проект "знакомство детей с профессиями детского сада" младший возраст
Предварительный просмотр:
Проект «использование различных
технологий по ранней профориентации».
Срок реализации: сентябрь-май 2020-2021г.
Участники проекта: воспитатели группы, дети, родители.
Возраст детей: младшая группа.
д/с 26 «сказка» группа 18
Актуальность
Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов.
Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект .
Цель проекта: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.
Задачи по формированию элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых:
- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;
- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.
1. Технология проектной деятельности. Проектная деятельность — это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр, подвижных игр, пальчиковых, дидактических,игр малой подвижности, хороводных игр. Игра — это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
3. Технология интегрированного обучения. Является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей.
4. Информационно-коммуникационные технологии.
В современных условиях развитие человека невозможно без электронного оснащения. В дошкольномучреждении на данный момент это: компьютеры, мультимедийные проекторы, ноутбуки, телевизоры, а также принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера.
Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить:
• мультимедийные презентации;
• виртуальные экскурсии (на предприятия, с представителями профессий, которых знакомят дошкольников).
Мультимедийные презентации — это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.
5 интерактивная технология « кейс-технология». Это современно образовательная технология.
Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у воспитанников новых качеств и умений по той или иной теме. В основе такой технологии лежит системно-деятельностный подход, который способствует становлению самостоятельности и продуктивности мышления, формированию культуры познания, применению правил в самостоятельной жизни. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ.
Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности. Например, в начале занятия или в конце плавно перейти к самостоятельной деятельности. Эффективно использовать данный метод для профориентационной работы с дошкольниками.
Ожидаемые результаты работы с детьми по вопросу ранней (детской) профориентации:
- у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,
- активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых,
- разовьется чувство уважения к людям разных профессий.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели и родители
Реализация проекта
I этап (организационный): разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, экскурсий, пополнение кейса-игры
II этап (практический): реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей.
Формы и методы работы с дошкольниками:
-Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
-рассказы воспитателей и родителей;
-непосредственно образовательная деятельность;
-игры, праздники и развлечения;
-самостоятельная художественно
– творческая деятельность.
Алгоритм ознакомления с профессией.
- Название профессии
- Место работы
- Материал для труда
- Форменная одежда
- Орудия труда
- Трудовые действия
- Личностные качества
- Результат труда
- Польза труда для общества
III этап (итоговый): лэпбук оформить: «Все работы хороши»
Тематический план
Месяц | Тема | Цели | Форма ознакомления с профессиями | Материал и оборудование |
Сентябрь | «Профессии в детском саду» | Цель: обогащение знаний и представлений детей о профессиях работников детских учреждений. | Форма проведения: экскурсия по детскому саду, беседа, презентация «Профессии в детском саду» моделирование сюжетно-ролевой игры «Детский сад». Основные понятия: воспитатель, мед.сестра, прачка, повар, помощник воспитателя, забота, любовь к детям. | Мультимедийное оборудование, презентация Атрибуты для моделирования игровых ситуаций: в кабинете медсестры, на прачке, на кухне |
октябрь | «Врач» «Медицинская сестра» | Цель: обогащение знаний и представлений детей о профессиях врача, медсестры. Задачи: познакомить с обязанностями и трудовыми действиями представителей этих профессий, сформировать понимание значимости данной профессии для общества | Форма проведения: беседа, экскурсии в процедурный кабинет, кабинет педиатра, Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника». Основные понятия: врач, больной, | Атрибуты для моделирования игровой ситуации: «В кабинете у врача», |
пациент, бинт, вата, шприц, термометр, таблетки, йод. Игра: «Аптека» Основные понятия: фармацевт, лекарства, антибиотики. | Атрибуты для сюжетноролевой игры «Аптека» | |||
ноябрь | «воспитатель» | Цель: формирование представлений о профессиональной деятельности воспитателя. | Форма проведения: презентация, подготовленная воспитанником «Моя мама - воспитатель». Основные понятия: занятия, праздники, развлечения | Мультимедийно е оборудование, презентация. Рассматривание книжных иллюстраций, фотографий, плакатов. |
декабрь | «Повар» | Цель: формирование представлений о профессиональной деятельности повара | Форма проведения: экскурсия на кухню. Основные понятия: варит, печет, жарит. Кухонная техника и посуда. | Атрибуты для сюжетноролевой игры «Кухня» |
Январь | «Дворник» | Цель: Знакомство с профессиональной деятельностью дворника. | Форма проведения: беседа, наблюдения. Основные понятия: дворник, метла, грабли, тележка, | Атрибуты для моделирования сюжетно ролевой игры. Лопатки, метла, совок, корзина. |
Февраль | Учительлогопед | Цель: формирование представлений о профессиональной деятельности учителялогопеда. | Форма проведения: беседа, экскурсия Основные понятия: учитель, логопед, кабинет, логопедические занятия, звуки, буквы, слова, предложения, скороговорки, логоритмика, консультация | Предметные картинки. |
Март | «Инструктор по физической культуре» | Цель: формирование представлений о профессиональной деятельности инструктора по физической культуре | Форма проведения: экскурсии, беседы. основные понятия: физкультура, выносливый, спортивные игры, бассейн, общеразвивающие упражнения, самокат, жизнерадостный | Мультимедийно е оборудование, презентация. |
Апрель | "Все профессии нужны, все профессии важны" | Цель: закрепить представление о профессиях, о значимости труда взрослых, воспитать уважение и любовь к труду взрослых. | Форма проведения: игровая программа | Музыка Л.Деревягина «Кем быть», мультимедийное оборудование, игра «Кто здесь был и что забыл» |
Май | «В мире профессий» | Цель: формирование уважительного отношения к труду Задачи: расширять у воспитанников представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности. | Форма проведения: НОД. Основные понятия: названия профессий, труд | Операционные карты с последовательн остью деятельности, атрибуты для деятельности овощевода, продавца, библиотекаря, парикмахера, повара, мультимедийное оборудование. |
Знакомство с профессией повар
срок реализации месяц (декабрь)
День недели | технологии | алгоритм знакомство с профессией | Формы и методы работы с детьми |
Понедельник , вторник | П, и, и-к, ин | Название профессии | Просмотр картинок, экскурсия, беседы воспитателя, чтение «повар» Овчинникова Т.С., «папа повар» Сергей Карпеев, «мама повар» Галина Турчинина, мультимедия, (смотреть кейс-игра ) |
Среда, четверг | П, и, и-к, ин | Место работы | Просмотр разных кухон на ноутбуке (домашнюю, ресторанную), д/и «поставь на свое место» , беседа «что видели на экскурсии», (смотреть кейс –игра) |
Пятница, понедельник | П, пр, и-к, ин | Материал для труда | Проекты родители и дети «что нужно повару» , д/и (смотреть кейс-игра) «принеси что попрошу», лото « овощи фрукты», чтение «однажды хозяйка с базара пришла», пальчиковые игры из серии «овощи» |
Вторник, среда | П, и, и-к, ин | Форменная одежда | Показ мод, д/и одень бумажную куклу, разукрашивание одежды (красками) |
Четверг ,пятница | П, и, и-к, ин | Орудия труда | Просмотр картинок, д/и «назови посуду»,. «покажи что назову», лото «посуда», с/р «сходим в магазин, купим посуду», «накроем на стол», чтение «федорино горе», разукрашивание стаканов ттычками ( смотреть кейс-игра) |
Понедельник, вторник | П, и, и-к, ин | Трудовые действия | д/и «что делает повар не скажу а покажу» (моет, режет, мешает..), с/р «напоим куклу», «сварим кашу»,( смотреть кейс-игра) |
Среда, четверг | П, и, и-к, ин | Личностные качества | Беседа о качествах повара, пальчиковые игры: «сорока белобока», «мы капусту режем», «мы делили апельсин», хороводная игра «каравай»,смотреть кейс- игра |
Пятница, понедельник | П, и, и-к, ин | Результат труда | д/и валеология( смотреть кейс –игра) «назови и покажи», «какое варенье», «разложи по корзинам», лото «веселый повар» |
Вторник, среда | П, и, и-к, ин | Польза труда | д/и «полезные продукты», пальчиковая игра «мальчик-пальчик в лес ходил», смотреть кейс-игра |
Четверг, пятница | П, и, и-к, ин | Приготовление салата с детьми , чаепитие, слушание песен про повара, еду (буренка Даша) | |
Обозначения
П- педагогическая технология
И- интегрированная технология
И-к – иновационно- комуникативная технология
Ин- итерактивная технология
Мультимедия: мульт. Тельямо и Тула, Руби и Йо-Йо, повар, однажды хозяйка с базара пришла, буренка Даша