Рабочая программа по биологии 5 класс УМК В.В. Пасечник (линейный курс)
Рабочая программа по биологии 5 класс УМК В.В. Пасечник (линейный курс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_biologiya_5_v.v._pasechnik.docx | 49.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по биологии в 5 классах составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ (ФГОС ООО), примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В. В. Пасечника 5-9 класс / В.В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов, М.: «Дрофа», 2011 г. Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.
Рабочая программа рассчитана на 35 часа (по 1 часу в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии
Изучение биологии даёт возможность достичь следующих личностных результатов:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным по ступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметными результатами освоения биологии в основной школе являются:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).
- приведение фактов, доказывающих взаимосвязь человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;
- выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдения и описания биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
- выявление эстетических достоинств объектов живой природы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
В результате изучения курса биологии в основной школе:
Ученик научится:
- работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
- выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;
- под руководством учителя проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
- получать биологическую информацию из разных источников;
- определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;
- анализировать состояние объектов под микроскопом, сравнивать объекты (под микроскопом) с их изображением на рисунках и определять их;
Ученик овладеет:
- системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение;
- сведениями по истории становления биологии как науки.
Ученик освоит общие приемы:
- составления плана текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;
- составления сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма;
- работы с лупой и микроскопом, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, распознавать основные виды тканей.
Ученик приобретет навыки использования:
- научно-популярной литературы по биологии;
- справочных материалов (на бумажных и электронных носителях);
- ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Ученик получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами;
- выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
- соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами;
- выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
- осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
- находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;
- выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
- выполнять творческие работы, включая учебные исследования и учебные проекты.
Содержание программы
Биология. 5 класс
35 часов (1 час в неделю)
Введение. Биология как наука (6 часов)
Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. Среды обитания живых организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.
Демонстрации:
Демонстрация №1. «Приборы и оборудования».
Практические работы:
Практическая работа №1 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе».
Экскурсии:
Экскурсия №1. «Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных».
Тема №1. Клеточное строение организмов (10 часов)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и строение клетки. Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки: рост, развитие, деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрации:
Демонстрация №2. «Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений».
Демонстрация №3. «Схемы и видеоматериалы о делении клетки».
Демонстрация №4. «Микропрепараты различных растительных тканей».
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №1. «Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений».
Лабораторная работа №2. «Устройство микроскопа и приёмы работы с ним».
Лабораторная работа №3. «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом».
Лабораторная работа №4. «Пластиды в клетках листа элодеи».
Лабораторная работа №5. «Наблюдение движения цитоплазмы».
Тема №2. Царство Бактерии (2 часа)
Строение и многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека.
Тема №3. Царство Грибы (5 часов)
Строение и многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрации:
Демонстрация №5. «Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и т.д.)».
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №6. «Строение плодовых тел шляпочных грибов».
Лабораторная работа №7. «Плесневый гриб мукор».
Лабораторная работа №8. «Строение дрожжей».
Тема №4. Царство Растения (12 часов)
Характеристика царства Растения. Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Лишайники. Мхи. Папоротники, хвощи, плауны. Голосеменные растения. Покрытосеменные растения.
Демонстрации:
Демонстрация №6. «Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы».
Лабораторные работы:
Лабораторная работа №9. «Строение зеленых одноклеточных водрослей».
Лабораторная работа №10. «Строение мха».
Лабораторная работа №11. «Строение спороносящего хвоща».
Лабораторная работа №12. «Строение спороносящего папоротника».
Лабораторная работа №13. «Строение хвои и шишек хвойных».
Лабораторная работа №14. «Строение цветкового растения».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Биология. 5 класс(35часов, 1час в неделю)
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Основные виды учебной деятельности |
1. | Биология как наука. | 6 | Называть свойства живых организмов. Сравнивать проявление свойств живого и неживого. Различать и описывать методы изучения живой природы. Обсуждать способы оформления результатов исследования. Обобщать результаты наблюдений, делать выводы. Обсуждать проблемные вопросы темы, работая в парах и малых группах. |
2. | Клеточное строение организмов. | 10 | Соблюдают правила работы с лупой, микроскопом и биологическими инструментами. Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом и описывают их. |
3. | Царство Бактерии. | 2 | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. |
5. | Царство Грибы. | 5 | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. Различают съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами. |
6. | Царство Растения. | 12 | Выделяют существенные признаки строения растений разных отделов. Различают на живых объектах и таблицах растения разных отделов. Определяют принадлежность растений к определенной систематической группе (классифицируют). Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Объясняют роль растений разных отделов в жизни человека. Приводят доказательства родства, общности происхождения и эволюции растений. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, ресурсах Интернет, анализируют и оценивают её, переводят из одной форму в другую. Выявляют эстетические достоинства представителей растительного мира. |
Итого: | 35 |
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата | ||
План | Факт | Коррекция | ||
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА (6 часов) | ||||
1/1 | Биология – наука о живой природе. | 02.09-07.09 | ||
2/2 | Методы исследований в биологии. | 09.09-14.09 | ||
3/3 | Как работают в кабинете химии и биологии. | 16.09-21.09 | ||
4/4 | Разнообразие живой природы. | 23.09-28.09 | ||
5/5 | Среды обитания живых организмов. | 30.09-05.10 | ||
6/6 | Проверочная работа №1. «Биология как наука». | 07.10-12.10 | ||
ТЕМА №1. КЛЕТКА – ОСНОВА СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА (10 часов) | ||||
1/7 | Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №1.«Устройство лупы и рассматривание с её помощью клеточного строения растений». | 14.10-19.10 | ||
2/8 | Химический состав клетки. Неорганические вещества. | 21.10-25.10 | ||
3/9 | Химический состав клетки. Органические вещества. | 05.11-09.11 | ||
4/10 | Строение клетки Лабораторная работа №2. «Строение клеток кожицы чешуи лука под микроскопом». | 11.11-16.11 | ||
5/11 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание). Лабораторная работа №3. «Наблюдение движения цитоплазмы». | 18.11-23.11 | ||
6/12 | Деление клетки. | 25.11-30.11 | ||
7/13 | Понятие «ткань». | 02.12-07.12 | ||
8/14 | Единство живого. Строение клеток организмов разных царств живой природы. | 09.12-14.12 | ||
9/15 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов». | 16.12-21.12 | ||
10/16 | Проверочная работа №2 по теме: «Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов». | 23.12-27.12 | ||
ТЕМА №2. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ (3 часа) | ||||
1/17 | Классификация организмов. Раздел систематики. | 13.01-18.01 | ||
2/18 | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. Формы бактерий. | 20.01-25.01 | ||
3/19 | Разнообразие бактерий, их распространение. Роль бактерий в природе и жизни человека. | 27.01-01.02 | ||
ТЕМА №3. ЦАРСТВО ГРИБЫ (4 часа) | ||||
1/20 | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. | 03.02-08.02 | ||
2/21 | Шляпочные грибы. Плесневые грибы и дрожжи.Лабораторная работа №4. «Строение дрожжей». | 10.02-15.02 | ||
3/22 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Царства бактерий и грибов». | 17.02-22.02 | ||
4/23 | Проверочная работа №3 по теме: «Царства бактерий и грибов». | 24.02-29.02 | ||
ТЕМА №4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (12 часов) | ||||
1/24 | Общая характеристика царства Растения. Ботаника – наука о растениях. | 02.03-07.03 | ||
2/25 | Водоросли, их многообразие, строение, среды обитания.Охрана водорослей. | 09.03-14.03 | ||
3/26 | Лишайники. Проверка знаний по темам: «Водоросли» и «Лишайники». | 16.03 – 21.03 | ||
4/27 | Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны. | 30.03-04.04 | ||
5/28 | Голосемянные растения. Покрытосемянные растения. | 06.04-11.04 | ||
6/29 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Царство растения». | 13.04-18.04 | ||
7/30 | Проверочная работа №4 по теме: «Царство растения». | 20.04-25.04 | ||
8/31 | Общая характеристика царства Животные. Подцарство Одноклеточные (простейшие). | 27.04-02.05 | ||
9/32 | Подцарство Многоклеточные. Губки, Кишечнополостные, Иглокожие, Черви, Моллюски, Членистоногие. | 04.05-08.05 | ||
10/33 | Позвоночные животные. | 11.05-16.05 | ||
11/34 | Многообразие позвоночных животных. | 18.05-23.05 | ||
12/35 | Итоговый контроль по курсу 5 класса. | 25.05-30.05 |