Личностно – ориентированная технология
Опубликовано 18.11.2019 - 14:17 - Ступникова Наталья Вячеславовна
Личностно – ориентированная технология коррекции и развития познавательной сферы
детей дошкольного возраста
Умственное развитие – важнейшее направление в формировании психики детей дошкольного возраста. Оно предполагает не только получение определенной суммы знаний, но, главным образом, развитие психических познавательных процессов и способностей, овладение способами и приемами познавательной деятельности. Лишь в этом случае ребенок научится самостоятельно усваивать знания и использовать их на практике.
Психические познавательные процессы – это психические явления, в своей совокупности, непосредственно обеспечивающие, как процесс, так и результат. К их числу относятся восприятие, внимание, память, мышление и воображение. Познавательная активность возникает у детей в процессе познания и выражается в заинтересованности принятия информации, в желании углубить, уточнить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы; в умении и желании задавать вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усваивать способ познания и умения перенести его на практическую деятельность.
Актуальность использования технологии коррекции и развития познавательной сферы – формирование и развитие процессов в значительной степени определяющих успешность дальнейшей учебной деятельности ребенка дошкольного возраста.
Цель технологии коррекции и развития познавательной сферы – создание условий для реализации всестроннего потенциала детей дошкольного возраста с учетом их знаний, способностей и навыков. Я считаю, что эта цель достигается путем решения многих задач педагогом в ходе своей деятельности, главными из которых являются:
• коррекция и развитие восприятия (цвет, форма и величина);
• коррекция и развитие внимания (устойчивость, переключение и распределение);
• коррекция и развитие памяти (зрительная, слуховая, смысловая);
• коррекция и развитие мышления (наглядно – действенное, наглядно – образное, словесно – логичееское);
• развитие воображения (воссоздающее и творческое).
Ожидаемым результатом использования технологии коррекции и развития познавательной сферы детей дошкольного возраста при условии успешной реализации данных целей и задач будут являться положительная динамика в развитии познавательной деятельности, а так же в мотивационной, эмоциональной и коммуникативной сферах.
Основная характеристика познавательных процессов детей дошкольного возраста
Восприятие. Одновременно с развитием ощущений у детей в возрасте от 2 до 6 лет продолжается развитие восприятия. В этот период под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно разделять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.
Еще большую трудность представляет для детей восприятие времени. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже». Определенные затруднения возникают у детей и при восприятии изображений предметов.
Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. Начиная со старшего дошкольного возраста дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес. Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.
Память. Существенные изменения у детей происходят в развитии произвольной памяти. Первоначально память носит непроизвольный характер – в дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти у ребенка в дошкольный период начинается в процессе его воспитания и во время игр. Степень запоминания зависит у ребенка от его интересов. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес, и запоминают осмысленно, понимая то, что запоминают. При этом, дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно – логические отношения между понятиями. Кроме этого, у детей существенно удлиняется латентный период, при котором ребенок может узнать предмет, уже известный ему из прошлого опыта. Так, к концу третьего года ребенок может вспомнить то, что воспринималось им несколько месяцев назад, а концу четвертого – то, что было примерно год назад.
Мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Дети дошкольного возраста прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы. Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметом и его результат и, таким путем, решает стоящую перед ним задачу. Образное мышление – основной вид мышления детей дошкольного возраста. В простейших формах оно появляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата, – перемещение предмета, его использование или изменение. Дети младшего дошкольного возраста решают подобные задачи при помощи внешних ориентировочных действий, то есть на уровне наглядно – действенного мышления. В среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а потом и более сложных задач с косвенным результатом дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме. После того как ребенка познакомят с несколькими вариантами задачи, он может решить новый ее вариант, уже не прибегая к внешним действиям с предметами, а получив необходимый результат в уме.
Предпосылки для развития логического мышления, усвоения действий со словами, числами как со знаками, замечающими реальные предметы и ситуации, закладываются в конце раннего детства, когда у ребенка начинает формироваться знаковая функция сознания. В это время он начинает понимать, что предмет можно обозначить, заместить при помощи другого предмета, рисунка, слова. Однако слово может долго не применяться детьми для решения самостоятельных мыслительных задач. И наглядно – действенное, и особенно наглядно – образное мышление тесно связаны с речью. При помощи речи взрослые руководят действиями ребенка, ставят перед ним практические и познавательные задачи, учат способам их решения. Речевые высказывания самого ребенка, даже в тот период, когда они еще только сопровождают практическое действие, не предваряя его, способствуют осознанию ребенком хода и результата этого действия, помогают поискам путей решения задач.
Воображение ребенка складывается в игре. На первых порах оно неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок скачет верхом на палочке – в этот момент он всадник, а палка – лошадь. Но он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, пригодного для скакания, и не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней. В игре детей трех-, четырехлетнего возраста существенное значение имеет сходство предмета – заместителя с предметом, который он замещает. У детей более старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает.
Практическая реализация поставленных задач
Игры и упражнения на коррекцию и развитие восприятия.
Игры и упражнения на коррекцию и развитие внимания.
Игры и упражнения на коррекцию и развитие памяти.
Игры и упражнения на коррекцию и развитие мышления.
Игры и упражнения на развитие воображения.
Используемая литература:
1. Арцишевская И.Л. «Психологический тренинг для будущих первоклассников»;
2. Башаева Т.В. «Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук»;
3. Веракса Н.Е. Программа «От рождения до школы»;
4. Симановский А.Э. «Развитие творческого мышления детей»;
5. Шарохина В.Л. «Коррекционно - развивающие занятия в младшей, средней и старших группах».