Работа с детьми
Опубликовано 29.06.2019 - 19:02 - Ступникова Наталья Вячеславовна
Доброта, отзывчивость, честность, порядочность, трудолюбие – прекрасные человеческие качества, которые хотят воспитать и развить родители у своих детей. Но, к сожалению, их желание не всегда осуществляется легко и просто.
Пытаясь понять, что стало причиной неудачи, родители склонны видеть ее в том, что были с ребенком недостаточно строги и мало наказывали, в плохом влиянии сверстников и среды. А иногда видимой причины вроде бы и вообще не было.
Дело в том, что личностное становление ребенка происходит под влиянием самых разных воздействий: и примера окружающих людей, и жизненных обстоятельств, и полученных впечатлений, и собственной практической деятельности.
Для благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и сопереживания. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем, вызывают у него ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к позитивным установкам и требованиям окружающей среды.
Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности и безопасности, чувство эмоционального благополучия. В противном случае, нередко растет отчуждение между родными и близкими, детьми и родителями. Поэтому, крайне важным является оказать своевременную психологическую помощь и поддержку, и семье, и ребенку.
Диагностика
Диагностика развития детей дошкольного возраста направлена помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить взаимоотношения с ним. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые.
Проведение любой диагностики всегда связно с тем, с какой целью она проводится и как будут использованы ее результаты. Диагностика представляет собой диагностические задания, направленные на изучение личности ребенка. Полученные в ходе диагностики результаты позволяют педагогам и родителям следить за ходом развития ребенка и осуществлять индивидуальный подход.
Выявление темпов развития ребенка позволяет педагогу поддерживать каждого ребенка на его уровне развития, создавать условия для его продвижения вперед на основе индивидуальных возможностей и потребностей. Это помогает ребенку выработать чувство самоценности, положительное эмоциональное самоощущение и самовосприятие, что в результате формирует у него позитивное отношение к познанию себя, других людей и окружающего мира.
Коррекционно – развивающая работа
С самого раннего возраста ребенок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. В общении осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен мыслями и чувствами. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. В этот период познавательная активность развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе элементарные нравственные представления, простейшие навыки коммуникации ребенка со взрослыми и сверстниками.
Поддерживая разносторонний детский интерес, нужно вести ребенка от знакомства с окружающим миром к его пониманию, что возможно только при комплексной и системной коррекционно – развивающей работе с детьми.
Коррекционно – развивающая работа с детьми может проводиться как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям работы, так и по процедуре и приемам работы.
В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции и развития ребенка является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использована как для коррекции личности ребенка, так и для развития его познавательных процессов, речи, общения, поведения.
Индивидульная форма работы помогает ребенку получить недостающие знания, умения и навыки, которые необходимы ему в процессе становления личности. Для того, чтобы индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста способствовала преодолению и сглаживанию специфических трудностей, испытываемых ребенком в ходе обучения на групповых занятиях, она строиться на основе тщательного и всестороннего изучения особенностей развития ребенка. Такое изучение осуществляется с помощью индивидуальной психологической диагностики.
Группа сверстников дает ребенку возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, помогает учитывать мнение других и отстаивать свое собственное, проявлять уверенность и самодостаточность.
Используемая литература:
1. Арцишевская И.Л. «Психологический тренинг для будущих первоклассников»;
2. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Диагностика развития ребенка»;
3. Стребелева Е.А «Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста»;
4. Шарохина В.Л. «Коррекционно – развивающие занятия в младшей, средней и старшей группе»;
5. Шарохина В.Л. «Психологическая подготовка детей к школе».