Рабочая программа по биологии 5 класс УМК И.Н.Пономарева
программа по биологии 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_5_klass_umk_i.n.ponomareva.docx | 45.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочей программой предусмотрен следующий тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов /рабочая программа/ | |
1. | Биология – наука о живой природе | 9 | |
2. | Многообразие живых организмов | 12 | |
3. | Жизнь организмов на планете Земля. | 7 | |
4. | Человек на планете Земля | 6 | |
Итого: | 34 ч |
Лабораторные работы:
- «Изучение строения увеличительных приборов»
- «Знакомство с клетками растений».
- «Знакомство с внешним строением растения»
- «Наблюдение за передвижением животных»
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема 1. Биология – наука о животном мире.(9 ч)
Биология — наука о живой природе. Свойства живого. Признаки живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение, приспособленность к среде обитания; их проявление. Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии.
Устройство увеличительных приборов. Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом. Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука. Пластиды. Хлоропласты. Методы изучения клетки Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений. Процессы жизнедеятельности клетки.
Демонстрации
- Приборы и оборудование.
- Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений
- Схемы и видеоматериалы о делении клетки
- Микропрепараты различных растительных тканей
Лабораторные работы
- Изучение строения увеличительных приборов.
- Знакомство с клетками растений.
Экскурсия
Осенние явления в жизни растений и животных.
Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Тема 2. Многообразие живых организмов (12 часов)
Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе и жизни человека. Царство растения. Ботаника ‒ наука о растениях. Царство животные. Общая характеристика животного царства. Отличительные признаки животных от растений. Многообразие животных, их связь со средой обитания. Роль животных в биосфере. Охрана животных. Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. Многообразие грибов. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека. Лишайники. Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Вирусы. Вирусы – паразиты живых клеток. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний. Значение живых организмов в природе и жизни человека.
Демонстрации
Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы. Микропрепараты.
Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья).
Лабораторные работы
- Знакомство с внешним строением растения.
- Наблюдение за передвижением животных.
Тема 3. Жизнь организмов на планете Земля (7 часов)
Среды обитания живых организмов. Основные свойства различных сред. Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания. Условия (факторы) среды обитания.
Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы.
Условия жизни организмов в различных средах. Приспособление организмов к условиям существования.
Тема 4 . Человек на планете Земля (6 часа ).
Как и где появился человек? Человек умелый. Наш родственник - неандерталец. Наш непосредственный предок – кроманьонец. Особенности современного человека.
История влияния человека на природу. Осознание человеком своего влияния на природу. Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др. )
Охрана природы. Живой мир планеты. Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины его сокращения. Важность охраны живого мира планеты. Угроза для жизни. Проявление заботы о живом мире. Сохраним богатство живого мира.
Ценность разнообразия жизни. Наша обязанность перед природой. Значение Красной книги.
Демонстрации
Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения вводного курса биологии ученик должен
- знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
- знать основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
- приводить примеры приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел живой природы;
- использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
- использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными.
Результаты обучения
- Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.
- Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.
- Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;
- Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;
- Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
- Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);
- Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
- Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
- Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
- Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА ПО БИОЛОГИИ
- Личностными результатами являются следующие умения:
- 5–6 классы
- • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
- • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
- • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
- • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
- • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
- • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
- Формировать эстетическое отношение к живым объектам.
- Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
- Регулятивные УУД:
- 5–6-й классы
- • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
- • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Познавательные УУД:
- 5–6-й классы
- • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
- • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
- • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
- • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
- • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
- • Вычитывать все уровни текстовой информации.
- • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
- Коммуникативные УУД:
- 5–6-й классы
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
- Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
- 5-й класс
- – определять роль в природе различных групп организмов;
- – объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
- – приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- – находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
- – объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
- – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
- – перечислять отличительные свойства живого;
- – различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
- – определять основные органы растений (части клетки);
- – объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
- – понимать смысл биологических терминов;
- – характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
- – проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
- – использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
- – различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
- Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
- 5-й класс
- 1-я линия развития – осознание роли жизни:
- – определять роль в природе различных групп организмов;
- – объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
- 2-я линия развития – рассмотрение биологических процессов в развитии:
- – приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- – находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
- – объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
- 3-я линия развития – использование биологических знаний в быту:
- – объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
- 4-я линия развития – объяснять мир с точки зрения биологии:
- – перечислять отличительные свойства живого;
- – различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
- – определять основные органы растений (части клетки);
- – объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
- – понимать смысл биологических терминов;
- – характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
- – проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
- 6-я линия развития – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:
- – использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
- – различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
- Умения информационной компетентности учащихся 5 классов.
- Отбирают необходимую информацию из различных источников: текста учебника, словарей, справочников, энциклопедий для выполнения учебных заданий. Пользуются энциклопедиями и справочниками по нахождению информации для выполнения учебной задачи.
- Находят значение указанных терминов в справочной литературе.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «БИОЛОГИЯ. ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ. 5 КЛАСС» (34 Ч)
№ урока | Тема урока | Кол – во часов | Тип урока | Целевая установка | Понятия | Планируемые результаты (в соответствие с ФГОС) | Домашнее задание | Дата проведения | |||||||||||||
предметные | метапредметные | личностные | |||||||||||||||||||
РАЗДЕЛ 1. ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ: СТРОЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ. 9 ЧАСОВ. | |||||||||||||||||||||
1. | Наука о живой природе. | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются | Естественные науки: физика, астрономия, химия, география, биология | Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы и ТБ в кабинете биологии. | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы | Познавательный интерес к естественным наукам | П.1 Р/т 4-6. Сообщение «Разнообразие живых организмов» | ||||||||||||
2. | Отличительные признаки живых организмов | 1 | Изучение нового материала | Изучение признаков отличия живого от неживого и основных признаков живого организма | Обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост, развитие, раздражимость, подвижность, размножение. | Выделение отличительных признаков живых организмов. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | Умение доказывать единство строения растительных и животных организмов. | П.2. Р/т 4-6. Сообщение «Способы передвижение растений или животных» | ||||||||||||
3. | Методы изучения природы. | 1 | Комбинированный | Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении биологических объектов и явлений | Методы исследования: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение | Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования | Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух | Понимание значимости научного исследования природы | П.3. вопросы 1,3,4. Р/т 5-6. | ||||||||||||
4. | Увеличительные приборы. Л/р№ 1 по теме: «Изучение устройства увеличительных приборов». | 1 | Изучение нового материала | Изучение устройств увеличительных приборов | Лупа, микроскоп | Освоение основных правил работы с микроскопом | Познавательные УУД: приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами | П.4. вопросы: 1,3,4. Р/т 5-6 | ||||||||||||
5. | Строение клетки. Ткани. Л/р № 2 «Знакомство с клетками растений». | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о клетке как единице строения живого организма | Клетка. Организмы: одноклеточные, многоклеточные. | Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, оболочки, цитоплазмы). | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками. | Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов. | П.5. вопросы:1-4. Р/т 4-5 | ||||||||||||
6. | Химический состав клетки. | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о химическом составе клеток | Неорганические и органические вещества. | Знание роли химических веществ в жизнедеятельности клетки. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Понимание единства происхождения всех живых организмов. | П.6. вопросы: 1-4. Р/т 4-6 | ||||||||||||
7. | Процессы жизнедеятельности клетки | 1 | Комбинированный | Основные процессы в живой клетке. Размножение клетки путём деления. Взаимосвязанная работа частей клетки, как целостной живой системы ‒ биосистемы | Обмен веществ, деление клетки, клетка | Обмен веществ, деление клетки, клетка | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Представление о размножение клетки и обменные процессы в клетке | П. 7. вопросы 1,3,5 Р/т 1,5,6. | ||||||||||||
8. | Великие естествоиспытатели. Обобщение и систематизация знаний по теме 1 «Биология – наука о живом мире» | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о значении открытий ученых разных исторически эпох для развития биологии | Аристотель, Карл Линней, Чарльз Дарвин, Владимир Иванович Вернадский | Знание и оценка вклада ученых-биологов в развитие науки | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание роли исследований и открытий ученых ‒ биологов в развитии представлений о живой природе | Р/т 1-6 стр. 22‒24 | ||||||||||||
9. | Контрольная работа №1 по теме: «Живой организм: строение и изучение». | 1 | Контроль знаний | Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Живой организм: строение и изучение». | Биология, живые клетки тела, вещества. | Применение полученных знаний в практической работе. | Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач. Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей. Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. | Познавательный интерес к естественным наукам | |||||||||||||
РАЗДЕЛ 2. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ. 12 ЧАСОВ | |||||||||||||||||||||
10. | Царство живой природы | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о значении классификации живых организмов для их изучения | Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классифи- кации: тип (отдел) – класс –отряд (порядок) – семейство – род – вид | Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов | Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Понимание научного значения классификации живых организмов | П.8. вопросы 1-4, Р/т 3,5 и 6. | ||||||||||||
11. | Бактерии: строение и жизнедеятельность | 1 | Изучение нового материала. | Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы | Бактерии – безъядерные одноклеточные организмы | Выделение существенных особенностей строения и функционирования бактериальных клеток. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками. | Представление о строение и жизнедеятельности бактерий | П.9. вопросы 1-5. Р/т 4-6. | ||||||||||||
12. | Бактерии. Многообразие бактерий. Бактерии - возбудители заболеваний. Меры профилактики. Роль бактерий | 1 | Комбинированный | Формирование представление о многообразие бактерий. Иметь представление о болезнетворных бактерия и методах борьбы с ними. Роль бактерий в природе и жизни человека | Бактерии, бактерии гниения, почвенные бактерии, болезнетворные бактерии, размножение бактерий | Знание правил, позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями | Познавательные УУД: определение цели своего обучения; структуирование информации. Установление причинно-следственных связей строения и свойств организмов и их роли в природе и жизни человека Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, ориентироваться на позицию партнера. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации. Задавать вопросы Личностные УУД: формирование целостного мировоззрения. Регулятивные УУД: целеполагание. Умение корректировать свои действия относительно заданного эталона | Реализовать установки здорового образа жизни на примере положительного воздействия закаливающих процедур в профилактике воздушно-капельных инфекций | П. 10. вопросы 1,3,4 Р/т 4-6 | ||||||||||||
13. | Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и в жизни человека. Растения Таборинского района | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы | Растения. Хлорофилл. Органы растений: корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена. Отделы: Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные, Цветковые (По-крытосеменные) | Выделение существенных особенностей представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Осознание важности растений в природе и жизни человека | П.11 вопросы1,2 Р/т 4,5,6 | ||||||||||||
14. | Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Л/р№3 «Знакомство с внешним строением растений». | 1 | Урок-практикум | Создать условия для дальнейшего формирования навыков осуществления лабораторных исследований, умения анализировать, обобщать, делать выводы, фиксировать результаты. | Побег, корень, почки, стебель, листья, цветки, шишки. | Определение существенных признаков семенных растений; формирование умения работать с биологическими приборами и инструментами | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Развитие умений сравнения биологических объектов, умения делать выводы о многообразии и значении различных видов побегов | П.11 прочитать доп. мат., Р/т задание 7-8 | ||||||||||||
15. | Животные Животные Таборинского района | 1 | Комбинированный | Способствовать приобретению знаний об особенностях животных – гетеротрофности, способности к передвижению, наличии органов чувств. Среда обитания, одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды. | Простейшие, гетеротрофы, млекопитающие, позвоночные, беспозвоночные. | Выделение существенных признаков одноклеточных и многоклеточных организмов их роли в круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах; объяснение роли различных животных в жизни человека; | Познавательные УУД: определение цели своего обучения. Установление причинно-следственных связей адаптации организмов, строения и свойств организмов, единства происхождения. Выдвижение гипотез строения, происхождения в соответствии с особенностями жизнедеятельности организмов, а также их доказательство. Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.Умение работать индивидуально Личностные УУД: формирование целостного мировоззрения Построение системы нравственных ценностей. Регулятивные УУД: целеполагание.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование | Формирование эстетического отношения к живой природе при знакомстве с различными животными. | П.12. вопросы 1-4. Р/т 5-6 | ||||||||||||
16. | Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Л/р№3 «Наблюдение за передвижением животных». | 1 | Урок-практикум | Дальнейшее развитие навыков наблюдения и описания биологических объектов; умение фиксировать результаты наблюдений в тетради и формулировать вывод о значении движения для животных. | Распознают одноклеточных и многоклеточных животных. Характеристика простейших. Сравнивают строение тела амебы с клеткой эукариот, делают выводы.. | Развитие умения сравнивать биологические объекты, делать выводы и умозаключения на основе сравнения; овладение методами биологической науки (наблюдение, сравнение); соблюдение правил работы в кабинете биологии. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Формирование познавательных интересов в ходе наблюдении за животными, сравнения их способов передвижения, выводы о зависимости способа передвижения от среды обитания; | П.12.прочитать доп. материал, Р/т 1,2,6 | ||||||||||||
17. | Грибы. Грибы Таборинского района | 1 | Комбинированный. | Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных. | Грибы. Грибница (мицелий), гифы, плодовое тело. Шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты | Выделение существенных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами | П.13.вопросы 1-5. Р/т 4-6 | ||||||||||||
18. | Многообразие и значение грибов. | 1 | Комбинированный. | Актуализация и углубление знаний о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами. | Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении Одноклеточные грибы ‒ дрожжи. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и жизни человека | Выделение существенных признаков грибов, значение грибов в круговороте веществ, в жизни человека; различение на рисунках и муляжах съедобных и ядовитых грибов; мер профилактики грибковых заболеваний. | Познавательные УУД: определение целей своего обучения и структурировать информацию. Самостоятельно искать информацию. Установление причинно-следственных связей строения и свойств организмов и их роли в природе и жизни человека. Рефлексия способов и условий действия в соответствии с решением практических задач. Организация познавательной деятельности. Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность. Контролировать действия партнера Личностные УУД: формирование целостного мировоззрения. Личностное, жизненное самоопределение Регулятивные УУД: целеполагание.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, прогнозирование. Осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата. Умение корректировать свои действия относительно заданного эталона | Реализация установок ЗОЖ при изучении материала о значении грибов в жизни человека. | П.14. вопросы 1-4. Р/т 4-5 | ||||||||||||
19. | Лишайники. РК Многообразие лишайников в Таборинском районе | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о лишайниках как представителях царства растений, обладающих признаками и растений и животных. | Лишайники, их разнообразие, особенности. Значение в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников. | Оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников | Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и Личностные УУД: формирование целостного мировоззрения. Личностное, жизненное самоопределение | учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи | П.15. вопросы 1-4. Р/т 5-6 | ||||||||||||
20. | Значение живых организмов в природе и жизни человека. Полезные и вредные живые организмы на территории Таборинского района | 1 | Комбинированный. | Формирование представлений о значении растений и животных в природе и хозяйственной деятельности человека | Биологическая защита урожая, сорта растений и породы животных, лекарственные растения | Знание о существовании сортов культурных растений и пород животных. Объяснение роли биологии в практической деятельности человека. | Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей | Понимание необходимости биологических знаний для хозяйственной деятельности человека | повторение П.8-П.16. | ||||||||||||
21. | Контрольная работа №2 | 1 | контроль знаний | Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами | Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. | Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные УУД: способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные УУД: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей. | способность к самооценке на основе | ||||||||||||||
РАЗДЕЛ 3. ЖИЗНЬ ОРГАНИЗМОВ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ 7 ЧАСОВ | |||||||||||||||||||||
22. | Среды жизни планеты Земля | 1 | Изучение нового материала | Формирование представлений об особенностях водной, наземно – воздушной и почвенной среды и приспособленности организмов к обитанию в этих средах. | Среда обитания. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. | Объяснять взаимосвязи между организмами, между организмами и окружающей средой; понимать влияние деятельности человека на природу. | Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. Коммуникативные УУД: устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, связь теории и практики | П.17. вопросы 1-5, Р/т 4,5,6 | ||||||||||||
23. | Экологические факторы среды | 1 | Комбинированный | Взаимосвязи живой и неживой природы. Использовать знания о живых организмах для аргументированного ответа. | Абиотические, биотические, антропогенные факторы | Высказывать свою точку зрения. Выделять и обращать особое внимание на главные понятия и основные закономерности живой природы. | Регулятивные УУД: следовать установленным правилам в планировании и Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал. Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. | Умение работать в группе, умение оценивать свою работу и работу учащихся | П.18. вопросы 1-3; Р/т 4-6 | ||||||||||||
24. | Приспособление организмов к условиям среды обитания | 1 | Комбинированный | Использовать знания о живых организмах для аргументированного ответа. | Приспособленность Формирование природных сообществ на примере соснового, елового леса | Приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение | Регулятивные УУД: различать способ и результат действия Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные УУД: устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. | Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. | П.19. вопросы 1-4; Р/т 4-6 | ||||||||||||
25. | Природные зоны. Особенности природной зоны Урала | 1 | Изучение нового | Формирование элементарных представлений о животном и растительном мире природных зон планеты. | Тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, саванна, пустыня, влажный тропический лес. | Знание природных зон планеты и их основных природных особенностей. Умение находить природные зоны на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждой природной зоны. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных природных зонах. | П.21. вопросы 1-4; Р/т 4-6 | ||||||||||||
26. | Жизнь на разных материках | 1 | Изучение нового | Формирование представлений о видах различных материков. Изучение приспособлений живых организмов, обитающих в разных частях материка | Местный вид. Живой мир Африки, Австралии, южной Америки, Северной Америки и Евразии, Антарктиды. | Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. | Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы | П.22. вопросы 1-5, Р/т 4-6 | ||||||||||||
27. | Жизнь в морях и океанах. | 1 | Изучение нового | Формирование представлений о роли Мирового океана на планете. Изучение приспособлений живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана | Мировой океан. Обитатели поверхностных вод (планктон), обитатели толщи воды, обитатели морских глубин | Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне | Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками | Осознание роли Мирового океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах | П.23.вопросы 1-5, Р/т 4-6 | ||||||||||||
28. | Контрольная работа №3 по теме: «Среда обитания живых организмов». | 1 | Контроль знаний | Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: «Среда обитания живых организмов». | Применение полученных знаний в практической работе. | Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач. Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей. Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью. | Познавательный интерес к естественным наукам | ||||||||||||||
РАЗДЕЛ 4. ЧЕЛОВЕК НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ. 6 ЧАСОВ. | |||||||||||||||||||||
29. | Как человек появился на Земле. | 1 | Изучение нового материала | Формирование представлений о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении в строении и поведении в процессе исторического развития. | Антропогенез, эволюция, дриопитеки, австралопитеки, человек умелый, человек прямоходящий, неандерталец, кроманьонец. | Знание основных этапов антропогенеза. Знание характерных особенностей предковых форм Человека разумного. | Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | Осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности к своему народу | П.24. вопросы 1-4 Р/т 5-6 | ||||||||||||
30. | Как человек изменил природу.. | 1 | Комбинированный | Формирование представлений об экологических факторах и влиянии абиотических факторов на живые организмы | Экологические факторы. Абиотические факторы: температура, влажность, свет | Знание классификации экологических факторов. Понимание значимости каждого абиотического фактора для живых организмов | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп | Осознание влияния факторов среды на живые организмы | П.25 вопросы 1-5 Р/т 3,5,6 | ||||||||||||
31. | Важность охраны живого мира планеты РК Красная книга Свердловской области | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о последствиях воздействия человека на природу и способах ее охраны | Охрана природы. Виды (исчезающие, редкие). Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки) | Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение. | Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе | П.26. вопросы 1-5, Р/т 2,5,6 | ||||||||||||
32. | Сохраним богатство животного мира. | 1 | Обобщение и систематизация | Формирование представлений о последствиях воздействия человека на природу и способах ее охраны | Опустынивание | Приведение доказательств необходимости охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям. Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение. | Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе. | |||||||||||||
33. | Итоговый контроль знаний по курсу | 1 | Контроль | Систематизация знаний по темам курса 5 класса. | Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живых организмов. Проверять правильность теоретических выводов. | Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные УУД: способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные УУД: Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | способность к самооценке на основе | ||||||||||||||
34. | Задания на лето | Использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни | Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные УУД: создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения; Коммуникативные УУД: допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. несовпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии | способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |