Обобщение опыта работы
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО ГОРОДА
(из опыта работы)
Аннотация: статья посвящена актуальной проблеме патриотического воспитания детей. Рассматривается педагогический опыт работы авторов в ознакомлении с историей родного города, предполагающий систему в использовании форм, методов и приемов педагогического воздействия.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, дети, родной город, история, экскурсия, макетирование.
В наше непростое время, в связи с огромными изменениями и происходящими событиями как в нашей стране, так и в мире, вопрос воспитания у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее встает как никогда остро!
Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Дошкольник познает мир в тесной связи с тем, что его окружает. Маленький человек с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре своей малой родины, к быту своего народа. Таким образом, воспитание патриотических чувств должно начинаться с малой Родины - родного города, со знакомства с его историей, памятниками и достопримечательностями, с природы, окружающей ребенка, с семьи, семейных традиций. В связи с этим, в нашем муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 25 г. Выборга» одним из приоритетных направлений в рамках патриотического воспитания является изучение истории родного города.
В соответствии с ФГОС ДО [3] содержание патриотического воспитания входит во все образовательные области. Отметим также, что воспитание любви к родному городу возможно лишь в случае, если этот процесс целенаправленный, предполагающий систему в использовании форм, методов и приемов педагогического воздействия [1]. Авторами опыта разработана система работы по данному направлению, раскрывающая особенности и специфику работы по воспитанию патриотических качеств, влияющих на эмоциональную сферу, что положительно сказывается на результатах.
Выездные экскурсии.
(образовательная область – «познавательное развитие»)
К сожалению, в наше время дети чаще видят окружающий их мир из окна автомобиля. Они лучше знают, где в городе, в котором живут, находятся супермаркеты и кафе, их названия и назначение, и совсем не знают достопримечательности, памятные места и памятники родного города с их вековой историей. И это печально! Вот этот пробел мы, воспитатели, и пытаемся заполнить. Но одно дело, когда ребенок увидит все с экрана компьютера или с иллюстраций, и, совсем другие ощущения он получит, когда воочию увидит здание, памятники, экспонаты, окунется в атмосферу той прошлой жизни с ее обычаями, событиями и праздниками. Мы полностью согласны с высказыванием великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова «Человек, не знающий прошлого, не имеет будущего!». И вот, чтобы помочь детям узнать и прочувствовать все происходящее в прошлом и настоящем мы проводим тематические экскурсии.
Надо сказать, что сама смена обстановки уже вызывает у детей бурю эмоций! Ведь ребенок находится в детском саду пять дней в неделю с утра и до вечера. Многие современные родители считают, что материальные блага это куда важнее, чем просто погулять по старинным улочкам города, рассказать историю сооружений и памятников, да и просто поговорить с ребенком не находят времени.
Вообще экскурсия – это совсем непростое, как кажется на первый взгляд, мероприятие. Казалось бы, что тут сложного: заказал автобус, отвез детей, там все рассказали и привезли обратно в сад. Нет! К экскурсии нужно готовиться очень тщательно. Прежде всего выбираем тематику. В каждом детском саду есть календарно-тематическое планирование, есть тема недели. И мы стараемся, чтобы тема экскурсии совпадала с темой той или иной недели. Также обговариваем с экскурсоводом, какую информацию нужно донести да ребенка, чтобы она была интересной, доступной и соответствовала возрасту. Подготавливаем ряд вопросов, чтобы, если что - то экскурсовод упустил, можно было дополнить. И попутно учим детей как правильно общаться во время экскурсии. Задача экскурсии направить и сконцентрировать внимание детей на конкретной теме и конкретном исследуемом объекте. Экскурсия как раз и нужна для того, чтобы ребенок получил как можно больше информации и впечатлений.
Например, тема «Растения и животные Ленинградской обрасти». Мы съездили в наш Краеведческий музей в выставочный зал «Природа Карельского перешейка», тема «Осень» - экскурсия в парк Монрепо, тема «Профессии» - экскурсия в пожарную часть, тема «Домашние животные» - экскурсия в клинику «Аурика», недавно, в какнун празднования дня Победы – экскурсия в выставочный зал «Выборг – город воинской славы», перед 8 Марта – в мастерскую «Выборгская карамель».
Мы не просто проводим экскурсию, но и обязательно беседуем после нее для закрепления полученной информации. Также после каждой экскурсии монтируем видео и обязательно выкладываем в социальные сети для того, чтобы родители видели все эмоции и заинтересованность детей. Это тоже имеет положительное значение. Мы воспитываем не только детей, но и родителей. Дети обязательно поделятся впечатлениями дома, а родители обязательно поговорят с детьми, ну или хотя бы выслушают своего ребенка, что тоже немаловажно для него!
Очень важна в закреплении полученной информации продуктивная деятельность: рисование, лепка, поделки, макеты, чтобы дети смогли выразить свое впечатление и отношение к родному городу.
Макетирование зданий и сооружений родного города.
(образовательная область – «художественно-эстетическсое развитие»)
Технология макетирования играет очень важную роль в организации образовательного пространства, она является стимулом для развития познавательной активности каждого ребенка.
В чем же эффективность и целесообразность использования технологии макетирования?
Во-первых, его самое главное достоинство – простота. Макет могут изготовить все.
Во-вторых, это новая технология – открывающая новые возможности; современная педагогическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу педагога в познавательно-исследовательской работе с детьми дошкольного возраста.
В-третьих, является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала.
В-четвертых, он гармонично вписывается в познавательную деятельность дошкольников, в общепринятую систему воздействия на развитие дошкольника и обеспечивает ее логическую завершенность.
И в-пятых, носит характер комплексного воздействия, не только развивает познавательные способности, но и способствует развитию памяти, внимания, мышления, творчества.
Посещая на экскурсии тот или иной объект, ребенок погружается в атмосферу прошлого, видит все своими глазами, соприкасается с деталями и конструкциями, что непременно откладывается в его сознании и помогает в дальнейшем для создания мини копии этого здания. Это и есть предварительная работа, которая заключается в изучении информации, проектированию и подбору материалов. Для изготовления макетов мы использовали самый разнообразный материал: и бросовый, и природный, и покупной.
Создание макетов исторических зданий и сооружений позволяет ребенку почувствовать себя творцом, дает возможность выражать свои мысли и чувства, превращать фантазии в реальность.
Макеты изготавливались как по желанию и инициативе детей, так и по моим предложенным темам. Создание макетов, посвященных родному городу, позволяет детям закрепить полученную в ходе экскурсии историческую информацию, относиться бережно к истории города, развивает любознательность, желание создавать, а не разрушать. Это играет очень важную роль в воспитании патриотических чувств у ребенка, чувства гордости и уважения к малой родине.
Инновационный проект «Маленький блогер»
(образовательная область – «социально-коммуникативное и речевое развитие»)
Задача проекта «Маленький блогер» - обучение детей старшего дошкольного возраста создавать качественный, информативный контент по истории родного города Выборга в сети (использовать блоги на YouTube-канале). В копилке нашего дошкольного учреждения более 20 репортажей и все они знакомят с историей города Выборга.
Прием «Блогерство» позволяет развивать личностные качества детей, учит преодолевать скованность, быть активным и самостоятельным собеседником, развивает уверенность в себе и своих высказываниях, учит строить монолог, овладевать связным описательным и последовательным рассказом об увиденном, а также развивать культуру общения и речи. Но, главное, что этот проект формирует у воспитанников чувство сопричастности к семье, городу, к его истории и культуре.
Наши маленькие блогеры ещё не известны большому кругу пользователей сети, наши подписчики – родители и педагоги нашего детского сада, но мы надеемся, что со временем наши репортажи про любимый город Выборг наберут свою популярность среди жителей и конечно гостей города!
Педагогическая технология «Клубный час»
Педагогическая технология «Клубный час» заключается в том, что дети могут в течение одного часа перемещаться по всему зданию (или участку) детского сада, соблюдая определённые правила поведения.
Данная технология используется ежемесячно, носит тематическсий характер. Все клубные часы посвящены изучению родного города, его традиций.
Мероприятие строго структурировано. Все сотрудники детского сада предупреждаются о дне и времени проведения клубного часа, сообщается тема, готовятся различные виды деятельности по теме. В каждой группе свой вид деятельности по пяти образовательным областям. Закрываются входные двери в сад. Сотрудники находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими делами, ожидая прихода детей. Каждый ребенок может побывать в любой группе, выбрать и самостоятельно выполнить задание, предложенное воспитателем. По окончании «Клубного часа» ответственный проходит во всем этажам (группам), например, с колокольчиком, подавая сигнал о том, что пора возвращаться в группы.
Темы Клубного часа: «Секреты бабушкиного сундука», «Живут в Выборге разные народы», «Русская береза», «Светлая пасха», «Мой город Выборг», «Мы – Родины защитники» и т.п.
Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие у детей в процессе «Клубного часа» и обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя пути их решения в совместной деятельности.
Приведенные формы работы по патриотическому воспитанию дошкольников, помогли повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете, объекте или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшего использования таких форм организации воспитательно-образовательного процесса дошкольников, с целью достижения более высокого уровня сформированности чувства патриотизма, духовной силы, ощущения своей неразрывной причастности к Родине.
Список литературы
1. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание) / Н.В. Алешина. – М., 2011.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 96 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт дистанционной работы в период карантина по коронавирусной инфекции | 2.46 МБ |