Деятельность в области воспитания
Воспитательную деятельность веду используя содержания предмета биологии с целью формирования навыков природоохранной деятельности, бережного отношения в окружающей среде. Организую участие школьников в краевой акции "Сохраним лес живым". Опыт работы как победителя представлен на краевом фестивале "Территория Идей" (2020 и 2023). Руковожу Школьным экологичеким отрядом, который стал победителем муниципального слета "В согласии с природой - в согласии с собой". Подготовила команду на V Краевые сборы и ХХV Краевой слет школьных лесничеств. Сотрудничаю со специалистами лесного хозяйства с целью популяризации и профориентации школьников. Результатом участия старшеклассников в Краевом проекте "Молодежь и лесная отрасль", а так же Краевом профориентационном фестивале "ЛЕСНОЕ ДЕЛО" стали дипломы призеров и благодарности.
С целью развития классного коллектива, повышения мотивации и социальной активности учеников класса реализую план воспитательной работы. В результате успеваемость в классе составляет 100%. Обеспечивая условия для занятости детей класса во внеурочное время, я поддерживаю высокую социальную активность детей: 90% учеников заняты в различных объединениях дополнительного образования, все дети участвуют в школьных мероприятиях. Класс под моим руководством признан «Самым спортивным» по итогам ежегодного школьного конкурса «Комп.Ас». Периодическая смена актива класса позволяет мне развивать ученическое самоуправление и включать каждого в социально-значимую деятельность: 60%- участники направлений Юнармия и Добровольчество, появились бойцы трудовых отрядов старшеклассников (ТОС).
При подготовке и проведении "Разговоров о важном" использую личный жизненный опыт (например, о Крыме и Артеке), а также истории своей семьи и учеников класса ( темы о Великой Отечественной войне,участниках и детях войны).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_vospitatelnoy_raboty_7_a_klass.docx | 44.79 КБ |
programma_ekootryad_2022-23.docx | 63.34 КБ |
abanskaya_sosh_no3-1.pdf | 683.66 КБ |
bed_2022.pdf | 497.16 КБ |
den_rossiyskoy_nauki_6_fevralya.docx | 19.24 КБ |
den_konstitutsii.docx | 16.8 КБ |
istominskaya_irina_nikolaevna_.pdf | 652.59 КБ |
slzh_3_3._gr._istominskaya.pdf | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
План воспитательной работы 7 « А» класса Абанской СОШ №3
2022-2023 учебный год
Классный руководитель Истоминская И.Н.
Характеристика класса : всего 26 человек: 11 девочек,15 мальчиков( СОП -0, ВШК-0,ТЖС-0, МО- 7).
Цель: обеспечить условия для выполнения требований обновленных ФГОС ООО при реализации рабочей программы воспитания с учетом личностного развития каждого ученика класса, путем вовлечения в общественно-полезную деятельность.
Задачи:
1.Активизировать деятельность классного коллектива в жизни школы через вовлечение в социально значимые отношения, прежде всего ценностные, с охватом до 90 %.
2.Совершенствовать систему работы с семьями учеников класса, их родителями, через активизацию патриотического воспитания школьников, направленную на личностное развитие семиклассников .
3. Создание безопасной образовательной среды, обеспечивающей условия для здоровьесбережения, ориентацию каждого на здоровый образ жизни и укрепление физического здоровья, предупреждение случаев правонарушений и противоправных действий.
Планируемые результаты:
-обучающиеся 7 А класса включены в проект «Разговор о важном», имеются публикации на сайте школы и в группе «РДШ Абанская СОШ№3» о реализации проекта «Разговор о важном».
- в содержание процесса обучения и воспитания встроено изучение государственных символов Российской Федерации , ученики класса участвуют в церемонии выноса и вноса флага РФ, каждый понедельник -исполнение Гимна РФ, через предметную область истории, обществознания, географии изучены темы о государственности РФ, ее символах, традициях.
- ученики класса-члены РДШ/ Юнармии включены в мероприятия патриотической , экологической направленности в рамках деятельности РДШ/ Юнармии, имеются публикации на сайте школы и в группе РДШ;
-посвящены новые активисты- члены РДШ, юнармейцы, участники движения ГТО;
-Отсутствуют факты правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, пройдено социально-психологическое тестирование без выявления склонности к раннему употреблению наркотических веществ учеников класса.
Модуль | 1-3 сентября | 5-10 сентября | 12-17 сентября | 19-24 сентября | 26сентября-1октября | ||||||||
Классное руководство | Классный час: Выборы актива класса | Классный час «Соглашение о взаимоотношениях» | Кл.час: Безопасность дорожного движения по дороге в школу и обратно | Подготовка и участие в Неделе ЕНЦ и географии | |||||||||
Урочная деятельность | Урок русского языка «Международный день распространения грамотности» | Урок математики 165лет со дня рождения ученого, писателя К.Э.Циолковского | Брейн-ринг Знатоки естествознания( 5-7 классы) 200лет со дня рождения Грегора Менделя. 150-летие М. Пришвина | ||||||||||
Внеурочная деятельность | Формирование подгрупп ЛЕН, курсов по выбору | Разговоры о важном (РОВ) День знаний НАША страна РОССИЯ | РОВ Невозможное сегодня - станет возможным завтра (К. Циолковский) | РОВ День пожилых людей. Обычаи и традиции моего народа | РОВ ДЕНЬ учителя. Если бы я был учителем | ||||||||
Взаимодействие с родителями | Работа с родителями по подаче в навигаторе заявок | Работа с родителями по подаче в навигаторе заявок | Организация работы родительского комитета класса | Организация родительского контроля по питанию | Индивидуальные встречи с педагогами | ||||||||
Школьный мероприятия | День знаний День здоровья «Все про ЗОЖ», «, День солидарности в борьбе с терроризмом» | Осенняя неделя добра к 1 октября | |||||||||||
Самоуправление | 205 лет со дня рождения А.К. Толстого | 210 лет со дня Бородинского сражения | |||||||||||
Профориентация | Знакомство с Публикация на сайте школы и странице школы ВК о начале работы профориентационного проекта «Билет в будущее» в 22/23 уч.г. | Инициирование обучающихся к участию в цикле открытых уроков «ПроеКТОриЯ». | |||||||||||
Организация предметно-пространственной среды | Участие в Открытие центра «Точки роста» , биологическа лаборатория ( кааб.2-05) | Оформление двери кабинета Географическая азбука на Н | |||||||||||
Профилактика и безопасность | -Помоги пойти учиться | -Помоги пойти учиться | Безопасное поведение на водоемах в осенний период | Эвакуация противопажарная и учения противотеррористические | |||||||||
Внешкольные мероприятия и социальное партнерство | Зарядка со стражем порядка | Кросс нации 22 | Шиповка юных | МЭ ВСИ ШСК | |||||||||
Дополнительное образование школы | Набор в группы через «Навигатор» | Набор в группы через «Навигатор» | |||||||||||
Модуль | 3-8 октября | 10-15 октября | 17-22 октября | 24-29 октября | 31-5 ноября | ||||||||
Классное руководство | Подготовка к Дню учителя. Профессия-Учитель | Основы финансовой грамотности: Семейный бюджет, финансовые мошенничества. | Кл. час. Итоги 1 четверти. Инструктаж по ТБ Безопасные каникулы | ||||||||||
Урочная деятельность | Организация работы по индивидуальным планам для ликвидации задолженостей | ||||||||||||
Внеурочная деятельность | РОВ по плану | День отцов | РОВ | РОВ | |||||||||
Взаимодействие с родителями | Участие в акциях РДШ к Дню отца | Родительские собрания День отца в России | |||||||||||
Самоуправление | День учителя | Учеба актива класса информационного направления: «Публикации в Вк в группе «РДШ Абанская СОШ3» | День рождение РДШ | Участие в Совет лидеров по направлениям РДШ | |||||||||
Профориентация | Выставка «Профессии наших отцов» | ||||||||||||
Общешкольные мероприятия | ШЭ ПСИ шашки | настольный теннис ШЭ ПСИ | Праздники осени (Битва хоров) | ||||||||||
Организация предметно-пространственной среды | Оформление дверей кабинетов ко Дню учителя | Выставка-презентация «Периодика для вас» | 25 октября – Международный день школьных библиотек – Акция в БИПЦ «Подари книгу школьной библиотеке» | Акция в БИПЦ «Читаем Маршака» (к 135-летию со дня рождения С.Я. Маршака). | |||||||||
Профилактика и безопасность | Декада дорожной безопасности | Акция «Молодежь выбирает жизнь» | Беседа об использовании сотовых телефонов в школе (соцпедагог) | ||||||||||
Внешкольные мероприятия и социальное партнерство | Шашки МЭ ПСИ (2009г. | ||||||||||||
Дополнительное образование школы | Участие в Концерт ко дню учителя | ||||||||||||
Модуль | 7-12 ноября | 14-19ноября | 21-26ноября | 28ноября-3декабря | 5-10 декабря | ||||||||
Классное руководство | Кл. час Интернет-ловушки | Классный час по ПДД Тонкий лед | БЕСЕДА правила безконфликтного поведения. Соблюдение правил внутреннего распорядка школы | День матери в России Селфи с мамой |
| ||||||||
Урочная деятельность | День государственного герба РФ | Международный день художника (изо) | |||||||||||
Внеурочная деятельность | Ров | ров | Ров | Ров Международный день инвалидов | Ров День добровольца в России | ||||||||
Взаимодействие с родителями | Сбор гуманитарной помощи для мобилизованных сибиряков: носки, перчатки | Совет профилактики | День матери в России | Родительское собрание «Семья вся вместе и душа на месте» | |||||||||
Самоуправление | Международный день толерантности | ||||||||||||
Профориентация | Знакомство с перечнем ССУЗ края | ||||||||||||
Общешкольные дела | 08.11- баскетбол юн шэ пси | 15.11 баскетбол дев шэ пси | Участие в Внутришкольные Соревнования по троеборию (военно-прикладные виды спорта) | День неизвестного солдата | 06.12 шэ пси волейбол дев | ||||||||
Организация предметно-пространственной среды | Оформление стенда ко Дню героев Отечества (9 декабря). | Посещение Выставки в БИПЦ к международному дню художника (8 декабря) и | |||||||||||
Профилактика и безопасность | Классный час о вреде табака (соц педагог) | Классный час «Как сказать НЕТ» (соц педагог) | |||||||||||
Внешкольные мероприятия и социальное партнерство | 19.11 настольный теннис МЭ ПС | 10.12 баскетбол юн МЭ ПСИ | |||||||||||
Дополнительное образование школы | Сбор гуманитарной помощи для мобилизованных сибиряков:вязка носки, перчатки | Участие юнармейцев класса Вахта Памяти | |||||||||||
Модуль | 12-17декабря | 19-24декабря | 26-31 декабря | 2-7января | 9-14 января | ||||||||
Классное руководство | Классный час «Тот Герой –кто за Родину горой». | Профилактика неуспеваемости и повышение качества обучения за 2 четверть | Подготовка к новогодним праздникам | ||||||||||
Урочная деятельность | День конституции РФ | День принятия Федеральных конституционных законов о Государственных символах РФ | |||||||||||
Внеурочная деятельность | РОВ; Презентация идей исследовательских работ ЛЕН | РОВ | РОВ | ||||||||||
Взаимодействие с родителями | Родительское собрание ИНТЕРНЕТ –ЛОВУШКИ ( Правила общения в сети интернет, опасные сайты) | Индивидуальные встречи , реализация планов задолженности | |||||||||||
Самоуправление | Сбор Совета лидеров по направлениям РДШ | Сбор Совета лидеров по направлениям РДШ | |||||||||||
Профориентация | Посещение ММЦ | ||||||||||||
Общешкольные дела | День героев Отечества | -Зимняя планета детства -ШЭ лыжные гонки ПСИ | Участие в Новогодние праздниках | 10.01 мини футбол шэ пси | |||||||||
Организация предметно-пространственной среды | Новогоднее оформление двери , рекреации | ||||||||||||
Профилактика и безопасность | Классный час «Об ответственности за уголовные и административные правонарушения» (соц педагог) | Классный час «Об Уставе школы» (соц педагог) | |||||||||||
Внешкольные мероприятия и социальное партнерство | 17.12 волейбол юн МЭ ПСИ | Баскетбол 24.12 дев МЭ ПСИ | 14.01 волейбол дев МЭ ПСИ | ||||||||||
Дополнительное образование школы | |||||||||||||
Модуль | 16-21 января | 23-28января | 30января-4февраля | 6-11февраля | 13-18февраля | ||||||||
Классное руководство | Зимняя планета детства. Строительство фигур из снега | Акция «Письмо солдату» ( для членов семей мобилизованных граждан | Акция Блокадный хлеб | Классный час по ПДД в зимний период | |||||||||
Урочная деятельность | День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима) – День памяти жертв Холокоста | 80лет о дня победы Вооруженных сил ССР над армией гитлеровской Германии в 1943году в Станиградской битве | |||||||||||
Внеурочная деятельность | ров | ров | ров | ров | ров | ||||||||
Взаимодействие с родителями | Индивидуальные беседа о соблюдении школьной формы, способах выражения индивидуальности подростков | Участие родителей класса в Большое родительское собрание | |||||||||||
Самоуправление | ) | Сбор Совета лидеров по направлениям РДШ | |||||||||||
Профориентация | Знакомство с ВУЗами края | ||||||||||||
Общешкольные дела | 17.01. мини футбол дев | Участие в Квартирнике «Гитарная струна» | Школьный этап Конкурс чтецов | День памяти о Россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества Конькобежный спорт шэ пси | |||||||||
Организация предметно-пространственной среды | Посещение Выставка в БИПЦ ко Дню российской науки (8 февраля). | ||||||||||||
Профилактика и безопасность | Классый час «От пьянства до преступления 1 шаг» (соц педагог) | Классный час «Проступок, правонарушение, преступление» соц педагог | |||||||||||
Внешкольные мероприятия и социальное партнерство | 21.01 лыжные гонки МЭ ПСИ | 28.01. мэ пси минифутбол юн | 04.02 мини футбол МЭ ПСИ | « | Районный конкурс чтецов | ||||||||
Дополнительное образование школы | День российского студенчества- поздравление открытками старших братьев и сестер-студентов | Акция Покормите птиц зимой | День российской науки | ||||||||||
Модуль | 20-25февраля | 27фераля-4марта | 6 марта-11 марта | 13-18марта | 20-25марта | ||||||||
Классное руководство | Подготовка к мероприятию 23 февраля. | Подготовка к 8 марта | Кл. час Любовь, взаимоотношения подростков | ||||||||||
Урочная деятельность | Международный день родного языка | День воссоединения Крыма с Россией | 20 Всемирный день Земли 160лет В.И. Вернадского, 290 лет д.Пристли (уроки химии. Биологии0 | ||||||||||
Внеурочная деятельность | ров | ров | ров | Ров | |||||||||
Взаимодействие с родителями | Родительское собрание Баланс родительского контроля и доверия в отношении с подростком | ||||||||||||
Самоуправление | 200лет со дня рождения К.Д. Ушинского | Сбор Совета лидеров по направлениям РДШ Конкурс проектов «ТЕРРИТОРИЯ КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ» | |||||||||||
Профориентация | Участие в выставке Достижения российских ученых в 21 веке. | ||||||||||||
Общешкольные мероприятия | День защитников Отечества 28.02 Тег регби ШЭ Пси | Школьный этап «Поделись успехом» | Международный женский день | ||||||||||
Организация предметно-пространственной среды | Оформление дверей кабинетов к 23 февраля Посещение Выставка в БИПЦ ко Дню защитника Отечества - 23 февраля | Оформление дверей кабинетов к 8 марта Акция в БИПЦ «Читаем вслух произведения Михалкова С.В.» ко Всемирному дню чтения вслух (7 марта) и 110 - летию со дня рождения поэта, драматурга С.В. Михалкова (13 марта). | Выставка в БИПЦ к 155 - летию со дня рождения писателя и драматурга Максима Горького. Оформление дверей кабинетов ко Дню Земли | Акция в БИПЦ «Читаем любимые стихи» (21 марта – Всемирный день поэзии). | |||||||||
Профилактика и безопасность | Классный час «Опасные игры» соц педгог | ||||||||||||
Внешкольные мероприятия и социальное партнерство | 04.03. конькобежный мэ пси | «Лыжные гонки» 11.03 | Муниципальный этап «Поделись успехом» 18.03. ТЭГ регби МЭ ПСИ | ||||||||||
Дополнительное образование школы |
Модуль | 27марта-1апреля | 3-8апреля | 10-15апреля | 17-22апреля | 24-29апреля |
Классное руководство | Итоги 3 четверти | ||||
Урочная деятельность | 1 день птиц и Всемирный день театра | День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы ВОВ | День российского парламентаризма | ||
Внеурочная деятельность | ров | ров | ров | ров | Конференция (защита исследовательских работ) 7класс, «Лаборатория естественных наук» |
Взаимодействие с родителями | ЛРОС Анкетирование родителей | ||||
Самоуправление | День космонавтики | ||||
Профориентация | |||||
Ключевые дела | КОМП.Ас | ||||
Организация предметно-пространственной среды | Выставка в БИПЦ к Международному дню птиц - 1 апреля | Выставка-презентация литературы в БИПЦ к Всемирному дню авиации и космонавтики (12 апреля). | |||
Профилактика и безопасность | Правила дорожного движения в весенний период и безопасного поведения на воде | ||||
Внешкольные мероприятия и социальное партнерство | Посещение ККЦ Авангард | ||||
Дополнительное образование школы | Акция Сохраним птиц-сохраним леса ( помощь экоотряду) | ||||
Модуль | 1-6 мая | 8-13мая | 15-20мая | 22-24 мая | 29мая-3июня |
Классное руководство | Беседа Дети войны. | Безопасность дорожного движения в дни летних каникул | День Семьи. Семейные фотографии, времен ВОВ и послевоенное время | Итоги учебного года и летняя занятость | |
Урочная деятельность | День славянской письменности и культуры | 5 День эколога (ЕНЦ) 180лет со дня рождения К.А. Тимирязева День русского языка | |||
Внеурочная деятельность | |||||
Взаимодействие с родителями | День защиты детей | ||||
Самоуправление | День детских общественных организаций Посвящение в активисты РДШ | ||||
Профориентация | |||||
Общешкольные мероприятия | Праздник весны и труда | ||||
Организация предметно-пространственной среды | Фестиваль идей | Акции к Дню Победы.Окна Победы Выставка литературы к 78-летию Дня Победы | |||
Профилактика и безопасность | Классный час по ПДД, движение пешехода и велосипедиста | ||||
Внешкольные мероприятия и социальное партнерство | День Победы митинг | ||||
Дополнительное образование школы | Участие в летней образовательной программе Экошкола |
Модуль | 5-10июня | 12-17июня | 19-24июня | 26-30июня | |
Классное руководство | |||||
Урочная деятельность | |||||
Внеурочная деятельность | |||||
Взаимодействие с родителями | |||||
Самоуправление | |||||
Профориентация | |||||
Общешкольные мероприятия | День памяти и скорби
| День молодежи | |||
Организация предметно-пространственной среды | День России | ||||
Профилактика и безопасность | |||||
Внешкольные мероприятия и социальное партнерство | |||||
Дополнительное образование школы | Реализация летних образовательных модулей, программ (педагоги дополнительного образования) |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Абанская средняя общеобразовательная школа №3
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
естественно-научной направленности
«Школьный экологический отряд»
Возраст обучающихся: 12-14 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень:базовый
Автор-составитель:
Истоминская Ирина Николаевна
Педагог дополнительного образования
п. Абан, 2022 г.
Пояснительная записка
Данная программа является модифицированной, разработанной с учетом Конвенция прав ребенка, Конституция РФ; Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон N7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды»; в соответствии с требованиями и нормами СанПин 2.4.4.1251-03,
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам Абанской СОШ №3 (приказ № 388 от 26.12.18
- Порядком аттестации о промежуточной аттестации по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам Абанской СОШ №3 (приказ №388 от 26.12.18)
- Правилами приема обучающихся в дополнительные общеобразовательные программы Абанской СОШ №3 (приказ №388 от 26.12.18)
- Положением о порядке разработки, структуре и утверждении дополнительных общеобразовательных программ Абанской СОШ №3 (приказ №388 от 26.12.18)
- С учетом программы воспитания школы , при использовании оборудования Центра «Точка роста»
Направленность и уровень образовательной программы: данная программа имеет естественнонаучную направленность и предполагает развитие экологического мышления воспитанников на базовом уровне .
Актуальность: Программа построена на основе содержания всероссийского проекта «Экотренд», реализуемым Общероссийской общественно - государственной детско-юношеской организацией «Российское движение школьников», что особенно актуально для формирования естественнонаучной грамотности молодежи на фоне стремительного роста вклада экологических факторов в здоровье современного человека. Внедрение новых инновационных форм организации деятельности, направленных на развитие интереса обучающихся к экологическому направлению, станет следствием развития ключевых образовательных компетентностей через практическую деятельность как необходимых результатов такой функциональной грамотности как естественнонаучной. Даная программа обеспечивает реализацию экологического направления в Абанской СОШ №3 в рамках Российского движения школьников
Новизна: Занимаясь в объединении, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных объединением, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
Педагогическая целесообразность
Не каждый из них станет защитником природы, но каждый в состоянии научиться понимать истинную красоту и пользу природы, которая преображает душу, делает ее доброй, отзывчивой, возвышенной и творческой.
Программа основана на развитии интереса к познаниям в экологии, потребности в изучении живой и неживой природы, любознательности, смекалки, сообразительности детей, развитии логического мышления детей. У детей развиваются личностные качества, такие как терпение, трудолюбие, самостоятельность, любовь к природе, сострадание, наблюдательность.
Невозможно добиться высоких результатов, не приложив трудолюбия, терпения. Наблюдая за растениями или животными, ухаживая за ними, учащиеся радуются своим успехам, испытывая восторг и чувство собственного достоинства за то, что они помогли сохранить погибающее растение, или не дали умереть птицам в зимний период времени. Конкретный результат вызывает чувство радости, удовлетворения.
Отличительной особенностью данной программы от подобных программ, является взаимосвязь научно- исследовательской и художественной направленности. Так как программа предполагает экскурсии в природу, во время прогулки ребята невольно обращают внимание на разнообразие растений и животных, а также природный материал, который они собирают. В связи с этим в программу включены занятия по работе с природным материалом, которые направлены на развитие творческого потенциала ребенка, сближение детей с родной природой, воспитание бережного, заботливого отношения к ней и формирование трудовых навыков при работе с природным материалом. Создание педагогом условий для активной самореализации, креативности учащихся. Интеграция занятий. Работа с родителями, сотрудничество с социумом.
Данная программа знакомит детей с элементами таких наук как астрономия, биология, зоология, география, что расширяет кругозор детей и отражает практическое применение знаний в других областях.
Авторскими находками данной программы являются: использование авторских игровых технологий в системе введения в мир природы, интеграция мероприятий РДШ данной направленности и практические работы, акции, исследования на местном (краеведческом) материале.
Учет половозрастных, индивидуально психологических, физических и иных особенностей Предлагаемые в программе виды деятельности являются целесообразными для детей данного возраста, так как учтены психологические особенности их возраста, уровень умений и навыков учащихся, а содержание отображает познавательный интерес данного возраста. В данный период в организме ребенка происходит физиологический сдвиг (резкий скачок, сопровождаемый бурным ростом тела и внутренних органов). Это в свою очередь приводит к повышению утомляемости, ранимости ребенка. Во время занятий детей нельзя торопить и подгонять, тем самым, показывая им, что они не умеют работать. Ребенок может замкнуться в себе, потерять интерес к занятиям. Параллельно с учебной деятельностью ребенок вливается в новый коллектив, включается в процесс межличностного взаимодействия со сверстниками и педагогом. Младшие школьники активно овладевают навыками общения. В этот период происходит установление дружеских контактов, приобретение навыков взаимодействия со сверстниками. Дети в основном спокойны, они доверчиво и открыто относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от них помощи и поддержки. В программу набираются как мальчики так и девочки.
Цель: содействие формированию экологического стиля жизни и условий для реализации социально-позитивной активности в экологической сфере у школьников 5-7 классов.
Задачи:
- развивать представления об экосистемах и ключевых экологических проблемах современности;
- корректировать повседневную жизнь детей для моделирования экологического мышления, понимания возможности решения экологических проблем и их последствий;
- вовлечение воспитанников в природоохранную деятельность путём вовлечения в акции, экологический мониторинг.
-создание условий для раннего самоопределения и предпрофильной подготовки по профессиям естественнонаучной направленности .
Возраст обучающихся 12-14 лет, программа предусматривает её освоение обучающимися 5-7 классов.
Сроки реализации программы: Программа рассчитана на один год освоения в количестве 72 часа.
Наполняемость: В объединении может входить 12-15 человек, разновозрастного состава.
Продолжительность одного занятия 45 мин., одночасовые занятия проводятся два раза в неделю. Предусматривается проведение двухчасовых занятий.
Формы и режим занятий: групповые для экологических трудовых десантов, проведения экологического мониторинга и акций, индивидуальные консультации по экологическим исследованиям ,участию в конкурсах, выставках. Допускаются дистанционные формы проведения занятий, использование электронный ресурсов Занятия организуются 1 раз в неделю продолжительностью 2 академических часа..
Планируемые результаты реализации образовательной программы:
1 год обучения | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
сформируют понимание значения экологии в реальной жизни | Умеют работать с разными источниками информации: находить, изучать и проверять научную информацию | -расширять границы собственных знаний и умений - умеют принимать экологически грамотные решения в отношении природной среды;; . -Выполняют посильные трудовые экологические операции. |
изучат методику экологических экспериментов; экологических опытов, проведения научно-исследовательских работ. | Умеют проводить анализ экологических ситуаций; | - проявляют умения прослеживать единство и взаимосвязанности частей природы, бережного отношения ко всему живому, адекватно оценивать свою деятельность, поведение. |
получат опыт применения теоретических знаний в решении практических задач: изучении экологической среды Абана, создании проектов, участие в природоохранной деятельности | умеют определять возможные роли в совместной деятельности | Умеют строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности, умеют вступать в коммуникацию со сверстниками и старшими людьми |
Приобретут умение наблюдать явления природы; | разрабатывают научно-исследовательские работы в соответствии с требованиями; | умеют давать критическую оценку на основе моральных норм поведения окружающих. Проявляют умение предотвращать поступки людей, стремящихся навредить природе. |
Получат возможность анализировать, обобщать, делать выводы и выражать своё мнение к поступкам человека, связанных с использованием природы, а так же развивать стремление к здоровому образу жизни. |
Формы аттестации - оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школьный экологический отряд», осуществляется в порядке, установленном локальным нормативным актом школы. Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов учащихся является Оценочный лист, составленный педагогом.
Программа предусматривает так же текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного в учебно-тематическом плане, проходит в виде оформление стендовой презентации, презентации и выступление на Конференции по экологическим проблемам Красноярского края, участие в сессиях Краевой школы лесной экологии , участие в Акциях: «Сохраним птиц –сохраним леса», «Не дадим лес в обиду», Подготовка агитбригады и выступление на школьном радио,
Способы проверки: на каждого воспитанника разработаны к заполнению по освоению программы оценочные листы индивидуально.
Оценочный лист
ФИО____________________ возраст__________ Класс______
Уровень | Способы проверки | Формы подведения итогов | Результат ( от 0 до 2 баллов) |
Начальный уровень | защита проекта | -участие в природоохранных акциях -участие в конкурсах экологической направленности | |
Базовый уровень (до 6 баллов) | Разработка и реализация проекта | -исследования экологической направленности на школьном уровне - на муниципальном уровне. | |
Повышенный уровень (до 12 баллов) | участие в зональных и краевых мероприятиях ,разработка исследовательской работы экологической направленности, | -«Подрост», «Экопатруль» и др. -обучение «Краевая школа лесной экологии» | |
ИТОГО на зачет (6- 12 баллов) |
Содержание программы
Учебно-тематический план
Раздел /темы | Количество часов, | Формы аттестации, контроля | ||
всего | теория | практика | ||
Раздел 1 Как устроен растительный мир и чем ему помочь (10 ч.) | ||||
Классификация растительных сообществ. Растительные сообщества, расположенные на территории п. Абана. Поддержание растительного сообщества. Восстановление растительного сообщества. Вовлечение в поддержание и восстановление леса. Оформление стендовой презентации. | 10 | 4 | 6 | Оформление стендовой презентации «Растения, встречающиеся на территории п. Абан» |
Раздел 2 Разумное потребление (16 часов) | ||||
Экология как наука. Экологические факты и цифры Виды экологических проблем. Глобальные и региональные экологические проблемы. Понятие природных ресурсов. Исчерпаемые ресурсы и неисчерпаемые ресурсы Разумное потребление природных ресурсов Рациональное и нерациональное использование природы. Условия устойчивого развития Ресурсосбережение Применение навыков в природоохранной деятельности. Акция о сбережении электроэнергии (стендовая презентация). Знакомство с этапами научно-исследовательской деятельности. | 16 | 9 | 7 | Подготовка презентации и выступление на Конференции по экологическим проблемам Красноярского края, участие в первой сессии Краевой школы лесной экологии (ноябрь) |
Раздел 3 Переработка и утилизация отходов (8 часов) | ||||
Проблема переработки отходов. Виды отходов. Вторая жизнь мусора. Экологически безопасные способы утилизации отходов. Экологический мониторинг. Составление экологических памяток. Применение знаний в практической природоохранной деятельности ( акция «Сохраним птиц- сохраним леса») | 8 | 5 | 3 | Участие в Акция «Сохраним птиц –сохраним леса» |
Раздел 4 Как предотвратить природные пожары (16 часов) | ||||
Пожар - экологическое бедствие. Причины природных пожаров и способы предотвращения пожаров. Роль человека в возникновении пожаров. Информационно-просветительская деятельность о пожарах. Профилактика природных пожаров. Просмотр видеофильма: Работы по лесовосстановлению в Абанском лесхозе. Анкетирование школьников и родителей. Акция «Сохраним лес живым», «Не дадим лес в обиду». Изготовление листовок. Размещение баннеров . Акция «Эколята -юные защитники природы» | 16 | 9 | 7 | Участие в Акция «Не дадим лес в обиду», участие во второй сессии «Краевой школы лесной экологии» (февраль |
Раздел 5 Зеленая мобильность (10 ч.) | ||||
Экологическая опасность различного вида транспорта. Экологичность железнодорожного, водного, авиа- и авто- вида транспорта. Роль автотранспорта в жизни человека . Альтернативные способы мобильности . Значение сельского хозяйства и промышленности в жизни человека. Практическая работа ( Выбор способов мобильности . Привычка к осознанному выбору способов мобильности. | 10 | 6 | 4 | Подготовка игры ЛЕСНОЕ ДЕЛО (в рамках Дня Земли) |
Раздел 6 Заповедники и другие ООПТ (12 часов) | ||||
Антропогенные факторы среды. Виды природоохранной деятельности человека. Особоохраняемые природные территории. Заказники и заповедники Красноярского края и РФ. Истории создания Красной книги. Растения и животные Красной книги Красноярского края. Посещение районного краеведческого музея. Экскурсия / экологический десант на оз. Большое Абанского района. | 12 | 7 | 5 | Экологический десант , участие в акции «Сохраним лес живым» |
Итого | 72 | 40 | 32 |
Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. Как устроен растительный мир и чем ему помочь. (10 часы) Классификация растительных сообществ. Растительные сообщества, расположенные на территории п. Абана. Поддержание растительного сообщества. Восстановление растительного сообщества. Вовлечение в поддержание и восстановление леса. Оформление стендовой презентации.
Раздел 2 Разумное потребление (16 часов) Экология как наука. Экологические факты и цифры Виды экологических проблем. Глобальные и региональные экологические проблемы. Понятие природных ресурсов. Исчерпаемые ресурсы и неисчерпаемые ресурсы Разумное потребление природных ресурсов Рациональное и нерациональное использование природы. Условия устойчивого развития Ресурсосбережение Применение навыков в природоохранной деятельности. Акция о сбережении электроэнергии (стендовая презентация). Знакомство с этапами научно-исследовательской деятельности.
Раздел 3 Переработка и утилизация отходов(8 часов) Проблема переработки отходов. Виды отходов. Вторая жизнь мусора. Экологически безопасные способы утилизации отходов. Экологический мониторинг. Составление экологических памяток. Применение знаний в практической природоохранной деятельности ( акция «Сохраним птиц- сохраним леса»)
Раздел 4 Как предотвратить природные пожары (16 часов) Пожар - экологическое бедствие. Причины природных пожаров и способы предотвращения пожаров. Роль человека в возникновении пожаров. Информационно-просветительская деятельность о пожарах. Профилактика природных пожаров. Просмотр видеофильма: Работы по лесовосстановлению в Абанском лесхозе. Анкетирование школьников и родителей. Акция «Сохраним лес живым», «Не дадим лес в обиду». Изготовление листовок. Размещение баннеров . Акция «Эколята -юные защитники природы»
Раздел 5 Зеленая мобильность (10 часов) Экологическая опасность различного вида транспорта. Экологичность железнодорожного, водного, авиа- и авто- вида транспорта. Роль автотранспорта в жизни человека . Альтернативные способы мобильности . Значение сельского хозяйства и промышленности в жизни человека. Практическая работа ( Выбор способов мобильности . Привычка к осознанному выбору способов мобильности.
Раздел 6 Заповедники и другие ООПТ(12 часов) Антропогенные факторы среды. Виды природоохранной деятельности человека. Особоохраняемые природные территории. Заказники и заповедники Красноярского края и РФ. Истории создания Красной книги. Растения и животные Красной книги Красноярского края. Посещение районного краеведческого музея. Экскурсия и экологический десант на оз. Становое Абанского района.
Рабочая программа на 2021-22 учебный год
Календарно-учебный график на 2021-2022 учебный год
Группа | Продолжительность обучения | Продолжительность учебного года | сроки промежуточной аттестации | каникулы | Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий | |
Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Четверг | ||||
Школьный экологический отряд | 15.09.2022 | 26.05.2023 | 36 недель | 24.05.2022 | 31.12.2022-09.01.2023 (зимние) | Занятия организуются один раз в неделю продолжительность два академических часа. |
Календарно-тематический план на 2022-23 учебный год
Дата | тема | Количество часов, | Формы аттестации, контроля | ||||||||
всего | теория | практика | |||||||||
Раздел 1 Как устроен растительный мир и чем ему помочь (10 ч.) | |||||||||||
10 | 4 | 6 | Оформление стендовой презентации «Растения, встречающиеся на территории Абанского района» | ||||||||
1 | 15.09.2022 | Введение в экологию | 1 | 1 | |||||||
2 | 15.09 | Классификация растительных сообществ | 1 | 1 | |||||||
3 | 22.09 | Растительные сообщества, расположенные на территории п. Абана | 1 | 1 | |||||||
4 | 22.09 | Поддержание растительного сообщества | 1 | 1 | |||||||
5-6 | 29.09 29.09 | Восстановление растительного сообщества | 2 | 2 | |||||||
7-8 | 06.10 06.10 | Вовлечение в поддержание и восстановление | 2 | 2 | |||||||
9-10 | 13.10 13.10 | Экологический десант по уборке территории леса, прилегающей к школе | 2 | 2 | |||||||
Раздел 2 Разумное потребление (16 часов) | |||||||||||
16 | 9 | 7 | |||||||||
11 | 20.10 | Экология как наука, . | 1 | 1 | Подготовка презентации и выступление на Конференции по экологическим проблемам Красноярского края, участие в первой сессии Краевой школы лесной экологии (ноябрь) | ||||||
12 | 20.10 | Экологические факты и цифры | 1 | 1 | |||||||
13 | 27.10 | Виды экологических проблем | 1 | 1 | |||||||
14 | 27.10 | Глобальные и региональные экологические проблемы | 1 | 1 | |||||||
15 | 03.11 | Понятие природных ресурсов | 1 | 1 | |||||||
16 | 03.11 | Исчерпаемые ресурсы | 1 | 1 | |||||||
17 | 10.11 | Неисчерпаемые ресурсы | 1 | 1 | |||||||
18 | 10.11 | Разумное потребление природных ресурсов | 1 | 1 | |||||||
19 | 17.11 | Рациональное и нерациональное использование природы. | 1 | 1 | |||||||
20 | 17.11 | Условия устойчивого развития | 1 | 1 | |||||||
21 | 24.11 | Ресурсосбережение | 1 | 1 | |||||||
22 | 24.11 | Применение навыков в природоохранной деятельности | 1 | 1 | |||||||
23 | 1.12 | Акция о сбережении электроэнергии | 1 | 1 | |||||||
24-25 | 1.12 08.12 | Знакомство с этапами научно-исследовательской деятельности | 2 | 2 | |||||||
26 | 08.12 | Презентация опыта проведения акций в виде конференции | 1 | 1 | |||||||
Раздел 3 Переработка и утилизация отходов (8 часов) | |||||||||||
8 | 5 | 3 | |||||||||
27 | 15.12 | Проблема переработки отходов | 1 | 1 | Участие в Акция «Сохраним птиц –сохраним леса» | ||||||
28 | 15.12 | Виды отходов | 1 | 1 | |||||||
29 | 22.12 | Вторая жизнь мусора | 1 | 1 | |||||||
30 | 22.12 | Экологически безопасные способы утилизации отходов | 1 | 1 | |||||||
31 | 29.12 | Экологический мониторинг | 1 | 1 | |||||||
32 | 29.12 | Составление экологических памяток | 1 | 1 | |||||||
33-34 | 12.01.23 12.01 | Применение знаний в практической природоохранной деятельности ( акция «Сохраним птиц - сохраним леса») | 2 | 2 | |||||||
Раздел 4 Как предотвратить природные пожары (16 часов) | |||||||||||
16 | 9 | 7 | |||||||||
35 | 19.01. | Пожар - экологическое бедствие | 1 | 1 | Участие в Акция «Не дадим лес в обиду», участие во второй сессии «Краевой школы лесной экологии» (февраль) | ||||||
36 | 19.01 | Причины природных пожаров | 1 | 1 | |||||||
37 | 26.01 | Способы предотвращения пожаров | 1 | 1 | |||||||
38 | 26.01 | Роль человека в возникновении пожаров | 1 | 1 | |||||||
39 | 2.02 | Информационно-просветительская деятельность о пожарах | 1 | 1 | |||||||
40 | 2.02 | Профилактика природных пожаров | 1 | 1 | |||||||
41 | 9.02 | Охрана птиц | 1 | 1 | |||||||
42 | 9.02 | Просмотр видеофильма | 1 | 1 | |||||||
43 | 16.02 | Анкетирование школьников и взрослых | 1 | 1 | |||||||
44-45 | 16.02 2.03 | Акция «Не дадим лес в обиду» | 2 | 2 | |||||||
46-47 | 2.03 9.03 | Изготовление листовок | 2 | 2 | |||||||
48-49 | 9.03 16.03 | Размещение баннеров | 2 | 2 | |||||||
50 | 16.03 | Акция «Эколята -юные защитники природы» | 1 | 1 | |||||||
Раздел 5 Зеленая мобильность ( 10 ч.) | |||||||||||
10 | 6 | 4 | |||||||||
51 | 23.03 | Экологическая опасность различного вида транспорта | 1 | 1 | Подготовка и проведение игры ЛЕСНОЕ ДЕЛО (в рамках Дня Земли 22 апреля) | ||||||
52 | 23.03 | Экологичность ж\д и водного вида транспорта | 1 | 1 | |||||||
53 | 30.03 | Экологичность авиа- и автотранспорта | 1 | 1 | |||||||
54 | 30.03 | Роль автотранспорта в жизни человека | 1 | ||||||||
55 | 06.04 | Значение сельского хозяйства и промышленности в жизни человека | 1 | 1 | |||||||
56 | 06.04 | Альтернативные способы мобильности | 1 | 1 | |||||||
57-58 | 13.04 13.04 | Практическая работа Выбор способов мобильности | 2 | 2 | |||||||
59-60 | 19.04 19.04 | Привычка к осознанному выбору способов мобильности | 2 | 2 | |||||||
Раздел 6 Заповедники и другие ООПТ (12 часов) | |||||||||||
12 | 7 | 5 | |||||||||
61 | 20.04 | Антропогенные факторы среды | 1 | 1 | Экологический десант , участие в акции «Сохраним лес живым» | ||||||
62 | 20.04 | Виды природоохранной деятельности человека. | 1 | 1 | |||||||
63 | 27.04 | Особоохраняемые природные территории | 1 | 1 | |||||||
64 | 27.04 | Заказники и заповедники Красноярского края и РФ | 1 | 1 | |||||||
65 | 4.05 | Истории создания Красной книги, | 1 | 1 | |||||||
66 | 4.05 | Растения и животные Красных книг | 2 | 2 | |||||||
67 | 11.05 | Посещение краеведческого музея"(виртуальная экскурсия) | 2 | 2 | |||||||
68 | 11.05 | Экологический десант оз. Становое | 1 | 1 | |||||||
69-70 | 18.05 18.05 | Промежуточная аттестация (защита презентаций) | 2 | 2 | |||||||
Итого за год обучения | 72 | 40 | 32 |
Организационно-педагогические условия образовательной программы.
Материально-технические условия реализации
Кабинет биологии №2-05 с оборудованием:
- Шкаф для хранения оборудования и инструментов;
- Парты/ стулья- 14/28
- Школьная и интерактивная доска- 1
- Стенды для выставок работ- 1
- Микроскопы - 15
- Приборы для исследований
- Компьютер - 1
- Мультимедийный проектор -1
- Книжные издания - в наличии (Электронные энциклопедии и презентации, видеоматериалы, аудиозаписи; местные краеведческие печатные издания;)
- Наглядные пособия - в наличии
- Методики для исследовательской деятельности
- • Канцелярские принадлежности для теоретических занятий в помещении, выполнения рисунков (тетради, альбомы, ручки, карандаши, линейки, транспортиры, циркули, фломастеры);
- • Образовательные и иллюстративные материалы электронной сети Интернет.
- •Набор экологического мониторинга (рюкзак, Пчелка)
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Освоение программы ДО школьного экологического отряда включает три направления природоохранной деятельности:
- просветительская;
- общественно-полезная;
- учебно-познавательная.
В основу программы положены принципы:
1. возможность личного участия в выявлении экологических проблем, принятии и реализации решений в отношении качества окружающей среды;
2.обеспечение мотивации, заинтересованности, значимости деятельности ребенка для него самого и для окружающих;
3. теоретические знания должны находить применение в практической, исследовательской и общественной деятельности;
4.связь с жизнью, с проблемами, которые решают край, район, посёлок;
5.соответствие содержания возрасту учащихся.
Методы, используемые при проведении занятий:
- Личностно-ориентированный
- Исследовательский
- Проектный
- Проблемный
Данная программа предполагает посредством изучения основ экологии, расширения знаний по биологии, проведения практических работ, наблюдений, исследований, развитие навыков и умений работы с лабораторным оборудованием, формирование исследовательского мышления, развитие творческих способностей воспитанников в получении новых знаний, а также при применении научно-исследовательских работ на практике.
Основные информационные источники для педагога:
Официальный сайт ООО «Инфоурок»
ДЕТЯМ ОБ ЭКОЛОГИИ: ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
•цифровые образовательные платформы ЯКласс, Инфоурок, ВиртуЛаб. РДШ.РФ
Учебная литература для педагога:
1. Экология растений: учебное пособие для учащихся. Былова А. М., Шорина Н. М. / под ред. Н.М. Черновой. - М.: Вентана- Граф, 2006.
2. Экология человека: Культура здоровья: Учебное пособие для учащихся . – М.: Вентана- Граф, 2007
3. Практикум по общей экологии. / Н. А. Степанчук, Н. И. Прилипко. – Волгоград: Учитель, 2009. - 208 с.
4. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии / авт. –сост. М. М. Боднарук, Н. В. Ковылина. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 167 с.
Учебная литература для учащихся:
1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог. Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
2. Богомолова Н. Ю., Экогруппа// Руководство по домашней экологии. - ООО ПринтЛайт, 2000.
3. Гаев, Л. Наши следы в природе Текст /Л. Гаев, В. Самарина. – М. : Недра, 1991.
4. Ишутинова, Л. М. Грибы – это грибы Текст /Л. М. Ишутинова //Начальная школа. – 2000. - № 6.- С.68.
5. Крылов, Г. Растения здоровья Текст / Г. Крылов. – Новосибирск, 1989. Лазаревич, К. С. Физическая география Текст / К. С. Лазаревич. –М.: Московский лицей, 1996.
6. Лебедев, Н. Н. Занимательные вопросы по природоведению Текст / Н.Н.Лебедев. – М.: Учпедгиз, 1961.
7.Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
8. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
9. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
10. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.
Учебная литература для родителей:
1. Новая энциклопедия растений: мифы, целебные свойства, гороскопы, растительный календарь /Автор-составитель В.М. Федосеенко.- М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.- 736с.
2. Все о комнатных растениях./ д-р Хессайон.- М.: «Кладезь- Букс», 2000.
3. Я познаю мир: Тайны природы: Дет. Энцикл./ Ал. А. Леонович. – М.: ООО «Издательство АСТ»:, 2002.
4. Домашние животные/ Автор-составитель Г. Москоу.- М.: ТЕРРА, 1997.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
День российской науки 6 февраля
Учитель. Ребята, начнем наш сегодняшний разговор с ... микроскопа.
Обычный микроскоп, который вы наверняка видели или на уроках, или в
технопарках и музеях, или в мультфильмах, открывает вам новые миры. А что
говорить об электронном микроскопе! Попробуем увеличить мир в миллион
раз и догадаться, как будут выглядеть обычные предметы.
Работа с интерактивным заданием «Электронный микроскоп»
Перед вами изображение, полученное с помощью электронного
микроскопа. Угадайте, какой объект является предметом исследования
Учитель. Наверное, вы догадались, какому дню посвящен сегодня наш
разговор?
Ответы обучающихся.
Среди ответов, которые предлагают школьники, учитель отмечает те,
что касаются профессиональных праздников, связанных с областями знаний. Обобщая предположения обучающихся, учитель говорит
о Дне науки, празднике, который отмечается в нашей стране 8 февраля,
начиная с 1999 года, и которому посвящен сегодняшний разговор.
Учитель. Президент России В. В. Путин объявил 2022–2031 гг.
Десятилетием науки и технологий. Десятилетие науки и технологий в России
включает в себя множество инициатив, проектов и мероприятий. Все они
направлены на усиление роли науки и технологий в решении важнейших задач
развития общества и страны.
Часть 2. Основная
Учитель. Мы хорошо понимаем, что без науки не может развиваться
наше общество. Это ученые создают проекты зданий, конструируют
разнообразные машины, разрабатывают различные материалы. Как это
происходит? Например, некоторые примеры ученые находят в окружающей
нас природе.
Работа с интерактивным заданием «Бионика»
Ребята, чтобы сделать это задание, попробуйте, глядя на
картинки, вспомнить или догадаться, что стало основой для данных
изобретений?
1. Изображение вертолёта.
Идея спроектировать первый вертолёт появилась у конструктора
Игоря Ивановича Сикорского, когда он наблюдал за стрекозой. Машина
повторяла удивительные свойства насекомого: она взлетала с места без
разбега, зависала в воздухе, обладала высокой манёвренностью и без пробега
садилась.
2. Изображение застёжки-липучки.
Идея создания застёжки-липучки появилась благодаря репейнику. Если
рассмотреть головки репейника вблизи, то можно увидеть крохотные
крючки. За счёт них репейник цепляется к ткани и шерсти животных. Этот
принцип был взят за основу при создании застёжки-липучки. Сначала такие
застёжки использовались в снаряжении космонавтов, аквалангистов и
горнолыжников, а затем стали обычной деталью повседневной одежды и
обуви.
3. Изображение Останкинской телебашни.
Прообразом Останкинской телебашни послужила перевёрнутая лилия:
цветок с крепкими лепестками и толстым основательным стеблем. Такой
вид конусообразного основания выступает в качестве прочной опоры. В
основании башни десять лепестков.
4. Изображение водоотталкивающего материала.
Листья и лепестки лотоса устроены так, что вода, которая на них
попадает, не растекается и не впитывается, а сворачивается в
шарообразные капли. Эти капли стекают вниз, очищая растение от пыли.
Такая особенность, крайне низкая смачиваемость поверхности, называется
эффект лотоса. Он был взят учёными за основу при создании
водоотталкивающих материалов.
5. Изображение башни «Эволюция».
В Москве находится спиральная башня «Эволюция» – это закрученный
вокруг собственной оси 246-метровый небоскрёб. Фасады и геометрия башни
«Эволюция» спроектированы по образу молекулы ДНК.
6. Изображение вингсьют (Костюм-крыло )
С давних времён людям хотелось научиться летать, для этого
создавались различные приспособления и устройства. Одним из таких
приспособлений является костюм-крыло «Вингсьют». Его принцип действия
позаимствован у белок-летяг, использующих для полёта перепонки между
передними и задними лапами. У Вингсьюта имеются 3 крыла, которые
наполняются набегающим потоком воздуха и позволяют человеку совершать
планирующие полеты.
ИТОГ . Ребята, вы молодцы, вы показали
себя вдумчивыми и творческими исследователями, знакомыми со многими
достижениями современного научного знания.
Учитель. Продолжим разговор о науке и посмотрим небольшой
видеоролик, который расскажет нам об открытиях и изобретениях российских
ученых прошлого и настоящего.
Смотрите и слушайте внимательно: знакомы ли вам эти открытия?
Задумайтесь, какое открытие или изобретение хотелось бы сдел видео
Учитель. Какие открытия последних лет кажутся вам наиболее важными
для нашей сегодняшней жизни?
Важно, чтобы прозвучало как можно больше открытий или
изобретений российских ученых, связанных с разными науками.
Учитель. Мы увидели в видеоролике, как много сделали наши ученые
открытий, изобрели разные устройства, создали технологии. Сам процесс
исследования или разработки чего-то нового занимает длительное время и
требует большого ежедневного труда ученого. Например, Юрий Оганесян,
доктор физико-математических наук, профессор, академик Российской
академии наук (РАН), всю жизнь посвятил изучению ядерной физики. В 1999-
2010 гг. сотрудники его лаборатории, которой он руководит с 2003 года,
обогнали западных коллег, первыми получив 6 сверхтяжелых химических
элементов. Один из этих элементов получил имя оганесон - в честь Юрия
Оганесяна. Изучение таких элементов дает человечеству шанс разгадать
устройство мира!
Иногда изобретения и открытия кажутся фантастикой, и мы думаем, что
время для них еще не пришло, хотя это уже стало реальностью.
Пришло время разгадать насколько мы готовы поверить тому, что наука
и технологии настолько продвинулись вперед. Нас ждет игра.
Работа с интерактивным заданием «Настоящее или будущее
1. Интернет можно раздавать не только с модемов и роутеров, но и со
светодиодных лампочек.
− Реальность. Технология передачи информации через свет уже
существует. Она называется Li-Fi. Для этого используют диапазон
видимого света.
2. Управлять экраном смартфона или телевизора уже можно без
клавиатуры или тачскрина, а только движениями глаз.
− Будущее. Пока это возможно лишь теоретически. Ученые научились
воплощать технологию зрительного контроля в жизнь, но до телекинеза
еще далеко.
3. С помощью квантовых технологий можно перемещать предметы на
расстояние.
− Будущее. До перемещения предметов нам пока далеко.
4. Можно загрузить в робота личность любого человека.
− Будущее. Такая идея существует и она запатентована компанией Google,
но в реальности прототип пока не создан.
5. Электромобиль можно заряжать от дорожного покрытия прямо во
время движения.
− Реальность. Такие дороги уже есть в некоторых странах мира.
6. Возможно создать мантию-невидимку.
− Будущее. Теоретически это возможно, если покрыть объект специальным
нанокомпозитным составом.
7. По цвету контактных линз можно определять уровень сахара в крови.
− Реальность. Ученые соединили специальные молекулы с красителем,
который высвобождается при связывании с глюкозой. Это приводит к
окрашиванию линзы.
Учитель благодарит обучающихся за участие, подводя итоги игры: в ней
нет победителей, все участники показали себя знатоками достижений
современной науки.
Учитель. Мы видим, что будущее уже становится реальностью, иногда
об этом даже сложно догадаться. Как вы думаете, какие открытия и
изобретения ждут нас в будущем?
Ответы обучающихся
- Решили ли вы, в какой области науки вы хотели бы себя проявить? В
какой науке вы бы хотели сделать открытие? Каким бы оно могло быть и как
помогло бы людям?
Ответы обучающихся
Часть 3. Заключительная.
Учитель. Ребята, мы с вами обсудили лишь очень маленькую часть
открытий наших российских ученых.
Узнать больше о достижениях российской науки, познакомится с другими
не менее значимыми научными открытиями, вы можете на сайте наука.рф.
Учитель. В нашей стране созданы условия, чтобы наукой смогли
заниматься не только взрослые, но и дети почти любого возраста. Посмотрите
на некоторые проекты, связанные с наукой: возможно, и вам захочется в них
принять участие!
Где и как можно прямо сейчас заниматься научной деятельностью?
Демонстрация презентации – см. дополнительные материалы:
• Научное волонтёрство (https://scienceid.net/volunteer);
• Научно-популярный туризм (https://scienceid.net/tourism);
• Образовательный центр Сириус (https://sochisirius.ru/);
• Детский технопарк Кванториум (региональная ссылка);
• Школьный Кванториум (региональная ссылка);
• Центр IT-куб (региональная ссылка);
• Центры ДНК (региональная ссылка);
• Центры по работе с одаренными детьми (региональная ссылка).
Учитель. Ребята, в заключение занятия хочу вам пожелать – пусть
сегодняшнее занятие станет для вас еще одним шагом к изучению чего-то
нового для вас, что перейдет в увлечение, что послужит на пользу людям
Предварительный просмотр:
ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ
Ребята, наш разговор посвящен очень важному государственному
празднику, который отмечается именно сегодня, 12 декабря. Кто знает, что это
за праздник?
Ответы обучающихся.
Учитель. Верно! День Конституции.
Учитель. В начале нашего разговора предлагаю посмотреть обращение
Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации Валентины Ивановны Матвиенко.
Демонстрация видеообращения В.И. Матвиенко.
Учитель. Давайте посмотрим видеоролик об истории Конституции России
и попробуем ответить на вопрос – какова роль Конституции в жизни нашего
государства?
Демонстрация видео Повторю свой вопрос — какую роль Конституция играет в
жизни нашей страны?
Ответы обучающихся.
Учитель. В видеоролике вы услышали о том, как принималась
Конституция Российской Федерации. Тридцать лет назад впервые народ
голосовал за новый Основной закон страны. В голосовании приняли участие
ваши дедушки и бабушки, у кого-то мамы и папы. Впервые высшей ценностью
был провозглашён человек, его права и свободы. Были определены полномочия
Президента России: соблюдать и защищать Конституцию Российской
Федерации, быть её гарантом, защищать суверенитет и независимость,
безопасность и целостность государства, верно служить народу. В Конституции
были закреплены основы государственного устройства России.
Учитель. А вы откуда впервые узнали о Конституции Российской
Федерации?
Ответы обучающихся
Учитель. Конституция — это Основной закон страны, имеющий высшую
юридическую силу. Что, по-вашему, это означает для других законов, которые
принимаются в нашей стране?
Важно подвести обучающихся к утверждению: другие законы должны
полностью соответствовать положениям Конституции...
Учитель. Да, верно, все другие законы, указы Президента Российской
Федерации, постановления Правительства Российской Федерации — все они
должны быть согласованы с положениями Конституции, не должны ей
противоречить.
Учитель. Конституция содержит положения о том, какие регионы входят
в состав России, о государственных символах — гербе, флаге, гимне; о
полномочиях органов государственной власти (Президенте Российской
Федерации, органах законодательной, исполнительной и судебной власти),
местном самоуправлении, порядке принятия законов.
Подумайте, почему каждому россиянину нужно иметь представления об
основах государства?
Важно подвести детей к утверждению: граждане государства несут
ответственность за страну, в которой они живут, трудятся.
Учитель. Каждому гражданину России Конституция гарантирует права и
свободы, а также охраняет права и свободы всех ее граждан.
А что это означает для нас с вами? Какими главными правами мы
обладаем, согласно Конституции?
Важно подвести детей к утверждению: право на жизнь, на свободу
вероисповедания, на образование защищают каждого гражданина, помогают
ему свободно учиться, трудиться.
Работа с интерактивным заданием No 1.
Учитель. Конституция Российской Федерации закрепляет не только
права, но и обязанности граждан, которые также должны неукоснительно
выполняться. Какие обязанности отражены в Конституции Российской
Федерации?
Важно, чтобы были названы ответственность гражданина за природу
своей страны, за защиту границ своей Родины, за сбережение культурного
наследия и т.д.
На экране список ситуаций:
1) Анатолий Васильевич устроился на новую работу.
2) Надежда Геннадьевна получает медицинскую помощь в поликлинике.
3) Предприниматель Василий уплатил налоги.
4) Валентина Петровна посещает храм.
5) Обучающиеся школы заботятся о сохранении памятника истории их
края.
6) Жители города получили информацию о состоянии окружающей среды.
7) В семье Петровых родители купили сыну книгу по истории России.
8) Артем после призывной комиссии служит в военно-космических силах
России.
Учитель. Ребята, перед вами ряд ситуаций, ответьте, пожалуйста, на
вопрос, какие из них относится к правам, а какие к обязанностям гражданина.
Ответы (для учителя):
Права и свободы гражданина Обязанности гражданина
1, 2, 4, 6, 7 3, 5, 8
Учитель просит обучающихся приводить в качестве аргументов в статьи
Конституции Российской Федерации.
Работа с интерактивным заданием No 2. «Восстанови текст»
Учитель. Ребята, предлагаю выполнить следующее задание — расставить
слова в нужной последовательности, чтобы получить формулировку статьи
Конституции России.
Важно: полученные формулировки обсуждаются на предмет понимания
их роли в жизни государства.
1) закон, Российской, –, Основной, Конституция, Федерации
Ответ: Конституция – Основной закон Российской Федерации.
2) Российской, является, государства, Федерации, Президент, главой
Ответ: Президент Российской Федерации является главой государства.
3) Российской, Федерации, труд, людей, и, здоровье, В, охраняются
Ответ: В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей.
4) Равны, судом, перед, и, все, законом
Ответ: Все равны перед законом и судом.
5) Отечества, гражданина, и, Защита, Федерации, является, Российской,
долгом, обязанностью
Ответ: Защита Отечества является долгом и обязанностью
гражданина Российской Федерации.
Учитель. В видеоролике, который мы смотрели в начале занятия, была
использована цитата Президента В. В. Путина о Конституции: «это не
застывший свод канонов, а живой, созвучный времени документ».
Как вы считаете, почему в Конституцию вносятся поправки? Почему
Конституция может и должна меняться?
Важно подвести детей к утверждению: в стране происходят изменения,
меняется жизнь людей, присоединяются новые территории.
Учитель (подводя итоги беседы). Вы правы. За последние десять лет
количество субъектов Российской Федерации увеличилось, присоединились
пять территорий, которые вернулись в состав России. Таким образом, благодаря
поправкам в Конституции сохраняется единство нашей страны, а у людей
появляется больше возможностей реализовать себя в труде, учёбе, творчестве.
Учитель предлагает обучающимся выполнить интерактивные задания.
Учитель. Есть знаменитые строки русского поэта Николая Алексеевича
Некрасова:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын...
Что означают для вас эти слова поэта? Как вы их понимаете?
Важно подвести детей к утверждению: чувствовать себя гражданином
великой страны, иметь возможность проявить себя, не только пользоваться
правами и свободами, но и нести ответственность за свои поступки.
Часть 3. Заключение (5 минут)
Учитель. В завершение нашего занятия предлагаю вам продолжить фразу:
− Я думаю, что Конституция России отражает особый путь развития
нашей страны, так как...
− Из услышанного сегодня мне больше всего запомнилось…