Эссе

Вонда Олеся Александровна

Мои размышления о педагогической деятельности. Размышления о роли чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе О. А. Вонды на тему: «Моя педагогическая философия»

«В каждом человеке  солнце. Только дайте ему светить».

Cократ

«Тысячи малышей… на краю скалы, над пропастью… И мое дело – ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть… Они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи» (Д. Селенджер, 1951 г.).   Я работаю воспитателем группы «Особый ребенок», и это то, чего мне всегда по-настоящему хотелось.

С раннего детства меня окружали люди, нуждающиеся в моей помощи и поддержке: мама, воспитывающая нас без отца; младшая сестра; бабушка с неизлечимым заболеванием. Чуть позже в наш класс поступил мальчик с тяжелым заиканием, затем у меня появилась подруга, семья которой приехала из Казахстана не имея ни одежды, ни крова. Так, детские и школьные годы воспитали во мне сострадание к людям; искреннее желание помочь в трудную минуту, с одной стороны, и принятие их такими, какие они есть, с другой стороны.

Мое стремление помогать испытывающим лишения и любовь к родному, русскому языку гармонично сочетаются в дефектологии (понимание этого пришло ко мне только сейчас, при обдумывании содержания эссе). Поэтому семь лет назад, приняв решение связать свою профессиональную деятельность с дошкольным образованием, я не раздумывая ни минуты согласилась на должность воспитателя группы «Особый ребенок», когда узнала, что дети с различными тяжелыми нарушениями уже два месяца не посещают детский сад, так как нет педагога.

Мне очень близки слова, произнесенные Л. И. Швецовой, государственным и политическим деятелем: «Люди с ограниченными возможностями – это люди, которым судьба послала сложные испытания… Только сочувствия мало, надо развивать возможности».

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. У каждого ребенка свои особенности, свои возможности, свой темп развития, двух одинаковых детей нет и не может быть. Развитие возможностей с учетом индивидуальных особенностей – это цель, которая стоит передо мной при воспитании детей с тяжелыми и множественными нарушениями.

В. А. Сухомлинский считал, что «ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста». По мнению Л. С. Выготского, физический или психический дефект у ребенка препятствует развитию его общения с окружающими, установлению широких социальных связей, что является неблагоприятным фактором личностного развития. Дошкольники, с которыми я работаю, имеют тяжелые физические и психические нарушения развития разной степени. Это чрезвычайно неоднородная по своему составу группа детей: у одних страдает интеллект и сенсорная сфера; другие имеют нарушения опорно-двигательной системы, общей и мелкой моторики; у третьих отмечается отсутствие саморегуляции поведения и деятельности. При этом все дети с особенностями развития испытывают большие сложности в общении и социальном взаимодействии с другими людьми.

Именно поэтому основное направление моей деятельности – социализация дошкольников, имеющих особые образовательные потребности. Воспитывая особых детей, я с уверенностью могу сказать, что не человека нужно адаптировать к окружающему пространству, к обществу; а само пространство, социальное окружение необходимо «выстроить» с учетом возможностей и потребностей дошкольников так, чтобы окружающая среда способствовала их позитивной социализации, развивала имеющиеся возможности и учитывала особые образовательные потребности.

Выбор подхода для работы с особыми дошкольниками – сложная задача, которую я решила, остановившись на сочетании поведенческого и гуманно-личностного подходов. Многие скажут, что такое единство невозможно, ведь поведенческий подход предполагает четко структурированные деятельность и пространство, а при гуманном подходе педагог – любящий и заботливый друг. Ш. А. Амонашвили сказал: «Ребенок становится счастливым, как только ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь». Так хочется видеть особых детей счастливыми! На мой взгляд, именно такое сочетание, казалось бы, взаимоисключающих идей способствует организации развивающего пространства, необходимого для позитивной социализации детей с тяжелыми и множественными нарушениями.

Зонирование помещения; визуальная поддержка в виде фотографий, картинок, схем, индивидуального расписания; наличие уголка уединения; снижение действия слуховых и зрительных раздражителей; постоянный отклик педагога на физическое и психическое состояние ребенка, учет его индивидуальных особенностей и образовательных потребностей; а также любовь, уважение и принятие личности каждого ребенка – все это создает пространство, в котором особый дошкольник растет и развивается согласно имеющимся у него возможностям.

Создавая комфортные условия для развития детей в стенах детского сада, я всегда помню о том, что первый воспитатель – это родитель. К семьям, воспитывающим особых детей, я испытываю огромное уважение. Свой долг перед ними вижу в том, чтобы показать родителям, что все дети разные, но равные; что каждому из нас посланы испытания по силам; что можно и нужно радоваться любому новому шагу; что достижения у особых детей есть, только сравнивать нужно ребенка с ним же самим «вчера», а не с другими.

Многие идеи и мысли Я. А. Коменского близки мне, например, слова великого педагога о том, что можно считать «несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил к своему образованию». В любое время, в любом месте я стремлюсь узнать что-то новое; обменяться опытом с коллегами. Считаю за честь то, что мне посчастливилось встретиться  с такими педагогами, как А. Ш Амонашвили, П. Ш. Амонашвили, М. А. Баранюк, А. С. Соловейчик, А. И. Бороздин, Р. О. Агавелян, И. С. Баскина. Идеи деятелей образования, их взгляды во многом определили мою мировоззренческую и профессионально-личностную позицию. Своими наставниками в области развития и воспитания детей с особыми образовательными потребностями я считаю педагогов-дефектологов: С. О. Варро, Л. В. Ковригину, Н. А. Одинокову, А. Н. Трубицыну.

Встречи с педагогами-наставниками, участие в методических мероприятиях, повышение квалификации  неотъемлемая часть моей профессиональной деятельности, которая способствует расширению моего кругозора, подтверждению того, что я на правильном пути. Непрерывное, всестороннее самообразование позволяет мне строить дальнейшие планы по развитию особых детей, создавать перспективы работы с родителями и верить в то, что каждый из моих воспитанников завтра станет умнее, сильнее, и самое главное счастливее, чем сегодня.



Предварительный просмотр:

Эссе Вонды О. А.,

учителя-логопеда, воспитателя группы «Особый ребенок»

на тему: «Чтение в ближайшем будущем и в моем настоящем»

Когда-то книга (не электронная, не виртуальная) была единственным способом сохранения и передачи информации, единственной возможностью «услышать» голос народа. Когда-то книга воспитывала человека с первых дней его жизни и до последних ее минут. Сейчас книга – один из многочисленных способов передать информацию. К тому же, популяризуется мнение о том, что такой источник не считается надежным в наше время: ведь бумага желтеет, горит, теряет цвет… Другое дело электронный файл: без труда можно сделать тысячу копий, сохранить на долгое время, отправить на другой конец света… Роль книги и чтения в нашей жизни уменьшается. Книгу сейчас чаще всего не покупают для себя, для прочтения; а берут подарочное издание для немногих читающих. Библиотеки, читальные залы опустели. Ведь огромный поток информации «выливается» на нас ежесекундно через интернет-пространство, бесконечные ссылки; чтение уступает место просмотру видеороликов, пребыванию в виртуальной реальности.

Жанры современной литературы сходны с кинематографическими: триллер, экшн, мистика, детектив и другие. По сути, книги напоминают кино: на первый план выходит действие, фабула, сюжет, то есть внешняя сторона.  Современные произведения, чаще всего, уводят нас в виртуальную реальность или в далекое будущее, тем самым отражая и ускоряя быстрый темп нашей жизни. В произведениях нашего времени нет и тени лирических отступлений А. С. Пушкина, размышлений о русской жизни Н. В. Гоголя. Ведь некогда размышлять, некогда задумываться над чьими-то мыслями; нужно действовать! Мне, учителю русского языка и литературы, грустно осознавать такие веяния. Все больше и больше тянет перечитать Л. Н. Толстого, повествующего о поиске истины, Ф. М. Достоевского – о тайнах нашей души: «Я странно читаю… Что-нибудь, давно перечитанное, почитаю вновь и как будто напрягусь новыми силами, вникаю во все и сам извлекаю умение создавать.»

Учитывая то, что тенденции настоящего будут нарастать, могу предположить, что в недалеком будущем читатель будет пребывать в ожидании еще более динамичного сюжета, экшна. Почему-то кажется, что наберет свою популярность жанр нон-фикшн. Может быть, потому что этот жанр сочетает в себе реальные события и вкрапление вымысла. Скорее всего, поколения которые появятся, никогда не откроют книги  в бумажном виде,  будут знакомиться с произведениями в кратком содержании или через аудиозапись.

Имея гуманитарный склад ума, я с большим трудом и сожалением могу вообразить, как изменится наша жизнь, если люди совсем перестанут читать.Но уже сейчас существуют исследования, подтверждающие снижение уровня интеллектуального развития, воображения, ухудшение психического здоровья, обеднение словарного запаса, оскудение устной и письменной речи, а также более позднюю речевую активность детей в связи с уменьшением роли чтения в нашей жизни. С уходом чтения данное положение только усугубится. Люди, занимающиеся различной деятельностью, будут обмениваться информацией отрывисто, безграмотно, не соблюдая последовательности и логичности. Это приведет к непониманию среди друзей, коллег, чиновников; что выльется в бесконечные конфликты. Особенно плачевно это скажется на образовании: не читающие преподаватели, учителя и воспитатели – это беда для детей, для студентов; это уничтожение прошлого, гибель настоящего и хаос будущего.Не найдя понимания, человечество уйдет в дистанционное общение для заказа еды и одежды, а через некоторое время мировая цивилизация превратится в дикарей. Но все же верится, что останутся те немногие, которые будут читать великое наследие во что бы то ни стало и спасут мир!

Во времена пандемии отмечался подъем интереса к чтению, но вовсе не хочется становится читающей цивилизацией такой ценой... К книгам массовый интерес  мог бы возникнуть при повсеместном отключении сети интернет. В таком случае, отмечалась бы даже нехватка литературы, ведь многие произведения распространяются в электронном формате.

Книга дарит удовольствие, открывает истину, дает силы только тогда, когда читающий сам стремится к этому; заставить читать нельзя. Пробудить истинный интерес к чтению в школах поможет, на мой взгляд, пересмотр произведений, включенных в школьную программу. Классическая художественная литература вечна, бесспорно. Но прошло тридцать лет, появились новые дисциплины, введены два иностранных языка к обязательному изучению, активно распространились компьютерные технологии, изменился миропорядок, человечество стало преодолевать пространство за секунды, изменилось течение времени… А школьная программа по чтению и литературе у моих сыновей та же, что была у меня и моей мамы.

Современные дети не готовы понять и воспринять «Медного всадника» и «Тараса Бульбу» в том возрасте, в котором изучало эти произведения наше поколение. Поэтому сейчас учителя сталкиваются с механическим прочтением, которое губит мотивацию к чтению на корню. В настоящее время главная цель – побудить к чтению, для этого стоит предлагать произведения, которые близки, интересны современным детям. Джоан Роулинг сказала: «Если вы не любите читать, значит, вы не нашли нужную книгу».Так, сегодня прочитав с интересом "Уличного кота по имени Боб», завтра дети возьмутся за «Тараса Бульбу».

Заканчивая свои размышления, приведу слова И. Бродского: «Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например – не читать их». Нужно сказать, что порой, сама оказываюсь на гране этого преступления, кажется, что из-за нехватки времени, из-за необходимости сделать многое другое. Но ведь дома на меня смотрят две пары детских глаз; на работе ежесекундно нахожусь на виду у детей, вверенных мне родителями. Очень хочется видеть всех этих ребят читающими! А еще в памяти тут же возникают впечатления, полученные при прошлом прочтении: восхищение манерой письма Н. В. Гоголя, его предложениями неповторимой структуры, лирическими отступлениями; и рука тут же тянется за книгой. Люблю перечитывать бессмертные произведения! Нравится комментированное чтение с детьми! Обожаю задумываться над загадками автора, искать и находить ответ на вопрос (или так и мучиться над неразрешенным вопросом, обсуждать его с единомышленниками), почему именно так, а не иначе, именно здесь и нигде более… Будем читать, а значит  – жить и создавать!



Предварительный просмотр:

МАОУ ОЦ «Гимназия № 6 «Горностай»

г. Новосибирск, ул. Вяземская, 4

(383)332-17-32; (383)306-33-45

«Дар слова. Педагогическое наследие К. Д. Ушинского в современном мире»

Эссе учителей предметов гуманитарного цикла

«Русское слово и великий К. Д. Ушинский – наставники на все времена»

Выполнил:

Вонда Олеся Александровна 03.07.1988

Учитель-логопед, первая категория

Ул. Шатурская д.9, кв. 72 индекс 630055

тел. 8-962-840-28-83

Новосибирск 2023 год

Родной язык – это золотая нить, связывающая все поколения; сокровищница, хранящая прошлое, настоящее и будущее своего народа; педагог, с легкостью обучающий маленького ребенка самому сложному. Язык народа – это его жизнь с радостями и горестями, с достижениями и падениями; здесь все: история, искусство, культура, сказки, догадки, нравоучения, ошибки… Заботиться о сбережении родного слова – бесценно.

Размышляя над результатами своей 8-летней профессиональной деятельности, я поняла, что моя любовь к родному русскому языку и желание помогать испытывающим трудности гармонично сочетаются в дефектологии. Поэтому нет ни капли случайности в том, что получив диплом учителя русского языка и литературы, я приняла решение связать свой профессиональный путь с обучением и воспитанием дошкольников с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Дети, с которыми я работаю, имеют тяжелые физические и психические нарушения разной степени. Это чрезвычайно неоднородная по своему составу группа детей: у одних страдает интеллект и сенсорная сфера; другие имеют нарушения опорно-двигательной системы, общей и мелкой моторики; у третьих отмечается отсутствие саморегуляции поведения и деятельности. При этом все дети с особенностями развития испытывают большие сложности в общении и социальном взаимодействии с другими людьми. Поэтому основное направление моей деятельности – социализация дошкольников, имеющих особые образовательные потребности.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет социализацию как процесс усвоения ребенком определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему стать полноправным членом общества. Реализующийся в нашей стране национальный проект «Образование», направлен на совершенствование образования и воспитания — развитие и совершенствование воспитательного компонента в образовательных организациях, создание условий для участия детей в патриотических мероприятиях и детских общественных движениях, увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской деятельностью. Невероятно, но приоритетные задачи из современных документов образования во многом вторят словам К. Д. Ушинского, по мнению которого, «целью воспитания должно быть воспитание нравственного человека, полезного члена общества».  Все труды истинно народного педагога пронизаны великой значимостью воспитания, его первичностью по отношению к образованию. И вот в 2020 г. принимается программа воспитания, а с января 2023 г. внедряется Федеральная Образовательная Программа, которая также держит курс на воспитание личности как гражданина своей страны; человека, стремящегося сохранить и передать другим поколениям такие ценности как история, язык, культура, искусство.  

Выбор подходов для работы с особыми детьми, их родителями, поиск способов повышения уровня инклюзивной культуры учреждения, общества – довольно сложные задачи, пути к решению которых с самого начала профессиональной деятельности мне указывают труды К. Д. Ушинского. Наследие великого педагога для меня – энциклопедия воспитания русского человека, любящего свою Отчизну и родной язык; сокровищница педагогических идей; источник преодоления профессионального выгорания. Имя Константина Ушинского, его педагогические сочинения, учебники обрели бессмертие и актуальность на века: педагог описал духовно-нравственный подход к воспитанию; подход, объединивший труд, религию и науку. Ведь только это триединство существует над временем и пространством!

Все изменения в современной системе образования направлены на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности с учетом возможностей ее психического и физического здоровья. Прошло почти два столетия с тех пор, когда К. Д. Ушинский писал о том, что важно заботиться не только и не столько об умственном и физическом развитии ребенка, сколько о его нравственном и народном воспитании. Социально ответственная личность, на мой взгляд,  это, как раз, человек, к воспитанию которого стремился Константин Дмитриевич; это личность, которая живет в диалоге с окружающим ее социальным и природным миром; строит будущее, зная прошлое и учитывая настоящее своей страны; дорожит родным языком и другими ценностями своего народа. До замирания души трогает актуальность слов истинно народного педагога!

«Вечно предшествующий идеал педагогического искусства» для К. Д. Ушинского совершенный человек. А педагогика «стремится к идеалу вечно достигаемому, но никогда вполне не достижимому.» Описывая целевые ориентиры дошкольного образования  возможные достижения ребенка к завершению данного периода, мы также стремимся к идеальному воспитанию дошкольника.

«Если дитя боится какого-нибудь темного угла, то не уводите его прочь, а напротив, несите в этот угол свечу, садитесь там сами – и страх ребенка рассеется безвозвратно» – читаю я в сочинениях Ушинского и с любовью, уважением, принятием личности каждого ребенка выстраиваю пространство вокруг дошкольников так, чтобы оно способствовало позитивной социализации детей; стремлюсь к такому взаимодействию с коллегами, родителями и нормотипичными детьми, чтобы социальное окружение развивало имеющиеся возможности и учитывало особые образовательные потребности.

После слов о любви и принятии не могу не вспомнить современного педагога Шалву Александровича Амонашвили, автора гуманно-личностного подхода. Данный подход, думаю, является наиболее близким к духовно-нравственному воспитанию, о котором говорит Константин Дмитриевич. Считаю за честь то, что мне несколько раз посчастливилось встретиться с Ш. А. Амонашвили, ставшим одним из моих проводников в мир детей; его взгляды во многом созвучны с идеями народного педагога, отсылают к его строкам: К. Д. Ушинский – наставник наставников.

«Детская природа ясно требует наглядности» – утверждает в своих трудах Константин Дмитриевич; и я применяю в работе с дошкольниками изображения, картинки, фотографии в виде алгоритмов одевания-раздевания, гигиенических процедур, визуальное расписание, схемы, визуальные таймеры, социальные истории. Конечно, нужно отметить, что в современном образовании «наглядность» и «визуализация» – разные понятия, но суть, высказанная К. Д. Ушинским, остается неизменной.

Убеждена, что начинать работу с визуальными карточками нужно с привлечения ребенка к совместному вниманию, при этом сама визуальная поддержка и является средством развития совместного внимания и образного мышления.

Применение визуальной поддержки уменьшает тревожность, нежелательное поведение; ведь дошкольник знает, что ничего неожиданного не произойдет. Визуализация способствует усвоению норм и правил поведения, позволяет заложить основы сотрудничества между детьми, мое взаимодействие с ребенком с особыми образовательными потребностями становится стабильным и эффективным.

Развивая самостоятельность, предлагаю ребенку составить план, как он будет проводить свободное время после занятия. Зонирование помещения визуальной поддержкой в виде фотографий приучает детей к труду, к наведению порядка в группе.

Для формирования приемлемого в обществе поведения у особых дошкольников я составила сборник социальных историй, где высказывания о запретах проиллюстрировала картинками, а желаемое поведение – реальными фотографиями ребенка. Так, дошкольник начинает подражать своим положительным действиям по фотографии. Опытным путем я поняла, что социально приемлемое поведение будет усвоено, если в истории проговаривается зависимость эмоционального состояния окружающих от настроения ребенка: «Я злюсь. Мне плохо. Всем плохо». «Я рад. Мне хорошо. Всем хорошо». Данный метод явно показывает тесную связь родного слова и дефектологии, что позволяет достигать положительных результатов в воспитании дошкольников.

Как учитель-логопед я не раз наблюдала, что освоение языка, его грамматических норм содействует тому, что наряду с развитием коммуникативной функции речи детей усвоение грамматики влияет на развитие мышления. Ребенок начинает думать более последовательно, у дошкольника появляется способность к обобщению, абстрагированию от конкретного. Ребенок становится способным к более точному и последовательному изложению собственных мыслей. Не случайно К. Д. Ушинский назвал грамматику логикой языка.

Являясь не только воспитательницей, но и мамой, хочу заметить, что К. Д. Ушинский всегда говорил о большом влиянии женщин на воспитание поколений: оно «чрезвычайно велико, идет глубоко и проникает в самые нравы и обычаи народа». Мать – воспитательница своих детей, «она тем самым становится воспитательницей народа… Отсюда вытекает уже сама собой необходимость полного всестороннего образования для женщины», высокая цель которого — «провести в жизнь народа результаты науки, искусства и поэзии». Память об этом высоком предназначении порождает во мне постоянное стремление к познанию нового, встрече с моими учителями и их трудами, обмену опытом с коллегами.

 Вступивший в силу год педагога и наставника для меня — особое время, подтверждающее, что нет случайности в выборе профессии воспитателя. Во-первых, 2023 г. — год 200-летия со дня рождения К. Д. Ушинского, во-вторых, отмечается 105-ый день рождения кафедры сурдопедагогики Российского Государственного Педагогического Университета им. А. И. Герцена, в-третьих, празднуется 95-летие дефектологии Новосибирской области. Именно в это время, когда настолько тесны оказались связи русского языка, народного педагога и дефектологии, мне довелось стать лауреатом конкурса «Воспитатель года» города Новосибирска и области.

Ни для кого не секрет, что особый ребенок живет в своем мире, отказываясь взаимодействовать с окружающими. И мне не повстречались дети, согласившиеся выйти из этого мира. При этом наставники на все времена: труды К. Д. Ушинского и родное русского слово помогли построить мост, на котором проходят теплые и невероятно интересные встречи особых детей с нами. Дошкольники с особенностями развития стремятся на прогулку по этому мосту, потому что пребывать на нем комфортно всем членам нашего общества.

Заканчивая свои размышления, вернусь к словам Константина Дмитриевича, которые уже стали моим девизом и лекарством, помогающим избежать профессионального выгорания: педагог должен «стремиться к идеалу вечно достигаемому», но при этом нужно помнить, что это идеал и потому он никогда вполне не достижим.