Игровая педагогическая технология

Ступникова Наталья Вячеславовна
Игровая педагогическая технология коррекции и развития коммуникативной сферы
детей дошкольного возраста
Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по разработке и подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов и результатов игровой деятельности.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно быть интересным и занимательным.
Актульальность использования игровой технологии – формирование способностей к взаимодействию у детей дошкольного возраста со сверстниками. 
Цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности детей в форме различных педагогических игр. Я считаю, что эта цель достигается путем решения многих задач педагогом в ходе своей деятельности, главными из которых являются: 
мотивация ребенка. Процесс обучения ребенка в игровой форме пробуждает интерес к деятельности, радует и превращает процесс получение знаний в занимательное путешествие, в мир новой информации и навыков.
коррекция и развитие коммуникативных навыков. В игре дети учатся общению со сверстниками и со взрослыми, примеряют роль и лидера, и исполнителя, тренируются находить компромиссы и находить выход из конфликта, развивают речь.
самореализация. Именно через игру ребенок учится познавать свои возможности, проявлять инициативу, делать осознанный выбор.
Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:
Знания методики игровой деятельности;
Профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;
Учета возрастных и индивидуальных возможностей.
Ожидаемым реультатом использования игровых технологий в ДОУ являются усвоение знаний, умений и навыков деятельности за счет собственной двигательной активности ребенка. 
Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:
I. По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические;
II. По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические;
III. По характеру игровой методики – игры с правилами, игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры, игры, где одна часть правил задана не условиями игры, а устанавливается в зависимости от ее хода;
IV. По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические;
V. По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно – ролевые, режиссерские. 
Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
 
Практическая реализация поставленных задач
Сенсорные игры. Цель – приобретение сенсорного опыта. Дети играют с предметами, изучая их особенности и свойства. Развиваются физические и сенсорные возможности ребенка.
Моторные игры. Цель – осознание своего физического «Я», формирование культуры тела. Моторные игры дают эмоциональный заряд, способствуют развитию моторных навыков.
Коллективные игры. Цель – физическое упражнение, разрядка напряжения, обучение управлению эмоциями и чувствами. 
Речевые игры. Цель – структурирование своей жизни с помощью различных слов и словосочетаний, экспериментирование и освоение ритмического строя мелодии языка. Игры со словами позволяют ребенку овладеть грамматикой, пользоваться правилами лингвистики, осваивать смысловые нюансы речи.
Ролевые игры и имитации. Цель – знакомство с социальными отношениями, нормами и традициями, присущими культуре, в которой живет ребенок, и их освоение. Дети не только имитируют особенности чьего-то поведения, но и фантазируют, достраивают ситуацию в своем воображении.
Перечисленными видами игр не исчерпывается весь спектр игровых методик, однако, как правильно подчеркивается, на практике чаще всего используются именно эти игры, либо в сочетании с другими видами игр.
Используемая литература:
1. Веракса Н.Е. Программа «От рождения до школы»;
2. Калинина Р.Р. «Тренинг развития личности дошкольника»;
3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»;
4. Куражева Н.Ю, Вараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками «Цветик – семицветик»;
5. Семенака С.И. «Уроки добра». 
 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: