Здоровьесберегающие технологии
Опубликовано 03.07.2019 - 15:38 - Ступникова Наталья Вячеславовна
Здоровьесберегающие технологии – это инструмент реализации профилактических мероприятий, нацеленных на сбережение, поддержание и обогащение ресурса здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.
Дошкольный возраст – это решающий этап в формировании основ психического и физического здоровья детей. Именно в эти годы интенсивно формируются органы и развиваются функциональные системы организма дошкольника.
Актуальность использования здоровьеберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении объясняется тем, что в последние годы замечена устойчивая тенденция снижения уровня здоровья дошкольников, все больше детей показывают нарушение физического и психического развития.
Цель здоровьесберегающих технологий – предоставить каждому дошкольнику высокий уровень здоровья, дав ему необходимый багаж умений, знаний, навыков, которые нужны для здорового образа жизни, заложив в нем культуру физического и психического здоровья. Я считаю, что эта цель достигается путем решения многих задач педагогом в ходе своей деятельности, одними из которых являются:
• закладывание фундамента физического здоровья;
• повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
• проведение профилактической оздоровительной работы;
• ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
• мотивация детей на здоровый образ жизни;
• формирование полезных привычек;
• обучение валеологическим навыкам;
• развитие осознанной потребности в регулярных занятиях спортом;
• воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Создание условий здоровьесберегающего воспитания дошкольников подразумевает:
• Организацию деятельности детей в игровой форме;
• Построение педагогического процесса в образе модели культуры;
• Снабжение деятельности детей игрушками, оборудованием, играми и пособиями.
Ожидаемым результатом использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются формирование здорового образа жизни у дошкольника, его полноценное и гармоничное развитие.
Здоровьесберегающие технологии в целом делятся на 4 группы:
I. Технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников.
Динамические паузы (физкультминутки, включающие пальчиковую, дыхательную, гимнастику для глаз и артикуляционную гимнастику);
Спортивные и подвижные игры;
Тренажеры, контрастная дорожка.
II. Технологии обучения ЗОЖ.
Физкультурные занятия;
Гимнастика после сна;
Точечный массаж;
Бассейн;
Спортивные праздники, развлечения;
СМИ (ситуативные малые игры – подражательная ролевая имитационная игра);
День здоровья.
III. Технологии музыкального и цветового воздействия.
Музыкальная и цветовая технология;
Технология использования сказок.
IV. Технология коррекции поведения.
Практическая реализация поставленных задач
Динамические паузы. Организует и проводит педагог во время занятий, 2-5 минут. Сюда входят элементы дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз. Правильное дыхание помогает избежать гайморита, астмы, неврозов, избавляет от насморка, головной боли, простуды, расстройства ЖКТ, сна, помогает быстро восстановить работоспособность после физического и умственного утомления.
Подвижные и спортивные игры. Организуют и проводят педагог или руководитель физической культуры. Используются в качестве физкультурного занятия в спортзале, в игровой комнате или на прогулке.
Релаксация. Организуют педагог или руководитель физической культурой. Подходит для всех возрастных групп. Рекомендуется использование во время проведения релаксации спокойной классической музыки.
Пальчиковая гимнастика. Рекомендована с младшего возраста с подгруппой, либо индивидуально. Проводят гимнастику педагог и логопед. Полезна абсолютно всем детям, но особенно необходима тем, у кого наблюдаются проблемы в развитии речи. Такую гимнастику можно проводить в любое время, в том числе во время занятий.
Гимнастика для глаз. Должна проводиться ежедневно, по 3-5 минут, в любое свободное время, на занятиях. Снимает зрительную нагрузку.
Дыхательная гимнастика. Внедряется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, на физкультминутках, во время занятий, а также после сна - во время общей гимнастики.
Проблемно-игровые ситуации. Организуются в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксируется, проводятся занятия в зависимости от поставленных педагогом задач. Занятие можно организовать даже незаметно для детей, сам педагог включается в игровую деятельность.
Коммуникативные игры. Один раз в неделю, начиная с младшего дошкольного возраста. Сюда входят этюды, беседы и игры разного уровня подвижности, занятия рисованием, которые способствуют быстрой адаптации детей в коллективе. Проводит педагог.
Психогимнастика. Проводит педагог. Один раз в неделю, начиная с младшего дошкольного возраста.
Технология воздействия сказкой. Сказка – это зеркало, которое отражает настоящий мир через призму личного восприятия. В ней может быть все, чего не может быть в жизни. Вспоминая старые образы и придумывая новые, дети расширяют свой образный репертуар, внутренний мир ребенка становится богаче. Это настоящий шанс понять и принять себя и мир, измениться в нужном направлении и повысить самооценку.
Технологии цветового и музыкального воздействия. Реализуются в разных формах физкультурно-оздоровительной работы. Применяются с целью снятия напряжения, повышения эмоционального настроения. Занятия могут проводить педагог и музыкальный руководитель.
В здоровый образ жизни ребенка входит адекватная физическая активность, личная гигиена, рациональное питание, здоровый психологический климат в семье, детском саду, внимательное отношение к личному психическому и физическому здоровью, отсутствие вредных привычек.
Здоровьесберегающие технологии, которые применяются в работе с родителями и педагогами:
1. Родительские собрания и педагогические советы;
2. Семинары – практикумы и консультации;
3. Анкетирование;
4. Памятки и буклеты;
5. Дни здоровья, спортивные праздники и досуги;
6. Дни открытых дверей;
7. Личный пример педагога.
Используемая литература:
1. Белая К.Ю. «Инновационная деятельность в ДОУ»;
2. Веракса Н.Е. Программа «От рождения до школы»;
3. Крылова Н.И. «Здоровьесберегающее пространство в ДОУ»;
4. Хабарова Т.В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании»;
5. Чистякова М.И. «Психогимнастика».