Рабочая программа 10-11 класс углубленный уровень по биологии УМК И.Н. Пономарева

Соколовская Ирина Владимировна
Биология. Углубленный уровень. 10—11 классы
Рабочие программы к линии УМК под редакцией И. Н. Пономарёвой
(авторы: И. Н. Пономарёва, О. А. Корнилова, Л. В. Симонова)
1. Пояснительная записка
1.1. Цели среднего (полного) общего образования.
   Целями реализации основной образовательной программы среднего общего образования являются:
• становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости, осознание собственной индивидуальности, появление
жизненных планов, готовность к самоопределению;
• достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетнтностей, определяемых личностными, семейными,
общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста, индивидуальной образовательной траекто-
рии его развития и состояния здоровья.
   Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательной организацией основной образовательной программы среднего общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
• сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, реализации права на изуче-
ние родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
• обеспечение равных возможностей получения качественного среднего общего образования;
• обеспечение достижения обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными стандартом;
• обеспечение реализации бесплатного образования на уровне среднего общего образования в объеме основной образовательной программы, предусматриваю-
щей изучение обязательных учебных предметов, входящих в учебный план (учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнитель-
ных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне), а также внеурочную деятельность;
• установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностно- и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, осознанного выбора профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества, в том числе через реализацию образовательных программ, входящих в основную образовательную программу;
• обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;
• развитие государственно-общественного управления в образовании;
• формирование основ оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы, деятельности педагогических работников, организа-
ций, осуществляющих образовательный процесс;
• создание условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся.
1.2. Цели и задачи учебного курса
   Рабочая программа учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования составлена в соответствии с требованиями к результатам среднего общего образования, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом и Примерной образовательной программой среднего общего образования.
 
   Программа разработана с учетом актуальных задач обучения, воспитания и развития обучающихся. Программа учитывает условия, необходимые для развития личностных и познавательных качеств обучающихся. Рабочая программа учебного предмета «Биология» составлена на основе модульного принципа построения учебного материала, не определяет количество часов на изучение учебного предмета и не ограничивает возможность его изучения в том или ином классе. Курсивом в примерных учебных программах выделены элементы содержания, относящиеся к результатам,
которым обучающиеся «получат возможность научиться».
   Предлагаемая программа учитывает возможность получения знаний, в том числе через практическую деятельность. В программе содержится примерный перечень лабораторных и практических работ. При составлении рабочей программы учитель вправе выбрать из перечня работы, которые считает наиболее целесообразными, с учетом необходимости достижения предметных результатов.
   В системе естественнонаучного образования биологиякак учебный предмет занимает важное место в формировании: научной картины мира; функциональной грамотности,необходимой для повседневной жизни; навыков здорового
и безопасного для человека и окружающей среды образа жизни; экологического сознания; ценностного отношения к живой природе и человеку; собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников. Изучение биологии создает условия для формирования у обучающихся интеллектуальных, гражданских, коммуникационных и информационных компетенций.
   Освоение программы по биологии обеспечивает овладение основами учебно-исследовательской деятельности, научными методами решения различных теоретических и практических задач.
     Изучение биологии на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников. Изучение биологии на углубленном уровне ориентировано на: подготовку к последующему профессиональному образованию; развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем предусматривается базовым уровнем, овладения основами биологии и методами изучения органического мира.         Изучение биологии на углубленном уровне обеспечивает: применение полученных знаний для решения практических и учебно-исследовательских задач в измененной, нестандартной ситуации, умение систематизировать и обобщать полученные знания; овладение основами исследовательской деятельности биологической направленности и грамотного оформления полученных результатов; развитие способности моделировать некоторые объекты
и процессы, происходящие в живой природе.
   Изучение предмета на углубленном уровне позволяет формировать у обучающихся умение анализировать, прогнозировать и оценивать с позиции экологической безопасности последствия деятельности человека в экосистемах.
1.3. Краткое описание общих подходов к преподаванию биологии линии УМК И. Н. Пономарёвой «Биология.
Углубленный уровень. 10—11 классы»
Программа и содержание курса биологии 10—11 классов разработаны в полном соответствии со стандартом среднего общего образования базового уровня и Примерной образовательной программой. Программа построена на важной содержательной основе — гуманизме, биоцентризме и полицентризме в раскрытии
свойств живой природы и ее закономерностей; многомерности уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры; значении биологии для жизни людей и для сохранения природы.
   Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической культуры молодежи, формированию компетентностных качеств личности учащихся, развитию познавательной деятельности (и, соответственно, познавательных универсальных действий), укреплению и расширению пред-
ставлений о научной картине мира с учетом биологических, этических, гуманистических, коммуникативных, эстетических и культурологических аспектов.
Настоящая программа максимально направлена на развитие экологического миропонимания и воспитание у школьников экологической культуры.     Особенностями данной программы являются:
 
• формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
• усиление внимания к изучению биологического разнообразия как исключительной ценности, к изучению живой природы родного края и бережному отноше-
нию к ней;
• обновление содержания основных биологических понятий с позиций современных достижений науки и практики;
• обогащение учебного материала идеями историзма, гуманизма и патриотизма;
• изучение содержания курса в соответствии с деятельностным подходом и ориентацией на познание реальной действительности;
• подготовка выпускников базовой школы к пониманию ценностной роли биологии в практической деятельности общества — в области сельского хозяйства, рационального природопользования, здравоохранения, биотехнологии, фармацевтики;
• раскрытие общебиологических процессов и закономерностей живой природы на основе принципа доступности с опорой на преемственность знаний и уме-
ний, приобретенных при изучении предшествующих курсов биологии;
• формирование грамотного подхода к выбору своего дальнейшего жизненного пути в результате избрания определенного направления профильного обуче-
ния.
   Методологической основой представленного комплекта УМК является системно-деятельностный подход, который предполагает:
• формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
• проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;
• активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
• построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучаю-
щихся.
 
   Программа формируется на основе системно-деятельностного подхода, в связи с этим личностное, социальное, познавательное развитие обучающихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь, учебной, а процесс функционирования образовательной организации, отраженный в основной образовательной программе (ООП), рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, содержания образования на уровне среднего общего образования, форм, методов, средств реализации этого содержания (технологии преподавания, освоения, обучения); субъектов системы образования (педагоги, обучающиеся, их родители (законные представители)); материальной базы как средства системы
образования, в том числе с учетом принципа преемственности начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования, который может быть реализован как через содержание, так и через формы, технологии, методы и приемы работы.
   Осуществление принципа индивидуально-дифференцированного подхода позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося.
   Основная образовательная программа формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 15—18 лет, связанных:
• с формированием у обучающихся системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные
и гражданские позиции в деятельности, ценностных ориентаций, мировоззрения как системы обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей
действительности, других людях и самом себе, готовности руководствоваться им в деятельности;
• с переходом от учебных действий, характерных для основной школы и связанных с овладением учебной деятельностью в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, к учебно-профессиональной деятельности, реализующей профессиональные и личностные устремления обучающихся. Ведущее место у обучающихся на уровне среднего общего образования занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к самостоятельной жизни, с дальнейшим образованием и самообразованием. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными;
• с освоением видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, с появлением интереса к теоретическим проблемам, к способам познания и учения, к самостоятельному поиску учебно-теоретических проблем, способности к построению индивидуальной образовательной траектории;
• с формированием у обучающихся научного типа мышления, владения научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;
• с самостоятельным приобретением идентичности; повышением требовательности к самому себе; углублением самооценки; большим реализмом в формировании целей и стремлении к тем или иным ролям; ростом устойчивости к фрустрациям; усилением потребности влиять на других людей.
   Переход обучающегося в старшую школу совпадает с первым периодом юности, или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее, формирование идентичности и устойчивого образа «Я». Направленность личности в юношеском возрасте характеризуется ее ценностными ориентациями, интересами, отношениями, установками, мотивами, переходом от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. К этому периоду фактически завершается становление основных биологических и психологических функций, необходимых взрослому чело-
веку для полноценного существования. Социальное и личностное самоопределение в данном возрасте предполагает не столько эмансипацию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.
   Предлагаемая программа курса биологии для старшей школы (10—11 классы) служит непосредственным продолжением программы курса биологии 5—9 классов, составленной авторским коллективом под руководством профессора И. Н. Пономарёвой.
 
2. Планируемые результаты освоения курса
Выпускник на углубленном уровне научится:
• оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;
• оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;
• устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук;
• обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать гра-
ницы их применимости;
• проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;
• выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;
• устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;
• решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка,
применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;
• делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза, в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;
• сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточ-
ных организмов в разных фазах клеточного цикла;
• выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и орга-
ноидов клетки;
• обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках
живых организмов;
• определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;
• решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, приме-
няя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;
• раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний;
• сравнивать разные способы размножения организмов;
• характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;
• выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусствен-
ном отборе;
• обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;
• обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;
• характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;
• устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;
• составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;
• аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;
• обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;
• оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;
• выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять;
• представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.
 
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
• организовывать и проводить индивидуальную исследо- вательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;
• прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;
• выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;
• анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;
• аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;
• моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;
• выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;
• использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни, для приобретения опыта деятельности, предшествующей про-
фессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.
 
 
3. Содержание курса
Биология как комплекс наук о живой природе.
   Биология как комплексная наука. Современные направления в биологии. Связь биологии с другими науками. Выполнение законов физики и химии в живой природе. Синтез естественнонаучного и социогуманитарного знания на современном этапе развития цивилизации. Практическое значение биологических знаний.
    Биологические системы как предмет изучения биологии.
Основные принципы организации и функционирования биологических систем. Биологические системы разных уровней организации.
   Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных.
Структурные и функциональные основы жизни.
  Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и микроэлементы. Неорганические вещества. Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность. Роль минеральных солей в клетке. Органические вещества, понятие о регулярных и нерегулярных биополимерах. Углеводы. Моносахариды, олигосахариды и полисахариды. Функции углеводов. Липиды. Функции липидов. Белки. Функции белков. Механизм действия ферментов. Нуклеиновые кислоты. ДНК:
строение, свойства, местоположение, функции. РНК: строение, виды, функции. АТФ: строение, функции. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
   Клетка — структурная и функциональная единица организма. Развитие цитологии. Современные методы изучения клетки. Клеточная теория в свете современных данных о строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза. Основные части и органоиды клетки. Строение и функции биологических мембран. Цитоплазма. Ядро. Строение и функции хромосом. Мембранные и немембранные органоиды. Цитоскелет. Включения. Основные отличительные особен-
ности клеток прокариот. Отличительные особенности клеток эукариот.
   Вирусы — неклеточная форма жизни. Способы передачи вирусных инфекций и меры профилактики вирусных заболеваний. Вирусология, ее практическое значение.
   Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в процессах энергетического обмена. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. Хемосинтез. 
   Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код, его свойства. Эволюция представлений о гене. Современные представления о гене и геноме. Биосинтез белка, реакции матричного синтеза. Регуляция работы генов и процессов обмена веществ в клетке. Генная инженерия,
геномика, протеомика. Нарушение биохимических процессов в клетке под влиянием мутагенов и наркогенных веществ.
   Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение митоза, фазы митоза. Соматические и половые клетки. Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов. Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных. Регуляция деления клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний. Стволовые клетки.
 Организм
   Особенности одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов. Взаимосвязь тканей, органов, систем органов как основа целостности организма.
   Основные процессы, происходящие в организме: питание и пищеварение, движение, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция у организмов. Поддержание гомеостаза, принцип обратной связи.
   Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Виды оплодотворения у животных. Способы размножения у растений и животных. Партеногенез. Онтогенез. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. Жизненные циклы разных групп организмов. Регуляция индивидуального развития. Причины нарушений развития организмов.
   История возникновения и развития генетики, методы генетики. Генетические терминология и символика. Генотип и фенотип. Вероятностный характер законов генетики. Законы наследственности. Г. Менделя и условия их выполнения. Цитологические основы закономерностей наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование, кроссинговер.Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Взаи-
модействие аллельных и неаллельных генов. Генетические основы индивидуального развития. Генетическое картирование.
   Генетика человека, методы изучения генетики человека. Репродуктивное здоровье человека. Наследственные заболевания человека, их предупреждение. Значение генетики для медицины, этические аспекты в области медицинской генетики.
   Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Наследственная изменчивость. Виды наследственной изменчивости. Комбинативная изменчивость, ее источники. Мутации, виды мутаций. Мутагены, их влияние на организмы. Мутации как причина онкологических заболеваний. Внеядерная наследственность и изменчивость. Эпиге нетика.
    Доместикация и селекция. Центры одомашнивания животных и центры происхождения культурных растений. Методы селекции, их генетические основы. Искусственный отбор. Ускорение и повышение точности отбора с помощью современных методов генетики и биотехнологии. Гетерозис и его использование в селекции. Расширение генетического разнообразия селекционного материала: полиплоидия, отдаленная гибридизация, экспериментальный мутагенез, клеточ-
ная инженерия, хромосомная инженерия, генная инженерия. Биобезопасность.
Теория эволюции
   Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К. Линнея и Ж. Б. Ламарка. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Свидетельства эволюции живой природы: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические, молекулярно-генетические. Развитие представлений о виде. Вид, его критерии. Популяция как форма существования вида и как элементарная единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция и макроэволюция. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Дрейф генов и случайные ненаправленные изменения генофонда популяции. Уравнение Харди—Вайнберга. Молекулярно-генетические механизмы эволюции. Формы естественного отбора: движущая, стабилизирующая, дизруптивная.
Экологическое и географическое видообразование. Направления и пути эволюции. Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Механизмы адаптаций. Коэволюция. Роль эволюционной теории в формировании естественнонаучной картины мира.
   Многообразие организмов и приспособленность организмов к среде обитания как результат эволюции. Принципы классификации, систематика. Основные систематические группы органического мира. Современные подходы к классификации организмов.
 Развитие жизни на Земле
   Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины.
   Современные представления о происхождении человека. Систематическое положение человека. Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство.
Организмы и окружающая среда
   Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы). Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы. Взаимодействие экологических факторов. Экологическая ниша.
   Биогеоценоз. Экосистема. Компоненты экосистемы. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме. Свойства экосистем. Продуктивность и биомасса экосистем разных типов.
Сукцессия. Саморегуляция экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Необходимость сохранения биоразнообразия экосистемы. Агроценозы, их особенности.
   Учение В. И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль. Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Основные биомы Земли.
   Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Природные ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Восстановительная экология. Проблемы устойчивого развития.
   Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы биологии.
Примерный перечень лабораторных
и практических работ (на выбор учителя):
1. Использование различных методов при изучении биологических объектов.
2. Техника микроскопирования.
3. Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.
4. Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений.
5. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
6. Изучение движения цитоплазмы.
7. Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.
8. Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в растительных и животных клетках.
9. Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций.
10. Выделение ДНК.
11. Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы или каталазы).
12. Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах.
13. Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.
14. Изучение стадий мейоза на готовых микропрепаратах.
15. Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах.
16. Решение элементарных задач по молекулярной биологии.
17. Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как доказательство их родства.
18. Составление элементарных схем скрещивания.
19. Решение генетических задач.
20. Изучение результатов моногибридного и дигибридного скрещивания у дрозофилы.
21. Составление и анализ родословных человека.
22. Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой.
23. Описание фенотипа.
24. Сравнение видов по морфологическому критерию.
25. Описание приспособленности организма и ее относительного характера.
26. Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов.
27. Сравнение анатомического строения растений раз-
ных мест обитания.
28. Методы измерения факторов среды обитания.
29. Изучение экологических адаптаций человека.
30. Составление пищевых цепей.
31. Изучение и описание экосистем своей местности.
32. Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах.
33. Оценка антропогенных изменений в природе.
4. Тематическое планирование
Биология. Углубленный уровень. 10 класс (105 часов, 3 часа в неделю)
Основное содержание по темам (разделам)                                                                                   
Биология как наука и ее прикладное значение (4 ч)
Биология и ее связи с другими науками.
Биологическое разнообразие как проблема науки биологии.                                                                           
 Осознание ценности изучения биологических видов.
Практическая биология и ее значение
Характеристика основных видов учебной деятельности.
 Характеризовать «Общую биологию» как учебный предмет об ос-
новных законах жизни на всех уровнях ее организации; объяснять
роль биологии в формировании научного мировоззрения и вклад
биологических теорий в формирование современной естественно-
научной картины мира; называть науки, пограничные с биологией;
формулировать задачи общей биологии, характеризовать различ-
ные виды живых организмов; обосновывать значение биологиче-
ского разнообразия для устойчивого развития природы и общества
на Земле; оценивать этические аспекты некоторых исследований
в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодо-
творение, направленное изменение генома) 
 
 
 
 
Общие биологические явления и методы их исследования (10 ч)
Основные свойства жизни.
Определение понятия «жизнь».
Общие свойства живых систем — биосистем. Структурные уровни организации жизни.
Методы биологических исследований. Определение видов растений и животных
Характеристика основных видов учебной деятельности.
Определять универсальные признаки живых объектов, отличать их от тел неживой природы; называть отличительные признаки живых объектов от неживых; определять существенные признаки природных биологических систем, их процессы, зависимость от внешней среды, способность к эволюции; определять и сравнивать между   собой существенные признаки биологических объектов и процессов, совершающихся в живой природе на разных уровнях организации жизни; уметь характеризовать биосистемы разных структурных уровней организации жизни; планировать и проводить эксперименты, объяснять результаты и их значение; определять виды растений и животных
Учение о биосфере (3 ч)
Функциональная структура биосферы.
Учение В. И. Вернадского о биосфере.
Функции живого вещества в биосфере
Характеристика основных видов учебной деятельности.
Характеризовать биосферу как биосистему и экосистему; рассматривать биосферу как особый структурный уровень организации жизни; называть этапы становления и развития биосферы в истории Земли; раскрывать особенности учения В. И. Вернадского о биосфере; объяснять происхождение и роль живого вещества в существовании биосферы; объяснять сущность круговорота веществ и потока энергии в биосфере; характеризовать и сравнивать гипотезы происхождения жизни на Земле; раскрывать сущность эволюции биосферы и называть ее этапы; анализировать и объяснять роль человека как фактора развития биосферы; называть и характеризовать среды жизни на Земле как условия обитания организмов; определять и классифицировать экологические факторы среды обитания живых организмов; анализировать и оценивать вклад В. И. Вернадского в развитие науки о Земле и в естественно-
научную картину мира; применять метапредметные умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и заключения,
пользоваться аппаратом ориентировки учебника; применять умения самостоятельно находить биологическую информацию в раз-
ных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, интернет-ресурсах)
Происхождение живого вещества (8 ч)
Гипотезы о происхождении живого вещества на Земле.
Современные гипотезы о возникновении жизни.
Предыстория происхождения живого на Земле.
Физико-химическая эволюция планеты Земля.
Этапы возникновения жизни на Земле.
Биологическая эволюция в развитии биосферы.
Хронология развития жизни на Земле
 
Характеристика основных видов учебной деятельности.
Характеризовать происхождение жизни согласно идеалистическому воззрению; различать воззрения ученых-материалистов — сторонников биогенеза и абиогенеза; называть имена естествоиспытателей, опровергших идею самопроизвольного зарождения жизни
(Ф. Реди, М. М. Тереховский, Л. Пастер), и описывать проведенные ими эксперименты; анализировать и оценивать гипотезы панспермии и стационарного состояния. Объяснять основные положения современных гипотез о происхождении жизни (А. И. Опарина и Дж. Холдейна); называть эксперименты, доказывающие возможность возникновения органических соединений в условиях первобытной Земли; объяснять роль биологии в формировании научного
мировоззрения, вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; сравнивать и пояснять закономерности развития жизни на планете, иллюстрировать процессы конкретными примерами; сравнивать разные биологические объекты и явления, находить у них черты сходства и различия; описывать и характеризовать природные явления в период становления планеты Земля; устанавливать взаимосвязи между состояни-
ем среды и эволюцией геосфер молодой планеты; работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках; анализировать геохронологические данные, вычленять представителей живого, характерных для разных эр
 
Биосфера как глобальная биосистема (4 ч)
Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.
Круговорот веществ в биосфере.
Примеры круговорота веществ в биосфере.
Механизм устойчивости биосферы.
Характеристика основных видов учебной деятельности.
Определять существенные признаки биологических объектов и процессов, совершающихся в живой природе на разных уровнях организации жизни; сравнивать между собой понятия «биосистема» и «экосистема»; приводить доказательства (аргументация) единства живой и неживой природы, взаимосвязей организмов
и окружающей среды, необходимости сохранения многообразия видов и экосистем для устойчивости биосферы; характеризовать признаки устойчивости биосферы, объяснять механизмы устойчивости биосферы.
 
Условия жизни в биосфере (8 ч)
Условия жизни на Земле.
Экологические факторы и их значение.
Человек как житель биосферы.
Особенности биосферного уровня живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле.
Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы.
Характеристика основных видов учебной деятельности.
Выявлять приспособительные признаки организмов, обитающих в условиях определенной среды жизни, и объяснять их значение; сравнивать различные объекты и явления природы, находить их об- щие свойства, закономерности развития, формулировать выводы; находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; выявлять приспособительные признаки организмов, обитающих в условиях определенной среды жизни, и объяснять их значение; проводить анализ и оценку глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий антропогенной деятельности в окружающей среде, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, биологической информации, получаемой из разных источников;
характеризовать уровневую организацию живой природы, отличительные признаки глобальной биосистемы и экосистемы — биосферы; выявлять причинно-следственные связи, сравнивать различные явления природы, находить их общие закономерности, различия, формулировать выводы.
 
Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема (17 ч)
Биогеоценоз как биосистема и экосистема.
Концепция экосистемы.
Природное сообщество и концепция биогеоценоза.
Другие характеристики биогеоценоза.
Трофическая структура биогеоценоза (экосистемы).
Экологические пирамиды чисел.
Строение биогеоценоза (экосистемы).
Экологические ниши в биогеоценозе.
Совместная жизнь видов в биогеоценозах.
Приспособление организмов к совместной жизни в биогеоценозах.
Условия устойчивости биогеоценозов.
Зарождение и смена биогеоценозов.
Суточные и сезонные изменения биогеоценозов.
Биогеоценоз как особый уровень организации жизни
Характеристика основных видов учебной деятельности.
Характеризовать строение и свойства биогеоценоза как природного явления; определять биогеоценоз как биосистему и экосистему;
раскрывать учение о биогеоценозе и об экосистеме; называть основные свойства и значение биогеоценотического структурного уровня организации живой материи в природе; раскрывать структуру и строение биогеоценоза; характеризовать значение ярусного строения биогеоценоза; объяснять основные меха-
низмы устойчивости биогеоценоза; сравнивать устойчивость естественных экосистем с агроэкосистемами; объяснять роль биогеоценозов в эволюции живых организмов; раскрывать процесс смены биогеоценозов, называть причины смены, характеризовать понятие «сукцессия»; сравнивать периодические изменения и смену биогеоценозов; определять и классифицировать разнообразие биогеоценозов на Земле; сравнивать биосистемы биогеоценоза и биосферы; составлять схемы цепей питания в экосистемах; выявлять антропогенные изменения в биогеоценозах; обосновать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природе; применять метапредметные умения пользоваться аппаратом ориентировки учебника; проявлять коммуникативные компетентности при совместной работе с соучениками в малой группе, в паре, в дискуссии.
 
Многообразие биогеоценозов и их значение (8 ч)
Многообразие биогеоценозов (экосистем).
Многообразие биогеоценозов суши.
Искусственные биогеоценозы — агробиоценозы.
Природопользование в истории человечества.
Экологические законы природопользования.
Характеристика основных видов учебной деятельности.
Характеризовать особенности свойств водных экосистем, сравнивать морские и пресноводные экосистемы, объяснять роль планктона и бентоса в гидроэкосистеме; выделять существенные признаки изучаемых биологических объектов и явлений, выявлять признаки их сходства и различия, объяснять их причины; анализировать, сравнивать и оценивать значение многообразия естественных биогеоценозов для биосферы и человечества; давать оценку роли чело-
века в существовании агробиоценоза, сравнивать агробиоценоз с естественным биогеоценозом; объяснять роль биологии для практической деятельности людей и определять собственную позицию по решению экологических проблем; характеризовать сущность экологических законов, оценивать противоречие, возникающее между потребностями человека и ресурсами природы.
 
Вид и видообразование (13 ч)
Вид, его критерии и структура.
Популяция как форма существования вида.
Популяция — структурная единица вида.
Популяция как структурный компонент биогеоценоза.
Популяция как основная единица эволюции.
Микроэволюция и факторы эволюции.
Движущий и направляющий фактор эволюции.
Формы естественного отбора.
Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия на Земле.
Видообразование — процесс увеличения видов на Земле.
Характеристика основных видов учебной деятельности.
Определять понятие «вид»; характеризовать критерии вида и его свойства как биосистемы; выявлять и сравнивать свойства разных видов одного рода на примерах организмов своей местности; объяснять значение репродуктивного критерия в сохранении генетических свойств вида; анализировать и оценивать причины политипичности вида; характеризовать популяцию как структурную единицу вида; делать наблюдения в ходе выполнения лабораторной работы
с гербарием, живыми комнатными растениями и коллекциями жуков; фиксировать и обсуждать результаты наблюдений, делать выводы; определять понятие «популяция»; характеризовать популяцию как биосистему; называть особенности группового способа жизни особей в популяции; объяснять понятия «жизненное пространство популяции», «численность популяции», «плотность популяции»; анализировать и оценивать функционально-энергетическую роль популяции как компонента биогеоценоза на конкретных примерах видов своей местности; раскрывать особенности популяции как генетической системы; объяснять термины «особь», «генотип», «генофонд»; анализировать и объяснять микроэволюцию как процесс изменения генофонда популяции; описывать виды по морфологическому критерию; выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; сравнивать формы естественного отбора, способы видообразования; объяснять процесс появления новых видов (видообразование); характеризовать вид и популяцию как биосистемы; определять популяцию как генетическую систему и  как единицу эволюции; анализировать и оценивать роль популяции в процессе эволюции; объяснять значение гетерогенности природ-
ных популяций вида; характеризовать сущность микроэволюции; анализировать и оценивать роль эволюционных факторов в процессах микроэволюции; моделировать процессы микроэволюции  в зависимости от условий существования популяций вида; выявлять и анализировать причины образования нового вида; различать и характеризовать географический и биологический способы образования новых видов; приводить примеры вымерших видов и находящихся под угрозой вымирания; называть и объяснять причины вымирания видов.
 
Происхождение и этапы эволюции человека (7 ч)
Происхождение человека.
История становления вида Homo sapiens.
Особенности эволюции человека.
Человек как уникальный вид живой природы.
Расы и гипотезы их происхождения.
Палеолитические находки на территории России.
Характеристика основных видов учебной деятельности.
Характеризовать особенности и этапы происхождения уникального вида на Земле — Человек разумный; определять место человека в системе живого мира; анализировать и сравнивать гипотезы о происхождении человека современного вида; анализировать роль микроэволюции как механизма антропогенеза; называть ранних предков человека; выявлять сходство и различия человека и животных; называть основные стадии процесса становления человека со-
временного типа; называть прогрессивные особенности представителей вида Человек разумный по сравнению с другими представителями рода Человек; характеризовать общую закономерность эволюции человека; объяснять причины эволюции видов и человека, единство человеческих рас; раскрывать особенности и значение популяционно-видового структурного уровня организации живой материи; аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по
обсуждению проблемы сохранения природных видов.
 
Учение об эволюции и его значение (11 ч)
История развития эволюционных идей.
Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее значение.
Современное учение об эволюции.
Доказательства эволюции живой природы.
Основные направления эволюции.
Основные закономерности и результаты эволюции.
Система живых организмов как результат процесса эволюции на Земле.
Новая система органического мира.
Особенности популяционно-видового уровня жизни.
Характеристика основных видов учебной деятельности.
Характеризовать основные идеи эволюционной теории Ж. Б. Ла-марка, выявлять ошибочные представления данного ученого и объяснять причины их возникновения; характеризовать эволюционную теорию Ч. Дарвина; излагать историю развития эволюционных идей; объяснять сущность современной теории эволюции; устанавливать движущие силы эволюции, ее пути и направления; называть основные закономерности и результаты эволюции; характеризо-
вать систему живых организмов как результат эволюции на Земле; характеризовать условия появления теории Ч. Дарвина, значение эволюционной теории Ч. Дарвина в науке; анализировать и оценивать вклад различных областей биологии в создание современной теории эволюции, характеризовать содержание и значение современной теории эволюции; объяснять роль и вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины
мира; объяснять роль знаний об основных направлениях эволюции в формировании естественнонаучной картины мира; характеризовать закономерности эволюции, объяснять роль естественного отбора в процессах эволюции, приводить примеры прогрессивного усложнения форм жизни; характеризовать крупные группы (таксоны) эукариот; определять существенные признаки популяционно-видового уровня организации жизни, характеризовать компоненты,
процессы, организацию и значение данного структурного уровня жизни, умение сравнивать между собой различные структурные уровни организации жизни.
 
Сохранение биоразнообразия — насущная задача человечества (6 ч)
Значение изучения популяций и видов.
Генофонд и охрана видов.
Проблема утраты биологического разнообразия.
Всемирная стратегия охраны природных видов
Характеристика основных видов учебной деятельности.
Решать задачи охраны природы при общении с окружающей средой, использовать приобретенные знания и умения по биологии в практической деятельности и повседневной жизни; характеризовать понятие «устойчивое развитие», сравнивать понятия «редкие виды» и «исчезающие виды»; объяснять значение Красной книги
Резерв — 6 часов
Биология. Углубленный уровень. 11 класс (105 часов, 3 часа в неделю)
Основное содержание по темам (разделам) Характеристика основных видов учебной деятельности
Живой организм как биологическая
система (8 ч)
Организм как биосистема.
Организм как открытая биосистема.
Процессы жизнедеятельности одноклеточ-
ных организмов.
Свойства многоклеточных организмов.
Транспорт веществ в живом организме.
Система органов многоклеточного орга-
низма.
Характеризовать структурные элементы, основные процессы орга-
низменного уровня жизни. Приводить конкретные примеры прояв-
ления свойств жизни на организменном уровне. Сравнивать осо-
бенности организменного уровня жизни с особенностями био-
сферного и биогеоценотического уровней. Анализировать
двунаправленность жизни организмов и объяснять ее значение для
эволюции. Оценивать значение организменного уровня жизни в
природе. Определять понятие «организм». Характеризовать орга-
низм как биосистему. Называть существенные признаки биосисте-
мы «организм». Анализировать и оценивать роль элементов био-
28
Основное содержание по темам (разделам) Характеристика основных видов учебной деятельности
Продолжение табл.
Регуляция процессов жизнедеятельности
организмов
системы «организм» в ее жизнедеятельности. Аргументировать
открытость биосистемы «организм». Определять понятие «гомео-
стаз». Характеризовать процессы регуляции растительного и жи-
вотного организма. Сравнивать процессы регуляции у многокле-
точных и одноклеточных организмов. Называть и объяснять суще-
ственные признаки одноклеточных организмов. Характеризовать
процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов. Сравни-
вать процессы пиноцитоза и фагоцитоза. Объяснять значение от-
крытия фагоцитоза И. И. Мечниковым для построения теории им-
мунитета. Объяснять роль органоидов одноклеточных организмов
в их передвижении. Анализировать и оценивать роль таксиса у од-
ноклеточных организмов. Характеризовать роль одноклеточных ор-
ганизмов в природе. Характеризовать многообразие многоклеточ-
ных организмов. Приводить примеры специализации тканей и ор-
ганов у растений, грибов и животных. Характеризовать значение
обмена веществ. Сравнивать результаты процессов ассимиляции
и диссимиляции. Называть важнейшие процессы ассимиляции. Ха-
рактеризовать и сравнивать аэробный и анаэробный типы обмена
веществ у организмов. Называть и кратко характеризовать системы
органов животного организма. Аргументировать сложность строе-
ния и специфичность жизнедеятельности многоклеточного орга-
низма. Аргументировать необходимость питания для организмов.
Называть типы питания организмов и иллюстрировать их примера-
ми. Сравнивать способы получения питательных веществ водорос-
29
лями и высшими растениями. Характеризовать многообразие спо-
собов добывания пищи у многоклеточных животных. Приводить
примеры живых организмов с различными типами питания
Размножение и развитие организмов
(4 ч)
Размножение организмов.
Оплодотворение и его значение.
Индивидуальное развитие многоклеточно-
го организма — онтогенез.
Рост и развитие организма
Характеризовать размножение организмов как их самовоспроизве-
дение. Называть основные типы размножения. Приводить конкрет-
ные примеры разных форм бесполого размножения у растений и
животных. Объяснять понятия «клон» и «клонирование». Оценивать
значение бесполого размножения для природы и для человека. Ха-
рактеризовать биологическое значение полового размножения
и оплодотворения. Объяснять свойства зиготы. Выявлять суще-
ственные признаки различия полового и бесполого размножения.
Раскрывать биологическое преимущество полового размножения.
Характеризовать на конкретных примерах понятия «пол» и «половой
признак». Объяснять роль первичных и вторичных половых призна-
ков в процессах жизнедеятельности животных. Определять понятие
«оплодотворение». Характеризовать зиготу как начальный этап
жизни организма. Различать наружное и внутреннее оплодотворе-
ние, приводить конкретные примеры. Аргументировать преимуще-
ства внутреннего оплодотворения перед наружным. Приводить
примеры использования искусственного оплодотворения в расте-
ниеводстве и животноводстве. Характеризовать этапы двойного
оплодотворения у цветковых растений и его биологическое значе-
ние. Определять понятия «онтогенез», «эмбриогенез». Называть
периоды онтогенеза. Называть первичные клетки, образующиеся
при делении зиготы в начале развития нового организма. Характе-
ризовать этапы эмбриогенеза (дробление, гаструляцию, диффе-
ренциацию). Объяснять зависимость развития эмбриона от на-
следственного материала и условий внешней среды. Характеризо-
вать особенности развития организмов в постэмбриональный
30
Основное содержание по темам (разделам) Характеристика основных видов учебной деятельности
Продолжение табл.
период. Сравнивать стадии развития организмов с полным и не-
полным превращением. Анализировать стадии развития зародыша
у позвоночных. Формулировать закон Бэра. Выявлять зависимость
онтогенеза от генетической информации, содержащейся в зиготе.
Анализировать и оценивать негативное влияние никотина, алкоголя
и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Исполь-
зовать информационные ресурсы при подготовке докладов, рефе-
ратов, сообщений о причинах нарушений эмбриогенеза
Основные закономерности наследова-
ния признаков (13 ч)
Генетика — наука о наследовании свойств
организмов.
Гибридологический метод исследования
наследственности.
Генетические закономерности, открытые
Г. Менделем.
Наследование признаков при дигибридном
и полигибридном скрещивании.
Наследование при взаимодействии генов.
Ген и хромосомная теория наследствен-
ности.
Генетика пола и наследование, сцепленное
с полом.
Определять понятия «наследственность» и «изменчивость». Кратко
характеризовать историю представлений человечества о механиз-
ме передачи наследственных признаков от родителей потомкам.
Называть основные положения исследований, проведенных Г. Мен-
делем. Определять понятие «ген». Раскрывать предпосылки созда-
ния и основное содержание хромосомной теории наследственно-
сти. Объяснять понятия «генотип», «фенотип», «генофонд», «геном».
Сравнивать понятия «генотип», «геном», «генофонд» и выявлять их
различия. Объяснять понятие «изменчивость». Раскрывать особен-
ности механизма модификационной изменчивости, приводить при-
меры. Объяснять понятие «модификация». Характеризовать на-
следственную изменчивость и ее типы. Сравнивать причины воз-
никновения комбинативной и мутационной изменчивости.
Характеризовать типы мутаций. Определять понятия «мутагенез»,
«мутаген». Объяснять основные положения закона гомологических
рядов наследственной изменчивости. Давать оценку вклада учения
31
Наследственные болезни человека.
Этические аспекты медицинской генетики.
Факторы, определяющие здоровье
человека
Н. И. Вавилова о закономерностях изменчивости в биологическую
науку. Проводить наблюдения в ходе выполнения лабораторной ра-
боты. Строить вариационную кривую изменчивости. Фиксировать и
обсуждать результаты работы, делать выводы. Соблюдать правила
работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.
Называть существенные особенности гибридологических исследо-
ваний Г. Менделя. Анализировать результаты опытов по моногиб-
ридному скрещиванию. Использовать генетическую терминологию
и символику. Объяснять понятие «аллель». Формулировать закон
доминирования (первый закон Менделя), приводить примеры.
Формулировать закон расщепления (второй закон Менделя), при-
водить примеры. Объяснять сущность правила чистоты гамет. Со-
ставлять элементарные схемы скрещивания. Решать генетические
задачи. Анализировать результаты опытов по дигибридному скре-
щиванию. Формулировать закон независимого наследования
признаков (третий закон Менделя). Характеризовать особенности
и значение анализирующего скрещивания. Объяснять причину от-
клонения результатов опытов по дигибридному скрещиванию от ста-
тистических закономерностей. Называть причину сцепленного на-
следования генов. Объяснять сущность кроссинговера. Использо-
вать генетическую терминологию и символику. Решать генетические
задачи. Анализировать сущность явлений неполного доминирования
и кодоминирования, приводить примеры. Объяснять определение
групп крови в системе АВ0. Анализировать сущность явлений ком-
плементарности, эпистаза и полимерии, приводить примеры.
Определять понятие «пол», раскрывать механизм определения по-
ла у млекопитающих и человека. Сравнивать половые хромосомы
(X и Y) по объему генетической информации и объяснять биологи-
ческую роль X-хромосомы. Характеризовать особенности наследо-
32
Основное содержание по темам (разделам) Характеристика основных видов учебной деятельности
Продолжение табл.
вания признаков, сцепленных с полом, приводить примеры. Пояс-
нять наследование гемофилии у человека. Аргументировать недо-
пустимость близкородственных браков ввиду риска передачи на-
следственных заболеваний. Характеризовать особенности гене-
тики человека. Определять понятие «кариотип». Оценивать роль
изучения кариотипа человека в медицинских исследованиях.
Характеризовать причины собственно наследственных болезней
и мультифакторных заболеваний, приводить их примеры. Приво-
дить конкретные примеры генных и хромосомных болезней, объ-
яснять их причины. Аргументировать необходимость профилакти-
ки наследственных заболеваний как основного средства их преду-
преждения. Называть меры профилактики наследственных
заболеваний человека. Определять понятия «мутация», «мутаген»,
«мутагенез». Различать генеративные и соматические мутации.
Называть основные ионизирующие, химические и спонтанные му-
тагены. Объяснять механизм воздействия различных мутагенов
на организм человека. Называть предмет и задачи медицинской
генетики. Обосновывать необходимость медико-генетического
консультирования. Проводить оценку этических аспектов иссле-
дований в области медицинской генетики. Раскрывать ключевые
положения биоэтического кодекса. Характеризовать роль гено-
типа в поддержании физического и психического здоровья чело-
века
33
Основные закономерности изменчиво-
сти (7 ч)
Изменчивость — важнейшее свойство ор-
ганизмов.
Многообразие форм изменчивости у орга-
низмов.
Наследственная изменчивость и ее типы.
Многообразие типов мутаций.
Мутагены, их влияние на живую природу
и человека.
Развитие знания о наследственной измен-
чивости
Объяснять понятие «изменчивость». Раскрывать особенности меха-
низма модификационной изменчивости, приводить примеры. Объ-
яснять понятие «модификация». Характеризовать наследственную
изменчивость и ее типы. Сравнивать причины возникновения ком-
бинативной и мутационной изменчивости. Характеризовать типы
мутаций. Определять понятия «мутагенез» и «мутаген». Объяснять
основные положения закона гомологических рядов наследственной
изменчивости. Давать оценку вклада учения Н. И. Вавилова о зако-
номерностях изменчивости в биологическую науку. Строить вариа-
ционную кривую изменчивости. Фиксировать и обсуждать резуль-
таты работы, делать выводы
Селекция и биотехнология на службе
человечества (5 ч)
Генетические основы селекции.
Вклад Н. И. Вавилова в развитие селекции.
Достижения селекции растений и живот-
ных.
Биотехнология, ее направления и значе-
ние.
Достижения биотехнологии и этические
аспекты ее исследований
Определять понятие «селекция». Аргументировать отождествление
Н. И. Вавиловым селекции с «эволюцией, направляемой челове-
ком». Называть задачи селекции. Характеризовать искусственный
отбор как один из основных методов селекции. Объяснять понятие
«гибридизация». Раскрывать сущность современных методов ги-
бридизации: молекулярной гибридизации (in vitro), мутагенеза и
полиплоидии. Характеризовать явление гетерозиса и приводить
его примеры. Называть центры происхождения культурных расте-
ний. Сравнивать особенности первичных и вторичных центров про-
исхождения как источников культурных видов растений. Аргументи-
ровать созидающую роль человека в появлении многообразия
форм культурных растений на Земле. Оценивать вклад Н. И. Вави-
лова в биологическую науку
Царство Вирусы, его разнообразие
и значение (6 ч)
Аргументировать причины отнесения вирусов к живым организмам.
Характеризовать отличительные особенности строения и размно-
34
Основное содержание по темам (разделам) Характеристика основных видов учебной деятельности
Продолжение табл.
Неклеточные организмы — вирусы.
Строение и свойства вирусов.
Вирусные заболевания.
Организменный уровень жизни и его роль
в природе
жения вирусов. Объяснять механизм проникновения вируса в клет-
ку. Характеризовать гипотезы о происхождении вирусов. Использо-
вать информационные ресурсы для подготовки докладов, рефера-
тов, сообщений о вирусах — возбудителях заболеваний растений,
животных, человека. Приводить конкретные примеры вирусных
эпидемий в истории человечества. Называть вирусные заболева-
ния животных и растений, оценивать приносимый ими ущерб сель-
скому хозяйству. Определять понятия «бактериофаг», «эпидемия»,
«пандемия», «ВИЧ», «СПИД». Анализировать строение вириона ВИЧ
и механизм инфицирования им клеток хозяина. Обосновывать со-
блюдение мер профилактики вирусных заболеваний. Называть ме-
ры профилактики СПИДа. Обсуждать историю развития науки о ви-
русах — вирусологии. Характеризовать достижения вирусологии в
настоящее время
Строение живой клетки (17 ч)
Из истории развития науки о клетке.
Клеточная теория и ее основные положе-
ния.
Современные методы цитологических ис-
следований.
Основные части клетки.
Поверхностный комплекс клетки.
Цитоплазма и ее структурные компоненты.
Определять понятие «клетка». Характеризовать особенности кле-
точного уровня организации жизни, объяснять его взаимосвязь с
молекулярным и организменным уровнями. Называть структурные
компоненты клетки. Приводить доказательства того, что клетка яв-
ляется живой системой — биосистемой. Называть основные про-
цессы жизнедеятельности клетки. Характеризовать важнейшие со-
бытия, предшествующие появлению жизни на Земле. Характеризо-
вать свойства первичных клеток. Называть этапы эволюции клетки.
Оценивать роль условий среды молодой Земли в эволюции клетки.
35
Немембранные органоиды клетки.
Мембранные органоиды клетки.
Двухмембранные органоиды клетки.
Ядерная система клетки.
Хромосомы, их строение и функции.
Особенности клеток прокариот.
Гипотезы о происхождении эукариотиче-
ской клетки.
Клетка как этап эволюции жизни в истории
Земли
Анализировать роль гетеротрофного и автотрофного типов обмена
веществ в эволюции клетки. Называть причины гетеротрофности
первичных клеток. Аргументировать преимущества эукариотиче-
ской клетки в эволюции жизни. Характеризовать многообразие кле-
ток в живом мире. Называть основное отличие клетки эукариот от
клетки прокариот. Приводить примеры прокариотических и эукари-
отических организмов. Называть отличительные признаки расти-
тельной клетки. Называть отличительные особенности животной
клетки. Объяснять понятие «ткань». Называть типы тканей расти-
тельных и животных организмов. Характеризовать специализацию
тканей по выполняемым ими функциям. Называть и характеризо-
вать части клетки. Различать постоянные и непостоянные компо-
ненты клетки. Различать понятия «части клетки» и «органоиды клет-
ки». Характеризовать строение и функции поверхностного комплек-
са клетки. Раскрывать строение биологической мембраны.
Характеризовать строение и значение клеточного ядра. Раскрывать
значение хроматина в ядре клетки. Объяснять взаимосвязь между
понятиями «хроматин» и «хромосома». Характеризовать строение и
свойства цитоплазмы клетки. Называть органоиды и включения ци-
топлазмы. Объяснять различия понятий «цитоплазма» и «гиало-
плазма». Выявлять отличия клеток прокариот и эукариот. Анализи-
ровать и сравнивать основные положения гипотез о происхождении
эукариот
Процессы жизнедеятельности клетки
(8 ч)
Клеточный цикл.
Непрямое деление клетки — митоз
Мейоз — редукционное деление клетки.
Характеризовать значение размножения клетки. Определять поня-
тия «клеточный цикл», «митоз», «интерфаза». Называть и характе-
ризовать этапы клеточного цикла. Характеризовать основной при-
знак интерфазной клетки. Объяснять биологическое значение ин-
терфазы. Определять понятия «кариокинез» и «цитокинез».
36
Основное содержание по темам (разделам) Характеристика основных видов учебной деятельности
Продолжение табл.
Образование мужских гамет — спермато-
генез.
Образование женских гамет — оогенез.
Клеточный уровень организации живой ма-
терии и его роль в природе
Характеризовать стадии клеточного деления (фазы М). Объяснять
понятия «апоптоз» и «некроз». Сравнивать причины гибели клеток
вследствие апоптоза и некроза. Различать понятия «сперматоге-
нез» и «оогенез». Анализировать и оценивать биологическую роль
мейоза. Определять понятие «митоз». Называть и характеризовать
фазы митоза. Объяснять биологическое значение митоза. Опреде-
лять понятие «мейоз». Называть и характеризовать женские и муж-
ские половые клетки, диплоидные и гаплоидные клетки организ-
мов. Характеризовать и сравнивать первое и второе деления мейо-
за, делать выводы. Характеризовать периоды формирования
женских и мужских половых клеток. Описывать этапы формирова-
ния сперматозоидов. Называть основное различие процессов
сперматогенеза и оогенеза
Молекулярный состав живых клеток
(12 ч)
Основные химические соединения живой
материи.
Химические соединения в живой клетке.
Органические соединения клетки — угле-
воды.
Липиды и белки.
Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты.
Характеризовать особенность молекулярного уровня организации
жизни. Называть структурные элементы молекулярного уровня
жизни. Характеризовать биологические функции важнейших макро-
молекул. Называть основные процессы молекулярного уровня жиз-
ни. Характеризовать организацию молекулярного уровня жизни.
Оценивать взаимосвязь биосистем молекулярного и клеточного
уровней жизни на конкретных примерах. Характеризовать значение
молекулярного уровня жизни в биосфере. Называть неорганиче-
ские вещества клетки. Характеризовать значение воды в живой
клетке. Называть органические вещества клетки. Определять поня-
37
Компактизация молекул ДНК в ядрах кле-
ток эукариот.
Рибонуклеиновые кислоты: многообразие,
структура и свойства.
Наследственная информация, ее хранение
и передача.
Молекулярные основы гена и генетический
код
тия «моносахариды» и «полисахариды». Раскрывать значение угле-
водов в живой клетке. Характеризовать многообразие липидов и их
значение в клетке. Объяснять строение молекул белка как поли-
мерных соединений, состоящих из аминокислот. Сравнивать функ-
ции фибриллярных и глобулярных белков. Аргументировать важную
роль белков-ферментов в живой клетке. Формировать понятие о
строении нуклеиновых кислот. Характеризовать состав нуклеоти-
дов ДНК и РНК. Характеризовать структуру молекулы ДНК, назы-
вать имена ученых, установивших ее. Обсуждать механизм и биоло-
гическое значение репликации ДНК. Объяснять значение матрич-
ной функции цепей ДНК. Характеризовать структуру молекул РНК.
Различать формы молекул РНК, называть их основные функции в
клетке. Решать цитологические задачи. Объяснять структуру и
свойства хроматина. Характеризовать роль ДНК и белков в составе
хроматина. Различать и называть функции гистоновых и негистоно-
вых белков в хромосоме. Объяснять значение компактизации (спи-
рализации) хромосом. Обсуждать способность хромосом к удвое-
нию (самовоспроизведению). Называть и анализировать главную
функцию хромосом
Химические процессы в молекулярных
системах (13 ч)
Биосинтез белков в живой клетке.
Трансляция как этап биосинтеза белков.
Молекулярные процессы синтеза у расте-
ний.
Энергетический этап фотосинтеза у расте-
ний.
Пути ассимиляции углекислого газа.
Актуализировать понятия «обмен веществ», «пластический обмен»,
«фотосинтез». Определять понятие «биосинтез». Характеризовать
общую схему фотосинтеза и его результат. Раскрывать сущность
понятий «донор» и «акцептор». Называть условия протекания и лока-
лизацию световой фазы фотосинтеза, объяснять ее значение. Ха-
рактеризовать состав фотосистем ФС I и ФС II и процессы, происхо-
дящие в них. Называть условия протекания и локализацию темновой
фазы фотосинтеза, объяснять ее значение. Объяснять этапы
и биологическое значение процессов ассимиляции углекислого
газа (цикла Кальвина). Характеризовать фотосинтез как пластиче-
38
Основное содержание по темам (разделам) Характеристика основных видов учебной деятельности
Окончание табл.
Бактериальный фотосинтез и хемосинтез.
Молекулярные энергетические процессы.
Кислородный этап энергетического
обмена.
Молекулярные основы обмена веществ
в живой клетке.
Молекулярный уровень организации жиз-
ни: его роль в природе
скую составляющую обмена веществ в хлорофиллоносной клет-
ке. Характеризовать значение молекул белка в клетке. Актуализи-
ровать понятия «мономер» и «полимер». Объяснять понятие «ге-
нетический код», называть свойства генетического кода. Характе-
ризовать процесс транскрипции генетической информации.
Моделировать синтез иРНК на матрице ДНК, используя принцип
комплементарности. Характеризовать процесс трансляции и осо-
бенности его протекания. Объяснять роль рибосом в биосинтезе
белка. Называть формы молекул РНК, участвующих в биосинтезе
белка. Объяснять понятия «кодон» и «антикодон». Давать общую
характеристику синтеза белковой молекулы на рибосоме. Моде-
лировать состав белковых молекул по кодонам. Решать задачи.
Определять понятие «биологическое окисление» («клеточное ды-
хание»). Объяснять энергоемкость молекулы АТФ. Раскрывать
особенности анаэробного окисления в клетке (гликолиза) как
этапа клеточного дыхания. Характеризовать брожение как способ
бескислородного получения энергии. Объяснять особенности
протекания и локализации кислородного этапа клеточного дыха-
ния, характеризовать его результат и биологическое значение.
Характеризовать значение цикла Кребса как центрального звена
общего пути катаболизма органических соединений. Объяснять
особенности переноса электронов по дыхательной цепи.
Характеризовать энергетику полного биологического окисления
и его этапов
Время экологической культуры (5 ч)
Химические элементы в оболочках Земли
и их значение в жизни организмов.
Химическое загрязнение окружающей сре-
ды как глобальная экологическая пробле-
ма.
Структурные уровни организации живой
материи
Называть причину опасности искусственных полимеров. Характе-
ризовать негативные последствия использования пестицидов.
Оценивать вред, наносимый диоксинами живой природе. Аргумен-
тировать необходимость охраны окружающей среды. Приводить
примеры природоохранных мероприятий, осуществляемых в своем
регионе. Характеризовать всеобщее экологическое образование
как главное условие устойчивого развития биосферы. Принимать
участие в обсуждении проблемных вопросов семинара, используя
материалы параграфа. Объяснять значение биологических знаний
в формировании экологической культуры личности и в целом — че-
ловеческого общества
Резерв — 7 часов
Содержание
1. Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Планируемые результаты освоения курса . . . . . . 10
3. Содержание курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
4. Тематическое планирование
Биология. Углубленный уровень.
10 класс (105 часов, 3 часа в неделю) . . . . . . . 19
Биология. Углубленный уровень.
11 класс (105 часов, 3 часа в неделю) . . . . . . . 27