Научно-методическая деятельность

Зарыпова Ольга Николаевна

Научно-методическая деятельность

 Воспитание социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

Одним из перспективных направлений в плане решения этой задачи для меня является осуществление компетентностного подхода средствами развития творческих способностей учащихся через проектную деятельность. При таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер, и сама становится предметом усвоения. Кроме этого, становится возможным решение проблемы, когда учащийся, овладев набором теоретических знаний, испытывает трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций.

Таким образом, назрела необходимость в реконструкции образовательного процесса по биологии в условиях сельской школы и была определена тема проводимого мною эксперимента «Развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии» на основе компетентностного подхода с использованием проектных технологий. Данный подход позволяет решить задачи по формированию компетенций у школьников, а именно:

- учебно-познавательной (определять цели и порядок работы, самостоятельно планировать свою учебную деятельность и учиться устанавливать связи между отдельными объектами, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль);

- коммуникативной (сотрудничать, оказывать помощь другим, участвовать в работе команды, обмениваться информацией);

- информационной (самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, структурировать, преобразовывать, сохранять и передавать её);

- личностного самосовершенствования (анализировать свои достижения и ошибки, обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников, осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях, критически оценивать и переоценивать результаты своей деятельности).

      В результате объектом исследованиястал учебно-воспитательный процесс по биологии.

Наряду с этим обозначенпредмет исследования – творческая деятельность школьников на основе методов проектов.

Например, в 7 классе по теме «Подцарство простейшие или одноклеточные животные», где главной целью урока является определение особенностей строения и процессов жизнедеятельности простейших, была организована проектная деятельность «Мы познаем мир» по следующим темам: «Переходная ступень между двумя царствами», «Самые высокоорганизованные простейшие», «По волнам, по морям». Обучающиеся имели возможность повторить и закрепить учебный материал. Такой методический приём положительно повлиял на развитие общих мыслительных способностей учащихся (Приложение 1).

В ходе выполнений проектов школьники готовили устные доклады о проделанной работе, выбирали способы и формы наглядного представления результатов своей деятельности, готовили проектную документацию (пояснительные записки, электронные презентации или аннотации к проекту). Примером служит проект «Удивительное рядом», реализованный при прохождении темы «Царство Грибы» (Приложение 2). В конечном итоге была составлена сравнительная характеристика грибов-двойников, которая оформлена в виде таблицы. В ходе такой работы обучающиеся имели возможность активно оперировать приобретенными знаниями, умениями, навыками. Возьмём, к примеру, тему урока «Роль млекопитающих в жизни человека». Перед обучающимися возникает интересный вопрос: «Где может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?».  В этом случае, проектная деятельность носит созидательный характер, формирует ценностное отношение школьников к социально важной продукции данной деятельности. И, наконец, экспериментальная деятельность в ходе выполнения проектов предполагает организацию рабочего места, подбор необходимого оборудования, разработку модели (компьютерное моделирование), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. Примером такого проекта является исследовательская работа «Некоторые аспекты биологии лягушки сибирской».

В результате проводимого эксперимента по результатам диагностики, проводимой по методике Мюнсберга,  у обучающихся повысилась творческая активность, а как следствие этого понизился такой показатель как уровень тревожности, повысилось качество обученности.

По итогам экспериментальной работы в школе, была написана и защищена (2010 год) магистерская диссертация по теме «Развитие творческих способностей на уроках биологии», руководителем которой являлась Борисенко Елена Юрьевна – кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры биологии ГОУ ВПО «ВСГАО» (Приложение 3). Работа в 2011 году была представлена на международный конкурс научно-исследовательских работ студентов по педагогике и методике преподавания дисциплин РГПУ им. А.И. Герцена, является результатом обобщения опыта работы на соответствующем уровне (Приложение 4).

     Создание в рамках образовательного пространства ситуаций, в которых учащиеся могут применить и актуализировать предметные знания, обсудить интересующие их вопросы, встретить единомышленников или непосредственно обратиться к авторитетному деятелю создают условия для существенного роста мотивации к изучению биологии у школьников. Практически неограниченные возможности для расширения коммуникативного пространства дает Интернет.

Сами по себе информационные технологии в образовании являются не только предметом изучения информатики. Для моего предмета информационные технологии служат современным и эффективным инструментом для повышения качества образовательно-воспитательного процесса.

Использование информационно-образовательных  ресурсов помогает  организовать деятельность учащихся при коллективно-распределенном и индивидуальном исследовании, при выполнении детских творческих работ (проектов, сообщений). Кроме того, электронные пособия существенно облегчают процесс подготовки и проведения урока. Кроме готовых информационно-образовательных ресурсов я создаю и авторское дидактическое обеспечение: мультимедийные презентации к урокам «Происхождение человека», «Развитие органического мира», «Витамины», «Строение клетки», «Органы цветкового растения». «Особенности организации простейших» и др. Разработка урока «Особенности организации простейших» была представлена на районный конкурс «Лучшая методическая разработка» в номинации «Основное общее образование» (Приложение 5).

В зависимости от содержания, форм и методов обучения уделяю внимание также аспектам воспитания. Например, для формирования мировоззрения, выработки положительных отношений к миру, взглядов на живую природу, убеждений большое значение уделяю выбору методов обучения, организации самостоятельной деятельности школьников, осуществляю показ использования биологических знаний в практике, при проведении экскурсий, лабораторных и практических работ. Развитие у школьников чувство прекрасного, формирование ответственного отношения к природе успешно осуществляю на экскурсиях в природу.Таким образом, правильно организованная учебно-воспитательная деятельность  затрагивает чувственную сферу обучающихся, способствует развитию у них интереса к предмету, а главное – способствует развитию у школьников самооценки, побуждая желание успешно учиться. 

Для построения обучения, подготовки учащихся основной и средней школы, одновременно дает возможность организовать дифференцированное обучение школьников, используемая мною  рабочая программа составленная на основе Федерального компонента государственного Стандарта (среднего) общего образования по биологии. Программа основана на авторской линии Н. И. Сонина. Содержание и структура учебников для учащихся отвечает закономерностям развития познавательных возможностей школьников, системно развивают биологические, экологические понятия, направлены на формирование научной интегрированной картины мира, понимания многоуровневой организации живой природы и места человека в ней. В ходе обучения школьники имеют возможность углубить свои знания и расширить свой кругозор во время проведения экскурсий, лабораторных и практических работ. Также предусмотрено изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Особое внимание уделено экологическому воспитанию.Все это способствует формированию у учащихся интереса к изучению не только биологии, но и других предметов естественного цикла.

В заключении хочется вспомнить отрывок из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»:

- Скажите, пожалуйста, куда мне идти? – спросила Алиса.

- Это во многом зависит от того, куда ты хочешь пройти,  - ответил Кот.

- Да мне почти все равно, лишь бы попасть куда-нибудь.

- Не беспокойся, куда-нибудь ты обязательно попадешь, конечно, если не остановишься на полпути.

Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности – процесс длительный, требующий больших затрат, времени, усилий, терпения. И очень важно, не останавливаясь на полпути, достичь своих целей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение 1

Инструктивная карта

(Общий ход выполнения проекта)

Тема проекта: «Мы познаем мир»

Цель: познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности простейших, определить значение простейших в природе и жизни человека.

Задачи.

  1. Образовательные: закрепить знания об особенностях строения простейших, их образе жизни и значении.
  2. Развивающие: научить умению сравнивать и выделять главное, работать в группах, совершенствовать творческие способности.
  3. Воспитательные: формировать коммуникативные качеств, интерес к знаниям, ответственности за результаты своего труда.

Задание для 1-й группы.

  1. Изучить теоретические материалы о многообразии простейших.
  2. Назвать главных представителей простейших.
  3. Установить, какую роль играют простейшие в природе.
  4. Сделать выход о практическом значении простейших для человека.

Задание для 2-й группы.

  1. С помощью литературных источников изучите особенности строения амебы обыкновенной.
  2. Установите связь между строением и функциями.
  3. Сделайте выводы по итогам работы.

Задание для 3-й группы

  1. Используя различные источники информации, установите особенности организации эвглены зеленой.
  2. Определите, чем эвглена зеленая отличается от других простейших.
  3. Установите связь между строением и функциями
  4. Представьте результаты исследования.

Задание для 4-й группы

  1. С помощью различных источников информации, изучите особенности строения инфузории-туфельки.
  2. Сделайте вывод о связи строения и процессами жизнедеятельности.
  3. Представьте результаты исследования.

Итог:

  1. Защита мини-проектов
  2. Изготовление моделей простейших (амебы обыкновенной, эвглены зеленой, инфузории-туфельки)

Подготовка  моделей

Приложение 2

Инструктивная карта

(Общий ход выполнения проекта)

Тема проекта: «Удивительное рядом»

      Цель: создать условия для эффективного усвоения знаний о грибах

Задачи:

1Обучающие – расширить кругозор знаний учащихся о строении грибов;

2 Развивающие – продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений, формировать умения системного анализа при обсуждении поставленной проблемы;

3 Воспитательные – формировать познавательный интерес к предмету, развивать коммуникативность учащихся через совместную работу.

Тема подпроекта

«Не все так просто»

Задания для групп

  1. С помощью различных источников информации, изучите особенности строения грибов.
  2. Сделайте вывод.
  3. Составьте сравнительную таблицу.
  4. Представьте результаты исследования.

Итог

  1. Составление сравнительной таблицы «Отличительные признаки грибов».
  2. Защита подпроектов.

Сравнительная таблица грибов (3-я группа)

Название гриба

Шляпка

Пластинка

Ножка

Мухомор красный (ядовитый гриб)

Плосковыпуклая, ярко-красная, оранжево-красная с белыми или слабо желтоватыми бородавками

Белые

Белая, в основании вздутая, с влагалищем, кольцо белое

Мухомор пантерный (несъедобный гриб)

Плосковыпуклая, серо-коричневая, серовато-оливковая или коричневато-желтая, более темная в центре

Свободные, белые

Белая, гладкая, плотная, затем полная, у основания клубневидная, с вольвой и кольцом

Сыроежка болотная

Плоско-вдавленная, гладкая, ярко-красная

Белые или масляно-желтые

Белая или красноватая

Сыроежка желтая

Сначала полушаровидная, затем распростертая или воронковидная, гладкая, без хлопьев

Сначала белые, затем бледно-желтые

Влагалища и кольца нет



Предварительный просмотр:

Урок биологии «Особенности организации  простейших. Их классификация» 7 класс

Составила: Зарыпова О. Н. - учитель биологии МБОУ «Приморская СОШ»

Цель урока: познакомиться с особенностями строения и жизнедеятельности простейших.

Задачи

  1. Образовательные:  закрепить знания об особенностях строения простейших, их образе жизни и значении.
  2. Развивающие:  научить умению сравнивать и выделять главное, работать в группах, совершенствовать творческие способности.
  3. Воспитательные:  формировать коммуникативные качеств, интерес к знаниям, ответственности за результаты своего труда.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, дидактические карточки, сообщения

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Актуализация.

Учитель:Ребята, на прошлом уроке мы дали общую характеристику царства животных. Скажите, какая из предложенных наук изучает животных?

Ботаника, зоология, цитология, гигиена, физиология.

Учащиеся: Зоология – это наука о животных.

Учитель: Какие из перечисленных признаков лишние и почему? (Показ слайда, у каждого учащегося свои карточки с заданиями)

 1. Характерная четкая симметрия тела, которая связана с образом жизни.

2. Гетеротрофное питание. 3. Подвижность, что совершенно для добывания пищи. 4. Рост тела ограничен. 5. Нет жесткой клеточной стенки. Вакуоли небольшие и недолгоживущие. Нет хлоропластов или других пластид. Запасают углеводы в виде гликогена. Имеют центриоли. 6. Неограниченный рост. 7. Специальных органов выделения нет.

Учащиеся: Лишние признаки - № 6, № 7. относится к царству растения, а все остальное к царству животные

III. Формирование новых понятий.

Учитель: Посмотрите внимательно на название темы урока и скажите, что мы сегодня будем с вами изучать, с какими организмами знакомиться?

Учащиеся: Мы будем говорить о простейших, их строении, выделять главные признаки.

Учитель:  (показ слайда)

“Я приглашаю вас в живой природы мир,
Где интерес – наш главный ориентир.
Узнаем мы, что все здесь не случайно,
Найдем ответы, разгадаем тайны…”

Для этого нам нужно взять наши путеводные листы , записать число и тему нашего урока. “Особенности организации  простейших” (показ слайда)

Ребята, сегодня мы поговорим о самых маленьких животных, о простейших. Почему их так называют?

Учащиеся: Потому что они просто устроены, их тело состоит из одной клетки.

Учитель: Правильно. Но, несмотря на простату строения, это настоящие живые организмы. Назовите мне признаки живого организма.

Учащиеся: Признаки живого: способность к размножению и развитию, наличие обмена веществ и энергии. Клетка, как целостный организм, способна дышать, питаться и выделять во внешнюю среду продукты обмена веществ, расти, развиваться, размножаться и умирать.

Учитель:  К одноклеточным или простейшим относятся животные, тело которых состоит из одной клетки, но эта клетка - целостный организм, ведущий самостоятельное существование и которому присущи все проявления жизни: обмен веществ, раздражимость, рост, размножение и т. д.

А теперь давайте поговорим об истории открытия простейших. По этому вопросу вы приготовили сообщение и мы с удовольствием вас послушаем.

Выступление учащегося: сообщение «История открытия простейших». (показ  презентации)

“300 лет назад жил в г. Дельфте, что в Голландии шлифовальщик стекол Антон Левенгук. Через свои стекла он рассматривал окружающий его мир. Он же в 1663 году, пытаясь понять, почему пробковое дерево так хорошо плавает,  стал рассматривать тонкие срезы пробки с помощью усовершенствованного им микроскопа. Он обнаружил, что пробка разделена на множество крошечных ячеек, напомнивших ему монастырские кельи, и он назвал эти ячейки клетками (по-английски cell означает «келья, ячейка, клетка»). В 1674 году голландский мастер Антоний Ван Левенгук (AntonvanLeeuwenhoek, 16321723) с помощью микроскопа впервые увидел в капле воды из бочки  «зверьков» — движущиеся живые организмы.  Левенгук очень удивился и назвал их ничтожнейшими зверушками. Позднее ученые дали им название простейшие. Заслуга Левенгука перед наукой велика: во-первых, он открыл не видимых невооружённым глазом животных. И, во-вторых, он сделал микроскоп орудием изучением природы”.

Учитель: Скажите мне, пожалуйста, ребята, а можем ли мы увидеть одноклеточные организмы невооруженным глазом?..”.

Учащиеся:Звучат разные версии ответов, но верным принято считать: “Да, можем

Учитель:Но это только организмы – гиганты, достигающие в длину 1,5 мм. Кто же подарил нам эту возможность – увидеть их, создав световой микроскоп? Кто из ученых первым открыл клетку?

Учащиеся: Конец XVI века – И. Янсен; Роберт Гук в 1665 году усовершенствовал микроскоп, открыл и ввел термин “клетка” Антони ван Левенгук в 1675 году изобрел микроскоп с увеличением в 270 раз.

Учитель: Микроскоп – это первая тайна открытий.

“Так давайте отправимся в путь без сомнений и муки,
Чтоб тайны освоить великой науки”

Простейшие - это первая группа животных, которую мы изучаем.

Строение клеток простейших типично для эукариот. Они состоят из одного или нескольких ядер с хромосомами, отделённых ядерной мембраной от цитоплазмы, которая ограничена от окружающей среды цитоплазматической мембранной. Ядро участвует в делении клетки. У многих цитоплазма дифференцирована на два слоя – плотный наружный (эктоплазму) и внутренний подвижный (эндоплазму). В цитоплазме располагаются: митохондрии, рибосомы, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, центриоли, структуры клеточного скелета, запасные вещества (гликоген, жировые включения), вакуоли. Основная масса простейших является гетеротрофами, некоторые способны фотосинтезировать. Питание осуществляется по типу внутриклеточного пищеварения за счёт фаго- и пиноцитоза. Пищеварительной системы нет, её функции выполняют пищеварительные вакуоли. Хотя нервной системы нет, простейшие обладают раздражимостью – реагируют на внешние воздействия положительными или отрицательными таксисами (движениями). Дыхание осуществляется всей поверхностью клетки, движение цитоплазмы обеспечивает перемещение веществ в клетке. Функцию выделения выполняют сократительные вакуоли – удаляют излишки воды. Простейшие могут размножаться бесполым и половым путём. Бесполое размножение осуществляется главным образом путём простого и множественного (шизогония) деления. Для многих групп простейших свойственен половой процесс – копуляция и конъюгация. При конъюгации происходит слияние ядер разных клеток, а при копуляции сливаются целые клетки.

Что общего в строении простейших? (работа с таблицами)

Учащиеся: Тело состоит из одной клетки (эукариотической)  Клетка состоит из трех основных частей -  оболочки, цитоплазмы, ядра.

Учитель: Чем отличаются простейшие друг от друга?

Учащиеся: Простейшие отличаются друг от друга формой тела, органами передвижения, у них встречаются разные органоиды.

Показ слайда

В современной систематике на основании родства различных представителей, особенностей их внутренней организации и образа жизни простейших разделяют на самостоятельные типы – саркожгутиконосцы, споровики, инфузории (демонстрация слайда 4 презентации).

Саркожгутиконосцы

Тип саркожгутиконосцев представлен двумя классами простейших – саркодовые (от греческого “саркос” – мясо) и жгутиковые (демонстрация слайда 5 презентации). Рассмотрим подробнее каждый из классов.

КЛАСС САРКОДОВЫЕ (демонстрация слайда 6 презентации).

1) Корненожки – это одноклеточные организмы, передвигающиеся с помощью ложноножек (псевдоподий) – выпячиваний цитоплазмы.

2) Есть корненожки, тело которых покрыто известковой раковиной. Это фораминиферы, обитающие в водах Мирового океана во всех широтах и на всех глубинах. По хорошо сохранившимся раковинкам учёные определили уже более 30 тысяч ископаемых видов, а также около 4 тысяч видов, обитающих в океанах сейчас. Их раковины участвуют в образовании морского ила, морских осадков и пород. Из них образовались месторождения известняков.

3) Радиолярии – одноклеточные, реже колониальные, свободноживущие простейшие, имеющие минеральный скелет в виде удивительно красивых образований и состоящим из кремнезёма или сернокислого стронция.

Солнечники – одна из самых малочисленных групп простейших. В ней несколько десятков видов, обитающих в пресных водах. Тело напоминает “солнышко”, но лишено минерального скелета. Питаются животными организмами.

Типичный представитель класса саркодовых – Амёба протей

Сообщение ученика: Широко распространённая в загрязнённых пресноводных водоёмах амёба протей названа в честь героя греческой мифологии морского бога Протея, который обладал способностью менять своё обличие, принимая образы всевозможных существ и предметов. Амёба протей не имеет постоянной формы тела, она непрерывно образует выросты (псевдоподии), в которые перетекает её цитоплазма.

КЛАСС ЖГУТИКОВЫЕ (демонстрация слайда 8 презентации).

Класс жгутиковые объединяет животных, органоидами движения которых служат жгутики (один или несколько). У большинства представителей наружный слой цитоплазмы уплотняется, в результате чего на поверхности тела образуется плотная эластичная оболочка, определяющая форму животного. К этому классу относятся как автотрофные, так и гетеротрофные организмы.

Древние колониальные формы простейших рассматриваются как промежуточное звено между одноклеточными и многоклеточными организмами.

Представители:

Встречаются среди жгутиковых и паразитические формы (трипанасомы, лямблия и др.). Трипанасомы живут в плазме крови человека и различных домашних животных, вызывая тяжёлые заболевания (сонная болезнь в тропических странах, трихомониаз и др).

Среди жгутиковых встречаются и колониальные формы – вольвокс. В прудах и озёрах можно найти плавающие в воде зелёные шарики диаметром 1 мм. Каждый шарик состоит из множества клеток (больше тысячи), похожих по строению на эвглену зелёную.

Эвглена зелёная – наиболее распространённый представитель класса жгутиковых. Строение и характеристика - согласно слайду 9 презентации.

Споровики

Тип споровики – это паразитические простейшие. Их жизненный цикл связан со сменой хозяев.

Представителями типа споровики являются – кровяные споровики, грегарины, кокцидии (демонстрация слайда 10 Презентации). Рассмотрение подробнее каждой группы представителей – согласно слайду 10 Презентации.

Инфузории

Инфузории – самые высокоорганизованные простейшие. Впервые инфузории обнаружили в воде, настоянной на различных травах (“инфузум” означает “настройка”).

Строение и характеристика - согласно слайду 11 презентации.

Типичным представителем типа инфузорий (ресничных) является Инфузория туфелька (демонстрация слайда 12 презентации). Характеристика и строение – согласно слайду 12 презентации.

Таким образом, мы с вами рассмотрели особенности строения, жизнедеятельности Простейших как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни.

О том, где обитают эти удивительные животные, и как переносят неблагоприятные, условия нам расскажут ребята, подготовившие сообщения.

1-е сообщение «Среда обитания простейших» (показ слайдов)

Среда обитания простейших чрезвычайно разнообразна. Многие из них живут в морях (фораминиферы, солнечники). Многочисленные виды жгутиковых и инфузорий – компоненты морского планктона (от греч. «планктос» - блуждающий): это мелкие организмы, живущие в толще воды. Многие из этих простейших обитают на дне водоемов. Некоторые одноклеточные, живущие в почве, участвуют в почвообразовании. Наконец, широкое распространение среди простейших всех классов получил паразитизм. Различные виды вызывают тяжелые заболевания у человека (например, дизентерийная амеба) и животных; некоторые простейшие паразитируют на растениях.

Учитель: Все ли среды заселили простейшие?

Учащиеся: Все, кроме наземно-воздушной.

2-е сообщение «Значение цисты в жизнедеятельности простейших» (показ слайдов)

Важная биологическая особенность многих простейших – способность к инцистированию. В неблагоприятных условиях существования простейшие образуют цисты: ядро с небольшим объемом цитоплазмы, содержащей необходимые органоиды, окружается толстой многослойной капсулой и переходит от активного состояния к покою. В цистах процессы обмена веществ практически прекращаются; они могут сохранять жизнеспособность в течение многих десятков и даже сотен лет. При попадании в благоприятные условия цисты «раскрываются» и из них выходят простейшие в виде активных и подвижных особей.

Учитель: Что было бы с простейшими, если бы они не могли образовывать цисту?

Ответы учащихся.

Учитель:  Таким образом, мы с вами рассмотрели особенности строения, жизнедеятельности Простейших как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни.

IV. Формирование умений и навыков.

Учитель:

Путь закончен наш почти

Знанья получили вы

И докажем без труда,

Что работали не зря.

А теперь мне бы хотелось увидеть, как вы запомнили особенности Простейших

Каждая группа должна будет собрать модель своего простейшего, указать не только его органоиды, но и функции которые они выполняют.

 Вам необходимо угадать простейшего по моим вопросам, которого вы будете для нас моделировать.

Вопросы для 1 группы.

  1. Передвигается с помощью ложноножек.
  2. Является хищником.
  3. Имеет тонкую оболочку.

Учащиеся: Амеба.

Учитель: Вопросы для 2 группы

  1. В клетке есть хлоропласты.
  2. Передвигается с помощью жгутика
  3. По способу питания относится и к животных и к растениям.

Учащиеся: эвглена зеленая

Учитель: Вопросы для 3 группы

  1. Органами передвижения являются реснички.
  2. Имеют две сократительные вакуоли.
  3. Непереваренные остатки пищи удаляются через порошицу

Учащиеся: Это инфузория-туфелька.

Учитель: предлагаю вам, ребята приступить к моделированию своих простейших.

Низкий уровень сложности – найти соответствующие органоиды для простейшего

Средний уровень – дать названия органоидам.

Высокий уровень – определить функции органоидов

Учитель следит за правильностью выполнения задания

V. Подведение итогов урока. Что было пройдено на уроке? Выставление оценок

VI. Домашнее задание. Изучить текст учебника на стр. 94-95, ответить на вопросы 1-7 на с.100 рубрики «проверьте свои знания».

Выполнение творческого задания. Тема для проектов: «Роль простейших в природе и жизни человека», «По морям, по волнам» (о многообразии простейших)

“Беречь и родство, и соседство, и дружество – прежде всего,
И слушать веление сердца, и следовать зову его”.



Предварительный просмотр:

МОУ «Приморская СОШ»

Доклад: «Современные подходы к  формированию здорового образа жизни обучающихся в рамках дополнительного образования».        

         

Подготовила: Зарыпова О.Н.-

педагог организатор МОУ

«Приморская СОШ»

МОУ «Приморская СОШ»

Доклад «Современные подходы к формированию здорового образа жизни обучающихся в рамках дополнительного образования»

Подготовила: Зарыпова Ольга Николаевна – педагог организатор

Здоровый человек – самое

драгоценное произведение природы.

Томас Карлейль

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.
Здоровый образ жизни пока не стоит на первом месте среди потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если школа и родители научат детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять здоровье, личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет здорово и развито не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Исходя из этого, педагоги, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с обучающимися, с их родителями должны планировать свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья всех участников педагогического процесса.

Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, поскольку физическое здоровье является одним из предпосылок формирования ЗОЖ. Однако нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья обучающихся.

Составной частью учебно-воспитательного процесса нашей школы является дополнительное образование детей и подростков, призванное обогащать, расширять и дополнять базовое образование.
Дополнительное образование имеет значительный педагогический потенциал. Оно выступает как средство формирования мотивации развития личности, создает ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении личностного достоинства.
Дополнительное образование, построенное на освоении различных видов деятельности, расширяет культурное пространство самореализации, стимулирует к творчеству. В сфере дополнительного образования на основе общности личностных интересов ребенка и взрослого интенсивно и целенапраленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций. Дополнительные образовательные программы, становясь зоной ближайшего развития ребенка, содействуют воспитанию его «культурной одаренности».
В то же время дополнительное образование детей и подростков требует большего внимания к уровню их здоровья. На развивающийся организм
ребенка действуют повышенные физические и нервно-психические нагрузки,

МОУ «Приморская СОШ»

Доклад «Современные подходы к формированию здорового образа жизни обучающихся в рамках дополнительного образования»

Подготовила: Зарыпова Ольга Николаевна – педагог организатор

связанные с усвоением дополнительного учебного материала, овладением новыми видами и формами деятельности. Для достижения значительных творческих успехов воспитанники должны работать в мастерских, тренироваться, репетировать. Много физических сил отнимает у обучающихся в рамках дополнительного образования участие в конкурсах и смотрах, концертной деятельности. Поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является общей для всей образовательной сферы.

Как отмечено выше, дополнительное образование выполняет целый ряд функций, тогда его значимость в решении вопроса по формированию здорового образа жизни возрастает.

На базе МОУ «Приморская СОШ» можно выделить следующие организационные формы дополнительного образования:

- детские объединения (кружки, секции);

- учебные занятия (факультативы, практические занятия на местности, походы и т.д.);

- массовые формы работы (концерты, выставки, конкурсы и т.д.);

- воспитательные мероприятия (спортивные соревнования, классные часы, внеклассные мероприятия и т.д.).

Учитывая одну из основных целей школы – оздоровление школьников, приоритетными являются следующие подходы к формированию здорового образа жизни при организации дополнительного образования.

Это, прежде всего формирование положительного эмоционально-психологического климата. Для этого создаются совместные планы организации досуга школьников, которые направлены, в основном, на развитие туризма, организацию походов, физкультурных соревнований, встреч на природе и пр., таким образом, обеспечивается полноценный отдых детей вне школы. Используются педагогами здоровьесберегающие технологии, направленные на формирование мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни, знание «факторов риска» для здоровья. Созданные проекты («Анализ питания школьников», «Вредные привычки», «Наркотизм и мы» и др.) – это подтверждение результативности работы  при данном подходе.

         Введены так называемые "динамические паузы" при проведении занятий, а также специально составленное расписание кружковой работы, учитывающее возрастные особенности детей и смену разных видов учебной и игровой деятельности в соответствии с новыми санитарно-гигиеническими

МОУ «Приморская СОШ»

Доклад «Современные подходы к формированию здорового образа жизни обучающихся в рамках дополнительного образования»

Подготовила: Зарыпова Ольга Николаевна – педагог организатор

нормами. Таким образом, решаются проблемы низкой двигательной   активности школьников, негативно влияющей на здоровье.

В рамках дополнительного образования осуществляется интеграция валеологических знаний на кружке «Экология человека», который предполагает воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечивает необходимыми знаниями, формирует соответствующие навыки.

Для профилактики социально-значимых заболеваний, таких как табакокурение, алкоголизм, таксикомания, наркомания, ВИЧ-инфекция внедрены в воспитательный процесс превентивные образовательные программы «Полезные привычки», «Все цвета, кроме черного».

 Организация традиционных оздоровительных мероприятий, как среди школьников, так и среди педагогов позволяет значительно расширить кругозор и найти пути решения проблемы сохранения и укрепления здоровья. Это ролевые игры («Суд над вредными привычками»), «Дни здоровья», спортивные соревнования («Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты» и др.), тематические педсоветы, семинары.  

Подводя итоги, необходимо отметить, что дополнительное образование в школе тесно связано с внеурочной работой. Внеурочная работа имеет выраженную социально-педагогическую и воспитательную направленность (беседы, классные часы, трудовые акции, коллективная творческая деятельность).

 Защита здоровья обучающихся является важнейшей задачей школы и каждого учителя по подготовке ученика к самостоятельной жизни. Поэтому дополнительное образование в школе направлено на формирование культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, соответствующих навыков, обеспечение необходимыми знаниями детей как основного будущего ресурса нации.


 




Предварительный просмотр:

МБОУ «Приморская СОШ»

Доклад

«Современные подходы к организации здоровьесберегающей среды в школе как основного фактора индивидуализации и самореализации обучающихся»

Подготовила: Зарыпова Ольга Николаевна –

учитель биологии первой квалификационной

категории МБОУ «Приморская СОШ»

п. Приморский

Здоровый человек – самое

драгоценное произведение природы.

Томас Карлейль

Задача сохранения и укрепления здоровья школьников является одной из основных в образовательной политике.

Поэтому, если школа и родители научат детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять здоровье, личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет здорово и развито не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Исходя из этого, педагоги нашей школы, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с обучающимися и их родителями планируют свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья.  

Учитывая одну из основных целей школы – воспитание психически и физически здоровой личности школьника, в рамках программы «Формирование системы знаний по охране здоровья у обучающихся», приоритетными являются следующие подходы к формированию здорового образа жизни при организации учебно-воспитательного процесса.

        Это, прежде организация работы поста здоровья, который создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса. В состав наркопоста входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог-организатор, социальный педагог, детский педиатр, классные руководители, председатель родительского комитета.

        Вся работа наркопоста предусматривает следующие направления.

        1. Работа с обучающимися:

- агитация здорового образа жизни среди обучающихся через уроки биологии, экологии, окружающего мира, ОБЖ;

- диагностика с целью профилактики отклонений в состоянии здоровья, а также в поведении и успеваемости с помощью психофизических методов и коррекционной работы через физкультурно-оздоровительные мероприятия, режим, индивидуальную работу, рационально составленное расписание;

        -  привлечение детей к кружковой, спортивной деятельности;

- проведение тематических акций: «Анти-пиво», «Уличные дети», «Мы против наркотиков», «Соблюдай порядок»;

- проведение тематических вечеров, декад, праздников: «День здоровья», «Осенний кросс», «Мы против наркотиков».

2. Санитарно-просветительская работа с родителями это:

- встречи, консультации, беседы;

- дни открытых дверей;

-  общешкольные родительские собрания;

- тематические родительские встречи, собрания по проблемам распространения и употребления ПАВ;

-  помощь родителям в трудоустройстве школьников.

3. Тематическая работа с педагогами:

- подготовка и проведение  декад по профилактике негативных явлений  среди молодежи «Здоровым быть модно»;

- просветительская работа среди специалистов (учителей-предметников, классных руководителей) образовательного учреждения, способных активно участвовать в реализации антинаркотических программ в рамках учебно – воспитательной работы учреждения;

- методическое обеспечение и ведение информационно – образовательной антинаркотической деятельности в учреждении, оказание консультативной помощи педагогам по вопросам  профилактики зависимости от ПАВ.

         Формирование положительного эмоционально-психологического климата возможно благодаря рационально составленным планам организации учебного процесса и досуга школьников. Таким образом, школьники учатся беречь и укреплять свое здоровье. Как говорил выдающийся отечественный физиолог Н.Е.Введенский: «Люди устают и болеют не от того, что много работают (потенциальные возможности человека больше, чем используются за всю жизнь), а от того, что они неправильно организуют труд и отдых». Отсюда вытекает совершенно обоснованное требование о том, чтобы каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены и медицины, смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке.

Используются педагогами здоровьесберегающие технологии, направленные на формирование мотивации на здоровье, осознание социальных норм здорового образа жизни, знание «факторов риска» для здоровья. Созданные проекты («Анализ питания школьников», «Вредные привычки», «Наркотизм и мы» и др.) – это подтверждение результативности работы  при данном подходе.

         Введены так называемые "динамические паузы" при проведении занятий, а также специально составленное расписание уроков, расписание кружковой работы, учитывающее возрастные особенности детей и смену разных видов учебной и игровой деятельности в соответствии с новыми санитарно-гигиеническими нормами. Таким образом, решаются проблемы низкой двигательной   активности школьников, негативно влияющей на здоровье.

 Осуществляется интеграция валеологических знаний на уроках биологии, экологии, ОБЖ, окружающего мира,  на занятиях кружка «Экология человека». Таким образом, осуществляется воспитание потребности вести здоровый образ жизни, а также школьники получают необходимые знания, формируются соответствующие навыки.

Для профилактики социально-значимых заболеваний, таких как табакокурение, алкоголизм, таксикомания, наркомания, ВИЧ-инфекция внедрены в воспитательный процесс превентивные образовательные программы «Полезные привычки», «Все цвета, кроме черного».

Организация традиционных оздоровительных мероприятий, как среди школьников, так и среди педагогов позволяет значительно расширить кругозор и найти пути решения проблемы сохранения и укрепления здоровья. Это ролевые игры («Суд над вредными привычками»), «Дни здоровья», спортивные соревнования («Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты» и др.), тематические педсоветы, семинары.  

Должное внимание в школе уделяется правильно организованному школьному режиму как обязательному условию успешности проведения занятий. Основными элементами школьного режима являются:

а) продолжительность учебного года и каникул;

б) распорядок занятий в течение учебного дня и учебной недели;

в) продолжительность урока и правильное его построение в психогигиеническом отношении;

г) организация перемен между уроками;

д) организация питания в школе;

е) требования к микроклимату и освещению.

Оснащенность МОУ «Приморская СОШ» спортивным снаряжением позволяет проводить физкультурные занятия, секции, спортивные соревнования. В школе имеется большой спортивный зал, оборудованный соответственно возрастным особенностям детей -  баскетбольными кольцами, волейбольными сетками, гимнастическими снарядами, имеются теннисные столы в рекреационных зонах старшей школы, тир. На школьном стадионе есть футбольное поле, волейбольная площадка, яма для прыжков, площадка, оборудованная гимнастическими снарядами.

        Занятия детей в спортивных секциях и участие в соревнованиях согласуется с врачом.

Питание детей и подростков осуществляется на базе школьной столовой при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию

           Таким образом, вся воспитывающая  оздоровительная среда в школе представлена различными зонами.

  1. Образовательная – учебные кабинеты, кабинет информатики, библиотека, учебно-опытный участок
  2. Спортивно-оздоровительная – большой спортивный зал, школьный стадион, игровая комната, рекреационные помещения, оборудованные теннисными столами, территория школьного двора, также имеющая различные развивающие зоны, столовая.
  3. Досуговая зона –  актовый зал, игровые комнаты, танцевальный зал.

        Все эти зоны задействованы для решения задач организации отдыха и оздоровления детей. Учебные кабинеты дооборудуются для организации досуга – кружковой работы, творческих и исследовательских объединений, экологических отрядов.

       Кроме этого, воспитывающая оздоровительная среда постоянно расширяется за счет сотрудничества с районными спортивными и досуговыми  организациями, экскурсий и выездов на природу.

В результате планомерной оздоровительной работы школы ежегодно увеличивается количество оздоровленных обучающихся как в каникулярное время, так и во время обучения. Наши школьники являются участниками и призерами районных, окружных спортивных соревнований.  По итогам 2010-2011 учебного года работа нашего наркопоста была признана лучшей и отмечена в области. В рамках участия в областном конкурсе «Лучший наркопост» школа была поощрена канцелярскими товарами на 8527 рублей и принтером Областным ПОУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции». Также школа является дипломантом областного конкурса «Лучший лагерь Приангарья – 2010».

Подготовила                                                  Зарыпова О.Н.