Самообразование
Самообразование
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательные учреждение детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей.
Перспективный план работы по самообразованию
«Формировании элементарных математических представлений посредством дидактических игр».
Воспитатель:
Аханова С. М.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.
Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Тема самообразования:
«ФЭМП посредством дидактических игр».
Цель самообразования по теме:
- Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
- Изучение актуальности использования дидактических игр в обучении дошкольников основам математики.
Задачи:
- Создать оптимальные условия для развития математических способностей детей.
- Воспитать у дошкольников интерес к самому процессу обучения математике
- Сформировать у детей познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать новое
- Изучение и анализ эффективности использования дидактических игр в процессе формирования математических знаний дошкольника.
- Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
- Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).
- Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
- Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.
Игра ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте детей. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается жизненный поток представлений, понятий об окружающем мире
Актуальность данной темы обусловлена тем, что концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является формирование элементарных математических представлений. В связи с этим меня заинтересовала проблема как обеспечить математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям ФГОС ДО
Этапы реализации программы:
I этап - аналитический 01.09.2018 г.-31.05.2019 г.
II этап - диагностический 2019-2021г.
III этап - организационный 2019 г.
IV этап - коррекционно-развивающий 2019-2021г.
V этап - итоговый, диагностический 2021г.
Этапы разработки:
I этап – аналитический
Цель:
Провести анализ ситуации по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики» определить цели и задачи работы с детьми, педагогами и родителями.
II этап - диагностический
Цель: изучить уровень развития по элементарным математическим представлением детей, наметить пути коррекционной поддержки.
III этап - организационный
Цель: разработать план коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий с детьми.
IV этап - коррекционный
Цель: внедрить в образовательный процесс дидактические игры.
V этап- итоговый, диагностический
Цель: обобщить опыт и результат работы по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики.
1. Своевременно повышать квалификацию на педагогических курсах.
2. Наработки материала по теме, изучение различных методик организации образовательной деятельности, выбор наиболее подходящей, составление плана на год, используя изученный материал (сентябрь 2018 – май 2019)
3. Изучение опыта коллег (октябрь-ноябрь).
3.1 Посещение занятий коллег
3.2 Изучение литературы: (Игровые занимательные задачи для дошкольников З. А Михайлова, математика от трёх до семи (Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов), Математика для дошкольников Т. И. Ерофеев).
3.3 Просмотр презентаций по занятиям коллег.
3.4 Изучение опыта изготовления материалов своими руками.
3.5 Посещение мастер классов с использованием палочек Кьюизенера, блоков Дьёныша и использования мнемотехники.
4. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
5. Посещать МО и семинары
6. Изучать литературу по выбранной теме, воспитанию, психологии, педагогике (интернет, библиотеки, методический кабинет) (сентябрь - май)
Литература по теме самообразования:
1. Л.Ф.Тихоморова, А.В.Басов. Развитие логического мышления детей – Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996
2. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов – СПб: Детство-Пресс, 2009
3. З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников – М.: Просвещение, 1987
4. А.А.Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием – М.: Просвещение, 1987
5. С.Бантикова. Геометрические игры //Дошкольное воспитание - 2006 - №1 - с.60-66
6. Л.Н.Литвинов. История дошкольной педагогики – М.: Просвещение, 1989.
7. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И.Логиновой, Т. Г.Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983
8. А.В.Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей 4- 5 лет – М.: ГИЦ, 2005
9. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников – СПб.: ТОО "Акцент", 1997
10. А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991.
11. Л.А.Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка – М.: Просвещение,1988
12. От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
13. Л.С.Метлина. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1984
14. Ф.Н.Блехер. Дидактические игры: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1948.
15. Е.Н.Панова. Дидактические игры – занятия в ДОУ – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2007.
16. М.А.Беженова. Веселая математика – Донецк: Сталкер, 2000.
Интернет-ресурсы:
Материалы из социальных сетей педагогов дошкольного образования.
- Международный русскоязычный социальный образовательный Интернет-проект «Социальная сеть работников дошкольного образования» http://smonews.ru/social-network-preschool-education
- Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад» http://www.ivalex.vistcom.ru/zanatia.htm
- Сайт для педагогов дошкольного образования «Воспитатель» http://vospitatel.com.ua/
- Сеть творческих учителей (Дошкольное воспитание и образование) http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2211&tmpl=com
Практический выход:
1. | Доклад по теме: «Формирование математических способностей у дошкольников. Способы и формы работы» | Выступление на педагогическом совете МДОАУ детского сада «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» | 2020 год |
2. | Подготовка доклада по теме: «Влияние дидактической игры на математическое развитие ребенка» | Выступление на родительском собрании группы | 2019 год Сентябрь - октябрь |
3. | Пополнение картотеки по ФЭМП: - презентаций - картотеки игр | Картотека презентаций по ФЭМП и картотека игр по ФЭМП | 2018, 2021 |
4. | Оформление папок-передвижек: «Математика вокруг нас» «По дороге к математике» «Математика в жизни ребенка» «Математические игры» (фотообзор) | Папки-передвижки | 2019- 2021 |
5. | Оформление сборника консультаций для родителей по темам: - Математика – это интересно - Математика дома - Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр. - Развитие математических способностей у дошкольников. - Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста. - Дидактическая игра в жизни ребенка. - Яркие и интересные игры. | Сборник консультаций для родителей | 2018- 2021 |
7. | Подготовка и проведение занятия по теме: «В гости к зайчику». | Открытое занятие для родителей | 2019 год |
8. | Подготовка и проведение занятия по теме: «Математический КВН» | Открытое занятие для родителей | 2020 год |
9. | Подготовка доклада по теме: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» | Выступление на родительском собрании группы | 2020 год |
10. | Подготовка доклада по теме «Подготовка детей к обучению в школе средствами занимательной математики». | Выступление на родительском собрании группы | 2021 год |
Изучение передового опыта:
Изучение практического опыта работы воспитателей МДОАУ детского сада «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» | 1. Посещение занятий по формированию элементарных математических представлений | 2018-2021, ежегодно по 4 занятия |
2. Посещение внеклассных мероприятий по ФЭМП | 2018-2021, ежегодно по 1 занятию | |
Материалы из социальных сетей педагогов дошкольного образования | Изучение опыта работы воспитателей ДОО по теме самообразования | 2018-2021 |
Ожидаемые результаты:
Развитие у детей:
- Интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
- Образного и логического мышления, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять;
- Произвольного внимания, умения использовать приемы мнемотехники;
- Способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и т. д.;
- Стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Направления работы | Год | Содержание |
Изучение, анализ литературы по теме самообразования. | 2019-2020 | Изучить литературу по данной теме: 1. От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой 2. М.А.Беженова. Веселая математика – Донецк: Сталкер, 2000. 3. Б.Н.Панова. Дидактические игры – занятия в ДОУ – Воронеж: ТЦ "Учитель", 2007. 4. Ф.Н.Блехер. Дидактические игры: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1948. 5. Л.С.Метлина. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1984 6. А Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая. Логика и математика для дошкольников –СПб.: ТОО "Акцент", 1997 7. Л.А.Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка – М.: Просвещение, 1988 8. А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду – М.: Просвещение, 1991. 9. Интернет-ресурсы |
Формирование Портфолио педагога. | 2019-2021 | Обобщение собственной практической деятельности, участие на педагогических семинарах, конкурсах, практикумах. |
Разработать комплекс занятий и игр по теме «ФЭМП посредством дидактических игр» | 2019 год 2018-2021 2019 2020 | - Проведение открытого игрового занятия по математике «Путешествие на паровозике» (для педагогов); - Оформление сборника консультаций для родителей по темам: - Математика – это интересно; - Математика дома; -Развитие представлений о цвете, форме, величине посредством развивающих игр. -Развитие математических способностей у дошкольников. -Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста. -Дидактическая игра в жизни ребенка. -Яркие и интересные игры. Проведение открытого занятия по теме: «В гости к зайчику», (для родителей). «Путешествие на паровозике» (для педагогов) Проведение открытого занятия по теме: «Математический КВН» (для родителей). |
Пополнение предметно-развивающей среды в группе. | 2019-2021 | |
Работа над созданием методических папок. | 2018-2021 | Подбор материала по темам. |
Подбор комплекса диагностических методик | 2018-2021 | по темам: ориентировка в пространстве логическое мышление цифры и числа геометрические фигуры |
Изучение, анализ литературы по теме самообразования. | 2020-2021 | Изучить литературу по данной теме: 1. Л.Ф.Тихоморова, А.В.Басов. Развитие логического мышления детей – Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996 2. З.А.Михайлова, Э.Н.Иоффе. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов – СПб: Детство- Пресс, 2009 3. З.А.Михайлова. Игровые занимательные задачи для дошкольников – М.: Просвещение, 1987 4. А.А.Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием – М.: Просвещение, 1987 5. С.Бантикова. Геометрические игры //Дошкольное воспитание - 2006 - №1 - с.60-66. 6. Л.Н.Литвинов. История дошкольной педагогики – М.: Просвещение, 1989. 7. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И.Логиновой, Т. Г.Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983 8. А.В.Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет – М.: ГИЦ, 2005 9. Интернет-ресурсы |
Обобщение опыта работы | 2021 | - Выступление на педагогическом совете ДОО по теме: «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» |
Оформить в группе «Математический уголок» | 2018 – 2020 | Математический уголок. |
Пополнение картотеки по ФЭМП. | 2019-2021 | Картотека презентаций по ФЭМП; Картотека игр по ФЭМП |
Внедрение в свою практику новых технологий таких как: метод проектов, компьютерные технологии, мультимедиа технологии. | 2019 – 2021 | Разработка и проведения занятий с использование ИКТ. |
Участие в методических объединениях, в жизни детского сада. | 2019 – 2021 | Проведение открытых НОД, мероприятий для воспитателей детского сада. |
Самообобщение опыта. | 2019 – 2021 | По теме «ФЭМП посредством дидактических игр» |
Оформление выставок по математическим играм и упражнениям для дошкольника | 2019 2020 | Оформление папки-передвижки по теме: «Занимательная математика дома в повседневной жизни»; Оформление папки-передвижки по теме: «Математическая игротека». |
Работа с родителями
Мероприятия | Год |
1.Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. | 2018- 2021 |
2. Подготовка и проведение консультации для родителей по темам: «Методика организации и руководство дидактическими играми». «Планирование дидактических игр в воспительно - образовательном процессе». «Роль дидактических игр в детском саду» «Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста» «Значение дидактических игр и занятий для воспитания детей раннего возраста» | 2018-2020 |
3. Совместное оформление папки передвижки: -«Математика вокруг нас» -«По дороге к математике» -«Математика в жизни ребенка» -«Математические игры» (фотообзор) | 2019-2021. |
4. Открытый просмотр НОД для родителей: «В гости к зайчику» | 2019 год |
5. Открытое занятие по теме: «Математический КВН» | 2020 год |
6. Проведение родительских собраний по темам: «Математическое образование в семье» «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» «Подготовка детей к обучению в школе средствами занимательной математики». | 2019 год 2020 год 2021 год |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательные учреждение детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей.
Перспективный план работы по самообразованию
Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Воспитатель:
Аханова С. М.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
Тема: Пальчиковые игры, как средство развития речи детей младшего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Обоснование выбора темы самообразования: пальчиковой гимнастике уделяют внимание во всех возрастных группах детского сада, но особенное значение придают ей в работе с детьми младшего возраста. Это обусловлено психологией детей третьего года жизни. Ведущей деятельностью в этот период является предметная, а мышление — наглядно-предметное. То есть, обследование предметов и манипуляции с ними являются наиболее естественным и отвечающим потребностям ребёнка способом познания мира. Развитие и совершенствование функций руки как главного инструмента познания — цель пальчиковых упражнений в этом возрасте.
Малышу необходимо все потрогать, так он научится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга. Поэтому пальчиковые игры развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Пальчиковые игры - хорошие помощники и в подготовке руки ребенка к письму.
В процессе своей работы в ДОУ я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи? Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к исследованиям современных педагогов: Л. П. Савиной « Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»; Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»; С. О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».
Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я хочу заняться ее изучением через самообразование, выбрав тему «Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста».
Актуальность: игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Пальчиковые и ладонные игры необходимы детям с 3 - 4 лет. Они становятся мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного эмоционального развития. Эти игры растут вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, воспитатель сам играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной: воспитатель лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится вершителем игры, и слова, и движения - все ему подвластно.
Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок 3-4 лет достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи, и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Эти игры очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Следовательно, пальчиковые игры являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.
Цель: Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развития речи и мелкой моторики у дошкольников посредством пальчиковых игр.
Для реализации поставленной цели выделила ряд основных задач:
- Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
- Разработать и подобрать пальчиковые и дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.
- Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста
Ожидаемые результаты для педагога:
Ожидаемый результат:
- Обогащение опыта по проблемной тематике
- Во влечение родителей в развитие детей
- Пополнение методической копилки
Ожидаемые результаты в развитии детей:
- Развитие мелкой моторики. Для этого используют упражнения, в которых детворе необходимо совершать движения пальчиками, изображая действия или героев стишка, потешки.
- Совершенствование тактильной чувствительности (игры с твёрдыми, сыпучими, жидкими материалами, «хождение» пальчиками по гладкой и шершавой поверхности, исследование тканей, дерева, меха, природного материала).
- Формирование начальной скоординированности движений обеих рук. Этому способствуют катание небольшого предмета (мячика, каштана, грецкого ореха) между ладонями, перекладывание предмета из руки в руку, потирание и поглаживание ладошки ладошкой, постукивание кулачка о кулачок, хлопки.
- Развитие мыслительных функций, памяти, внимания, любознательности.
- Развитие речи, обогащение и активизация словаря, стимуляция заучивания коротких текстов наизусть (потешек, прибауток).
- Развитие эмоциональной отзывчивости, коммуникабельности.
Были намечены этапы самообразования:
- 1 этап –– теоретический. Изучение научной литературы по теме. Составление краткого анализа изученной литературы.
- 2 этап –практический. Составление картотек игр для детей разного возраста. Знакомство родителей и педагогов с данной проблемой. Апробация подобранного материала.
- 3 этап –– реализация или рефлексия темы. На данном этапе применяется и углубляется изученное. В процесс активно вовлекается родительская общественность.
Объекты в работе по самообразованию:
- - Дети 3 - 4 лет;
- - Семьи детей, посещающих детский сад;
- - Педагогический персонал детского сада.
Формы организации деятельности с детьми:
- - групповая;
- - подгрупповая;
- - индивидуальная.
Формы работы с родителями:
- - сотрудничество через консультации,
- - родительское собрание,
- - беседы,
- - совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
Методические рекомендации:
Пальчиковую гимнастику в младшей группе проводят в виде пальчиковой игры, обыгрывания сказки или потешки, поскольку обычная гимнастика, состоящая из упражнений для пальцев и ладоней, малышам ещё неинтересна и непонятна. Для детей второго года жизни наиболее подходят такой вид игр, как имитация, в которой они подражают животным, персонажам сказок и их действиям. Например: «Колобок покатился по тропинке, весёлые человечки бегут по тропинке, зайчик скачет, птичка летит». Также популярны игры-манипуляции с выполнением определённых действий. В них используют специально подготовленные пособия (шнуровки, прищепки, крышечки) с полями, на которые их прикрепляют. К манипуляциям относятся игры с небольшими предметами, такими как мячики, каштаны, а также закапывание и поиск предметов в контейнерах с сыпучими материалами, например, песком или крупой.
Существует ряд игр-манипуляций без предметов, в которых ребёнку необходимо выполнять действия только с пальчиками, ориентируясь на текст, произносимый педагогом: «Этот пальчик — дедушка», «Пальчики пошли гулять».
Со второй половины года может вводиться пальчиковый театр, обыгрывание небольшого произведения или фрагмента любимой сказки с помощью пальчиковых кукол, мелкой атрибутики. И пусть дети ещё не могут, как следует владеть куклами, произносить слова ролей, но рассматривание кукол театра, выполнение простых действий с ними станет первой ступенью к овладению искусством драматизации. Обязательными на всех этапах являются применение наглядных пособий (лучше предметов, игрушек, кукол-рукавичек), художественного слова, фольклора. Непременным условием является эмоциональная, правильная речь воспитателя. Без поощрения, похвалы, поддержки занятия с младшими дошкольниками невозможны. Даже самые маленькие дети должны почувствовать себя в «ситуации успеха». Это даст стимул, желание снова заниматься интересной деятельностью.
Методы:
- разучивание пальчиковых игр;
- использование атрибутов к пальчиковым играм;
- применение пальчиковых игр в познавательной, художественно – речевой, музыкально – театрализованной, оздоровительной, продуктивной, игровой деятельности, во время прогулок и досуга.
Этапы разучивания игр
- Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
- Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и рукой ребёнка.
- Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
- Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
- Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Приёмы, используемые при проведении пальчиковых игр:
Во многом выбор приёмов зависит от того, на каком этапе находится работа воспитателя группы над пальчиковой игрой в течение учебного года. Условно её можно разделить на три этапа:
Ознакомительный (сентябрь-ноябрь). Задача воспитателя на этом этапе: вызвать у детей интерес к пальчиковым играм и желание в них участвовать, обучить простейшим движениям пальцев и ладоней.
Основной приём на этом этапе — непосредственный показ, когда воспитатель берёт руку ребёнка в свою и руководит действиями его пальчиков.
На втором этапе (декабрь-февраль) детям дают больше самостоятельности, они выполняют игровые действия, а педагог произносит текст потешки, стихотворения или сказки. Непосредственный показ нужен уже не всем малышам, поэтому вводят приёмы объяснения, напоминания, показа по образцу.
Третий этап (март-май) предполагает проявление активности и самостоятельности воспитанников: они не только выполняют сами движения, но и частично приговаривают текст игры. На третьем этапе важно поддержать стремление ребёнка к творчеству, импровизации. Для этого удачными приёмами будут вопросы к ребёнку, изменение и творческое разворачивание сюжета сказки, потешки, используемой во время игры: «Сорока-ворона много кашки наварила, всех накормила, потому что все пальчики наши работящие, молодцы! (поглаживание пальчиков). Колобок по дорожке катился-катился, да Олечке за спинку спрятался. Где Колобок? Не видно его, не съест Колобка лисичка (ребёнок прячет мячик или игрушку за спину)». Такие творческие приёмы, помимо повышения интереса к игре, создают предпосылки для формирования креативного и нестандартного мышления, что очень поможет ребёнку в дальнейшем.
Перспективный план по самообразованию на 2022- 2023
учебный год.
№ | Название мероприятия | Сроки | Результат |
Теоретический этап | |||
1. | Подбор методической литературы для изучения | ноябрь | Подобрать методическую литературу для изучения. |
2. | Познакомиться с интернет ресурсами; изучение методической литературы; изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» и т.д. | ноябрь – май | Изучение методической литературы по теме: - Н. А. Ильина «Играем в памперсах» (с рождения); - Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» (1-3 г.) .изд. «Мозайка – синтез». - Черенкова Е.Ф. «Развивающие игры с пальчиками» |
3 | Анализ изученной литературы | В течение года | Ведение тетради самообразования с конспектами |
Практический этап | |||
3. | Сбор материала для педагогической копилки. | В течение года | Папка –копилка, сайт воспитателя. 2.Шаблоны для рисования пальчиками 3.Шаблоны для лепки пальчиками 4.Пальчиковые шаги 5.Пальчиковый театр 6.Сценарии для пальчикового театра 7.Картотека пальчиковых игр на основе сказок |
4. | Работа с детьми: совместная и самостоятельная деятельность детей в группе. | ноябрь – Май | 1.Проведение диагностики речи детей 2. Проведение пальчиковых игр в соответствии с перспективным планом 3. Настольные игры: «Пальчиковый твистер», «Игры с прищепками», «Божьи коровки» 4.Использование песен для пальчиковых гимнастик с видео сопровождением (приложение 1) 5. Использование видео с потешками (приложение 2) |
5. | Работа с родителями: 1.Познакомить индивидуально родителей с проблемами развития речи группы (по результатам диагностики) 2. Привлечение родителей к благоустройству и оформлению группы 3.Повысить педагогическую грамотность родителей по данной проблеме, через консультации, род.собрание. | ноябрь – Май | 1.Оформление речевого уголка 2. Конкурс «Фетровые мастерицы» цель: изготовление пальчиковых игр, театра из фетра 3.Консультации: «Играем с пальчиками – развиваем речь» «Пальчиковые игры с детьми раннего возраста» «Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста» 4. Конспект родительского собрания «Наши пальчики играли» в группе раннего возраста 5. семинар – практикума для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей раннего возраста» 6. Предложить родителям канал на ютубе, где автор очень подробно рассказывает о раннем развитии, в том числе и о пальчиковых играх https://www.youtube.com/watch?v=TZmzJAANgng&t=8s (Преподаватель международной академии содружества педагогов и психологов раннего развития ребенка Бузук Елена Александровна) |
Рефлексия | |||
7. | Самореализация: посещение занятий у воспитателей своего детского сада и района; посещение педсоветов, семинаров, конференций. Самоанализ и самооценка занятия в своей группе; проведение открытых мероприятий. Публикация в журнале по обобщению опыта | ноябрь – Май. | 1.Мастер-класс для педагогов по теме: «Пальчиковая игра, как средство развития детей раннего возраста» 2.Отчёт по теме самообразования. 3.Обобщение результатов на заседании педагогического совета в ДО (май) «Пальчиковые игры – основа развития речи детей раннего возраста» (из опыта работы) 4. Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста» 5.В течение года прослушать вебинары по развитию речи: 1) Вебинар: «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста. Практический аспект» https://www.youtube.com/watch?v=NPxQYBekUFg 2) Вебинар "Речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста" https://www.youtube.com/watch?v=ok3l5bJftx0 3) ЛУЧШИЕ КНИГИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ https://www.youtube.com/watch?v=g8MrSmSYBcg&t=951s 4) «Развитие речи дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» https://www.youtube.com/watch?v=smnrsaip0_k 5) "Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста» https://www.youtube.com/watch?v=lo08WcxIPnU 6) Речевое развитие детей. Вебинар -консультация https://www.youtube.com/watch?v=c5CtdDfAjaA |
Выводы по теме самообразования:
Выполняя пальчиками различные упражнения, дети младшей группы «Ладушки» достигли хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Приложение 1
Папа пальчик, Папа пальчик, где же ты? Вот и я, вот и я, ла - ла - ла. Как дела? Папа пальчик, Папа пальчик, где же ты? Вот и я, вот и я, ла - ла - ла. Как дела? | |
«Этот пальчик», «Две лягушки», «Дятел» | |
«Снежок», «Поросята», «Пирожки» | |
«У Окошка» | |
Работа для пальчиков «Тесто» | |
«Обезьянки» | |
«Вышла курочка гулять» | https://www.youtube.com/watch?v=_7OBHJCjV4Y&list=PLuuOW-CkwEiHjBvX0Y9u8PS0LFDAKiphs |
«Пальчик, где твой домик?» | |
ЭТОТ ПАЛЬЧИК | |
ПАЛЬЧИКИ | |
Папа-пальчик, папа-пальчик. Где ты, где? Вот и я, вот и я! Здравствуйте! Мама-пальчик, мама-пальчик | |
ЦВЕТОК |
Приложение 2
ПОТЕШКИ
https://www.youtube.com/watch?v=bR5y_iLLdys
https://www.youtube.com/watch?v=IcDfDQ4GRFk
https://www.youtube.com/watch?v=18P_YzVNtXM
https://www.youtube.com/watch?v=TnyH_4LFSEI
https://www.youtube.com/watch?v=jhZyED0VdTI
https://www.youtube.com/watch?v=_5MO6yFBJPQ
https://www.youtube.com/watch?v=TS3NcV-P-YM
https://www.youtube.com/watch?v=d__JNrtGlrw
https://www.youtube.com/watch?v=pNcOMTzTqT4
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию детей
План самообразования
Тема: «Использование Су Джок терапии в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Аханова С. М.
Цель: развитие речи детей - дошкольников с помощью использования Су
Джок терапии
Задачи:
- Сформировать в сознании ребёнка значение профилактико - оздоровительной системы Су -Джок для укрепления своего здоровья.
- Содействовать снижению двигательной и эмоциональной
расторможенности, нормализовать тонус мышц.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, речевые способности, память,
внимание.
- Научится способам и приёмам проведения пальчиковой гимнастики
при помощи СуД-жок терапии.
Период | Работа с детьми | Работа с родителями |
сентябрь | Просмотр учебного видеоролика «Польза шариков Су Джок для детей». Разучивание игровых упражнений «Дружно с шариком играем и из рук не выпускаем» в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми в ходе режимных моментов. | Оформление сборника материалов для родителей по «Су Джок». |
октябрь | Использование игровых речевых упражнений «Дружно с шариком играем и из рук не выпускаем», в ООД, как физкультминутки. Компьютерная презентация: Сказка «Ежик на прогулке» Разучивание игрового упражнения «Ежик» в подгрупповой и индивидуальной работе с детьми в ходе режимных моментов. | Индивидуальные консультации по применению Су Джок терапии в домашних условиях. |
ноябрь | Массаж пальцев эластичным кольцом для стимуляции работы внутренних органов – разучивание игровых речевых упражнений «Фрукты», «Поздняя осень». «Волшебные кольца» | Привлечь родителей к совместному участию с детьми в утренней зарядке с использованием шариков Су Джок. |
декабрь | Повторение выученных ранее речевых игровых упражнений в ООД, как физкультминутки. Разучивание и пропевание пальчиковых гимнастик «Ёж», «Мы кружок нарисовали с шариком Су Джок под музыку». | Рекомендации по использованию музыкальных произведений в массаже шариком Су Джок в домашних условиях. |
январь | Использование пальчиковой гимнастики «Мы кружок нарисовали в ООД по художественно-эстетическому развитию». Массаж ступней ног мячиком Су Джок в бодрящей гимнастике под музыку «Рисуем ножкой», «Катаем мяч». | Памятка «Комплекс игровых упражнений для массажа ступней ног массажными шариками». |
февраль | Использование шариков и мячиков Су Джок в течение режимных моментов «Дня Здоровья» (утренняя и бодрящая гимнастика, самостоятельная деятельность детей). Разучивание пальчиковой гимнастики с шариками Су Джок под музыку «Разминка». | Индивидуальные рекомендации по проведению игровых занятий с шариками и мячиками Су Джок дома. |
март | Повторение ранее выученных игровых упражнений и пальчиковых игр для индивидуальной работы с детьми. Разучивание игрового упражнения «Мамочке подарок». | Индивидуальные рекомендации по проведению игровых занятий с шариками и мячиками Су Джок дома. |
апрель | Повторение ранее выученных игровых упражнений и пальчиковых игр для индивидуальной работы с детьми. Оформление фотоальбома «Как я играю шариком Су Джок дома». Разучивание игрового упражнения «Мы колечки надеваем, «Пальцы наши укрепляем». | Привлечь родителей к изготовлению фотоальбома «Как я играю шариком Су Джок дома». |
май | Итоговая диагностика. Повторение ранее выученных игровых упражнений и пальчиковых игр для индивидуальной работы с детьми. | Пополнение фотоальбома «Как я играю шариком Су Джок дома и в детском саду». |
Приёмы Су – Джок терапии:
Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.
И следующий прием это: Массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей поражённой части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру можно повторять несколько раз в день.
С помощью шаров – «ёжиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающе воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.
Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений: шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики. Эту работу рекомендуется проводить перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.
Массаж стоп. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами и т.д.
В логопедических целях су - джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, лепкой, рисованием активизирует развитие речи детей.
Все перечисленные приемы рекомендуются к использованию логопедам, педагогам д/сада и родителям для использования в домашних условиях.
Формы работы с детьми при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука), развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации.
1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш/
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
4. Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий
Упражнение «Один-много». Воспитатель катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе.
Аналогично проводятся упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот»
5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
6. Использование шариков при выполнении гимнастики
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.
1 - руки развести в стороны;
2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;
3 - руки развести в стороны;
4 - опустить руки.
7. Использование шариков для звукового анализа слов
Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
8. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов
На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
9. Использование шариков для слогового анализа слов
Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
10. Компьютерная презентация: Сказка «Ежик на прогулке»
СКАЗКА «Ежик на прогулке»
Жил да был ежик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).
Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.
Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками).
Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).
Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).
Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).
Упражнения с шариком массажером Су – Джок:
1. Берём 2 массажных шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
2. На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/
Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/
И катались по траве, /катать вперед – назад/
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/
Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/
Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/
3. Шла медведица спросонок, /шагать шариком по руке/
А за нею – медвежонок. /шагать тихо шариком по руке/
А потом пришли детишки, /шагать шариком по руке/
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать /нажимать шариком на каждый палец/
И в тетрадочках писать.
Пальчиковые игры с кольцом Су-Джок
Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
- Мальчик-пальчик, Где ты был? (надеваем кольцо Су Джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо Су Джок на указательный палец)
-С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо Су Джок на средний палец)
-С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо Су Джок на безымянный палец)
-С этим братцем песни пел (надеваем кольцо Су Джок на указательный палец).
Пальчиковая игра «Ёжик»
Описание: Каждому ребенку дается Су-джок шарик. Достаем пружинки и одеваем поочередно на каждый пальчик.
Этот ежик хочет спать,
Этот ежик — прыг в кровать,
Этот ежик прикорнул.
Этот уж давно уснул.
Этот хоть еще не спит,
Но тихонечко лежит.
Тише, тише, не шумите,
Ежиков не разбудите
Вот помощники мои
Вот помощники мои. (показать пальцы)
Их, как хочешь поверни.
По дорожке белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки. (шариком провести по руке, до локтя)
Чок, чок, чок,
Чок, чок, чок –
Скачет резвый табунок. (повторить с другой рукой)
На лужок
На лужок пришли зайчата ,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот. (поочередно надеваем кольцо на каждый палец)
На зеленый ты лужок
Приходи и ты, дружок! (катаем шарик по ладошке)
Капуста
Мы капусту рубим, рубим, (ребром ладони стучим по шарику)
Мы капусту солим, солим, (подушечками пальцев трогаем шарик)
Мы капусту трем, трем (потираем ладошками о шарик)
Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем шарик в кулачке)
Рыбки
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде, (перекидывать шарик из руки в руку)
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке, (сжимать, разжимать шарик в кулачке)
Игрушки
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино,
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок. (поочередно катаем шарик Су Джок к каждому пальчику, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять.
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать
Вот все пальчики мои
Вот все пальчики мои
Их, как хочешь, поверниИ вот этак, и вот так,
Не обидятся никак.
Раз, два, три, четыре, пять,
Не сидится им опять. Постучали, (постучать пальцами о шарик)
Повертели (повертели шарик на ладошке)
И работать захотели.
Дали ручкам отдохнуть, А теперь обратно в путь.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность: игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Цель: формирование у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр. Задачи: Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры.
Этапы самообразования: 1 этап –– теоретический. Изучение научной литературы по теме. Составление краткого анализа изученной литературы. 2 этап –практический. Составление картотек игр для детей разного возраста. 3 этап –– реализация или рефлексия темы. На данном этапе применяется и углубляется изученное.
Формы организации деятельности с детьми: Г рупповая; П одгрупповая; И ндивидуальная. Формы работы с родителями: С отрудничество через консультации, Беседы.