
- СОВА ИЛИ ОБЕЗЬЯНА
Педагог 1 Давайте вспомним, как это бывает, что важное дело откладывается. Обычно это происходит так. В тот момент, когда пришло время приступить к делу, в нашу голову неожиданно врываются мысли, которые сбивают нас с толку. В голове возникает диалог между разумной частью меня, которая приняла решение что-то сделать, назовём её Сова, и беспорядочными мыслями, которые внезапно появляются в нашем сознании и отвлекают нас от дела, назовём их Обезьяна. Знакомо? а Вам ( обращается к учителю 2) знакомо?
Педагог 2
Представьте, что накануне вечером вы решили завтра встать пораньше и заняться бегом. И когда принимали это решение, то испытывали сильное желание начать бегать. Итак, Сова приняла решение. Наступило утро. Звонит будильник. Кто первый проснулся — Сова или Обезьяна? Обезьяна: «Сегодня понедельник, день тяжёлый, 7 уроков, потом секция, сочинение на завтра… Надо хотя бы выспаться…» Сова даже проснуться не успела. Но Обезьяна на всякий случай добавляет: «Завтра точно встану».День прошёл. Вечером Сова уверена, что завтра утром отправится на пробежку. Наступило утро. Звонит будильник. Обезьяна: «Вчера из-за сочинения легла поздно, завтра побегу…» Сова дремлет. День прошёл. Вечером Сова с твёрдым намерением встать заводит будильник. Наступило утро. Звонит будильник. Кто опять проснулся первым? Обезьяна говорит Сове: «Бегать?! Ты серьёзно? Что, даже сон не досмотрим?» Ещё один день прошёл. Какие ещё мысли «подкидывает» вам Обезьяна? Как Сове устоять?
Сейчас мы с вами смоделируем ситуации откладывания дел в каждой группе и попробуем найти хорошее решение.
Разделимся, те кто сидит в группе справа будет представлять Сову — разумную часть, которая твёрдо приняла решение выполнить задуманное. Другая половина группы будет воплощением Обезьяны — скачущих сиюминутных желаний. Задача Обезьяны — получить сиюминутное удовольствие, задача Совы — следовать принятому решению и не отвлекаться.«Совы», посовещайтесь и выберите то, что вы очень хотите воплотить в жизнь, но до сих пор так и не собрались или не довели до конца. Помните, это ваш свободный выбор. Никто вас не принуждает, не контролирует, не наказывает, не хвалит. Вами движет ваш внутренний мотив, ваши ценности. Минута на обсуждение. ( Через минуту роли в группе меняются и повторяется игровой момент еще раз)
5. Обсуждение результатов игры
Педагог 1 Прошу озвучить одну ситуацию в каждой группе , привести аргументы Сов, а затем Обезьян.
- Как вы чувствовали себя в своих ролях?
- Покажите соответствующее количество пальцев. Определите своё место между Совой и Обезьяной, если 1 — это Обезьяна, а 5 — Сова.
- Почему так тянет послушаться Обезьяну?
6.Как достичь своих целей?
Педагог 2 Сейчас вам предстоит на плакатах с изображением большой Совы и маленькой Обезьяны предложить советы, дать рекомендации: Как можно укрепить позицию Совы? Как добиться достижения своих целей. Присутствующие педагоги организуют, консультируют в группах обсуждение и выработку общих советов, рекомендаций.
7. Представление работы в группах, озвучивание, голосование.
Педагог 2 Ученики представляют плакаты на всеобщее обозрение, озвучивают рекомендации. С помощью стикеров каждый ученик « выбирает» тот плакат, в котором считает советы-рекомендации наиболее приемлемыми и верными для себя.
8. Обращение за советом к присутствующим педагогам.
Педагог 1
Ребята, давайте спросим у присутствующих педагогов, какие секреты , приемы они используют для достижения целей, чтоб укрепить свою позицию. Благодарим вас всех и будем опираться на опыт наставников.
9. Рефлексия.
Педагог 2
Занятие сегодня будет завершающим. Мы в последний раз собираемся всей командой, чтобы проложить маршрут к своему желаемому будущему. Обратите внимание на плакаты с советами , которые набрали наибольшее количество стикеров при голосовании. Их мы берем за основу в каждом классе для дальнейшей работы.
Педагог 1
Что сегодня вам особенно понравилось?
Было ли вам комфортно?
Что возьмете с собой для достижения своих целей? ( ответы учеников заслушиваются)
В заключении, просим вас оставить стикер (другого цвета) на доске с квадратом настроения, давайте посмотрим как изменилось ваше настроение после занятия.
Педагоги(вместе) Благодарим всех за работу!