ИОМ для детей ОВЗ
ИОМ ЗПР для старшей группы
ИОМ ТНР для старшей группы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
На заседании ППк Директор МДОАУ
протокол № 1 д/с «Золотой ключик»
«02» сентября 2024 г ______________Г.В. Юркова
СОГЛАСОВАНО:
с родителями (законными представителями)
ребенка ____________/____________________/
Индивидуальный образовательный маршрут
для ребёнка, посещающего группу комбинированной направленности
от 5 до 6 лет «Солнышко»
как часть адаптированной образовательной программы для
обучающихся с задержкой психического развития
Срок реализации 2024-2025 учебный год
Выполнила:
Аханова С. М.
Пыть-Ях
2024 г
- Общие сведения о ребёнке
Ф.И.О. ребёнка | |
Дата рождения | |
Группа/Воспитатели | Группа комбинированной направленности от 5 до 6 лет «Капитошка». Аханова С. М. , Хайрова Т.В. |
Ф.И.О. родителей (законных представителей) | |
Характеристика ребёнка | Характер игровой деятельности: требования воспитателей не понимает и не выполняет; к играм не проявляет интереса (выполнять простые постройки, отсутствуют навыки рисования и лепки). Поведение в группе и общение со взрослыми: ребенок со взрослыми и детьми не контактирует, на занятиях неусидчив, не проявляет интерес к совместным играм с детьми и педагогом, но проявляет интерес к книгам. Игры носят спонтанный характер нет никакой взаимосвязи с объектами игры. Работоспособность: на занятиях не работает, помощь взрослого не принимает, на обращенную речь не реагирует. В силу того, что ребенок не понимает обращенную речь, испытывает затруднения, способен сосредотачиваться на одном объекте не более 3 минут, при условии привлекательности данного объекта (яркость, шумовые сигналы, движение) и контроля со стороны взрослого. Объём внимания низкий. Стойкое нарушение познавательной деятельности: вялость мыслительной деятельности. Не обобщает, не устанавливает аналогий, не сравнивает, не рассуждает. Активность наблюдается только при условии непрерывного стимулирования и контроля со стороны педагога. Вербализация отсутствует, иногда произносит звуки, не относящиеся к деятельности. Понятия о форме, цвете, величине, пространственно-временные представления сформированы частично. Память: ниже возрастной нормы, преимущественно механическая, связанная с манипуляцией с предметом (способен запомнить способ действия с предметом и повторить). Оценить уровень развития зрительной и слуховой памяти не представляется возможным (отсутствует речь). У ребенка отсутствует пассивная и активная речь, испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками, редко реагирует на обращенную речь. Социально-бытовые навыки: культурно-гигиенические навыки развиты частично в соответствии с возрастом (не умеет пользоваться салфеткой или полотенцем, туалетными принадлежностями, частично самостоятельно одеваться, раздеваться; в туалет не просится, ребенок ходит на горшок, может держать кружку, ложку, самостоятельно принимает пищу под наблюдением взрослого, без наблюдения может начать есть руками. Состояние общей и мелкой моторики: ребенок ходит самостоятельно, частично владеет карандашом, кисточкой. Эмоциональное состояние в различных ситуациях: эмоциональное состояние не всегда устойчивое. Проявляются перепады настроения. Индивидуальные особенности ребенка Ребёнок частично спокойный, играми и игрушками интересуется, играет индивидуально, рассматривает своё отражение в зеркале, выбирает наблюдательную позицию, с детьми и взрослыми контакт не поддерживает. |
Протокол ТПМПК | |
Рекомендации ТПМПК | Обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей со сложными дефектами. Занятия учителя-логопеда: коррекция и развитие всех компонентов речи Занятия педагога – психолога: формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоционально-волевой сферы, пространственных представлений, игровой деятельности. Занятия учителя-дефектолога: формирование и развитие предметно-практической и конструктивной деятельности, сенсорных эталонов, элементарных математических представлений, познавательной сферы, развитие крупной и мелкой моторики, пространственных ориентировок. |
- Информация о специалистах, задействованных в разработке и реализации ИОМ воспитанника
Сопровождение ребёнка осуществляют следующие специалисты:
Воспитатель: Аханова Солтанат Маликовна
Воспитатель: Хайрова Татьяна Васильевна
Учитель-логопед: Шастова Жанна Валерьевна
Педагог-психолог: Сугундукова Евгения Сергеевна
Учитель-дефектолог: Шастова Жанна Валерьевна
Тьютор: Дмитренко Анна Руслановна
Специалист сопровождения | Количество занятий | Продолжительность | Форма организации |
Педагог-психолог | 2 раза в неделю | 25 минут | индивидуальная |
Учитель-логопед | 2 раза в неделю | 25 минут | индивидуальная |
Учитель-дефектолог: | 1 раз в неделю | 20 минут | индивидуальная |
Воспитатель | по сетке занятий | 10 минут | индивидуальная |
- Карта показателей индивидуального развития ребенка
Показатели развития | Диагностика | Оценка динамики индивидуального развития | ||
Входящая | Промежуточ ная | Итоговая | ||
Речевое развитие | 1 | |||
Психическое развитие | 2 | |||
Навыки самообслуживания | 2 | |||
Навыки коммуникации | 1 |
0 - отсутствие навыков и умений
1 – низкий уровень (выполнение и понимание предлагаемого материала затруднено, запас знаний и умений значительно ниже возрастной нормы)
2 - ниже удовлетворительного (выполнение и понимание предлагаемого материала со значительной помощью взрослого, запас знаний и умений ниже возрастной нормы)
3 – удовлетворительный (развитие незначительно ниже возрастной нормы)
4 – высокий (соответствие возрастной норме)
Динамика: при оценке 0-1 – отсутствует, при оценке 2 – незначительная, при оценке 3-4 – положительная.
- Содержание ИОМ
Организация работы учителя-логопеда по решению коррекционно-развивающих задач
Характеристика затруднений ребенка | Основные направления лого-коррекционной работы | Содержание работы в семье | Содержание работы по закреплению материала в группе | Специальные условия | Планируемые результаты |
Не вступает в контакт, понимание речи, минимальное, не выполняет ни одного действия по инструкции. | - Развивать активную подражательную речевую деятельность; - Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата; - проговаривание слов, доступных по слоговому классу с опорой на зрительные ориентиры; - самомассаж карандашами, палочками, шишками; - речь с движением. | Рекомендации по использованию различных дидактических игр. Рекомандации по развитию речи. | Задания на развитие понимания речи. Создавать условия для развития представлений об окружающем мире. | В соответсвии с программой | - Пополнять и активизировать словарь; - научить по инструкции у знавать и показывать предметы и игрушки; - учить различать на слух обращения; - учить запоминать и выбирать предметы из ряда; - учить определять недостающую игрушку. |
Организация работы педагога-психолога по решению коррекционно-развивающих задач
Характеристика затруднений ребенка | Основные направления коррекционно-развивающей работы | Консультации для родителей | Консультации для воспитателей | Специальные условия | Планируемые результаты |
Не вступает в контакт. Характер совершаемых перцептивных действий хаотичный. Восприятие фрагментарное. Развитие мыслительных операций не соответствует возрасту. Эмоционально лабилен, поддается частой смене настроения, плаксивый. Требуется помощь и контроль со стороны взрослого. На замечания реагирует криком, негативными проявлениями: отворачивается, плачет. | Формирование, коррекция и развитие элементарных коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоционально-волевой сферы, элементарных пространственных представлений, элементов игровой деятельности. | «Особенности организации режима дня и отдыха ребенка». «Индивидуальные особенности ребенка и их влияние на работоспособность и темп деятельности». | «Особенности взаимодействия с ребенком с ОВЗ». «Эффективные способы взаимодействия с гиперактивным ребенком». | В соответствии с программой. | Сформированы мотивационные механизмы психологического развития. Сформированы элементарные коммуникативные навыки. Сформированы базовые составляющие мыслительных процессов. |
Организация работы учителя-дефектолога по решению коррекционно-развивающих задач
Характеристика затруднений ребенка | Основные направления коррекционной работы | Содержание работы в семье | Содержание работы по закреплению материала в группе | Специальные условия | Планируемые результаты |
Эмоционально не устойчив, наблюдается нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, раздражительность. | Развитие предметных представлений, предметности восприятия. Развитие моторной координации. | Рекомендации по развитию моторики пальцев, совершенствовании динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук, массаж, пальчиковая гимнастика. | Игры со шнуровкой, мелким конструктором, пальчиковая гимнастика с речевым текстом. | В соответствии с программой | Развитие способности к концентрации и распределению внимания; - развитие смысловой памяти. |
Организация работы воспитателя по решению коррекционно-развивающих задач
Характеристика затруднений ребенка | Педагогические задачи | Содержание коррекционно-развивающих занятий | Специальные средства, методы, методические приемы | Специальные условия | Планируемые результаты | |
Социально-коммуникативное развитие Незрелость эмоционально-волевой сферы: (плаксивость, быстрая утомляемость при выполнении заданий). Снижен интерес к игре. Малообщителен, не умеет договариваться и самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками. | 1)развивать саморегуляцию собственных действий;
| -приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений с другими детьми и педагогическим работником: поддерживать доброжелательное отношение обучающихся друг к другу и положительное взаимодействие обучающихся друг с другом в разных видах деятельности; -формировать опыт поведения в среде сверстников, способствовать накоплению опыта доброжелательного взаимоотношения в группе; -способствовать формированию личности ребёнка, развивать у ребёнка уверенность в том , что его, как и всех детей, любят, о нём заботится; -формировать навык первичных проявлений самостоятельности (попытки собрать пирамидку, сделать куличик), целенаправленности и саморегуляции собственных действий; -формировать умение спокойно вести себя в группе и на улице; -формировать интерес и способность к самостоятельным действиям с бытовыми предметами-орудиями (ложка, вилка, нож, совок, лопатка), к самообслуживанию и элементарному бытовому труду (в помещении и на улице); -поощрять инициативу и самостоятельность обучающихся в организации труда под руководством педагогического работника; -развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; | -совместные игры на развитие эмоционально- волевой сферы; - дидактические игры на развитие усидчивости; - игры на формирование представлений о себе, о своих чувствах и эмоциях. | Индивидуальный подход во время образовательного процесса. Наличие речевого уголка, зона отдыха, зона для досуговой деятельности. | Регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, в процессе игры соблюдает отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки (сдерживает агрессивные реакции); -выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми. | |
Познавательное развитие Не выделяет существенные признаки предметов, затрудняется при сравнении. Не владеет счетом, не знает, формы. |
представлений; - на развитие представлений о предметах и объектах окружающей действительности;
| -формировать навык по обогащению непосредственного чувственного опыта в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия, помогать обследовать предметы, выделять их цвет, величину, форму; -побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить его и т.д.); -знакомить с дидактическими играми (пирамидками, башенками, геометрической мозаикой, разрезными картинками, складные кубики); -развивать аналитические способности (умение сравнивать предметы), цвет, форма, размер, различать количество (один-много, большой-маленький, знакомить с геометрическими фигурами, цветом; -развитие мелкой моторики рук (мелкие игрушки); -развитие тактильных ощущений (тёплый- холодный, лёгкий, тяжёлый); -знакомить с природой с природными явлениями, формировать элементарные экологические представления; -способствовать реализации потребности ребёнка в овладении действиями с предметом, овладению способами обследования предметов; -создавать условия для формирования интереса к природе и природным явлениям. -знакомить с животными; -формировать элементарные представления о себе. | -игры для формирования зрительных и слуховых ощущений (металлофон, барабан, колокольчик). - развитие мелкой моторики рук связано с развитием мозга; -развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции, слогов и речевых реакций: - самомассаж пальцев и кистей; -перекатывание карандаша, массажного шарика между ладонями; - открывание и закручивание разноцветных крышек; - игры с бусами. | Индивидуальный подход во время образовательного процесса. Наличие речевого уголка, зона отдыха, зона для досуговой деятельности. | -моделирует целостный образ предмета из отдельных фрагментов (конструкторские наборы, сборно- разборные игрушки, разрезные картинки); - осуществляет элементарные счетные действия с множествами предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия. | |
Речевое развитие Связная речь неразвита требует дальнейшего развития | - развивать подражание речевым звукам; - уточнять и расширять пассивный словарный запас, формировать умение показывать членов своей семьи-упражнение «Покажи, где мама?» (по сюжетным картинкам). -формировать внимание к неречевым звукам, развивать слуховое восприятие- «Где гремит?» - формировать умение выполнять простые действия типа: покажи яблоко, возьми яблоко, положи яблоко. - преодолевать речевой негативизм, вызывать желание говорить. -развивать плавный выдох, активизировать губные мышцы- дыхательные упражнения. | -развитие всех компонентов устной речи. Знакомить с книжной культурой, воспитывать интерес и любовь к чтению, развивать желание слушать произведения. -способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания. -развивать моторику речи двигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков; -читать художественные произведения, предусмотренные программой, приучать слушать народные песни, сказки, авторские произведения. | -устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, включая его в совместную деятельность с детьми и взрослыми; - игры и игровые упражнения для развития звуковой культуры речи. | Индивидуальный подход во время образовательного процесса. Наличие речевого уголка, зона отдыха, зона для досуговой деятельности. | -развитие речевого общения с педагогическим работником и детьми; - | |
Художественно-эстетическое развитие Состояние продуктивной деятельности: не сформированы навыки лепки, рисования, конструирования не развиты | -развивать сенсомоторную координацию как основы для формирования изобразительных навыков; -развивать разные виды изобразительной и конструктивной деятельности; -развивать музыкально-ритмические способности как основы музыкальной деятельности; -воспитывать слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку. | -развивать эстетические чувства, художественное восприятие, воображение, художественно – творческих способностей. -развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика; -развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; -знакомить с различным видом конструктора, развивать интерес к конструктивной деятельности, конструированию; -развитие музыкальных способностей, музыкального слуха, музыкальной памяти. -знакомить с народными игрушками; -знакомить с произведениями народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички); -развивать эстетическое восприятие окружающего мира, вызывать чувство радости; -вызывать интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками; -обращать внимание на то, что карандаш, кисть, фломастер оставляет след на бумаге. -формировать умение держать карандаш и кисть, тремя пальцами выше отточенного конца, и железного наконечника; -вызывать интерес к лепке, пластилином, песком. | -устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, включая его в совместную деятельность в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.) | Индивидуальный подход во время образовательного процесса. | Самостоятельно или с помощью взрослого лепить, рисовать, конструировать несложные задания. | |
Физическое развитие Физически не сформирован, не реагирует на сигналы. | 1)Развивать все основные движения. 2)Учится реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним. 3)Выполняет по образцу взрослого простейшие, физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией. | -формировать начальные представления о здоровом образе жизни, формирование полезных привычек; -воспитание культурно гигиенических навыков; -обеспечение гармоничного физического развития, создания условия для совершенствования умений и навыков в основных видах движений, формирование правильной осанки, потребности в двигательной деятельности; -расширять опыт ориентировки в частях собственного тела; -формировать навык в мытье рук, пользовании полотенцем; -формировать умение сохранять устойчивое положение тела; формировать умение ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать); -развивать интерес играть вместе с воспитателем и сверстниками; -совершенствовать основные движения ходьба, бег; -стремится принимать активное участие в подвижных играх с правилами; -осваивает координированные движения рук при выполнении простых действий. | Совместные игры на развитие физической культуры. | Индивидуальный подход во время образовательного процесса. | Выполняет сам простейшие физические упражнения по показу. |
Примечание:
⃰ Образовательная деятельность осуществляется по адаптированной образовательной программе дошкольного образования
*В индивидуальном образовательном маршруте обозначены только те образовательные области, освоение которых ребенком, по результатам диагностики, требует более пристального внимания педагога.
- Взаимодействие с семьей
№ | Содержание деятельности | Срок | Ответственный |
1 | Индивидуальные консультации | В течении учебного года | Воспитатели |
2 | Индивидуальные беседы | По запросу | Воспитатели |
3 | Родительское собрание | Начало и конец учебного года | Воспитатели |
4 | Оформление папок передвижек и стендов | В течении учебного года | Воспитатели |
5 | Совместные праздники и развлечения | В течении учебного года | Воспитатели |
6 | Выставка совместных работ | В течении учебного года | Воспитатели |
7 | Посещение семей | В течении учебного года | Воспитатели |
8 | Участие в работе Клуба для родителей детей с ОВЗ | В течении учебного года | Педагог-психолог Учитель-логопед |
Работа с родителями
Консультации на тему: «Развивающие дидактические игры»;
«Формирование у ребёнка уверенности в себе»;
«Пять подсказок для развития внимания у детей»;
«Об особенностях детской памяти».
- Ожидаемые результаты
Результаты, которые специалисты намереваются получить при оказании психолого-педагогической помощи, планируются индивидуально, в зависимости от вида и сложности проблем у ребенка. В первую очередь это достижение позитивной динамики (в поведении, в эмоциональной сфере, в общении и в освоении образовательной программы).
1. Социально-коммуникативное развитие: ребенок адаптируется в условиях группы. Взаимодействует с педагогическим работником в быту и в различных видах деятельности. Стремится к общению с другими детьми в быту и в игре под руководством родителей (законных представителей), педагогического работника. Эмоциональные контакты с педагогическим работником и другими детьми становятся более устойчивыми. Сам вступает в общение, использует вербальные средства. В игре соблюдает элементарные правила, осуществляет перенос сформированных ранее игровых действий в самостоятельные игры, выполняет ролевые действия, носящие условный характер, участвует в разыгрывании сюжета цепочки действий, способен к созданию элементарного замысла игры, активно включается, если воображаемую ситуацию создают родители (законные представители), педагогические работники. Замечает несоответствие поведения других обучающихся требованиям педагогического работника. Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека. Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы, стремится поддерживать опрятность во внешнем виде с незначительной помощью педагогического работника. Использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, действует с ними с незначительной помощью педагогического работника.
2. Речевое развитие: ребенок понимает и выполняет словесную инструкцию педагогического работника из нескольких звеньев. Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и обучающихся по голосу, дифференцирует шумы. Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы). Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы. Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок. Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Отвечает на вопросы после прочтения сказки или просмотра мультфильма с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами. Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность. Повторяет двустишья и простые потешки. Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.
3. Познавательное развитие: ребенок может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение 5-10 минут. Показывает по словесной инструкции и может назвать до пяти основных цветов и две-три плоскостных геометрических фигуры, а также шар и куб (шарик, кубик), некоторые детали конструктора. Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выбирает из трех предметов разной величины "самый большой" ("самый маленький"), выстраивает сериационный ряд, строит матрешек по росту. На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Усваивает элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах, складывается первичная картина мира. Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).
Различает понятия "много", "один", "по одному", "ни одного", устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы. Учится считать до 5 (на основе наглядности), называет итоговое число, осваивает порядковый счет.
Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку, направления пространства "от себя", понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над. Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер.
4. Художественно-эстетическое развитие: ребенок рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации. Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам. Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками. Сотрудничает со педагогическим работником в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании). Появляется элементарный предметный рисунок.
Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует. Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку. Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса обучающихся, звуки различных музыкальных инструментов. С помощью педагогического работника и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах. Подпевает при хоровом исполнении песен.
5. Физическое развитие: ребенок осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования. Практически ориентируется и перемещается в пространстве. Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя). Принимает активное участие в подвижных играх с правилами. Осваивает координированные движения рук при выполнении действий с конструктором, крупной мозаикой, предметами одежды и обуви.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
На заседании ППк Директор МДОАУ
протокол № 1 д/с «Золотой ключик»
«02» сентября 2024 г ______________Г.В. Юркова
СОГЛАСОВАНО:
с родителями (законными представителями)
ребенка ____________/____________________/
Индивидуальный образовательный маршрут
для ребёнка, посещающего группу комбинированной направленности
от 5 до 6 лет «Капитошка»
как часть адаптированной образовательной программы для
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Срок реализации 2024-2025 учебный год
Выполнила:
Аханова С. М.
Пыть-Ях
2024 г
- Общие сведения о ребёнке
Ф.И.О. ребёнка | |
Дата рождения | |
Группа/Воспитатели | Группа комбинированной направленности от 5 до 6 лет «Капитошка». Аханова С. М. , Хайрова Т.В. |
Ф.И.О. родителей (законных представителей) | |
Характеристика ребёнка | У ребёнка нарушена звукопроизношение, слоговая структура слов, грамматический строй и связная речь. Активный и пассивный словарь не соответствует возрастной норме. Интерес к занятиям проявляет. Ребёнок неусидчив, внимание неустойчивое. Словесные инструкции педагога слышит, но не всегда выполняет их. Уровень усвоения учебного материала по ознакомлению с окружающим частично сформирован. Математические представления сформированы. Изобразительная деятельность у находится на стадии формирования. Знания умения и навыки сформированы недостаточно. К продуктивной деятельности не проявляет особого интереса, Роман очень подвижный ребёнок. Активно включается в подвижные игры, двигается в общем ритме и темпе. При этом соблюдает правила игры и очерёдность. Активно играет с детьми в сюжетно-ролевые игры, умеет согласовывать свои действия с действиями партнёров. Ребёнок в самообслуживании самостоятелен. Очень общителен, умеет договариваться и не всегда самостоятельно разрешает конфликты со сверстниками. На замечания реагирует адекватно |
Протокол ТПМПК | |
Рекомендации ТПМПК | Обучение по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей со сложными дефектами. Занятия учителя-логопеда: коррекция и развитие всех компонентов речи Занятия педагога – психолога: Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоционально-волевой сферы, пространственных представлений, игровой деятельности. |
- Информация о специалистах, задействованных в разработке и реализации ИОМ воспитанника
Сопровождение ребёнка осуществляют следующие специалисты:
Воспитатель: Аханова Солтанат Маликовна
Учитель-логопед: Шастова Жанна Валерьевна
Педагог-психолог: Сугундукова Евгения Сергеевна
Специалист сопровождения | Количество занятий | Продолжительность | Форма организации |
Педагог-психолог | 2 раза в неделю | 25 минут | индивидуальная |
Учитель-логопед | 2 раза в неделю | 25 минут | индивидуальная |
Воспитатель | по сетке занятий | 10 минут | индивидуальная |
- Карта показателей индивидуального развития ребенка
Показатели развития | Диагностика | Оценка динамики индивидуального развития | ||
Входящая | Промежуточ ная | Итоговая | ||
Речевое развитие | 2 | Динамика слабая | ||
Психическое развитие | 2 | Положительная | ||
Навыки самообслуживания | 2 | |||
Навыки коммуникации | 2 |
0 - отсутствие навыков и умений
1 – низкий уровень (выполнение и понимание предлагаемого материала затруднено, запас знаний и умений значительно ниже возрастной нормы)
2 - ниже удовлетворительного (выполнение и понимание предлагаемого материала со значительной помощью взрослого, запас знаний и умений ниже возрастной нормы)
3 – удовлетворительный (развитие незначительно ниже возрастной нормы)
4 – высокий (соответствие возрастной норме)
Динамика: при оценке 0-1 – отсутствует, при оценке 2 – незначительная, при оценке 3-4 – положительная.
- Содержание ИОМ
Организация работы учителя-логопеда по решению коррекционно-развивающих задач
Характеристика затруднений ребенка | Основные направления лого-коррекционной работы | Содержание работы в семье | Содержание работы по закреплению материала в группе | Специальные условия | Планируемые результаты |
В контакт вступает, все задания выполняет с интересом, следует словесным инструкциям. | - Развивать активную подражательную речевую деятельность; - развивать мышцы артикуляционного аппарата; - формировать навыки правильного воспроизведения слов; - развивать слуховое восприятие; - самомассаж карандашами, палочками, шишками; - речь с движением. | - Выполнять задания по автоматизации поставленных звуков; - активизировать и пополнять словарный запас. | - Задания на развитие словарного запаса; - задание на развитие слухового восприятия; - автоматизация поставленных звуков. | В соответсвии с программой | - Пополнять и активизовать словарный запас по лексическим темам; - научить по инструкции у знавать и показывать предметы и игрушки; - учить различать на слух обращения; - учить запоминать и выбирать предметы из ряда; - учить определять недостающую игрушку. |
Организация работы педагога-психолога по решению коррекционно-развивающих задач
Характеристика затруднений ребенка | Основные направления коррекционно-развивающей работы | Консультации для родителей | Консультации для воспитателей | Специальные условия | Планируемые результаты |
Эмоционально стабилен, поддаётся смене настроения, плаксивый. | Формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоционально-волевой сферы | Консультации по итогам диагностики (входящей, промежуточной, итоговой). «Особенности организации режима дня и отдыха ребенка». Консультации (по запросу). | «Индивидуальные особенности ребенка и их влияние на работоспособность и темп деятельности». Консультации по итогам диагностики (входящей, промежуточной, итоговой). Консультации (по запросу). | В соответствии с программой | Сформирована способность к согласованному взаимодействию с окружающими. Сформированы коммуникативные навыки и умения соответствующие возрасту. Повышение усидчивости и целенаправленности деятельности. |
Организация работы воспитателя по решению коррекционно-развивающих задач
Характеристика затруднений ребенка | Педагогические задачи | Содержание коррекционно-развивающих занятий | Специальные средства, методы, методические приемы | Специальные условия | Планируемые результаты | |
Социально-коммуникативное развитие Общая соматическая ослаблённость; Снижена вербальная память и продуктивность запоминания; Отстаёт в развитии словесно-логического мышления; | Развитие навыков ситуативно-делового общения; Развитие умения выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета; Формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях; Обучение детей совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях; Развитие сочувствия, эмпатии, адекватной самооценки. | Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений с другими детьми и педагогическим работником: Поддерживать доброжелательное отношение обучающихся друг к другу и положительное взаимодействие обучающихся друг с другом в разных видах деятельности; Формировать опыт поведения в среде сверстников, способствовать накоплению опыта доброжелательного взаимоотношения в группе; Способствовать формированию личности ребёнка, развивать у ребёнка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нём заботится; Формировать умение спокойно вести себя в группе и на улице; Поощрять инициативу и самостоятельность обучающихся в организации труда под руководством педагогического работника; Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; | -совместные игры на развитие эмоционально- волевой сферы; - дидактические игры на развитие усидчивости; - игры на формирование представлений о себе, о своих чувствах и эмоциях. | Индивидуальный подход во время образовательного процесса. Наличие речевого уголка, зона отдыха, зона для досуговой деятельности. | Регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, в процессе игры соблюдает отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки (сдерживает агрессивные реакции); -выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми. | |
Познавательное развитие Уровень сформированности логических операций ниже возрастной нормы; Речевая активность снижена, Испытывает трудности приёма словесной инструкции, отмечается ограниченный объем кратковременной памяти, не могут удержать словесный ряд. |
представлений; Формирование познавательной и речевой активности. Формирование умения задавать вопросы. Развитие произвольного внимания, наблюдательности, долговременной памяти, воображения, мышления. | Формировать навык по обогащению непосредственного чувственного опыта в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия, помогать обследовать предметы, выделять их цвет, величину, форму; Развивать аналитические способности (умение сравнивать предметы), цвет, форма, размер, различать количество (один-много, большой-маленький, знакомить с геометрическими фигурами, цветом; Развитие мелкой моторики рук (мелкие игрушки); Развитие тактильных ощущений (тёплый- холодный, лёгкий, тяжёлый); Знакомить с природой с природными явлениями, формировать элементарные экологические представления; | Игры для формирования зрительных и слуховых ощущений Развитие мелкой моторики рук связано с развитием мозга; Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции, слогов и речевых реакций: Самомассаж пальцев и рук; (Перекатывание карандаша, массажного шарика между ладонями; открывание и закручивание разноцветных крышек) | Индивидуальный подход во время образовательного процесса. Наличие речевого уголка, зона отдыха, зона для досуговой деятельности. | Моделирует целостный образ предмета из отдельных фрагментов (конструкторские наборы, сборно- разборные игрушки, разрезные картинки); Осуществляет элементарные счетные действия с множествами предметов на основе тактильного восприятия. | |
Речевое развитие Связная речь неразвита требует дальнейшего развития | Развивать и расширять пассивный словарный запас, Формировать умение показывать членов своей семьи (по сюжетным картинкам). Устранение дефектов звукопроизношения и развитие фонематических процессов. Формирование грамматического строя речи. | Развитие всех компонентов устной речи. Знакомить с книжной культурой, воспитывать интерес и любовь к чтению, развивать желание слушать произведения. Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания. -развивать моторику речи двигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков; Читать художественные произведения, предусмотренные программой, приучать слушать народные песни, сказки, авторские произведения. | Устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, включая его в совместную деятельность с детьми и взрослыми; - игры и игровые упражнения для развития звуковой культуры речи. | Индивидуальный подход во время образовательного процесса. Наличие речевого уголка, зона отдыха, зона для досуговой деятельности. | Развитие речевого общения с педагогическим работником и детьми | |
Художественно-эстетическое развитие Состояние продуктивной деятельности: частично сформированы навыки лепки, рисования, конструирования | Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. Становление эстетического отношения к окружающему миру. Формирование элементарных представлений о видах искусства. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора. Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) | Развивать эстетические чувства, художественное восприятие, воображение, художественно – творческих способностей. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика; Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; Знакомить с различным видом конструктора, развивать интерес к конструктивной деятельности, конструированию; Развитие музыкальных способностей, музыкального слуха, музыкальной памяти. Знакомить с народными игрушками; Знакомить с произведениями народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички); Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, вызывать чувство радости; Формировать умение держать карандаш и кисть, тремя пальцами выше отточенного конца, и железного наконечника; | Устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, включая его в совместную деятельность в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.) | Индивидуальный подход во время образовательного процесса. | Самостоятельно или с помощью взрослого лепить, рисовать, конструировать несложные задания. | |
Физическое развитие Физически сформирован, реагирует на сигналы. | Развивать все основные движения. Формировать умение реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним. Выполнять по образцу взрослого простейшие, физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией. | Формировать начальные представления о здоровом образе жизни Обеспечение гармоничного физического развития, Создания условия для совершенствования умений и навыков в основных видах движений, формирование правильной осанки, потребности в двигательной деятельности; Формировать умение ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать); Совершенствовать основные движения ходьба, бег; Стремится принимать активное участие в подвижных играх с правилами; Осваивает координированные движения рук при выполнении простых действий. | Совместные игры на развитие физической культуры. | Индивидуальный подход во время образовательного процесса. | Выполняет сам простейшие физические упражнения по показу. |
Примечание:
⃰ Образовательная деятельность осуществляется по адаптированной образовательной программе дошкольного образования
*В индивидуальном образовательном маршруте обозначены только те образовательные области, освоение которых ребенком, по результатам диагностики, требует более пристального внимания педагога.
- Взаимодействие с семьей
№ | Содержание деятельности | Срок | Ответственный |
1 | Индивидуальные консультации | В течении учебного года | Воспитатели |
2 | Индивидуальные беседы | По запросу | Воспитатели |
3 | Родительское собрание | Начало и конец учебного года | Воспитатели |
4 | Оформление папок передвижек и стендов | В течении учебного года | Воспитатели |
5 | Совместные праздники и развлечения | В течении учебного года | Воспитатели |
6 | Выставка совместных работ | В течении учебного года | Воспитатели |
7 | Посещение семей | В течении учебного года | Воспитатели |
8 | Участие в работе Клуба для родителей детей с ОВЗ | В течении учебного года | Педагог-психолог Учитель-логопед |
Работа с родителями
Консультации на тему: «Развитие психических процессов у детей 6–го года жизни с ТНР»;
«Формирование у ребёнка уверенности в себе»;
«Учим детей рассказывать»;
«Дети с тяжелым нарушением речи»
- Ожидаемые результаты
Результаты, которые специалисты намереваются получить при оказании психолого-педагогической помощи, планируются индивидуально, в зависимости от вида и сложности проблем у ребенка. В первую очередь это достижение позитивной динамики (в поведении, в эмоциональной сфере, в общении и в освоении образовательной программы).
1. Социально-коммуникативное развитие: Самостоятельно одевается, раздевается, но без подсказки воспитателя не складывает, не убирает одежду. Самостоятельно по просьбе взрослого готовит рабочее место, убирает материалы по окончании работы. Соблюдает элементарные правила поведения в быту. Соблюдает элементарные правила поведения в общественных местах. Договаривается с партнёрами, во что играть, кто кем будет в игре, подчиняется правилам игры. Игровое взаимодействие сопровождает речью, но речь не внятно. Соблюдает элементарные общепринятые нормы поведения
2. Речевое развитие: ребенок понимает и выполняет словесную инструкцию педагогического работника из нескольких звеньев. Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и обучающихся по голосу, дифференцирует шумы. Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы. Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок. Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Отвечает на вопросы после прочтения сказки или просмотра мультфильма с помощью отдельных слов, дополняя их жестами. Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность. Повторяет двустишья и простые потешки.
3. Познавательное развитие: ребёнок может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение 20 минут. Показывает по словесной инструкции и может назвать до пяти основных цветов и две-три плоскостных геометрических фигуры, а также шар и куб (шарик, кубик), некоторые детали конструктора. Путём практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выбирает из трех предметов разной величины "самый большой" ("самый маленький"), строит матрёшек по росту. На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь). Различает понятия «много», «один», устанавливает равенство групп предметов путём добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы. Учится считать до 5 (на основе наглядности), осваивает порядковый счет. Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку, направления пространства «от себя», понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над. Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер.
4. Художественно-эстетическое развитие: ребёнок рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации. Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам. Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками. Сотрудничает со педагогическим работником в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании). Появляется элементарный предметный рисунок. Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует. Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку. Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса обучающихся, звуки различных музыкальных инструментов. С помощью педагогического работника и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах. Подпевает при хоровом исполнении песен.
5. Физическое развитие: ребёнок осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования. Практически ориентируется и перемещается в пространстве. Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя). Принимает активное участие в подвижных играх с правилами. Осваивает координированные движения рук при выполнении действий с конструктором, крупной мозаикой, предметами одежды и обуви.