Внеурочная деятельность
В современных условиях общество предъявляет достаточно высокие требования к уровню знаний выпускников школы. Но на изучение биологии в нашей школе отводиться, по моему мнению, недостаточно времени. Поэтому решить эту проблему позволяет внеклассная работа.
Цель внеклассной работы по биологии заключается в комплексной реализации трудового, экономического, нравственного, эстетического и экологического воспитания учащихся, углублении знаний по предмету, расширению общего кругозора.
Нельзя забывать о том, что организация внеклассной работы по биологии имеет свою специфику в зависимости от возрастных особенностей обучающихся и от содержания основных разделов учебного предмета. Так, для обучающихся 6 класса организован кружок «Юный исследователь». Пройдя программу кружка, учащиеся должны овладеть коммуникативными навыками, навыками здоровьесбережения, природопользования, овладеть элементами исследовательской деятельности. На занятиях кружка возможна организация работы по изучению растений. Ребята не только проделывают различные опыты, но и более подробно знакомится со строением и физиологией растений. Н. М. Верзилин в своей книге «Основы методики преподавания ботаники» дал подробные рекомендации по работе с комнатными растениями. Эти рекомендации актуальны и сегодня. Опираясь на эти рекомендации, мы осуществляем уход за комнатными растениями. Следует подчеркнуть, что работа в таком кружке позволяет формировать у обучающихся позитивное отношение к живым организмам, поскольку уход за растениями становится для них личностно значимым.
Спецкурс «Молекулярные основы наследственности» рассчитан наобучающихся 11 классов, безусловно, имеет свою специфику. Цель курса: дать обучающимся возможность удовлетворить интерес к познанию организации жизни на химическом уровне и молекулярных основ наследственности. Организация учебного процесса осуществляется в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах: школьные и внешкольные занятия. На занятии излагается теоретический материал, обозначаются задачи для обучающихся. Акцент смещается в сторону самостоятельной работы. Обучающиеся готовят доклады, оформляют рефераты. При этом, как показывает опыт преподавания, усвоение учебного материала становится средством эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.
Школьники изучают не только живые объекты, но и устанавливают взаимосвязи в природе. И здесь велика роль учебно-опытного участка. Учебно-опытный участок – это лаборатория биологии под открытым небом, в которой мы проводим многие уроки и практические занятия по биологии, занятия кружка «Юный исследователь». Учебно-опытный участок является основным источником для заготовки коллекций и раздаточного материала для кабинета биологии, для организации исследовательских и опытнических работ. Опытническую работу выполняют все классы. После проделанной работы подводятся итоги, и работы школьников оформляются в виде папок и альбомов. Все это дает возможность школьникам получать основы экологических знаний. Кроме того, в процессе постановки, проведения и анализа результатов опыта у школьников вырабатывается наблюдательность, исследовательские навыки, способность к планированию работы, умение делать выводы, а также творческое отношение к труду. Поэтому мы с ребятами ежегодно закладываем несколько опытов с различными культурами. Это позволяет успешно развивать интеллектуальные умения(Приложение 1).
Формировать наиболее полную систему знаний, активизировать познавательную деятельность учащихся позволяет неделя биологии в школе, которая традиционно проходит осенью.
Большинство мероприятий недели (олимпиада по биологии для 6-7 классов и 9-11 классов, конкурс стенгазет «Достижения современной биологии» для 6-11 классов, тематические деятиминутки для 5-11 классов, конкурс «Узнай по портрету» для 6-11 классов, конференция «Современные проблемы биологии» для 9-11 классов и др) направлены на развитие интеллекта учащихся, способствуют овладению наиболее эффективными приемами умственной деятельности, формированию таких качеств как гибкость, критичность, самостоятельность мышления. В целях развития практических умений и навыков в области применения биологических знаний в рамках недели используются задания прикладного характера. Часть мероприятий предусматривает развитие экологического мышления, формирование экологической культуры. Неоспоримо значение недели биологии для выявления индивидуальных способностей и склонностей учащихся. Дальнейшая работа с группой учащихся, продемонстрировавших интерес к занятиям биологией, позволяет осуществить подготовку к осознанному выбору образовательной траектории и будущей профессии.
Были достигнуты определенные успехи и во внеурочной деятельности – обучающиеся нашей школы являются призерами и победителями районных, окружных конкурсов, участниками межрегиональной конференции «Исследователи природы» (Приложение 2).
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Для меня, классного руководителя 10 класса, большую помощь в организации класса и детальном знакомстве с детьми и их родителями оказала работа по программе «Лестница успеха». Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения и присвоения общечеловеческих ценностей; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе. Программа «Лестница успеха» – это осуществление «своих собственных надежд и мечтаний», движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.
Данная программа рассчитана на обучающихся 9 – 11 классов. Она не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы. В программе четко определены главные направления воспитательной работы с классом:
- интеллектуально-познавательная деятельность “Малая Академия наук”
- спортивно-оздоровительная деятельность “Гармония здоровья”
- духовно-нравственная деятельность “Свеча надежды”
- творческо-эстетическая деятельность “Созвучие юных сердец”
- гражданско-патриотическая деятельность “Колокола времён”
- работа с семьёй “Кладезь семейной мудрости”
В соответствии с положениями стратегии-инициативы «Наша новая школа» о приоритетности социализации обучающихся, являясь классным руководителем 10 класса, веду работу, направленную на формирование положительного социального опыта, на развитие качеств личности необходимой для успешной социализации.
В своей работе в качестве классного руководителя стараюсь организовать неформальное общение учащихся, направить его в конструктивное, созидательное русло. Уверенна, что правильно организованная воспитательная работа позволяет решить одновременно несколько задач. Главное – она развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей и одновременно учит самостоятельности, ответственности за принятие решения.
Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Поэтому большое внимание уделяется осуществлению сотрудничества классного коллектива с большинством социальных институтов, с которыми совместно разрабатываются различные мероприятия.
Наше участие в проводимых мероприятиях имеет огромное воспитательное значение для классного коллектива, способствует воспитанию толерантности, позволяет в полной мере раскрыть индивидуальные способности. Вся социальная деятельность организуется на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Все это дает возможность моим воспитанникам воспринимать знания как действительно нужные им, личностно значимые. Перед ними встают проблемы, взятые из реальной жизни, для решения которых предстоит применить уже полученные знания и умения, а так же и новые, которые ещё предстоит приобрести. «Решить проблему» значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат. Например, акции «Сотовый телефон», «Милосердие» позволили обучающимся проявить патриотические качества личности. Обобщение опыта работы ребята представили на районном слете тимуровцев.
Все способности человека развиваются в процессе деятельности, поэтому с гордостью можно говорить, что ребята достойно выступают на районном фестивале КВН, который организует и проводит районный отдел по молодежной политике и спорту. Не остаются без внимания у ребят конкурсы, спортивные соревнования, предлагаемые ДДТ, ДЮСШ. Ребята являлись неоднократными участниками областных соревнований по легкой атлетике.
В этом учебном году на линейке, посвященной дню знаний, за активное участие в жизнедеятельности поселка мои воспитанники были награждены грамотами муниципального образования «Поселок Приморский».
Являясь членами школьного наркопоста и осуществляя агитационную работу по сохранению и укреплению здоровья школьников, педагогов, родителей обучающиеся 9 класса (в 2011-2012 учебном году) стали участниками финального III областного смотра-конкурса «Лучший школьный наркопост в общеобразовательном учреждении Иркутской области», на котором заняли почетное III место (Приложение 3). Это для нас очень важное и значимое достижение в рамках социального партнерства.
Школьное самоуправлние ребята активно развивают. Вносят свои коррективы в его работу, поддерживают интересные начинания. Проявляют с большой активностью себя в Дни самоуправления – участвуют в организации и проведении конкурсов, концертов, родительских собраний, традиционных мероприятий школы.
Все ребята в классе посещают кружки и секции, что способствует результативному участию в конкурсах различных уровней, спортивных соревнованиях.
Наш классный коллектив взаимодействует с администрацией школы, учителями-предметниками, с педагогами дополнительного образования, детскими общественными организациями «Патриоты Осы», «Ратоборцы», «Поселок Мастеров», родительским комитетом, представителями правоохранительных органов, медицинскими работниками. Взаимодействие осуществляется на хорошем уровне, благодаря совместной работе наша работа отмечена грамотами и дипломами.
Обучающиеся моего класса на протяжении всего времени работы с ними принимают активное участие в жизни класса, школы, района. Представляют опыт своей работы на районном, областном уровнях. На данный момент нет учащихся, состоящих на внутришкольном, учете, на учете в ПДН, КДН. Положительным моментом является отсутствие пропусков уроков без уважительных причин. У ребят сформированы нравственные смыслы и духовные ориентиры. Важно отметить их включенность в общественно значимую деятельность, систему самоуправления.
В заключении хочется вспомнить отрывок из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»:
- Скажите, пожалуйста, куда мне идти? – спросила Алиса.
- Это во многом зависит от того, куда ты хочешь пройти, - ответил Кот.
- Да мне почти все равно, лишь бы попасть куда-нибудь.
- Не беспокойся, куда-нибудь ты обязательно попадешь, конечно, если не остановишься на полпути.
Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности – процесс длительный, требующий больших затрат, времени, усилий, терпения. И очень важно, не останавливаясь на полпути, достичь своих целей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Результаты участия в конкурсах | 34.5 КБ |
Приложение 1. Список исследовательских работ | 31.5 КБ |
Программа кружка "Юный исследователь" | 355.79 КБ |
Спецкурс "Молекулярные основы наследственности" | 126.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Результаты участия обучающихся МБОУ «Приморская СОШ» в конкурсах
№ | Название мероприятия, уровень | Учебный год | Ф.И. обучающихся | Результат |
1 | Районная научно-практическая конференция «Исследователи природы – 2010» | 2009-2010 | Сенькина Нина – 10 класс, Зарыпова Вера - 7 класс | III |
2 | Окружная научно-практическая конференция «Исследователи природы – 2010» | 2009-2010 | Сенькина Нина – 10 класс, Зарыпова Вера – 7 класс | III |
3 | Межрегиональная научно-практическая конференция «Исследователи природы – 2010» | 2009-2010 | Зарыпова Вера – 7 класс | Сертификат |
4 | Районный заочный конкурс «Подрост» | 2009-2010 | Зарыпова Вера – 7 класс, Сенькина Нина – 10 класс | III |
5 | Окружной заочный конкурс «Подрост» | 2009-2010 | Зарыпова Вера – 7 класс, Сенткина Нина – 10 класс | III |
6 | Районная научно-практическая конференция «Исследователи природы – 2011» | 2011-2012 | Быргазова Алена – 11 класс, Зарыпова Вера – 9 класс | I |
7 | Районный конкурс «Подрост» | 2011-2012 | Кривова Анжела – 10 класс, Зарыпова Вера – 9 класс | III |
8 | Окружная научно-практическая конференция «Исследователи природы – 2011» | 2011-2012 | Быргазова Алена – 11 класс, Зарыпова Вера – 9 класс | Благодарственные письма |
9 | Межрегиональная научно-практическая конференция «Исследователи природы – 2011» | 2011-2012 | Зарыпова Вера – 9 класс | Сертификат |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Список исследовательских работ
№ | Название работы | Авторы |
1 | «Влияние удаления поздно развившихся зонтиков на сроки созревания и урожай семян свеклы» | Зарыпова В, Лукашев В, Петрович Л., Мекита Д, Медведева В, Жданова А, Басакова Н, Амбросова М. (2011 г) |
2 | «Влияние пинцировки (удаление верхушек) цветоносных стеблей на урожай и величину семян свеклы» | Тазединова К., Решетько Г., Потапова Л., Сускин С., Сускин О., Бойцов А., Жданов Р., Коротков А. (2011 г.) |
3 | «Влияние свойств почв на урожайность картофеля» | Шмакова Т, Моргунов А., Кривова А., Хороших С., Пятаева Т., Токарев Д., Токарев Р., Парфенов П., Аноприенко Т. (2011 г.) |
4 | «Влияние условий прорастания огурцов на скорость созревания плодов» | Зайцева А., Быргазова А., ЛогачевЮ, Данзанов В., Иванов М., Коротков А (2011 г.) |
5 | «Сортоиспытание моркови на ее урожайность» | Учащиеся 9 класса (2010 г.) |
6 | «Влияние посадки картофеля вниз срезом и вверх срезом на его урожайность» | Учащиеся 7 «б» класса (2010 г) |
7 | «Чередование овощных культур на пришкольном участке» | Быргазова Алена (2010 г) |
8 | «Фитонцидные свойства растений» | Фаткулина Надежда (2010 г.) |